суворовские военные училища история и современность

Суворовские военные училища

Суворовские училища — средние военные учебные заведения, готовящие воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск.

Суворовские военные училища были созданы в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Советской Армии и Военно‑Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в годы Великий Отечественной войны «по типу старых кадетских корпусов».

Инициатива и разработка документальной базы приписывается генерал‑лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского корпуса полковнику генерального штаба императорской армии графу Алексею Игнатьеву. Преподавателями и начальниками училищ, с подачи Игнатьева и одобрения Сталина старались назначать бывших кадетов и офицеров российской императорской армии.

Наименование «суворовские» училища получили в честь русского полководца Александра Суворова. До октября 1917 года такое наименование носил кадетский корпус, с 1914 года располагавшийся в Москве.

Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.

Срок обучения в суворовских училищах составлял семь лет, в них принимались мальчики, достигшие десятилетнего возраста.

Наряду с повышением уровня военно‑профессиональной подготовки суворовцев в приказах министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками требовалось добиться от выпускников свободного владения иностранными языками. С 1956/1957 учебного года училища стали переводиться на учебный план, предусматривавший 2000 часов на изучение иностранного языка. Это заставило увеличить срок обучения в СВУ на один год и доукомплектовать училища офицерами, знающими иностранный язык. В 1962 году для суворовцев‑выпускников был введен дополнительный (для желающих) экзамен на квалификацию военного переводчика.

В 1960‑е годы часть суворовских училищ была расформирована, а с 1963 года они стали комплектоваться юношами 14‑ти лет с восьмилетним образованием. В них был установлен трехлетний срок обучения. В 1966 году в систему образования дополнительно были введены основы этики и основы эстетики, которые тесно увязывались с внеклассной работой, проводимой командирами рот, офицерами‑воспитателями и преподавателями других дисциплин.

В 1969 году последовало очередное нововведение — суворовские училища перешли на двухлетний срок обучения (9-10‑й классы). В учебные планы и программы были внесены соответствующие изменения. К концу 1970‑х годов имелось 8 суворовских училищ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское.

В 1980‑е годы суворовские училища продолжали совершенствовать свою деятельность, развивать различные формы классной и внеклассной работы, наращивать имеющийся педагогический потенциал. После распада СССР многие из них стали ведущими образовательными центрами по подготовке юношей к службе в офицерском качестве в системе национального военного образования.

В настоящее время в суворовские училища со сроком обучения три года могут поступать несовершеннолетние граждане РФ в возрасте не старше 15 лет, окончившие 8 классов общеобразовательного учреждения в году поступления, имеющие направление кадрового аппарата соответствующего органа внутренних дел РФ или внутренних войск МВД России по месту регистрации кандидата, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора.

В суворовские училища отбираются кандидаты на обучение, изучавшие в общеобразовательном учреждении иностранный язык.

Источник

Есть ли будущее у Суворовских училищ?

Участие суворовцев, нахимовцев и кадет в параде в честь Дня Победы никого не оставило равнодушным. Красиво они прошли по Красной площади в Москве и Дворцовой – в Петербурге. Но это заставило вспомнить о нерешённых вопросах в системе военного образования детей

Суворовцы, открывающие парад 9 мая, – это давняя традиция. Были попытки отменить её, но почти единодушное возмущение общественности заставляло возвращать всё на круги своя. Ещё бы! Ведь, пока в России мальчишки начинают свой путь в жизнь в Суворовских военных училищах, у русской армии есть будущее. И это будущее находится в верных руках тех, кто выбрал военную стезю с самого детства.

Такой вот нерушимой символ связи поколений.

А за символом – очень даже вдохновляющая статистика. Из рядов суворовцев и нахимовцев вышли 70 Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда, более 1000 генералов, более 100 командующих армиями, два академика РАН, около 500 докторов наук. Кроме того – народные артисты, художники, спортсмены, включая олимпийских чемпионов. Наконец, просто тысячи мальчишек, ставших затем костяком в курсантской среде офицерских военных училищ.

Всё это так, но…

В то же время специалисты, военные, армейское командование нередко признают: Суворовские военные училища сущностно военными училищами… не являются. Не являются они сегодня и учебно-воспитательными заведениями для мальчиков-сирот, особенно детей погибших офицеров, каковыми задумывались в 1943 году, когда создавались в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». Даже с системной точки зрения сегодня устанавливается, что Суворовское военное училище даёт среднее школьное образование и лишь готовит воспитанников к поступлению в высшие военные училища.

А как готовит? Если оставить за скобками чисто общеобразовательную часть, то выходит, что суворовцы раньше своих сверстников познают азы военной дисциплины, испытывают определённые ограничения и учатся самоограничению, живут и выживают в подростковом мужском коллективе, впитывая первые начала реального общественного бытия. Ну, ещё на старших курсах постреляют из автомата да досыта натопаются на строевой подготовке.

%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8BФото: www.globallookpress.com

Но, собственно, чем это принципиально отличается от какой-нибудь школы-интерната? А как иначе? Мальчишки ведь не солдаты, они присягу не принимали. Те, кто служил в армии, знает, насколько принципиально отличаются требования к воину во время курса молодого бойца, то есть до принятия присяги, от тех, что предъявляются после, в ходе настоящей службы. Оно и понятно: присяга – это, если без экивоков, акт принятия на себя военных обязательств отдать свою жизнь по приказу командира. В том числе. Одновременно это и акт признания права командиров и начальников командовать тобою – вплоть до приказа эту самую жизнь отдать. Можно ли предъявлять такие требования к мальчишкам, к несовершеннолетним? Нет, конечно!

Но в итоге и получается из Суворовских не военные училища, а просто некий затянувшийся военно-спортивный лагерь или, скажем, школа-интернат в стиле милитари.

Не отсюда ли и народились детские кадетские корпуса самых разнообразных направлений, сходные с Суворовскими училищами до степени смешения? Только и разницы, что первыми заведует Министерство просвещения, а вторые традиционно входят в систему Министерства обороны.

В систему подготовки элиты встроился принцип неопределённости

Но в этом заложен и конфликт. Скажем, из девяти нынешних Суворовских военных училищ Казанское подчиняется начальнику Тыла Вооружённых сил, Тверское – командующему Ракетными войсками стратегического назначения, Ульяновское – командующему Воздушно-десантными войсками и так далее. Значит ли это, что они готовят хотя бы младших командиров по соответствующей воинской специальности? Отнюдь нет, так как в плане учебной загрузки суворовцы проходят обучение по программам и нормативам Министерства образования. Разве что в родительском доме школьник сам не всегда может заставить себя учиться. Или вовсе увлечётся уличной подворотной романтикой. А тут контроля больше, и преподаватели не образовательные услуги оказывают – и до свидания, а всё же помогают, убеждают и требуют. До определённых рамок, конечно.

Читайте также:  практически рекомендательная функция истории

20181206 gaf ic06 057

Таким образом, стройная в теории система подготовки национальной военной элиты на деле оказалась системой с встроенным принципом неопределённости. Особенно когда на одно место в высшем военном училище претендуют суворовец, кадет Минпросвета, «гражданский» школьник и отслуживший срочную солдат, решивший стать офицером. И все имеют равные права, отчего подготовка в Суворовских училищах с её дисциплиной и дополнительными обязанностями превращается в неопределённую функцию, а значит – в непонятную фикцию.

То-то опросы подростков показывают, что в СВУ только 16% поступают потому, что хотят стать военными. А почти половина – 49% – будущего суворовского контингента руководствуются желанием «получить хорошее образование».

Тогда при чём тут Министерство обороны? Приравнять всех к кадетам Министерства просвещения – и дело с концом! Желание – 11% – стать «самостоятельным, организованным, дисциплинированным» можно будет исполнить и там.

Так есть ли будущее у СВУ?

С этим вопросом Царьград обратился к знакомым с ситуацией экспертам.

Своё мнение высказал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин.

Да, будущее у них есть, и в этом нет никакого сомнения, – подчеркнул он. – Потому что сама система подготовки юношей для Вооружённых сил, для силовых структур востребована жизнью общества, которое беспокоится о формировании необходимых структур для защиты своего государства. Начальная стадия подготовки таких воинов-защитников – это, конечно же, Суворовское училище.

Царьград: А что дают такие училища, кроме воспитания дисциплины у подростков?

А.К.: Я в своё время учился в военном училище. И вот со мной учились суворовцы, я мог наблюдать их со стороны. У них был более высокий уровень организованности, в их подготовке наблюдалась система, и они были системно подготовлены. Это им очень помогало в освоении военных дисциплин. Например, сразу чувствовалось, что на огневой рубеж они выходили уверенно, результаты показывали значительно выше, чем мы, пришедшие со школьной скамьи. Потом всё в определённой степени сравнялось. Но, конечно же, они являлись авангардом в подготовке офицеров в военном училище.

20180924 gaf ic06 015

Ц.: Много ли выпускников Суворовских училищ становятся реально офицерами?

А.К.: Да, я думаю, значительная часть. Бывает, что кто-то разочаровывается и уходит до принятия присяги. Но это процент незначительный, и думаю, что естественный. А основная часть с гордостью обязательно носили на кителе знак суворовца, показывая, что начали армейскую – хотя условно армейскую – жизнь значительно раньше, чем другие офицеры.

Если речь о Суворовских училищах, то, конечно, должна быть какая-то реорганизация. В отношении кадетских корпусов и Суворовских училищ должна быть перестроена система, которая была в советское время,

– считает военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009 гг.) командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев.

«Раньше ведь Суворовские училища были организованы по приказу Сталина для детей военнослужащих, которые погибли, для детей героев войны, – напомнил он. – Маленьких детей, у которых не было родителей, нужно было где-то учить, обеспечивать и так далее. Сейчас ситуация другая. Но тем не менее у нас опять же есть офицеры, которые погибли. Есть семьи, которые не в состоянии содержать детей в полном объёме того, что для этого необходимо. Есть и очень много богатых людей, которые, откровенно говоря, прячут детей в этих Суворовских училищах от наркоты, от суровых реалий нашей жизни. А потом оттуда их выдёргивают и отправляют сами знаете куда и в какие заведения».

В итоге, к сожалению, в последнее время многие из тех, кто учатся, кто заканчивают Суворовские училища и кадетские корпуса, не идут по военной линии. Конечно, в результате смысл такого образования теряется. Получается, мы, общество, столько энергии тратим на то, чтобы воспитать воина, дать ему знания, подготовку и так далее, а он затем уходит в сторону и не участвует в этой сфере жизни.

Поэтому эти училища должны быть, но их надо реорганизовать», – констатировал эксперт.

Надо выстроить единую систему кадетских корпусов и Суворовских училищ и замкнуть её в систему профессионального военного образования. Нужно ужесточить порядок поступления в эти училища. Нужно брать по предназначению, как это было раньше. Сироты – в первую очередь. Второе – дети военнослужащих, государственных служащих. Далее по обстановке.

«Словом, реорганизация нужна. Я на эту тему готов часами разговаривать. Главное, чтобы кто-то услышал и хоть что-нибудь сделал. Но, к сожалению, этот вопрос уже давно муссируется, но решения пока не имеет. »

Источник

Суворовские военные училища история и современность

Первые Суворовские уже в Истории

svu(Сталинградское) Оренбургское СВУ (1943-1961)

svu Воронежское СВУ (1943-1961)

svu Ставропольское СВУ (1943-1962)

svuНовочеркасское СВУ (1943-1963)

svu(Краснодарское) Кавказское СВУ (1943-1968)

svuГорьковское СВУ (1944-1956)

svuСаратовское СВУ (1944-1957)

svuТамбовское СВУ (1944-1960)

svuТульское СВУ (1944-1960)

svuКуйбышевское СВУ (1944-1964)

в/служащих из Центрального аппарата НКО и ВУЗов

рабочих, служащих и колхозников

1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища. Центральные и местные газеты, радио посвятили этому событию специальные статьи, заметки, сообщения.

Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училищах не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия.

Офицеры-воспитатели и преподаватели понимали, что, строя жизнь ребят по воинскому образцу, нельзя тем не менее в училище насаждать казарменный дух. Офицеры и преподаватели с первых дней стремились сочетать воинскую требовательность с отеческой заботой о детях: задушевно беседовали с ними, рассказывали о событиях в стране, знакомили с положением на фронтах.

Каждый день до конца войны воспитанники слушали по радио, читали в газетах сводки Совинформбюро, толпились у карты, отмечая флажками продвижение наших войск, читали вслух приходящие с фронта письма. Случалось, что письма приносили трагическую весть: погиб отец или старший брат.

Третий год шла война, но, несмотря на огромные трудности, советские люди, труженики тыла стремились оказывать как моральную, так и материальную помощь фронту, нашей армии. В начале 1944 г. воспитанники, офицерско-преподавательский и вольнонаемный состав суворовских военных училищ внесли большие денежные суммы в фонд обороны страны. Деньги предназначались для строительства самолетов «Юный суворовец».

Первый 1943/1944 учебный год в СВУ был очень трудным и для воспитанников и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учебе от нескольких месяцев до 1,5—2-х лет.

Основной задачей преподавателей СВУ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе.

Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ в основном справился.

Большую работу в течение первого учебного года в СВУ провели офицеры 5-го отдела (отдел СВУ) УВУЗ ГУК НКО, которые провели 35 инспекций (обследований) первых девяти училищ, большинство из которых подвергались проверке по 3—4 раза. Во время этих инспекций в училищах проводились инструкторские занятия с командирами рот и офицерами-воспитателями, методические занятия с преподавательским составом, налаживалась работа предметных комиссий в училищах, проводился обмен опытом работы.

Таблица успеваемости воспитанников СВУ за 1943-44 учебный год

Количество воспитанников

Количество аттестованных

Количество не аттестованных

Количество не успевающих

В 1944 г. все вольнонаемные преподаватели получили офицерские звания административной службы и им были увеличены ставки заработной платы.

Однако материальное обеспечение училищ продолжало оставаться узким местом, особенно в части оборудования лабораторий и кабинетов и обеспеченности училищных библиотек художественной литературой.

При организации этих училищ использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ.

Война еще продолжалась и трудностей в деле создания новых специальных учебных заведений с пансионатом для воспитанников было достаточно.

1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.

Однако, как подтверждают архивные документы, начальник ГУ К НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 г. к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года еще шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что еще при наборе в 1944 г. мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

Но в 1945 г. заместитель наркома обороны СССР разрешил дополнительно набрать лишь 759 мальчиков в старшие приготовительные классы (СПК) и в первые классы существующих суворовских военных училищ. В СПК первых девяти СВУ было направлено 90 мальчиков-югославов.

В первые классы Тамбовского, Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Тульского и Саратовского СВУ было зачислено 300 мальчиков в возрасте 10—11 лет, закончивших третий класс школы Наркомпроса. А в первые классы Воронежского и Краснодарского СВУ было направлено по 25 воспитанников воинских частей Красной Армии с подготовкой 3—4 класса школ Наркомпроса в возрасте 11—13 лет (переростки).

В последующие годы созданные суворовские военные училища реорганизовывались, некоторые из них переводились в другие города, менялись их названия. Например,

Лишь в 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.

В 1955 г. Ленинградское военное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в Суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское и Свердловское. Практика, однако, показала, что сочетать в стенах одного училища по существу два военно-учебных заведения с разными задачами нецелесообразно. Поэтому в 1958 г. суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища, а на базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые училища.

Суворовские училища: история, проблемы

полковник запаса, кандидат технических наук, председатель Союза суворовцев Санкт-Петербурга

Создание в Советском Союзе сети суворовских военных училищ

(по типу старых кадетских корпусов России)

в 1943—1944 гг. и в первой половине 50-х годов

Георгий Михайлович Лешин,

член комиссии по работе среди молодежи

Координационного совета Содружества организаций ветеранов независимых государств, заместитель председателя Международного союза суворовских, нахимовских и кадетских объединений, председатель совета ветеранов Воронежского СВУ

В основе данной публикации Российской Федерации архивные документы Центрального архива Министерства обороны

02

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войны в целом. Решение о их создании было принято советским правительством в тот месяц, когда в августе 1943 г. в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Шел третий год войны. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление и в дикой злобе разрушал и превращал в развалины и пепелища наши города и села. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов.

Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников.

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет.»

В фондах ЦА МО РФ имеются документы, подтверждающие, что начальник ГУК НКО СССР генерал-полковник Ф.И. Голиков и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР генерал-лейтенант В.И. Морозов в период с сентября по декабрь 1943 г. неоднократно докладывали непосредственно Верховному Главнокомандующему, представителям ГКО о ходе подготовки мест дислокации первых суворовских военных училищ, о подборе руководящих кадров училищ, о подборе и подготовке командиров суворовских рот, офицеров-воспитателей, преподавателей, сержантского состава, обслуживающего вольнонаемного персонала. Подробно докладывалось о ходе и состоянии материального обеспечения создаваемых училищ всем необходимым для жизни и учебы воспитанников.

Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе.

Все командиры рот и двух приготовительных классов Воронежского СВУ до армии были директорами начальных школ.

До начала учебы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы

Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.

В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. В Воронежском СВУ было 9 награжденных воспитанников.

сержантов и рядовых

Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам».

Заповедь великого полководца свято чтили в кадетских корпусах России. Недаром один из корпусов был назван суворовским. Не случайно в Доме ветеранов первой мировой войны в Сан-Франциско, где по сей день собираются живущие там российские кадеты, есть Суворовский зал с бюстом генералиссимуса: «Батюшка Александр Васильевич для всех нас крестный отец». Естественен вопрос: имел ли какое-либо отношение к кадетским корпусам сам автор «Науки побеждать»?

Эти же задачи необходимо было решать и новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако в то время вся существовавшая в России до 1917 года система подготовки военных кадров была до основания разрушена. Новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было.

В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов».

училища сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года;

к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;

к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;

к 15 сентября представить на утверждение СНК «образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ».

Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.

О том, что созданию суворовских училищ руководство уделяло большое внимание, свидетельствует распоряжение начальника одного из управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта Четверикова от 6 сентября 1943 года, предписывающее для составления сводки о ходе формирования СВУ и представления ее ГКО «донесения об этом представлять каждую пятиднев­ку, начиная с 10 сентября с.г,»

30 августа в училища был выслан штат:

Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.

В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот, были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.

К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела, В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.

Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.

В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как дне капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.

С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.

Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заве­дений, поэтому в 1958 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.

На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.

А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен.

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.

Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы.

П. Дирнн. История лейб-гвардии Семеновского полка, т.116 С.- Петербург, 1883.

В.Д. Мелентьев. Кутузов в Петербурге. Лениздат, 1986.

Положение о кадетских корпусах. С.- Петербург. 1886.

Суворовские военные училища за двадцать лет, // Сб-к статей // М.: Восниздпт, 1963.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector