Суворовское училище история создания
Первые Суворовские уже в Истории
(Сталинградское) Оренбургское СВУ (1943-1961)
Воронежское СВУ (1943-1961)
Ставропольское СВУ (1943-1962)
Новочеркасское СВУ (1943-1963)
(Краснодарское) Кавказское СВУ (1943-1968)
Горьковское СВУ (1944-1956)
Саратовское СВУ (1944-1957)
Тамбовское СВУ (1944-1960)
Тульское СВУ (1944-1960)
Куйбышевское СВУ (1944-1964)
Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войны в целом. Решение о их создании было принято советским правительством в тот месяц, когда в августе 1943 г. в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге. Шел третий год войны. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление и в дикой злобе разрушал и превращал в развалины и пепелища наши города и села. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов. Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников. В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет.» В фондах ЦА МО РФ имеются документы, подтверждающие, что начальник ГУК НКО СССР генерал-полковник Ф.И. Голиков и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР генерал-лейтенант В.И. Морозов в период с сентября по декабрь 1943 г. неоднократно докладывали непосредственно Верховному Главнокомандующему, представителям ГКО о ходе подготовки мест дислокации первых суворовских военных училищ, о подборе руководящих кадров училищ, о подборе и подготовке командиров суворовских рот, офицеров-воспитателей, преподавателей, сержантского состава, обслуживающего вольнонаемного персонала. Подробно докладывалось о ходе и состоянии материального обеспечения создаваемых училищ всем необходимым для жизни и учебы воспитанников. Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Все командиры рот и двух приготовительных классов Воронежского СВУ до армии были директорами начальных школ. До начала учебы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. В Воронежском СВУ было 9 награжденных воспитанников. сержантов и рядовых | |
Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам».
Заповедь великого полководца свято чтили в кадетских корпусах России. Недаром один из корпусов был назван суворовским. Не случайно в Доме ветеранов первой мировой войны в Сан-Франциско, где по сей день собираются живущие там российские кадеты, есть Суворовский зал с бюстом генералиссимуса: «Батюшка Александр Васильевич для всех нас крестный отец». Естественен вопрос: имел ли какое-либо отношение к кадетским корпусам сам автор «Науки побеждать»?
Эти же задачи необходимо было решать и новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако в то время вся существовавшая в России до 1917 года система подготовки военных кадров была до основания разрушена. Новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было.
В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.
21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов».
училища сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года;
к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;
к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;
к 15 сентября представить на утверждение СНК «образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ».
Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.
О том, что созданию суворовских училищ руководство уделяло большое внимание, свидетельствует распоряжение начальника одного из управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта Четверикова от 6 сентября 1943 года, предписывающее для составления сводки о ходе формирования СВУ и представления ее ГКО «донесения об этом представлять каждую пятидневку, начиная с 10 сентября с.г,»
30 августа в училища был выслан штат:
Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.
В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот, были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.
К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей.
В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела, В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.
Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.
Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.
В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как дне капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.
С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.
Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заведений, поэтому в 1958 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.
На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.
А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен.
Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.
Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы.
П. Дирнн. История лейб-гвардии Семеновского полка, т.116 С.- Петербург, 1883.
В.Д. Мелентьев. Кутузов в Петербурге. Лениздат, 1986.
Положение о кадетских корпусах. С.- Петербург. 1886.
Суворовские военные училища за двадцать лет, // Сб-к статей // М.: Восниздпт, 1963.
Как и зачем придумали суворовские училища
Во время Великой Отечественной войны советское руководство приняло решение организовать массовое обучение детей и подростков военному делу, организовав для этой цели суворовские и нахимовские училища. Автором идеи стал известный военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев, работавший в годы войны на скромной должности старшего редактора Воениздата. Свои мысли в апреле 1943 года он изложил в записке И.В. Сталину «О создании кадетских корпусов», которую мы приводим ниже. Генерал хорошо знал, о чём писал вождю – в 1894 году он окончил Владимирский Киевский кадетский корпус.
Кадетские корпуса советская власть под старым названием возрождать не стала, но мысли Игнатьева быстро нашли практическое воплощение. Уже 21 августа 1943 года было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), которое гласило: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать. девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…». За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. А сами суворовские училища сохранились вплоть до наших дней – хорошие мысли пришли в голову «старорежимному» военачальнику.
Международная политическая обстановка заставляет предвидеть необходимость для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации её командных кадров.
Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодёжи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не даёт возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности-военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.
Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых командиров Красной Армии.
Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей.
Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент ещё и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребёнка и юноши в духе высокого сознания воинского долга.
Срок обучения – восьмилетний для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненной программой по математике, иностранным языкам, политической и строевой подготовке.
Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по 2 класса в каждой.
Воспитательский состав – специально отобранный преимущественно из раненых командиров не ниже звания капитана, по возможности с высшим образованием.
Преподавательский состав – отборный из лиц только с высшим образованием.
Для начала, в виде опыта, предлагается создать как образец только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата Обороны.
Открытие корпуса – 1-го сентября 1943 г., к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов средней школы.
Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в Армии не менее 5 лет.
Генерал-майор Игнатьев А.А.
г. Москва, проезд Серова,
дом 17, кв. 15,
Тел. К 0-81-55
Суворовские военные училища
Суворовские училища — средние военные учебные заведения, готовящие воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск.
Суворовские военные училища были созданы в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Советской Армии и Военно‑Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в годы Великий Отечественной войны «по типу старых кадетских корпусов».
Инициатива и разработка документальной базы приписывается генерал‑лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского корпуса полковнику генерального штаба императорской армии графу Алексею Игнатьеву. Преподавателями и начальниками училищ, с подачи Игнатьева и одобрения Сталина старались назначать бывших кадетов и офицеров российской императорской армии.
Наименование «суворовские» училища получили в честь русского полководца Александра Суворова. До октября 1917 года такое наименование носил кадетский корпус, с 1914 года располагавшийся в Москве.
Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
Срок обучения в суворовских училищах составлял семь лет, в них принимались мальчики, достигшие десятилетнего возраста.
Наряду с повышением уровня военно‑профессиональной подготовки суворовцев в приказах министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками требовалось добиться от выпускников свободного владения иностранными языками. С 1956/1957 учебного года училища стали переводиться на учебный план, предусматривавший 2000 часов на изучение иностранного языка. Это заставило увеличить срок обучения в СВУ на один год и доукомплектовать училища офицерами, знающими иностранный язык. В 1962 году для суворовцев‑выпускников был введен дополнительный (для желающих) экзамен на квалификацию военного переводчика.
В 1960‑е годы часть суворовских училищ была расформирована, а с 1963 года они стали комплектоваться юношами 14‑ти лет с восьмилетним образованием. В них был установлен трехлетний срок обучения. В 1966 году в систему образования дополнительно были введены основы этики и основы эстетики, которые тесно увязывались с внеклассной работой, проводимой командирами рот, офицерами‑воспитателями и преподавателями других дисциплин.
В 1969 году последовало очередное нововведение — суворовские училища перешли на двухлетний срок обучения (9-10‑й классы). В учебные планы и программы были внесены соответствующие изменения. К концу 1970‑х годов имелось 8 суворовских училищ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское.
В 1980‑е годы суворовские училища продолжали совершенствовать свою деятельность, развивать различные формы классной и внеклассной работы, наращивать имеющийся педагогический потенциал. После распада СССР многие из них стали ведущими образовательными центрами по подготовке юношей к службе в офицерском качестве в системе национального военного образования.
В настоящее время в суворовские училища со сроком обучения три года могут поступать несовершеннолетние граждане РФ в возрасте не старше 15 лет, окончившие 8 классов общеобразовательного учреждения в году поступления, имеющие направление кадрового аппарата соответствующего органа внутренних дел РФ или внутренних войск МВД России по месту регистрации кандидата, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора.
В суворовские училища отбираются кандидаты на обучение, изучавшие в общеобразовательном учреждении иностранный язык.