Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Так к делу приобыкла я…
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:
… Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:
В рабстве спасенное, сердце свободное,
Золото, золото, сердце народное.
За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь.
Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).
В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение. Вот и получается, что
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Изображение народа в поэме Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является самым известным произведением Николая Некрасова. Поэт написал поэму в зрелом возрасте, когда накопил достаточно знаний о крестьянском быте, традициях, трудностях, культуре и обычаях.
Произведение было создано после отмены крепостного права. Автор хотел в поэме показать, что глобально и принципиально это не изменило жизнь людей. Крестьяне продолжали жить тяжело, непросто. Они обрели свободу, но должны были выкупать землю. А денег у крестьян не было, поэтому им приходилось брать кредиты в крестьянском банке, чтобы выплатить выкупные платежи и обрести землю. Это было дорогое удовольствие, поэтому крестьяне продолжали страдать от голода и бедности. Это подтверждается названиями деревень. Например, Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово.
Есть в поэме и яркие персонажи. Савелий — крестьянин, который жаждет и физического, и духовного освобождения. Это рослый и сильный мужчина, который не боится трудностей. Он не сдался под гнетом, а только стал сильнее.
Идеал помещика воплощен в образе Ермилы Гирина — это ответственный хозяин, который заботится о мужике, хочет сделать его жизнь проще и легче. Знаменателен его спор с купцом Алтынниковым («алтын» в переводе означает «золотой», в смысле золотая монета). Вокруг Ширина собираются мужики, которые восстают против купца. Больше подобных эпизодов в книге нет. Возможно, это есть какоето предсказание последующих революционных событий XX века и изменений, которые произошли в России.
Выходец из народа, Гриша Добросклонов, осознал, что цель его существования — помощь людям, улучшение жизни крестьян, а также их освобождение. Ему не нужно было ничего материального. Он хотел, чтобы люди жили свободно, могли сами распоряжаться результатом своего труда, пользоваться орудиями.
Существование таких людей подчеркивает, что русский народ имеет огромную силу и потенциал, что он обречен на рост и развитие, только если гнет помещиков исчезнет.
Вся поэма пропитана определенным народным духом. Это выражено не только в стили изложения, но и в народных песнях, сказаниях, легендах и прибаутках, которые многократно используются в тексте. Это создаёт определенное настроение.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» посвящена народу Руси, которому пришлось многое испытать, но он не сломался, а вырос, возродился из трудностей, нашел новые силы.
Сочинение 2
«Кому на Руси жить хорошо» — произведение-эпос. В центре внимания — отображение живущей после реформ Российской империи. Некрасов творил произведение на протяжении двадцати лет, получая информацию для него «по крупицам». Произведение необыкновенно размашисто показывает народную действительность того времени. Некрасов желал отобразить в ней все общественные сословия: от деревенского мужика до правителя. Однако, к великому сожалению, произведение так и не было завершено — не дала кончина писателя. Важная тема, основная проблема литературной работы отлично заметна в названии «Кому на Руси жить хорошо» — это вопрос успеха.
Литературная работа Некрасова берет свое начало с описания:
«В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Однако не сложно разобраться, о каком времени высказывается Некрасов. Писатель подразумевает законодательные преобразования 1861 года, по которым «дали свободу» деревенским жителям, а те, без своих участков земли, оказались в еще большей зависимости. Сквозь всё произведение следует идея о недопустимости так существовать дальше, о нелегкой бедняцкой участи, о деревенском обнищании. Данная тема голодающей действительности крестьян, которых «тоска-беда измучила» доносится со специальным усилием в песне, прозванной автором «Голодная». Писатель не сглаживает углы, демонстрируя бедность, скотство, верующие суеверия и нетрезвость в народной жизни. Жизнь людей с максимальной точностью передается обозначением тех мест, откуда появились люди-правдорубы. В произведении достаточно выразительно написана неутешительная, беззащитная, недоедающая жизнь людей.
С откровенной жалостью относится писатель к некоторым беднякам, которые не хотят мириться со своей голодающей унизительной жизнью. В противовес жизни рабовладельцев и нелюдей, подхалимов наподобие Якова, Глеба, Сидора, Ипата избранные из крестьянства в произведении сберегли настоящий гуманизм, дарование к самоотверженности, сердечное великодушие. Это Матрена Тимофеевна, силач Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, руководитель Влас, семь правдорубов и остальные. У любого из них своя цель в этом мире, свой повод «искать правду», однако все они вкупе говорят о том, что простой народ теперь очнулся, поднялся.
Правдорубам представляется такая счастливая жизнь для крестьянского мира: В Якиме Нагом показан неповторимый нрав крестьянского правдоискателя, народного «праведника». Яким проживает той же трудной бедной жизнью, как и все крестьяне, работая с утра до ночи. Однако он выделяется упрямым характером. Яким добросовестный трудяга с огромным чувством личного достоинства. Яким и мудр, он потрясающе осознает, отчего крестьяне так бедно, так дрянно живут. Достоин внимания и Ермил Гирин. Обученный грамоте мужчина, он был писарем, стал известен своей честностью, интеллектом и безвозмездной любовью к людям.
Деревенская сюжет в произведении неиссякаем, всесторонен, каждая показанная часть произведения адресована вопросу познания народного счастья. Вместе с тем можно припомнить и беднячку Корчагину, называемую за свое удачливость «губернаторшею», и лиц рабского призвания, к примеру, «холопа примерного Якова верного», он смог поквитаться с помещиком-недругом, и трудящихся селян из описания «Последыш», которые обязаны лицемерить перед пожилым аристократом Утятиным, притворствуя, что не было отмены крепостного права, и остальные лица в произведении.
Показанные описания, даже одномоментные, формируют смешанную, ясную картину произведения, находят отражение и связь между собой. Этот способ был назван литературоведами полифонизмом. На самом деле, произведение, созданное на народном материале, порождает ощущение родной крестьянской песни, исполняемой многими голосами.
Другие сочинения: ← Анализ романа Отверженные Гюго↑ ДругиеПуть Раскольникова к преступлению →
Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение «горькой народной доли», дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа. Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни. Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность. Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку. Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни. В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка- земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной. Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес — убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью. С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и «картиночки»). На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья — уважение народное: Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой! Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего). Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым. Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» — она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело — между бабами счастливого искать». Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой. В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем». Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать… твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси». Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера. Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.
СПАДИЛО.РУ
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор отвечает на основной вопрос своего творчества – в чем счастье простого русского человека.
В поэме представлены различные образы героев, которые вызывают острый читательский интерес и в нынешнее время.
Ермила Гирин
Присоединившись к крестьянскому бунту, Ермила Гирин попадает в острог.
Савелий Богатырь
Савелий уже видом своим напоминает старорусского богатыря. Он выступает в поэме как защитник угнетенных, как противник угнетателей. Он добр по натуре, справедлив. Он всем сердцем любит Матрену и ее сына, является единственным помощником девушки. Однако по стечению обстоятельств он недосматривает за ребенком, и его заживо съедают свиньи.
Савелий тяжело переживает эту потерю. Несмотря ни на что он в свои годы выглядит как богатырь. Хотя 20 лет провел на каторге. Он утратил веру в и в бога, и в царя.
Яким Нагой
Убеждения Якима Нагого во многом напоминают жизненную философию Савелия Корчагина. Но внешне они очень различны – один богатырь святорусский, другой – худ и внешне схож с землей-матушкой. Яким Нагой некогда работал в Петербурге, но из-за тяжбы с купцом его посадили в тюрьму. После чего он вынужден пахать землю.
Работает он много, но живет впроголодь. Когда же выходит так, что ему из-за пожара нужно вынести самое дорогое из избы, он выносит не деньги, а лубочные картинки – отдушину для своего сердца. Так Некрасов показывает поэтичность русской души, ее умение ценить прекрасное.
Матрена Тимофеевна
Матрена Тимофеевна – представительница крестьянских женщин пореформенной России. После замужества она попадает в дом, где ее не любят, эксплуатируют ее труд. Где она не получает ни похвалы, ни благодарности.
Но многие называют ее жизнь самой счастливой среди женщин, потому что живет она в среднем достатке, бита мужем всего один раз, имеет двух взрослых сыновей. Многие и не ведают о том, что она потеряла своего первого сына, который в двухлетнем возрасте был съеден свиньями. На протяжении всей своей жизни Матрена пронесла эту боль, с которой ничто не сравнится.
В поэме множество других образов, которые не менее важны для автора. К примеру, образ Гриши Добросклонова, защитника земли русской. Есть и многочисленные отрицательные образы. Но рассмотренные выше герои кажутся мне наиболее отвечающими задумке Н.А. Некрасова по обрисовке крестьянства, наиболее реалистичными и сильными.
Путешествие по Карелии
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред- рассудки и пьянство в крестьянском быту.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.
Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
Стоит посмотреть следующий материал:
Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина «Мы») Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Жизнь и творчество А.Солженицына Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова) Современная советская проза о Великой Отечественной войне Мой любимый поэт В.Высоцкий.
Серия открыток. Иллюстрации к произведениям Н.Некрасова
Н. Некрасов. Русские женщины
Поикнув привычный насмешливый тон, С любовью, с тоской бесконечной, С участием брата напутствовал он Подругу той жизни беспечной!
Художник К.А. Клементьева.
Н. Некрасов. Русские женщины
Приспели новые полки: «Сдавайтесь!» — тем кричат. Ответ им — пули и штыки, Сдаваться не хотят…
Художник К.А. Клементьева.
Н. Некрасов. Русские женщины
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна.
Художник К.А. Клементьева.
Н. Некрасов. Русские женщины
Он много страдал, и умел он страдать! Невольно пред ним я склонила Колени — и прежде, чем мужа обнять, Оковы к губам приложила.
Художник К.А. Клементьева.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
С большущей сивой гривой, Чай двадцать лет нестриженой, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись выходил…
Художник В.А. Серов.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
На мерочку господскую Крестьянина не мерь! Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе!
Художник В.А. Серов.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
Смотри, не хвастай силою, — Сказал мужик с одышкою, Расслабленный, худой. — … Я был — не хуже каменщмк, Да тоже хвастал силою…
Художник В.А. Серов.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
Ой ты, пичуга малая! Отдай свои нам крылышки! Все царство облетим, Посмотрим, поразведаем, Попросим — и дознаемся: Кому живется счастливо, Вольготно на Руси.
Художник В.А. Серов.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…
Художник Д.А. Шмаринов.
Н. Некрасов. Дядюшка Яков
У дядюшки у Якова Про баб товару всякого, Ситцу хорошего — Нарядно, дешево!
Художник Д.А. Шмаринов.
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос
Крепче вы, ноженьки, стойте! Белые руки, не нойте! Надо одной поспевать!
Художник А.А.Пластов.
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос
Ребята с покойником оба Сидели, не смея рыдать, И правя савраской, у гроба С вожжами их бедная мать Шагала…
Художник А.А.Пластов.
Н. Некрасов. Русские женщины
Чу, слышен впереди Печальный звон — кандальный звон
Художник Д.А.Шмаринов.
Сочинение Своеобразие народного характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» часто называют энциклопедией жизни русского крестьянства. Это самое крупное произведение поэта, которое выгодно выделяется на фоне других его произведений с остросоциальной темой и идеей благодаря красочности и при этом реалистичности изображения простой жизни.
Семеро мужиков, уставшие от бесконечной работы и нищеты, отправляются на поиски понимания счастья, они хотят узнать, а если на Руси тот, кто живет вольготно. И в этом своем поиске они оказываются на вторых ролях, хотя и возникли перед читателем в самом начале поэмы, и создали впечатление главных героев, но после уступили место иным персонажам, которых можно объединить в большой и разнообразный образ народности.
Народ – главный герой поэмы. Некрасов размышляет в своем произведении о его состоянии, раскрывает его психологию, нормы взаимоотношений его представителей.
Поэма написана живым разговорным языком, понятным каждому. Языковое богатство произведения огромно —автор использует многочисленные просторечия, диалекты и архаизмы. Таким образом создается особый национальный колорит, украшающий поэму и придающий ей совершенно неподражаемый облик.
Новизна употребленного Некрасовым в данном случае жанра поэмы-эпопеи диктует фрагментарность поэмы, выстроенной из внутренне открытых главах. Она объединена образом-символом дороги. Вся поэма распадается на истории жизни, судьбы многих людей. Каждая глава сама по себе могла бы стать сюжетом какого-нибудь фольклорного произведения. Все вместе они отображают судьбу всего русского народа, его тяжелый путь от рабства к свободе. Именно поэтому только в последней главе возникает образ народного заступника Гришки Добросклонова – человека, готового вывести людей на волю.
Герои произведения созданы автором не только для того, чтобы отвечать на вопрос, заданный в заглавии поэмы, они отображают его позицию в понимании того, кто является настоящим русским.
Некрасов отрицательно относился к ситуации в стране, считал помещиков наряду с церковниками источниками всех бед крестьян. Поэтому читатель получает не лицеприятные портреты представителей данных социальных групп. Священник, описанный в произведении, это типичный представитель духовенства, который жил за счет своих прихожан. Так и создавалось впечатление, что церковники живут подаяниями.
Автор полагает, что настоящими носителями русского мировоззрения являются в большей степени простые люди низших слоев. Пытаясь доказать истинность своего мнения, он представляет читателю галерею положительных народных образов, центральное место в которых занимают Савелий и Матрена Тимофеевна.
Савелий показан Некрасовым русским былинным богатырем. Поступок, отправивший Савелия на каторгу, становится аналогом подвига, неким проявлением готовности отстоять свободу и погибнуть.
Матрена представлена как настоящая. Она ведет страшное сражение за собственную жизнь, это вечная борьба с возникающими обстоятельствами. Она была выдана замуж за чужака и отправлена на чужбину. В семье мужа молодая женщина становится чужой и ненавистной, она не встречает ни сочувствия, ни понимания, ни уважения и тем более ни любви. После сын Матрены умирает, а ее мужа забирают незаконно в рекруты. Кажется, что она вот-вот сломается, но она проявляет неописуемую твердость характера, и никакие невзгоды не могут ее извести.