Обобщение 7. Раздел VII
1. Какие факторы способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в.? Охарактеризуйте процесс деколонизации. Определите его значение.
Факторами, которые способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ века являются окончание Второй мировой войны и распад колониальной системы.
Деколонизация – процесс освобождения от колониальной зависимости. В процессе деколонизации выделяют три этапа. На 1 этапе (1945-1956 гг.) процесс охватил Азию и Северную Африку, были освобождены от колониальной зависимости Индия, Индонезия, Филиппины, Бирма, Иран, Сирия, Ливан, Египет и страны Индокитая. На 2 этапе (1950-е-1960-е гг.) независимость получили 17 африканских стран. 3 этап (1970-е- 1980-е гг.) — национально-освободительная борьба в Тропической Африке португальских колоний, падение колониальной империи Португалии. В 1975 году были освобождены Ангола и Мозамбик, в 1980 году — Зимбабве, а в 1989 году — Намибия. Так вся территория Африки стала свободной от колонизма.
Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоятельно определять свою политику, решать экономические проблемы.
2. Объясните значение понятия «неоколониализм». В каких формах он проявляется? Почему стал возможен?
Неоколониализм — подчинение и эксплуатация капиталистическими государствами суверенных слаборазвитых стран. Развитые страны (условные метрополии) оказывали экономическое влияние на неразвитые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Капитал условной метрополии доминировал в экономике развивающейся страны, чем часто оказывал влияние на правительство условных колоний. А те в свою очередь отказывались от экспорта ресурсов, оказывая таким образом влияние на мировые цены. Таким образом, неоколониализм — система неравноправных экономических и политических отношений, навязываемая государствами суверенным странам Азии, Африки и Латинской Америки и направленная на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран.
Неоколониализм проявляется в таких следующих формах:
— проникновение иностранного капитала в молодые независимые государства;
— предоставление помощи слаборазвитым странам в виде кредитов;
— включение развивающихся стран в экономические или военные блоки, различные политические сообщества;
— навязывание неравноправных соглашений;
— столкновение стран друг с другом;
— вмешательство во внутренние дела развивающегося государства;
— разжигание национальной вражды в стране;
— открытая интервенция.
Неоколониализм стал возможен из-за того, что развивающиеся страны (бывшие колонии) по своему уровню развития не были готовы к самостоятельному развитию. Им необходима была опора в лице развитого партнера. Также они получили независимость по инициативе метрополии, затем и оказались под их экономическим и политическим влиянием.
3. С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны? Каковы особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки? Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?
Основные проблемы модернизации развивающихся стран:
— слаборазвитость на момент получения независимости;
— религиозные и межэтнические конфликты;
— неэффективное использование полученной помощи;
— низкий уровень образования населения;
— рост социального и имущественного неравенства вследствие модернизации;
— зависимость от развитых стран, оказывающих им различную помощь.
Особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки:
— использование труда иностранных инженеров и рабочих в нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей и строительной промышленностях;
— власти многих стран с сильным влиянием ислама не затрагивают образа жизни и традиций малочисленного коренного населения;
— модернизация проходила при активном участии СССР и США;
— солидарность с фундаменталистскими настроениями в стране, что обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.
Подъем исламского фундаментализма в странах Ближнего Востока и Северной Африки был вызван процессами модернизации после деколонизации. На усиление фундаментализма повлияли следующие факторы:
— наличие в государствах традиций ислама;
— антирелигиозный характер новых политических режимов;
— объединение различных слоев населения в результате модернизации, что создавало благоприятную социальную среду для проповедей фундаментального духовенства.
4. Проанализируйте следующие данные и сделайте выводы: в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23%, в промышленности возрос с 18 до 23%, в сфере услуг — с 30 до 54%. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли 1,7 %, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП).
Анализ данных позволяет сделать вывод, что Латинская Америка динамично развивается. Яркий пример — Бразилия, которая переходит от традиционного общества к индустриальному. В стране наблюдается процесс индустриализации: растет количество занятых в промышленности и увеличивается городское население, сокращается число занятых в сельском хозяйстве. В целом данные иллюстрируют экономический подъем. А в Мексике наблюдается резкий рост долгов, что позволяет сделать вывод о кризисном положении государства.
5. Каковы причины политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки? Чем объяснить слабость демократических режимов в этих государствах? Можно ли считать, что период военных диктатур для них пройден?
Причинами политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки являются отсутствие управленческого опыта в государствах и заимствование путей развития у других стран. Странами не учитывались собственные особенности и внедрялись чуждые им нововведения, что приводило к политической нестабильности в государстве.
Слабость демократических режимов в этих государствах можно объяснить неготовностью общества жить в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, господствует верховенство права. В таких странах законы создаются по подобию развитых стран, но не соблюдаются.
Можно считать, что период военных диктатур в странах Азии, Африки и Латинской Америки пройден. В настоящее время практически во всех странах установился демократический режим. Долгое время эти страны были ареной соперничества для сверхдержав, которые поддерживали внутри развивающихся государств противоречия и локальные конфликты. «Холодная война» окончена и появились новые источники ресурсов, например, исламистское вероисповедание.
6. Группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, в которых в конце ХХ в. произошел качественный скачок социально-экономических показателей, стали называть «новыми индустриальными странами». Назовите страны, которые к ним относятся. Какие уроки можно извлечь из опыта их модернизации?
К «новым индустриальным странам» относят развивающиеся государства Юго-Восточной Азии — Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Латинской Америки — Бразилия, Аргентина, Мексика.
Из опыта их модернизации можно извлечь следующие уроки:
— использование на практике достижений других развитых стран (например, США и Японии);
— рациональное использование имеющихся в стране ресурсов;
— использование дешевой рабочей силы;
— разработка собственной индустрии по опыту размещения на их территории предприятий развитыми странами.
7. Можно ли вооруженные конфликты в странах «третьего мира» рассматривать как одно из проявлений «холодной войны»?
«Холодная война» — это противостояние двух сверхдержав мира — США и СССР. Появление стран «третьего мира» усилило конфронтацию между сверхдержавами. СССР и США боролись за влияние над государствами. Это выражалось в оказании материальной и иной помощи странам «третьего мира». В результате этого начали возникать региональные и локальные вооруженные конфликты в Азии и Африке. Поэтому вооруженные конфликты в странах «третьего мира» можно рассматривать как одно из проявлений «холодной войны».
§ 1. Мир после войны
1. Какой период называют новейшей историей? Назовите событие, которое ознаменовало рубеж между новой и новейшей историей.
«Новейшей историей», или «историей Новейшего времени», называют переход от индустриального общества к постиндустриальной информационной эпохе. Этот процесс охватывает почти весь ХХ в. и начало XXI в. Рубеж между новой и новейшей историей ознаменовала Первая мировая война. Она была ярким проявлением кризиса европейской цивилизации.
2. Дайте краткую характеристику основным этапам новейшей истории.
В истории Новейшего времени можно выделить два относительно самостоятельных периода. Первый охватывает 1918-1945 гг. Это период революционных движений в Европе и национально-освободительной борьбы в странах Азии и Африки. Обострились противоречия между крупнейшими державами мира, что привело к самой разрушительной в истории человечества мировой войне 1939-1945 гг.
Второй период начинается с 1945 г. Он характеризуется противостоянием США и СССР, капиталистических и социалистических стран. Прямого столкновения между ними не произошло, но противостояние завершилось распадом СССР. Начался процесс глобализации — экономической, политической и культурной интеграции, т. е. сближения, объединения и взаимозависимости отдельных стран и регионов. Активную и ключевую роль в нем играли и продолжают играть США и другие страны Запада.
3. Выделите основные тенденции исторического развития стран Запада в первой половине ХХ в
4. Докажите, что Первая мировая война стала проявлением кризиса индустриального общества и в целом западной цивилизации.
Война привела к огромным людским и материальным потерям. Победители не смогли обеспечить народам устойчивый мир. Подписанные договоры вызвали обиду и негодование, способствовали экономической депрессии 1930-х гг. и вызреванию предпосылок для новой мировой войны. Также не имела достаточной силы Лига Наций, созданная для предотвращения военных конфликтов. После войны в Западной Европе возникло фашистское движение. Фашизм победилв Италии, национал-социализм (наиболее радикальная разновидность фашизма) утвердился в Германии.
Обобщение 1. Раздел I
1. Какие основные периоды выделяются в межвоенной истории стран Запада? Кратко охарактеризуйте каждый из них.
Первый период характеризуется определением основ послевоенного мира. Произошло создание Версальско-Вашингтонской системы, рост рабочего движения, Ноябрьская революция в Германии, осуществлена была попытка создания социалистических государств. Также в этот период появляются и оформляются основные идеи фашизма.
Во второй период постепенно преодолевался экономический кризис, хотя положение нельзя было назвать устойчивым. Решающую роль в экономике стали играть новые технологии.
На третий период припадает мировой экономический кризис. Большинство стран столкнулись с резким падением цен, сокращением промышленного производства, многочисленными банкротствами, снижением уровня жизни населения, ростом числа безработных и разрушением международной торговли. В мире обострилась борьба за рынки сбыта, источники сырья и рабочей силы.
Четвертый период представляет собой положение стран накануне Второй мировой войны. Крах Версальско-Вашингтонской системы, несостоятельность Лиги Наций, агрессивная политика Германии и Италии, появление «оси Рим-Берлин-Токио», политика «умиротворения», Мюнхенский сговор, провал идеи создания коллективной безопасности в Европе и начало Второй мировой войны.
2. Опишите процесс формирования Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Почему она не смогла предотвратить новой мировой войны?
18 января 1919 года в Версале открылась Парижская мирная конференция, которая работала до 21 января 1920 г. Присутствовали представители 27 государств. 28 июня 1919 г. Германия подписала Версальский мирный договор. Также были подписаны мирные договоры с союзниками Германии. На конференции в Версале не были учтены интересы США.
12 ноября 1921 – 6 февраля 1922 г. – Вашингтонская конференция. Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США для решения спорных вопросов на Дальнем Востоке и в Тихом океане, а также ограничения морских вооружений. На этой конференции главенство закреплено за Англией, США и Японией. Участие принимала Франция, приглашена Россия.
Основными недостатками Версальско-Вашингтонской системы были несправедливое переустройство послевоенного мира и чрезмерное ущемление интересов государств, проигравших войну. Версальский мир стал одним из источников реваншизма — стремления Германии к пересмотру результатов Первой мировой войны.
3. В 1920-е гг. влиятельной политической силой были социал-демократы и коммунисты. Какое влияние на историческое развитие стран Запада оказали их взаимоотношения? Назовите имена наиболее значительных представителей социал-демократии и коммунистов. Охарактеризуйте взгляды и деятельность одного из них (по вашему выбору).
В конце 1920-х гг. отношения между социал-демократами и коммунистами обострились.
9 ноября 1918 г. вспыхнуло восстание в Берлине. В этих условиях кайзер Вильгельм II поспешно отрекся от престола и бежал в Голландию. В этот же день Германия была провозглашена республикой. Новое правительство возглавил лидер умеренного крыла Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Фридрих Эберт. Спустя два дня, 11 ноября 1918 г., оно подписало перемирие со странами Антанты. Так завершилась Первая мировая война.
В декабре 1918 г. революционно настроенные левые социал-демократы образовали Коммунистическую партию Германии (КПГ). Ее сторонники выступали за насильственные методы борьбы и установление диктатуры пролетариата. Разногласия между левыми и правыми достигли наибольшей остроты в период берлинского вооруженного восстания в январе 1919 г. Правительство Эберта подавило восстание, жестоко расправившись с коммунистами. Их лидеры Карл Либкнехт и Роза Люксембург были убиты.
К концу 1930-х гг. наметилось сближение между социалистами и коммунистами. Во Франции был создан Народный фронт. Правительство Народного фронта проводило социально-демократические реформы, направленные на улучшение жизни населения и противостояние фашизму. Также Народный фронт был в Испании.
Наиболее значительные представители социал-демократии и коммунистов Ф. Эберт, Ф. Шейдеман, К. Каутский, К. Либкнехт, В. Пик, Р. Люксембург.
Ф. Эберт был руководителем СДПГ, выступал за мирные реформы, против вооруженного восстания и диктатуры пролетариата. Был президентом Германии в ходе Ноябрьской революцие. Внес огромный вклад в развитие рабочего движения Германии.
4. Сравните тоталитарный и авторитарный политические режимы. Объясните, почему в одних странах Запада установились тоталитарные, а в других — авторитарные политические режимы.
Отличия авторитарного политического режима от тоталитарного состоят в том, что в авторитарном режиме власть умеренно влияет на общество и степень цензуры гораздо меньшая, чем при тоталитаризме, тогда как тоталитарный режим стремится контролировать каждого гражданина государства, его мысли, поведение и личные идеалы.
В странах Запада устанавливались такие политические режимы, потому что экономическая и политическая нестабильность этих стран требовала сильной власти и централизации государства.
5. Объясните значение понятия «Народный фронт». В каких странах Запада к власти пришли правительства Народного фронта? Какова их историческая судьба?
Народный фронт — форма организации народа для борьбы против фашизма, войны, борьбы за демократию, мир и национальную независимость.
Объединение антифашистских сил стало возможным во Франции и Испании. В 1932 г. во Франции к власти пришло прогрессивное правительство партий так называемого Левого блока во главе с радикал-социалистами. Испания взяла пример с Франции. Объединение левых сил в этих странах приняло форму Народного фронта, выставившего общий список кандидатов на парламентских выборах.
Правительство Народного фронта в Испании не смогло удержаться у власти, а во Франции Народный фронт внес огромнейший вклад в победу над фашизмом.
Благодаря уличным выступлениям антифашистов были сорваны фашистские путчи в Австрии, Великобритании и Франции. Антифашисты создавали военизированные дружины, которые могли противостоять в уличных схватках фашистским. Среди немецких подпольных антифашистских организаций наиболее известна «Красная капелла». Летом 1935 г. был создан единый антифашистский Народный фронт.
6. Составьте хронологическую таблицу «На пути к мировой войне: 1933—1939 гг.».
На пути к мировой войне: 1933—1939 гг.
Год | Событие |
1933 г. | Германия и Япония вышли из Лиги Наций. |
1935 г. | В Германии вводилась всеобщая воинская повинность. Был принят секретный закон «Об обороне империи», произошло присоединение Саарской области, находившейся фактически под управлением Франции. |
1936 г. | Немецкие войска заняли Рейнскую демилитаризованную зону. Войска Италии оккупировали Эфиопию. Италия была провозглашена империей. Германия и Италия создали «ось Берлин — Рим». Германии и Япония заключили Антикоминтерновский пакт (25 ноября 1936 г.). |
1937 г. | Япония начала войну против Китая (были захвачены его центральные провинции). |
1938 г. | Аншлюс Австрии к Германии (12 марта 1938 г.). Мюнхенское соглашение (29–30 сентября 1938 г.). |
1939 г. | Германия выдвинула Польше территориальные претензии (21 марта 1939 г.). Германия и Италия заключили «Стальной пакт» (22 мая 1939 г.). |
7. Какие научные открытия и технические достижения оказали наибольшее влияние на развитие культуры? Опишите быт средней западноевропейской или американской семьи в 1930-е гг.
Наибольшее влияние на развитие культуры оказало создание первой ЭВМ (компьютера). Это сделал Дж. фон Нейман.
Быт средней американской семьи – дом, автомобиль, бытовая техника: пылесос, утюг, стиральная машина, телефон, холодильник. Обычно двое детей. Появилась масса мест для развлечений, куда они могут семей ходить – кино, выставки и т.д.
8. Какие факторы оказали влияние на развитие искусства в межвоенный период? Укажите основные тенденции развития художественной культуры. Организуйте выставку репродукций произведений искусства, созданных вмежвоенный период. Какое из них произвело на вас наибольшее впечатление? Объясните, почему.
Наибольшее впечатление на меня произвела картина «Герника» Пабло Пикассо (1937 г.).
«Герника» (исп. Guernica) была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов.
Обобщение 2. Раздел II
1. Какие этапы в истории Советского государства можно выделить в межвоенный период? Представьте их в виде схемы.
Октябрьская революция и установление советской власти в России
Прекращение войны, решение насущных проблем населения, захват власти большевиками.
Гражданская война
Продовольственная диктатура, установление однопартийной системы, нациализация промышленности, противостояние между красными и белыми, потеря большого количества человек от голода и эпидемий.
Построение социализма
Введение политики «военного коммунизма», нэп и его отмена, курс на индустриализацию, проведение коллективизации.
Политическое развитие Советского государства
Предпосылки образования СССР, господство однопартийной системы, уничтожение политических оппонентов, создание мощных репрессивных структур.
Культурные преобразования в СССР
Создание школ и вузов, подъём уровня образования, господстве марксизма-ленинизма в науке, образовании и искусству.
2. Составьте облако тэгов по теме «История Советской России и СССР в 1918—1939 гг.».
Октябрьская революция, захват власти большевиками, военный режим, Ленин, гражданская война, Сталин, военная интервенция, красное движение, белое движение, Красная Армия, политика «военного коммунизма», нэп, продразвёрстка, продналог, индустриализация, коллективизация, культ личности, государственное регулирование, «культурная революция», «социалистический реализм», раскулачивание, стахановец.
3. Объясните причинно-следственную связь:
Преодоление техникоэкономической отсталости СССР требовало проведения индустриализации как первоочередной задачи для поднятия экономики страны, а также коллективизации. Индустриализация пораждала спрос на рабочих крестьян в городах, для этих целей проводилась коллективизация сельского хозяйства — крестьяне начали массово покидать деревни и заселять города, занимая рабочие места на заводах.
4. «Никому никогда не удастся поставить под сомнение роковую связь между 27 августа и 25 октября 1917 г.», — так писал в своих воспоминаниях А. Ф. Керенский. Что же произошло в августе 1917-го?
27 августа 1917 г. — введение в Петрограде военного режима генералом Корниловым, большевики захватили Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, что в дальнейшем привело 25 октября 1917 г. к захвату власти большевиками.
5. Опишите процесс формирования политической системы в СССР. Какие факторы содействовали превращению СССР в централизованное государство с командно-административной системой?
После принятия в 1936 г. конституции начали образовываться свои государственно-политические аппараты. Политическая система формировалась следующим образом. Производитель начал полностью подчиняться государству, господствовала однопартийная система, на руководящие посты назначались исключительно коммунисты, таким образом партия большевиков превращалась из политической в управленческую. Принимались меры по ликвидации политических противников, создавался мощный репрессивный аппарат, государство регулировало все сферы жизни населения, создавало большое количество общественных организаций для контроля над обществом.
Для создания централизованного государства содействовали такие факторы: особенность идеологии, культ личности, укрепление военной мощи и экономического потенциала.
6. Какие этапы внешней политики Советского государства в межвоенный период можно выделить? Перечислите факторы, содействовавшие изменению направлений внешней политики. Каковы, на ваш взгляд, достижения и просчеты внешнеполитической деятельности Советского государства?
Этапы внешней политики:
Факторы, содействовавшие изменению направлений внешней политики:
Достижения внешнеполитической деятельности:
Просчёты внешнеполитической деятельности:
7. Составьте галерею «Лица эпохи: Советская Россия и СССР в 1918—1939 гг.».
Ленин Владимир Ильич — рукводитель большевистской партии, создатель первого в мире социалистического государства, революционер. Выработал основы экономической и культурной политики советской власти, сформулировал принципы объединения советских республик в составе СССР. Оказал огромное влияние на ход мировой истории XX в.
И.В. Сталиным — революционер, государственный и партийный деятель Российской империи и Советского Союза.
А. Ф. Керенским — глава Временного правительства в 1917 г.
Л. Г. Корнилов — Верховный главнокомандующий генерал. В августе 1917 г. установил в стране военный режим, чтобы не допустить скатывания России в бездну безвластия и анархии. В конечном итоге, Корнилов был арестован.
А. В. Колчак — лидер белого движения в 1918 г.
М. В. Фрунзе — командир Красной Армии.
А. Стаханов — донецкий шахтёр, добывший за одну смену во много раз больше угля, чем полагалось по норме. В его честь было названо Стахановское движение.
С. М. Киров — руководитель партийной организации Ленинграда.
8. Организуйте выставку репродукций произведений искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), созданных в Советском государстве в межвоенный период. Какое из них произвело на вас наибольшее впечатление? Объясните, почему.
Живопись:
«Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном» — Исаак Бродский.
Скульптуры:
Скульптура «Ленин — вождь» — творчество Николая Андреева
Статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец» Ивана Шадра.
Памятника «Освобожденный труд» — Вера Мухина.
Архитектура:
Дом культуры имени Русакова, Здание Центрального телеграфа, Мавзолей Ленина (Виктор Щусев), ДнепроГЭС.