Суворовские военные училища
Суворовские училища — средние военные учебные заведения, готовящие воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск.
Суворовские военные училища были созданы в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» в целях устройства, обучения и воспитания детей воинов Советской Армии и Военно‑Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших в годы Великий Отечественной войны «по типу старых кадетских корпусов».
Инициатива и разработка документальной базы приписывается генерал‑лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского корпуса полковнику генерального штаба императорской армии графу Алексею Игнатьеву. Преподавателями и начальниками училищ, с подачи Игнатьева и одобрения Сталина старались назначать бывших кадетов и офицеров российской императорской армии.
Наименование «суворовские» училища получили в честь русского полководца Александра Суворова. До октября 1917 года такое наименование носил кадетский корпус, с 1914 года располагавшийся в Москве.
Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
Срок обучения в суворовских училищах составлял семь лет, в них принимались мальчики, достигшие десятилетнего возраста.
Наряду с повышением уровня военно‑профессиональной подготовки суворовцев в приказах министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками требовалось добиться от выпускников свободного владения иностранными языками. С 1956/1957 учебного года училища стали переводиться на учебный план, предусматривавший 2000 часов на изучение иностранного языка. Это заставило увеличить срок обучения в СВУ на один год и доукомплектовать училища офицерами, знающими иностранный язык. В 1962 году для суворовцев‑выпускников был введен дополнительный (для желающих) экзамен на квалификацию военного переводчика.
В 1960‑е годы часть суворовских училищ была расформирована, а с 1963 года они стали комплектоваться юношами 14‑ти лет с восьмилетним образованием. В них был установлен трехлетний срок обучения. В 1966 году в систему образования дополнительно были введены основы этики и основы эстетики, которые тесно увязывались с внеклассной работой, проводимой командирами рот, офицерами‑воспитателями и преподавателями других дисциплин.
В 1969 году последовало очередное нововведение — суворовские училища перешли на двухлетний срок обучения (9-10‑й классы). В учебные планы и программы были внесены соответствующие изменения. К концу 1970‑х годов имелось 8 суворовских училищ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское.
В 1980‑е годы суворовские училища продолжали совершенствовать свою деятельность, развивать различные формы классной и внеклассной работы, наращивать имеющийся педагогический потенциал. После распада СССР многие из них стали ведущими образовательными центрами по подготовке юношей к службе в офицерском качестве в системе национального военного образования.
В настоящее время в суворовские училища со сроком обучения три года могут поступать несовершеннолетние граждане РФ в возрасте не старше 15 лет, окончившие 8 классов общеобразовательного учреждения в году поступления, имеющие направление кадрового аппарата соответствующего органа внутренних дел РФ или внутренних войск МВД России по месту регистрации кандидата, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора.
В суворовские училища отбираются кандидаты на обучение, изучавшие в общеобразовательном учреждении иностранный язык.
Есть ли будущее у Суворовских училищ?
Участие суворовцев, нахимовцев и кадет в параде в честь Дня Победы никого не оставило равнодушным. Красиво они прошли по Красной площади в Москве и Дворцовой – в Петербурге. Но это заставило вспомнить о нерешённых вопросах в системе военного образования детей
Суворовцы, открывающие парад 9 мая, – это давняя традиция. Были попытки отменить её, но почти единодушное возмущение общественности заставляло возвращать всё на круги своя. Ещё бы! Ведь, пока в России мальчишки начинают свой путь в жизнь в Суворовских военных училищах, у русской армии есть будущее. И это будущее находится в верных руках тех, кто выбрал военную стезю с самого детства.
Такой вот нерушимой символ связи поколений.
А за символом – очень даже вдохновляющая статистика. Из рядов суворовцев и нахимовцев вышли 70 Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда, более 1000 генералов, более 100 командующих армиями, два академика РАН, около 500 докторов наук. Кроме того – народные артисты, художники, спортсмены, включая олимпийских чемпионов. Наконец, просто тысячи мальчишек, ставших затем костяком в курсантской среде офицерских военных училищ.
Всё это так, но…
В то же время специалисты, военные, армейское командование нередко признают: Суворовские военные училища сущностно военными училищами… не являются. Не являются они сегодня и учебно-воспитательными заведениями для мальчиков-сирот, особенно детей погибших офицеров, каковыми задумывались в 1943 году, когда создавались в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». Даже с системной точки зрения сегодня устанавливается, что Суворовское военное училище даёт среднее школьное образование и лишь готовит воспитанников к поступлению в высшие военные училища.
А как готовит? Если оставить за скобками чисто общеобразовательную часть, то выходит, что суворовцы раньше своих сверстников познают азы военной дисциплины, испытывают определённые ограничения и учатся самоограничению, живут и выживают в подростковом мужском коллективе, впитывая первые начала реального общественного бытия. Ну, ещё на старших курсах постреляют из автомата да досыта натопаются на строевой подготовке.
Фото: www.globallookpress.com
Но, собственно, чем это принципиально отличается от какой-нибудь школы-интерната? А как иначе? Мальчишки ведь не солдаты, они присягу не принимали. Те, кто служил в армии, знает, насколько принципиально отличаются требования к воину во время курса молодого бойца, то есть до принятия присяги, от тех, что предъявляются после, в ходе настоящей службы. Оно и понятно: присяга – это, если без экивоков, акт принятия на себя военных обязательств отдать свою жизнь по приказу командира. В том числе. Одновременно это и акт признания права командиров и начальников командовать тобою – вплоть до приказа эту самую жизнь отдать. Можно ли предъявлять такие требования к мальчишкам, к несовершеннолетним? Нет, конечно!
Но в итоге и получается из Суворовских не военные училища, а просто некий затянувшийся военно-спортивный лагерь или, скажем, школа-интернат в стиле милитари.
Не отсюда ли и народились детские кадетские корпуса самых разнообразных направлений, сходные с Суворовскими училищами до степени смешения? Только и разницы, что первыми заведует Министерство просвещения, а вторые традиционно входят в систему Министерства обороны.
В систему подготовки элиты встроился принцип неопределённости
Но в этом заложен и конфликт. Скажем, из девяти нынешних Суворовских военных училищ Казанское подчиняется начальнику Тыла Вооружённых сил, Тверское – командующему Ракетными войсками стратегического назначения, Ульяновское – командующему Воздушно-десантными войсками и так далее. Значит ли это, что они готовят хотя бы младших командиров по соответствующей воинской специальности? Отнюдь нет, так как в плане учебной загрузки суворовцы проходят обучение по программам и нормативам Министерства образования. Разве что в родительском доме школьник сам не всегда может заставить себя учиться. Или вовсе увлечётся уличной подворотной романтикой. А тут контроля больше, и преподаватели не образовательные услуги оказывают – и до свидания, а всё же помогают, убеждают и требуют. До определённых рамок, конечно.
Таким образом, стройная в теории система подготовки национальной военной элиты на деле оказалась системой с встроенным принципом неопределённости. Особенно когда на одно место в высшем военном училище претендуют суворовец, кадет Минпросвета, «гражданский» школьник и отслуживший срочную солдат, решивший стать офицером. И все имеют равные права, отчего подготовка в Суворовских училищах с её дисциплиной и дополнительными обязанностями превращается в неопределённую функцию, а значит – в непонятную фикцию.
То-то опросы подростков показывают, что в СВУ только 16% поступают потому, что хотят стать военными. А почти половина – 49% – будущего суворовского контингента руководствуются желанием «получить хорошее образование».
Тогда при чём тут Министерство обороны? Приравнять всех к кадетам Министерства просвещения – и дело с концом! Желание – 11% – стать «самостоятельным, организованным, дисциплинированным» можно будет исполнить и там.
Так есть ли будущее у СВУ?
С этим вопросом Царьград обратился к знакомым с ситуацией экспертам.
Своё мнение высказал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин.
Да, будущее у них есть, и в этом нет никакого сомнения, – подчеркнул он. – Потому что сама система подготовки юношей для Вооружённых сил, для силовых структур востребована жизнью общества, которое беспокоится о формировании необходимых структур для защиты своего государства. Начальная стадия подготовки таких воинов-защитников – это, конечно же, Суворовское училище.
Царьград: А что дают такие училища, кроме воспитания дисциплины у подростков?
А.К.: Я в своё время учился в военном училище. И вот со мной учились суворовцы, я мог наблюдать их со стороны. У них был более высокий уровень организованности, в их подготовке наблюдалась система, и они были системно подготовлены. Это им очень помогало в освоении военных дисциплин. Например, сразу чувствовалось, что на огневой рубеж они выходили уверенно, результаты показывали значительно выше, чем мы, пришедшие со школьной скамьи. Потом всё в определённой степени сравнялось. Но, конечно же, они являлись авангардом в подготовке офицеров в военном училище.
Ц.: Много ли выпускников Суворовских училищ становятся реально офицерами?
А.К.: Да, я думаю, значительная часть. Бывает, что кто-то разочаровывается и уходит до принятия присяги. Но это процент незначительный, и думаю, что естественный. А основная часть с гордостью обязательно носили на кителе знак суворовца, показывая, что начали армейскую – хотя условно армейскую – жизнь значительно раньше, чем другие офицеры.
Если речь о Суворовских училищах, то, конечно, должна быть какая-то реорганизация. В отношении кадетских корпусов и Суворовских училищ должна быть перестроена система, которая была в советское время,
– считает военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009 гг.) командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев.
«Раньше ведь Суворовские училища были организованы по приказу Сталина для детей военнослужащих, которые погибли, для детей героев войны, – напомнил он. – Маленьких детей, у которых не было родителей, нужно было где-то учить, обеспечивать и так далее. Сейчас ситуация другая. Но тем не менее у нас опять же есть офицеры, которые погибли. Есть семьи, которые не в состоянии содержать детей в полном объёме того, что для этого необходимо. Есть и очень много богатых людей, которые, откровенно говоря, прячут детей в этих Суворовских училищах от наркоты, от суровых реалий нашей жизни. А потом оттуда их выдёргивают и отправляют сами знаете куда и в какие заведения».
В итоге, к сожалению, в последнее время многие из тех, кто учатся, кто заканчивают Суворовские училища и кадетские корпуса, не идут по военной линии. Конечно, в результате смысл такого образования теряется. Получается, мы, общество, столько энергии тратим на то, чтобы воспитать воина, дать ему знания, подготовку и так далее, а он затем уходит в сторону и не участвует в этой сфере жизни.
Поэтому эти училища должны быть, но их надо реорганизовать», – констатировал эксперт.
Надо выстроить единую систему кадетских корпусов и Суворовских училищ и замкнуть её в систему профессионального военного образования. Нужно ужесточить порядок поступления в эти училища. Нужно брать по предназначению, как это было раньше. Сироты – в первую очередь. Второе – дети военнослужащих, государственных служащих. Далее по обстановке.
«Словом, реорганизация нужна. Я на эту тему готов часами разговаривать. Главное, чтобы кто-то услышал и хоть что-нибудь сделал. Но, к сожалению, этот вопрос уже давно муссируется, но решения пока не имеет. »
Суворовские военные училища история и современность
Первые Суворовские уже в Истории
(Сталинградское) Оренбургское СВУ (1943-1961)
Воронежское СВУ (1943-1961)
Ставропольское СВУ (1943-1962)
Новочеркасское СВУ (1943-1963)
(Краснодарское) Кавказское СВУ (1943-1968)
Горьковское СВУ (1944-1956)
Саратовское СВУ (1944-1957)
Тамбовское СВУ (1944-1960)
Тульское СВУ (1944-1960)
Куйбышевское СВУ (1944-1964)
Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войны в целом. Решение о их создании было принято советским правительством в тот месяц, когда в августе 1943 г. в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге. Шел третий год войны. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление и в дикой злобе разрушал и превращал в развалины и пепелища наши города и села. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов. Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников. В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет.» В фондах ЦА МО РФ имеются документы, подтверждающие, что начальник ГУК НКО СССР генерал-полковник Ф.И. Голиков и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР генерал-лейтенант В.И. Морозов в период с сентября по декабрь 1943 г. неоднократно докладывали непосредственно Верховному Главнокомандующему, представителям ГКО о ходе подготовки мест дислокации первых суворовских военных училищ, о подборе руководящих кадров училищ, о подборе и подготовке командиров суворовских рот, офицеров-воспитателей, преподавателей, сержантского состава, обслуживающего вольнонаемного персонала. Подробно докладывалось о ходе и состоянии материального обеспечения создаваемых училищ всем необходимым для жизни и учебы воспитанников. Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Все командиры рот и двух приготовительных классов Воронежского СВУ до армии были директорами начальных школ. До начала учебы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. В Воронежском СВУ было 9 награжденных воспитанников. сержантов и рядовых | |
Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам».
Заповедь великого полководца свято чтили в кадетских корпусах России. Недаром один из корпусов был назван суворовским. Не случайно в Доме ветеранов первой мировой войны в Сан-Франциско, где по сей день собираются живущие там российские кадеты, есть Суворовский зал с бюстом генералиссимуса: «Батюшка Александр Васильевич для всех нас крестный отец». Естественен вопрос: имел ли какое-либо отношение к кадетским корпусам сам автор «Науки побеждать»?
Эти же задачи необходимо было решать и новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако в то время вся существовавшая в России до 1917 года система подготовки военных кадров была до основания разрушена. Новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было.
В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.
21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов».
училища сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года;
к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;
к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;
к 15 сентября представить на утверждение СНК «образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ».
Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.
О том, что созданию суворовских училищ руководство уделяло большое внимание, свидетельствует распоряжение начальника одного из управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта Четверикова от 6 сентября 1943 года, предписывающее для составления сводки о ходе формирования СВУ и представления ее ГКО «донесения об этом представлять каждую пятидневку, начиная с 10 сентября с.г,»
30 августа в училища был выслан штат:
Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.
В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот, были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.
К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей.
В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела, В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.
Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.
Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.
В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как дне капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.
С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.
Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заведений, поэтому в 1958 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.
На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.
А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен.
Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.
Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы.
П. Дирнн. История лейб-гвардии Семеновского полка, т.116 С.- Петербург, 1883.
В.Д. Мелентьев. Кутузов в Петербурге. Лениздат, 1986.
Положение о кадетских корпусах. С.- Петербург. 1886.
Суворовские военные училища за двадцать лет, // Сб-к статей // М.: Восниздпт, 1963.