История Свияжска
Островной город Свияжск еще в конце 20 – начале 21 века был городом малонаселенным, с разбросанными по нему частными приземистыми домами и возвышавшимися над ними памятниками древнерусского зодчества, безмолвными и неухоженными свидетелями прошлого.
Зарождение города-града Свияжска
История создания города связана с освоением этого края русскими, а точнее с завоеванием и присоединением казанского ханства к российскому государству.
В 15 веке на этом месте стоял заросший вековым лесом конусообразный холм – гора Круглая, окруженная реками Щукой и Свиягой. А уже в середине 16 века здесь находится мощная крепость русского царя Ивана Грозного, выросшая на вражеской земле словно сказочный город, по щучьему велению…
Начиная с 1547 году Иван Грозный предпринимал систематические походы на Казань, но все они были неудачны. Было ясно, что без создания сильной опорной базы недалеко от Казани, овладеть городом нереально. Возвращаясь из очередного неудачного похода в 1550 году, молодой царь Иван обратил внимание на идеальное в военно-стратегическом плане местоположение горы Круглая и решил – здесь быть русской крепости. Но как ее построить незаметно для врага, который находится на расстоянии всего 30 км? Был разработал остроумный план: срубить город на «русской земле» в верховьях Волги и размеченные бревна затем спустить по воде и собрать их уже на месте, сэкономив время и силы.
Как говориться – сказано сделано. В течение зимы 1550-51 гг в Углецких лесах срубили стены, башни, избы и даже церкви. И весной, по вскрытии рек, бревна для будущей крепости начали сплавляться по Волге и далее по Свияге. Для отвлечения казанцев, русские войска захватили все переправы на основных реках, а отряды под началом князя Серебряного напали на жителей казанского посада.
Постройка города-крепости Свияжска была беспрецедентной по тем временам – за один месяц была проведена гигантская работа: распланирована территория, вырублен лес, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. Во владениях казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями, семь из которых были проездными, многочисленными строениями для размещения военных сил, а также Троицкий собор и Рождественская церковь. Самой высокой башней была Рождественская с главными въездными воротами и подъемной решеткой. В ней размещалось караульное помещение и стрельница с двумя тюрьмами. Звон больших самобойных часов с колоколом возвещал о смене караула.
Во время постройки крепости было привлечено на сторону русских местное население: чуваши, марийцы, мордва, что обеспечило надежный тыл. Иван Грозный назвал город-крепость Свияжском.
Очень скоро новый город стал не только военной крепостью, но и торгово-административным пунктом, в котором охотно селились ремесленники и торговцы. Уже в начале 1552 года это был богатый и оживленный город, многочисленные купцы которого продавали живность и множество всяческого товара. А спустя 15 лет Свияжск был уже настоящим городом с крепостью (кремлем), посадом (острогом) и слободами. В крепости были Государев казенный двор с артиллерийскими и продовольственными складами, 2 монастыря, 6 церквей, изба дьячная и т.д. Здесь жили: князья, бояре, военные, духовенство, ремесленники и купцы. По городу пролегало 6 улиц, имелось 370 домов и 4 лавки. В остроге насчитывалось 736 жилых домов, находился рынок с гостиным двором, размещались таможенники, работала пивоварня и хлебопекарня. Жители слобод занимались в основном сельским хозяйством.
Взятие Казани Иваном Грозным
Свияжск после взятия Казани
После покорения Казани еще в течение целого века Свияжск оставался значимой русской крепостью на завоеванной земле, административным и торговым русским центром, куда приезжали иностранные послы и иноземные купцы. Но с усилением влияния русских в Казани, туда постепенно переселялись государственные служащие, военные, купцы и ремесленники. В Свияжске активная жизнь заглохла, остались только действующие монастыри: Богородице-Успенский, Троице-Сергиев мужские и Иоанно-Предтеченский женский, которые были построены для насаждения христианства среди местного населения с самого начала освоения края. Свияжск стал просто монастырским городком.
Свияжск после взятия Казани
В середине 18 века, когда Свияжск стал уездным городом, строительная деятельность монастырей активизировалась: Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а на его территорию переехал сгоревший Иоанно-Предтеченский. Некоторые соборы подвергались переделкам, достройкам и усовершенствованиям. Около Троицкой церкви были устроены Святые ворота. Возводились двухэтажные келейные корпуса и ряд хозяйственных строений. Было построено здание трапезной. А в начале 19 века к 300-летию дома Романовых в процветающем женском монастыре был возведен большой краснокирпичный Собор Божьей матери всех скорбящих радости в ложновизантийском стиле. Это последнее монастырское строение с внушительным куполом до сегодняшнего дня возвышается над невысокими строениями Свияжска.
Свияжск тех времен посещали многие известные люди. Здесь опальный Меньшиков по дороге в ссылку схоронил свою жену, могила которой сохранилась. Здесь останавливались русские императоры Екатерина Вторая, Павел Первый и Александр Второй. А как понравился город Пушкину! Ведь это был настоящий сказочный остров Буян.
История Свияжска после революции
После революции все храмы и монастыри были закрыты. А Свияжск стал печально известным городом, попавшим под страшный красный террор в 1918 году – по приказу Троцкого каждого десятого красноармейца местного гарнизона расстреляли. Вина их состояла в том, что они не смогли одержать верх над белочехами, захватившими Казань.
В Успенском монастыре в 20-х годах создается детская коммуна, а в 30-е годы исправительная колония, в которую позже стали свозить и военнопленных. Всего в стенах колонии, которая по существу стала подразделением ГУЛАГа, погибло более 5 тысяч человек. С 53 года, после смерти Сталина и закрытия лагерей, в этом же многострадальном Успенском монастыре была создана психиатрическая больница, а колония снова стала исправительно-трудовым учреждением.
Свияжск после революции
Свияжск сегодня
А с 2010 года город начал возрождаться – началась реконструкция архитектурно—исторических памятников, создание новых объектов музейного назначения и развитие инфраструктуры, которая призвана была способствовать привлечению туристов на этот удивительный остров-град с такой непростой судьбой.
На сегодняшний день отреставрированы сохранившиеся храмы и работает Музей-заповедник. Город выглядит ухоженным и располагает к неспешным прогулкам по нему, во время которых можно любоваться и историческими достопримечательностями и прекрасными видами на речную гладь, окружающую вас со всех сторон.
Остров-град Свияжск: сказка и быль
Там, где река Свияга сливается с Волгой, стоит, словно ожившая сказка, остров Свияжск. Одна из многочисленных легенд, окутывающих этот древний край, гласит, что Свияжск так поразил путешествовавшего по Поволжью Пушкина, что поэт запечатлел его в своей «Сказке о царе Салтане». Поистине много сказочного и загадочного таит в себе этот остров-град Свияжск.
История Свияжска
. Зима 1550 года. Русское воинство под предводительством Ивана Грозного возвращается в родные края после безуспешной попытки взять Казань. Внимание Ивана Васильевича привлекает поросший лесом остров Круглая гора: он возвышался над округой и с трех сторон окружен водами рек Волги, Свияги и Щуки. Дерзкий план задумывает Иван Грозный, смелый настолько, что, когда европейские дипломаты рассказывают о нем своим монархам, те просто отказываются верить… Царь решает выстроить здесь, в 26 верстах от Казани, на расстоянии суточного перехода, город-крепость – с целью захватить-таки столицу Казанского ханства.
Летописец называет строителей будущей крепости хитрецами. Для успеха предприятия им прежде всего пришлось дать ответ на вопрос, как построить под носом у противника целый город, не вызвав при этом подозрений. Тогда-то и пришло остроумное решение рубить крепость совсем в другом месте – в лесах Углича, а потом разобрать ее и по весне на судах сплавить по Волге почти за тысячу километров – к той самой горе, что так приглянулась Ивану Грозному. Уже в апреле 1551 года, после ледохода, деревянный город поплыл по реке. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен город был «хитро сотворен» на новом месте. Датой его основания принято считать 24 мая 1551 года. Первоначально в честь царя Ивана Грозного город был назван Иван-городом, но название не прижилось, и вскоре его переименовали в Новый город Свияжский, а впоследствии просто стали называть град Свияжск.
План царя создать на острове мощную цитадель оказался исключительно удачным: татары никак не ожидали увидеть под стенами своей столицы огромные полчища русских захватчиков, и вскоре Казань пала и была присоединена к Москве.
Сразу после победы русских в 1552 году Свияжск из военной крепости постепенно превращается в мирный город. Строятся храмы, монастыри, селятся новые жители.
«Свияжск уникален в масштабах российской истории тем, что это город, который был построен по заранее созданному плану, – рассказывает игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря Казанской епархии. – Здесь подразумевалось и гражданское население, и военное, и, конечно же, монастыри и церкви. И с первого дня существования Свияжска здесь было подворье Троице-Сергиевой Лавры – Троицкий монастырь, который просуществовал до конца XVIII века».
Святой остров
Остров Свияжск стал святым местом еще задолго до того, как в 1551 году сюда пришли русские и основали город. По преданию, на Круглой горе, как назывался тогда остров, неоднократно являлся преподобный Сергий Радонежский. Жители окрестных лесов, язычники-марийцы, не раз слышали на этом месте необыкновенное пение, звон колоколов и видели сияющего старца, обходившего гору с кадилом в руках, а по другим рассказам – окроплявшего местность святой водой. Стрелы, пущенные в старца, возвращались обратно.
Позже, когда пришли русские войска, местные старейшины без труда узнали виденного ими старца на иконе преподобного Сергия, принесенной из Троице-Сергиевой лавры.
Среди населения Свияжск всегда воспринимался как город двух великих святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Германа Казанского. В далеком 1555 году архимандрит Герман основал Успенский Богородицкий мужской монастырь. «Остров Сергия и Германа» – неофициально называют его иногда даже сейчас, по аналогии с Валаамом, только имея ввиду двух других святых – не тех, что на Валааме. Чудотворная местночтимая икона преподобного Сергия, наряду с мощами святителя Германа, издревле привлекала паломников из ближайших уездов. Очень символично и то, что память этих великих святых празднуется в один день – 8 октября по новому стилю.
От мощей святителя Германа Казанского происходили многочисленные исцеления. Среди исцелившихся в XVII веке был и сам казанский митрополит Лаврентий. Позже он составил службу святителю, в которой есть примечательные слова: «Мы бо и сами чудодействующа тя видехом и от болезни в часе времянне пременихомся» (то есть «за час выздоровел»).
Большой поток паломников хлынул в монастырь. В числе богомольцев была и Екатерина II – Императрица посетила обитель во время своего плавания на галере «Тверь» в 1767 году. Проплыть мимо Свияжска и не поклониться мощам святителя Германа было немыслимо для православного человека.
Успенский Богородицкий монастырь
Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска – древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли. Остальные были сильно искажены в XIX веке. Еще меньше осталось таких, чей облик сложился в XVI веке и раньше. И, наконец, еще меньше тех монастырей, древнейшие ансамбли которых пережили революцию и дошли до наших дней. Свияжский монастырь – один из тех, который был основан в XVI веке, сохранил облик XVI века, и таким мы видим его сегодня.
Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно. Церковь в камне обозначала, что Православие пришло в эти края не просто всерьез и надолго, а раз и навсегда. Такие внушительные соборы столичных пропорций ставят как знамение победы и знак уверенности в будущем.
Вспоминая историю основания обители, наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили) рассказывает: «Традиционно монастырь начинается с некоего подвижника, вокруг которого собираются ученики, и лишь с течением времени начинается строительство храмов. Здесь наоборот: сначала приходит братия, и все начинается со строительства храмов. Еще при жизни первого настоятеля, святителя Германа, были построены два больших храма, которые стали первыми каменными строениями в Свияжске».
Святитель Герман не только был строителем Успенского собора, но и его первым настоятелем. Вскоре статус главного миссионерского монастыря новой земли был закреплен присвоением его настоятелю сана архимандрита – весьма редкого в то время в России. Это было явление почти исключительное: настоятель только что основанного монастыря сразу получил столь высокий сан!
Необычный ковер XVI века
Раньше в народном языке большой белокаменный собор именовали царём. Так вот, «царь» пришел в Среднее Поволжье, в сердце бывшего Казанского ханства! Строился храм псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также авторами проектов Благовещенского собора Казани и храма Василия Блаженного в Москве.
Нарядный и таинственный вид придает церкви открытая галерея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена.
Но еще уникальнее – фрески внутри Успенского собора. Это один из двух сохранившихся в России полных ансамблей фресок XVI века. Вообще, XVI век настолько мало представлен в церковной живописи, что не только сейчас остается в тени для искусствоведов, но и в XIX столетии пугал кажущейся «неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли». Пугал даже некоторых архиереев, привыкших к европеизированной живописи. Один из настоятелей Успенского монастыря XIX века даже предлагал переписать соборные фрески и по этому поводу обратился с прошением к Синоду. Но в ответе Синода впервые в истории было отмечено особое значение этих древних фресок, а владыке было запрещено их искажать.
Ковер фресок покрывал весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей – более тысячи квадратных метров. Самые интересные из них в алтаре. Предположительно, там есть и изображение Ивана Грозного. Если предположение верно, то это – единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого царя Иоанна.
Много необычного и таинственного открывает нам мир священных фресок. Но самым раритетным является изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно больше всего обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно – тот единственный, ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и уж точно не забывает никто из увидевших.
Одна из версий странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности – песьей) головы святого: он якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все такие. Как известно, еще со времен Геродота, то есть с V века до Р.Х., повелось про дальние, неизвестные земли писать небылицы. Так было в античности, но народная молва сохранила подобные сказания еще дольше. Другая версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему скотскую внешность, чтобы постоянные взгляды женщин на его необычную красоту не мешали сосредоточенной молитве и аскетичной жизни. Церковь усиленно боролась с обеими версиями: все подобные изображения святого мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому, вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода.
Возрождение Успенского монастыря
В самые страшные годы Октябрьской революции и начала гражданской войны настоятелем Свияжского Успенского монастыря был епископ Амвросий. Он оказался одной из первых жертв красного террора в Казанской епархии. Большевистские комиссары без суда приговорили владыку к смерти. Перед убийством мученика подвергли истязанию, привязав к хвосту бешеной лошади. В наше время священномученик Амвросий Свияжский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей и «разоблачению поповских обманов» вскрытию подверглись мощи святителя Германа. До этого из уст в уста в народе передавалось предсказание, что, когда вскроют мощи святого Германа, Свияжск ждет большое бедствие. Так и случилось. Будто душа отлетела от города, ангел-хранитель отвернулся от него. В запустение пришел древнейший русский город Среднего Поволжья, разъехались люди, опустели дома и церкви. Концлагерь, а затем и психиатрическая больница – вот чем на долгие годы стал великий Успенский монастырь.
Возрождение его как действующей мужской обители началось лишь в 1997 году. Мощи святителя Германа вернулись — та их часть, которая уцелела. Может быть, пророчество исполнится и в обратном смысле: Свияжск пришел в запустение, когда Святой покинул его… Свияжск возродится после того, как Святой в него вернулся?
Храмы острова Свияжска
В разное время в Свияжске насчитывалось разное количество храмов. Но если посчитать все церкви, то получится 16 храмов и 3 монастыря. И это на 62 гектарах земли!
Сегодня из всех многочисленных храмов сохранились всего 6 – остальные были снесены и разрушены в начале 30-х годов XX века.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы – в честь него названа была и улица, и главная площадь города. Места, на которых высились храмы, определить нетрудно: завалы взорванных храмов никто не разбирал, и со временем они поросли бурьяном, образуя на пустырях небольшие горки… Благовещенская церковь, построенная в 1755 году в модном тогда барочном стиле; Софийская церковь; Никольская приходская церковь, где самой почитаемой иконой был святой образ Николая Чудотворца, привезенный стрельцами из Москвы.
Среди уцелевших святынь Свияжска – древнейший православный храм Казанской епархии, деревянная Троицкая церковь XVI века, в которой стоял на молебне царь Иван Грозный перед штурмом Казани в октябре 1551 года. Подумать только, именно эти бревна были срублены под Угличем зимой 1551 года, именно их везли на кораблях по Волге! Как же храму удалось уцелеть? Бог помог да искусство строителей. В те времена не пользовались пилой, знали, что она треплет дерево, и туда проникают вредители. Для всех операций использовали только топор. К тому же, церковь сделана без единого гвоздя, и это не от бедности: просто строители хорошо знали, что железо в дереве корродирует и портит материал.
Второй храм, также дошедший от эпохи Троице-Сергиева монастыря, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Когда-то все главные святыни обители находились именно в Сергиевской церкви. Сюда стекались по праздникам богомольцы к храмовой чудотворной иконе преподобного Сергия, привезенной в свое время из Лавры как благословение богоспасаемому граду Свияжску и всей новоприсоединенной земле Казанской. Это была одна из двух великих святынь Свияжска – наравне с мощами святителя Германа. Сейчас образ хранится в церкви Ярославских Чудотворцев в Казани.
В Сергиевском же храме пребывал и вершковый образ святителя Николая, вырезанный из черного камня. Его нашла в начале XIX века. монастырская корова: принесла его откуда-то с окрестных лугов вместе с комком грязи на копыте. Образ, по исследованиям историков той эпохи, оказался гораздо древнее, чем сам град Свияжск. Его отнесли предположительно к XII веку – ко времени до монгольского нашествия.
Во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был сооружен третий храм монастыря: огромный собор новой эпохи 1898–1906 годов. Это самое масштабное сооружение Свияжска. Это настоящее «пасхальное яйцо» – подобное тем, что выпускала тогда фирма «Фаберже», но только увеличенное архитектором Малиновским до размеров самых значительных его храмов. Ярко-красный цвет кирпичных стен и мягкие округлости византийских куполов усиливают сходство. Что-то пасхальное и одновременно жертвенное, «скорбященское», чувствуется в облике этой церкви – последнего свияжского храма, построенного перед кровавой революцией.
В послевоенные годы Свияжск долго стоял разрушенным и забытым. Тем, кто проплывал мимо, казалось, что здесь прошла чума: купола церквей сквозили прорехами, полуразрушенные колокольни – город словно вымер… Но Бог не попускает искушений сверх меры.
По молитвам святых монастырь возродился, а вместе с ним ожил и весь город:
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Поиск по этому блогу
Три мистические истории Свияжска
Когда в Свияжске побывал Александр Сергеевич Пушкин, он признался, что именно таким представлял себе сказочный остров Буян. Но мистическим, таинственным и полным загадок этот город был и задолго до визита русского поэта!
Еще до строительства городской крепости на островке в устье реки Свияги происходили удивительные события. Сегодня мы расскажем три мистические истории, которые несомненно вдохновят вас посетить выставку «Сказание о граде Свияжске» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
После победоносных Казанских походов Ивана Грозного Свияжск присоединился к русской земле. И местные жители стали рассказывать новоприбывшим удивительную легенду. Согласно народным преданиям, за несколько лет до строительства города на острове стал раздаваться звон колоколов и церковное пение, а некоторые даже видели едва различимую фигуру старого монаха. Юноши пытались поймать его и расспросить о том, кто он и что делает на чужой территории, но едва к призраку кто-то приближался — он растворялся в воздухе.
Для русских, услышавших эту историю, было очевидно: упомянутый инок — сам преподобный Сергий Радонежский, точнее, его дух, освятивший место для строительства нового города. Именно к этому чудотворцу за духовной поддержкой и покровительством обращалось перед походом все русское войско, включая самого царя Ивана Грозного.
Тайна гибели Германа
Не обошлось в истории Свияжска и без трагических эпизодов. Направленный осваивать новые земли и посвящать местное население в православную культуру вместе с Гурием и Варсонофием инок Герман стал жертвой чудовищных обстоятельств.
Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, построенного на острове, а после смерти Гурия стал архиепископом Казанским и Свияжским.
Но в 1566 году царь Иван Грозный вызвал Германа в Москву. Там государь предложил, ему стать митрополитом, но святитель отказался, потребовав отмены опричнины. Царь приказал изгнать Германа из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым. Согласно житию священномученика Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек ему голову топором.
Святителя похоронили в церкви Николы Мокрого в Зарядье. А в конце XVI века мощи его были перенесены в Свияжский монастырь и положены в алтаре Успенского собора, а Герман был причислен к лику святых. В 1889 году состоялась процедура переоблачения мощей Германа — она подтвердила версию о его насильственной смерти. Тогда же шапку, в которой архиепископ был похоронен, поместили в ризницу собора. Но вы можете увидеть этот головной убор в Инженерном корпусе Третьяковской галереи на выставке «Сказание о граде Свияжске».
В поисках легендарной иконы
В 1579 году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Многие заговорили о том, что Бог немилостив к русской земле. Но вскоре девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.
Ребенку долго не верили, но 8 июля (по старому стилю) в указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона, завернутая в ветхий рукав мужской одежды. Лик был светен и ясен, пожар совершенно не повредил его, а изображение выглядело так, будто было только что написано. С тех пор этот день, 8 июля 1579 года, отмечается Русской Православной Церковью как День явления Казанской иконы, общецерковный праздник.
Но мистическая история этого образа продолжилась. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь, и девочка Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной — земная властительница сняла ее с себя ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен новый обширный собор, а в 1808 году он был освящен.
Но спустя почти столетие в ночь на 29 июня 1904 года собор ограбили, как раз ради драгоценных украшений ризы. Когда преступников поймали, украденных ценностей при них уже не было. Предводитель грабителей утверждал, будто риза была распилена и продана ювелирам, а икона брошена в печь — якобы так святотатцы пытались проверить, действительно ли образ чудотворный.
До сих пор доподлинно неизвестна судьба этой иконы — говорили даже, будто она была приобретена купцом, который после революции уехал в Англию и там продал ее в частные руки. Позднее новости о Казанской иконе появлялись по всему свету, но ни разу еще не была подтверждена подлинность этих найденных образов.
Текст: Ангелина Грин
Фото: Анастасия Замятина