живая история русский рок

«Русский рок». Часть первая

Сначала эта музыка была подростковым хобби, потом стала образом жизни, превратилась в идеологию и в конце концов чуть не слилась с эстрадой. Она возродилась в маленьких полуподпольных клубах 90-х.

Русский рок-н-ролл от 60-х до 90-х. Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Сергей Шнуров, Илья Лагутенко в новом четырехсерийном документальном фильме Пятого канала «Русский рок».

Архив

«Блокадники»

Живая история (рубрика)

«Душой из Ленинграда»

Живая история (рубрика)

«У Бога добавки не просят…»

Живая история (рубрика)

«Битва за жизнь. Непотопляемый остров»

Живая история (рубрика)

«Побоище в Девяткино»

Живая история (рубрика)

«Обыкновенные упыри»

Живая история (рубрика)

Новости Lentainform

Цифры дня

2826 1407381

Во вторник, 12 октября, доля телесмотрения детектива в аудитории «Все 18+» составила 10,3%, а в аудитории «Женщины 25-59» — 11,7%. Это обеспечило Пятому серебро и золото вечернего прайма среди всех федеральных каналов.

Новости канала

114 1415094

Пятый канал завершил съемки выездных спецсерий «Великолепной Пятерки» в Крыму

Съемки проходили в Ялте, Алуште и Гурзуфе. Два двухсерийных фильма о приключениях питерских оперов на южном побережье зрители увидят в новом сезоне.

Пресса о компании

3006 758430

«Алые паруса» вышли в финал международного конкурса

Проморолик праздника представили в номинации «Лучшее промо специального мероприятия свыше 60 секунд».

© АО Телерадиокомпания «Петербург», 1998—2021. Все права защищены.

Используя настоящий сайт, Вы тем самым обязуетесь выполнять условия Соглашения и учитывать информацию, содержащуюся в Уведомлении.

18

Внимание! Отдельные видеоматериалы, размещенные на настоящем сайте, могут содержать информацию, предназначен­ную для лиц, достигших 18 лет.

Источник

Новое в блогах

История русского рока. Коротко и в общих чертах

6365966 3733812

В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является в этом плане исключением. Но если на западе модные музыкальные течения всего лишь игра и часть пиар-акции, то в России любая субкультура становится смыслом жизни и частью мышления. Во второй половине XX века в СССР появилось, поистине легендарное, судьбоносное для многих и очень значимое для русской культуры рок-движение. Навеянное зарубежной музыкой и образом жизни, оно быстро напиталось тем неповторимым русским духом, который заставляет сердце трепыхаться в волнительном предвкушении чего-то необычного, особенного. Заставляет верить, что перемены к лучшему совсем рядом и вот-вот, скоро, наступит время полной свободы и благоденствия.

У каждой исторически важной эпохи есть основоположники и герои, те люди, благодаря которым проклюнулись, проросли и укоренились обычаи и традиции какой-то культуры. Люди, которых высшие силы наделили даром убеждать и вести за собой толпы. О героях советской, а сейчас российской, рок-культуры написано и рассказано много легенд, правдивых историй, а порой и мифов, но мне, человеку, чьё детство пришлось на девяностые годы двадцатого века, хотелось бы, со своей точки зрения, освятить хотя бы краешек той эпохи подпольной романтики и веры в светлое будущее. Очень надеюсь, что люди, которые видели те времена воочию, не осудят меня если я в чем-то ненамеренно ошибусь.

Итак, советская рок-музыка появилась в стране в 60-е годы двадцатого века. Сначала молодые музыканты просто копировали песни своих зарубежных кумиров не особо заморачиваясь собственным творчеством. Среди вдохновителей советской молодёжи были такие гиганты зарубежной музыки, как The Beatles, Элвис Пресли, The Rolling Stones и многие другие. Тогда, музыканты не употребляли слово «рок» для обозначения музыкального стиля, в ходу было определение биг-бит, а сами поклонники этого культурного течения назывались битниками. Конечно, битники не были первой молодёжной группировкой протеста, они взяли основы своего поведения от, порицаемых властями в 50-е, стиляг.

Музыканты, среди которых я хочу отметить, ныне признанного классика Александра Градского, работали на голом энтузиазме. Да и работой-то их деятельность назвать было нельзя. Что же это за работа такая, когда ни тебе концертных площадок, ни инструментов, ни аппаратуры. Соответственно и денег увлечение музыкой не приносило, ведь в Советском Союзе бизнеса не было и быть не могло, а уж шоу-бизнеса тем более.

6365966 3733813

Когда увлечение биг-битом охватило большую часть страны советов, в правительстве поняли, что дальше игнорировать это социальное явление нельзя и необходимо причесать, легализовать и вывести в свет некоторые музыкальные коллективы, ведь то, что происходит неофициально и подпольно невозможно контролировать. Во второй половине 60-х на сцену вышли официальные музыкальные группы, среди которых были «Поющие гитары» и «Весёлые ребята». Так как от слов «рок-н-ролл» и «биг-бит», по мнению государственных деятелей культуры, попахивало «преклонением перед западом», называть музыкальные коллективы рок- или бит-группами очень не рекомендовалось и в обиход вошло определение «вокально-инструментальный ансамбль» (ВИА). Само собой, большинству музыкантов не понравилось, что их хотят загнать в рамки «правильной» музыки и многим пришлось уйти в подполье, не имея возможности выступать на полноценных сценах, записывать пластинки или как-то ещё развивать свою творческую деятельность.

«Что это ты на себя нацепил?»

А про себя подумать: «Да что они там понимают?». И тогда сам себе начинаешь казаться таким важным и значимым, посвящённым в тайны бытия и познавшим истинные ценности. Не стоит забывать и о романтизме: длинные волосы, стрит, автостоп, коммуна и бесконечная свободная любовь.

К первой половине 80-х практически все советские рок-музыканты пели песни на русском языке. Мир рок-музыки захлестнула так называемая «новая волна». Пожалуй, именно эти годы можно назвать самыми продуктивными для советской рок-музыки, наступило время расцвета, время когда на отечественной сцене появились истинные кумиры, как советской, так впоследствии и российской молодёжи. Весной 1980 года в Тбилиси прошёл крупный по тем временам рок-фестиваль, на котором выступили такие группы, как «Машина времени», получившая, кстати, первое место, «Аквариум», которая, к сожалению, была дисквалифицирована и другие не менее достойные музыканты. Фирма-монополист «Мелодия» выпустила сборник лучших, по мнению жюри, песен, прозвучавших на фестивале.

6365966 3733814

С 1983 года, за всю советскую бытность члены рок-клуба провели 5 фестивалей, в которых принимал участие такие известные и по сей день группы и музыканты как «Зоопарк», «Пикник», «Странные игры», «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Секрет», «Телевизор», «АукцЫон», «Объект насмешек», Александр Башлачёв, «ДДТ», «АУ» и другие. Многие музыканты дружили между собой, как говорится, группами, одалживали друг у друга дефицитную аппаратуру и инструменты, менялись по мере надобности, участниками. Например, группу «Кино» с самого начала поддерживали Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Свой первый альбом «45», Цой записал при участии почти полного состава «Аквариума». Были, конечно, и разногласия, как же без них, короче, все как в большой и дружной семье.

С появлением большого разнообразия рок-групп разделилось на подвиды и молодёжное неформальное общество, появились металлисты, панки, первые байкеры, а также фанаты конкретных групп, например, алисаманы, киноманы и пр. Одновременно с возрастающей популярностью советских музыкантов, начались гонения со стороны властей, слегка расслабленные вожжи снова натянулись до предела. Наверное, это обусловлено тем, что стихийный виток популярности рок-музыки вырвался у партийных руководителей из-под контроля и они просто не успевали следить за ситуацией, стали выходить альбомы, записанные подпольно в обход государственной фирмы «Мелодия», к тому же социалистический режим начал медленно, но верно терять свои позиции, однако речь не о политике. Все неугодные партийному руководству музыкальные коллективы начали запрещать, обвиняя в подрыве государственных идей и всего такого прочего. Репертуар советских рок-групп в ответ на давление властей соответственно стал более откровенно выражать протестные настроения. Одной из таких социально-протестующих групп была «Алиса» во главе с Константином Кинчевым, призывающим идти вперёд и обнадёживающим: «Мы вместе!»

Читайте также:  история ковид в россии

Источник

Живая история русский рок

23fSyD0a LYEIjPIGW4KovWXbwW70exOZ7GgcwfGSJGsBjDIbHh4ALYtbG

Константин Кинчев: По дороге в Рай. Беглые заметки о жизни и творчестве. Аудиокнига. Н. Барановская. Видеоряд включает 1312 фото Константина Кинчева и группы Алиса разного периода!
https://youtu.be/rVHUfw3c-3g

Юрий Хой (Клинских) и Сектор Газа глазами близких. Аудиокнига. Воспоминания близких Юрия Хоя! Автор: Роман Гноевой. Видео-ряд содержит 668 фотографий Сектор Газа и Юрия Хоя: 100 фото Юрия Клинских, 102 фото с концертов Сектор Газа, 83 фото: пресса о Сектор Газа, 219 фото: рисунки Юрия Хоя, 106 фото Сектор Газа с поклонниками и 58 фото: Семья, родные и друзья! Аудиокнига содержит воспоминания близких Юрия Хоя, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни Сектора Газа и лидера, воспоминания фэнов, стихи посвященные Юрию Хою, полный текстовик всех 13 альбомов под редакцией Романа Гноевого, включая «Сказку про Кащея Бессмертного». Аудиокнига будет интересна не только поклонникам творчества группы «Сектор Газа», но и всем, кто хоть однажды слышал их песни.
https://youtu.be/t7JzoY8Zr1c

Тайна Игоря Талькова. На растерзание вандалам. Аудиокнига. Ирина Измайлова. 230 фото! Игорь Тальков. Видео-ряд содержит 230 цветных фотографий Игоря Талькова разного периода жизни! Тайная жизнь гениев.
https://youtu.be/9E6c9TSiox8

Ария: Легенда о Динозавре. 2 части. Аудиокнига. Автор: Дилан Трой, Виктор Троегубов, Маргарита Пушкина. Видео-ряд содержит 1228 фотографий Арии: 1092 фото разного периода Арии и 146 фото с концертов! Эта книга представляет собой первую попытку проанализировать творческий путь легендарной группы «Ария».
https://youtu.be/utI2d3P3uIw

Ленинград: Музыка для мужика. История Сергея Шнурова и группы Ленинград! Аудиокнига. Максим Семеляк. Видео-ряд содержит 708 фото Сергея Шнурова и группы Ленинград разного периода. Это первая книга о «Ленинграде» и его лидере Сергее Шнурове, написанная ведущим музыкальным обозревателем журнала «Афиша» (2001–2007), свидетелем и соучастником описываемых событий, — не биография группы в общепринятом смысле, скорее, по авторскому определению, «подарочный набор воспоминаний с претензией на некий коллективный автопортрет».
https://youtu.be/cgppidL3Boc

23fSyD0a LYEIjPIGW4KovWXbwW70exOZ7GgcwfGSJGsBjDIbHh4ALYtbG

Русский рок. Малая энциклопедия. (Новая энциклопедия отечественного рока). Аудиокнига. Третья по счету подобная энциклопедия, вышедшая у нас в стране. Составители: Трофимов, Марочкин, Бушуева, Бутряков, Васильева, Бахметьева. Подбор статей об артистах, который представлен в данной книге, наиболее точно характеризует звук 90-х.
https://youtu.be/mhfwyorxvt8

100 магнитоальбомов советского рока. Александр Кушнир. Аудиокнига. (портрет эпохи). Включает 438 фото из книги. Подавляющее большинство материалов этой книги основано на развернутых воспоминаниях реальных участников событий. Многие сотни часов эксклюзивных интервью составили фактологическое полотно “100 магнитоальбомов”, превратив данный фолиант из сухого академичного исследования в максимально достоверный “портрет эпохи”. Авторский коллектив благодарит музыкантов, звукорежиссеров, продюсеров, фотографов, художников, друзей и сочувствующих, чье живейшее участие позволило этой книге состояться. https://youtu.be/wknHtOmZgzQ

23fSyD0a LYEIjPIGW4KovWXbwW70exOZ7GgcwfGSJGsBjDIbHh4ALYtbG

Артемий Троицкий. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. Аудиокнига. Вся история советской рок-музыки! Книга известного советского автора была впервые опубликована за рубежом — в Англии, США и других странах. В настоящее издание, дополненное материалами последних лет, вошла практически вся история советской рок-музыки от первых самодеятельных коллективов начала 60-х годов до рок-фестивалей конца 80-х. Множество событий молодежной культурной жизни, в которых сам автор принимал участие или был их очевидцем, нашли отражение на страницах этой книги. Включает боле 200 иллюстраций из книги! https://youtu.be/Wzqms5eKL2Y

Русский рок. Малая энциклопедия. (Новая энциклопедия отечественного рока). Аудиокнига. Третья по счету подобная энциклопедия, вышедшая у нас в стране. Составители: Трофимов, Марочкин, Бушуева, Бутряков, Васильева, Бахметьева. Подбор статей об артистах, который представлен в данной книге, наиболее точно характеризует звук 90-х.
https://youtu.be/mhfwyorxvt8

Анархия в РФ: Первая полная история русского панка. Алексей Рыбин. Аудиокнига. Антология освещает творческий путь музыкантов, чьими руками в России 1970-2000-х годов появился панк-рок. Из книги слушатель узнает о творческом пути групп «Автоматические Удовлетворители», «Гражданская Оборона», «Сектор Газа». Примечание: Содержит ненормативную лексику. Включает 66 иллюстраций из книги. При подготовке данного издания составителями антологии были использованы материалы самиздатовской прессы, книг «Панк-вирус в России» и «Янка», а также материалы, предоставленные А. Бурячко. (Антология Русского Панка). https://youtu.be/aot9D0gJFQg

Повседневная жизнь российского рок-музыканта. Владимир Марочкин. Аудиокнига. Рок-сообщество — это настоящий параллельный мир со своими традициями, языком, модой. Эти законы еще мало исследованы, так как, несмотря на кажущуюся открытость, герои рока неохотно допускают чужаков к тайнам своего бытия. Известный рок-журналист Владимир Марочкин впервые сделал попытку создать путеводитель по этому удивительному миру. Как собрать жизнеспособный состав? Как придумать удачное название для группы? Как подобрать репертуар? Об этом подробно рассказывают музыканты групп Аквариум, Ария, Круиз, Машина Времени, Мастер, Крематорий, ДДТ, Черный Обелиск, Черный Кофе и др. Десятки увлекательных, а подчас — детективных историй из жизни звезд рока станут путеводной нитью, помогут не заблудиться в мире рок-музыки. Действующие лица: Гребенщиков Борис, Кипелов Валерий, Крупнов Анатолий, Маврин Сергей, Макаревич Андрей, Минаев Александр, Науменко Михаил(Майк), Полева Настя, Пушкина Маргарита, Романов Алексей, Троегубов Виктор, Холстинин Владимир, Цой Виктор, Шевчук Юрий. И все-все-все. https://youtu.be/wo0sc1LFHak

100 магнитоальбомов советского рока. Александр Кушнир. Аудиокнига. (портрет эпохи). Включает 438 фото из книги. Подавляющее большинство материалов этой книги основано на развернутых воспоминаниях реальных участников событий. Многие сотни часов эксклюзивных интервью составили фактологическое полотно “100 магнитоальбомов”, превратив данный фолиант из сухого академичного исследования в максимально достоверный “портрет эпохи”. Авторский коллектив благодарит му

Источник

Русский рок — как все начиналось

0000

История. Зарождение

0001

Хотя многие советские ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Цветы», «Земляне»), они чаще всего не называли себя рок-группами, так как рок-н-ролл считался буржуазным западным стилем. Репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, что ограничивало творческую свободу. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки и сильно ограничивало возможности для концертов. Записи этих групп распространялись среди фанатов самиздатом на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на квартирниках — стихийных домашних концертах. Самыми значимыми «магнитофонными» группами советского андеграунда 70-х — начала 80-х были московская «Машина Времени» и ленинградский «Аквариум». Среди других ранних групп — «Високосное лето», «Автограф», «Воскресение», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург». Единого стиля у этих групп не было, они исполняли вперемешку и западный рок, и чисто акустические, «бардовские» песни. В этот период в СССР трудно провести границу между роком, ВИА и авторской песней.

0002

К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов.

С широким распространением битломании практически в каждой школе создавалась своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). Развитие бит-сцены привело к созданию первого рок-клуба «КМ» (по названию кафе-мороженого, в здании которого он находился).

Однако музыканты независимых бит-групп сталкивались с двумя проблемами, ограничивавшими их деятельность. Первая состояла в недоступности студий звукозаписи, поэтому до настоящего времени дошло очень мало записей групп 1960-х. Среди них можно выделить записи группы «Скифы», использовавшей разнообразные звуковые эффекты. По мнению основателя американской фирмы «Electro-Harmonics», производящей подобные эффекты, изобретения группы «Скифы» по своим возможностям опережали западный рынок на несколько лет, в чём и состоит уникальность звучания этой группы. Вторая проблема состояла в том, что после завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены делать выбор: уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

Но и после распада большинства самых известных команд 1960-х или выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться за счёт более молодой генерации. В 1972 году московская группа «Оловянные солдатики» записала магнитоальбом «Рассуждения». Позднее «Оловянные солдатики» стали известны тем, что записали песню для мультфильма «Ну, погоди!» — «У попа была собака», хотя ещё в 1968 году группа «Сокол» сделала единственную сохранившуюся запись своего творчества — саундтрек к мультфильму Ф. Хитрука «Фильм, фильм, фильм».

Читайте также:  биография андрея эшпая композитора

Бит-движение также развивалось и в провинции. 1 января 1966 года в Харькове местными рок-группами был проведён первый сейшн в Доме культуры железнодорожников. В том же году Сергей Коротков выпустил самиздатовский журнал «Бит-Эхо», который стал первым отечественным рок-н-ролльным журналом.

18 декабря 1966 года в Каменске-Уральском Свердловской области прошёл первый в стране рок-фестиваль, организованный лидером местной бит-группы «Месяцевики» Владимиром Прокиным.В фестивале приняло участие четыре каменских группы.

9 мая 1969 года в Ростове-на-Дону, на Левбердоне, был проведён рок-фестиваль «Вудсток-на-Дону»«ВУДСТОК»наДону. В фестивале приняли участие четыре ростовские рок-группы: «Утренняя Роса», «Малыш и братья», «Корда» и «Неудачники»«ВУДСТОК»наДону.

Для московского рока ключевым фестивальным событием являлся Ереванский фестиваль, ежегодно проходивший в 1968—1972 годах и собиравший самые крупные московские коллективы.

Родоначальником ленинградской магнитоальбомной истории считается Юрий Морозов (1973), о чём сказано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). Среди записей ленинградских групп первенство принадлежит сохранившимся в хорошем качестве записям бит-группы «Садко», включавшим кавер-версии и собственные песни на русском языке, сделанным ранее опытов Морозова, — в конце 1960-х годов.

0000

1970-е годы

Параллельно независимой рок-сцене существовала официальная (и от того более известная) сцена советских вокально-инструментальных ансамблей, ставших символом 1970-х в советском роке также, как прогрессив и арт-рок. Бывшие веянием времени, многие ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Песняры», «Ариэль», «Цветы», «Поющие гитары»), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 1960-х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 1970-х на пластинках-миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполнения которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае с иностранными авторами и исполнителями этого было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не всегда ограничивало, если группа была прикреплённой к отдельному вузу или факультету, это давало возможность выступать на сцене.

0004

Группа Стаса Намина «Цветы»

Для московской рок-музыки 1970-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 1980-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени», также хорошо были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 1970-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 1970-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург», тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 1970-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям — «Удачное приобретение Live’74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 1960-х годов, а потому игравших в более мягком и философском звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 1960-и годами. К 1980-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к размолвкам со стороны молодого поколения и представителей более старшей хард-роковой генерации.

0005

Гр. Удачное приобретение

Расцвет, 80-е

К концу 70-х — началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др.

0006

0007

Русский рок пережил трудный период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом.

0008

Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство. 80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» — 1985-89, «Подольск» — 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк.

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

0009

Рок фестиваль «Подольск» — 1987

Региональные сцены

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург)

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 году в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Оберманекен» (Анжей Захарищев фон Брауш), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачёв. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.

0010

Москва, в которой в 1985 году была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры им. Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной проспект», «Биоконструктор» и другие. Для столичной рок-музыки (особенно, её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчёркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как «Тайм-аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело!» и др.

Читайте также:  самый старый аниме персонаж

0011

ДК Горбунова (знаменитая Горбушка)

Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 80-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Круиз» (Валерий Гаина), «Чёрный обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

0012

Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1986 году был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Свердловская рок-тусовка была относительно узкой, и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, добившейся всесоюзной популярности в 80-х, стала «Наутилус Помпилиус», тексты которой были более социальны и ориентированы на массового слушателя.

0013

Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Инструкция по выживанию», (Роман Неумоев), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено в основном направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок опирался не только на англо-американский панк-рок, но и на пост-панк, гаражный рок, психоделию и даже частично на фолк-рок, и представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру.

0014

0015

Воронеж, в котором с конца 80-х открывается Воронежский рок-клуб. Одной из ярких местных рок-групп являлась «Сектор Газа», вокалистом и автором песен в которой был Юрий Клинских (Юрий Хой).

0016

Наиболее известные рок-группы Киева: «Вопли Видоплясова», «Коллежский асессор», «Раббота Хо», «Годзадва», «Иванов Даун».

0017

Ростов-на-Дону

Наиболее известные группы: «Пекин Роу Роу», «Театр Менестрелей», «Там! Нет Ничего», «Геликоптер Блюз Бенд», «Площадь согласия» (Таганрог), «Чистая вода» (Аксай), «ЭЛЕН», «Зазеркалье», «Оникс» (Новочеркасск). Наиболее известными музыкальными критиками в ростовской рок-среде были Галина Пилипенко и Игорь Ваганов. Самиздатовские журналы: «Донской Бит», «ПНЧУ» («Приложение неизвестно к чему»), «Ура Бум-Бум!», «Рок-ОПО», «КРИК», «Палата».

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна).

0018

Джоанна Стингрей и Виктор Цой

После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с западными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 80-х — начало 90-х

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта. В России впервые услышали о группе «Агата Кристи», игравшей писходелический постпанк, в начале 1990-х годов это был самый популярный рок-коллектив в России. Также появился панк-проекты, такие как «Смысловые галлюцинации», «Ва-БанкЪ», инструментальный ансамбль «Ноль» и рок-н-ролл группа «Ногу свело!», песня которой «Хару Мамбуру» отразила культуру 90-х и стала мегахитом и даже шлягером.

0019

Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звёздных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили свою деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог». Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

0020

90-е и современность

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 90-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса». В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные неофициально как самиздат. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные русские рок-группы, в 90-х и 2000-х появляются СМИ, специализирующиеся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие. Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

0021

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь»). «Тяжелая» сцена расширилась с появлением современных исполнителей пауэр- и симфо-метала («Эпидемия», «Catharsis», «Mechanical Poet»), блэк- и паган-метала («Nokturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона»), дум — и атмосферик-метала («Mental Home», «Dreaming Soul», «Stonehenge») и других видов металлической музыки.

0022

Появился русский альтернативный рок в середине 1990-х, остаётся популярен и до наших дней. Изначально, это были рэпкор и трип-хоп, которые быстро «въелись» в культуру русского рока. Серьёзный толчок в сторону альтернативы сделали группы «Дубовый Гаайъ» (Дельфин), «Кирпичи», а также группа «Сектор Газа», где «Хой» использовал рэпкор в 1990-х. В 2000-х появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, ню-метала, рэпкора, эмо, металкора — такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот», «Мои Ракеты Вверх», «Stigmata», «Rashamba» и множество других. Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив премию «RAMP».

Фолк-рок получил новое развитие, сблизившись, с одной стороны, с менестрельской песней («Мельница», «The Dartz», «Theodor Bastard»), а с другой стороны — с так называемым скандинавским фолк-роком («Наследие вагантов», «Тролль гнёт ель», «White Owl», «Tintal»). Часть групп ориентирована на фольклорные традиции народов России: «Ярос» (славянский фолк-рок), «H-Ural» (хантыйский электрофолк), «Буготак» (бурятский этно-рок) и др.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector