свадьба на руси в живописи

Содержание

«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

nnefff

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

11

В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака. На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться. А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.

pukireg 01

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

volkof 01

volkof 02

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много. Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.

«Сватовство майора» Павла Федотова

Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

maior 01

На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.

maior 02

Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.
Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

maior 03

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени
Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

makovskiy 01

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.

makovskiy 02

На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

firs 01

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

Читайте также:  slime taoshite 300 nen shiranai uchi ni level max ni nattemashita персонажи

firs 02

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

firs 03

В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

ojidanie 00

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!

smert 098

nevesti 009

Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.

fren4 00

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

turma 009

Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным политарестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.

Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина

ven41

Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле. Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.

Совсем другими были свадьбы 1980-х. Как вступали в брак звёзды советского рока можно увидеть на фотографиях, дошедших до нас с того самого времени.

Текст: Мария Бортновская

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Традиционная свадьба в русской классической живописи

Тема традиционной свадьбы в России была популярна в среде русских живописцев. За свадьбой рассматривалось таинство, светлый и знаковый момент в жизни. С другой стороны, тяга к реализму не скрывала изображения социальных проблем и противоречий эпохи. материалы

Одна из самых известных работ художника. Наполнена лучами света, яркими красками и просто насыщением жизнью. Кругом энергия и созидание. Рябушкин жил в это время в Дидвине под Великим Новгородом – усадьбе, принадлежавшей художнику В. Беляеву.

jpgСвадебный поезд в Москве (XVII столетие). А. П. Рябушкин. 1901 год.

Задумав жениться, молодой царь в 1647 году устроил смотр невест. Кликнули клич по благородным семействам всей страны. Из 200 девушек после тщательного отбора осталось шесть. В последнем отборочном круге сам царь, не колеблясь, выбрал Евфимию Всеволожскую. Её поселили во дворце.

jpgВыбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Г. С. Седов. 1882 год.

Миниатюра из «Книги любви знак в честен брак»:

jpgПетр I и его супруга Евдокия. Рукопись К. П. Истомина «Книга любви знак в честен брак». 1689 год.

В русском традиционном свадебном обряде приданое невесты собиралось матерью с самого рождения дочери. Весь накопленный скарб и служил впоследствии главным критерием выбора будущей жены — чем больше приданого, тем ценнее невеста, и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце.

jpgПокупка приданого. А. И. Корзухин. 1877 год.

На своей картине «Соперницы» Николай Касаткин изображает зимний деревенский пейзаж. В центре произведения — две молодые девушки. Они идут с коромыслами за водой по протоптанной небольшой дорожке. Вокруг бесконечные сугробы снега. Судя по названию картины, они соперничают между собой по поводу того, кто быстрее наберёт воду и донесёт ее, не расплескавши.

jpgСоперницы. Н. А. Касаткин. 1890 год.

В 1880 году Рябушкиным была написана первая жанровая картина — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии». Произведение с ученической выставки приобрел П.М.Третьяков, безошибочно разглядев талант начинающего живописца. Характерно, что в качестве сюжета послужила реальная сцена из крестьянской жизни, увиденная в родных местах.

jpgКрестьянская свадьба в Томбовской губернии. А. П. Рябушкин. 1880 год.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:  завоевательный поход на русь возглавил хан

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

fe117436ae84t

Кузин С.С. Венчание. К свету Божьему 1996

b2ba2d2a5c21t

Нестеров М.В. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты) 1887
(Архангельский областной музей изобразительных искусств)

be605bc2115ft

Седов Г.С. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем 1882
(Государственная Третьяковская галерея)

780a47528cdat

Маковский К.Е. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

af45aa3f834et

Репин И.Е. Выбор царской (великокняжеской) невесты 1887

6580093befa7t

Федотов П.А. Разборчивая невеста 1847
(Государственная Третьяковская галерея)

7d398f7e6b11t

Федотов П.А. Сватовство майора 1848

95af60b1d31ct

Неврев Н.В. Смотрины 1888

45a8238087d7t

Волков А.М. Прерванное обручение 1860
(Государственная Третьяковская галерея)

9fd5d7f95aeat

Пимоненко Н.К. Сваты
(Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко)

b21e9eb02767t

Михаил Шибанов Празднество свадебного договора

17c8f357068et

Куликов И.С. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме 1909

481d1f81dffdt

Максимов В.М. Шитье приданого 1866

b09630e0deddt

Маковский В.Е. Выбор приданого 1898
(Харьковский государственный музей изобразительных искусств)

dec7a9098907t

Журавлев Ф.С. Перед венцом 1874
(Государственный Русский музей)

cab0d21ae77ft

Журавлев Ф.С. Перед венцом Уменьшенный вариант картины (1874)
(Государственная Третьяковская галерея)

b820c54455dft

Куликов И.С. Убор невесты 1907
(Муромский историко-художественный музей)

d15e12b5a431t

Бронников Ф.А. Сборы к венцу 1856

c125d5e0c55ft

Маковский В.Е. К венцу (Прощание) 1894
(Самарский художественный музей)

dd94b3e8ad37t

Маковский К.Е. Под венец 1884
(Серпуховский художественно-исторический музей)

8130ca1bb7cft

Рябушкин А.П. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) 1901
(Государственная Третьяковская галерея)

1ccd739a8213t

Лебедев К.В. Боярская свадьба 1883
(Государственная Третьяковская галерея)

d5f736a22f1et

Пукирев В.В. Неравный брак 1862
(Государственная Третьяковская галерея)

be1d22293021t

Репин И.Е. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

ceaad26e29fdt

Карташов Андрей Русское ортодоксальное венчание

fc0909b8cb05t

Художник (?) Деревенская свадьба

b8ad3aea69aet

6e393e98771at

Пименов Ю.И. Свадьба на завтрашней улице 1962
(Государственная Третьяковская галерея)

b3102bf968d3t

Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке 1883

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Анжела (гжелка11) собрала несколько постов по теме свадеб. С удовольствием цитирую здесь картины из ее постов, убрав те, которые уже есть в моей коллекции. Спасибо, Анжелочка, за Ваш титанический труд.

25682396 Lebedev Klavdiy Vasilevich byuoyarskaya svadba 1883

Клавдий Лебедев Боярская свадьба 1883 г.

25682548 nikitin Sergey

Сергей Никитин Выбор невесты

25682804 YAhrugin Anatoliy Ivanovich vuybor nevestuy v Aleksandrovskoy slobode Ivanom Groznuym

Анатолий Яхругин Выбор невесты в Александровской слободе Иваном Грозным

Татьяна Гороховская Иван Грозный выбирает невесту

23466162 3819

Михаил Шибанов Брачный договор 1777 г.

25681767 k vencu 1894 Makovskiy V

Маковский В.Е. К венцу 1894 г.

23453622 kmakovs 329

Маковский Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

25681844 KulikovIvan Semenovich1875 1945 ubor nevestuy 1907

Иван Куликов Убор невесты 1907 г.

25682778 Starinnuyy obryad blagosloveniya nevestuy v gorode Murome

Иван Куликов Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме 1909 г.

25682186 Bronnikov Fedor Andreevich sboruy k vencu 1856

Федор Бронников Сборы к венцу 1856 г.

25682679 Pukirev Vasiliy Vladimirovich priem pridanogo po rospisi 1873

Василий Пукирев Прием приданого по росписи 1873 г.

25682746 Solomatkin Leonid Ivanovchi nevesta 1867 pod voprosom

Леонид Соломаткин Невеста

25682232 Vuybor pridanogo

Маковский В.Е. Выбор приданого. 1897-1898 г.г.

25682272 Vuybor carskoy velikoknyazheskoy nevestuy

Репин И.Е. Выбор царской (великокняжеской) невесты. 1884-1887 г.г.

25682458 Maksimov Vasiliy Maksimovich shite pridanogo 1866

Василий Максимов Шитье приданого 1866 г.

33015752 SHagal svadba 1914

Марк Шагал Свадьба 1914 г.

33015650 Tatyana YAblonskaya

Татьяна Яблонская. «Свадьба» 1963 г.

33015574 Nikitin Sergey svadba

Сергей Никитин Свадьба

33015502 Lomakin derevenskaya svadba

Ломакин Деревенская свадьба

33015511 Lomakin svadba morskogo oficera

Ломакин Свадьба морского офицера

33015679 Svetlana Filippova

Светлана Филиппова Свадьба

33015446 Anna Kovshar

Анна Ковшар Жених и невеста

44e860c310c1

Иван Логвин На свадьбе 1967 г.

Рубрики: Свадьба

Метки: свадьба праздники

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Статистика

Сватовство на Руси: Как это было. | Картины русских художников.

Свадебные обряды на Руси — очень интересная тема.
Сватовство на Руси: Как это было

124334326 CHtonuzhnodaritnasvatane
Василий Григорьевич Перов: Сватовство чиновника к дочери портного. 1862г.
Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: объединить соседствующие наделы, взять хорошее приданое либо просто — привести в дом работящую бабу. Как отмечали историки, часто родители отдавали своих дочерей попросту за того, кто предложит больший выкуп, иногда лишних два-три рубля решали судьбу девушки. Нередко жених и невеста впервые виделись на смотринах.

Бывало так, что сговаривали из своих личных выгод совсем маленьких детей, лет по 6-7. В таких случаях свадьба игралась, когда жених и невеста входили в брачный возраст. Бывали и вовсе вопиющие случаи, например, известно, что некий крестьянин писал прошение о разводе по той причине, что его шестилетним сговорили с невестой 27 лет, а затем и обвенчали.

Жена, пользуясь малолетством жениха, била его, а когда молодой человек пришел в совершеннолетний возраст, то жене его было уже под 40 — по тем временам она уже была глубокой старухой, не способной к деторождению, в связи с чем молодой человек и просил благословения развестись.

Но так дела обстояли не везде. Во многих случаях родители все же стремились учесть пожелания своих детей и засылали сватов к уже примеченным девушкам. При этом во многих губерниях сватали только тех невест, которые изъявляли свое желание вступить в брак.

Огромную роль во всем действе играли так называемые свахи — женщины, имеющие житейский опыт и отличающиеся умением договариваться, как сказали бы сейчас — коммуникабельные. При этом в одних губерниях непременным условием было, чтобы сваха не была родственницей предполагаемых жениха с невестой, в других — напротив, свахами звали исключительно родственниц. Труды свах были не безвозмездными: в случае удачного сговора, она получала денежное вознаграждение от родителей жениха.

Читайте также:  избрание царем бориса годунова год

Часто эти предметы намеренно выставлялись на обозрение — вот, мол, кака девка у нас работяща да рукодельна! Особенно большое значение придавали тому, как девушка несет воду на коромысле: зачерпывает ведра полны — старательная; идет — капли не проронит — значит, аккуратная и рачительная хозяйка. Но самое главное, в чем испытывали невесту, так это в отсутствии наклонности к блуду. Все эти подробности и вызнавали свахи.

Несмотря на то, что внебрачные связи всегда порицались, и нецеломудренная девушка могла быть опозоренной на всю округу, молодежь все равно часто «сходилась» во время весенних гуляний. Бывало и так, что парень с девушкой, зная, что родители против их брака, делали это намеренно, а потом просто объявляли родителям, что между ними уже был «грех» — в таком случае, как правило, родителям ничего не оставалось делать, как скрепя сердце, дать свое благословение. Замечу, что речь идет о возрасте брачующихся от 12 до 15 лет. Именно такие годы считались самыми подходящими для создания семьи.

На праздники матери вывозили в народ наряженных в лучшие одежды заневестившихся дочерей, а свахи как бы невзначай прохаживались между выстроившихся девиц, приглядываясь к тому, как они себя ведут, как говорят да как одеты. Не возбранялось свахе и под подол невесте заглянуть — оценить качество швов с изнанки, а значит, оценить и невесту как мастерицу и рукодельницу. После таких смотрин сваха сообщала потенциальным свекрам, хороша али плоха невеста.

Несмотря на то, что, как правило, вся деревня знала, кого и когда придут сватать, сваха являлась в дом к родителям невесты как бы просто так — шла мимо, да решила заглянуть, чего не зайти к добрым людям? Разговор всегда начинался с отвлеченных тем, сама девушка при этом не присутствовала.

Обсудив погоду, урожай сватья приступала непосредственно к сватовству, но говорила о нем загадками и прибаутками, чтобы нечистая сила или злые люди не услышали и не помешали: «Расцвела малинка, да не для нашего ли лукошка?», «Заблудилась овечка, ищем — не у вас ли она?», «У нас замочек — у вас ключик», «У нас кусточек — у вас цветочек. Как бы ваш цветочек да посадить под наш кусточек» и, конечно же, знаменитое «У вас товар, у нас купец».

Родители невесты при этом, как в анекдоте: не кидались перед сватьей на колени и не целовали ей руки, а с достоинством отвечали, что, мол, знать не знают и ведать не ведают, к чему все эти разговоры. Тогда сватья уже прямо спрашивала: желают ли отдать они свою дочь за такого-то парня? На что родители начинали отнекиваться и невесту «ругать», мол, девка у нас плохонькая, хроменькая да кривенькая. А если жених был неугоден, то вообще могли сказать, что невеста наша мертвая в гробу лежит.

Были и другие способы спровадить вон сватов неугодного жениха, например, выкатить им под ноги тыкву или позвать чистить картошку. Бывало, что мать девушки, едва завидев сваху, хваталась за веник и начинала усердно подметать полы, да с таким расчетом, чтобы вошедшая сваха попала прямиком под тучу пыли и мусора. Между прочим, для молодого человека получить отказ было так же позорно, как и для девушки. Такого жениха высмеивали, позорили, а к его воротам подруги несостоявшейся невесты ставили жердь с привязанной к ней отказной куклой.

Парень, получивший несколько отказов, получал славу неблагополучного, и в итоге мог вообще не найти себе невесту, по крайней мере, в ближайшей округе. Тогда ему приходилось свататься в другие села, но невест неохотно отдавали замуж в чужую деревню, предпочитая чужакам местных женихов: «Хоть за помело, да в свое село!»

Часто первым визитом свахи дело не заканчивалось. Обычно все решалось в два-три захода, во время которых уже вместе с родителями жениха обсуждались все тонкости, чтобы ничего не упустить и чтобы потом не было обид. Когда, наконец, сваты достигали договоренности, они скрепляли сговор рукопожатием, а если были среди них владеющие грамотой, то составлялся письменный договор, имеющий юридическую силу. После заключения такого договора стороны уже не могли без уважительных причин отказаться от свадьбы. И со дня сговора молодых уже называли женихом и невестой.

Через несколько дней в дом к родителям невесты приезжала родня жениха и сам жених. Это уже были так называемые смотрины. Наряженную во все лучшее девушку вводили к жениху и молодые «узнавали» друг друга: жених спрашивал у невесты имя-отчество, невеста спрашивала то же у него, и было неважно, что они могли с малолетства знать друг друга. Родители жениха просили невесту показать, как она искусна в рукоделии, как плавно ходит, могли попросить и спеть. Если все мероприятие завершалось благополучно, то сваты расставались со словами: «Дай Бог в час добрый да святой».

Спасибо за ваши комментарии!

Процитировано 14 раз
Понравилось: 27 пользователям

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector