здание нии склифосовского история

Здание нии склифосовского история

Современый институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского ведёт свою историю от Странноприимного дома, основанного в благотворительных целях графом Николаем Петровичем Шереметевым в 1803 году и официально открытого в 1810 году. Дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов» и приюта на 25 девочек-сирот. Это было одно из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднейшим слоям населения и по призрению сирот и бездомных.

Во время Отечественной войны 1812 года в здании Странноприимного дома размещался госпиталь сначала французской, затем русской армии, а позже — госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и первой мировой войны. Постоянная хирургическая практика велась здесь с 1815 года.

Шереметевский старнноприемный дом на карте 1817 года:

В 1923 году на базе Шереметевской больницы был организован Институт неотложной помощи, носящий с 1929 года имя Н. В. Склифосовского и широко известный москвичам и жителям других городов России как медицинское учреждение, оказывающее высококвалифицированную помощь в любое время и любому пациенту.

И.К. Кондратьев о больнице графа Шереметева

О больнице графа Шереметева в книге И.К. Кондратьева «Седая старина Москвы»:

    Странноприимный дом и больница графа Шереметева. На Сухаревской площади. На месте дома в старину простирались обширные огороды князя Черкасского, сделавшегося потом родственником Шереметевых. На огородах издревле находилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Преподобных Ксении и Михаила Архангела. При императрице Елизавете Петровне церковь эта, пришедшая в ветхость, перестроена каким-то юродствовавшим Андреем и потом освящена при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Основатель этого богоугодного заведения есть граф Николай Петрович Шереметев. Оно основано в 1803 году. Кроме богадельни для престарелых и больницы основателем положен особый капитал, чтобы из процентов капитала ежегодно выдавалось: 1) на приданое нескольким бедным девицам; 2) для воспомоществования бедным семействам; 3) на восстановление заведений обедневших ремесленников через снабжение их потребными для работ инструментами; 4) на вклады в храмы Божьи и другие дела милосердия. По преданию, дом этот основан по инициативе супруги графа Прасковьи Ивановны, которая отличалась при жизни широкой благотворительностью.

Источник

Целители, покровители и легенды загадочного «Склифа»

200 лет назад, 10 июля 1810 г., была торжественно открыта Шереметьевская больница при Странноприимном доме графа Шереметьева. Ныне это Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. С историей больницы связано немало легенд и загадочных слухов. Многие уверены, что здесь исцеляются не только физически, но и духовно.

Наследство Шереметьева

Граф Шереметьев вошёл в российскую историю как театральный меценат и основатель Странноприимного дома (Сухаревская площадь, д. 3). В 1801 г. состоялось его венчание с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой (в девичестве Ковалева). С детства знающая тяготы и невзгоды жизни бедных людей новоиспечённая графиня приняла участие в возведении богоугодного заведения. Первоначальный проект больницы выполнил талантливый архитектор Елизвой Назаров. Позднее Шереметьев привлёк к работе итальянского зодчего Джакомо Кваренги, пишет vorcuta.ru.

Прасковья Жемчугова-Шереметьева скончалась в 1803 г. от туберкулеза, так и не дожив до окончания строительства Странноприимного дома. В 1804 г. были заложены четыре флигеля: Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский. По преданию под фундамент будущей больницы положили старинные серебряные монеты, которые многие пациенты и по сей день находят в своих палатах. Как гласит одна из легенд, странное появление монеты в палате больного – верный знак того, что больной идет на поправку.

Сам граф Шереметьев ушел из жизни в 1809 г., а торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через полтора года после смерти его учредителя. Помимо больницы и богадельни в благотворительном заведении располагалась церковь Святой Троицы.

Больница Странноприимного дома помогала страждущим во все времена. Так, в 1812 году больница одинаково принимала как русских, так и французских солдат. До сих пор в медицинском музее при институте имени Склифосовского хранится история болезни князя Багратиона, героя войны. А революции 1905-го и 1917-го годов положили на соседние койки белых и красных. Здесь всегда старались помочь каждому вне зависимости от благосостояния, национальной принадлежности или положения в обществе. Политика врачей сводилась лишь к одному разделению – на больных и здоровых, сообщает doc-films.ru.

«Сгорая сам, свети другим»

В 1918 г. было ликвидировано название Странноприимного дома. Церковь Святой Троицы была закрыта, а благотворительное заведение превратилось в обычную больницу. В 1919 г. здесь была организована Московская городская станция скорой помощи. В 1923 год Шереметьевская больница превратилась в НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. А позже появилась так называемая «скорая помощь на дому», и был введен всем нам хорошо известный номер «03».

Интересен тот факт, что сам Николай Васильевич Склифосовский ни разу не был в Странноприимном доме. Но имя великого хирурга совсем не случайно оказалось в одной строке с Шереметьевым и Жемчуговой. Ведь большую часть своей жизни он посвятил благотворительности и людям, прошел несколько войн, написал множество научных работ. На дверях его усадьбы висела даже такая же надпись, как и у Шереметьева: «Сгорая сам, свети другим».

Больничные катакомбы

Директор НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского Анзор Хубутия рассказал другую мистическую историю, произошедшую в стенах больницы. Как-то у него в отделении лежала женщина, жена лётчика. Пациентке был прописан постельный режим из-за проблем с сердцем. В одну из ночей женщине приснился сон: она гуляет по больнице и встречает свою недавно умершую тётю, которая зовёт её идти вместе с собой. Женщины подходят к лифту, а из него им навстречу выходит сам Хубутия. Он начинает кричать на пациентку за ослушание его предписаний и уводит её в палату. На следующий день Хубутия должен был поехать на медицинскую конференцию, но передумал. Придя в отделение, он узнал, что его пациентка умирает. Быстро сделав ей массаж сердца, доктор вернул женщину к жизни. О чудесном сне врачу рассказали соседки по палате.

Читайте также:  о спасительница наша царица небесная

«Короче, Склихософский»

Говорят, что у НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского есть три покровителя: Прасковья Жемчугова, некий седовласый старец и сам профессор Склифосовский. Они оберегают от смерти и помогают больным выздороветь. Многие пациенты видят черноволосую женщину, которая садится на постели больных и гладит их по голове. Также говорят, что она оставляет монетки у кроватей и на тумбочках. Персонал верит, что если пациент нашёл старинную денежку, то тогда он выздоровеет на 100%.

Среди студентов ходит «черная» шутка: «Если Вас приняли в институт без экзаменов, значит, это институт Склифосовского». Также всем нам хорошо известна фраза героя Юрия Никулина в фильме «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» – «Короче, Склихософский». По поводу этого высказывания ходит много шуток, но истинная история крылатого выражения неизвестна. Скорее всего, как и все остальные комедийные моменты, её придумали остроумные гайдаевские сценаристы.

Источник

Склиф: памятник-любовь

Место, где ныне располагается известный каждому москвичу Склиф, в XVII-XVIII в. было даже не окраиной города, а его пригородом. Здесь, за чертой тогдашней границы Москвы, проходившей по линии современного Садового кольца, находились «Черкасские огороды» — летний загородный двор известных своим богатством и служебным положением князей Черкасских. Здесь обитали служители хозяев, оброчные крестьяне, немногочисленные арендаторы и причетники выстроенной еще в царствование Алексея Михайловича Ксениевской церкви.

Черкасским огородам суждено было стать малой частицей того колоссального состояния, которое образовалось после бракосочетания 28 января 1743 года Варвары Алексеевны Черкасской, дочери российского канцлера, и Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала петровского времени. И без того немалое имущество жениха утроилось: приданное невесты составило 70 000 крепостных душ (включая семью художников Аргуновых) и многочисленные земельные владения (в том числе малоизвестное тогда село Останкино). Наследник же этого несметного богатства, младший сын супругов Шереметевых Николай, появился на свет 28 июня 1751 года.

Граф воспитывался при дворе вместе с будущим императором Павлом I и навсегда остался для него другом детства. Николай Петрович получил превосходное домашнее образование, завершившееся в престижном Лейденском университете. За границей граф познакомился с художественными коллекциями Голландии и Англии, но главные впечатления его ждали в Париже, где он изучал музыку, театральное дело, общался с деятелями европейской культуры и был представлен при королевском дворе.

«Новые Афины» и их «жемчужина»

1 N P Sheremet

Н.И.Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева

Когда и при каких обстоятельствах Николай Петрович, впервые увидел главную любовь своей жизни Прасковью Ковалеву, доподлинно неизвестно. Мы знаем лишь, что родилась Паша в 1768 году в Ярославской губернии. Сегодня три села Ярославской области спорят между собой за право называться родиной Прасковьи Ивановны. Все они находятся неподалеку от шереметевской усадьбы Вощажниково, от которой сохранились лишь остатки старинного парка со столетними липами, лиственницами и березами. Отец Прасковьи был деревенский кузнец, «коваль» — отсюда и фамилия Ковалева.

У девочки с раннего детства был сильный и красивый голос. Однажды ее заметила дальняя родственница Шереметевых Марфа Михайловна Долгорукова. Она-то и привезла шестилетнюю Пашу учиться в Кусково, гордо именуемое его хозяином, старшим графом Петром Борисовичем, «Новыми Афинами». Название это, оправдывалось не только красотой барской усадьбы с великолепным парком и затейливыми павильонами, но и феерическими празднествами графа, а также роскошными театральными спектаклями, где все роли и музыкальные партии исполняли крепостные актеры. Выдержать соперничество с труппой Шереметева с трудом могли другие помещики-театралы, равно как и иностранные антрепренеры. И неудивительно: хозяин создал у себя настоящую театральную школу, куда привозились изо всех его вотчин одаренные дети крепостных и где природные склонности маленьких артистов доводились до высокого профессионального совершенства.

В Кусково маленькая Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, актерскому мастерству, французскому и итальянскому языкам.

Дебют 11-летней Паши Жемчуговой (сценический псевдоним актрисы) состоялся 22 июня 1779 года на сцене кусковского театра в комической опере Гретри «Опыт дружбы».

Двумя годами ранее Петр Борисович передал управление труппой в руки сына, видя его особую склонность и любовь к музыке.

Из мира иллюзий к подлинной реальности

2 Praskov Ivan

Н.И.Аргунов. Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой

Молодой граф Николай Петрович с энтузиазмом принялся за дело. Он входил во все детали постановок своего крепостного театра, посещал репетиции, порой обедал со своими артистами. Его отношения к собственным крепостным актерам вообще были не типичны для своего времени. Они отличались гораздо большим демократизмом и даже уважительностью. Привлеченный талантом юной воспитанницы, граф, как позднее сам он писал, «нередко находил приятность заниматься с нею сам музыкой…А сии частные упражнения заставили более и более познать отличные душевные дарования и добродетельные свойства», которыми она была одарена.

Мир театра сыграл особую роль в отношениях Николая Петровича и Прасковьи Ивановны. Для графа театр был не просто красивым увлечением, как для большинства вельмож, но способом «ухода из мира условной и неискренней жизни “света” в мир подлинных чувств и непосредственности» (Ю. М. Лотман). Увлеченный идеями сентиментализма, сочинениями Ж.-Ж. Руссо и других просветителей, Шереметев ставил в своем театре итальянские и французские оперы, героями которых часто были простые люди, а главной интригой была любовь мужчины и женщины, принадлежавших к разным сословиям. В финале влюбленные, преодолевая препятствия, соединялись. Так, в опере Монсиньи «Алина, царица голкондская» Прасковья Жемчугова исполняла роль молодой крестьянки, которая становится индийской царицей и притворяется простой пастушкой, чтобы испытать чувства возлюбленного; в «Люсиль» Гретри она играла невесту-аристократку, выяснившую, что на самом деле она — крестьянская дочь…Подобные сюжеты, указывавшие на относительность социальных барьеров перед лицом настоящей любви, не могли не привлекать графа, который словно превратился в героя одной из собственных постановок. Увлечение юной актрисой постепенно переросло в серьезное чувство.

Читайте также:  острые козырьки характеры персонажей

У себя на сцене Николай Петрович ввел еще один, новый тогда оперный жанр лирической трагедии. Это были масштабные постановки с массовыми сценами и сложными декорациями, где от героев подчас требовался подвиг для завоевания права на любовь. Именно такой была коронная для Прасковьи Жемчуговой партия Элианы в «Самнитских браках» Гретри. За ее выдающееся исполнение актриса удостоилась бриллиантового перстня от самой Екатерины II.

Вознесенная высоко, Прасковья Ивановна никогда не забывала своего происхождения, держалась просто и скромно, но с необычайным достоинством. Она нисколько не дорожила теми материальными благами — деньгами и подарками, — которые получала как прима театра и возлюбленная графа, и неизменно тратила их на тех, кто нуждался и просил о помощи, ничего не копила и не оставляла себе. Прасковью Ивановну современники считали вдохновительницей всех благотворительных проектов Шереметева. Именно она укрепила графа в намерении основать больницу для неимущих на своих Черкасских огородах, – будущий Странноприимный дом, — строительство которого началось в 1792 г. по чертежам архитектора Е.Назарова, ученика и родственника знаменитого В.И.Баженова.

Однако в те годы этот проект еще не являлся главным для Николая Петровича: он по-прежнему был более привержен миру театра. Именно тогда граф выстроил для Ковалевой-Жемчуговой новый Останкинский театр, оснащенный по последнему слову тогдашней сценической техники, где талант его примы должен был предстать теперь во всем великолепии. В 1795 году они переселяются в Останкинский дворец, предназначенный стать гнездом для счастливой семейной жизни со своей избранницей. Однако вскоре произошли события, нарушившие эти планы.

Прасковья Ивановна, разумеется, последовала за ним. Здесь, в Фонтанном доме, прошли последние годы ее жизни, омраченные не только тяжелой болезнью, но и двойственностью ее положения при графе. Благородная, открытая, глубоко религиозная натура, Прасковья Ивановна мучилась тем, что их отношения с Николаем Петровичем не были скреплены законным браком.

Сам граф давно искал возможность устранить все препятствия к этому браку, окончательно осознав глубину и серьезность отношений со своей «жемчужиной». Однако мечта о семейном счастье и законных наследниках наталкивалась на препятствия, непреодолимые даже для такого, казалось бы, всесильного человека, каким был Шереметев. Можно добавить — тем более для Шереметева, поскольку в его среде подобный мезальянс был абсолютно недопустим. Слишком сильны были сословные предрассудки. Однако, несмотря ни на что, Николай Петрович готовился к браку. В конце 1798 года он подписал вольную Прасковье Ивановне и ее семье. По его тайному поручению составляется фальсифицированная генеалогия будущей супруги, якобы происходившей из древнего шляхетского рода Ковалевских. Обращался он к Павлу с просьбой разрешить этот брак или нет, предчувствуя категорический отказ, доподлинно неизвестно. Но только после гибели императора, когда на престол восходит Александр I, чье царствование обещало быть более либеральным, Николай Петрович решается исполнить задуманное: 6 ноября 1801 года он тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной в московской церкви Симеона Столпника на Арбате.

Вскоре после венчания граф узнает радостную новость: у него будет наследник. Все протекало, как казалось, вполне благополучно, и 3 февраля 1803 года родился мальчик, нареченный при крещении Дмитрием в честь наиболее почитаемого и любимого одновременно обоими супругами святого — Димитрия Ростовского. Однако через 20 дней молодая графиня скончалась. Ей было неполных 35 лет.

Граф Милосердов

Смерть любимой жены произвела неизгладимое действие в душе Николая Петровича. Можно с определенностью сказать, что в последние годы его жизни (а он пережил Прасковью Ивановну, свою «соловушку», всего на шесть лет) мы видим совершенно другого человека. Блестящий вельможа, баловень судьбы, знаток и ценитель изящного, устроитель грандиозных резиденций и пиров, о которых слагались легенды, канул в Лету. Перед нами предстает человек, отрешившийся от всех суетных удовольствий и дел и посвятивший остаток своих дней делам благотворительности, за которые Шереметев даже получил прозвище графа Милосердова.

Сохранилось яркое свидетельство произошедшего в Николае Петровиче нравственного переворота — написанное им в последние годы жизни «Завещательное письмо сыну Дмитрию». В нем граф предостерегает наследника от обольщения богатством и славой и призывает к делам милосердия. Сопутствующую обычно богатству и знатности гордость граф называет «пороком безумным, гнусным и несносным». Здесь его слова приобретают особую страстность: как много сам он пострадал от этого порока и был потом отринут людьми своего круга из-за женитьбы на Прасковье Ивановне (на ее похороны не пришел почти никто из представителей высшего света). С горечью вспоминает он, как украшал свое Останкино, думая, что свершает «величайшее достойное удивления… дело, в коем видны мое знание и вкус». И что же? «…Во всем богатстве и пышности не находил я ничего утешительного и целебного для изнемогшей души моей; и тогда-то наипаче познал нищету их».

Николай Петрович рассказывает сыну, как повлияла на него любовь. Он пишет, как постепенно рассматривал и свое сердце, и «любезный ему предмет», задаваясь вопросом, только ли красота его пленяет, только ли страсть им движет? И отвечает: «…украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность… привязанность к Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки».

Памятник любимой супруге

После смерти любимой супруги помыслы графа всецело сосредоточиваются на делах благотворительности и милосердия, главным из которых стала достройка Странноприимного дома для больных и престарелых. В 1803 году для улучшения первоначального, наполовину уже реализованного проекта, Николай Петрович приглашает давнего друга семьи, знаменитого столичного архитектора Джакомо Кваренги (он знал Прасковью Ивановну лично), который придал окончательный вид всему ансамблю и его главному ядру – храму Живоначальной Троицы. Присущие стилю итальянского мастера черты – строгая величественность, лаконизм декора, монументальность как нельзя более соответствовали новому настроению заказчика и отражали мемориальный оттенок всего сооружения.

Читайте также:  мтз 80 история создания в ссср

В апреле того же года граф Шереметев представляет императору Александру I доклад об учреждении им Странноприимного дома — «богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных, и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной также всякого состояния бедных». Это было глубоко продуманный проект с планами здания, штатным расписанием и четкой системой финансового обеспечения. Резолюция императора была однозначной: «Быть посему». За этот беспрецедентный акт благотворительности Николай Петрович был удостоен высоких наград от Сената – медали в его честь и ордена князя Владимира 1-й степени. Молва о Странноприимном доме быстро распространилась по России и за ее пределами. Поэты посвящали графу Шереметеву восторженные строки.

Однако дожить до открытия своего главного детища Николаю Петровичу было не суждено: 2 января 1809 года он скончался от внезапной простуды. Торжественное освящение Странноприимного дома состоялось в следующем, 1810 году и было приурочено ко дню рождению его основателя – 28 июня (11 июля по н.ст.). Странноприимный дом распахнул свои двери и принял первых призреваемых. Традиции этого выдающегося для своего времени учреждения бережно сохранялись и приумножались наследниками Н.П. Шереметева вплоть до революции, а красота больничного храма и его богослужений привлекала не только насельников Дома, но и москвичей из далеких концов города.

Граф Шереметев был похоронен рядом с женой в простом гробу: все деньги на полагавшиеся пышные похороны Николай Петрович завещал раздать нищим. Вот так встреча с душой более сильной, цельной и тонкой преобразила душу любящего графа и открыла ее милосердию. А импульс, данный этой любовью, был таким сильным, что даже в безбожные времена традиция милосердия и служения людям, заложенная графом и его супругой, не прекратилась. По милости Божией на месте закрытых богадельни и больницы появился НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.

vid s ulitzy 500

13 июня 2010 года храм Святой Троицы Странноприимного дома был заново освящен Святейшим Патриархом Кириллом.

Иерей Василий СЕКАЧЕВ, Нина СЕКАЧЕВА

Источник

От богадельни до легендарного на весь мир НИИ: Что снится врачам «Склифа»

Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоих полов и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. Для строительства богоугодного заведения был выделен участок, доставшийся графу в наследство от матери — последней княжны Черкасской старшей линии. Однако открылся этот дом уже после смерти графа — в 1810 году.

Уже в советский период на базе Шереметевской больницы создали Московский НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. В XX веке уникальные научные разработки и современные подходы к лечению самых сложных пациентов, новейшие технологии, тысячи обученных специалистов и миллионы спасенных жизней – лишь некоторые из результатов истории Склифа.

Сотни спасенных жизней: Николай Склифосовский набирался опыта на войне

Современники вспоминают, что на первой же увиденной операции студент Склифосовский упал в обморок при виде крови. Но уже второе такое занятие студент перенес спокойно. Впрочем, обморок забылся быстро. К концу своей учебы студент так всех удивил, показав необычайные результаты, что ему предложили держать экзамены на степень доктора наук.

«Территория спасения»: Знаменитые врачи Склифа в мыслях опережали мировую практику на 60 лет

Заслуженный врач России Анзор Хубутия, долгое время возглавлявший НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, говорил, что это совершенно особенное место – это территория спасения.

20070724 gaf rf10 036

Московский НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского стал так называться в 1929 г. Фото: globallookpress.com

Хубутия напомнил, что здесь работали всегда поистине уникальные специалисты, талантливые ученые и хирурги, которые смогли повлиять на развитие медицины не только в России, но и за рубежом.

Так, например, один из самых ярких периодов в истории института связан с выдающимся хирургом Сергеем Сергеевичем Юдиным, который создал свою уникальную научную хирургическую школу.

Более четверти века в Склифе работал Владимир Демихов, который первым в мире разработал методы пересадки жизненно важных органов в эксперименте.

Что снится врачам Склифа

Все потому, что операция на мозге — это «погружение в особый мир, со своим пространством и временем».

Один из рабочих дней Крылов подробно записал в журнале «Огонек».

Первый этаж, вход в реанимацию. Тут же стоит койка с молодым человеком. У него перелом нескольких позвонков. Он просит слабым голосом ему помочь. Выясняется, что он залез на ель и упал с нее. За спиной шепчутся: «Наркоман».

Рядом – мужчина. Дышит тяжело, пытается приподняться с кровати. Выяснилось, что он лез с балкона четвертого этажа на пятый, сорвался.

«Зачем лезли-то?» — спрашивает мужчину Крылов.

20190424 gaf rk39 008

Среди примерно двух десятков пациентов общей реанимации, кого скорые привезли в Склиф, около половины – пациенты нейрохирургов. Фото: globallookpress.com.

Над чем смеялись врачи НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, когда смотрели сериал про свою больницу

Пересадка обеих почек сразу, фонендоскопы в операционных и прочие ляпы сериала не остались незамеченными.

Главной ошибкой сериала врачи называют слишком уж долгие разговоры во время операций.

Также высмеяли и то, что в кадре врачи всегда с фонендоскопами на шеях.

20120518 gaf rk29 043

Врачи уверяют: во время операции не до разговоров, если честно. Фото: globallookpress.com

Но, конечно, все понимают, что сериал – художественный вымысел. Впрочем, как отмечают врачи, в новом его сезоне, возможно, не будет таких ошибок.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector