свт фотия митр киевского московского и всея руси чудотворца 1431

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16 сентября). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).

Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «Чин избрания и поставления епископов» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Источник

ФОТИЙ КИЕВСКИЙ

009169
Свт. Фотий Киевский. Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в. Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева ank.in.ua

Фотий (+ 1431), митрополит Киевский и всея Руси, духовный писатель, святитель

Память 27 мая в день обретения и перенесения мощей в 1472 году [1], 2 июля в день преставления, 16 сентября [2], в Соборе Московских святителей, а также в Соборах Волынских, Галицких, Киевских, Лаконийских (Греч. [3]) и Московских святых

Фотий был родом грек из Монемвасии. Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника. Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвасийской митрополии и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей.

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 года. рукоположили.

В сентябре 1409 года Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев.

22 марта 1410 года, в день святой Пасхи, Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву.

Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя.

Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу [4], в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю [5] видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак).

Фотий разослал окружные послания [6], в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.

В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников.

Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича (+ 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

2 июля 1431 года святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий [7].

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Молитвословия

Тропарь свт. Фотия, глас 4

Слове́с ева́нгельских послу́шателю/ и Боже́ственных уче́ний рачи́телю,/ пре­му́дрый наказа́телю,/ всегда́ стра́ху Госпо́дню поуча́яйся,/ в моли́твах к Бо́гу простира́яйся,/ загради́телю у́ст кривоглаго́лющим сло́во пра́выя ве́ры,/ апо́столом соприча́стниче,/ ве́ре Христо́вой утверди́телю,/ проро́чески веща́телю,/ святи́телю Фо́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ умири́ти ми́р// и спасти́ ду́ши на́ша.

Тропарь 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас 8

Я́ко Све́тлаго Со́лнца светоза́рныя зве́зды,/ Тро́йческим Све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ Тро́ицы сосу́ди явис’теся чи́стии ва́шим житие́м,/ и научи́сте лю́ди тве́рдо ве́ре Христо́ве,/ и скве́рну отгна́сте ва́шими святы́ми за́поведьми, / и упасос’те до́бре Христо́во ста́до, пору́ченное ва́м,/ Богому́дре Киприан’е, со сла́вным Фо́тием и со Ио́ною тве́рдым,/ моли́теся Христу́ Бо́гу,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак свт. Фотия, глас тот же

Тро́ице сосу́д яви́ся честны́й/ твои́м житие́м, святи́телю Фо́тие,/ всегда́ зря́й Святу́ю Тро́ицу, Е́йже предстои́ши,// моли́ся всегда́ непреста́нно о все́х на́с.

Кондак 3-х на пренесе́ние мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же

Я́ко три́е вели́цыи свети́ла, яви́стеся,/ озаря́юще всю́ подсо́лнечную богодан’ною ва́м благода́тию чуде́с,/ и просвети́сте моли́твами свои́ми ве́рных сердца́,/ ва́шу па́мять чту́щих честна́го пренесе́ния./ И Влады́ку Христа́, все́х Творца́, моли́те/ стране́ на́шей на враги́ побе́ду пода́ти,/ я́ко иму́ще дерзнове́ние,/ и на́м проси́те ве́лия ми́лости, вопию́щим к ва́м:/ ра́дуйтеся, побо́рницы по Христо́ве Це́ркви// и многочестна́я свети́ла, святи́телие сла́внии.

Ин кондак на обре́тение мощей 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же

Я́ко кри́н, в пусты́ни дави́дски процве́тше, отцы́ святи́и,/ ны́не яви́стеся и к Вы́шнему тече́нию ра́достно устреми́стеся,/ иде́же с ли́ки святы́х Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́те сохрани́тися ста́ду ва́шему от вра́г ви́димых и неви́димых./ Мы́ же, свято́е ва́ше обре́тение пра́зднующе, вопие́м:// ра́дуйтеся, те́плии на́ши засту́пницы.

Труды

Перечисленные поучения Фотия, за исключением трех слов «О казнях Божиих», не имеют почти никакого отношения к современной Фотию русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотия адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей [12].

При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии [13].

Особенную важность для Церкви получило впоследствии послание Фотия к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении «аллилуиа» (1419 г.).

Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др.

Литература

Использованные материалы

[4] Опубликовано в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова, 35, I.

[5] Опубликовано в «Памятниках. » Павлова, 35, II.

[6] Послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в «Актах Исторических», т. I, 19, и в «Памятниках. » Павлова, 39; послание в Киев в сокращентт помещено в «Полном собрании русских летописей», IV, 116, и в Никоновской Летописи, V, 65; послание во Псков — в «Актах исторических», I, 40.

[7] Завещание напечатано в «Полном собрании русских летописей», VI, 144, в Никоновской Летописи, V, 100; «Собрании государственнх грамот и договоров», II, 17.

[8] напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 182

[9] в «Правосл. собеседн.», 1860, ч. II, стр. 453

[10] ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481

[11] два напечатаны в «Правосл. собеседн.», 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70

[12] напеч. в «Дополн. к Актам истор.», т. I, 181 и в «Памятниках» Павлова, 60

[13] напеч. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 183

[14] отрывок одного в синодальных рукоп. по «Опис.» Горского и Невоструева, 330; указание на другое в «Библиографическом словаре» Строева, 1

[15] напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в «Актах историч.», т. I, 21, в «Памятниках» Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в «Актах историч.», т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в «Актах истор.», т. I. 35, и у Павлова, 58

[16] два послания напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 180

[17] напеч. в «Актах историч.», т. I, 26, и у Павлова, 46

[18] в «Актах ист.», т. 2, 57, и у Павлова, 57

Источник

ФОТИЙ КИЕВСКИЙ

009169
Свт. Фотий Киевский. Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в. Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева ank.in.ua

Фотий (+ 1431), митрополит Киевский и всея Руси, духовный писатель, святитель

Память 27 мая в день обретения и перенесения мощей в 1472 году [1], 2 июля в день преставления, 16 сентября [2], в Соборе Московских святителей, а также в Соборах Волынских, Галицких, Киевских, Лаконийских (Греч. [3]) и Московских святых

Фотий был родом грек из Монемвасии. Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника. Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвасийской митрополии и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей.

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 года. рукоположили.

В сентябре 1409 года Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев.

22 марта 1410 года, в день святой Пасхи, Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву.

Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя.

Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу [4], в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю [5] видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак).

Фотий разослал окружные послания [6], в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.

В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников.

Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича (+ 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

2 июля 1431 года святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий [7].

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Молитвословия

Тропарь свт. Фотия, глас 4

Слове́с ева́нгельских послу́шателю/ и Боже́ственных уче́ний рачи́телю,/ пре­му́дрый наказа́телю,/ всегда́ стра́ху Госпо́дню поуча́яйся,/ в моли́твах к Бо́гу простира́яйся,/ загради́телю у́ст кривоглаго́лющим сло́во пра́выя ве́ры,/ апо́столом соприча́стниче,/ ве́ре Христо́вой утверди́телю,/ проро́чески веща́телю,/ святи́телю Фо́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ умири́ти ми́р// и спасти́ ду́ши на́ша.

Тропарь 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас 8

Я́ко Све́тлаго Со́лнца светоза́рныя зве́зды,/ Тро́йческим Све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ Тро́ицы сосу́ди явис’теся чи́стии ва́шим житие́м,/ и научи́сте лю́ди тве́рдо ве́ре Христо́ве,/ и скве́рну отгна́сте ва́шими святы́ми за́поведьми, / и упасос’те до́бре Христо́во ста́до, пору́ченное ва́м,/ Богому́дре Киприан’е, со сла́вным Фо́тием и со Ио́ною тве́рдым,/ моли́теся Христу́ Бо́гу,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак свт. Фотия, глас тот же

Тро́ице сосу́д яви́ся честны́й/ твои́м житие́м, святи́телю Фо́тие,/ всегда́ зря́й Святу́ю Тро́ицу, Е́йже предстои́ши,// моли́ся всегда́ непреста́нно о все́х на́с.

Кондак 3-х на пренесе́ние мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же

Я́ко три́е вели́цыи свети́ла, яви́стеся,/ озаря́юще всю́ подсо́лнечную богодан’ною ва́м благода́тию чуде́с,/ и просвети́сте моли́твами свои́ми ве́рных сердца́,/ ва́шу па́мять чту́щих честна́го пренесе́ния./ И Влады́ку Христа́, все́х Творца́, моли́те/ стране́ на́шей на враги́ побе́ду пода́ти,/ я́ко иму́ще дерзнове́ние,/ и на́м проси́те ве́лия ми́лости, вопию́щим к ва́м:/ ра́дуйтеся, побо́рницы по Христо́ве Це́ркви// и многочестна́я свети́ла, святи́телие сла́внии.

Ин кондак на обре́тение мощей 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же

Я́ко кри́н, в пусты́ни дави́дски процве́тше, отцы́ святи́и,/ ны́не яви́стеся и к Вы́шнему тече́нию ра́достно устреми́стеся,/ иде́же с ли́ки святы́х Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́те сохрани́тися ста́ду ва́шему от вра́г ви́димых и неви́димых./ Мы́ же, свято́е ва́ше обре́тение пра́зднующе, вопие́м:// ра́дуйтеся, те́плии на́ши засту́пницы.

Труды

Перечисленные поучения Фотия, за исключением трех слов «О казнях Божиих», не имеют почти никакого отношения к современной Фотию русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотия адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей [12].

При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии [13].

Особенную важность для Церкви получило впоследствии послание Фотия к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении «аллилуиа» (1419 г.).

Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др.

Литература

Использованные материалы

[4] Опубликовано в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова, 35, I.

[5] Опубликовано в «Памятниках. » Павлова, 35, II.

[6] Послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в «Актах Исторических», т. I, 19, и в «Памятниках. » Павлова, 39; послание в Киев в сокращентт помещено в «Полном собрании русских летописей», IV, 116, и в Никоновской Летописи, V, 65; послание во Псков — в «Актах исторических», I, 40.

[7] Завещание напечатано в «Полном собрании русских летописей», VI, 144, в Никоновской Летописи, V, 100; «Собрании государственнх грамот и договоров», II, 17.

[8] напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 182

[9] в «Правосл. собеседн.», 1860, ч. II, стр. 453

[10] ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481

[11] два напечатаны в «Правосл. собеседн.», 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70

[12] напеч. в «Дополн. к Актам истор.», т. I, 181 и в «Памятниках» Павлова, 60

[13] напеч. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 183

[14] отрывок одного в синодальных рукоп. по «Опис.» Горского и Невоструева, 330; указание на другое в «Библиографическом словаре» Строева, 1

[15] напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в «Актах историч.», т. I, 21, в «Памятниках» Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в «Актах историч.», т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в «Актах истор.», т. I. 35, и у Павлова, 58

[16] два послания напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 180

[17] напеч. в «Актах историч.», т. I, 26, и у Павлова, 46

[18] в «Актах ист.», т. 2, 57, и у Павлова, 57

Источник

Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и всея Руси

718318 600

Свт. Фотий Киевский. Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в. Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева.

Митрополит Фотий (XIV век, Монемвасия, Греция — 2 июля 1431) — митрополит Киевский и всея Руси (в Москве), духовный писатель, святитель. Прославлен в Русской Церкви в лике святителей.

В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 г. рукоположили.

В сентябре 1409 года Фотий прибыл в Киев.Полгода он жил в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видимо тогда Фотию удалось примирить с собою Витовта. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенёсших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву. Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление.

Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу, в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

15178

«Боголюбская» с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI — начало XVII в.

Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак).Фотий разослал окружные послания, в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

230px Photius Theognostus and Cyprian

Святители Фотий, Феогност и Киприан

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия. Фотию удалось восстановить единство Русской Церкви: Литовская митрополия, учреждённая по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, была упразднена в 1420 году.

В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (1427 г.).

Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича (1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

28213

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

В летописи содержится повесть о видении, бывшем Фотию за год и около четырёх месяцев до его смерти, — видении ангела, который сообщил ему, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого Фотий написал Духовную грамоту, взяв за образец — это отмечает и летопись — Духовную грамоту митрополита Киприана

2 июля 1431 г. святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий.

Фотий был погребен в Московском Успенском соборе. В 1472 г., по случаю перестройки собора, гроб его был извлечен из земли вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана и затем вновь похоронен в том же соборе; здесь он находится и доныне под спудом. По общепринятому мнению день 27 мая 1472 г. считается днем обретения мощей четырех упомянутых святителей и 1472 г. годом их канонизации; но между тем известно, что в 1472 г. канонизирован был один митрополит Иона и что ни в XV, ни в XVI, ни в XVII веках празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия не было ни вообще в России, ни в частности в московском Успенском соборе.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Фотий оставил много поучений и посланий. Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др.

220px Large sakkos of photius 1
Большой саккос митрополита Фотия, Оружейная палата

Фотий, митрополит киевский и всея Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXXVI. — С. 394—396.
прот. Горский, «Фотий, митрополит Киевский и всея России» («Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе», ч. XI, М., 1852);
А. Вадковский (еп. Антоний), «О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси» («Правосл. собеседник», ч. I и III, и в его же книге «Из истории христианской проповеди» СПб., 1892);
епископ Орловский Макарий, «О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России» («Духовная беседа», 1870, №№ 18—20, 23—27);
Голубинский, «История русской церкви» (т. II, М., 1900).

Источник

Читайте также:  рост персонажей соул итер
Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector