За чудесами — в Санино!
Загадочная обитель
В 19 километрах от Суздаля, в старинном селе Санино, расположен Свято-Никольский женский монастырь. Свою историю обитель берет с середины XVIII века. Тогда на месте сгоревшей деревянной церквушки были построены два храма. Летний, «холодный», возвели в честь Николая Чудотворца. Зимний, отапливаемый, посвятили Покрову Божией Матери. Много пришлось пережить обители, где сегодня, говорят, происходят настоящие чудеса. Ведущая краеведческих турниров, проводимых на базе общественной организации «Милосердие и порядок», Оксана Завьялова приоткрывает для читателей «Призыва» тайны этого уникального уголка Владимирской области. Приглашаем всех желающих на виртуальную экскурсию. Запоминайте маршрут, чтобы съездить после самоизоляции.
Путешествие после самоизоляции
— При подготовке к турнирам я часто общаюсь с людьми из разных уголков Владимирской области. Узнаю от них много интересного. Про архитектурные памятники, достопримечательности. И всегда хочется самой побывать в этих удивительных местах. В прошлом году мне посчастливилось оказаться в селе Санино Суздальского района. Меня поразила история этого места и его красота. Туда вполне можно отправиться в путешествие выходного дня, когда станет возможно, — рассказывает Оксана.
Ключи от храма
По легенде в годы становления советской власти обитель спасла монахиня Ангелина. После революции, когда церкви повсеместно разрушали, она спрятала в храме Николая Чудотворца иконы с серебряными и золотыми окладами, а ключи от церкви закопала в лесу. На требование властей отдать ключи ответила отказом, за что получила 15 лет лагерей. Кстати, ключами, которые много лет пролежали в земле, до сих пор открывают и закрывают храм. Верующие говорят, что они обладают целебными свойствами и помогают лечить многие недуги.
Когда Ангелина вернулась в родное село, она стала вновь служить при храме. Умирая, просила похоронить ее у его стен. Но большая вода не позволяла переправить тело на погост. И тут случилось чудо. Неожиданно ночью ударил крепкий мороз, и прихожане, переправившись по льду, все же похоронили Ангелину там, где она просила. Наутро лед опять растаял.
Живые фрески и иконы
Храмы Свято-Никольского женского монастыря расписаны мастерами иконописной школы Виктора Васнецова. На внутренних стенах изображены сцены из евангельских текстов. В начале XXI века, когда обитель стала возрождаться после долгих лет запустения, фрески начали восстанавливаться, причем сами, без участия реставраторов. Так утверждали очевидцы. И тусклые картины светлели. Еще одно чудо, о котором рассказывают в монастыре, – мироточение икон «Воскресение» и «Отечество». На некоторых иконах появилось светлое маслянистое вещество, испускающее благоухание. Послушницы и жители села воспринимают это как знак проявления Божиего внимания к монастырской обители.
Целебный источник
Неподалеку от монастыря бьет родник. Много историй о его целебных свойствах рассказывают люди, здесь побывавшие. Источнику приписывают целебные свойства при лечении экземы, артрита и головных болей. Предание гласит, что родник на территории монастыря появился еще в XVII веке. А потом, как и монастырь, пришел в запустение. В период возрождения обители одной из дачниц стали сниться необычные сны: кто-то приходил к ней и рассказывал, что вблизи ее дома есть необычный ключик и необходимо выпустить воду на волю. Сначала женщина не придавала значения этим снам, но потом все же взяла лопату и начала копать в указанном во снах месте. И забил родник!
Как добраться
Самый простой и удобный вариант — доехать на автомобиле. От Суздаля едем к Кидекше. Далее, никуда не сворачивая, около 15 километров до села Песочное. Чуть дальше будет указатель и поворот направо. Три километра по асфальтированной дороге — и вы окажетесь у ворот Свято-Никольского женского монастыря. Осталось дождаться окончания пандемии!
Юлия Денисова
Фото из личного архива Оксаны Завьяловой и сайта Свято-Никольского женского монастыря
Свято никольский женский монастырь санино история
Описание Свято-Никольского женского монастыря в с. Санино
История Санино в качестве монастырского владения оканчивается после изъятия села из монастырского ведения по указу о секуляризации (1764). Село минула участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Оно вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи. Добро и то, что долгое пребывание селян под монастырским оком сказалось на укоренении здесь добронравия, Последнее подтверждается отсутствием в документах Суздальской духовной консистории каких-либо дел, связанных с утратой благочестия или преступлениями в обширном Санинском приходе. Кроме самого села, на рубеже Х1Х-ХХ веков в него входили расположенные в радиусе 1-7 верст деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха.
Всего в приходе на тот период насчитывалось 409 дворов (1160 душ мужского и 1294 женского пола). Как значительное поселение Быковской волости село располагало церковно-приходской школой. В соседней с ним деревне Зауечье, входившей в тот же приход, имелась школа грамотности. Последняя по статусу была нечто средним между церковно-приходской и воскресной школами. К этому времени население, умножившееся как и в других местах, не могло кормиться одним только хлеборобством и огородами. Недостаточность средств, как и раньше, компенсировали отхожие промыслы, занятия хоть и прибыльные, но требовавшие длительного отхода (ухода) в иные города и веси. Для суздальцев они сложились давно в силу традиционно развитого здесь мастерства, прославившего их в основном как искусных каменщиков и кровельщиков. Почитай, только в одной Москве ими выстроено было почти половина города. И так до октябрьского переворота в 1917 году. Числом поменее славились выходцы из суздальских деревень и как несравненные богомазы-изографы. Были известны они и в других ипостасях, вплоть до умелых ямщиков и аккуратных грузоперевозчиков. С развитием мануфактур жители суздальской стороны прослыли и ловкими ткачами-умельцами. Домашние станки были существенной частью надомного мануфактурного производства вплоть до самого конца XIX века. Приказчики регулярно забирали полотно на склады фабрики, где оно доводилось до кондиции.
Не стали исключением и санинцы. В статистических данных 1895 года число ушедших на заработки составляло одну пятую от общего числа мужчин села, включая младенцев. Да и остававшиеся на местах, надо полагать, не сидели дома, сложа руки. Искусные ремесла развивались и на дому. На суздальских базарах распродавались и керамика, и изделия из дерева, и многое другое. Разнообразие занятий выработалось задолго до памятного 1861 года, когда все крестьяне оказались лично свободными. Но и до этого в практике монастырской деятельности часты были случаи отпуска и даже нарочитой посылки крестьян на дополнительные заработки да и просто для исполнения подрядов, заключенных меж монастырем и заказчиком. Искусные мастера, а они водились более всего в монастырских селах, посылались Спас-Евфимиевым монастырем и в близкие и дальние края: от центра страны до самого Урала. Недаром следы влияния суздальских древодельцев и каменных дел мастеров мы имеем по всей Сибири и на Алтае. Такой широкой «экспансии» немало потворствовало и правительство, поощрявшее отходничество. Нелишне заметить, что именно монастыри выступили инициаторами проведения ярмарок, больших и малых, на которые свозились излишки продукции основных занятий и всякого «протчего» ремесла.
К сожалению, мы не знаем, как называлась ранее сгоревшая деревянная церковь в Санино. Но, учитывая традиции преемственности, предполагавшей передачу имени (посвящения) сломанного или сгоревшего храма вновь возводимому, можно предположить, что прежняя церковь была также посвящена свт. Николаю Чудотворцу. Новый храм возвели в последней четверти XVIII века большей частью на средства прихожан. Из их же числа, надо полагать, происходили мастера и рабочие. Благородное каменное и «древяное» дело для селян было не в новинку. Сэкономив на мастерах, а в суздальских селах это было в порядке вещей, значительную часть средств направляли на дорогостоящий кирпич, кровельное железо и другие материалы.
Вот и в Санино мы видим пример рачительности, позволившей благочестивым прихожанам выстроить не заштатно скромный, а довольно внушительный по высоте и объему храм, состоящий из основного четверика, просторной паперти и светлого алтаря.
С северной стороны к церкви примыкает небольшой придел в честь Богоявления Господня. С запада по продольной оси общего строения примыкает высокая колокольня (восьмигранник на нижнем четверике с вытянутым ввысь конусом-свечей завершения). Она же служит входом, воспринимаясь как парадное крыльцо с всходнями по трем сторонам. Крест колокольни высится над округой вровень с главным крестом храма. Вся церковь настолько удачно вписана вобщую архитектонику ландшафта, что впечатление от встречи с ней еще на дальних подступах наполняет душу красотой и восторгом от соразмерности рукотворного и нерукотворного. Впечатление это не изглаживается и вблизи. Трудно удержаться, чтобы царящий над равниной храм не назвать кораблем, уверенно плывущим по безоглядной глади обоих морей: небесного голубого и земного зеленого. Красив храм и зимой, белое в белом.
Так как Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и повершили в 1825 году. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний.
Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений. По внешнему кругу его достойно завершает, включая и сельский некрополь (погост), дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами. Чуть ниже монастырского холма, в долине Уечки, недавно завершили изящное строение над святым источником.
Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем. Возможно, кто-то и посетует, что при переходе из церкви в церковь приходится то и дело следовать через могилы с оградами. Нельзя ли, мол, по примеру других монастырей собрать все останки вместе в едином месте, или просто разровнять и поставить всем общий поминальный крест? Да, можно всё. Только нет у Бога мертвых, ибо все живы, а могилы. они в поминание нам о необходимости как можно достойнее пройти оставшийся отрезок земного пути. Где-где, а в монастыре это понимаешь особенно остро
Однако Бог предложил сему месту новых защитниц. Место селян заняли те же безсребреницы, но уже монахини и послушницы.
Свято-Никольская женская община представляет собой пока подворье прославленного Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Образовалась она в самом начале III тысячелетия, в октябре 2001 года, из подвижниц, приехавших сюда из разных уголков бывшего СССР, страны, числящейся в нашей памяти по-прежнему большой Российской империей. На начало 2007 года община насчитывала 15 человек, из них 5 монахинь, 3 инокини и 7 послушниц. Самая пожилая, монахиня Фомаида, является местной жительницей. Более сорока лет прослужила она здесь уставщицей прихода и была хранительницей святынь села. Преодолевая сегодня хвори и немощи она участвует во всех службах. С душевным трепетом монахиня вспоминает, как приняла когда-то эстафету от не менее героической женщины, уже знакомой нам монахини Ангелины (Семеновой), принявшей тайный постриг в начале большевистской эпохи и упокоившейся здесь в 1967 году. Сколько мужества и изобретательности проявили они в сталинские и хрущевские гонения вместе с другими подвижниками, дабы уберечь без потерь все великолепие внутреннего убранства обеих церквей
Венец мученичества стяжал себе в 1930-е годы местный иерей Евгений. Чтоб заставить его отречься от истин православия, палачи мучили его в тюрьме Спас-Евфимиева монастыря. Потом, не добившись желаемого, полуобнаженного священника лютой зимой облили посреди двора ледяной водой. Вот где явился подвиг стояния в Вере!
Благодаря щедротам благодетелей здесь отстраивается уникальный уголок русской духовной жизни. Ведутся реставрационно-восстановительные работы по всем направлениям. Работают и трудники, и нанятые специалисты. Да и сами сестры подобны пчелам, без дела не стоят.
Имеются среди инокинь и прекрасные вышивальщицы, швеи и огородницы с тонким чувством земли и возможных на ней цветений. Бог собрал в сей ковчег носителей многих талантов.
Сегодня на территории общины для гостей и паломников началось строительство современной, вполне приличной гостиницы. Приезжайте, дорогие богомольцы-паломники! Ждет вас монастырское село Санино с прекрасными храмами, полными дивного убранства (оно одно заслуживает отдельного сказа!), и святая, особо живительная вода. Ждут здесь вас и свидетельства произволений Господних, о которых всуе не говорят, а лишь молча вбирают в душу увиденное, почувствованное. А чудес здесь много.
Возможно и вы, дорогие паломники, как и ваши предшественники и постоянные обитатели монастыря, удостоитесь также стать свидетелями новых проявлений божественных знаков, дающихся нам для укрепы в душе евангельских начал и бесконечной веры в Господа.
Паломнические поездки к Свято-Никольскому женскому монастырю в с. Санино
Свято никольский женский монастырь санино история
Река Уечка
Село Санино – бывшая вотчина Спасо-Евфимиева монастыря. Жалованные грамоты монастырю на Санино значатся в описи «монастыря 1660 г.» под №№ 106 – 124. Самая старая грамота на Санино дана Великим князем Иваном Васильевичем в 1462 г.
В приходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «съ села Санина взято съ крестьянъ съ 16 вытей съ полуосмухою 16 руб. 2 алтына; платилъ Ивашко Артемьевъ».
История Санино в качестве монастырского владения оканчивается после изъятия села из монастырского ведения по указу о секуляризации (1764 г.). Село минула участь быть переданным от царицы в дар в чью-либо собственность. Оно вошло в земельные угодья и поселения императорской Коллегии экономии (т.е. Дворцового ведомства). Это обстоятельство положительно сказалось на дальнейшем развитии хозяйства всей округи.
В конце XIX — начале XX века село входила с состав Быковской волости Суздальского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Санинского сельсовета Суздальского района, с 1954 года — в составе Ляховицкого сельсовета, с 1956 года — в составе Кидекшанского сельсовета, с 1974 года — в составе Селецкого сельсовета, с 2005 года — в составе Селецкого сельского поселения.
12 августа 1868 г. священнику села Санина Александру Беляеву, за переложение канона Божией Матери на четыре голоса, объявлена от Его Высокопреосвященства признательность и благословение.
В 1885-м году 22-летний студент семинарии Николай Рождественский был назначен настоятелем храма села Санино. В течение 12 лет иерей Николай Рождественский служил в суздальской глубинке. Казалось, ему так и суждено провести там всю оставшуюся жизнь. Но спокойное существование батюшку не прельщало, и в 1897-м г. по примеру выдающегося проповедника архиепископа Макария (Невского) родом из села Шапкино Ковровского уезда он добровольцем отправился на Алтай, где стал преподавателем училища для миссионеров в городе Бийске.
Причт-штат в кон. XIX века: священник, диакон и псаломщик. Земли при сей церкви: усадебной 70 сажен поперечнику и 60 саж. Длиннику, сенокосной 3 десят. и пахатной 30 дес. План и межевая книга на землю имелись. От земли и за требоисправления дохода причт получал 925 руб. сер. в год. Дома причт имел собственные. [1]
Приход: село (78 дворов) и дер.: Зауичье, Пруды, Песочново, Пигасово, Крутово (Деревян Крутово была вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. В приходно-расходных книгах монастыря 1697 года записано: «дер. Крутова, дер. Новоселка, взято съ крестьянъ съ 2 вытей 2 руб.; платилъ Алешка Ивановъ») и Сергеиха; деревни расстоянием от церкви от 1 вер. до 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Всех дворов в приходе 409; душ мужского пола 1160, а женского пола 1294 души. [1]
Как значительное поселение Быковской волости село располагало церковно-приходской школой. В соседней с ним деревне Зауечье, входившей в тот же приход, имелась школа грамотности. Последняя по статусу была нечто средним между церковно-приходской и воскресной школами.
К этому времени население, умножившееся как и в других местах, не могло кормиться одним только хлебородством и огородами. Недостаточность средств, как и раньше, компенсировали отхожие промыслы, занятия хоть и прибыльные, но требовавшие длительного отхода (ухода) в иные города и веси. Для суздальцев они сложились давно в силу традиционно развитого здесь мастерства, прославившего их в основном как искусных каменщиков и кровельщиков. Только в одной Москве ими выстроено было почти половина города. И так до октябрьского переворота в 1917 г. Числом по менее славились выходцы из суздальских деревень и как несравненные богомазы-изографы. Были известны они и в других ипостасях, вплоть до умелых ямщиков и аккуратных грузоперевозчиков. С развитием мануфактур жители суздальской стороны прослыли и ловкими ткачами-умельцами. Домашние станки были существенной частью надомного мануфактурного производства вплоть до самого кон. XIX в. Приказчики регулярно забирали полотно на склады фабрики, где оно доводилось до кондиции.
Не стали исключением и санинцы. В статистических данных 1895 г. число ушедших на заработки составляло одну пятую от общего числа мужчин села, включая младенцев. Да и остававшиеся на местах, надо полагать, не сидели дома, сложа руки. Искусные ремесла развивались и на дому. На суздальских базарах распродавались и керамика, и изделия из дерева, и многое другое. Разнообразие занятий выработалось задолго до памятного 1861 г., когда все крестьяне оказались лично свободными. Но и до этого в практике монастырской деятельности часты были случаи отпуска и даже нарочитой посылки крестьян на дополнительные заработки да и просто для исполнения подрядов, заключенных меж монастырем и заказчиком. Искусные мастера, а они водились более всего в монастырских селах, посылались Спас-Евфимиевым монастырем и в близкие и дальние края: от центра страны до самого Урала. Недаром следы влияния суздальских древодельцев и каменных дел мастеров мы имеем по всей Сибири и на Алтае. Такой широкой «экспансии» немало потворствовало и правительство, поощрявшее отходничество. Нелишне заметить, что именно монастыри выступили инициаторами проведения ярмарок, больших и малых, на которые свозились излишки продукции основных занятий и всякого «протчего» ремесла.
Свято-Никольский женский монастырь
Никольская женская община
Святые ворота обители
Южные ворота
Церковь Николая Чудотворца с колокольней
К сожалению, мы не знаем, как называлась ранее сгоревшая деревянная церковь в Санино. Но, учитывая традиции преемственности, предполагавшей передачу имени (посвящения) сломанного или сгоревшего храма вновь возводимому, можно предположить, что прежняя церковь была также посвящена свт. Николаю Чудотворцу. Новый храм возвели между приблизительно 1775 г. и приблизительно 1800 г. большей частью на средства прихожан. Из их же числа, надо полагать, происходили мастера и рабочие. Благородное каменное и «древяное» дело для селян было не в новинку. Сэкономив на мастерах, а в суздальских селах это было в порядке вещей, значительную часть средств направляли на дорогостоящий кирпич, кровельное железо и другие материалы.
Вот и в Санино мы видим пример рачительности, позволившей благочестивым прихожанам выстроить не заштатно скромный, а довольно внушительный по высоте и объему храм, состоящий из основного четверика, просторной паперти и светлого алтаря.
С северной стороны к церкви примыкает небольшой придел в честь Богоявления Господня.
С запада по продольной оси общего строения примыкает высокая колокольня (восьмигранник на нижнем четверике с вытянутым ввысь конусом-свечей завершения). Она же служит входом, воспринимаясь как парадное крыльцо с всходнями по трем сторонам. Крест колокольни высится над округой вровень с главным крестом храма. Вся церковь настолько удачно вписана в общую архитектонику ландшафта, что впечатление от встречи с ней еще на дальних подступах наполняет душу красотой и восторгом от соразмерности рукотворного и нерукотворного. Впечатление это не изглаживается и вблизи. Трудно удержаться, чтобы царящий над равниной храм не назвать кораблем, уверенно плывущим по безоглядной глади обоих морей: небесного голубого и земного зеленого. Красив храм и зимой, белое в белом.
Основное помещение Свято-Никольской церкви являет собой классический двухъярусный куб с окнами, окруженными благородными древнерусскими наличниками с кокошниками. Они несколько контрастируют с новациями кон. XVIII в. — треугольными фронтонами, охватывающими ширину стен по всем четырем сторонам. Куб завершен объемным восьмигранным шатром, увенчанным небольшой, также восьмигранной, башенкой с великолепной луковкой и крестом.
Вокруг стен Никольского храма расположено несколько примечательных могил. Одна из них особо привлекает внимание. Над мраморным изножьем высится великолепный кованый крест. Здесь покоятся патриарх сих мест на протяжении всей второй пол. XIX в. — священник о. Антоний (Антоний Димитриевич Декаполитов) и его супруга-матушка Евдокия Александровна. Награжденный почти всеми знаками церковного отличия сельский батюшка священствовал в Санино 52 года, приняв кончину 5 ноября 1892 г. Сколько жизней принял он и проводил на тот свет за свой долгий пастырский путь?! Воистину, перед нами подвиг подвижничества и священнодействия!
Главка Никольского храма
Никольская церковь. Южный фасад четверика, разделенный фризом на 2 яруса и завершенный фронтоном.
Рядом с Никольской церковью стоит невысокая Покровская церковь с придельным престолом во имя Св. Пр. Божия Илии. Никольский храм изначально строился как холодный, то рядом предполагали со временем возвести зимнюю, отапливаемую церковь, посвященную Покрову Божией Матери, которую и завершили в 1825 г. Это отсюда, с суздальских земель, еще в пору развития посадской архитектуры вошло на Руси в обычай строить по два храма: и зимний и летний.
Скромные по высоте, несколько женственные и пластичные формы Покровского храма с его умеренной рустовкой стен сопрягаются и, как бы, оттеняют возвышенный мужественный лик соседнего Никольского храма. Обе церкви, будто дружная чета новобрачных, перекликаются друг с другом рядом схожих элементов (фронтонами, карнизными поясами, выступами-пилястрами) и в итоге образуют гармоничный ансамбль главных монастырских строений.
К Покровской церкви примыкает придел св. пророка Илии.
Игумен Серафим (Урбановский). Фото 1963-66 гг. Фонд ВЕА
Пространство меж храмами занято большей частью сельским кладбищем.
По внешнему кругу церковь достойно завершают дворовые постройки и монастырский огород с цветниками, благородная каменная ограда с лирично исполненными святыми вратами и другими входами.
Монастырская ограда
Целебная вода Святого Никольского источника
Святой Никольский источник
В храме села Санино Суздальского района иконы восстанавливаются без участия реставраторов.
На чудо, которое происходит в церкви, обратили внимание сами художники. Научного объяснения этому факту пока не найдено. Монахини Свято-Никольского женского монастыря не знают, что означает проявление Божьего внимания к их обители.
Главные чудеса богомольцев ожидают в храме, где можно наблюдать за процессом самообновления икон.
На одной из икон усилилось мироточение.
Мироточит и икона Господа Саваофа.
ПО РУСИ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ
Д. Ляляев
Блеск свечей озаряет погоны,
Тонут звезды в пасхальной крови.
«По Руси мироточат иконы! –
Громогласно вещает TV. –
Невозможное стало возможным,
Торжествуйте, богач и бедняк!»
Невдомек недоумкам вельможным:
То не радостный – горестный знак.
И ученые копят вопросы,
Но далек от них истины час.
Если в мирре содержатся слезы,
Что сие означает для нас?
Сколько раз ты меня поражало,
Быв однажды ниспослано в плоть,
Раскаленное жгучее жало,
Коим сердце пронзает Господь!
Сердце вещее снова хворает
И готовит прискорбный ответ:
Кто в России сейчас умирает,
Тем не светит на небо билет.
Оттого-то и плачут святые
И слезами с икон говорят:
Все развратные, злые, «крутые»
После смерти ввергаются в ад.
В преступленьях, галденьях и спорах
Мы свою разбазарили суть.
На кладбищенских русских просторах
Свято место загадила муть:
«Все пристойно у нас и законно,
Спи спокойно, родная страна!»
По Руси мироточат иконы,
А в Кремле правит бал сатана.
Сказание об Ангелине
Чудотворная икона Господа Саваофа