§ 31. Развитие образования и науки, культуры и спорта
2. Как вы оцениваете свой уровень знаний по истории Беларуси? Пригодятся ли вам эти знания сейчас и в будущем? Поясните, для чего.
Знания по истории Беларуси помогают глобально мыслить, осознать путь, который прошли наши предки. Проанализировав исторические явления, можно получить объяснение событиям, которые происходят в настоящее время. Это дает возможность спрогнозировать дальнейшее развитие событий, принять решение, скорректировать свое поведение. Каждый уважающий себя гражданин Беларуси должен знать свою историю, чтобы понимать менталитет белорусов, историко-культурные особенности республики. Поэтому знания по истории Беларуси пригодятся сейчас и в будущем.
3. В своем выступлении на четвертом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Необходимо работать над созданием культурно-исторических брендов, которые могли бы ярко, позитивно и полно представить нашу страну…» Определите, что из культурно-исторического наследия Беларуси, отраженного в произведениях литературы и искусства, может быть использовано для создания современного имиджа нашей страны. Обоснуйте свой выбор.
Успехи белорусских деятелей науки и культуры укрепляют имидж независимого белорусского государства на международной арене. Ученые Беларуси проводят различные исследования, актуальные для человечества: лечение с помощью стволовых клеток, диагностика рака, создание искусственного интеллекта, систем беспилотного транспорта. В Книгу рекордов Гиннесса занесен самосвал БелАЗ. Республика Беларусь стала космическим государством и создателем собственной станции в Антарктиде. А ученый Жорес Алферов получил Нобелевскую премию за создание волоконно-оптической связи, которая стала основой современного интернета. Беларусь имеет богатое духовное наследие, поэтому многие писатели обращаются к исторической теме и посвящают свои произведения вопросам образования и развития республики.
4. Как бы вы ответили на вопросы, поставленные деятелями национальной культуры в своих произведениях: «Откуда мы? Что мы за нация? Куда мы идем и что нас ждет в будущем?» Проведите дискуссию среди одноклассников по этим вопросам.
Богатое культурное наследие Республики Беларусь формировалось на протяжении многих столетий. Наше государство имеет разнообразную историю: выделение из ветви восточных славян, развитие в составе России и Великого Княжества Литовского, формирование суверенной современной республики. Страна прошла разрушительные войны и восстания, стихийные бедствия, но белорусский народ сохранил, приумножил достижения предков и постоянно развивал науку, литературу, искусство, спорт, повышал свой культурный уровень. Белорусы являются трудолюбивым, открытым, толерантным, верующим, гостеприимным народом. Они гордятся своей культурой, языком и традициями. В настоящее время актуальна белорусская национальная идея — идея самобытности народа, осознание его национальных интересов. Сохраняя все созданное предками, развиваясь в соответствии с современными реалиями, Беларусь станет одной из развитых стран мира.
5. Какие из олимпийских достижений спортсменов Республики Беларусь вызывают у вас чувство гордости за нашу Родину?
Чувство гордости за нашу Родину вызывают олимпийские достижения следующих спортсменов Республики Беларусь:
— Александр Медведь — трехкратный чемпион Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира по вольной борьбе, признан лучшим спортсменом Беларуси;
— Ольга Корбут — четырехкратная олимпийская чемпионка, которая первой из гимнасток выполнила запрещенное в настоящее время из-за опасности для здоровья сальто назад;
— Виталий Щербо занесен в Книгу рекордов Гиннесса как шестикратный победитель Олимпиады 1992 года;
— Дарья Домрачева — первая в истории республики женщина, которой присвоено звание Героя Беларуси за завоевание трех золотых медалей на одной Олимпиаде 2014 года.
6. Подготовьте сообщения о современных деятелях белорусской литературы и искусства, в творчестве которых находят отражение исторические сюжеты и мотивы родного края. Презентуйте сообщения при проведении урока обобщения по разделу V.
Леонид Мартинович Дайнеко (1940-2019 гг.) — один из современных деятелей белорусской литературы, в творчестве которого находят отражение исторические сюжеты. Леонид Дайнеко окончил Белорусский государственный университет. Писатель работал на Нижнетагильском металлургическом комбинате, на Витебской студии телевидения, затем на Белорусском телевидении. Леонид Дайнеко публикуется с 1961 года. Он является автором исторических романов «Меч князя Вячки», «След оборотня», «Железные желуди», которые раскрывают страницы истории Беларуси. Эти произведения посвящены развитию полоцкого княжества и периоду формирования Великого Княжества Литовского. Книги Леонида Дайнеко печатаются на разных языках мира.
§ 1. События Октябрьской революции 1917 г. в Беларуси
0. Вопросы в параграфе.
1. Пользуясь репродукцией картины, определите исторические события, которые на ней изображены.
25 октября Минский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил свою власть в городе.
2. Охарактеризуйте, пользуясь картосхемой, особенности установления советской власти на территории Беларуси.
25 октября Минский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил свою власть в городе. 2 ноября 1917 г. власть в Минске взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК) Западной области и фронта. В период с 25 октября по 20 ноября 1917 г. произошло установление советской власти на не оккупированной германскими войсками территории Беларуси (в Витебске, Гомеле, Могилеве и в других городах Беларуси).
3. Поработайте, используя прием ключевого слова, с содержанием этого абзаца и рубрики «Свидетели истории». Обратитесь к соответствующей методической рекомендации на с. 178.
Как использовать методический прием ключевого слова:
4. Большевистские руководители в Беларуси отмечали, что основной своей задачей считали подготовку Западного фронта к пролетарской революции и вооруженному восстанию, поэтому их организация из-за близости к фронту по сути являлась военной.
26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов провозгласил советскую власть в центре и на местах, были приняты Декреты о мире и земле.
Солдаты с сочувствием встретили новость о принятии Декретов о мире и земле.
5. Руководители Облискомзапа не признавали существования белорусской нации как самостоятельной. Они считали, что этнографические особенности, которые отделяют белорусов от русских, должны отмереть. По мнению местных представителей советской власти в Беларуси, после октябрьских событий 1917 г. пришло время мировой пролетарской революции, а эпоха национальных государств отошла в прошлое. Поэтому Облискомзап все свое внимание концентрировал только на проблемах Западного фронта.
Сформулируйте собственное отношение к приведенной точке зрения с учетом исторических условий ее появления.
Такая точка зрения имела право существовать, т.к. учитывая исторические условия, необходима была единая сила, чтобы свергнуть самодержавие, единство всех народов в борьбе за общую цель.
6. Декрет о земле. Художник В. Серов. 1957 г.
Крестьяне узнают о принятии 26 октября 1917 г. Декретов о мире и земле.
Подписание Декрета о земле имело большое значение для белорусских крестьян на не оккупированных германскими войсками белорусских территориях. Согласно Декрету ликвидировалось помещичье землевладение. Земли передавалась в распоряжение Советов крестьянских депутатов.
7. Поработайте с репродукцией, используя прием загадочной картинки. Обратитесь к соответствующей методической рекомендации на с. 178.
Как работать с исторической иллюстрацией, которая представляет собой загадочную картинку
1. Сформулируйте позицию созданного в Западной области и на Западном фронте органа советской власти по вопросу белорусской государственности.
Этот орган — Облискомзап. Он не признавал существование белорусской нации как самостоятельной, считал, что этнографические особенности белорусов должны отмереть, поэтому концентрировал свое внимание только на проблемах Западного фронта.
2. Охарактеризуйте подходы советской власти к решению национального и аграрного вопросов в Беларуси.
Советская власть считала, что национальный вопрос в Беларуси можно решить путем образования Западной области, которая входила бы как административно-территориальная единица в состав Советской России. Такая область с центром в Минске появилась в 1917 г. как временное объединение Виленской, Витебской, Могилевской и Минской губерний. В феврале 1918 г. центр области был перенесен в Смоленск, потом в ее состав вошла Смоленская губерния.
Для решения аграрного вопроса ликвидировалось помещичье землевладение. Происходила передача бывшей помещичьей земли в распоряжение Советов крестьянских депутатов.
3. Определите, почему политика «военного коммунизма» получила такое название. Спрогнозируйте, к каким результатам могла привести подобная политика в решении аграрного вопроса.
Политика «военного коммунизма» называлась так, потому что по ней ввелись продразвёрстки (крестьяне были обязаны сдавать государству все излишки продукции для обеспечения Красной Армии).
Такая политика разрушила производственные связи и обострила отношения правительства с широкими массами населения. Экономика не перестроилась, а начала быстрее разваливаться.
§ 32. Обобщение по разделу V
1. Выскажите свое собственное отношение, в том числе эмоциональное, к обозначенным на «ленте времени» историческим событиям и объясните его.
Принятие Декларации о государственном суверенитете БССР. Беларусь получила независимость, но нашей республике пришлось преодолеть экономические проблемы в первые годы после провозглашения Республики Беларусь.
Утверждение нового названия нашей страны — Республика Беларусь — и ее государственных символов. Данное событие вызывает положительные эмоции, так как было создано новое государство, учреждены символы (герб, флаг и гимн). Государственные символы — главные символы независимости страны, которые передают историко-культурное наследие белорусов и подчеркивают достоинство граждан Беларуси.
Прекращение существования СССР. Создание Содружества Независимых Государств было необходимой мерой, как как бывшие советские республики были частью единой системы. После распада Советского Союза в этих странах начались проблемы в экономике, решить которые можно было созданием нового союза — СНГ.
Принятие Конституции Республики Беларусь — День Конституции. Конституция — основной закон страны, который регламентирует все сферы жизни общества. Принятие такого закона является первым и необходимым шагом при создании нового государства.
Избрание Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко несколько сроков подряд говорит о том, что граждане страны доверяют Александру Григорьевичу. Так как после экономических проблем в стране после распада СССР каждому человеку хочется стабильности, которая была достигнута с помощью политики Лукашенко, направленной на улучшение условий жизни белорусов.
Республиканский референдум по вопросам государственного статуса белорусского и русского языков, новой государственной символики (герба и флага), экономической интеграции с Россией, полномочий Президента вызывает положительные эмоции, так как в принятии важных государственных вопросов принимает участие каждый гражданин Беларуси.
Принятие на республиканском референдуме новой редакции Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями — это показатель того, что в стране народ является единственным источником власти и его мнение важно для государства.
Принятие на республиканском референдуме поправок в Конституцию Республики Беларусь, связанных со сроком полномочий одного лица, избранного Президентом Республики Беларусь. Вызывает двоякое мнение: если Президент находится у власти несколько сроков, то он придерживается своей программы, в стране наблюдается стабильность. Но все меняется, появляются новые технологии, методы, необходимо и изменять какие-то программы и направления в государстве, что возможно с приходом к власти нового главы государства.
2. Найдите и объясните ключевые слова.
Ключевые слова в выдержке из Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.:
Права человека — правила поведения, которые с помощью государства обеспечивают защиту свободы и достоинства индивида.
Источник государственной власти — средства, с помощью которых субъекты власти могут оказывать воздействие на граждан и государственные органы с целью решения определенных задач.
Суверенитет — независимость государства во внутренних и внешних делах.
Ключевые слова в выступлении главы делегации Республики Беларусь на заседании Совета НАТО в ноябре 2002 г.:
Нацизм — идеология, в основе которой лежит превосходство одной нации над другой.
Ядерное наследие СССР — расположение на территории Беларуси ядерных объектов. На территории БССР находилось почти 30% ядерных боеприпасов СССР.
3. Сравните.
Сравните плановую централизованную модель экономики, существовавшую в БССР, и социально ориентированную модель экономики, которая реализуется в Республике Беларусь.
В БССР существовала плановая централизованная модель экономики, где государство определяло социально-экономические показатели и регулировало цены. В социально ориентированной модели экономики, которая реализуется в Республике Беларусь, существуют товарно-денежные рыночные отношения, но сохраняется государственное регулирование с целью защиты интересов граждан.
Сравните роль Коммунистической партии Беларуси в советском и современном белорусском обществе.
Роль Коммунистической партии Беларуси в советском, в частности белорусском обществе была огромна. Многочисленные партийные органы следили за моральным и идеологическим обликом гражданина. Без членства в партии невозможно было сделать хорошую карьеру. Каждый житель БССР обязан был вступить в партию. В современном белорусском обществе Коммунистическая партия упразднена, но имеется аналог Комсомола — Белорусский республиканский союз молодежи.
Сравните международное положение и внешнюю политику БССР и Республики Беларусь.
БССР входила в состав СССР, поэтому полностью принимала его внешнюю политику. Беларусь не представляла себя как отдельную республику во всех внешнеполитических союзах и соглашениях. Исключение: подписание делегацией БССР в 1945 году Устава ООН из-за огромных материальных и людских потерь в годы Великой Отечественной войны. После распада СССР республика Беларусь как независимое государство стала самостоятельно выстраивать дипломатические отношения со странами мира. В настоящее время БССР имеет меньший вес на международной арене, чем во времена вхождения в состав СССР. Это снижает внешнеполитические возможности республики.
4. Приведите исторические факты, отражающие.
Факты, отражающие процесс становления правового государства в Республике Беларусь: принятие Конституции; проведение выборов, народного референдума, Всебелорусских собраний; функционирование общественных профсоюзов и организаций, которые помогают защищать права и интересы граждан.
Факты, отражающие конституционное положение о том, что единственным источником государственной власти в нашей республике является народ: 1) народ в Республике Беларусь выбирает главу государства — Президента; 2) принимал участие в республиканских референдумах 1995, 1996, 2004 годов, на которых решались важные вопросы государства; 3) представители власти в республике выбираются путем всеобщего голосования; 4) любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Беларуси может избирать и быть избранным.
Факты, отражающие реализацию в нашей стране модели социально ориентированной экономики: 1) в 2005 г. Беларусь стала лидером в СНГ по производству мяса, молока, картофеля на душу населения; 2) принятие Директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», где внимание уделялось возрождению и развитию села, строительству агрогородков; 3) принятие Директивы «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в которой закреплены правила ведения бизнеса; 4) в 2018 г. Беларусь заняла 53-е место среди 189 стран мира по индексу развития человеческого потенциала (здравоохранение, состояние здоровья и образования, уровень грамотности).
Факты, отражающие развитие взаимоотношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией: страны являются членами Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза. Россия и Беларусь осуществляют военное сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, так как на территории республики располагаются два военных объекта.
5. Объясните причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями, процессами.
Распад СССР → развитие интеграции между Беларусью и странами СНГ
После распада Советского Союза Беларусь получила политическую независимость, но возникли экономические проблемы. СССР объединял экономики всех республик в единую экономическую систему, поэтому после распада Советского Союза все новые страны оказались экономически зависимы друг от друга. Это привело к заключению торговых соглашений между бывшими союзными республиками, интеграции между Беларусью и странами СНГ.
Провозглашение в Конституции Республики Беларусь правовым государством → реализация в государственном управлении принципа разделения власти
Согласно Конституции Беларуси 1994 года наше государство провозглашено правовым. А правовое государство характеризуется принципом разделения властей, что реализуется в Беларуси. Государственная власть в республике делится на законодательную (Национальное собрание Республики Беларусь), исполнительную (Совет министров) и судебную.
Оформление государственного суверенитета → проведение Республикой Беларусь самостоятельного внешнеполитического курса
После распада СССР Беларусь получила государственный суверенитет. Республика стала выступать на мировой арене как равноправный член международного сообщества и проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Беларусь стала одной из стран-основательниц СНГ, является членом Евразийского экономического сообщества, создала с Российской Федерацией Союзное государство.
6. Докажите, что:
В Республике Беларусь установилась президентская форма государственного правления.
По Конституции Республики Беларусь главой государства является Президент. После распада СССР в республике к власти пришел Александр Григорьевич Лукашенко, который является Президентом страны и главой исполнительной власти.
В области хозяйственных отношений преобладает их государственное регулирование, направленное на социальную защиту интересов населения.
По Конституции Республика Беларусь является социальным государством, которое создает все необходимые условия для обеспечения достойной жизни граждан. В стране увеличены расходы бюджета на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, на выполнение государственных социальных стандартов. Благодаря таким мерам граждане Беларуси пользуются бесплатным и современным медобслуживанием, получают высшее образование за счет бюджета, оплачивают коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости. Также в республике организована система социальной защиты.
Наша страна придерживается многовекторного принципа своей внешней политики.
Расположение Республики Беларусь в центре Европы определило направления ее внешней политики. Беларусь взаимодействует с Россией на востоке, странами СНГ и Евросоюзом, а также государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
В области образования реализуется конституционное право граждан на его получение.
В Беларуси созданы условия для реализации принципа непрерывного образования: завершив обучение в школе, выпускник может продолжить обучение в высших учебных заведениях в соответствии со своими способностями. Согласно статьи 49 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует бесплатность и доступность общего среднего и профессионально-технического образования.
В произведениях литературы и искусства отражается историческая преемственность между разными поколениями представителей белорусской нации.
Современные писатели и художники создают свои произведения об исторических событиях Беларуси. Леонидом Дайнеко были написаны романы «Меч князя Вячки», «След оборотня», «Железные желуди» о Полоцком княжестве и Великом Княжестве Литовском (первые государственные образования на территории Беларуси). Статус историко-культурного наследия приобрел «Гобелен века» Александра Кищенко. На гобелене изображены важные для всего человечества события и около 80 знаменитых деятелей ХХ века. Историческому прошлому республики посвящены спектакли Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
7. Решите исторические задачи.
Определите, почему в Республике Беларусь в 1994 г. согласно Конституции, как и в других независимых государствах на территории бывшего СССР, была введена должность Президента, которая раньше, в соответствии с конституциями советских республик, не предусматривалась.
Беларусь стала независимым государством, а одним из признаков государства является наличие органов власти, в том числе главы государства. Поэтому в суверенной республике и была введена должность Президента. А ранее первым лицом республик в составе СССР были первые секретари республиканских ЦК Компартии.
Объясните результаты опроса на тему «Как вы оцениваете прекращение существования СССР и решение о создании СНГ?», проведенного в первой половине 1990-х гг. среди жителей Беларуси.
Результаты опроса можно объяснить следующим образом. В 1991 году большинство населения республики считало, что это правильное решение, так как белорусы теперь имеют независимое государство, свою культуру и национальные традиции. Через 4 года граждане поменяли свое решение, так как в стране начались экономические проблемы: из-за ограниченности собственных природных ресурсов предприятия Беларуси работали на привозном сырье и деталях.
Определите причины явления, о котором свидетельствуют следующие статистические данные. Если в 1990 г., продав 1 т молока, можно было купить 3,6 т топлива, то в 2007 г., чтобы купить 1 т топлива, нужно было продать 4 т молока. В 1990 г., чтобы купить зерноуборочный комбайн, необходимо было продать 160 т зерна, а в 2007 г. — около 2 тыс. т.
Статистические данные свидетельствуют об инфляции в Беларуси. После распада СССР и нарушения экономических связей между бывшими советскими республиками предприятия республики утратили источники сырья и рынки сбыта продукции. Поэтому себестоимость продукции в стране возросла, сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, снизились доходы населения, обесценились их денежные сбережения.
Сформулируйте краткие тезисы (лозунги), раскрывающие суть программ социально-экономического развития Республики Беларусь, принятых на каждом из пяти Всебелорусских народных собраний.
1996 г. — работа на экспорт, строительство жилья и развитие агропромышленного комплекса.
2001 г. — повышение благосостояния народа. Приоритеты развития: продовольствие, экспорт, жилье, инвестиции и инновации.
2006 г. — рост качества жизни граждан на основе создания государства, комфортного для населения. Особое внимание уделялось сельскому хозяйству, возрождению и развитию села.
2010 г. — улучшение условий жизни граждан Беларуси на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики.
2016 г. — повышение благосостояния, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости, обеспечение качества образования и здравоохранения.
Выскажите свое предположение, с какой целью в январе 1992 г. в Беларуси в обращение были выпущены представленные ниже купоны. Их размер — с лист школьной тетради — позволял продавцам в магазинах вырезать ножницами квадратик купона на сумму покупки.
В январе 1992 г. в Беларуси в обращение были выпущены представленные на картинке купоны, которые были введены с целью защиты внутреннего рынка товаров и продуктов питания. Так при покупке любой продукции сумма в рублях должна была сопровождаться купонами на сумму товара. Постепенно такие купоны были заменены на собственную валюту Беларуси.
Определите, о каком экономическом явлении свидетельствуют номиналы денежных купюр Национального банка Республики Беларусь. Учтите, что по состоянию на март 1995 г. 11600 белорусских рублей были эквивалентны 1 доллару. Самые крупные номиналы белорусских денег в 1995 г. были равны 20000 и 50000 рублей. По состоянию на сентябрь 1999 г. 281 000 белорусских рублей была эквивалентна 1 доллару. Самые крупные номиналы белорусских денег в 1999 г. равнялись 1 000 000 и 5 000 000 рублей.
Номиналы денежных купюр Национального банка Республики Беларусь свидетельствуют об инфляции и девальвации в стране (обесценивании денег), темпы которой в 1994 году превысили 2200%.
8. Проведите воображаемое интервью с одной из исторических личностей.
Воображаемое интервью с М. С. Высоцким
— Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях Михаил Степанович Высоцкий, один из основоположников грузового автомобилестроения и создатель белорусской школы конструирования и исследования грузовых автомобилей. Здравствуйте, Михаил Степанович!
— Добрый день!
— Расскажите, с чего началась Ваша трудовая деятельность?
— После окончания Минского автомеханического техникума я трудился слесарем-сборщиком на МАЗе. Многие годы трудился на Минском автомобильном заводе, дослужившись до генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь.
— Какое самое серьезное испытание было в Вашей карьере?
— Серьезным испытанием для меня была разработка кабины и оперения для 25-тонного самосвала МАЗ-525 и первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530.
— Это самосвал МАЗ-530 получил высшую награду — «Гран-при»?
— Да, он был отмечен в Брюсселе в 1958 году на Всемирной промышленной выставке.
— Какие достижения вызывают у вас особую гордость?
— Это автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка». Кстати, он призван автомобилем XXI века и получил золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году. Также МАЗ-500, в модели которой использовали мою разработку компоновки грузовых автомобилей «кабина над двигателем», что получило распространение во всем мире.
— А какой наградой Вы гордитесь больше всего?
— За присвоение мне почетного звания «Человека года — 1997» Международным биографическим центром в Кембридже.
— Михаил Степанович, спасибо за интервью и желаем Вам здоровья и успехов!