Сведения о познаниях жителями Древней Руси астрономии носят весьма скудный характер. Документальных источников не сохранилось. Это вполне объяснимо. Больше половины года небо скрыто облаками и туманами. Летом ночи слишком светлые, зимой слишком холодно стоять на морозе наблюдая за звездами. Греки и римляне не могли передать своих познаний древним русичам в силу изолированности последних. Кочевые народы, имевшие прекрасное представление о звездах, слишком часто воевали со славянами.
Из исторических источников достоверно известно, что в дохристианской Руси славяне поклонялись Сварогу – богу Неба. Именно он породил Солнце, основу всего живого. В писаниях древних авторов, побывавших на Руси, сообщалось, что славяне строили специальные объекты, предназначенные для наблюдения за солнцем. Поэтому зачатки элементарной астрологии существовали у всех славянских племен. Арабский историк Масуди упоминал, что славяне имели особое каменное здание на горе со специальными отверстиями для наблюдения за солнцем. Где находилось это здание, установить не удалось.
Древлянам и полянам были хорошо известны некоторые созвездия. Большая и Малая Медведицы назывались «Ковш». Полярную звезду они изображали, как «Кол» с вертящимся вокруг звездным небом. Популярностью среди славян пользовались Плеяды, доступные для обозрения только зимой, когда в хозяйстве наступал вынужденный простой. Может быть именно поэтому их называли «Стожары» или «Волосыни». Стожар — это кол в земле, укрепляющий стог. Если Плеяды исчезали с небосвода, пришло время выводить скот в поле на выпас.
В созвездии Ориона на русской равнине были известные три основных звезды, образующие его пояс. Они назывались «Три плуга».
Венера рассматривалась, как две отдельные звезды. Утром ее называли «Зарянкой», на закате — «Вечеркой». Были у Венеры и другие названия. По утрам она звалась «Володарица», указывала на время выпуска домашней скотины на пастбища. Вечером – «Волчья звезда», предупреждала о наступлении периода суток, когда волки готовы к охоте.
Основная жизнь проходила в лесах или по берегам рек. Множество иных ориентиров по сторонам горизонта были доступны в этих местах. Ландшафт, сезонная роза ветров, растения помогали местным жителям ориентироваться в пространстве. Всматриваться в звезды не было никакой нужды. Славяне расценивали мир по-другому в отличие от жителей южных широт. Где открытые пространства, моря, пустыни, степи вынуждали людей использовать звезды для навигации.
Книга: Даниил Святский «Астрономия Древней Руси С Каталогом астрономических известий в Русских летописях составленым М Л Городецким карты»
Формат: Твердая бумажная, 664 стр.
Даниил Святский
Даниил Осипович Святский
Дата рождения:
Содержание
Биография
Даниил Святский родился в г. Севск, ныне Брянской области. Был активным участником Русского общества любителей мироведения (РОЛМ) и Центрального бюро краеведения.
В молодости Святский побывал в царской тюрьме, за то, что в декабрьские дни 1905 года, призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.
27 марта 1930 года был арестован по делу РОЛМ. Год ему пришлось провести в тюрьме в ожидании суда. Святский был осуждён на три года и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году Святского освободили, через три года выслали в Алма-Ату, а в 1937 году уволили с работы «за невозможностью использования». Умер Святский в Актюбинске.
Самый большой труд Святского — «Очерки истории астрономии в Древней Руси» — был опубликован лишь через 20 лет после смерти автора.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1914—1917 — Большая Разночинная улица, 9.
Работа
Интерес к истории астрономии и астрологии пробудился у Святского во многом благодаря знакомству с Н. А. Морозовым, которого Святский снабжал астрономической литературой во время тюремного заключения. Будучи увлечён, как и Морозов, темой астрологическо-астрономических влияний в книгах Библии, Святский в 1911 году выпустил брошюру «Страшный суд как астральная аллегория» — историко-астрологический экскурс в область христианской иконографии. Ценным вкладом в изучение истории астрономии и астрологии на Руси явилась книга Святского «Астрономические явления в русских летописях» (1915) с приложением «Канона русских затмений» (с 1060 по 1705 год), составленного известным русским специалистом в области хронологии и истории астрономии М. А. Вильевым (1893—1919).
В 1913 году он опубликовал книгу «Под сводом хрустального неба», а также написанную по совету академика Вернадского книгу «Астрономические явления в русских летописях».
По его инициативе стал выходить журнал «Известия РОЛМ», переименованный в 1917 году в «Мироведение». Общество выпускало и другие издания. В частности, в 1915 году вышла книга Святского «Астрономические явления в русских летописях» с приложением «Канона русских затмений», вычисленного замечательным молодым астрономом Вильевым. В этом «Каноне» сообщались все данные о солнечных и лунных затмениях в древней Руси и допетровской России с 1060 по 1715 год. Исследования академика Лазарева о влиянии электронных потоков на мозговую деятельность человека послужили Д. О. Святскому для научного обоснования связи между солнечными пятнами и революционными событиями. В 1914 в соавторстве с журналистом Б. Красногорским выпустил научно-фантастический роман «Острова эфирного океана».
После убийства Кирова, когда начинается «чистка» Ленинграда, Святскому с женой предлагают срочно выехать в Алма-Ату. Едут они в спальном вагоне, кругом такие же высланные, как они. Святский устраивается метеорологом. Он и его жена не поражены в правах, его то и дело приглашают консультантом в различные комиссии (например, по защите Алма-Аты от селей). Но в 1937 году Святского увольняют с работы «ввиду несоответствия. », пытаются выселить из квартиры. Он посылает жалобы в Москву — в Главное управление гидро-метеослужбы, пишет Молотову.
Неожиданно 1 августа 1938 года его приглашает нарком земледелия Казахской ССР А. Д. Бектасов и предлагает работать агрометеорологом в Актюбинске. Святский вместе с женой переезжает в Актюбинск. Еще до переезда он посылает Вернадскому свой труд, написанный по его совету. Вернадский одобряет работу и передает ее на дополнительное рецензирование астроному — академику Фесенкову. Даниил Осипович с радостью принимает это известие, но отзыв Фесенкова его уже не застает — 29 января 1940 года, за две недели до окончания высылки, Святский скоропостижно скончался. Ему не было еще 60 лет. Его вдова М. Ф. Святская сообщает об этом печальном событии в Географическое общество СССР.
В мае 1940 года ее приглашают в Ленинград, где она передает обществу громадный научный архив мужа. Ей удается прописаться в Волхове, под Ленинградом. Вернадский и Фесенков хлопочут об издании основного труда Святского по истории астрономии в России.
Сочинения
книге Д. О. Святский, Астрономия Древней Руси. М., Русская панорама, 2007.
Даниил Святский родился в г. Севск, ныне Брянской области. Был активным участником Русского общества любителей мироведения (РОЛМ) и Центрального бюро краеведения.
В молодости Святский побывал в царской тюрьме за то, что в декабрьские дни 1905 года призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.
27 марта 1930 года был арестован по делу РОЛМ. Год ему пришлось провести в тюрьме в ожидании суда. Святский был осуждён на три года и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году Святского освободили, через три года выслали в Алма-Ату, а в 1937 году уволили с работы «за невозможностью использования». Умер Святский в Актюбинске. Самый большой труд Святского — «Очерки истории астрономии в Древней Руси» — был опубликован лишь через 20 лет после смерти автора.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1914—1917 — Большая Разночинная улица, 9.
Работа
Интерес к истории астрономии и астрологии пробудился у Святского во многом благодаря знакомству с Н. А. Морозовым, которого Святский снабжал астрономической литературой во время тюремного заключения. Будучи увлечён, как и Морозов, темой астрологическо-астрономических влияний в книгах Библии, Святский в 1911 году выпустил брошюру «Страшный суд как астральная аллегория» — историко-астрологический экскурс в область христианской иконографии.
Святский являлся одним из самых активных членов Русского общества любителей мироведения, крупнейшим знатоком истории астрономии и астральной мифологии. На фото он изображен вторым справа, по центру сидит Товарищ председателя Общества Сергей Владимирович Муратов с младшим сыном Гелием на коленях, а первая слева — его супруга Любовь Леонидовна Муратова, дочь Леонида Михайловича Тихомирова, хозяина имения «Мирное», в котором на одном из собраний группы энтузиастов было принято решение о создании РОЛМ.
По его инициативе стал выходить журнал «Известия РОЛМ», переименованный в 1917 году в «Мироведение». Общество выпускало и другие издания. В частности, ценным вкладом в изучение истории астрономии и астрологии на Руси явилась, написанная по совету академика А. А. Шахматова, книга Святского «Астрономические явления в русских летописях» (1915) с приложением «Канона русских затмений» (с 1060 по 1705 год), составленного известным русским специалистом в области хронологии и истории астрономии М. А. Вильевым (1893—1919). Исследования академика П. П. Лазарева о влиянии электронных потоков на мозговую деятельность человека послужили Д. О. Святскому для научного обоснования связи между солнечными пятнами и революционными событиями. В 1914 году в соавторстве с журналистом Б. Красногорским выпустил научно-фантастический роман «Острова эфирного океана».
После убийства Кирова, когда начинается «чистка» Ленинграда, Святскому с женой предлагают срочно выехать в Алма-Ату. Едут они в спальном вагоне, кругом такие же высланные, как они. Святский устраивается метеорологом. Он и его жена не поражены в правах, его то и дело приглашают консультантом в различные комиссии (например, по защите Алма-Аты от селей). Но в 1937 году Святского увольняют с работы «ввиду несоответствия…», пытаются выселить из квартиры. Он посылает жалобы в Москву — в Главное управление гидро-метеослужбы, пишет Молотову.
Неожиданно 1 августа 1938 года его приглашает нарком земледелия Казахской ССР А. Д. Бектасов и предлагает работать агрометеорологом в Актюбинске. Святский вместе с женой переезжает в Актюбинск. Ещё до переезда он посылает Вернадскому свой труд, написанный по его совету. Вернадский одобряет работу и передает её на дополнительное рецензирование астроному — академику В. Г. Фесенкову. Даниил Осипович с радостью принимает это известие, но отзыв Фесенкова его уже не застаёт — 29 января 1940 года, за две недели до окончания высылки, Святский скоропостижно скончался. Ему не было ещё 60 лет. Его вдова, М. Ф. Святская, сообщает об этом печальном событии в Географическое общество СССР.
В мае 1940 года её приглашают в Ленинград, где она передаёт обществу громадный научный архив мужа. Ей удается прописаться в Волхове, под Ленинградом. Вернадский и Фесенков хлопочут об издании основного труда Святского по истории астрономии в России.
В молодости Святский побывал в царской тюрьме за то, что в декабрьские дни 1905 года призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.
27 марта 1930 года был арестован по делу РОЛМ. Год ему пришлось провести в тюрьме в ожидании суда. Святский был осуждён на три года и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году Святского освободили, через три года выслали в Алма-Ату, а в 1937 году уволили с работы «за невозможностью использования». Умер Святский в Актюбинске. Самый большой труд Святского — «Очерки истории астрономии в Древней Руси» — был опубликован лишь через 20 лет после смерти автора.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1914—1917 — Большая Разночинная улица, 9.
Работа
Интерес к истории астрономии и астрологии пробудился у Святского во многом благодаря знакомству с Н. А. Морозовым, которого Святский снабжал астрономической литературой во время тюремного заключения. Будучи увлечён, как и Морозов, темой астрологическо-астрономических влияний в книгах Библии, Святский в 1911 году выпустил брошюру «Страшный суд как астральная аллегория» — историко-астрологический экскурс в область христианской иконографии.
Святский являлся одним из самых активных членов Русского общества любителей мироведения, крупнейшим знатоком истории астрономии и астральной мифологии. На фото он изображен вторым справа, по центру сидит Товарищ председателя Общества Сергей Владимирович Муратов с младшим сыном Гелием на коленях, а первая слева — его супруга Любовь Леонидовна Муратова, дочь Леонида Михайловича Тихомирова, хозяина имения «Мирное», в котором на одном из собраний группы энтузиастов было принято решение о создании РОЛМ.
По его инициативе стал выходить журнал «Известия РОЛМ», переименованный в 1917 году в «Мироведение». Общество выпускало и другие издания. В частности, ценным вкладом в изучение истории астрономии и астрологии на Руси явилась, написанная по совету академика А. А. Шахматова, книга Святского «Астрономические явления в русских летописях» (1915) с приложением «Канона русских затмений» (с 1060 по 1705 год), составленного известным русским специалистом в области хронологии и истории астрономии М. А. Вильевым (1893—1919). Исследования академика П. П. Лазарева о влиянии электронных потоков на мозговую деятельность человека послужили Д. О. Святскому для научного обоснования связи между солнечными пятнами и революционными событиями. В 1914 году в соавторстве с журналистом Б. Красногорским выпустил научно-фантастический роман «Острова эфирного океана».
После убийства Кирова, когда начинается «чистка» Ленинграда, Святскому с женой предлагают срочно выехать в Алма-Ату. Едут они в спальном вагоне, кругом такие же высланные, как они. Святский устраивается метеорологом. Он и его жена не поражены в правах, его то и дело приглашают консультантом в различные комиссии (например, по защите Алма-Аты от селей). Но в 1937 году Святского увольняют с работы «ввиду несоответствия…», пытаются выселить из квартиры. Он посылает жалобы в Москву — в Главное управление гидро-метеослужбы, пишет Молотову.
Неожиданно 1 августа 1938 года его приглашает нарком земледелия Казахской ССР А. Д. Бектасов и предлагает работать агрометеорологом в Актюбинске. Святский вместе с женой переезжает в Актюбинск. Ещё до переезда он посылает Вернадскому свой труд, написанный по его совету. Вернадский одобряет работу и передает её на дополнительное рецензирование астроному — академику В. Г. Фесенкову. Даниил Осипович с радостью принимает это известие, но отзыв Фесенкова его уже не застаёт — 29 января 1940 года, за две недели до окончания высылки, Святский скоропостижно скончался. Ему не было ещё 60 лет. Его вдова, М. Ф. Святская, сообщает об этом печальном событии в Географическое общество СССР.
В мае 1940 года её приглашают в Ленинград, где она передаёт обществу громадный научный архив мужа. Ей удается прописаться в Волхове, под Ленинградом. Вернадский и Фесенков хлопочут об издании основного труда Святского по истории астрономии в России.
Основные труды
Публикации
См. также
Примечания
Литература
Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг
Средства
Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки
В молодости Святский побывал в царской тюрьме за то, что в декабрьские дни 1905 года призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.
27 марта 1930 года был арестован по делу РОЛМ. Год ему пришлось провести в тюрьме в ожидании суда. Святский был осуждён на три года и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году Святского освободили, через три года выслали в Алма-Ату, а в 1937 году уволили с работы «за невозможностью использования». Умер Святский в Актюбинске. Самый большой труд Святского — «Очерки истории астрономии в Древней Руси» — был опубликован лишь через 20 лет после смерти автора.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1914—1917 — Большая Разночинная улица, 9.
Работа
Интерес к истории астрономии и астрологии пробудился у Святского во многом благодаря знакомству с Н. А. Морозовым, которого Святский снабжал астрономической литературой во время тюремного заключения. Будучи увлечён, как и Морозов, темой астрологическо-астрономических влияний в книгах Библии, Святский в 1911 году выпустил брошюру «Страшный суд как астральная аллегория» — историко-астрологический экскурс в область христианской иконографии.
Святский являлся одним из самых активных членов Русского общества любителей мироведения, крупнейшим знатоком истории астрономии и астральной мифологии. На фото он изображен вторым справа, по центру сидит Товарищ председателя Общества Сергей Владимирович Муратов с младшим сыном Гелием на коленях, а первая слева — его супруга Любовь Леонидовна Муратова, дочь Леонида Михайловича Тихомирова, хозяина имения «Мирное», в котором на одном из собраний группы энтузиастов было принято решение о создании РОЛМ.
По его инициативе стал выходить журнал «Известия РОЛМ», переименованный в 1917 году в «Мироведение». Общество выпускало и другие издания. В частности, ценным вкладом в изучение истории астрономии и астрологии на Руси явилась, написанная по совету академика А. А. Шахматова, книга Святского «Астрономические явления в русских летописях» (1915) с приложением «Канона русских затмений» (с 1060 по 1705 год), составленного известным русским специалистом в области хронологии и истории астрономии М. А. Вильевым (1893—1919). Исследования академика П. П. Лазарева о влиянии электронных потоков на мозговую деятельность человека послужили Д. О. Святскому для научного обоснования связи между солнечными пятнами и революционными событиями. В 1914 году в соавторстве с журналистом Б. Красногорским выпустил научно-фантастический роман «Острова эфирного океана».
После убийства Кирова, когда начинается «чистка» Ленинграда, Святскому с женой предлагают срочно выехать в Алма-Ату. Едут они в спальном вагоне, кругом такие же высланные, как они. Святский устраивается метеорологом. Он и его жена не поражены в правах, его то и дело приглашают консультантом в различные комиссии (например, по защите Алма-Аты от селей). Но в 1937 году Святского увольняют с работы «ввиду несоответствия…», пытаются выселить из квартиры. Он посылает жалобы в Москву — в Главное управление гидро-метеослужбы, пишет Молотову.
Неожиданно 1 августа 1938 года его приглашает нарком земледелия Казахской ССР А. Д. Бектасов и предлагает работать агрометеорологом в Актюбинске. Святский вместе с женой переезжает в Актюбинск. Ещё до переезда он посылает Вернадскому свой труд, написанный по его совету. Вернадский одобряет работу и передает её на дополнительное рецензирование астроному — академику В. Г. Фесенкову. Даниил Осипович с радостью принимает это известие, но отзыв Фесенкова его уже не застаёт — 29 января 1940 года, за две недели до окончания высылки, Святский скоропостижно скончался. Ему не было ещё 60 лет. Его вдова, М. Ф. Святская, сообщает об этом печальном событии в Географическое общество СССР.
В мае 1940 года её приглашают в Ленинград, где она передаёт обществу громадный научный архив мужа. Ей удается прописаться в Волхове, под Ленинградом. Вернадский и Фесенков хлопочут об издании основного труда Святского по истории астрономии в России.
Основные труды
Публикации
См. также
Примечания
Литература
Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг
Средства
Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки