связь методики обучения истории с другими науками

Реферат. С какими науками связана специальная методика преподавания истории и в чем проявляются эти связи?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Курс профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика»

Дисциплина « Методика обучения истории.»

Викторова Елена Станиславовна

М.О. г.Подольск МОУ гимназия № 4

Форма обучения дистанционная

доцент, зав. каф. теории и

методики дошкольного образования

ФГБОУ ВПО «Новосибирский

С какими науками связана специальная методика преподавания истории и в чем проявляются эти связи?

Обучения истории опирается на родственные науки, и прежде всего на историю, педагогику и психологию (специальную педагогику и специальную психологию, когда речь идет о методике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида).

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесно связана с психологией и специальной психологией ; предоставляющей данные о ребенке с нарушением интеллекта. Психологические исследования познавательных процессов школьников с нарушением интеллекта помогают определить оптимальные пути обучения истории, предусматривать возможные трудности, отбирать материал дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.

Избирая тот или иной метод обучения, реализуя дидактический принцип доступности, методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе опирается на возрастные особенности и учитывает индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта.

Специальная методика истории использует рекомендации, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе.

Такое заимствование основывается на теоретическом положении Л.С. Выготского о единстве основных закономерностей развития нормального и умственно отсталого ребенка, дает возможность применять на уроках истории в специальной (коррекционной) школе методы, приемы и средства обучения, разработанные методикой обучения истории в общеобразовательной школе. Вместе с тем все используемые методы и средства обучения истории должны способствовать коррекции недостатков учащихся с нарушением интеллекта.

Таким образом методика преподавания истории в специальной школе неразрывно связана с определенными науками, такими как олигофренопедагогика, психология, специальная психология.

Источник

2.5. Связь методики обучения истории с другими науками

В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения истории с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался историей, педагогикой и психологией.

Очевидно, что «органическая связь методики истории с сущностью самого преподаваемого предмета» (В.Г.Карцов) в любые времена будет осуществляться в содержании учебного материала, формирование которого происходит на основе данных исторической науки. Сначала методисты отрицали, что эта связь существует также в формах, способах и средствах изучения исторического процесса, используемых наукой и школой. Позднее под влиянием идеи «активизации учебного процесса» было признано, что «исследовательский метод, используемый в обучении истории в старших классах, позволяет в доступных формах и видах частично вводить учащихся в лабораторию учёного» (С.А.Ежова). Сегодня взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной наукой рассматривается значительно шире, распространяясь на концептуальные основы и методы деятельности.

Безусловно, что и это далеко не полный перечень наук, имеющих отношение к методике обучения истории в современной школе. Например, появление в содержании курсов истории вопросов по истории и культуре народов России, быта, религии, экономики, социальных движений в разных странах мира и прочего предполагает установление связей с этнографией и этнологией, религиоведением, социологией, политологией, экономической теорией и другими науками. Регионализация школьного исторического образования актуализирует обращение к понятийному аппарату регионоведения и смежных с ним наук. Проектирование содержания исторического образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.

1. Подумайте, какие науки могут быть дополнительно представлены на схеме 3. Перед заполнением пробелов выясните принцип расположения наук на схеме 3.

img NLj ig

2. В каких случаях связь методики со смежными науками носит двухсторонний характер?

3. Как в вашей педагогической деятельности проявляется связь методики обучения истории с другими науками?

Источник

Связь методики обучения истории с другими науками

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

Кафедра права и методики преподавания истории

Учебно-методический комплекс дисциплины:

«Теория и методика преподавания истории»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Ведущие лекторы:Макарова И.И. доцент, к.п.н., Хомутцов С.В. доцент, к.ф.н., Вдовина В.М. ст. преп., БГПУ

ЛЕКЦИЯ № _1_

Тема: Теория и методика преподавания истории как педагогическая наука

План:

Предмет методики преподавания истории в школе.

Методика преподавания истории как педагогическая наука.

Предмет, задачи методики преподавания истории.

Связь методики обучения истории с другими науками.

1. Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь следования». Метод – это способ достижения какой либо цели, решения, конкретной задачи. Методика обучения истории – это педагогическая наука О задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю.

Читайте также:  биография мамсуров таймураз дзамбекович

Т.о., под методами понимают способы деятельности, которые бывают словесными, печатными, наглядными, практическими. Методы определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика.

2. Понятие «методика» учеными всегда трактовалось по-разному. Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматривали ее как частную дидактику, в которой действуют общие принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогические принципы, по их мнению, иллюстрируются примерами из истории. Эта точка зрения была высказана П.С. Лейбенгрубом и Ф.П. Коровкиным.

Другие считали методику специальной педагогической наукой, ибо все задачи обучения и развития личности она решает через содержание предмета – науку историю. Первичность содержания определяет и особенности приемов и средств обучения. Так считали А.И. Стражев, А.А. Вагин, П.В. Гора.

Третьи – В.Н. Бернадский,Н.В. Андреевская – считали методику не наукой, а собранием методических рекомендаций, советов, рецептов. Более всего в методике преобладает практическая сторона дела. Сегодня эта точка зрения выразилась в новом термине – технология.

3. Методика исследует закономерности процесса обучения истории. Закономерности процесса обучения прослеживаются во взаимосвязи основных факторов обучения. К факторам обучения относятся:

1) цели, определяемые государством и обществом;

2) содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

3) научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства обучения);

4) познавательные возможности учащихся;

5) результаты обучения.

Задачи методики как педагогической науки заключаются в ответе на вопросы: чему учить? Как учить?

4. Методика обучения истории тесно связана с другими науками и, прежде всего, с историей – ее базовой дисциплиной, позволяющей разработать содержание обучения, Цель методики – отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.

Методика обучения истории тесно связана с педагогикой, психологией, социологией.

Источник

Методики преподавания истории с сопредельными науками

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Схема связей

image012

Рассмотрим прежде всего связи методики истории с историей как наукой и как предметом преподавания ее основ в средней школе. Эти связи очень многообразны. Необходимо особо подчеркнуть, что историческая наука в своем развитии несколько опережает те свои основы, которые преподаются в школе. Методика истории, находясь в прямой связи с историей, добивается того, чтобы основы исторической науки стояли на уровне современных достижений мировой и отечественной научной мысли. Учителя истории должны всегда следить за прогрессом в области исторической науки, вносить ее лучшие достижения в школьное преподавание истории. Делать это надо умело и осторожно, не стремясь еще недостаточно доказанные и аргументированные выводы и положения, вносить в школьное преподавание истории. Учителя обычно руководствуются на этот счет следующим правилом: только то, что уже стало прочным завоеванием научной исторической мысли, должно стать дополнительным элементом школьного преподавания. Непроверенные факты, недоказанные выводы, неаргументированные положения, дискуссионные проблемы не должны вносится в школьное преподавание истории.

Одной из главных задач учителя истории состоит в том, чтобы, как писал В.И. Ленин, «… дать живую картину известной формации при строго научном объяснении ее»[3], обеспечить такое изучение исторического процесса, «чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты»[4].

Для успешного и целенаправленного разрешения этих и других задач методика истории анализирует содержание исторической науки, вырабатывает принципы отбора из него (содержания науки истории) фактов, образов, представлений, понятий, важнейших исторических закономерностей, одним словом, всего того, что в своей совокупности и составляет школьную историю, т.е. основы исторической науки. При этом методика истории руководствуется научным пониманием прошлого человечества. В настоящее время подходит к концу определение оптимального содержания всех основ наук, составляющих школьное образование, в том числе и основ исторической науки. Вполне естественно поэтому в наше время и возрастание роли частных методик, следовательно, и методики истории в решении тех ответственных задач, которые поставлены перед школой правительственными документами. Итак, историческая наука органически связана с методикой преподавания истории, придает ей историзм, дает ей содержание для построения учебного предмета истории в средней школе. Именно в этом смысле методика преподавания истории является исторической дисциплиной. Это одна из ее сторон, что и отображено на нашей схеме. Методика истории органически связана с исторической наукой. Эту сторону методики истории тонко подметил французский историк Ланглуа, который назвал методику истории «исторической педагогикой». Однако не надо в данном случае рассматривать методику истории в ее связях с исторической наукой как своего рода потребительницу. Она многое дает и истории как науке. Дело в том, что любая наука движется вперед совершенствованием методики исследования своего объекта. Тут исследовательская методика и педагогическая методика взаимосвязаны: совершенствование одной способствует успехам другой и наоборот. Но это еще не все и, быть может, сказанное не самое главное. Главное состоит в том, что новые концепции национальной и зарубежной истории разработанные учеными, апробируются в школьных учебниках, а затем – усовершенствованные в практике преподавания – становятся достоянием «большой» (университетской и академической) науки. Для иллюстрации высказанной мысли позволю себе привести два факта. Факт первый. В 1859-1862 гг. С.М.Соловьев издал свою знаменитую «Учебную книгу русской истории» (Вып. 1-4). В ней он продемонстрировал свою концепцию русской истории, охватывающую время с древности и почти до конца первой половины XIX в., которую затем воплотил в своей циклопической «Истории России с древнейших времен» (1850-1879. В 29 т.).[5] Факт второй. После Русской революции 1917 г. с огромными трудностями и потерями отечественная историческая наука переводится на марксистскую теорию историю и методологию. Марксистской концепции русской и зарубежной истории к этому времени не существовало. Ее разработка началась в школьных учебниках истории. В мае 1934 г. правительством СССР были сформированы группы ученых историков-марксистов, которым было поручено написать марксистские учебники по истории зарубежных стран и России. Они были подготовлены и изданы в 1940 г.: «История древнего мира» (Руководитель группы проф. А.В.Мишулин), «История средних веков» (Проф. Е.А.Косминский), «История нового времени. Часть I. (1640-1870 гг.)» (Проф. А.В.Ефимов), «История СССР. Часть I-III» (Проф. А.М.Панкратова). После Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вышел в свет учебник «Новая история (1870-1918). Часть II» (Проф. В.М.Хвостов). Именно в упомянутых учебниках впервые в мировой историографии было продемонстрировано марксистское материалистическое понимание русской и зарубежной истории, которое затем развивалось в монографических исследованиях и многотомных изданиях.

Читайте также:  можно ли посмотреть истории в инстаграме для близких друзей

640 1

Связь с педагогикой составляет вторую сторону методики преподавания истории.

Методика истории занимается рассмотрением содержания основ исторической науки, изучаемой учащимися в средней школе, в свете тех задач и средств, которые уже определены и разработаны отечественной педагогикой. Методика истории опирается на систему гражданского воспитания и образования, выработанную нашей педагогической наукой, которая охватывает все звенья образования и воспитания подрастающего поколения.

В этой системе определены общие принципы, характер и направленность содержания обучения и воспитания, его методы и формы. В этой системе занимает свое место и история как предметного преподавания, а стало быть, и методика преподавания истории как научная дисциплина, дающая теоретическое обоснование школьной истории и вырабатывающая методы и приемы ее наиболее эффективного изучения.

Связь методики истории с педагогикой составляет ее вторую сторону, придает методики характер педагогической дисциплины. Эти две стороны методики истории – историческая и педагогическая находятся в диалектической связи.

Обратим свой взор на левую часть таблицы. В верхней ее части отмечены взаимные связи методики и дидактики – науки об образовании и обучении. Эти связи очень прочны и органичны, поскольку методику (любого школьного предмета, в том числе, разумеется, и истории) считают частной дидактикой. Отсюда следует, что общая дидактика развивается и движется вперед теми успехами, которые достигают частные дидактики, одной из них является методика истории. Те принципы определения содержания школьных предметов, те закономерности обучения, те эффективные формы учебного процесса, которые разработала дидактика, методика истории (с учетом своих особенностей) приноравливает в своей области знаний.

При разработке наиболее эффективных методов и приемов преподавания методика истории опирается на достижения русской и зарубежной психологии, труды великих русских физиологов И.П.Павлова, И.М.Сеченова и других.

Процесс усвоения и запоминания различного исторического материала учащимися, развитие наблюдательности и внимания, мышления, пути формирования исторических представлений и понятий, развитие суждения об обществе путем анализа и синтеза и т.д. – все эти и многие другие вопросы нельзя разрешить, не используя данные общей, детской и педагогической психологии.

Важное значение в решении многих методических проблем имеет знание учителем особенностей детей разных возрастов. От взаимной связи методики истории и психологии выигрывает не только методика, но и психология. Ведь психология получает важный материал наблюдений и экспериментов по вопросу о влиянии обучения на разные стороны деятельности учащихся. Некоторые работы, посвященные восприятию учащимися исторических понятий и представлений, стоят на стыке методики, психологии и логики[6] (о последней речь позже).

Итак, главное требование, которое психология предъявляет к учителю, к методической науке – это возрастной подход к учащимся при обучении их истории, строгий учет биологического роста и развития ребенка, подростка.

Столь же закономерны связи методики истории с арифметикой. За последние годы снизились знания учащихся хронологии. Ученики плохо запоминают опорные даты истории своей страны и историю зарубежных народов, они подчас не умеют увидеть синхронность событий у разных народов, с трудом соотносят года с веками и т.д. Знания арифметики в данном случае незаменимы. В связи со сказанным весьма своевременно звучат слова великого русского историка В.О.Ключевского (1841-1911): «История без годов все равно, что арифметика без цифр».

Российская методика истории находится в определенных связях и с зарубежной методической мыслью. Отечественная методическая мысль внимательно следит, изучает методику преподавания истории в США, Франции и других странах, поскольку она отражает живой опыт школы, практику преподавания исторического материала самого разнообразного характера.

А теперь свои глаза обратим на правую сторону таблицы.

И в основной (девятилетке), и полной (одиннадцатилетке или двенадцатилетке) средней школе учащиеся изучают (или будут изучать) курс «Обществознание». Его методика в настоящее время находится на этапе становления. Неоценимую помощь в формировании методики обществоведения как научной дисциплины может оказать методика истории. Методика обществоведения, учитывая свою специфику (теоретичность, обобщенность, междисциплинарность) может взять в свой методический арсенал многое из методики истории. Следует хотя бы тонкой линией наметить это «многое»: общие, частные закономерности процесса обучения учащихся обществознанию; методы научного исследования; методы и приемы преподавания упомянутого курса; некоторые типы и виды уроков обществоведения, формы и виды организации внеклассной работы и т.д. Методика истории и методика обществоведения – это, образно говоря, две родные сестры, у которых нежные и сердечные чувства друг к другу: они готовы прийти на помощь одна к другой. Понятно, что по мере совершенствования методики обществознания будет совершенствоваться и методика истории.

Читайте также:  как очистить историю поиска в яндексе на андроиде на телефоне самсунг

Существенное воздействие на методику истории оказывает логика – наука о правильном мышлении, о законах мыслительной деятельности человека. Учителю необходимо знать прежде всего формальную логику. Без знаний логики учителю трудно построить систему доказательств теоретических положений, всесторонне раскрыть опорные понятия школьных курсов истории и обществознания.

Для методики истории очень важны ее связи с географией (физической и экономической). Изучая географическое и экономическое положение стран, учитель актуализирует в учебном процессе не только знания учащихся, но закрепляет их умения и навыки работы с разными типами исторических и географических карт в конечном итоге совершенствуют их представления и знания исторической локальности.

Методика преподавания истории взаимосвязана и с историческим краеведением как научной дисциплиной, ставящей своей целью изучение истории края. Требует систематического привлечения краеведческого материала для показа специфики проявления общестрановедческих и общеисторических закономерностей в тесной связи с местными условиями. Историческое краеведение дает методической науке теоретико-фактический материал местного края, а методика истории должна определить организационные формы, методы и приемы его использования в школьном преподавании истории в соответствии с образовательно-воспитательными задачами, стоящими перед современной средней школой и основами исторической науки.

Взглянем еще раз на таблицу, показывающую связи методики истории с сопредельными науками. Ее основой является современная «Теория и методология истории». Этот курс вы изучили и успешно сдали экзамен в летнюю сессию. Вы помните, что его предметом являются теория истории (Теория исторического процесса) и теория методологии истории (Теория познания истории). Первая часть раскрывает исторический процесс (как совершалась и совершается история), вторая же – как он познается. Обе части этого курса очень тесно связаны не только с методикой истории (последняя определяет содержание школьных курсов на современном научном уровне), но и с другими науками, названными в таблице. Ученики же в процессе изучения истории в школе знакомятся и с тем, как люди познают историю, откуда они добывают свои знания. И тут без методологии истории методике не обойтись.

Как же можно определить методику истории в качестве научной дисциплины? Весь изложенный материал подводит нас к такому определению: Методика преподавания истории есть научная историко-педагогическая дисциплина, которая разрабатывает теорию образования и теорию обучения истории в современной средней школе с целью подготовки молодежи к жизни в обществе.

Источник

Связь методики обучения истории с другими науками

Изучение процесса обучения истории опирается на родственные науки, и прежде всего на историю, педагогику и психологию (специальную педагогику и специальную психологию, когда речь идет о методике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида).

История как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе так же, как и в общеобразовательной, имеет своим основанием историческую науку, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включает историографию и дискуссионные вопросы. Поскольку методика обучения истории свое главное содержание получает путем рассмотрения самой истории как науки и как предмета преподавания, А.И. Стражев предложил считать ее под этим углом зрения «исторической дисциплиной», хотя и признавал, что под углом зрения разработки вопросов обучения она является наукой педагогической [6. С. 13–14].

А.И. Стражев подчеркивал, что методика обучения всегда должна быть на уровне современного развития исторической науки, опираясь на которую методика может научно разрабатывать вопросы об отборе и освещении фактического и понятийного содержания в школьных курсах истории, а отчасти и о путях его раскрытия в обучении. Эти положения будут верны и в отношении специальной методики преподавания истории, несмотря на отличие курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида от курсов истории, преподаваемых в общеобразовательной школе.

Если развитие исторической науки влияет на содержание истории как учебного предмета, то педагогическая наука определяет объем и уровень абстракции сообщаемых учащимся исторических знаний.

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе тесным образом связана с олигофренопедагогикой, в соответствии с рекомендациями которой она определяет содержание материала по истории и придает ему коррекционную и практическую направленность при разработке вопросов и заданий по различным темам учебной программы. Специальная методика истории опирается на дидактические принципы, использует методы обучения с учетом специфических требований к ним, сформулированных специальной дидактикой.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector