Эра этилированного бензина
Одна из главных причин сверхмерного загрязнения выхлопными газами наших мегаполисов — это крайне низкое качество автомобильного топлива. Несмотря на то, что самый страшный этилированный, содержащий тетраэтилсвинец бензин уже 10 лет (с 2003 года) находится на Украине под запретом, очистить атмосферу от последствий его использования до сих пор не удаётся.
Если до 1942 года советским бензином больные ангиной полоскали горло, то в последующие 60 с лишним лет применения тетраэтилсвинца о таком антисептике и подумать было страшно.
Это ядовитое органическое соединение свинца, использовавшееся для повышения октанового числа, в 8 раз токсичнее обычного металлургического свинца.
Эра этилированных бензинов началась в 1924 году в Америке с предприятия, без свинца в названии — «Этил корпорейшн».
В СССР тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года по двум причинам:
• Высокое (в сравнении с Лос-анджелесской и техасской нефтью) качество сырья, добываемое в Грозном и в Баку;
• У отечественных автомобилей степень сжатия в карбюраторных двигателях была ниже, чем у тех же американских.
Но в 1942 году в СССР поступили первые партии американских грузовиков Studebekker и истребители из стран Атланты, которые привыкли работать на этилированном бензине. Поэтому сначала закупали, а потом и наладили производство тетраэтилсвинцовой жидкости.
Для производителей бензиновых двигателей одной из самых злободневных проблем является самопроизвольное возгорание бензина. Если при сгорании стандартная скорость фронта пламени должна быть не выше 30 м/с, то когда возникает самопроизвольное воспламенение, она достигает 2500 м/с. Тем самым она высвобождает очень много свободной энергии.
Вот почему тепловой баланс внутри двигателя нарушается. В результате – необратимые последствия. Агрегат выходит из строя очень быстро.
В 1921 году два инженера из компании Дженерал моторс, Бойд и Миджлей, хотели помочь своему другу, предпринимателю, построившему небольшую электростанцию. Предполагалось, что движок будет работать на керосине, но он работал со сбоями, сильно детонировал, и в любой момент мог выйти из строя, потому что в керосине было низкое октановое число. Способность тетраэтилсвинца повышать октановое число керосина, была обнаружена в результате целенаправленного поиска вещества, способного снижать детонацию двигателя. После множества экспериментов был сделан вывод о том, что тетраэтилсвинец является таким синтетическим веществом, которое может поднимать сопротивляемость к самопроизвольному возгоранию даже самого низкопробного и дешевого бензина.
Испытания, проводимые с бензином на автомобильных двигателях, тоже показали положительный результат. Руководители Дженерал Моторс зарегистрировали патент на открытие и, объединившись с двумя другими корпорациями — «DuPont» и «StandardOil» создали предприятие, выпускающее антидетонирующую присадку на основе тетраэтилсвинца.
Получив искомое, руководители Этиловой корпорации на этом успокоились. Они тщательно скрывали факты отравлений на своих фабриках, отрицали ядовитость тетраэтилсвинца. Сам Томас Миджлей получил отравление этим веществом, и долго лечился, но он так и не признался в том, что его детище наносит вред окружающей среде и людям.
Даже в названии предприятия, занимавшегося производством тетраэтилсвинца в Америке, о ядовитом металле предпочли умолчать, чтобы не пугать людей. Компания называлась EthylCorporation(этиловая корпорация).
ТЭС — сокращенное название тетраэтилсвинца. Вредное влияние на организм человека это соединение продемонстрировало на заводах «Этил корпорейшн» в первые же дни своего появления. ТЭС — летучее соединение, и его пары попадают в организм с вдыхаемым воздухом. Соединение этила со свинцом воздействует, прежде всего, на нервную систему, на головной мозг. При постоянном контакте с этим веществом, оно накапливается в головном мозге, почках и печени.
Сейчас использование этилированного бензина запрещено во всех странах Европы и во многих штатах США. Ученые разработали синтетический аналог этилированного бензина — биобензин. Он отличается от этилированного бензина тем, что в него добавляется этиловый спирт. Такой бензин очень популярен, например, в Германии и Финляндии.
Супертест бензина с 16 московских и подмосковных АЗС. Осторожно: свинец!
Большинство проб мы отобрали на самом популярном редакционном маршруте Москва — Дмитровский автополигон. Но, уверен, устрашающие результаты теста касаются не только этого направления.
Меньше небольших частных заправок — меньше обмана. Их дни, к счастью, сочтены — эта АЗС возле Дмитровского полигона уже закрылась
Мы же посетили заправку VP Racing, реализующую спортивное топливо, две мелкие АЗС (KP-Oil и Параллель), три АЗС относительно небольших сетей (ЕКА, Нефтьмагистраль и Трасса) и АЗС шести крупных игроков — это Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, ВР, Татнефть и Shell.
Спортивный бензин продают в бочках, но готовы налить и в канистры
Почему нет ТНК? Этот бренд, равно как и российские АЗС ВР, принадлежит Роснефти, а в прошлом году начался ребрендинг: заправки меняют сине-оранжевую ливрею ТНК на желтую расцветку Роснефти, а торговая марка ТНК вскоре покинет рынок топлива и моторных масел.
В декабре мы попали на период переп исывания ценников из-за очередного повышения акцизов на топливо (правда, они увеличивались только с 1 января, и Федеральная антимонопольная служба уже ведет проверки на предмет ценового сговора). Поэтому пусть вас не смущает цена 41 рубль за литр АИ-95 — сейчас на большинстве сетевых заправок «девяносто пятый» стоит не меньше 42 рублей.
На всех АЗС, кроме Трассы и «спортивной» заправки VP Racing, мы приобрели бензин АИ-95. На АЗС Shell и ВР вдобавок купили улучшенный «девяносто пятый» Shell V-Power и ВР Ultimate. Нефтяники обычно называют его фирменным, хотя еще 11 лет назад мы выяснили, что это обычное топливо, но с дополнительным пакетом моющих присадок. Заодно посмотрим, что изменилось за эти годы.
Поскольку все больше автомобилей оснащаются турбомоторами, для которых чем выше октановое число бензина, тем лучше, мы на АЗС Газпромнефть и Трасса приобрели АИ-98, а на Лукойле и «спортзаправке» VP Racing — АИ-100. Любопытно, что если лукойловский «сотый» (49,2 рубля за литр) лишь на рубль-полтора дороже «девяносто восьмого», то бензин на АЗС VP Racing — вдвое! Газпромнефть, кстати, тоже производит «сотый» бензин, но сейчас он предлагается только в Новосибирской области, и в Москву его пока не завозят.
Действующий в России Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» предписывает соответствие любого реализуемого бензина экологическому классу К5, что означает выполнение многих требований — вплоть до предельной массовой доли кислорода. Но при этом важнейшая характеристика бензина, октановое число, фактически выведена за скобки: «не менее 80». И только!
Тем приятнее было с помощью одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия убедиться, что ни одна сетевая АЗС не пользуется такой лазейкой. Истинные значения октанового числа соответствовали товарным названиям бензинов, причем в полной мере это относилось и к АИ-100.
Вердикт одноцилиндрового лабораторного двигателя УИТ-85 с изменяемой степенью сжатия: на сетевых заправках заявленному верить! Даже АИ-100 показывает реальное октановое число 100,0 по исследовательскому методу
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Как уже было отмечено, почти век назад у автомобильного бензина были существенные проблемы с эксплуатационными качествами. Горючее имело низкое октановое число, а значит негативно сказывалось на работе двигателя, его эксплуатации, а также на КПД.
Решил данную проблему один из инженеров компании General Motors, добавив в бензин в качестве присадки – свинец.
Выпускник Корнеллского университета, Миджли начал свою карьеру в 1916 году в компании General Motors под началом знаменитого Чарльза Кеттеринга. Проблема, которой в начале 1920-х занимался Кеттеринг, была связана с детонацией — преждевременным (до поджигания искрой) самовоспламенением бензо-воздушной смеси в цилиндрах ДВС. Это вредное явление, которое проявляется как «стук» или «звон» в двигателе, приводит к неэффективной работе, повышенному износу и быстрому выходу двигателя из строя. Миджли выяснил причину: к детонации приводил быстрый рост давления смеси — и предложил… добавить в бензин красный краситель, чтобы повысить поглощение тепла и улучшить испарение топлива.
Это решение выглядело нелепым, но Томасу повезло: субботним вечером магазины уже были закрыты, и единственным растворимым в бензине красителем, который он смог раздобыть, был йод, добавка которого полностью прекратила детонацию. Вскоре выяснилось, что цвет тут ни при чем, а настоящей причиной стали молекулярные свойства топлива. Вооружившись таблицей Менделеева, Миджли начал эксперименты и обнаружил закономерность: антидетонационный эффект усиливался по группам сверху вниз, а по периодам — справа налево. Многие из возможных кандидатов были отсеяны, и в итоге в 1921 году он остановился на тетраэтилсвинце (ТЭС).
Томас Миджли решил две важные задачи своего времени, и не его вина, что позже его детища были признаны главными загрязнителями воздуха на планете.
Токсичность соединений свинца была известна, но Миджли и Кеттеринг посчитали, что эффекты будут незначительны из-за низкого содержания присадки в бензине, и вскоре для производства ТЭС было создано совместное предприятие GM, DuPont и Standard Oil — Ethyl Gasoline Corporation. Однако с 1923 по 1925 год на производстве погибли два десятка рабочих и многие стали инвалидами. Сам Миджли, работавший в лаборатории с ТЭС и даже демонстрировавший на пресс-конференции безопасность присадки, вдыхая ее пары, заработал отравление свинцом, от которого потом долго лечился. Тем не менее производство ТЭС удалось наладить, хотя из маркетинговых соображений присадку называли просто Ethyl, без упоминания свинца. А чтобы не пугать потребителей, его назвали «тетраэтилсвинец» (далее ТЭС).
И это действительно сработало! Октановое число горючего буквально взлетело настолько, что теперь его можно было использовать даже в деликатных авиационных двигателях того времени. Данная тонкость, кстати, скажет не последнее слово во время Второй мировой войны. Однако у этой, как и у любой другой медали, было две стороны.
Как несложно догадаться – свинец ядовит для человека. А потому и бензин такой стал откровенно опасным. Надышавшись даже незначительным объёмом паров горючего, можно было серьезно подорвать свое здоровье. Вещество оказалось таким едким, что проникало в организм, даже через кожу. В первую очередь от подобного страдали работяги-производители. Доставалось, само собой, и автомобилистам. В начале 1970-х стартовала кампания против использования ТЭС в бензине.
Однако, поделать с этим долгое время ничего было невозможно. Автомобили нуждались в «нормальном» горючем с высоким октановым числом. Запретили бензин с ТЭС получилось только в 1976 году. Первыми это сделали его же создатели – американцы, которые смогли «по достоинству» оценить все негативные качества свинца. В Европейском Союзе бензин со свинцом был запрещен в 2000 году, а еще чуть позже – в 2002, его запретили и в России. Сегодня в странах Старого и Нового Света горючее с ТЭС используется только в авиации и спортивных гонках.
Зло берет. Как свинец в автомобильном топливе делает нас агрессивными, а мы это не замечаем
Поделиться:
В самом конце прошлого века в США неожиданно упал уровень преступности. За несколько лет число убийств сократилось на сорок три процента, число грабежей – на сорок один процент, даже угонов автомобилей стало меньше на тридцать пять процентов. Процесс был в равной степени повсеместным и абсолютно необъяснимым. Первым на него среагировали политики, которые бросились присваивать заслуги.
В 2001 году журнал Time назвал мэра Нью-Йорка Руди Джулиани «человеком года» за то, что благодаря его усилиям преступность в городе сократилась на две трети. Между тем достаточно было взгляда на данные статистики, чтобы понять: процесс такого масштаба не мог быть спровоцирован действиями одного, пусть даже очень талантливого политика.
Преступность падала не только в Нью-Йорке, она падала по всей стране – в каждом городе, в каждом штате. Парадокс, однако, заключался в том, что никто не имел ни малейшего представления, почему это происходило.
Одни утверждали, что сокращение вызвано легализацией абортов, поскольку это снизило число так называемых нежеланных детей, многие из которых становились преступниками. Другие предполагали, что сокращение преступности связано с сокращением продаж крэка, одним из побочных эффектов которого являются приступы агрессии. Однако ни одна из этих теорий не могла полностью объяснить происходящее, потому, в частности, что и феномен «нежеланных детей», и распространение крэка имели отношение прежде всего к беднейшим слоям населения. Преступность же сокращалась повсеместно, и это сокращение затрагивало в равной степени все социальные группы.
Джессика утверждала, что к беспрецедентному по своим масштабам снижению преступности привел Закон о чистом воздухе, который был принят в Америке в 1974 году и запрещал свинцовые добавки в автомобильном топливе. В результате этого двадцать пять лет спустя – к началу века, когда выросло первое «бессвинцовое» поколение, и произошел резкий спад преступности по всей стране.
Однако то, что пыталась доказать Рейес, было куда серьезнее. По ее мнению, микродозы свинца, полученные дыхательным путем в детстве, приводили к отложенным последствиям, проявляющимся уже во взрослом возрасте прежде всего как повышенная агрессивность. Причем последствия эти носили настолько массовый характер, что напрямую влияли на уровень преступности в стране.
Поверить в подобное было трудно.
Д обавлять в бензин свинец 1 придумал инженер Томас Мидгли еще в 1923 году. Он обнаружил, что от этого двигатель работает значительно тише и при этом эффективнее. Мидгли запатентовал свое изобретение и уехал в Майами лечиться от свинцового отравления. Надо отметить, кстати, что помимо тетраэтилсвинца Мидгли осчастливил человечество еще и открытием так называемых ХФУ – хлорфторуглеродов, использование которых в качестве хладагентов в холодильниках сегодня считается основной причиной возникновения озоновых дыр в атмосфере.
Придуманные же им свинцовые добавки к бензину начали широко использоваться. Уже спустя двадцать лет весь бензин, который производился в мире, был исключительно со свинцовыми добавками.
К середине века объемы его производства, а соответственно, и выбросов в атмосферу превосходили воображение. Парами «свинцового» бензина дышал весь мир.
Если предположение Рейес было правдой, это означало, что под воздействие микродоз свинца, вызывающих агрессию, попадали без всякого преуменьшения целые поколения. Масштаб этого отравления трудно было переоценить.
Н а несколько лет Рейес полностью погрузилась в подсчеты и сопоставление уровней свинцового загрязнения и уровней преступности. Сбор и анализ данных заняли в общей сложности больше шести лет. Цифры полностью подтверждали ее выводы.
Мало того, что спад преступности в Америке произошел ровно через двадцать лет после запрета свинцовых добавок. Но и ее первый взлет случился в шестидесятые годы – через двадцать лет после того, как использование «свинцового» бензина в Америке достигло объемов, способных оказать массовое воздействие на детей по всей стране. Пик же роста преступности приходился ровно на те годы, когда выросло самое «засвинцованное» из поколений американцев, подвергшихся в детстве воздействию свинца. В этот период – с 1972 по 1992 год – количество насильственных преступлений в Америке увеличилось на восемьдесят три процента.
Рейес провела подробный анализ и сопоставление объемов продаж «свинцового» бензина и уровня преступности не только по стране, но и в отдельности по каждому штату. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы окончательно развеять сомнения. Тогда Рейес дополнительно сопоставила уровни преступности и данные о содержании свинца в крови у детей. Результат был тот же.
После этого сомнений уже не оставалось. Именно «свинцовый» бензин был ключевым фактором, вызвавшим рост преступности в Америке во второй половине XX века, и именно запрет «свинцового» бензина привел к падению преступности в конце столетия. Сегодня экономисты считают работу Рейес классическим примером успешного статистического исследования. Даже оппоненты признают весомость ее результатов. Ее работы постоянно цитируются в докладах чиновников EPA (Environmental Protection Agency) – главного правительственного агентства, отвечающего за охрану окружающей среды.
На множестве выстроенных Джессикой Рейес таблиц и графиков хорошо видно, как год за годом растет уровень преступности по мере увеличения воздействия свинца.
Однако драматичнее всего выглядел график с двумя кривыми: преступность в слабо «засвинцованных» штатах и преступность в сильно «засвинцованных». Сильно «засвинцованными» были в основном те штаты, где было больше машин, то есть больше крупных городов, – например, Калифорния или Нью-Йорк. Слабо «засвинцованными» – преимущественно те, где машин, а значит, и городов, было меньше, – скажем, Гавайи или Вайоминг.
Как ни удивительно это звучит сегодня, из графиков видно, что изначально, в период до шестидесятых годов, когда свинец еще не был серьезным фактором, уровень преступности в этих штатах мало отличался. Однако затем – в начале шестидесятых – графики начинают расходиться: рост преступности в сильно «засвинцованных» штатах происходил быстрее. В семидесятых, когда последствия «засвинцованности» достигли своего пика, обе линии устремляются вверх: в слабо «засвинцованных» штатах – резко, в сильно «засвинцованных» – еще резче. В девяностых же, после запрета «свинцового» бензина, уровни преступности падают и начинают постепенно сближаться вновь.
Г рафики Рейес производили гнетущее впечатление. Каждый миллиметр, каждый подъем символизировал сотни искалеченных или потерянных жизней, трагедий, которых могло не произойти. Это ощущение только усиливается, если перестать пользоваться процентами – лучшим из придуманных человеком способов абстрагироваться от шокирующей реальности. Только в период с 1985 года по 1992-й, когда рост «свинцовой» преступности достиг своего пика, в США было убито 177 475 человек.
Между тем последствия использования свинца в бензине не ограничивались Америкой. Исследования экономиста Рика Невина показали, что похожие процессы происходили в Австралии, Италии, Франции, Германии, где рост преступности, так же как в Америке, неизбежно следовал за началом широкого использования «свинцового» бензина все с тем же разрывом примерно в двадцать лет.
Графики Невина всерьез заставляют задуматься: каким был бы ХХ век, если бы не мельчайшие частицы свинца в атмосфере планеты?
К моменту, когда Рейес опубликовала результаты своих исследований, большинство развитых стран уже запретило «свинцовый» бензин, так же как это было сделано в Америке. И так же как в Америке, эти меры привели к снижению преступности спустя пятнадцать-двадцать лет после введения запретов. По сведениям Невина, сокращение уровня преступности после запрета «свинцового» бензина было зарегистрировано в Новой Зеландии, Британии, Канаде, Франции, Австралии, Финляндии, Италии и Германии.
Тем не менее страны, где «свинцовый» бензин по-прежнему не запрещен, существуют до сих пор. Либерия, Колумбия, Венесуэла. Уровень преступности в этих странах говорит сам за себя. Колумбия сегодня занимает первое место в мире по количеству убийств на душу населения. Венесуэла – четвертое. Что же касается Либерии, то точных данных по ней не существует, поскольку уровень преступности там таков, что исключает возможность статистических исследований.
Конечно, высокий уровень преступности в Колумбии легко можно объяснить присутствием не столько свинца, сколько кокаина. Труднее, однако, объяснить таким образом вот что: в целом в списке стран с самым высоким уровнем убийств первые двенадцать позиций занимают государства, которые позже других запретили использование «свинцового» бензина либо по-прежнему продолжают его использовать.
Пятое место в этом списке, к сожалению, принадлежит России.
У ровень преступности в России сегодня – один из самых высоких в мире. Москва в этом смысле многократно опережает Лондон, Нью-Йорк и Париж.
По данным исследования, проведенного ВЦИОМ в конце девяностых годов, треть россиян, отвечая на вопрос «Какие качества усилились в ваших соотечественниках за последние годы?», назвали в первую очередь агрессивность и ожесточенность.
Все это – и высокий уровень преступности, и высокую агрессивность – принято объяснять историческими, культурологическими, социальными причинами. Возможно ли, однако, что причины носят не столько психологический, сколько химический характер?
Формально «свинцовый» бензин в России был запрещен только в 1998 году, когда Москва уже задыхалась в пробках. «Формально» – потому что эффективно запретить что бы то ни было в России в девяностых годах было почти невозможно. Как утверждает профессор Борис Ревич, много лет изучавший воздействие тяжелых металлов на жителей крупных городов, отдельные мелкие заводики, производящие «свинцовый» бензин, существуют в стране по сей день.
По Рейес, однако, эта ситуация касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего – тех лет, когда вырастут дети, чье детство прошло в забитой свежеприобретенными машинами, задыхающейся в парах «свинцового» бензина Москве.
Причины же сегодняшней агрессивности или агрессивности «лихих» девяностых следует искать в событиях, произошедших около двадцати лет назад, в семидесятых-восьмидесятых, когда детьми были сегодняшние взрослые. Вопрос в том, подвергались ли они воздействию свинца. И если да, то в какой степени.
В семидесятых и восьмидесятых, однако, никакого другого бензина для легковых машин, кроме «свинцового», в России, конечно, уже не производилось. Нюанс в том, что легковых машин в стране вообще и в Москве в частности было, мягко говоря, меньше, чем в той же Америке.
Меньше машин – меньше содержащих свинец выхлопных газов? Это с одной стороны. С другой – в Америке основное автомобильное движение происходило на шоссе, вдали от жилых домов, в Москве же из-за особенностей проектирования наших городов люди жили прямо над выхлопной трубой: в квартирах, окна которых выходят на проезжую часть.
Профессор Ревич одним из первых, еще при советской власти, занялся мониторингом содержания свинца в жителях Москвы. В восьмидесятые годы в ответ на его просьбу московским парикмахерским было приказано отсылать в лабораторию Ревича мешки с волосами московских мальчиков с указанием места жительства. Наверняка там были и волосы многих из тех, кто сейчас читает эту статью.
Ревич выяснил, что содержание свинца сильно зависело от района: чем ближе к крупным транспортным магистралям – тем выше. Когда он проанализировал локоны своих сыновей, которые жили в фамильной квартире на Садовом кольце, оказалось, что концентрация свинца в их волосах была втрое выше, чем в среднем по городу.
Что касается атмосферы, то первые достоверные замеры содержания свинца в московском воздухе были проведены только в девяностых годах при подготовке комиссией Гор–Черномырдин так называемой «Белой книги» – глобального и пока единственного исследования степени загрязнения страны свинцом.
Дело, впрочем, не только в автомобильных выхлопах.
Все, чье детство прошло в Москве в семидесятых и восьмидесятых годах, хорошо помнят любимое развлечение мальчишек (и некоторых девчонок) тех лет, которые плавили свинец и отливали из него все что угодно – от самодельных солдатиков в младших классах до кастетов в старших. Любопытный вопрос: откуда, собственно, бралось в городе такое количество свинца, что его хватало на металлургические опыты чуть ли не каждому школьнику?
Ответ – с промышленных предприятий. Еще в сороковые годы в двух шагах от Москвы, в Подольске, был построен огромный аккумуляторный завод, использующий в производстве многие тонны свинца. Кроме того, в черте города находилось несколько оборонных заводов, которые также активно использовали свинец. По замерам, проведенным в начале девяностых, содержание свинца в выбросах этих заводов в двадцать три раза превышало нормативное.
В отличие от Америки и Европы, основной причиной загрязнения атмосферы свинцом в России в семидесятых, восьмидесятых и особенно в девяностых годах были не столько выхлопы автомобилей, сколько выбросы предприятий, использующих свинец.
В советские времена данные о промышленных выбросах свинца тщательно скрывались. Однако уже к середине девяностых выяснилось, что около ста тридцати российских городов стоят на загрязненной свинцом земле.
Как показали замеры, в некоторых районах Москвы содержание свинца в почве превышало норму в три раза. В Подольске – в шесть раз, в Петербурге и Владикавказе – в тридцать два, а в Ростовской области, нескольких городах на Урале и в Приморье – в сто восемьдесят. Город Карабаш на Урале получил международный статус «зона бедствия» именно в связи со свинцовым загрязнением.
В Москве были обнаружены отдельные зоны, где содержание свинца в почве в двести раз превышало нормы.
Из почвы свинец легко попадает в человеческий организм – через воду, пыль, растения. Существует модель, разработанная EPA, которая позволяет предсказать, сколько свинца будет в крови людей, живущих на территории с определенным количеством свинца в почве. Согласно этой модели, к началу девяностых средняя концентрация свинца в крови у российских детей должна была быть около десяти микрограмм на децилитр – то есть столько же, сколько у американцев в самый «засвинцованный» период.
Конечно, далеко не каждый подвергшийся в детстве воздействию свинца становился преступником. Свинец лишь порождает импульс к агрессии, каждый человек реагирует на такие импульсы по-своему – в зависимости от личных качеств, уровня образования и культуры.
«Мне иногда возражают люди из поколений «высокого свинца»: «мы же не сплошь преступники!» – рассказывает Джессика Рейес, которая и сама принадлежит к «засвинцованному» поколению начала семидесятых. – Конечно же, преступниками становятся не все. Возможно, я просто импульсивнее, чем была бы в чистой среде. Может быть, я даже агрессивнее, но я весьма далека от применения насилия, от совершения преступления. На кого-то свинец действует сильнее, на кого-то слабее. Но кто-то, в силу множества возможных факторов, оказывается ближе к совершению преступления – и вот для них влияние свинца становится решающим. Просто свинец сдвигает краевую черту».
Т от факт, что благодаря свинцу «краевая черта» в России была сдвинута, не вызывает сомнений. Вопрос лишь в степени. Эта степень становится особенно заметной в тех местах, где люди не склонны сдерживать себя, где менее всего подвержены воздействию норм поведения. Одним из таких – весьма показательных – мест, кстати, является российский интернет, где агрессия стала практически общепринятым стандартом общения.
Если экстраполировать американскую модель на российскую действительность, станет очевидно, что в наибольшей степени пострадали дети, родившиеся за последнее десятилетие ХХ века, точнее, с 1989 по 1999 год, – по ним ударили и последняя волна отравления «свинцовым» бензином, связанная с ростом количества машин на дорогах, и выброс от заводов, и дикий импорт некачественных товаров. Предшествующие поколения тоже получили свое: индустриальные выбросы 1970–1980-х наверняка внесли свой вклад в преступность девяностых. Последствия должны сказываться минимум до 2018 года (тогда пройдет двадцать лет с момента запрета на «свинцовый» бензин). А возможно, и дольше, если полный контроль за свинцом так и не будет установлен.
С уществует ли проблема сейчас? Есть ли «свинцовая» опасность для сегодняшних российских детей? Да, безусловно. Она связана не столько с автомобильными выхлопами, поскольку «свинцовый» бензин больше не производится, сколько с потребительскими товарами, особенно произведенными в малоразвитых странах.
Известны случаи, когда свинец обнаруживали в детских игрушках – поскольку добавление его в краски делает их ярче. В Индии существовали даже так называемые lead candy – леденцы, в которые добавляли свинец, благодаря чему они становились слаще. О последнем обстоятельстве, кстати, как-то невольно вспоминаешь при просмотре недавно вышедшего индийского фильма «Миллионер из трущоб».
Если вы живете в Москве или другом российском городе и у вас есть дети, то, безусловно, следует быть очень осторожными, поскольку контроль за свинцом в России налажен слабо. В свое время по результатам исследований, включенных в «Белую книгу», предполагалось создать специальную комиссию. Этого, однако, так и не произошло.
Как показали исследования Нидлмана, наиболее опасный период, когда дети особенно подвержены воздействию свинца, – до шести лет. После этого свинец уже не оказывает, по крайней мере, такого разрушительного воздействия – в том случае, естественно, если речь идет о микродозах.
Корреспондент проекта «Сноб», который брал интервью у Джессики Рейес, специально попросил ее о совете, как лучше защитить детей от воздействия свинца.
Джессика рекомендовала по возможности покупать детям еду, посуду и игрушки, сертифицированные Евросоюзом, поскольку там содержание свинца в потребительских товарах контролируется особенно жестко. С