Новое в блогах
ПАБЛО ПИКАССО И ЕГО ЖЕНЩИНЫ. ЧАСТЬ 1
Четверг, 17 Марта 2016 г. 19:28 + в цитатник
Пабло Пикассо, безусловно, является величайшим художником ушедшего XX века. Влияние, которое он оказал на развитие современного искусства, позволяет поставить его в один ряд с гениями эпохи Возрождения. Родился художник в Малаге, Испания, 25 октября 1881 года.
Отец Пабло – Хосе Руис Бласко (Пикассо – фамилия матери художника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо), учитель рисования и куратор местного музея, возлагал на сына большие надежды и надеялся, что тот сделает карьеру в области академического искусства. Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему исполнилось 13 лет.
Пабло Пикассо. Портрет матери художника. Период: Ранние годы. 1896. Музей Пикасо. Барселона. Испания
«Первое причастие». 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо
В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но не завершил курс обучения. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в 1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения», исполненная в академической манере. В 1901 году открылась его персональная выставка на улице Лаффит, известной своими престижными художественными галереями. Юноша был практически неизвестен в то время за пределами Барселоны, но уже создал сотни картин. Работы молодого художника были с восторгом приняты французскою публикой и получили благожелательные отзывы придирчивых парижских критиков. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться там окончательно.
В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.
На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо.
А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног».
Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.
Он был потрясающим мужчиной: маленького роста — всего 158 сантиметров, — с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью.
А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».
Работы Пикассо, более 50 000 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики, созданных более чем за 80 лет творческой активности, принято разделять на периоды, которые по времени часто перекрываются.
Пабло Пикассо написал свой шедевр «Ребенок и голубь» в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.
Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо Музей Пикассо, Барселона
Пабло Пикассо. Голова женщины. Период: Голубой период. 1902—1903. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
Картина написана в голубой период творчества Пикассо, начавшийся с самоубийства его близкого друга, Карлоса Касагемаса. «Скорбь составляет фон жизни», считает в этот период молодой Пикассо. Пабло живет между Барселоной и Парижем, в преддверии окончательного переселения в столицу Франции
Пабло Пикассо. Женщина с веером – модель Фернанда Оливье (1881—1966). Период: Голубой период. 1905. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ей было 18, ему 23 года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Пикассо познакомился с ней в 1904 году, после того как поселился в Париже. Художник изобразил Фернанду на многих картинах розового периода. В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать. Несмотря на то, что Фернанда была замужем, она оставалась с Пикассо в течение девяти лет. В 1900—1905 годах Оливье была профессиональной натурщицей, но когда она переехала к Пикассо, тот запретил ей позировать другим художникам.
Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1906
После знакомства с Фернандой мрачную, почти монохромную живопись с трагичными, депрессивными персонажами сменяют исполненные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового, и серого оттенков
Фернанда Оливье и Бенедетта Каналье.
Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.
Вместе с Жоржем Браком, Пабло Пикассо является основоположником кубизма и с этой картины начинается увлечение художника кубизмом
«Авиньонские девицы», 1907
1909 TИte de femme (Fernande Olivier)
Пабло Пикассо. Женщина с грушами (Фернанда). Период: Кубизм. 1909. Музей искусств Метрополитен. Нью-Йорк. США
Пабло Пикассо. Бюст женщины. Период: Африканский период. 1907. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.
Фернанда оставила Пикассо в 1912 году, после того, как Пикассо увлекся Марсель Умбер, известной в парижских богемных кругах, как Ева Гуэль. Когда в мае 1913 года умер отец Пикассо, Ева переехала к нему, ее поддержка и участие помогли художнику преодолеть депрессию. Пикассо был опустошен ранней смертью Евы в декабре 1915 году.
Пабло Пикассо. Женщина в сорочке, сидящая в кресле (Ева). Период: Синтетический кубизм. 1913. Частная коллекция
Брошенная Фернанда так и не смогла найти своего счастья, она закончила свои дни в бедности и одиночестве. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой лежало лишь зеркальце в форме сердца, подаренное когда-то Пикассо. До своего последнего дня она любила неистового Пабло.
В 1917 Пикассо познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой (1891—1955). В то время он оформлял балет «Парад» в Риме и отвечал за костюмы и оформление декораций..
Эскиз постановки для балета «Парад» 1917 год
В творчестве Пикассо начинается период классицизма.
Портрет Ольги Хохловой. 1918
Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.
Пабло Пикассо. Мадам Пикассо. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Период классицизма (1917—1925). 1917. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
Пабло Пикассо. Ольга в мантилье. Период классицизма (1917—1925). 1917. Музей Пикассо в Малаге. Малага. Испания
Пабло Пикассо. Период: 1908-1918: 1917 Olga Kokhlova.
Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
Пабло Пикассо. Портрет Марии Пикассо Лопес. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Коллекция картин Пикассо в Музее Реаттю. Арль. Франция
Художник представил ее своей семье, и по легенде, мать Пикассо предостерегла ее от брака со своим сыном: «Ни одна женщина не может быть счастлива с ним, он любит только себя и своё искусство». Жизнь покажет, что мать была права.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами или лошади.
Пикассо так видел свою жену
В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.
Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным — и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.
Мария-Тереза Вальтер на пляже, Динар, Франция, август 1928
Мари-Терез Вальтер с собакой своей матери, 1932. Фото Пикассо. Коллекция Майи Пикассо
Пабло Пикассо. Женщина с желтыми волосами. Период сюрреализма (1925—1937). 1931. Музей Соломона Гуггенхайма. Нью-Йорк. США
Пабло Пикассо. Портрет Мари-Терез. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
Пабло Пикассо. Женщина с книгой. Период сюрреализма (1925—1937). 1932. Музей Нортона Саймона. Пасадена. Калифорния. США
Пабло Пикассо. Мари-Терез в венке 2. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. КоллекцияМайи Руиз-Пикассо. Париж. Франция
Пабло Пикассо уже увлечен новой женщиной, у него роман с Дорой Маар, однако его тайная семья прошлого десятилетия — Мария-Тереза Вальтер и их общая четырехлетняя дочь Майя — в поле его внимания. Дора Маар вспоминает, что дважды в неделю Пикассо уезжал к ним, проводил с ними целые дни и, конечно, рисовал их. От того времени остался этот замечательный нежный портрет матери Майи, который сейчас хранится в личной коллекции дочери
Пабло Пикассо. Облокотившаяся Мария-Тереза. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Коллекция Майи Руиз-Пикассо. Париж. Франция
Мария Тереза Вальтер в шляпе. 1936 год
Пикассо П. Мария Тереза. 1927 г
Пабло Пикассо. Мари-Терез в венке. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Коллекция Майи Руиз-Пикассо. Париж. Франция
В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.
У Пикассо и Марии- Терезы родилась дочь Майя, но поскольку в это время он был все еще женат, то девочка оказалась незаконнорожденной, а Пабло был зарегистрирован лишь как ее крестный отец. При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Мария — по имени матери Пикассо, а Консепсьон звали его умершую в раннем детстве сестру, с смертью которой у него были связаны самые сильные переживания. В семье же девочку звали Майя и фамилию отца она получила только после его смерти, став по новому французскому законодательству законной наследницей Пабло Пикассо.
Хотя в детстве Майи Пикассо и не жил с ее матерью, он не выпускал их из поля зрения, полностью обеспечивая свою неофициальную семью, два дня в неделю Пабло встречался с дочерью и рисовал ее; портреты Майи с куклами – известные картины этого периода времени. После того, как дочери исполнилось 20 лет, они почти не виделись.
Пабло Пикассо. Майя с куклой. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция
Портрет дочери Майи. 1939
После рождения ребенка он охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар.
skeptimist
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Соотноси всё с вечностью
Как Пикассо унижал и уничтожал женщин своим творчеством
Уверен, что о мужчине можно судить по тому, как он относится к женщине. И самый известный художник ХХ века Пабло Пикассо в этом смысле не выдерживает никакой критики. Проще говоря, в этом смысле он просто чудовище.
Честно говоря, я не поклонник его творчества, хотя признаю его как некий феномен культуры и показательный пример деградации искусства и общества, которое с его картин тащится.
И не только деградации.
Его картины отражают этакое хулиганство художника и бесстыдное потакательство нравам толпы через игру на её похоти.
Однако, признаюсь, я не знал, что с помощью своих картин Пикассо расправлялся с женщинами, которых разлюбил. И тому пример история его жены Ольги Хохловой.
Об этой отталкивающей стороне творчества Пикассо рассказала блогер esninalj.
___
Начала читать историю создания особо неприятных работ и меня поразила жестокость, как он с помощью картин высказывал свое отношение к женщине, которую в начале любил, а потом ненавидел.
Пабло Пикассо известен всему миру, его картины продаются за баснословные суммы. Никогда меня особо не интересовала его личная жизнь, а сейчас решила прочитать, очень неприятный осадок остался.
Ни одну женщину он не сделал счастливой. Он приносил несчастье женщинам, которые его любили, кто-то сошел с ума, кто-то свел счеты с жизнью, хотя в начале его любовь была сильной и настоящей…Его стихией были публичные дома, где он был завсегдатаем…
Можно с уверенностью сказать, что больше других настрадалась его первая Ольга Хохлова.
Дочь русского офицера, родившаяся в украинском городе Нежине, балерина, очаровала Пикассо в 1917 году.
Считается, что именно она была вдохновительницей его «классического» периода, когда кубизм был на время отложен в сторону его основоположником.
Они познакомились в Риме, известный художник 36 лет, который с 14 лет имел кучу любовных связей и не только с любовницами, но и с любовниками, внешне ничем не примечателен – коренастый коротышка с обычным лицом и Ольга, которая была девственницей, пугливой и неприступной, что Пикассо воспринял, как вызов. В итоге он растопил ее сердце. Ольга влюбилась и очень понравилась его матери, которая попыталась предостеречь девушку «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина».
Ольга не прислушалась к словам матери Пикассо, стала его законной супругой.
Казалось, что художник остепенился, все было замечательно, он много рисовал жену и в его работах чувствовалась нежность, а она любила его искренней, сильной и преданной любовью. Она стала матерью его первого сына.
https://picua.org/images/2019/10/14/eb57ddf2bd2f531bcea4a511cff4fce2.jpg
Он много рисует ее в реалистической манере. На этом настаивала сама балерина, не принимавшая эксперименты в живописи. «Я хочу, — требует Хохлова, — узнавать свое лицо».
Друзья Пикассо критиковали художника, называя каблуком и зазнавшимся буржуа, изменения в нем приписывали влиянию русской жены, которую не любили. Она казалась им высокомерной и надменной.
Их брак продлился 37 лет, с 1918-го по 1955-й год. В начале двадцатых художник вернулся к старому образу жизни, развлекался с женщинами на стороне, в к жене становился все более холодным и отчужденным.
Однажды Пикассо, еще в конце 20-х годов, сделал мерзкий унизительный снимок своей жены на фоне портрета обнаженной любовницы, вероятно, таким образом он садистично унижал опостылевшую и ни о чем не подозревающую жену. Читала это и чувствовала отвращение к этому гению!
— Это голова Ольги по мнению разлюбившего мужа
Какое-то время Ольга часто бывала в обществе, но уже в 30 годах большую часть времени проводила в больнице. Известие об изменах Пикассо дошло до нее в 1935 году.
Она хотела развестись, но Пикассо не давал согласия из-за равноценной дележки имущества, нажитого с 1918 года. Кроме того, его устраивал любящего семьянина и на бумаге оставался мужем Ольги вплоть до ее
смерти.
Теперь Пикассо рисует Ольгу совершенно иначе, но все равно рисует, в его картинах чувствуется ненависть, а женщина предстает в ужасных обезображенных формах.
Она очень тяжело болела раком, но Пикассо было все равно, он ни разу не навестил жену. Его не было и на похоронах, он заканчивал серию картин «Алжирские женщины», которая сейчас оценивается в 179 миллионов долларов.
Первая выставка работ Пикассо, посвященная исключительно Ольге Хохловой, состоялась в марте 2017 года в парижском Музее Пикассо. И каким же было удивление посетителей, когда они увидели совсем другую Ольгу. Счастливо улыбающуюся на ранних фотографиях, смеющуюся и играющую с собаками на семейных видео, которые снимал Пабло. На одном из них Ольга гадает на лепестках цветка: «любит — не любит».
Бабушка «часто рассказывала… сказки на красивом и мелодичном русском языке, – вспоминала внучка. – …и никогда мы от нее не слышали дурного слова о Пикассо, бросившем ее на произвол судьбы».
Как на самом деле выглядели женщины Пикассо
У Пикассо чудовищное количество женских портретов, и почти про все из них известно, кто из жен или подруг художника был там изображен.
Иногда кажется, что Пикассо рисовал одних женщин, будто бы в женщинах и была его жизнь. Но на самом деле он имел привычку писать по картине каждый день, а подруги были самым удобным объектом для попадания «под кисть».
Часто пишут, что по женским портретам Пикассо можно проследить историю их отношений – дескать, чем хуже становилась погода в доме, тем безобразнее изображал художник свою подругу.
Ольга Хохлова, первая жена Пикассо, и ее портреты 1923 и 1927 годов.
В действительности это не так. Пикассо прожил долгую творческую жизнь, в течение которой он беспрестанно экспериментировал с новыми стилями и выразительными средствами. Поэтому женщины на его картинах выглядят в соответствии с тем стилем или стилями, на которые они «попали». Как на самом деле выглядели женщины Пикассо – по портретам понять сложно, но зато по его полотнам легко проследить переход одного периода творчества в следующий.
Все странности картин Пикассо объясняются тем, что он вообще не писал внешний мир, он пытался создать и передать свою реальность. Он не стремился донести до зрителя то, каков этот мир, он говорил – смотрите, как я его вижу. Он не говорил – вот какая женщина, он показывал свой образ этой женщины.
В разные периоды жизни, по сути, менялась «оптика», через которую художник смотрел на мир, и по его портретам мы не можем узнать о самих его женщинах, а только о его «художественных линзах».
Дора Маар и ее портреты 1944 и 1936 годов.
Пикассо часто винят в жестоком отношении к своим женщинам, с которыми он безжалостно расставался. Но дело скорее в том, что его женщины страстно желали стать главными в его жизни, впереди его творчества, и боролись за это призрачное место до полной потери себя.
Известна история, когда он предоставил двум любовницам, Доре Маар и Марии-Терезе Вальтер, соперничать между собой за приз в виде себя самого. А первая жена его, русская балерина Ольга Хохлова, до конца своей жизни не могла смириться с разрывом и преследовала бывшего мужа.
Франсуаза Жило и ее портреты 1946 года.
Пикассо действительно писал по картине в день, на отношения с внешним миром, в том числе и со своими женщинами, у него оставались сущие крохи времени. И если отношения начинали отнимать время от творчества, он спокойно от этих отношений избавлялся, не взирая ни на что.
Пожалуй, единственная из женщин Пикассо, которую не разрушил разрыв с ним, была Франсуаза Жило, тоже художница, на сорок лет моложе Пабло. Она занималась собственным образованием и творчеством и сама ушла от него, когда посчитала дальнейший союз невозможным.
Сильветт Давид и ее портреты 1954 года.
Сильветт Давид, соседка и юная поклонница таланта Пикассо, не была его любовницей, но стала тем не менее очень известной его моделью. Ее портреты, числом не менее шести десятков, легко идентифицируются пикассоведами по модной в 50-е годы прическе – конскому белокурому хвосту.
По окончанию сеансов позирования Пикассо подарил Сильветт один из потретов (тот, что справа), который она почти сразу продала, чтобы купить себе жилье в Париже.
Жаклин Рок, вторая жена Пикассо, и ее портреты 1961 и 1954 годов
Жаклин Рок, вторая жена Пикассо, познакомилась с ним, когда ей было 26 лет, а ему – 72. Она прожила с ним его последние одиннадцать лет, за это время Пабло написал около 400 ее портретов.