сверхлюди в истории по ницше

Статья №1: «Тот, кто владеет собой, владеет миром». Сверхчеловек в философии Ницше

1472905843 1

Фигура или точнее образ сверхчеловека появляется в философии Ницше как своеобразная поэтическая альтернатива традиционным системам метафизики, которые так или иначе постулировали наличие некой трансцендентной реальности. Как известно, большая часть интеллектуальных выпадов Ницше были направлены против Платона, платоников и платонизма.

Поскольку по складу своей личности Ницше в большей степени был поэт, чем философ, весь характер его поэтической философии (или философской поэзии) был пронизан чрезмерной субъективностью. И если современникам Ницше эта субъективность казалась неоправданной эксцентрикой, то уже в философии XX века само понятие «субъективности» становится нормативным и чуть ли не центральным.

1472904994 4

Если внимательно читать Ницше, можно заметить, что все его размышления представляют собой некий поток напряженных мыслей, строгим обоснованием которых Ницше себя не обременяет. В принципе, ему это и не нужно, так как он философ особого типа, профетического. Ницше возвещает истины, пророчествует. Как это делал, например, Парменид. Ключевые рубрики мысли Ницше – это своего рода откровения, снизошедшие на него в приступе поэтического экстаза. В дневниках и письмах он нередеко признавался, что мысли пронзали его будто молнии.

Стиль философствования Ницше был совершенно иным, нежели, скажем, у Канта, который работал как часы. К Ницше вполне применимы строки Пушкина «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Только в случае Ницше этот пророк оказался еще и богоборцом, а его образ сверхчеловека – это как раз символ исполненного великой волей, жгущего сердца других людей, но не боговдохновенного пророка.

Важно понять, что философию Ницше давно уже изучают в отрыве от своего создателя, беря в качестве контекстуального освещения не биографию автора, а, скажем, исторические обстоятельства эпохи, или социальную инфраструктуру и т. д. Поэтому образ «сверхчеловека» превратился в концепт, который активно исследуют и эксплуатируют различные современные философы. Причем подходов в изучении этого концепта успело наплодиться достаточно. Но общее между ними – это ограниченность взгляда. Сверхчеловека Ницше растащили по кускам и «всяк кулик хвалит свой подход». Перечислим основные из них.

Самым вопиющим искажением смысла образа сверхчеловека была расовая трактовка. Идеологи нацистской Германии, говоря об идеале арийской расы, указывали на сверхчеловека Ницше. Однако Ницше был далек от какой бы то ни было евгеники и дарвинизма. Тем более, что сверхчеловек по природе своей мыслился им как апофеоз индивидуальности, а «раса» – это понятие коллективистское.

Еще одним аргументом в пользу несоответствия сверхчеловека и породистой особи арийца является прямое указание Ницше на то, что «сверхчеловек придет на место погибшего человечества»; Гитлер же полагал, что уже существует сверхраса, которая является родоначальником человечества.

1472904994 3

Поскольку мысль Ницше имела огромное влияние на умы русской интеллигенции, не могли по-своему отреагировать на образ сверхчеловека и русские философы. Самая яркая реакция последовала от Николая Федорова, который называл Ницше «философом тьмы», а его сверхчеловека – «воплощением умственной пустоты и нравственного бесплодия». Атеистическая позиция Ницше была неприемлема для Федорова как для мыслителя преимущественно религиозного. Другой русский философ Владимир Соловьев был более осторожен в своих выводах. Он указывал на принципиальную двойственность смысла, заложенного в слове «сверхчеловек».

Вот что Соловьев писал по этому поводу: «Различие между истиною и заблуждением не имеет здесь для себя даже двух отдельных слов. Одно и то же слово совмещает в себе и ложь и правду этой удивительной доктрины. Все дело в том, как мы понимаем, как мы произносим слово «сверхчеловек». Звучит в нем голос ограниченного и пустого притязания или голос глубокого самосознания, открытого для лучших возможностей и предваряющего бесконечную будущность?».

При этом под лучшими возможностями бесконечной будущности Соловьев понимал победу человека над смертью. Сверхчеловек же и есть победитель смерти. Свою точку зрения Соловьев аргументировал так: уже у Гомера смертный человек противопоставлялся бессмертным богам, сиречь слово «смертный» и слово «человек» – синонимы, следовательно, сверхчеловек – это тот, кто преодолевает собственную смертность.

1472904994 7Можно отметить, что в вышеупомянутых подходах образ сверхчеловека Ницше используется как подручный материал для обоснования своих взглядов. Это обоснование проводится либо в форме апологии, как у идеологов Третьего Рейха, либо в форме критики, как у Федорова. Соловьев же вообще просто отталкивается от ницшеанской философемы и начинает говорить уже о своем «сверхчеловеке». Помимо столь претенциозных попыток прочтения, существует и более умеренные оценки.

Например, Михаил Блюменкранц предлагает интерпретировать образ сверхчеловека в сугубо культурологическом ключе. По Блюменкранцу, сверхчеловек – не более чем «эстетизация волевого порыва», который никогда не будет воплощен фактически. Относится к сверхчеловеку следует исключительно как к художественному образу.

Если же говорить о собственно философском смысле образа сверхчеловека, можно сказать, что у Ницше он состоял в следующем: сверхчеловек – это метафорический концепт, обозначающий человека, в полной мере овладевшего всеми обуславливающими его силами (страстями, законами природы, влиянием общества и т. д.). «В истории человечества, – заявляет Ницше, – не было ни одного сверхчеловека».

Выдающиеся деятели, такие как Александр Македонский, Цезарь, Наполеон – всего лишь прототипы сверхчеловека. Великий Заратустра Ницше – всего лишь его провозвестник. Сверхчеловек – это символ самовысвобождения человека. Ницше, прекрасный знаток истории, отмечал, что в Античности над людьми довлел Рок, в Средние века – христианский Бог, в Новое время – Природа. Сверхчеловек – это человек, достигший качественно иного состояния, а именно – состояния свободы, которое заключается не в отказе от своей природы, а в подчинении ее своей воле.

1472904994 2

Стоит отметить, что сегодня, в рамках новой постмодернистской парадигмы, концепт «сверхчеловек» используется в области трансгуманизма, приобретая принципиально иное значение. Сверхчеловек понимается уже как существо не только внутренне изменившее себя, но и как синтез человеческого тела и техники на внешнем физико-биологическом уровне (вживление чипов, бионическая кожа и т. д).

Источник

Ницшеанский сверхчеловек

64px TVTropes TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Übermensch. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« К созидающим, к пожинающим, к торжествующим хочу я присоединиться: радугу хочу я показать им и все ступени сверхчеловека. Одиноким буду я петь свою песню и тем, кто одиночествует вдвоем; и у кого есть еще уши, чтобы слышать неслыханное, тому хочу я обременить его сердце счастьем своим. Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь их гибелью! »
— Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»
Читайте также:  кто такая царица небесная

Ваш персонаж — по-настоящему сильный и независимый? Он не теряет духа стоицизма и свои морально-нравственные позиции даже в самые смутные времена? Не помыкает своими принципами? Более того! Может, ему только в радость идти в пекло ради того, чтобы испытать себя на прочность? А если бонусом идёт и личное, вручную и индивидуально составленное философское мировоззрение и независимые личные взгляды с постоянным диссидентством?

Поздравляем. Ваш персонаж — ницшеанский сверхчеловек.

Содержание

Обращение к первоисточнику [ править ]

Раз уж мы говорим о термине, связанном с философией Фридриха Ницше, то для лучшего понимания стоит прочитать «Заратустру» знать матчасть. Собственно, что значится под ницшеанским сверхчеловеком канонично? Как правило — это следующий этап развития рядового homo sapiens, т.е. существо, превосходящее человека в той же или большей мере, чем человек разумный превзошёл любую из обезьян интеллектуально и морально, а также по выносливости (за счёт иного соотношения белых и красных мышечных волокон, из-за чего стал слабее обезьяны, даже, весящей вдвое меньше). Возможно, это обозначает сверхвыносливость, ксенопсихологию, но — это важно — не суперспособности.

Стоит отметить, что ницшеанский сверхчеловек необязательно должен быть добрым, нейтральным или злым. Злобный колдун, яростно убеждённый в своих идеалах, не поскупившийся самообучению по-спартански? Паладин, верящий, что именно его яростные тренировки и героизм помогут защитить людей, даже если они того не оценят, а то и обвинят? Или хрестоматийный пример — ушедший восвояси мудрец или монах-отшельник? Да, они все вполне могут быть ницшеанскими сверхчеловеками. Ибо решает не идея, а независимость образа мысли и закаливание характера.

Источник

Сверхчеловек Фридриха Ницше

b8cc41f2c23fcd5970f74c3c49efafec XL

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа сформировалось под влиянием трагических событий жизни, тесно связанных с его воззрениями. Многие современники Ницше считали, что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием, сломившим его дух в последние годы жизни, погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. Мировоззрение, так возмущавшее многих современников и личная драма Ницше отразились в учении, потрясшем Европу и Россию в конце XIX – начале XX века.

До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором.
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Пламя – вот моя душа

Упоминание имени Ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает, что он гений и провидец, предсказавший катаклизмы ХХ века, другие считают его чудовищем, создавшим философскую идеологию, оправдавшую фашизм. Кто же Ницше на самом деле?

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Саксонии в семье пастора. В детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. Еще в детстве он говорил сестре: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Ницше был самолюбив, медленно сходился с незнакомыми людьми, потребность в стабильности лежит в основе его привязанности к месту. Он трепетно дорожил как счастливыми воспоминаниями, так и грустными.

Ницше окончил Пфортскую школу, которая давала прекрасное образование в области классических языков, и поступил в Боннский Университет, где изучал античную литературу, историю и искусство. Затем обучение в Лейпцигском Университете. Вскоре он получает степень доктора наук. Среди других студентов Фридрих Ницше выделялся способностями к языкам, глубоким интересом к филологии, к поэзии. В будущем филологическое, литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль Ницше – философа. Ницше приглашают на кафедру Университета Базеля, где он проработает вплоть до 1879 года. Однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии.

Жизнь Ницше кажется настоящим подвигом – постоянным преодолением слабости и физических и нравственных страданий. Ему приходилось бороться с мучительными головными болями, спазмами желудка, а позднее он практически ослеп. В это время Ницше пишет свои самые известные произведения: «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».

Не просто в это поверить, но Ницше был скорее спокойным, мягким и сострадательным человеком, чем воплощением того холодного надчеловеческого начала, о котором столько писал. Распиная в себе человеческое, гуманистическое, подвергая его критике, противопоставляя восхищающему его антигуманизму, образ которого притягивает внимание читателей его книг, Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия. Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.

Что мы ищем?

Серьезное влияние на мировоззрение Ф. Ницше оказали творчество А. Шопенгауэра, ставшего его учителем и вдохновителем, и теория эволюции Ч. Дарвина, упрощенное толкование которой стало основой для философии Ницше.

Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была [1].

Идеи борьбы видов были некритически поняты, перенесены на социальные отношения и вдохновили на создание образа идеального человека (Сверхчеловека). Ницше отрицает отождествление разума и жизни и критикует картезианское «Мыслю, следовательно существую». На первый план в его философии выходит воля, которая играет ведущую роль в борьбе противоборствующих сил. Сущностью жизни является воля к власти – это заложенное природой в человека творческое начало, активная деятельность, энергия, подчиняющая себе весь мир. Мироздание представляет собой беспорядок и череду случайностей, а воля (не разум) вносит смысл и порядок в этот хаос.

Воля к власти у истоков образа Сверхчеловека, занимающего главное место в трудах Ницше. Сверхчеловек – ключевой концепт, мифологема, вокруг которой и строится учение философа. Сверхчеловек – воплощенное отрицание. Он отрицает социально предустановленное, религию и этику, нормы и правила. Это воплощенный бунт против христианства, обвиняемого в ханжестве, насаждении рабской морали и замещении слабостью и состраданием истинно важного – силы и мужества одиночек, которым история обязана своим развитием. Сверхчеловек Ницше не признает стереотипов и отвергает идею бога, который придуман для слабых и трусливых. Он пришел для того чтобы уничтожить ложь, в все, что враждебно истинной жизни: «Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»

Философ отходит от ценности образа смиренного, страдающего, влачащего жизнь в молитвах человека, созданного религией, как он считает, для управления людьми, и возвращается к идеалам античности и возрождения (интерпретируя эти идеалы в русле своих идей), в которых человек воспевается во всей силе и красоте. Позднее идея о сверхчеловеке, нашедшая множество последователей, привлекла внимание и сторонников германского фашизма, тоже в своей идеологии обращавшегося «к корням», минуя гуманистические идеалы христианства с его идеей всечеловечности и равенства, и провозглашавшего «право силы».

Сверхчеловек бросает вызов Богу

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога. Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.

Читайте также:  закрой за мной дверь я ухожу история песни

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству. Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации:

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он – образ трагический.

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой из бронзы, на самом деле, это результат «работы» его почитателей и критиков. Случалось, что его труды противоречили один другому. Создавая восхищающий образ Человеко-Бога, он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы, но и бездны его одиночества.

Многие считают, что именно пламенная вера в собственные идеи привела к тому, что Ницше умер в одиночестве, бедности и болезни, без друзей и близких.

Герой Ницше, как и его создатель, оказывается противопоставлен не только общественной морали, насколько бы она, действительно, не была лжива и несправедлива в сущности своей, но и собственно социальному началу.

Борьба и бессмертие

Жизнь Ницше состояла из болезненных ощущений и сомнений, депрессий и одиночества, взлетов и падений, постоянного стремления к идеалу, борьбы с существующими догмами, которым он противопоставлял свои, и утверждения высокого предназначения человека. Борьба с собственными демонами привела к безумию, а за бессмертие он заплатил жизнью. В тот момент, когда он решил, что приблизился к совершенству, его разум одолела болезнь. Перед тем как безумие поглотило философа, он видел себя спасителем Человечества, приравнивая себя к Христу, который терпел физические и моральные муки во имя людей.

К концу жизни Ницше лишился всякой поддержки: веры, друзей, семьи. Умер Фридрих Ницше в 1900 году.

Литература:

Автор: Надежда Гашинская
писатель, преподаватель истории

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Что не так с идеей Ницше о сверхчеловеке

6892573 900

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.

Сама теория о сверхчеловеке (сразу оговорюсь, что буду рассматривать ее не с биологической, но философской точки зрения) Ницше проходит через все творчество философа, а впервые возникает в произведении «Так говорил Заратустра». Говоря кратко, смысл идеи в том, что человек несовершенен, но надо создать нового сверхчеловека, способного победить низменную природу существ нашего вида. Он должен быть выносливым, волевым и свободным от кого и чего бы то ни было, включая Бога (его место как раз и займет сверхчеловек) и других людей. Это новый смысл существования, венец творения и эволюции.

Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.

Может, я сейчас напишу дешевую психологическую истину, но, кажется, эта идея – отражение комплексов и затаенных желаний, болезненных амбиций самого Ницше. Некоторые профессора и философы считают Ницше человеком, «придумавшим» весь XX век (и это при том, что умер он в 1900 году). Он был очень образованным человеком, таланты его заметили еще в молодости, при этом с ранних лет он страдал от слабого здоровья – физического и психического. Головные боли и бессонница сопровождались (или же были следствием) периодическими помрачениями рассудка, во время которых Ницше вел себя, мягко говоря, неадекватно. Он вопил, танцевал, испражнялся где ни попадя, пил свою мочу. Бывали у него и приступы мании величия (некоторые утверждают, что именно в такой период он и придумал свою идею о сверхчеловеке). А в окончательное безумие, по словам биографов, он впал, когда увидел избиение лошади. Странно это: сверхчеловеку (или стремящемуся им стать) – и вдруг стало жалко лошадку?

А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.

Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).

Нельзя отрицать, что Ницше – великий философ и мыслитель. Он многое предугадал (разрушение норм и ценностей, кризис рациональности в науке и культуре), а его идеи имеют влияние на умы до сих пор. Но как можно безоговорочно верить человеку, который сам не мог справиться с собой, был от своих идей настолько далек, насколько это вообще возможно? Я восхищаюсь умом этого человека, мне нравятся многие его работы (например, «Рождение трагедии из духа музыки»), но сверхчеловек – нет, не могу принять эту идею, особенно из его уст.

По мнению Ницше, лишь сильнейшие мира сего имеют право на достойное существование. Видимо, сам философ все-таки оказался не из их числа, и проверять на себе идеи человека, который закончил столько печально, лично мне не хочется.

Источник

Киборги, Бусидо и Ницше: 5 лучших представлений о сверхлюдях будущего, прошлого и настоящего

Тема сверхчеловека всем представляется разной. Кто-то видит в этом духовный прогресс, а кто-то — материальный и технологический. Достаточно окинуть взглядом прошлое, настоящее и будущее: японцы почитали самураев за сверхлюдей, генная инженерия их создает, а футуристы приписывают нам будущее в телах андроидов. Три разные точки зрения. Но пока доберешься до самой интересной информации, нужно перерыть тонны скучного текста. Royal Cheese сделал всю работу за тебя и создал выжимку из представлений о сверхлюдях по Ницше, кодексам самурая, киборгам Куцвейла и системе CRISPR, которая буквально позволяет создавать супердетей уже сегодня.

Читайте также:  слова песни встанем пред царицею небесною

Реализуем свою волю в сверхчеловеке по Ницше

Труды Ницше в свое время определили принципиально новый вектор развития философии. Он вывел новый вид гения, который не был подвластен законам морали, всегда имел право на желаемое, а в погоне за реализацией своих целей оправдывал любые средства.

Приемлемо пожертвовать одним, чтобы спасти сотни. Приемлемо совершать в принципе что-либо плохое, если это повышает степень твоей власти и отвечает твоим целям. Однако подобная «свобода» воли не значит, что можно всех убивать и обманывать. Это значит, что в выборе между соблюдением законов морали или реализацией своей воли сверхчеловек всегда выберет второе.

«Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека — посмешищем или мучительным позором».

Все встречаемое на пути сверхчеловека подвергается сомнению. Любое знание, если оно не проходит практическую проверку, отбрасывается. Критерий добра — это движение и прогресс в любой из сфер. Задача человека — ежедневно превозмогать себя и стремиться к становлению сверхчеловеком. «Если каждый день ты один и тот же, то зачем ты?»

Но вытекающие из такого подхода господство и доминирование не самоцель. Задача сверхчеловека — возвыситься до иного уровня бытия, к которому обычный человек еще не пришел в своем развитии. По Ницше, человек — это промежуточная стадия между зверем и сверхчеловеком.

«Бусидо» в переводе значит «путь воина», где «буси» — воин, а «до» — путь или долг. Изначально кодекс Бусидо возник как свод правил и установок, который формировал у самураев уникальное чувство долга перед хозяевами (дайме). Идущих по пути воина в обществе почитали: они были носителями нравственных ориентиров и имели привилегированный статус среди японцев.

Причиной тому служило их полное безразличие к смерти. Будет отчасти верным сказать, что суть обучения самураев заключалась в борьбе с животным страхом смерти до тех пор, пока он не будет окончательно побежден. Готовность умереть для самураев очень важна. Иллюстрируем примером: как-то раз к одному известному мастеру меча по имени Ягю пришел подданный сёгуна с просьбой об обучении. Известный самурай для начала пожелал узнать у гостя, какую школу военных искусств он прошел:

«Я никогда не занимался ни одним из воинских искусств. Но будучи ребенком, я осознал, что воин — это человек, которому не жалко расстаться с жизнью. Поскольку это ощущение хранилось в моем сердце много лет, оно превратилось в глубокую убежденность, и сейчас я никогда не думаю о смерти».

Удивленный мастер меча Ягю отметил у новоявленного ученика наличие главной самурайской мудрости. Он с ходу произвел его в воины и выдал сверток, подтверждающий его мастерство. Вместе с тем в Японии верили, что никакая тактика не поможет, если воин будет бояться. В этом смысле самураи, обладающие решимостью, храбростью и презрением к гибели, были виртуозами смерти во всех отношениях: они буквально не испытывали страха перед битвами, умерщвлением, самоубийством и местью.

Что интересно, поскольку самурай готов умереть в любой момент, он обязан был следить за своим внешним видом, чтобы не навлечь на себя позор в случае неожиданной смерти. Ежедневное мытье, стрижка ногтей, укладка волос и забота о доспехах и оружии сопровождали самураев в их мужественном пути к смерти.

Становимся киборгами по Рэю Куцвейлу

В 2005 году Рэй Куцвейл, известный писатель, изобретатель и футурист, предпринял попытку предсказать сверхчеловека будущего. Согласно его прогнозу, человечество в отрезке между 2005 и 2045 годами превратится в расу бессмертных суперкиборгов.

Постепенно наши несовершенные биологические тела будут заменять нанороботы, которые позволят повысить выносливость до такого уровня, будто бы мы постоянно принимали стероиды. Таким образом, все олимпийские рекорды будут постоянно обновляться, а наши мозги будут подключены к расширенной версии интернета, которая буквально позволит нам «делиться» навыками.

Все чувства человека поначалу будут обострены за счет генетических улучшений, а позже — с помощью «симбиоза» между мозгом и компьютером. К 2040 году большинство людей станут андроидами или, по словам Куцвейла, станут обладателями «Человеческого тела 3.0».

Избавление от биомассы и переход в киборгообразное состояние откроет перед человечеством перспективу межгалактических полетов. По словам Куцвейла, к началу 22 века Вселенная будет колонизирована во всех направлениях с помощью миниатюрных звездолетов. Некоторые роботы-люди будут выброшены на поверхность планет как бессмертные колонисты. При этом предполагается, что они постоянно будут делать резервные копии своих «мозгов», чтобы в случае внезапной смерти после них остались данные. Вот такой вот «привет» в будущее. А каким его видишь ты?

Воздерживаемся в индуизме

Священные книги индуизма обозначили 4 цели в жизни, к которым должен стремиться каждый индус:

Первые две в этом списке — наиболее определяющие. Начнем по порядку. Дхармой в представлении индусов наделено все сущее. К примеру, золото наделено блеском и желтым цветом — это его дхарма. Так же и тигр наделен собственной дхармой в виде плотоядности и свирепости. Что до человека, то его дхарма зависит от общих правил поведения и его социальной роли. К примеру, возьмем крестьянина и мецената: оба должны почитать священнослужителей. В то время как дхарма крестьянина — возделывать землю, а дхарма мецената — жертвовать деньги на благотворительные нужды. Каждый должен соблюдать свою дхарму — так он улучшит положение в следующей жизни.

Стать сверхчеловеком — значит освободиться от бесконечной череды перерождений — Мокша. Согласно этой теории, душа человека прикована к колесу реинкарнации, приводимому в движение законами кармы. Традиционно избавиться от перерождений можно 3 путями:

В любом случае, исполняя свою дхарму, ты либо получишь плюшки в следующей жизни, либо вообще освободишься от обязаловки жить эту жизнь. Profit.

Реальные сверхлюди c CRISPR сегодня

Если объяснять простыми словами, CRISPR-Cas — это система адресной доставки «допинга», используемая в генной инженерии. Это существующая технология, и уже сегодня можно «проектировать» людей.

По сути, гены и ДНК определяют рост, разрушение клеток и множественные биологические процессы в нашем теле. CRISPR позволяет менять гены и ДНК на ранних стадиях развития эмбриона. В теории это способно помочь предотвратить генетические заболевания и «качнуть» некоторые важнейшие для человека характеристики. В результате мы можем получить более мощный иммунитет, способный ум и выдающуюся мышечную массу. Инженерия зародыша необратима. Это значит, что после раза внесения изменений выросший в такой пробирке «сверхчеловек» передаст свои уникальные гены будущим поколениям.

Этика служит препятствием в данном вопросе, но CRISPR использует ряд стран уже сегодня:

Как ты можешь видеть, технология применяется, но в разных направлениях. Дальше всех пока пошел Кипр, который дал своим гражданам возможность «моделировать» свою семью в духе какой-нибудь игры «The Sims».

Что ты думаешь по этому поводу?

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector