свято троицкая александро невская лавра история кратко

Александро-Невская лавра

%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0

Монастыри и церкви издавна служили местом поклонения богам, святым защитникам и покровителям той земли, где они построены. Путей возникновения обителей в мировой истории зафиксировано несколько, среди которых выделим два наиболее важных:

Так возникла и Александро-Невская лавра, воздвигнутая на берегах Невы по Указу Петра I, почитавшего святого благоверного князя Александра Невского и его заслуги перед Русью в борьбе с извечным врагом Швецией.

Петр I лично в 1704 году выбирал место для нового монастыря, призванного стать оплотом и новой столицы, и всей православной Руси, духовной жизни. Препятствовали скорейшему началу строительства два обстоятельства:

Строительство начинается

На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.

Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.

Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера. Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.

Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.

Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.

Первые службы в новом храме

Петр I лично руководит разработкой проекта и строительством Александро-Невской лавры. Из Италии приезжает Доменико Трезини, которому и поручается руководство возведением нового монастыря и храма. Сказать, когда точно было начато строительство, невозможно. В бумагах, оставшихся после Петра I, упоминается середина июня, ориентировочно 14-е число 1713 года. Первоначально была заложена деревянная церковь, строительство которой было завершено 25 марта (по старому стилю) 1713 года. На освящении присутствовал император. В этот же день была отслужена первая литургия в новом храме.

Важно подчеркнуть, что, когда был назначен Митрополит нового монастыря, здесь еще не было ни одного богомольца. Первые послушники были собраны приказным порядком с окрестных обителей. Даже с Волги и Дона присылали монахов.

Предполагалось строительство всего комплекса в форме буквы «П», именуемой тогда «покоем». Здесь должны были разместиться церкви, помещения для монахов и предстоятеля. Был запланирован даже сад с цветниками.

Для строительства основного здания был выбран берег небольшой речки Монастырки. Над воротами монастыря была возведена Надвратная церковь, посвященная Божьей матери.

На смену деревянным церквям приходят каменные

Появление первых каменных зданий относится к 1724 году, когда первых молящихся приняла Благовещенская церковь, возведенная на месте деревянной предшественницы. Архитекторами стали Д. Трезини и Т. Швертфегер. Для основного здания была выбрана пятиугольная форма, для купола — восьмиугольная. Здесь по первоначальному плану был упокоены мощи святого князя Александра Невского. Позже под сводами церкви были захоронены Анна Леопольдовна, Андрей Разумовский и Александр Суворов.

Уже после смерти Петра I в Александро-Невской лавре были возведены дом Митрополита, корпуса Семинарии, Просфорный. Архитектором стал М. Д. Расторгуев. Перед входом в монастырь появилась круглая площадь по проекту И. Старова. В соответствии с указом Павла I в 1797 году монастырю был присвоен статус лавры.

К концу 18-го века (1776-1790 гг.) относится возведение Троицкого собора, расположенного между Духовским и Федоровским корпусами. За основу был выбран стиль классицизм. Фронтон — треугольный, дополненный шестиколонным кортиком. Форма непосредственно здания была выбрана более характерная для католических храмов — в виде креста. В соборе можно выделить три нефа, для разделения которых использовались массивные пилоны. Отделка выполнялась из мрамора, привезенного из Италии. Для отделки «царских ворот» использовались кованые изделия из бронзы тончайшей работы. В 1989 году в Троицкий собор были перенесены мощи князя Александра Невского.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

По православной традиции в непосредственной близости от монастыря было организовано кладбище, получившее название Лазаревского (1716 год). На территории некрополя заработала церковь Святого Лазаря.

Здесь нашли свое последнее пристанище В. Шереметев, писатели Д. И. Фонвизин и Ф. М. Достоевский, баснописец И. Крылов, поэт В. А. Жуковский, историк и поэт Н. М. Карамзин. Здесь же покоится прах музыкантов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Похоронен здесь и гений русской земли М. В. Ломоносов.

В 1823 году Лазаревское кладбище было объединено с Тихвинским под общим названием Некрополь. В 1861 году к Некрополю было присоединено Никольское кладбище Санкт-Петербурга, названное по церкви, находящейся на территории и освященной в честь Николая Мирликийского. К сожалению, в послевоенные годы часть Никольского кладбища была снесена, когда строился Невский проспект и набережные. На Никольском кладбище и в настоящее время хоронят людей, внесших заметный вклад в жизнь страны или города.

Наши дни

На текущий момент времени Александро-Невская лавра остается одним из наиболее привлекательных мест для туристов и жителей города, духовной «меккой» верующих. Здесь можно ощутить величие русского духа, поклониться праху лучших сынов России. Мужской монастырь работает круглогодично. Здесь продолжают молить у Господа защиты для Земли Русской. В Троицкий собор и церкви на моления приезжают верующие со всей страны.

На территории Некрополя работает музей русской скульптуры. Ему были так же переданы здания Лазаревской и Тихвинской церквей.

%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0

Royal Christmas Gala с Сарой Брайтман и хором Gregorian

Источник

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

000055
Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Cвято-Троицкая Александро-Невская Лавра, общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии

Монастырь основан в 1710 году Петром I. В 1712 году приступили к работам.

25 марта 1713 освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Литургия.

18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Основание Александро-Невского монастыря

Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, «архимандрит новосозидаемого при Санктпитербурге Монастыря» Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.

Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.

Создание школы-семинарии

Перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».

Переименование монастыря

Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь была полна внутренним и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни она совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невском монастыре до учреждения Святейшего Синода были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись по 10, 20, 30 человек и более для совершения богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях, возникавших в Западной Европе наших заграничных представительств. Александро-Невский монастырь вырастил у себя духовную школу, которая и ныне существует и осуществляет свою высокую миссию. Обитель немало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью, и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской типографии книгами начального наставления о вере и добродетели.

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошел по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Рака с мощами установлена на свое историческое место, доступное каждой душе, притекающей к ней. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в период с 1789 по 1917 гг.

005666
Лавра св. Александра Невского. Лит. К. Беггрова по рисунку К. Сабата и С. Шифляра, сер. 1820-х гг.

Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и по естественному порядку жизни обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства. Сама же Александро-Невская обитель сосредоточилась на молитве и благотворении. Такой характер остается неизменным для обители весь последующий продолжительный период ее истории.

Бытовые черты жизни обители остаются прежними. Были пострижения в монастыре и поступали в Лавру из других монастырей, только уже не по назначению, а по вызову или по собственным просьбам. Бывал и переход из Лавры в другие монастыри. Заслуженные монахи Александро-Невской обители получали настоятельство в провинциальных монастырях. Бывали назначения во флот, за границу и в разные другие места.

Монахи Александро-Невской Лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником Русской Духовной Миссии в Китае. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф умер в 1852 г. и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нес монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всем отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в. 30 августа 1790 г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П.И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. Со времен императрицы Екатерины в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Александро-Невская Лавра в период с 1917 по 1996 гг.

В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской Лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как «Коммунистическая площадка». В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» стала приходской.

В декабре 1919 года новым наместником был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение Лаврского священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с Конституцией 1918 года при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при Лавре. К ведению Совета относились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора Лавры.

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами св. блг. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи, вернувшиеся в собор лишь в 1989 году.

Во время «обновленческого раскола» 1920-1940-х годов, основой которого была группа петроградских священников, Лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно Православной Церкви. Уже к 1926 году из 115 «обновленческих церквей» осталось только 32.

В 1928 году начался иосифлянский раскол. Стремясь сохранять в каноническом общении с митрополитом Сергием Св.Троице-Александро-Невскую лавру, владыка Серафим в мае 1928 г. добился удаления из наместников Лавры Шлиссельбургского епископа Григория (Лебедева), все больше сближавшегося с «иосифлянами». Однако последние в ноябре 1928 г. пошли на организацию раскола даже среди лаврского духовенства, в результате которого 5 из 7 храмов Лавры, несмотря на то, что большая часть их прихожан сохраняла верность святителю Серафиму, стали поминать за богослужением митрополита Иосифа.

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм.

27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий 17 различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей. и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников. о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели».

Свято-Духовский храм был закрыт в январе 1936 году. С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели.

После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм Лавры в 1946 году. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков), ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора Церкви. Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 года стал епископ Алексий (Коноплев). В храме возобновились ежедневные богослужения.

В 1961 году, во время «хрущевских гонений», поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим останки Преосвященных митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление переехало в здание духовной Академии на наб. Обводного канала, дом 17.

В память о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом Лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое непосредственное подчинение, и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками. Эта традиция сохранилась до 1997 года, когда приход был упразднен, и все его имущество распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской Лавре.

В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 года. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Воскресные богослужения совершаются в храме еженедельно и в настоящее время.

Современное состояние Александро-Невской Лавры

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.

В апреле 1996 года, при правящем архиерее митрополите Владимире (Котлярове), был назначен новый наместник Лавры игумен Викентий (Кузьмин) (Синодом утвержден не был). 5 апреля 1996 года при участии патриарха Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, представителей города в лице мэра г. Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, руководства НИИ «Прометей», которому на тот момент принадлежало большинство зданий Лавры, состоялась символическая передача комплекса Лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, «Духовского» и «Просфорного» корпусов; окончательная передача архитектурного комплекса Лавры должна была быть осуществлена к 2000 году.

В октябре 1996 года наместником Лавры был назначен архимандрит Назарий (Лавриненко), который был утвержден указом Священного Синода в апреле 1997 года.

3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

Источник

Александро-Невская Лавра. Краткая историческая справка

Краткая история.

История знает два пути возникновения монастырей: первый путь — когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь — когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.

Существует версия, что Петр I выбрал место для будущего Петербургского монастыря еще в 1704 году, однако военное противостояние со шведами в то время не дало царю реализовать задуманное. Уже в 1710 году, после взятия Выборга, Петр, инспектируя постройку северной столицы, указал на место, где «непременно быть монастырю».

Место, как считается, было выбрано Петром не случайно. Предания связывают с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем (прозванным «Невским» как раз после этой битвы) разгромили войско ярла Биргера. Правда, знаменитая битва произошла не здесь, а в устье реки Ижоры, выше по Неве, где еще в 16 в. была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Одна из старинных легенд гласит, что «Александров храм», как называли в народе Лавру, построен на том месте, где перед сражением со шведами русский воин Пелгусий увидел во сне святых благоверных князей Бориса и Глеба, которые сказали ему, что спешат на помощь «своему сроднику» Александру.

Тем не менее, легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва — 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра — князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

Точная дата начала работ по строительству монастыря неизвестна. В 1712 году была заложена первая деревянная церковь, а 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1713 года, когда она была освящена, является днем, с которого обитель считает начало своего бытия.

Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, архимандрит Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в нем не было еще ни одной живой души.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и не были осуществлены. При монастыре была создана типография, а так же учреждена Славянская школа, для обучения грамоте «детей служительских», сирот, и других в возрасте от 5 до 13 лет. В 1726 году, на основе этой школы была создана Славяно-греко-латинская академия, позднее преобразованная в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В 1723 году Петр I, вновь посетив новый монастырь, принял решение перенести сюда из Владимира мощи святого благоверного князя Александра Невского.

12 сентября (30 августа по старому стилю) 1724 года, в третью годовщину Ништадского мира, останки князя были торжественно перенесены в Петербург и помещены на второй этаж Благовещенской церкви, церковь 2-го этажа стала носить имя св. князя Александра Невского. Существует предание, согласно которому Петр I лично внес туда раку с мощами.

Позднее, по окончании строительства главного монастырского храма – собора в честь Святой Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы Петровны и украшенная надписями авторства Михаила Ломоносова. Саркофаг был укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила праздничный крестный ход из столичной кафедральной церкви в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 12 сентября (30 августа по старому стилю), по окончании литургии все столичное духовенство с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители, где торжественно совершало молебен святому благоверному князю Александру.

Следующим важным этапом в истории монастыря стало 18 декабря 1797 года, когда он получил статус лавры (то есть важнейшего по статусу монастыря), и стал именоваться Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

После 1917 года для Лавры наступили тяжелые времена.

Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года было вынесено распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все монастырские церкви были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1934 году, помещался склад универмага «Пассаж».

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами св. блгв. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи, которые долгое время находились в музее истории религии и атеизма. Мощи были возращены в собор Лавры в 1989 году.

В 1933 году была закрыта Благовещенская церковь. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры.

Возвращение храмов и помещений Лавры началось формально в 1996 году. Растянулось на 12 лет. На сегодня возращены Церкви основные помещения, кроме Благовещенской церкви, которая до сих пор находится в ведении Музея городской скульптуры, а также два кладбища – Лазаревское и Тихвинское (в ведении музея городской скульптуры).

С 1996 года Лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Постройка.

Александро-Невская Лавра — один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

Архитектором проекта стал Доменико Трезини, представивший монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые. Идея была сохранена, несмотря на то, что над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились многие талантливейшие архитекторы своего времени: Теодор Швертфегер, Михаил Земцов, Иван Старов и другие. Строительство монастыря продолжалось почти весь XVIII век и было завершено лишь к 1790 году.

С 1712 года основное строительство велось вокруг только что заложенной деревянной церкви. Создавалась Подмонастырная слобода. Разворачивавшееся строительство настоятельно требовало прямой связи со строившимся центром города, его Адмиралтейской частью, а также прямого сообщения со старой Новгородской дорогой. Так было положено начало будущему Невскому проспекту. Согласно легенде, для ускорения работ, просека по линии будущего Невского проспекта прорубалась с двух сторон. Со стороны Александро-Невской Лавры работали русские монахи, а с противоположной стороны навстречу им продвигались пленные шведские солдаты. Когда обе группы встретились, выяснилось, что была допущена ошибка в расчётах, и получился изгиб (в районе современной площади Восстания). Однако она не соответствует действительности, поскольку ученые, ссылаясь на документы тех лет, утверждают, что проспект изначально строился как две разные дороги, которые даже назывались по-разному, и соединили их впоследствии принудительно.

В 1716-1717 годах крупнейшим русским гравером первой половины века А. Ф. Зубовым была создана знаменитая «Панорама Петербурга». Панорама дополнялась одиннадцатью малыми гравюрами, на которых показаны главнейшие сооружения, не уместившиеся на центральной Панораме. Первой была гравюра с надписью «Монастырь святого Александра Невского».

Каменное строительство на правобережье Черной речки (ныне р. Монастырка) началось в 1717 году и возглавлять его было поручено лично А. Д. Меншикову.

Трезини лично руководил «каменным делом» только первые годы. Его помощником становится с начала 1720 года Теодор Швертфегер, с именем которого связан большой период строительства монастыря и первое изменение его генерального плана. Дело в том, что Трезини спроектировал главный вход в монастырь со стороны Невы, то есть с востока, там, где по церковным канонам, должен быть алтарь. Эта ошибка вынуждала пересмотреть проект. Хотя Трезини с 1720 года почти полностью отошел от строительства монастыря, тем не менее, весьма вероятно его участие в переделке проекта вместе с Швертфегером.

Здание двойной Благовещенской — Александро-Невской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля, один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Верхний храм освящен в честь св. князя Александра Невского (там до перенесения в Свято-Троицкий собор находилась рака с мощами св. князя), в нижнем этаже изначально предполагалась монастырская трапезная, однако впоследствии планы переменились. Нижний храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1725 года. Здесь же была устроена усыпальница для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича), сюда же перенесли из Лазаревской усыпальницы останки любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны и его сына – царевича Петра Петровича.

Благовещенская церковь стала своеобразным памятником «эпохи дворцовых переворотов»: здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году, а в июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III (впоследствии его прах перенесен в Петропавловский собор по указу Павла I).

Здесь же и могила графа Алексея Григорьевича Разумовского. Простой казак, полюбившийся императрице Елизавете Петровне, стал её фаворитом и тайно был повенчан с нею.

Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса А.В. Суворова 12 мая 1800 года. Предание гласит, что, когда катафалк, накрытый высоким балдахином, остановился перед лаврскими воротами, петербуржцы, провожавшие Суворова в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: «Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!» В ворота катафалк действительно проехал благополучно. Над местом погребения, согласно воле полководца, была установлена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов» (эту эпитафию Суворов избрал себе сам).

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры.

Реставрация Благовещенской усыпальницы началась во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь. Художники в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами. Сюда, к могиле великого полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту Ленинграда.

Принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о передаче Александро-Невской Лавре Благовещенской церкви было озвучено вице-губернатором города В.Н. Кичеджи на праздновании дня рождения Лавры 7 апреля 2013 года, однако храм по-прежнему находится в ведении музея. В 2014 году по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария у стен Благовещенской церкви проходили молитвенные стояния за возвращение монастырю.

Благовещенскую церковь с Троицким собором связывает Духовской корпус Александро-Невской лавры. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Доменико Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю. В 1820 — 1822 годах архитектор Василий Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. 1 февраля 1881 года в Свято-Духовской церкви при огромном стечении народа отпевали писателя Ф. М. Достоевского.

Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная.

В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся братские кельи, а в помещении церкви — духовно-просветительский центр «Святодуховский», начавший свою работу в январе 2003 года. Так же в Духовском корпусе освящен новый домовый храм в честь святителей Иркутских Иннокентия и Софрония, работы в котором велись с 2000 г.

Главной заботой строителей была центральная соборная церковь. Строительство ее началось еще при жизни Петра I, в мае 1722 года. Тогда спешно сделали фундамент — за двадцать дней — в июне состоялась торжественная закладка Свято-Троицкого собора. Все внимание Швертфегер отдал этому зданию, строившемуся уже только по его проекту, который в дальнейшем, когда мастер отстранился от работ, продолжали другие архитекторы. К 1731 году собор «вчерне» был готов, однако при осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить, а в последствии собор было приказано «разобрать до подошвы», что и было сделано в 50-х годах XVIII в.

Разработка нового проекта собора была поручена в 1774 году архитектору Ивану Старову. Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 12 сентября (30 августа по старому стилю) (Общегородской праздник — день перенесения мощей св. блг. кн. Александра Невского) 1790 года.

Собор отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. Собор был возвращен Церкви в 1956 г., с 1957 по 1997 год он действовал как приходской храм.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими иконы и святыни.

Перед входом в собор находится «Коммунистическая площадка». Ранее здесь существовал партерный сад, который отделял Троицкий собор от Митрополичьего дома. Самые первые захоронения на этом месте относятся к июлю 1917 года, когда перед папертью Троицкого собора были погребены казаки, погибшие при разгоне большевисткой демонстрации. Из-за этого образовавшееся кладбище первое время именовалось Казачьим. В течение 1920—1930-х годов на кладбище были похоронены многие участники революционного движения, Гражданской войны, партфункционеры ВКП(б), чекисты, милиционеры. По этой причине появилось новое название кладбища — Коммунистическая площадка. В 1930-х годах здесь так же были погребены видные учёные, выдающиеся врачи и общественные деятели.

Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил. В 2005 году на кладбище был открыт памятник «Торжество православия», воздвигнутый в память всех пострадавших за православную веру — духовенству и мирянам. Монумент представляет собой большой новгородский крест. В 2009 году кладбищу вернули название Казачьего.

Федоровский корпус Александро-Невской лавры расположен к югу от Троицкого собора. В 1791 году в первом ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского. Так же в 2007 году на втором этаже корпуса была открыта домовая церковь в честь преподобного Серафима Вырицкого (прославленного Русской православной церковью в 2000 г.). Церковь построена на месте бывшей кельи преподобного Серафима в Лавре.

Тождественный по плановому решению Духовскому корпусу, Федоровский корпус заканчивается Федоровской церковью, которая соответствует Благовещенской и оформляет юго-восточный угол монастырского каре. Постройку корпуса начинал Швертфегер, а продолжил талантливый итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини, он же заложил по собственному проекту в 1745 году двухэтажную Федоровскую церковь. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата святого Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста. В середине XIX в. оба храма были переделаны и освящены: верхний — во имя Святителя Николая Чудотворца, нижний — во имя святого князя Феодора. В нижнем храме с 1806 года производились захоронения, он служил усыпальницей для членов грузинской царской фамилии и епископов.

Одним и самых знаменитых является надгробие царевича Теймураза Багратиони, сына последнего царя Картли-Кахетии Георгия XII. Теймураз был выдающимся ученым, переводчиком и руствелологом (отрасль грузинского литературоведения, посвященная творчеству Ш. Руставелли), собирал старинные рукописи, исторические документы, гражданские акты и другие культурные реликвии грузинского народа, находившиеся, главным образом, на руках у высланных знатных грузин; покровительствовал писателям и поэтом своей страны; собирал их произведения. В результате он создал в Петербурге богатейшую библиотеку с редчайшими экземплярами рукописей и книг, которую вдова его пожертвовала, согласно завещанию мужа, Петербургской академии наук. В этой библиотеке, в частности, хранится древний рукописный экземпляр «Витязя в тигровой шкуре». Теймураз был прекрасным знатоком поэмы Шота Руставели, которую снабдил обширными комментариями.

Он же – первый переводчик Пушкина. В 1830 году он перевёл на грузинский язык стихотворение «Ангел» («В дверях Эдема ангел нежный…»).

Теймураз Багратиони вёл настолько плодотворную научную и литературную работу, что в 1837 году он был избран почётным членом Петербургской академии наук. Ещё до этого он был избран членом «Академии свободных искусств» Франции и Антикварных обществ Парижа и Дании (1831 г.) Он – первый грузин-академик.

После смерти был похоронен в Федоровской церкви Александро-Невской лавры, однако в 1937 г. его прах был перенесен в Лазаревскую усыпальницу.

Здесь же был похоронен его старший брат Давид Багратиони, который после смерти царя Георгия XII объявил себя правителем Картли-Кахетии Давидом XII, но был смещен, арестован и вместе с семьей насильно выслан в Россию. Занимал почетное место в Сенате Российской империи. Обосновавшись в Петербурге, занимался литературной и публицистической деятельностью, написал историю Грузии с древнейших времен до начала XIX в., был первым грузинским переводчиком Вольтера.

В Федоровской церкви находится могила графа Якова Ивановича Ростовцева, известного деятеля крестьянской реформы 1861 года.

Семинарский корпус Александро-Невской лавры ограничивает двор монастыря с юга. Он построен в 1756- 1761 годах. Органически включенный в ансамбль лавры он композиционно соответствует Просфорному, расположенному с северной стороны монастырского каре. Оба здания близки по внешнему облику, внутреннему плановому решению и оформлению интерьеров. Просфорный корпус дошел до нас без больших изменений внешнего облика. Это определяет его большую историко-художественную ценность (18 век).

В центре западного каре на одной оси с собором, архитектор Михаил Расторгуев расположил Митрополичий (или Архиерейский) дом. С 1861 г. к работам приступил архитектор Алексей Горностаев. Он, по мере возможности, сохранил первоначальный облик западных корпусов с их характерным для XVIII века декором. В своем проекте надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских палат, поэтому современный облик зданий, сохранил во многом художественную выразительность прежних монастырских строений.

По замыслу Расторгуева, Ризничная (северо-западная) башня Просфорного корпуса, как и симметрично тождественная ей Библиотечная (юго-западная) башня Семинарского корпуса служили композиционной завершенности монастырского комплекса, зеркально отражая башни Благовещенской и Федоровской церквей лавры.

В Библиотечной (юго-западной) башне Семинарского корпуса располагались древлехранилище (хранилище древних рукописей), архив, библиотека.

В 1910 году библиотека (как и древлехранилище, и архив) были размещены в специально выстроенном по проекту архитектора Лев Шишко здании «новой» ризницы, восточной стеной выходившем на Никольское кладбище, за Духовским братским корпусом. Здание построено в стиле поздней эклектики и, несомненно, является одним из лучших образцов стиля, свойственного Петербургу конца XIX века. Здесь паломники могли увидеть крест, найденный на Куликовом поле, кровать Петра, на которой он отдыхал, приезжая в монастырь говеть на Страстной седмице, трости Петра и Екатерины I, маршальский жезл Петра…

В 1918 году книжные собрания были переданы в Российскую Национальную библиотеку и другие книгохранилища.

Сейчас в здании «новой» ризницы открыта общедоступная библиотека, а на третьем этаже будет устроен Лаврский музей.

В 1783 году архитектор Иван Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Указом духовной Консистории храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебных промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Приход просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Лавры была освящена часовня во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

После завершения реставрационных работ надвратная Скорбященская церковь была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием 23 сентября 2014 года. В ней совершается Таинство Венчания (поскольку церковь находится за пределами основного каре Лавры, это не противоречит монастырскому уставу).

Старейшее кладбище Лавры, Лазаревское, основано в 1716 году. Оно получило название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря, сооруженной в 1718 году для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны вблизи алтаря деревянного Благовещенского храма, самого старого в обители. История монастыря начинается со дня освящения Благовещенской церкви, 25 марта 1713 года. В 1780-е годы Лазаревская церковь была перестроена и расширена, а строительство Надвратной церкви и каменной ограды определило окончательные границы кладбища.

На Лазаревском кладбище похоронены: ученый Михаил Ломоносов, писатель Дмитрий Фонвизин, архитекторы Андрей Воронихин, Иван Старов; адмирал Василий Чичагов, председатель совета министров Сергей Витте и многие другие известные деятели России.

Захоронения продолжались вплоть до 1919 года, в 1923 году кладбище было закрыто для посещения. В 1931 году было принято решение о превращении Лазаревского кладбища в музей — Некрополь XVIII века. По описи 1935 года на кладбище насчитывалось 1503 надгробия, но затем более трети из них были признаны не имеющими художественной ценности и уничтожены, в основном надгробия конца XIX — начала XX вв., а также захоронения церковнослужителей. На освободившиеся места были перенесены надгробия и останки с других кладбищ города.

В настоящее время Некрополь XVIII века и здание бывшей Лазаревской церкви находятся в ведении Музея городской скульптуры.

В 1823 году участок земли напротив Лазаревского кладбища был отведен под кладбище, названное Новым Лазаревским. С 1876 года кладбище стало называться Тихвинским.

На Тихвинском кладбище было погребено около двадцати лаврских насельников — иеродиаконов, иеромонахов и архимандритов, в том числе известный старец иеросхимонах Алексий, к которому в 1825 году перед поездкой в Таганрог приезжал император Александр I. На Тихвинском кладбище похоронены писатели Николай Карамзин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Федор Достоевский, композиторы Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Петр Чайковский, артист Василий Самойлов. В начале XX века на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 захоронений.

В 1931 году Тихвинская церковь была закрыта, ее фасады и интерьеры уничтожены. Тихвинское кладбище официально было закрыто в 1927 году, однако захоронения на нем продолжались до 1932 года. После Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах на кладбище перезахоронили около двадцати останков с других кладбищ города, кроме того, здесь были похоронены многие известные ленинградские ученые, деятели театрального и изобразительного искусства (Товстоногов, Черкасов и др.).

В настоящее время на территории Тихвинского кладбища расположен Некрополь мастеров искусств, здание Тихвинской церкви принадлежит Музею городской скульптуры.

В 1861 году в связи с нехваткой мест на кладбищах Лавры решено было отвести под захоронения место между Невой и оградой монастыря. Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной по проекту того же архитектора.

Среди погребенных на Никольском кладбище — писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. Здесь похоронены Лев Гумилев, выдающийся ученый, историк и географ; Анастасия Дмитриевна Вяльцева, певица, знаменитая исполнительница цыганских романсов; Нестор Александрович Котляревский, историк, первый директор Пушкинского дома; Николай Иванович Быстров, первый в России профессор-педиатр; Роман Исидорович Кондратенко, русский генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура, и другие.

В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов – Сергей Исаевича Уточкина, Льва Макаровича Мациевича, погибшего в первой в Российской империи авиационной катастрофе. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов.

В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи. В 1980-е года здание Никольской церкви было возвращено епархии, восстановлено и в 1985 году освящено. Церковь была отреставрирована в 2013 году к празднованию 300-летия Лавры.

Источник

Читайте также:  сан марино государство история
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector