суздаль история названия города

История города Суздаль

История Суздаля насчитывает около 1000 лет. Как и большинство городов русских, город Суздаль образовался из торгово-ремесленного и земледельческого поселения. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году и связано с волной крестьянских восстаний. К этой же эпохе относится и начало проникновения христианской религии, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России.

Существует несколько версий происхождения названия «суздаль», по одной из которых слово произошло от глагола » съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».

В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.

23acb042d2ed831021ad0009fed86c2d

Строительство Суздаля, как и любого другого города, началось с возведения Кремля – крепости, имеющего своей целью защищать город от внешних врагов. Место было выбрано удачным – с 3 сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменка и холмы), а для усиления защиты были возведены земляные валы, которые мы можем лицезреть до сих пор.

На этой же территории по приказу Владимира Мономаха был построен и Успенский собор. Вблизи Кремля также в честь Дмитрия Солунского был возведен первый суздальский монастырь.

Еще при жизни Владимир Мономах передал суздальскую землю своему сыну Юрию Долгорукому, который также как и отец, немало сделал для развития города. Во время правления Юрия Долгорукого строятся храмы и монастыри, город укрепляется, растет политическое влияние.

После смерти Юрия Долгорукого владение переходит в руки его сына – Андрея Боголюбского. В это время влияние Суздаля как центра княжества ослабевает, и Суздаль входит во Владимиро-Суздальское княжества, столицей которого становится город Владимир. После трагического убийства Андрея за непокорность власти бояр, правителем Суздаля становится Всеволод III, при котором Суздаль продолжал расти и развиваться. Однако после его смерти княжество делится между его сыновьями. Главой Суздальского княжества становится Юрий Всеволодович. В период его правления Успенский собор, возведенный Владимиром Мономахом, перестраивается и становится Рождественским собором.

Татаро-монгольское нашествие не обошло Суздаль стороной – в 1238 году монголо-татары напали на город, подожгли и разграбили его, большую часть жителей увели в плен. В битве пал князь Юрий Всеволодович. Небольшая часть жителей нашла спасение в уцелевшем Ризоположенском монастыре.

7273c0983c99b4d5839197eb16611d10

История города Cуздаля в период после монголо-татарского нашествия характеризуется междоусобной борьбой тверского, суздальского и московского князей за власть. В это время в Суздале строятся Спасо-Евфимиев монастырь и Покровский монастырь, которые являлись крепостями, защищавшими город. Позднее эти монастыри стали пристанищем опальных женщин знатного происхождения.

Большую роль в удержании влияния Суздаля сыграл князь Константин Васильевич, который перенес столицу в Нижний Новгород. В начале 14 века Суздаль переживает подъем и становится центром Суздальско-Нижегородского княжества. В это время здесь активно развивается ремесленничество. В Суздале даже чеканили свои монеты.

Однако в междоусобице победил князь московский. Суздаль стал частью Московского княжества, а столица была перенесена в Москву. С этого времени в истории начинается период упадка.

Суздаль стал рядовым городом Московского княжества, а удаленность от торговых путей помешала городу развиваться наравне с более удачливыми по географическому положению городами.

ddd1af9056dbb40f5b2a26ee07486841

В период смутного времени Суздаль дважды подвергался нападению польско-литовского войска, в 1634 году был разграблен крымскими татарами, а в 1654-1655 гг. переживает большой пожар и эпидемию чумы, в результате которых было уничтожено множество построек и погибли жители.

После пережитых несчастий Суздаль начинает отстраиваться: возводятся монастыри, реконструируется Кремль.

По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.

3d4012cb1f0387cae4e5300819ccaacc

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.

В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Источник

История городов русских. Суздаль

Город Суздаль стоит на берегу реки Каменка, что во Владимирской области. От Москвы до Суздаля 190 километров, от города Владимира – 30км. Сейчас Суздаль является районным центром с населением всего 12000 человек (даже городом сложно назвать), а когда-то даже был одним из самых больших на Руси и являлся главным городом Северо-Восточной Руси.

Суздаль возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений приблизительно в девятом веке. Археологические раскопки, произведенные в этих местах, позволяют сделать вывод, что эти поселения имели торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. Об этом свидетельствуют найденные в курганах древние монеты. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году. К этой же эпохе относится и начало активного проникновения христианства, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России. Христианство нелегко укреплялось на землях Суздаля, позиции язычества были крепки. Переломным моментам стали засуха и неурожай, по поводу чего случился бунт, при подавление которого заодно и «усмирили» противников христианства.
Существует несколько версий происхождения названия «Суздаль«, по одной из которых слово произошло от глагола «съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».

lazy placeholder

В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.

Началом строительства Суздаля, как и для всех средневековых городов, стало сооружение крепости — Кремля. Возвели крепость в XI веке на реке Каменка. По приказу Владимира Мономаха здесь же построили Успенский собор. Недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь — в честь Дмитрия Солунского. Восточнее кремля располагалось торгово-ремесленное поселение — посад. Считается, что изначальная планировка города сохранилась и по сей день.

lazy placeholder

На долю города Суздаля выпало много испытаний. В XI веке в результате междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изъяславом и Мстиславом город был сожжен. В 1107 году полчища болгар разграбили окрестности Суздаля.

Во времена правления Юрия Долгорукого в городе появилось много храмов. Именно Долгорукий перенес столицу из Ростова в Суздаль. При Юрии Долгоруком все княжество и его города динамично развивались. Суздаль стал центром религиозной образованности и столичным городом. Сильно возросло в эти годы политическое значение Суздаля. Сын Долгорукого – Андрей Боголюбский продолжал лучшие начинания отца, но не так удачно.

С приходом князя Андрея Суздаль утратил свое первенство. Столичный статус переходит к городу Владимиру. В XIII веке Суздаль становится столицей Суздальского княжества. Дальнейшая история города связана с постоянными войнами и конфликтами князей, в результате чего теряет свою роль и статус.

Во время Смутного времени, Суздаль дважды оказывался в руках польских интервентов, было это в 1608 и в 1611 годах. В 1612 году на территории России формировалось второе ополчение во главе с Пожарским и Мининым.

lazy placeholderСуздальский Кремль

Ополченцы хотели занять Суздаль, и созвать здесь Земский собор для выбора нового монарха. Но таким начинаниям не удалось исполниться. После окончания Смутного времени, Суздаль оказался разорен, в городе осталось около 80 дворов. А в 1634 году, до города дошли крымские татары. Чуть позже город постигли пожар и эпидемия. Вот такая вот непростая судьба.

Читайте также:  nadine nassib njeim биография

По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

lazy placeholderСпасо-Евфимиев монастырь

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.

lazy placeholderПокровский монастырь

В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Сегодня город Суздаль — это развитый туристический центр, куда приезжают отдохнуть и полюбоваться памятниками древнерусской архитектуры туристы со всего мира. Сегодня в Суздале есть птицефабрика, швейное производство, молочный завод и хлебокомбинат. Особой гордостью города можно назвать огурец. Суздальские огурцы славятся в Европейской части России, а может даже и в других её уголках. Несколько лет назад, в городе стали даже праздновать «День огурца». Украшением города является так же Музей Деревянного зодчества и крестьянского быта.

lazy placeholderМузей Деревянного зодчества и крестьянского быта

Источник

Тайна названия города Суздаль

Всякому оставляю на произволение, како кто соизволит рассуждати, в том всяк своему рассуждению да последует…

Анания Федоров

У местных жителей и туристов Суздаль на устах, но никто с точностью не может сказать, что означает название этого города. Тайна его происхождения теряется в толще веков. Название ни одного русского города, пожалуй, не вызывает до сих пор такого живого интереса и обилия всевозможных версий, легенд и гипотез. Обилие толкований отчасти было порождено тем, что авторы подвергали анализу позднее название города—Суздаль, не зная или забыв, что впервые оно упоминается в Лаврентьевской летописи в форме Суждаль (1). Так как корень Сузд не давал никакой аналогии в славянском или русском языках, то легко было предположить, что название досталось в наследство от первых поселенцев края— финно-угорских племен. Эта гипотеза неубедительна, но удивительно живуча.

%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE %D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8 %D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0 %D0%A1%D1%83%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F

Архитектор Ю. В. Ранинский предлагает исходить из двух слов современного венгерского языка: «сюз»— девушка и «дал»- песня (2). Получается нечто вроде «девичьей песни» и может означать место, «славившееся наиболее звучным и лиричным исполнением обрядовых, ритуальных или бытовых песен, красочными девичьими хороводами». Археолог М. В. Седова считает, что «название Суздаля непереводимо из славянских языков и находит объяснение в финских языках, где susi означает «волк» (3).

Напомним читателю, что впервые обстоятельно попытался дать объяснение названию города суздальский историк XVIII века, ключарь Рождественского собора Анания Федоров. В своей рукописной книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (4) он пишет, что «грады именование себе имеют ово от рек, ово же от каковых-либо знаменований, или от созидателей». В первой главе он приводит древнейшее народное предание, что в незапамятные времена один из князей «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждалъ»(5).

Таким образом, первое объяснение названия города было русским, его довольно убедительно подтвердил и развил историк Анания Федоров.

В книге М. Н. Тихомирова «Древнерусские города» написано: «Название «Суздаль» трудно объяснить из славянского языка, если не считать, что окончание «ль» надо понимать так же, как в словах «Ярославль», «Ростиславль», «Изяславль», т. е. видеть в нем указание на строителя: Суздаль, или Суждаль,— город Сузда или Сужда»(6).

Однако окончание «ль» встречается в названиях городов Переяславль и Перемышль, которые образованы от глаголов переславитъ (перенять славу) и перемыслить (передумать), т. е. от знаменований.

Окончание «ль» весьма характерно для отглагольных существительных. Видетъ — невидаль (нечто заурядное;), гибнуть — гибель, погибель, купать—купель, рубить — рубль (монета), качать — качель, качели. Кстати, в некоторых источниках название нашего города употреблялось в форме множественного числа—Суждали (7).

В середине XIX века известный ученый-славист Франц Миклошич выдвинул славянскую версию происхождения названия Суздаль, но она, не получив широкого распространения, была забыта. В 1975 году в статье «Снова о названии Суздаль» идеи Ф. Миклошича возродил советский этимолог, член корреспондент АН СССР О. В. Трубачев. Суть этой версии излагается в книге «По городам и весям «3олотого кольца» М. В. Горбаневского и В. Ю. Дукельского. Топоним Суздаль, считают они, произошел от славянского глагола съзъдати, т. е. создать. Глагол съзьдати имел первоначальное конкретное значение «слепить из глины». О. В. Трубачев приводит пример из азбуковника XVII века: «Здание, еже есть глинян сосуд, или храмина».

«Здание первоначально могло означать все слепленное из глины, начиная от посуды и кончая постройкой, домом. Так тесно были связаны ремесло и градостроительство, точнее говоря, строительство зданий из кирпича» (9),— пишут М. В. Горбаневский и В. Ю. Дукельский, поддерживая версию Ф. Миклошича и О. Трубачева. В качестве доказательства они упоминают, что при археологических раскопках в Суздале была обнаружена печь для обжига кирпича XI—XII вв. и остатки фундамента Успенского собора Владимира Мономаха конца XI века — первого каменного здания в Суздале. Из чего делают вывод, что название городу дали по этому «характерному, наиболее бросающемуся в глаза признаку» (10), забывая о том, что первое упоминание о городе относится к 1024 году, когда все постройки здесь, как и повсюду, были деревянными.

Археологи, историки возникновение города Суздаля склонны датировать X веком, т. е. периодом славянской колонизации края. Понятие «город» славянское, означазт укрепленное место. Дома, церкви, городские укрепления рубили из дерева, которого на Руси было много. В первую очередь возводилось жилье и потом уже земляные валы и деревянная крепость. Процесс строительства жилых и оборонительных сооружений был общей заботой, требовал много времени (вспомним поговорку «Москва не сразу строилась»), взаимодействия большого количества людей, коллективного труда и творчества. На это указывает приставка «со» в глаголах создавать, созидать, созиждить. В. И. Даль в своем знаменитом словаре толкует их как делать, воздвигать, строить. Мы отдаем предпочтение паре созидать — созиждить потому, что Владимир Иванович пишет: «Создают мгновенно, а созидают исподволь» (11).

Лингвист В. П. Нерознак предположил, что «вариант Суждаль возник под влиянием формы зижду, строю» (12).

Думается, что длительный, кропотливый процесс строительства города, обозначенный глаголом созиждить, завершился результатом: существительными—сузиждаль, Суздаль или суждаль. Сам язык в данном случае дает возможность выбора. Почему бы не назвать так город «понеже бо построен бысть во всей той стране он первым»?! (13).

А как же «со» перешло в «су»? М ожет возникнуть вопрос.

«Измененье «со» на «су» в иных словах обычно» (14),— утверждает В. И. Даль. Это происходит чаще как раз в отглагольных существительных: согревать — сугроб, составлять— сустав, содрогаться— судороги, согревать — сугрев (печное, избное тепло), сопротивляться—супротивник, сомневаться — су мнение и т. д.

Интересно, что Суздаль в значении «то, что построено», не вступает в противоречие с вариантом Суждаль, даже наоборот, согласуется с объяснением, которое привел Анания Федоров, что князь «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждаль». Ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля глаголу созиждить приписываются два равноценных; значения: изобретать, вымышлять, сочинять, составлять мысленно, или на деле, воздвигать, строить (15).

Читайте также:  коды для персонажей mass effect 2

Как бы там ни было, хорошо сказал о Суздале автор поэм «Суд памяти» и «Даль памяти» лауреат Ленинской премии Егор Исаев: «Я не знаю какого рода название этого города— то ли мужского, то ли женского. Я все время вслушиваюсь, всматриваюсь, вдумываюсь в это имя— Суздаль. То есть союз далей, узел далей. Суздаль. Сколько раз сюда ни приезжаешь, Суздаль все дальше, всегда недосмотренный остается, всегда недолюбленный. Здесь каждый камень глубок. Суздаль— это даль. Даль в истории, даль в глубине. Без этой исторической дали нет объема, нет ощущения современности» (16).

Источник: Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с.

Источник

Суздаль

Боярский город

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».

Towns 28

На поверхности — милый городок с десятью тысячами жителей: всюду храмы старомосковской поры, всюду колокольни особенной суздальской формы — дудочкой, центр «держат» торговые ряды времен блаженной памяти государя императора Александра Павловича. Здесь можно купить баранки, валенки, глиняную посуду. Время от времени власти объявляют тут День огурца, День лаптя, День старинных ремесел, устраивают какие-нибудь народные гуляния. Словом, что-нибудь приятное и безобидное. Петляет по Суздалю речушка Каменка с топкими берегами. Десятки золоченых крестов воздеты к небу… Суздаль до такой степени богат старыми храмами, что его впору называть столицей церковного благолепия.

Foto Sergeya Fomina

Foto Sergeya Fomina2

000241900033

FullSizeRender 1

Foto Eduarda Gordeeva

000241900035

000241910009

000241910010

000241910018

000241910026

CLQcfJ9SDII

E5lmNbXHMn8

FullSizeRender

gEfSHCyAM Q

IMG 2913

IMG 2932

IMG 2933

J9rv6jGX05I

Ld9JpBw7qD0

qk4xejS922Y

U9DUi9DtG6M

Aleksandr Simonov

TSerkov Ili Proroka na Ivanovoi gore. Natalya 1973

J Duval flikr2

KamenkaNerl Ludvig14

Loris Silvio Zecchinato2

Loris Silvio Zecchinato3

Loris Silvio Zecchinato4 e1481199780717

Russia Suzdal Archbishops Palace Alex Zelenko

Suzdal Kamenka River Alexxx1979

Suzdal Museum of Wooden Architecture House Alexxx1979

SuzdalTrade Rows Ludvig14

Tony Mendez

Xavi flikr

Xavi flikr2

Н а поверхности — милый городок с десятью тысячами жителей: всюду храмы старомосковской поры, всюду колокольни особенной суздальской формы — дудочкой, центр «держат» торговые ряды времен блаженной памяти государя императора Александра Павловича. Здесь можно купить баранки, валенки, глиняную посуду. Время от времени власти объявляют тут День огурца, День лаптя, День старинных ремесел, устраивают какие-нибудь народные гуляния. Словом, что-нибудь приятное и безобидное. Петляет по Суздалю речушка Каменка с топкими берегами. Десятки золоченых крестов воздеты к небу… Суздаль до такой степени богат старыми храмами, что его впору называть столицей церковного благолепия.

Foto E%60duarda Gordeeva

Фото Эдуарда Гордеева

Мир, покой, тишь, всё как будто игрушечное.

Но эта благодать, хотелось бы напомнить, — на поверхности. А под землею сокрыт огромный богатый город, намного больше нынешнего. Город, где христианство укоренилось намного позже, чем в Киеве и Новгороде, ибо еще при Ярославе Мудром в этих местах своевольничали волхвы. Город, пронизанный духом горделивого величия, а не смиренного благочестия.

Великий боярский город.

Громада силы, роскоши и процветания, к которой сверху прилепился островок нешумной современности.

Северная столица Юрия Долгорукого

Никто не знает, когда именно родился Суздаль. История его имени и появления — загадка. Древнерусские исторические источники поминают его как уже существующий город в конце X — первой половине XI столетия. Более тысячи лет назад здесь уже стояла крепость с земляными валами, шел торг.

Xavi flikr2

Северо-Восток Руси часто называют Ростово-Суздальской землей или же Ростово-Суздальским княжеством. В этом названии видно первенство Ростова — еще более древнего и когда-то более сильного городского центра. Ростов Великий долгое время считался столицей всего колоссального региона.

Однако в середине XII века Суздаль его обошел. Город начал быстро расти и богатеть. Эпоха величия Суздаля длится, прерываясь, более двухсот лет и заканчивается на исходе XIV столетия, когда город склонил голову перед могуществом Москвы.

000241900033

Фото Екатерины Соколовой

Взлет в судьбе Суздаля связан с деятельностью беспокойного, предприимчивого князя Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким.

Юрий Владимирович на протяжении нескольких десятилетий правил обширной Ростово-Суздальской землей. Позднее именно отсюда, из северного лесного края, вырастет государство Россия. Но в первой половине XII столетия Ростовский княжеский «стол» намного уступал в чести южнорусским. Глушь, дичь, невероятное отдаление от узловых областей древнерусской культуры и политики. Когда именно Юрий Владимирович вокняжился там, сказать невозможно. Звучали разные предположения, но даты в источниках нет, и нет никакой возможности определить ее даже приблизительно.

000241900035

Фото Екатерины Соколовой

После смерти старшего сына Владимира Мономаха, незаурядного политика Мстислава Великого, началось большое княжеское междоусобье (1132). В нем принял участие и Юрий Долгорукий. Он силой захватил Переяславль Южный, выбросив с тамошнего княжения собственного племянника. Но поскольку утвердился он в городе беззаконно, то после восьми дней княжения сам вынужден был уйти.

Три года спустя Юрий все-таки получил Переяславль у старшего брата, отдав ему взамен часть северной своей «вотчины» — Ростов и Суздаль. Ведь большая крепость на юге, богатый Переяславль, — гораздо более «честное» княжение, нежели дебри лесные на окраине Руси. Главная жизнь сосредоточивалась на Киевщине, там оставался главный перекресток большой стратегической «игры». А Переяславль стоял по соседству с Киевом, не то что Ростов и Суздаль — тьма внешняя… Ими Юрий Владимирович пренебрегал.

000241910018

Фото Екатерины Соколовой

Надолго князь Юрий в Переяславле опять не задержался. Перипетии долгой междукняжеской усобицы заставили его покинуть Переяславский «стол». Пришлось ему вернуться на немилые северные просторы. В 1137 году он уезжает из Южной Руси в Ростов и опять княжит в Ростово-Суздальской земле. А несколько лет спустя он меняет свою столицу: к середине 1140-х вместо Ростова таковой стал Суздаль.

Вот тогда-то и начинается возвышение города. Юрий Владимирович строит неподалеку от него, в Кидекше, свою резиденцию с белокаменным Борисоглебским собором. Бояре и дружинники его получают земли в ближайших селах, на богатой плодородной земле. Примерно к этому времени относятся «аристократические» клады, найденные через много столетий археологами, в том числе набор драгоценных золотых браслетов.

000241910026

Фото Екатерины Соколовой

Лесистое, дальнее, но богатое захолустье вполне устраивало верных слуг князя. Но его сердце принадлежало югу. Несколько раз он покидал эту землю, чтобы вести вооруженную борьбу за Киевский великокняжеский престол. А на Киевщине не знали и не любили северного князя. Тамошние жители выгоняли его, даже когда сила меча приносила ему успех. Между тем, дважды недолго правив этим великим городом, Юрий Владимирович не мог победить в себе вожделение опять вокняжиться там.

В очередной раз потерпев поражение и установив мир с политическими соперниками, он решил нарушить данные обязательства ради призрачной надежды вновь овладеть Киевом. Его собственный сын Андрей, верный помощник, храбрый полководец, в гневе оставил его. Он сказал отцу: «Мы на том целовали крест, что ты отправишься к Суздалю!» И Андрей Юрьевич, блюдя клятву, ушел в свою северную вотчину на Суздальской земле. Его дальнейшая грызня за Киев больше не интересовала. Он оказался мудрее родителя: вооруженной силой того все равно принудили уйти на Север.

FullSizeRender 1

Фото Дарьи Бариновой

Смирился ли сам отец? Пожелал ли он на том успокоиться?

Ничуть не бывало. Силу суздальских дружин он неустанно бросал на юг. В 1154—1155 годах разы­грался последний акт титанической борьбы за Киев. Мечта великого упрямца сбылась: он все-таки занял великокняжеский престол. Но сам Господь поставил предел его гордыне — недолго князь наслаждался своим триумфом. 15 мая 1157 года государь киевский, участвовавший во множестве битв, мирно окончил свои дни.

Помнит ли кто-нибудь ныне походы Юрия Долгорукого, борьбу его за Киев, свары с роднёй? Кроме специалистов, да еще, пожалуй, самых дотошных любителей исторического знания, никто.

IMG 2932

Фото Дарьи Бариновой

Но фигура эта поистине знаменита. Вот только известность Юрию Владимировичу принесло отнюдь не то, что сам он, вероятно, считал делом своей жизни, — овладение Киевом. Прославили его полезные начинания, относящиеся к правлению князя на нелюбимой Ростово-Суздальской земле. Юрий Владимирович невероятно много строил. Щедрой рукой он основывал новые города, возводил крепости, ставил храмы. Не привязываясь к северной вотчине своей, он все же вел себя там как настоящий хозяин.

Читайте также:  ultimate chicken horse как открыть все уровни и персонажей

При нем в самом Суздале была возведена каменная Спасская церковь, а земля Суздальская украсилась новыми соборами и городами.

Старый Суздаль против молодого Владимира

J9rv6jGX05I

Фото Дарьи Бариновой

Смолоду князь помогал отцу в его бесконечных военных предприятиях на Юге Руси. Летописи показывают его человеком бесстрашным, любившим сечу, весьма искусным полководцем. Из рук отца он время от времени получал невеликие уделы: Дорогобуж-Волынский, Вышгород. Недолго княжил на Рязанщине. Достигнув зрелого возраста Андрей Юрьевич переменился. Он уже с осуждением смотрел, как отец проматывает людей и богатства собственного Ростово-Суздальского княжения, всеми силами стараясь заполучить «великий стол» Киевский. Андрей начал понимать: судьбы Руси всё менее зависят от Киева и всё более — от обширной лесистой области, коей владел его родитель на Севере. В некоторых случаях он уже не давал Юрию Долгорукому поддержки.

Смерть Юрия Долгорукого сделала его сына Андрея полновластным распорядителем Ростово-Суздальской земли. Здесь он повел себя совершенно не так, как родитель. Князь сосредоточился на делах собственного княжества. Его нимало не мучило желание овладеть киевским престолом.

Ld9JpBw7qD0

Фото Дарьи Бариновой

«Старым», боярским городам, Ростову и Суздалю, он противопоставил «молодой» Владимир. Здесь он возвел высокие земляные валы с могучими каменными воротами. Рядом с Владимиром, в Боголюбове, князь выстроил белокаменную резиденцию и храм Покрова на Нерли поблизости. Отец его любил Суздаль и Кидекшу, возвышал тамошнюю область, а сын пренебрежительно отдал Кидекшу младшему брату Борису.

Старым отцовским дружинникам и боярам Андрей Юрьевич предпочел новых слуг. Он, кажется, желал управлять через людей, прямо зависевших от него, или же лично им поставленных должностных лиц — младших дружинников, «мечников», «посадников», «тиунов». А это с еще большей силой накаляло отношения между ним и боярами.

qk4xejS922Y

Фото Дарьи Бариновой

Боярство Ростово-Суздальской земли составило против него заговор.

Старое боярство, в первую очередь, ростовское и суздальское, победило. Для Руси это было горе. А для города Суздаля — наилучшие условия для процветания. Самовластное, обогатившееся за счет разграбленной княжеской казны боярство чувствовало себя здесь прекрасно. Богатело, праздновало победу на пирах-братчинах.

000241910010

Фото Екатерины Соколовой

И за эту роскошную, свободную жизнь стоило побороться с мечом в руках.

Младшие братья убиенного Андрея, игравшие при нем незавидную роль, выдвинулись на первый план. Два года Суздальщиной правил Михалко Юрьевич, затем скончался и он. 1176 год принес младшему из братьев-Юрьевичей, Всеволоду, власть над всей Северо-Восточной Русью. Так вот, за эту власть он боролся сначала как союзник Михалка, а потом как его преемник, побеждая жесточайшее сопротивление «старших» городов своего княжения. Ростовцы и суздальцы ненавидели Андрея Боголюбского. Тамошняя верхушка желала себе в правители кого угодно, только бы он был по крови как можно дальше от Андрея. Первое время Всеволод Юрьевич пытался выйти из сложного положения мирными методами. За него стояли «молодые» города, в первую очередь, тот же Владимир и Переяславль-Залесский, — значительная сила! Князю хотелось поладить без большой крови. Он даже предлагал своему неприятелю, ставленнику боярства князю Мстиславу Ростиславичу, разделить княжение, не бившись.

Aleksandr Simonov

Фото Александра Симонова

Однако обстоятельства заставили его покорять неуемных врагов огнем и мечом. Сражение за сражением он повергал своих противников и только так мог их успокоить. К 1177 году в большой войне рухнула сила «старших» городов, поклонился юному Владимиру древний Суздаль. Иссяк прежний его героизм, основанный на лихом неистовстве дружинной стихии. Наступила совсем другая жизнь.

IMG 2933

Фото Дарьи Бариновой

С тех пор Суздаль не бывал более самостоятельной политической силой, столь мощной, чтобы решать судьбы Северо-Восточной Руси. XII столетие — яркая вспышка в судьбе Суздаля. Город воссиял немеркнущей славой по всей Руси. То, что происходило дальше, — долгая инерция, медленная, но верная утрата величия, принесенного сюда на кончиках мечей.

Суздаль еще очень долго оставался чрезвычайно богатым городом. Так, суздальского серебра хватило, чтобы воздвигнуть в 1220-х годах монументальный Богородице-Рождественский собор, по сию пору возвышающийся над Суздальским кремлем.

000241910009

Суздаль. Богородице-Рождественский собор. Фото Екатерины Соколовой

Суздальское княжение доставалось одному из младших представителей местной ветви Рюриковичей. Оно считалось не первостепенным, но почетным. Иной раз, пережив старших претендентов на первенство да имея политические амбиции, суздальский князь ненадолго становился главным среди всех князей Северо-Восточной Руси. Суздальские правители еще поборолись за первенство с Тверью. Последний значительный политик, занимавший суздальский престол, князь Дмитрий Константинович, даже рискнул побороться с Москвой, но Москва дважды положила его на обе лопатки.

J Duval flikr2

С 1390-х годов Суздаль безраздельно принадлежал ей. Потомки местных князей — Шуйские, Горбатые, Скопины — заседали в московской думе, служили воеводами у царей московских.

Междоусобные войны и татарские набеги разорили город. От былого великолепия осталось не­многое.

Чаша благолепия

Так завершилась жизнь «боярского города», полная гордыни, жестоких битв и роскошества. Зато началась жизнь тихая, сытая и спокойная.

Loris Silvio Zecchinato3

Loris Silvio Zecchinato

Суздаль рос и восстанавливал силы в XVI—XVII веках. Именно тогда, под крылом у победившей Москвы, он вырастил чудесное множество прекрас­ных церквей и монастырей. Именно тогда он превратился в чашу благолепия. Суздаль старомосковской эпохи — церковный, колокольный, разительно отличался от Суздаля древнего — дружинного, пиршественного. Крест возобладал над мечом.

Особенно прославились в ту пору две суздальских обители: Покровский монастырь и Спасо-Евфимьев.

Loris Silvio Zecchinato4 e1481199780717

Loris Silvio Zecchinato

Первый из них основан еще в XIV веке, но расцвел лишь при Василии III, в начале XVI столетия. Стены и храмы его выстроены с большим изяществом. Но вовсе не это дало обители громкую известность. Сюда ссылали знатнейших женщин России. Далеко не всегда монахини аристократического происхождения отправлялись в суздальские кельи из-за какой-то провинности. Иной раз их звало сюда благочестие. Но чаще их пребывание в столице становилось неудобным с политической точки зрения. Постригу предшествовал громкий скандал с высокопоставленным человеком, казнь, либо крушение великого рода, стоявшего у кормила власти. А иногда и кончина супруга, ни в чем не повинного человека, умершего по естественным причинам; другое дело, что супруга его оказывалась крупной фигурой в тонких и неприятных делах наследования… тут-то ее и ожидала отправка в провинциальную глушь Суздаля.

Suzdal Kamenka River Alexxx1979

Суздаль. Река Каменка. alexxx1979

Вот несколько известнейших женщин, попавших в разное время на поселение в Покровский монастырь: дочь Ивана III инокиня Александра, жена Старицкого удельного князя Евпраксия, дочь царя Бориса Годунова Ксения, супруга царя Василия IV Мария Буйносова-Ростовская, первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Самая знаменитая женщина, оказавшаяся в стенах обители, — Соломония Сабурова. Великий князь Василий III развелся с нею из-за ее бездетности. Это вызвало шумный скандал и даже породило слухи о тайном рождении Соломонией наследника престола, якобы спрятанного от отца монахинями. К нашему времени стало ясно, что это всего лишь легенда. А правда состоит в том, что Сабурова, приняв в иноческом постриге имя София, не помышляла вредить прежнему супругу; она прославила себя твердым благочестием и была причислена к лику святых.

Suzdal Museum of Wooden Architecture House Alexxx1979

Суздальский музей деревянной архитектуры. alexxx1979

По соседству с небольшим, изысканно отделанным Покровским монастырем высится хмурая громада Спасо-Евфимьева. Эта обитель обладает первоклассной крепостью XVII века, мощь ее стен поражает воображение. А в стенах монастыря находится гражданская святыня, славная по всей России, — родовая усыпальница князей Пожарских. Тут погребен прах и самого Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя Москвы.

Russia Suzdal Archbishops Palace Alex Zelenko

Архиерейские палаты. Фото Alex Zelenko

Ныне Суздаль тих и украшен колокольными звонами. Ныне богатые люди ищут здесь покоя от шума и суеты больших городов. И, возможно, десять или двадцать лет спустя здесь будет… боярский город на новый лад.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector