суздальская летопись о монгольском нашествии на русь

§ 12. Нашествие с Востока (окончание)


Поход на Новгород

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира и Рязани, снабжавших Новгород хлебом. В Торжке всегда имелись запасы зерна. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов.

Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы монголы не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы: жители подожгли склады с зерном.

12.5

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но поредевшие в битвах с русскими ратями и не имевшие достаточных запасов продовольствия и фуража монгольские отряды были вынуждены остановиться, не дойдя до Новгорода сто вёрст. Город имел мощные укрепления, хорошо подготовленные войска. Об этом монгольская разведка, несомненно, известила Батыя и его военачальников. После глубоких раздумий хан принял решение «повернуть морды коней на юг». Бои с новгородцами могли затянуться, и монгольским конникам пришлось бы действовать в условиях весенней распутицы на лесисто-болотистой местности.

В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти двух месяцев. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал сровнять его с землёй.

12.6

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. Его целью было завоевание южных русских земель, а также вторжение в Европу. Весной монголы взяли и сожгли Переяславль-Южный, осенью — Чернигов.

5 сентября 1240 года, переправившись через Днепр, войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Город был хорошо укреплён, его опоясывали земляные валы, дубовые стены с каменными башнями, наполненные водой рвы. Киевом в то время владел галицкий князь Даниил Романович. Однако князь при приближении монгольских войск покинул Киев и отправился с дружиной в Галич, чтобы организовать защиту своего княжества. Оборону Киева возглавил воевода Дмитрий. Все жители встали на защиту «матери городов русских». Три месяца мужественно сражались киевляне, но ценой больших потерь монголам всё же удалось овладеть городом.

Весной 1241 года, пополнив свои ряды, отдохнувшие воины Батыя ринулись на Галицкую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию.

Достигнув берегов Адриатического моря, обескровленные монгольские войска в конце 1242 года вернулись на Нижнюю Волгу.

Итог
Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.

Проверяем свои знания
1. По карте на с. 109 проследите направления движения войск Батыя. 2. Составьте устный рассказ об одном из эпизодов нашествия на Русь. Как вели себя в русских землях монголы? 3. Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление? Расскажите о подвигах их защитников. 4. По приведённым в параграфе иллюстрациям определите черты сходства и различия русских воинов и кочевников с Востока, сравните условия их жизни и занятия. 5. Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? 6. Объясните слова А. С. Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

Учимся быть историками
1. В современной науке нет точного представления о том, где протекала Калка — речка, на берегу которой произошла первая битва русских с монголами. С помощью Интернета и дополнительной литературы найдите различные версии её местоположения и подготовьте небольшое сообщение (5—7 минут) на эту тему. 2. Найдите современную карту России (в атласе или с помощью Интернета) и определите, на территории какой области России находится Козельск.

СУЗДАЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О МОНГОЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ НА РУСЬ

В лето 1237. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом. и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.

Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись у Коломны, и была жаркая сеча, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей убили; и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. Той же зимой взяли Москву татары, и воеводу Филиппа Няньку убили за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, захватили, людей же перебили, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и сёла подожгли и, захватив много имущества, отошли.

Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимирцы затворились в городе. а татары подъехали к Золотым воротам, ведя с собой Владимира Юрьевича. и начали спрашивать, в городе ли князь Юрий. Владимирцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам; и потом сказали татары; «Не стреляйте». Они же замолчали. И татары подъехали к воротам и стали говорить: «Узнаёте ли княжича вашего Владимира?» Был он печален, Всеволод и Мстислав, стоя на Золотых воротах, узнали брата своего Владимира. О горестное и слёз достойное зрелище! Всеволод и Мстислав с их дружиной и все горожане плакали, видя Владимира. А татары разбили станы у Владимира и начали устанавливать камнемёт- ные орудия.

В воскресенье 7 февраля приступили к городу. И взяли город до обеда. Всеволод и Мстислав бежали. а епископ Митрофан, и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами и с внучатами, и другие княгини с детьми, и многое множество бояр и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнём.

1. Какие новые подробности о монгольском нашествии на Русь вы узнали из летописного отрывка? 2. Какие факты свидетельствуют о том, что это было именно нашествие, а не привычный для русского человека набег степняков?

Запомните новые слова

СТАН — лагерь.

ФУРАЖ — корм для лошадей, скота.

Источник

ФАКТЫ О МОНГОЛО-ТАТАРАХ. ЛЕТОПИСИ

jpg

Альтернативные историки утверждают что все до единой русские летописи фальсифицированы царями Романовыми, немецкими учеными Байером, Миллером, Шлецером и продажными русскими Карамзиным и Мусиным-Пушкиным.

Это уже само по себе бред, но он усугубляется иностранными, заведомо независимыми источниками. Они тоже все подделаны? Весь этот огромный массив рукописей на десятках языков, на древних пергаментах и хорошо увязанных с археологическими находками и другими историческими документами?

Ниже приведены наиболее известные источники о монгольской империи и их военных походах.

Пэн Да-я, Сюй Тин «Краткие сведения о черных татарах» («Хэй-да ши-люэ»).
Еще одно служебное донесение о монголах от китайских дипломатов. Точнее два, объединенных в один документ. Пэн Да-я побывал у монголов в 1233 г., а Сюй Тин в 1235-37 гг. В сочинении много сведений об обычаях монголов, о торговле, письменности, налогообложении.

«Путевые записки китайца Чжан Дэ Хой во время путешествия его в Монголию в первой половине XIII столетия».
Это путевой дневник китайского путешественника в Монголию в 1248 г., который просто заносил в дневник свои путевые впечатления (а может не просто, а с разведывательными целями). В книге прекрасно описана система почтовых станций Монгольской империи.

«Описание путешествия на Запад» («Си ю цзи»).
Путевые записки о путешествии знаменитого даосского монаха, ученого и поэта Чан Чуня в 1221 г. в Монголию и Среднюю Азию. Про ученость Чан Чуня узнал сам Чингисхан и вызвал ко двору, однако правителя монголов он там не застал и ему пришлось догонять Чингисхана в Средней Азии. Один из его учеников по дороге вел дневник, заодно записывая стихи и мудрые мысли учителя, который тот сочинял по пути. Записки очень интересные, описывают монгольскую империю изнутри. Стоит прочитать всем, кто считает монголов отсталыми дикарями.

«Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны» («Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави») Мухаммада ан-Насави.
Это рассказ о жизни последнего султана Хорезма, написанное личным секретарем султана (закончено в 1267 г.). Автор сам был свидетелем событий и написал книгу на основе многочисленных непосредственных свидетелей событий, а так же описывает жизнь султанского двора в эти трагические годы.

Из «Истории завоевателя мира» Джувейни
Ала-ад-дин Ата-малик Джувейни (1226–1283) происходил из округа Джувейн в Хорасане. Как и его отец, он служил монгольским правителям Хорасана. По различным поручениям он совершил поездки в Монголию, Уйгурию, Мавераннахр. В 1259 г. Хулагу-хан назначил Джувейни губернатором Багдада, Ирака и Хузистана. В этой должности он пробыл до 1282 г. “История завоевателя мира” написана в 1252–1260 гг. и состоит из трех частей, первая из которых содержит историю монголов от походов Чингисхана до смерти Гуюк-хана (1248). Повествование об этом периоде было составлено Джувейни на основе рассказов очевидцев — участников походов. Однако как представитель монгольской администрации Джувейни явно симпатизировал завоевателям.

«История Тартар» брата Ц. де Брида, созданной по материалам первого дипломатического посольства римской курии к великому хану монголов. ( в книге Христианский мир и «Великая Монгольская империя»)

Юлиан Венгерский, монах, совершивший в 1235-37 гг. два путешествия в Восточную Европу в поисках «Великой Венгрии» (прародины венгров). Оставил ценные сведения о вторжении монголов в восточную Европу, накануне нападения на Русь. Сведения получал от русских, булгарских и половецких беженцев. Так, например, он ясно дает понять, что о планах вторжения монголов зимой русские князья прекрасно знали, вплоть расположения сил вторжения: «Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских».

Читайте также:  алиева чимназ рамазановна управление образования биография

После ухода монголов у европейцев еще долго оставался страх перед неведомым врагом. Но вскоре европейцы начали зондировать монголов с помощью посольств.

Джиованни дель Плано Карпини (ум. 1252) «История Монгалов, именуемых нами Татарами». Книга посланника папы Иннокентия IV, побывашего в Сарае и Каракоруме в 1245-1247 гг. с разведывательными целями. Это плано Карпини удалось. В книге собраны достоверные наблюдения и информация о монголах, их обычаях,истории и, самое главное для европейцев, о военном деле. Так же стали известны планы монголов покорить весь мир.

Гильом де Рубрук (ум. ок 1293) «Путешествие в восточные страны». Книга фламандского монаха-францисканца посланника французского короля Людовика IX о посольстве в Каракорум к великому хану Мунке в 1253-55 гг. Целью посольства был союз против мусульма. Де Рубрук побробно описал увиденные им земли, ставки Батыя и Мунке, обычаи монголов. Так же описал он и разрушительные последствия монгольского нашествия.

Асцелин Ломбардский (или Кремонский), монах-доминиканец, посланец папы римского Иннокентия IV к великому хану (1245-48). Однако миссию Асцелин провалил, доехав в 1247 г. только до Армении, где встретился с монгольским полководцем Байджу-нойоном. Асцелин отказался выполнять дипломатические обряды (отказался преклонить колени, отказлся преподнести подарки), вел себя дерзко, чем разозлил Байджу. Даже получив разрешение на проезд к хану, Асцелин отказался ехать. Свои злоключения Асцелин и описал.

РУССКИЕ ИСТОЧНИКИ
Ценнейшим источником по истории татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII в. являются русские летописи, содержащие изложение событий монгольского нашествия на Русь.
Анализ летописных сводов различной политической ориентации (владимирских, новгородских, южнорусских, московских) дает возможность восстановить картину нашествия.

Использование русских летописей как основного источника исследования значительно облегчалось тем, что русская историческая наука накопила значительный материал по критическому анализу летописных сводов, политической направленности отдельных летописцев, выделению из состава более поздних сводов первоначальных текстов, оценке достоверности сообщаемых ими сведений.

Довольно подробно о событиях нашествия Батыя сообщает Тверская летопись, в которой, кроме тверского летописного материала, отразилось новгородское и псковское летописание, а также ростовские записи. Большой раздел о нашествии Батыя содержится в Симеоновской летописи (список первой половины XVI в.). Симеоновская летопись восстанавливает текст сгоревшей в 1812 г. древнейшей московской летописи 1490 г. (Троицкой летописи) и отличается большой достоверностью.

«Задонщина» была написана предположительно в конце XIV — начале XV вв. и повествует о битве на Куликовом поле.

«Повесть о нашествии хана Тохтамыша». Памятник сохранился до настоящего времени в сводах под 1382 г.

Интересные данные о периоде установления монгольского ига и взаимоотношениях русских князей с ордынскими ханами сообщают «жития святых». «жития» Михаила Черниговского, Александра Невского, Федора Ярославского, «св. Петра, царевича Ордынского» и др.. Ценность житийной литературы заключается в том, что «жития» сообщают много интересных подробностей, бытовых деталей, конкретных эпизодов отношений русских феодалов с ордынскими ханами, упущенных официальными летописателями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

СУЗДАЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О МОНГОЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ НА РУСЬ

Билеты

По истории России с древнейших времен до конца ХVвека

1. Восточные славяне в VI-VIIIвеках: расселение, занятия, быт, верования.

2. Объяснить понятия: залежная и подсечно-огневая системы земледелия, язычество, обычай кровной мести, вервь, вече

3. Работа с документом

1.Крупные перемены в составе общества славян: усиление роли племенных вождей и старейшин, складывание вокруг них дружин, появление богатых и бедных.

2. Объяснить понятия: князь, дружина, род, старейшины

3. Работа с документом

1.Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

2. Объяснить понятия: летопись, посад, икона, мозаика, фреска.

3. Работа с документом

1.Формирование самостоятельных государств (Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская земли).

2. «Слово о полку Игореве», Успенский собор, общественный строй.

3. Работа с документом.

1. Проблема варягов в историографии: норманнская теория создания Русского государства. Происхождение слова «Русь».

2. Объяснить понятия: варяги, путь «из варяг в греки», Рюриковичи.

3. Работа с документом

1. Начало династии Рюриковичей: князь Олег и его политика по объединению славянских земель. Походы на Византию.

2. Объяснить понятия: греческий огонь, вещий Олег, городище.

3. Работа с документом

1. Княжение Игоря: походы на Византию, полюдье и гибель Игоря.

2. Объяснить понятия: полюдье, греческий огонь, дань.

3. Работа с документом

1. Правление княгини Ольги: система сбора дани, внешняя политика, крещение Ольги.

2. Объяснить понятия: уроки, погосты, христианство.

3. Работа с документом

1. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

2. Объяснить понятия и выражения: «Иду на вы!», «Александр Македонский Восточной Европы», каган, каганат

3. Работа с документом

1. Древнерусское государство при князе Владимире: укрепление единства Руси, активная внешняя политика, противоборство с печенегами

2. Объяснить понятия: усобица, язычник.

3. Работа с документом

1. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

2. Объяснить понятия: литургия, волхвы, житие, поучение.

3. Работа с документом

1. Междоусобицы на Руси. Правление Ярослава Мудрого: расширение границ, укрепление международных связей, победа над печенегами.

2. Объяснить понятия: братчина, порты, кожух, скоморохи, люди, смерды.

3. Работа с документом

1. Русское общество в XI веке: социальные слои населения, города, торговля, складывание древнерусской народности, быт жителей Древней Руси,

2. Объяснить понятия: закуп, рядович, вотчина, изгой, тиун, тысяцкий, огнищанин, отрок, холоп, челядь.

3. Работа с документом

1. Русь при Ярославичах: система управления страной, княжеские усобицы, Любеческий съезд.

2. Объяснить понятия: удел, соседская община, гости, детинец, куна.

3. Работа с документом

1. Владимир Мономах: воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси.

2. Объяснить понятия: удел, лествица, отчина, поучение.

3. Работа с документом

Билет 16.
1. Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.

2. Объяснить понятия: удел, натуральное хозяйство.

3. Работа с документом

1. Галицко-Волынская земля в XII- начале XIIIвеков: особенности экономического и политического развития, культура.

2. Объяснить понятия: Осмомысл, летопись, витраж, боярское землевладение.

3. Работа с документом

1. Господин Великий Новгород: особенности экономического развития, государственное устройство, культура в XII-XIIIвв.

2. Объяснить понятия: гости, ушкуйники, вече, черный люд, концы, посадник, архиепископ, архимандрит, уличанский староста, кончанский староста.

3. Работа с документом

1. Владимиро-Суздальская Русь в XII-начале XIIIвв: особенности природно –экономического развития. Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Развитие культуры.

2. Объяснить понятие: ополье, Боголюбский, Большое Гнездо, Залесская земля.

3. Работа с документом

1.Золотая орда: возникновение. Завоевания Батыя. Судьбы русских земель после монгольского нашествия.

2.«Ордынское иго», ярлык, хан.

3.Работа с документом.

1.Экспансия крестоносцев. Подвиг Александра Невского.

2. Крестоносцы, православие, вече, князь.

3. Работа с документом.

1. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

2. Крестоносцы, Сергий Радонежский, экспансия.

3. Работа с документом.

1. Киевское княжество в XII-начале XIIIвеков. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве».

2. Объяснить понятия: кош, курень, орда, хан.

3. Работа с документом

1.Борьба между Литовским и Московским государствами. Объединение земель вокруг Москвы.

2. Василий Темный, «Москва – третий Рим», регалии.

3. Работа с документами.

1. Рост политической роли Москвы. Иван III.

2. Московский Кремль, «Хождение за три моря», ереси.

3. Работа с документами.

1. ИЗ «ИСТОРИИ» ГЕРОДОТА
Обряды жертвоприношений у них [скифов] совершаются так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец верёвки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса. У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества ивовых прутьев. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают. Все договоры о дружбе, освящённые клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копьё. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем пьют из чаши.

1. Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Подтвердите своё мнение цитатами из документа. 2. Сколько ритуалов описано в тексте? 3. На основании сведений, приведённых Геродотом, составьте рассказ о религиозных верованиях скифов.

2.ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».

1. В каком году произошли описанные в документе события? 2. О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

3.ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».

В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «уверуй в закон наш и поклонись Магомету. Учит нас Магомет так. не есть свинины, вина не пить. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жён. » Владимир. сам любил жён. и сладко было ему слушать. Но что было ему нелюбо. запрещение употребления свиного мяса. А о питье отверг напрочь: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». Владимир же сказал немцам: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого».

. Пришли хазарские иудеи. Он же спросил: «А где земля ваша?». И ответили те: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». И сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны.

Или и нам того же хотите?» Затем прислали греки к Владимиру философа. Философ. сказал:

Читайте также:  история брюсова переулка в москве

«Если хочешь стать с праведниками, то крестись». И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т. е. в мечети. нет в них веселия, только печаль. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. »

1. Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром?

2. Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры полностью достоверным?

4.ИЗ ПРАВДЫ ЯРОСЛАВА.

1. Если убьёт свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.

13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»;

если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней. 16. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его.

1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Приведите цитаты из документа, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

5. ИЗ ИСТОРИИ ГЕРОДОТА.

Обряды жертвоприношений у них [скифов] совершаются так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец верёвки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса. У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества ивовых прутьев. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают. Все договоры о дружбе, освящённые клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копьё. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем пьют из чаши.

1. Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Подтвердите своё мнение цитатами из документа. 2. Сколько ритуалов описано в тексте? 3. На основании сведений, приведённых Геродотом, составьте рассказ о религиозных верованиях скифов.

6. ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ДЕТЯМ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.

Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят’человека по всем землям, или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

1. С какой целью Владимир Мономах написал «Поучение»? 2.Какие, нравственные качества людей особо ценились в это время?

7. ИЗ «УСТАВА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА».

Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдёт искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд. А за ссуду хлебом с любым придатком человек не становится холопом, но если он не отработает долга [в течение установленного срока], то обязан возвратить полученное; если же отработает, то ничем больше не обязан.

1. Каким образом «Устав. » ограничивал распространение холопства?

2. Объясните своими словами понятие «ссуда». В каком виде могли получать ссуду?

8. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ЛЮБЕЧСКОМ СЪЕЗДЕ КНЯЗЕЙ

В лето 1097. Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир — Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав — Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль.

И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».

1. С какой целью собрались князья в Любече?

2. Какие они приняли решения?

9. ИСТОРИК Н.И. КОСТОМАРОВ О ДРЕВНЕУРССКОМ ХРАМЕ.

Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками.

Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. В первоначальном своём виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня. На северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками внизу и вверху на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над серединой церкви, а четыре — над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозаикой, а прочие стены — стенною живописью. Снаружи церковь была обведена папертью, из которой на двух сторонах — южной и северной — шли две витые лестницы на хоры.

Эти лестницы были расписаны изображениями разных случаев из светской жизни, как то: княжеской охоты, княжеского суда, народных увеселений и т. п.

1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.

2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

10. О ДРЕВНЕРУССКИХ ПИРАХ. ИЗ КНИГИ А. ТЕРЕЩЕНКО «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

В великокняжении Владимира не было недостатка ни в плодах, но во вкусных яствах: рыба, дичь и мясо были в изобилии. Однажды на пиру его находилось триста вар [бочек] мёду, и он велел развозить ещё по городу в телегах хлебы, мясо, дичь, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках и угощать всех.

Пиры были тогда в обыкновении, и не было праздников для богатых без угощения бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними. Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца.

1.На основе документа расскажите о том, как и где пировали князья и дружинники.

2. Как вы думаете, с какой целью устраивались пиры?

3. Объясните последнюю фразу из документа.

11. ЛЕТОПИСЬ ОБ УБИЙСТВЕ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО.

1. Как относится к убийству князя летописец? Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие ваш ответ. 2. Предположите, когда мог быть записан этот рассказ: сразу после происшедшего или же спустя какое-то время? Почему вы так решили?

12. ИЗ ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ.

В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода. а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: не бережёт смердов. бежал с поля битвы впереди всех, а из-за того много убитых. В лето 1137 бежал Констатин посадник к Всеволоду и несколько иных добрых мужей. В то же лето пришёл князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своём в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками. И как услышано было, что Всеволод в Пскове. и великий мятеж был в Новгороде, и побежали другие к Всеволоду в Псков, и взяли на разграбление дома их. да ещё и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли по полторы тысячи гривен и дали купцам снаряжаться на войну; брали и с невиновных.

1.Как относится летописец к князю Всеволоду Мстиславичу? Докажите своё мнение цитатами из документа. 2. В чём новгородцы обвиняли князя Всеволода? 3. На основе документа сделайте выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев.

13. ИЗ «ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ ЛЕТОПИСИ».

Построил Даниил церковь Святого Иоанна, красивую и нарядную. Здание её было устроено так:четыре свода; в каждом углу — арка, стоявшая на четырёх человеческих головах. Три окна были украшены римским стеклом [витражами]. При входе в алтарь стояли два столба из целого камня, а над ними своды и купол, украшенный золотыми звёздами на лазури. Пол внутри был отлит из меди и чистого олова, и блистал он, как зеркало. Узоры, разноцветные и золотые, сделанные умельцем Авдием. Скульптурные украшения были окрашены всеми цветами и золотом. Внешние фрески были чрезвычайно хорошие. Иконы удивительные. Даниил украсил иконы драгоценными камнями и золотым бисером. Колокола он привёз из Киева, а другие были отлиты здесь.

1. Оцените работу мастеров — строителей храма, описанную в документе.

2. Как назывался сплав, из которого был отлит пол храма?

14. ЛЕТОПИСЬ О ВЗЯТИИ МОНГОЛАМИ КИЕВА.

Пришёл Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рёва множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

Читайте также:  официальный сайт атака титанов персонажи в полный рост

Поставил Батый пороки [камнемётные орудия] около города. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитрранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

1.Составьте рассказ о борьбе защитников русских городов с завоевателями. 2.Сформулируйте главную мысль документа. О каком вооружении говориться в документе?

15. ИЗ «ПОВЕСТИ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Здесь же из полка его явилось 6 мужей храбрых. Один, именем Таврило Апексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль, и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конём с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска. Второй новгородец, по имени СбыславЯкунович; этот не раз наезжал на их войско и сражаясь одним топором, без страха в душе своей, и несколько врагов пало от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий, Яков, был ловчим у князя; этот наехал на войско с мечом, и похвалил его князь. Четвёртый новгородец, по имени Миша; этот пешим напал на корабли и уничтожил с дружиной своей 3 корабля. Пятый, из младших дружинников, именем Савва; этот въехал в большой королевский шатёр златоверхий и подсёк столп шатёрный; полки Александра, увидев, что пал шатёр, весьма обрадовались. Шестой, из слуг князя, именем Ратмир; этот бился пешим, и окружили его во множестве враги, и от многих ран он скончался.

1.О каком сражении идёт речь в документе? Приведите цитаты в подтверждение своего мнения.

2.Какие слои населения принимали участие в битве? 3. Каковы причины победы русских ратей в битве?

СУЗДАЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О МОНГОЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ НА РУСЬ

В лето 1237. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом. и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну. Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись у Коломны, и была жаркая сеча, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей убили; и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. Той же зимой взяли Москву татары, и воеводу Филиппа Няньку убили за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, захватили, людей же перебили, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и сёла подожгли и, захватив много имущества, отошли.

Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимирцы затворились в городе. а татары подъехали к Золотым воротам, ведя с собой Владимира Юрьевича. и начали спрашивать, в городе ли князь Юрий. Владимирцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам; и потом сказали татары: «Не стреляйте». Они же замолчали. И татары подъехали к воротам и стали говорить: «Узнаёте ли княжича вашего Владимира?» Был он печален, Всеволод и Мстислав, стоя на Золотых воротах, узнали брата своего Владимира. О горестное и слёз достойное зрелище!

Всеволод и Мстислав с их дружиной и все горожане плакали, видя Владимира. А татары разбили станы у Владимира и начали устанавливать камнемёт-ные орудия.

В воскресенье 7 февраля приступили к городу. И взяли город до обеда. Всеволод и Мстислав бежали. а епископ Митрофан, и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами и с внучатами, и другие княгини с детьми, и многое множество бояр и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнём.

1. Какие новые подробности о монгольском нашествии на Русь вы узнали из летописного отрывка?

2. Какие факты свидетельствуют о том, что это было именно нашествие, а не привычный для русского человека набег степняков?

17. ИЗ КНИГИ ИСТОРИКОВ И.Б.ГРЕКОВА И Ф.Ф.ШАХМАГОНОВА.

Пришло время Ивана Калиты. Он точно уловил, что нужно Орде в тот момент: регулярный и всевозрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших перехватить значительную долю того, что причиталось хану. Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны, нейтрализовать её губительное действие. Такой личностью оказался Иван Калита. Никоновская летопись сообщает, что, как только Иван Данилович укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на Русской земле и татары перестали её воевать. Однако эта тишина была обманчива. Он откупался от Орды, собирая дань; оставлял и себе немалую толику для укрепления Москвы, собирая казну (калиту) впрок и ещё, быть может, на освобождение от ордынского ига. Иван Калита сделал многое для того, чтобы на Русской земле не появлялись ордынские шайки грабителей. Внешне он выражал полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создал материальные предпосылки для усиления Москвы.

1. Какие особенности ордынской политики использовал Иван Калита для укрепления своей власти? Подтвердите свой вывод цитатами из документа.

2. Как Ивану Калите удалось остановить постоянные набеги Орды на Русь?

3. Как повлияла политика Ивана Калиты на жизнь простых людей на Руси? Подтвердите свой вывод, используя текст документа.

18. ИЗ «ЖИТИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО».

Известно стало, что ордынский князь Мамай собрал силу великую и идет на Русскую землю.

Дмитрий пришёл к святому Сергию и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий- муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь».

Собрав всех воинов своих, выступил он. увидев же войско весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых. Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал.

В чём видит автор документа причины победы русских войск на поле Куликовом?

1. Согласны ли вы его мнением? 2. Можно ли утверждать, что документ написан современником событий? Докажите своё мнение. 3. Считает ли автор документа борьбу с Мамаем религиозной войной? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из документа.

19. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПИСАТЕЛЯ НАЧАЛА XVВ. ЕПИФАНИЯ О ФЕОФАНЕ ГРЕКЕ.

Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек. отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока. в Константинополе, и в Халкидоне, и в Палате, и в Каффе, и в Великом, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви. В церкви Св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданной раньше и необычайной росписью. Когда он всё это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту.

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

20. И.Н.ЗАВОЛОК «О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА».

Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода.

В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Св. Троица». Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности.

В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва.

1.Каковы особенности творчества А.Рублёва?

2.Как вы думаете, чем отличаются творения А.Рублёва от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 446 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector