«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.
В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака. На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться. А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».
«Прерванное обручение» Адриана Волкова
По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много. Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.
«Сватовство майора» Павла Федотова
Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.
На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.
Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.
Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.
Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени
Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.
«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.
На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.
«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.
Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…
В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.
«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!
Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.
«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева
Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным политарестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.
Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина
Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле. Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.
Совсем другими были свадьбы 1980-х. Как вступали в брак звёзды советского рока можно увидеть на фотографиях, дошедших до нас с того самого времени.
Текст: Мария Бортновская
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Традиционная свадьба в русской классической живописи
Тема традиционной свадьбы в России была популярна в среде русских живописцев. За свадьбой рассматривалось таинство, светлый и знаковый момент в жизни. С другой стороны, тяга к реализму не скрывала изображения социальных проблем и противоречий эпохи. материалы
Одна из самых известных работ художника. Наполнена лучами света, яркими красками и просто насыщением жизнью. Кругом энергия и созидание. Рябушкин жил в это время в Дидвине под Великим Новгородом – усадьбе, принадлежавшей художнику В. Беляеву.
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). А. П. Рябушкин. 1901 год.
Задумав жениться, молодой царь в 1647 году устроил смотр невест. Кликнули клич по благородным семействам всей страны. Из 200 девушек после тщательного отбора осталось шесть. В последнем отборочном круге сам царь, не колеблясь, выбрал Евфимию Всеволожскую. Её поселили во дворце.
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Г. С. Седов. 1882 год.
Миниатюра из «Книги любви знак в честен брак»:
Петр I и его супруга Евдокия. Рукопись К. П. Истомина «Книга любви знак в честен брак». 1689 год.
В русском традиционном свадебном обряде приданое невесты собиралось матерью с самого рождения дочери. Весь накопленный скарб и служил впоследствии главным критерием выбора будущей жены — чем больше приданого, тем ценнее невеста, и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце.
Покупка приданого. А. И. Корзухин. 1877 год.
На своей картине «Соперницы» Николай Касаткин изображает зимний деревенский пейзаж. В центре произведения — две молодые девушки. Они идут с коромыслами за водой по протоптанной небольшой дорожке. Вокруг бесконечные сугробы снега. Судя по названию картины, они соперничают между собой по поводу того, кто быстрее наберёт воду и донесёт ее, не расплескавши.
Соперницы. Н. А. Касаткин. 1890 год.
В 1880 году Рябушкиным была написана первая жанровая картина — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии». Произведение с ученической выставки приобрел П.М.Третьяков, безошибочно разглядев талант начинающего живописца. Характерно, что в качестве сюжета послужила реальная сцена из крестьянской жизни, увиденная в родных местах.
Крестьянская свадьба в Томбовской губернии. А. П. Рябушкин. 1880 год.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Кузин С.С. Венчание. К свету Божьему 1996
Нестеров М.В. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты) 1887
(Архангельский областной музей изобразительных искусств)
Седов Г.С. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем 1882
(Государственная Третьяковская галерея)
Маковский К.Е. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
Репин И.Е. Выбор царской (великокняжеской) невесты 1887
Федотов П.А. Разборчивая невеста 1847
(Государственная Третьяковская галерея)
Федотов П.А. Сватовство майора 1848
Неврев Н.В. Смотрины 1888
Волков А.М. Прерванное обручение 1860
(Государственная Третьяковская галерея)
Пимоненко Н.К. Сваты
(Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко)
Михаил Шибанов Празднество свадебного договора
Куликов И.С. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме 1909
Максимов В.М. Шитье приданого 1866
Маковский В.Е. Выбор приданого 1898
(Харьковский государственный музей изобразительных искусств)
Журавлев Ф.С. Перед венцом 1874
(Государственный Русский музей)
Журавлев Ф.С. Перед венцом Уменьшенный вариант картины (1874)
(Государственная Третьяковская галерея)
Куликов И.С. Убор невесты 1907
(Муромский историко-художественный музей)
Бронников Ф.А. Сборы к венцу 1856
Маковский В.Е. К венцу (Прощание) 1894
(Самарский художественный музей)
Маковский К.Е. Под венец 1884
(Серпуховский художественно-исторический музей)
Рябушкин А.П. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) 1901
(Государственная Третьяковская галерея)
Лебедев К.В. Боярская свадьба 1883
(Государственная Третьяковская галерея)
Пукирев В.В. Неравный брак 1862
(Государственная Третьяковская галерея)
Репин И.Е. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Карташов Андрей Русское ортодоксальное венчание
Художник (?) Деревенская свадьба
Пименов Ю.И. Свадьба на завтрашней улице 1962
(Государственная Третьяковская галерея)
Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке 1883
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Анжела (гжелка11) собрала несколько постов по теме свадеб. С удовольствием цитирую здесь картины из ее постов, убрав те, которые уже есть в моей коллекции. Спасибо, Анжелочка, за Ваш титанический труд.
Клавдий Лебедев Боярская свадьба 1883 г.
Сергей Никитин Выбор невесты
Анатолий Яхругин Выбор невесты в Александровской слободе Иваном Грозным
Татьяна Гороховская Иван Грозный выбирает невесту
Михаил Шибанов Брачный договор 1777 г.
Маковский В.Е. К венцу 1894 г.
Маковский Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Иван Куликов Убор невесты 1907 г.
Иван Куликов Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме 1909 г.
Федор Бронников Сборы к венцу 1856 г.
Василий Пукирев Прием приданого по росписи 1873 г.
Леонид Соломаткин Невеста
Маковский В.Е. Выбор приданого. 1897-1898 г.г.
Репин И.Е. Выбор царской (великокняжеской) невесты. 1884-1887 г.г.
Василий Максимов Шитье приданого 1866 г.
Марк Шагал Свадьба 1914 г.
Татьяна Яблонская. «Свадьба» 1963 г.
Сергей Никитин Свадьба
Ломакин Деревенская свадьба
Ломакин Свадьба морского офицера
Светлана Филиппова Свадьба
Анна Ковшар Жених и невеста
Иван Логвин На свадьбе 1967 г.
Рубрики: | Свадьба |
Метки: свадьба праздники
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Статистика
Сватовство на Руси: Как это было. | Картины русских художников.
Свадебные обряды на Руси — очень интересная тема.
Сватовство на Руси: Как это было
Василий Григорьевич Перов: Сватовство чиновника к дочери портного. 1862г.
Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: объединить соседствующие наделы, взять хорошее приданое либо просто — привести в дом работящую бабу. Как отмечали историки, часто родители отдавали своих дочерей попросту за того, кто предложит больший выкуп, иногда лишних два-три рубля решали судьбу девушки. Нередко жених и невеста впервые виделись на смотринах.
Бывало так, что сговаривали из своих личных выгод совсем маленьких детей, лет по 6-7. В таких случаях свадьба игралась, когда жених и невеста входили в брачный возраст. Бывали и вовсе вопиющие случаи, например, известно, что некий крестьянин писал прошение о разводе по той причине, что его шестилетним сговорили с невестой 27 лет, а затем и обвенчали.
Жена, пользуясь малолетством жениха, била его, а когда молодой человек пришел в совершеннолетний возраст, то жене его было уже под 40 — по тем временам она уже была глубокой старухой, не способной к деторождению, в связи с чем молодой человек и просил благословения развестись.
Но так дела обстояли не везде. Во многих случаях родители все же стремились учесть пожелания своих детей и засылали сватов к уже примеченным девушкам. При этом во многих губерниях сватали только тех невест, которые изъявляли свое желание вступить в брак.
Огромную роль во всем действе играли так называемые свахи — женщины, имеющие житейский опыт и отличающиеся умением договариваться, как сказали бы сейчас — коммуникабельные. При этом в одних губерниях непременным условием было, чтобы сваха не была родственницей предполагаемых жениха с невестой, в других — напротив, свахами звали исключительно родственниц. Труды свах были не безвозмездными: в случае удачного сговора, она получала денежное вознаграждение от родителей жениха.
Часто эти предметы намеренно выставлялись на обозрение — вот, мол, кака девка у нас работяща да рукодельна! Особенно большое значение придавали тому, как девушка несет воду на коромысле: зачерпывает ведра полны — старательная; идет — капли не проронит — значит, аккуратная и рачительная хозяйка. Но самое главное, в чем испытывали невесту, так это в отсутствии наклонности к блуду. Все эти подробности и вызнавали свахи.
Несмотря на то, что внебрачные связи всегда порицались, и нецеломудренная девушка могла быть опозоренной на всю округу, молодежь все равно часто «сходилась» во время весенних гуляний. Бывало и так, что парень с девушкой, зная, что родители против их брака, делали это намеренно, а потом просто объявляли родителям, что между ними уже был «грех» — в таком случае, как правило, родителям ничего не оставалось делать, как скрепя сердце, дать свое благословение. Замечу, что речь идет о возрасте брачующихся от 12 до 15 лет. Именно такие годы считались самыми подходящими для создания семьи.
На праздники матери вывозили в народ наряженных в лучшие одежды заневестившихся дочерей, а свахи как бы невзначай прохаживались между выстроившихся девиц, приглядываясь к тому, как они себя ведут, как говорят да как одеты. Не возбранялось свахе и под подол невесте заглянуть — оценить качество швов с изнанки, а значит, оценить и невесту как мастерицу и рукодельницу. После таких смотрин сваха сообщала потенциальным свекрам, хороша али плоха невеста.
Несмотря на то, что, как правило, вся деревня знала, кого и когда придут сватать, сваха являлась в дом к родителям невесты как бы просто так — шла мимо, да решила заглянуть, чего не зайти к добрым людям? Разговор всегда начинался с отвлеченных тем, сама девушка при этом не присутствовала.
Обсудив погоду, урожай сватья приступала непосредственно к сватовству, но говорила о нем загадками и прибаутками, чтобы нечистая сила или злые люди не услышали и не помешали: «Расцвела малинка, да не для нашего ли лукошка?», «Заблудилась овечка, ищем — не у вас ли она?», «У нас замочек — у вас ключик», «У нас кусточек — у вас цветочек. Как бы ваш цветочек да посадить под наш кусточек» и, конечно же, знаменитое «У вас товар, у нас купец».
Родители невесты при этом, как в анекдоте: не кидались перед сватьей на колени и не целовали ей руки, а с достоинством отвечали, что, мол, знать не знают и ведать не ведают, к чему все эти разговоры. Тогда сватья уже прямо спрашивала: желают ли отдать они свою дочь за такого-то парня? На что родители начинали отнекиваться и невесту «ругать», мол, девка у нас плохонькая, хроменькая да кривенькая. А если жених был неугоден, то вообще могли сказать, что невеста наша мертвая в гробу лежит.
Были и другие способы спровадить вон сватов неугодного жениха, например, выкатить им под ноги тыкву или позвать чистить картошку. Бывало, что мать девушки, едва завидев сваху, хваталась за веник и начинала усердно подметать полы, да с таким расчетом, чтобы вошедшая сваха попала прямиком под тучу пыли и мусора. Между прочим, для молодого человека получить отказ было так же позорно, как и для девушки. Такого жениха высмеивали, позорили, а к его воротам подруги несостоявшейся невесты ставили жердь с привязанной к ней отказной куклой.
Парень, получивший несколько отказов, получал славу неблагополучного, и в итоге мог вообще не найти себе невесту, по крайней мере, в ближайшей округе. Тогда ему приходилось свататься в другие села, но невест неохотно отдавали замуж в чужую деревню, предпочитая чужакам местных женихов: «Хоть за помело, да в свое село!»
Часто первым визитом свахи дело не заканчивалось. Обычно все решалось в два-три захода, во время которых уже вместе с родителями жениха обсуждались все тонкости, чтобы ничего не упустить и чтобы потом не было обид. Когда, наконец, сваты достигали договоренности, они скрепляли сговор рукопожатием, а если были среди них владеющие грамотой, то составлялся письменный договор, имеющий юридическую силу. После заключения такого договора стороны уже не могли без уважительных причин отказаться от свадьбы. И со дня сговора молодых уже называли женихом и невестой.
Через несколько дней в дом к родителям невесты приезжала родня жениха и сам жених. Это уже были так называемые смотрины. Наряженную во все лучшее девушку вводили к жениху и молодые «узнавали» друг друга: жених спрашивал у невесты имя-отчество, невеста спрашивала то же у него, и было неважно, что они могли с малолетства знать друг друга. Родители жениха просили невесту показать, как она искусна в рукоделии, как плавно ходит, могли попросить и спеть. Если все мероприятие завершалось благополучно, то сваты расставались со словами: «Дай Бог в час добрый да святой».
Спасибо за ваши комментарии!
Процитировано 14 раз
Понравилось: 27 пользователям