связь специальной педагогики с историей

49. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Специальная педагогика связана со многими дру­гими науками, которые могут быть объединены в не­сколько блоков:

3) педагогический блок- общая педагогика, методи­ки преподавания различных предметов и др.

связана с медициной и ее различными отраслями: анатомией и физиологией человека разного возраста в норме и патологии, невропатологией, нейроанато­мией и физиологией,психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией, ортопедией, оториноларингологией и некоторыми другими. Специальная педагогика способствует раз­витию, закреплению и усилению эффекта, достигнуто­го при помощи медицины. Совокупность основных знаний из всех медицинских наук составляет клини­ческие основы для специальной педагогики.

Кроме того, медицине специальная педагогика обя­зана большинством используемых терминов: «пато­логия», «коррекция», «олигофрения»,«психопатия», «имбецильность», «постнатальный» и др. Медицин­ские и педагогические знания плотно взаимодейству­ют, многие явления получают как медицинскую, так и педагогическую интерпретацию. Такой подход поз­воляет получить разностороннее системное видение проблемы физического и психического развития че­ловека, возможность преодоления негативных тенден­ций s росте и развитии.

Взаимосвязь педагогики с медициной и психологи­ей позволяет успешно устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формиро­ванию научного целостного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные виды нарушений в разви­тии. Психологические знания определяют наиболее эффективные методы обучения такой категории лиц, их профессиональные консультации и профессио­нальную ориентацию.

Источник

Связь специальной педагогики с историей

прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности);

экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст);

неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала);

бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс).

Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Социология Взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика. Этика Связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся. Эстетика Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности. Анатомия

использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук (так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории);

творческое заимствование методов исследований других наук : психологии, социологии, математики (обогащает педагогику статистическими методами исследования);

использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др. наук;

Отрасли педагогики Предмет исследования
Общая педагогика Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики:

общие основы педагогики

дидактика (теория обучения)

школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений).

История педагогики Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время.
Социальная педагогика Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме.
Сравнительная педагогика Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Возрастная педагогика Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений:

В настоящее время начинают оформляться:

педагогика взрослых (акмеология)

теория обучения взрослых (андрагогика)

педагогика старости (герогогика).

Отраслевая педагогика Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает:

педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации)

педагогику среднего специального образования

педагогику высшей школы

производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки)

исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений).

Специальная педагогика

(коррекционная педагогика, (дефектология)

Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические недостатки:

олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития)

сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми)

тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми)

Источник

Реферат на тему: «Связь педагогики с другими науками»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Калиновский филиал ГБПОУ РК

«Джанкойский профессиональный техникум»

на тему: «Связь педагогики с другими науками»

КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»

ИБРАГИМОВА АНИФЕ РИШАТОВНА

с. Калиновка 2019 г.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3
1. Теоретическое обоснование педагогики как науки
1.1 Педагогика как наука…………………………………. 4
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками
2.1 Общекультурное значение педагогики……………… 5
2.2 Связь науки педагогики с другими науками………. 8
Заключение………………………………………………. 12
Список использованных источников……………………. 13

Я выбрала эту тему реферата «Связь педагогики с другими науками», так как для меня педагогика является самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, и она не может существовать обособленно от других наук.

Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего связана с науками, изучающими человека.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность обучающихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки- человековедческой и специальной.

Проблема связи педагогики с другими науками, в системе наук о человеке актуальна на сегодняшний день. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Что такое педагогика?

Педагогика- слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческими философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.

Какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?

Выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль челоковедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

Значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Какая взаимосвязь педагогики с другими науками?

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т.д.

Рассмотрим более подробно связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психологической деятельности и развития и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания обучающихся через коллектив.

В структуре социологического отражения развиваются: социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, села.

Существуют два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным- у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень обучающегося, по мнению педагога- следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития обучающегося.

Педагогика также тесно связана с такими самостоятельными областями как этика.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные

понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических

воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую

этику в относительно самостоятельный раздел этики.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которойявляется специфика

действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Вывод: Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимного дополнения:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

• заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);

применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).

Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение обучающихся в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на преподавательские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Вывод: Формы взаимного дополнения педагогики с вышеназванными науками:

— использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Я пришла к выводу, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Ведь педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным

и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и

Источник

Связь специальной педагогики с историей

tochkaЭто не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть По материалам моих лекций.

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.

Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
— новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
— подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

На схеме показаны лишь некоторые примеры связи педагогики с другими науками.

s11824514

Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т.д.
Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.

Конечно, наиболее тесны и многогранны связи педагогики с гуманитарными науками и другими науками о человеке (естественными, социальными).

Так, педагогика связана с этикой и эстетикой.

Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Можно сказать, что психологические знания о ребенке служат основой для организации педагогического процесса.

Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста (например, при определении учебной нагрузки или оптимальных гигиенических условий) требует взаимодействия педагогики с физиологией и гигиеной человека.

Создание особых условий для обучающихся с отклонениями в здоровье и физическом развитии возможно лишь при реализации связи педагогики с медициной.
Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.

Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология – наука, объединяющая знания разных наук о человека как развивающемся субъекте и объекте воспитания.

Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.

Обогащению педагогики способствуют также связи со сравнительно новыми науками: кибернетикой, синергетикой, эргономикой и др.

Источник

Связь специальной педагогики с другими областями научного знания.

Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия. Эта связь является наиболее длительной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами педагогику признавали как «полигон» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в современных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии.

Таким образом, на различных этапах развития педагогика то резко обрывала многовековые связи и традиции, то, напротив, настойчиво обращалась к философии, когда требовалась более или менее глубокая теоретическая поддержка. Периоды объединения педагогики с философией сменялись периодами жесткой борьбы. Отмечались также этапы длительного безразличия этих двух наук друг к другу.

Несмотря на неоднозначность отношений педагогики с философией, эта связь все же сохраняется до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых. Современное состояние этих отношений также двузначно. Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей.

Такое сосуществование противоположных точек зрения сохраняется уже более столетия, с тех пор как позитивисты (конец XIX в.) откровенно заявили, что нет никакой необходимости применять в педагогике философию. Впоследствии эти крайние позиции стали формулироваться в более «сглаженном» виде.

Однако во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение. Большинство исследователей-педагогов признают направляющую функцию философии по отношению к педагогике. Такое отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.

От философской теории (экзистенциальной, прагматической, неопозитивистской, материалистической и др.), которой придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной нау кой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Однако связи между педагогикой и психологией оказались не такими простыми, как это представлялось ранее.

Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии известный психолог В.В.Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор». Он объяснял это тем, что жизнь педагогов и детей обусловлена социальными условиями. А закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и потому при изменении социальных условий также меняются. А следовательно, меняются и закономерности процессов обучения и воспитания.

Говоря о связи педагогики с психологией, следует подчеркнуть их двухсторонность. На протяжении длительного периода эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные изменения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.

Целый ряд вопросов, ответы на которые может дать только биология, является актуальным для современной педагогики: что в человеке определено наследственностью, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Ответы на эти вопросы расширяют круг задач, относимых к компетенции педагогики, поскольку позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой и социально-экономическими науками.

Педагогика и экономика. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки как самостоятельной дисциплины.

Следовательно, экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Не маловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению таких отраслей знания, как экономика образования и социология образования.

Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают ученым определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Кроме того, заимствованные идеи других наук могут служить основой разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при изучении закономерностей организации различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. И наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее,-­ ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:

— нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;

— данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;

— одни и те же данные (например, из психологии или физиологии) могут быть использованы различным и даже противоположным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;

— педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

6. Проблема компенсации нарушенных функций. Теория компенсации психических функций Л.С. Выготского 7. Понятие «особые образовательные потребности» и содержание специального образования. 8. Методы обучения в специальной педагогике. 9. Методы воспитания в специальной педагогике. 10. Формы организации специального обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья. 11. Специфика профессиональной деятельности специального педагога. 12. Требования к личности педагога системы специального образования. 13. Задачи, содержание и формы работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 14. Специальное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. 15. Школьная система специального образования. 16. Профессиональная ориентация, система профессионального образования и профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья. 17. Современные представления об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. 18. Коррекционно-педагогическая работа с лицами с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью, задержкой психического развития). 19. Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения слуха. 20. Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения зрения. 21. Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими речевые нарушения. 22. Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. 23. Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими эмоциональноволевые нарушения. 24. Специальная психология как наука. Предметные области специальной психологии. 25. Взаимосвязь специальной психологии со смежными областями наук. 26. Общие и специфические закономерности развития психики. 27. Биологические и социальные факторы в психическом развитии ребенка.

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

image062

image033

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Читайте также:  его история два пересекая черту
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector