святая русь картины художников

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Святая Русь М.В. Нестерова

Святая Русь М.В.Нестерова

e0a03db9c989t

М.В. Нестеров был учеником В.Перова, И. Прянишникова и А.Саврасова. Хорошая школа и это видно в работах художника. Сначала подражая своим учителям, Нестеров пробует писать жанрово-бытовые картины, но постепенно отходит от этого и ищет себя и свою тему в живописи. И такой темой становится «Святая Русь».

8003843e081dt

Нестеров М. В. Монастырское уединение, две сестры 1915

098c04e0aeadt

Нестеров М. В. Великий постриг 1898

5d00e9855e3ct

Нестеров М.В. На горах

c3621a5754ddt

Нестеров М.В. Девушка в кокошнике. Портрет Марии Нестеровой. 1885

fd1be8bfe4b9t

Нестеров М.В. За приворотным зельем

da24a09e8a9ct

Нестеров М.В. Послушницы на берегу реки. 1920

630c8320306at

Нестеров М.В. Кончина Александра Невского

b80f82a97d3at

Нестеров М.В. Соловей поет 1918

c180f04314f6t

Нестеров М.В. Отцы-пустынники и жены непорочны 1933

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

feb2f88748ebt

Нестеров М.В. Зима в далеком монастыре 1904

e6d7995862b1t

Нестеров М.В. Два лада (или Гармония)

Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.

Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;

Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,

Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…

eb34a65ae558t

Нестеров М.В. Девушка с крестом 1920

d8272214ccea

Нестеров М.В. Святая Варвара 1924

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина «Видение отроку Варфоломею» понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве. Предстояло создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе и выполнил несколько живописных фресок, которые мы можем лицезреть в соборе до сих пор.

cc992cf70fbbt

Нестеров М.В. Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

04f47e7b69c8t

Нестеров М.В. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве 1892

e0a27388f3d8t

Нестеров М.В. На Руси. Душа народа (варианты: «На руси», «Христиане») 1916

Еще несколько религиозных картин М.В.Нестерова, связанных с именем Сергия Радонежского вот здесь: История в художественных образах (Сергий Радонежский)

Источник

«История России глазами художников»

ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ

Масштабная выставка, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована Государственной Третьяковской галереей, Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выставка, в состав которой входят более 100 живописных произведений из 37 музейных и 3 частных собраний, готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX века.

Экспозиция открывается в День России, 12 июня. В этом году праздник связан с 800-летием со дня рождения Александра Невского, которому посвящен первый зал выставки. Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве.

Картины, включенные в экспозицию, рассказывают о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской Академии художеств, до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.

Экспозиция строится по тематическому принципу и включает шесть разделов:

Выставку сопровождает кинопрограмма, которая включает показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

Зал св. Александра Невского

В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Корин Павел. Триптих «Александр Невский». 1942–1943

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник

Описание картины Михаила Нестерова «Святая Русь»

svyataya rus nesterov opisanieСвятая Русь, Михаил Нестеров, 1905 год, Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org

Название Святая Русь
Страна, художник Россия, Михаил Нестеров
Год 1905
Жанр религиозная живопись
Где хранится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Шесть долгих лет писал «Святую Русь» Михаил Васильевич. Для реализации задуманного сюжета, художник уехал в Соловецкий монастырь на белом море, где черпал вдохновение и наблюдал за жизнью местных монахов. Картина должна была сюжетно напоминать «Явление Христа народу», другого именитого мастера пера Александра Андреевича Иванова.

Однако здесь он хотел показать, как сам русский народ тянется к святому, ко Христу. Как отмечал сам художник, картина является итогом его личных светлых помыслов и поисков себя.

Традиционно фон картины — русская снежная зима, и это именно потому, что большую часть года в России — зима. По сюжету люди идут к Иисусу Христу, мужчины, женщины и дети. В основном это крестьяне и монахи местной обители.

Старик, упавший перед Господом на колени олицетворяющий весь боголюбивый русский народ. Удивленные и вдохновленные лица детей, увидевших чудо. Девочка, глазам своим не веря приложила от удивления руки в груди. Крестьян сопровождают монахи в типичных монашеских одеждах.

Со стороны Христа, с нимбами над головами, изображены святитель Николай, Сергий Радонежский и святой Георгий Победоносец — самые почитаемые русские святые мученики. Посредине Иисус Христос, которого мастер писал с натуры. Образ Христа был написан с настоятеля церкви в грузинском поселке Абастумани, священника Константина.

Сам Господь стоит перед прихожанами с опущенными вниз руками. Одет он в светлые одежды, напоминающие греко-римские праздничные туники. Он смотрит приветственно в сторону прихожан, лицо его спокойно и приветливо.

Позади Господа со святыми виднеются заснеженные крыши и купола церкви. Чуть дальше изображен еще один монастырский храм.

Холмы, поросшие деревьями. Здесь традиционно и русские березки и вечнозеленые ельники. На горизонте небо сливается землей.

Дары принесли христиане Господу. У ног Иисус Христа собираются разноцветные подношения, завернутые в рушники, в берестовых коробах. Одно такое берестовое ведерко стоит у ног молящегося на коленях путника.

Источник

«Святая Русь» Михаила Нестерова

dTyGEANpX2I

О выставке

Впервые в Красноярске будет представлено одно из самых масштабных и знаковых полотен художника Михаила Нестерова – «Святая Русь».

Картина приедет к нам из Государственного Русского музея г. Санкт-Петербург.

30 лет это произведение не покидало стен своего родного «дома» из-за плохого состояния – картине грозило разрушение.

В 2019 году Русский музей провёл сложнейшую реставрацию. Целых 6 месяцев специалисты музея спасали картину, они буквально вылечили её от «болезни».

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. Художник в течение шести лет переписывал фигуры, менял образы и на сухую краску накладывал новую. Со временем связь между слоями ослабла, и произошло сильное расслоение красочного слоя.

Читайте также:  сельско лесное хозяйство аниме персонажи

В экспозиции будет представлена презентация, отражающая все этапы этой реставрации.

О картине

«Святая Русь» является одним из ключевых произведений живописи Серебряного века. На полотне изображены Иисус Христос и пришедшие к нему богомольцы.

Картина впервые была показана широкой публике на персональной выставке Михаила Нестерова в 1907 году в Петербурге. Художник считал, что своей картиной, как и всем своим творчеством, он вносит успокоение в общество, взбаламученное революционными событиями. Прямо с выставки произведение было приобретено для Музея Императорской Академии художеств. В 1921 году «Святую Русь» передали на хранение в Русский музей, где она заняла место в основной экспозиции. В конце 1920 годов, в связи с усилением запретительной политики в области религии, произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х годов, когда снова стало доступно посетителям музея для постоянного обозрения.

Генеральные партнеры проекта

ПАО «Юнипро» и Государственный Русский музей

%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%BE %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

ПАО «Юнипро» – наиболее эффективная компания в секторе тепловой генерации электроэнергии в России. В состав Юнипро входят пять тепловых электрических станций общей мощностью 11 229 МВт: Сургутская ГРЭС-2 (5657 МВт), Березовская ГРЭС (2400 МВт), Шатурская ГРЭС (1493 МВт), Смоленская ГРЭС (630 МВт), и Яйвинская ГРЭС (1048 МВт). Основной вид деятельности – производство и продажа электрической энергии и мощности и тепловой энергии. ПАО «Юнипро» также представлено на рынках распределенной генерации и инжиниринга в РФ.

Основной акционер компании Юнипро – концерн Uniper – занимает лидирующие позиции в секторе традиционной генерации электроэнергии. Компания осуществляет свою деятельность на территории стран Европы, в России и ряде других государств мира. В состав Uniper входят гидро-, газовые и угольные электростанции общей мощностью 40 ГВт. Благодаря этим ключевым активам и использованию разных видов топлива компания Uniper является крупным надежным поставщиком электрической энергии, значительная часть которой производится с использованием экологически безопасных технологий, например, на газовых и гидроэлектростанциях.

Следуя традициям международной Группы Uniper, ПАО «Юнипро» стремится к сохранению принципов политики благотворительной и спонсорской деятельности, направленных на повышение качества жизни населения в регионах присутствия компании.

Источник

uCrazy.ru

transparent

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная

1459534215 00

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

1459534253 01

Николай Рерих
Славяне на Днепре
1905

Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.
Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…
Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.

1459534278 02

Виктор Васнецов
Бой скифов со славянами
1881

1459534305 03

Неизвестный художник
Торг у древних Славян

На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!
Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.
А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.
Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.

1459534239 04

Генрих Семирадский
Похороны знатного руса

Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.
На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:
“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.
Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.

1459534320 05

Клавдий Лебедев
Ночь на Ивана Купалу

У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.
Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.
Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

1459534271 06

Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.
За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

1459534262 07

Неизвестный художник
Убиение Аскольда и Дира Олегом

1459534247 08a

1459534288 08b

Николай Рерих
Княжья охота. Вечер.
1901

1459534320 09

Николай Бодаревский
Князь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда

1459534246 10

Виктор Васнецов
Прощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
1899

1459534286 11

Виктор Васнецов
Баян. Тризна.
1910

В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.
Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна.
Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.
Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.
В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.

1459534302 12

Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.
Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…
Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.
Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.
Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.

1459534285 13

Василий Сазонов
Первая встреча князя Игоря с Ольгой

Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.
Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.
В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.
Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.

1459534265 14

Клавдий Лебедев
Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года
1903

Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани.
После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.
В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.

1459534324 15

Андрей Иванов
Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.
Около 1810

Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.
Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.
Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.
Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.

1459534286 16

Иван Акимов
Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.
1773

Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.
Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.
Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.

1459534325 17

Клавдий Лебедев
Свидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.

Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.
На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.
На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.

1459534327 18

Андрей Рябушкин
Пир богатырей у ласкового князя Владимира
1888

1459534254 19

На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.
Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.
О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.

1459534257 20

Виктор Васнецов
Витязь на распутье
1882

Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.
Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.
В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.

1459534331 21

Евграф Сорокин
Ян Усмовец, удерживающий быка
1849

Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.
В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.
Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.
В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.
Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.

1459534301 22

Василий Перов
Первые христиане в Киеве
1880

Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.
Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.
Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.

1459534357 23

Клавдий Лебедев
Убиение двух варягов
1903

Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.
Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.
Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.

1459534290 24

Хромолитография
Нестор-летописец
Виктор Васнецов
Княгиня Ольга
1885-1896

Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.
Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.
Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.
Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.

Серия “Русская история в картинах” будет продолжена в следующих постах – вплоть до начала XX века и вы познакомитесь с замечательными творениями русских живописцев на темы отечественной истории.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30