суннитская мечеть во владикавказе история создания

Из истории строительства суннитской мечети г.Владикавказ.

523223

Мусульманская община Владикавказа того времени была представлена осетинами, татарами, кумыками и представителями других национальностей, исповедовавших ортодоксальный ислам суннитского толка. Впервые вопрос о строительстве мечети был поднят в феврале 1863 г. и в мае 1864 г. мулла 20-й пехотной дивизии и мулла Тенгинского пехотного полка Долматин Нацехов подали прошение на имя начальника Терской области Лорис-Меликова. Это прошение об устройстве мечети было направлено муфтию Закавказского края. С аналогичной просьбой к нему обратился осенью 1864 г. кадий Осетинского округа. Он указывал, что общество мусульман города, в том числе военные, не имея мечети, проводят общественную пятничную молитву под открытым небом.

В декабре 1866 г. К.Ахметов обратился с прошением на имя его императорского высочества, наместника Кавказского и великого князя Михаила Николаевича о разрешении на строительство мечети, в котором содержалась и просьба о выделении денег. 16 октября 1867г. разрешение было получено, но без обещания финансирования строительства. Из-за отсутствия средств некоторое время вопрос строительства мечети не обсуждался. Только в апреле 1900-го года в Терское областное правление было подано прошение «уполномоченных от общества магометан суннитов, живущих в городе Владикавказе» о разрешении на строительство мечети на левом берегу Терека на собственные средства мусульман-суннитов. В августе 1900-го года Владикавказская духовная консистория сообщает в Терское областное правление, что на построение в городе Владикавказе всем магометанам мечети препятствий не имеется. Сбор средств на строительство мечети проводят среди всего магометанского населения области.

Попечителем назначили владикавказского приходского муллу Садыка Рахимкулова. Собранных средств на строительство мечети не хватало и по решению мусульман, генерал-лейтенант Инал Кусов и полковник Идрис Шанаев обратились за помощью к нефтепромышленнику Муртаза-ага Мухтарову, часто посещавшему город Владикавказ. Его жена Елезовета, дочь осетинского генерала Хамби Туганова, была уроженкой города Владикавказа. М. Мухтаров внес огромный вклад в финансировании строительства мечети. Газета «Приазовский край» сообщила, что строительство мечети обошлось в 80 тысяч руб. Из них более 50 тысяч внёс М.Мухтаров. Внеся не дастающюю сумму М. Мухтаров обратился к обществу мусульман с предложением доверить ему строительство мечети и получил добро. М. Мухтаров много лет дружил с Иосифом Гаспаровичем Плошко, русским архитектором, поляком по происхождению, спроектировавшему для него ряд прекрасных сооружений. Он привлек его к этому проекту, поставив условие- мечеть не должна походить не на одну из ранее построенных. С целью ознакомления архитектора с исламским зодчеством, Мухтаров отправил последнего в Каир, известному своими прекрасными мечетями. И. Плошко отлично справился с задачей.

Мечеть на левом берегу р. Терека строилась с 1905-го по 1908-ой г. и стала украшением самобытной архитектуры города Владикавказа. Генерал-лейтенант Инал Кусов в своих воспоминаниях приводит заметку из газеты «Каспий», где говорится, что 14 октября 1908-го года в первый день Курбан-байрама во Владикавказе состоялось открытие вновь отстроенной мечети на левом берегу Терека. Здание было исполнено в арабском стиле и очертаниями напоминало каирские мечети (Египет) 10-12-го веков. Строительство мечети было завершено в 1906-м году. Последующие два года производились работы по росписи, которые возглавлял Франц Долежаль.

В итоге было создано здание, не похожее ни на одну другую мечеть в мире. Более 300 художественных надписей. Её отождествляли со знаменитой каирской мечетью Аль-Азхар. В декоре удачно сочетался геометрический орнамент и выполненные арабской вязью изречения из Корана, которые изобразил художник из Египта. Активными прихожанами мечети были и осетины, и кумыки, и другие мусульмане города. В состав Хозяйственного Комитета, избранного в 1909-м году на пять лет, входили осетины генерал-лейтенант Темирболат Дударов, генерал-лейтенант Инал Кусов, полковник Идрис Шанаев, Амирхан Туганов. Кандидатом в Комитет был частный поверенный Сафар Абисалов. Кумыки Магомет Далгатов и служащий инженером Магомет Омаров, Ибрагим Шейх Али и другие. Комитет управлял всем приходским имуществом, изыскивал средства для прихода, собирал пожертвования, вёл административное делопроизводство.

Первым муллой (имамом) мечети был Садык Рахимкулов из казанских татар. В декабре 1908 г. в должности имама владикавказской суннитской мечети был утверждён Юсуф Муркиленский.

5 февраля 1996г. по указу Президента РСО-Алания охраняемый государством памятник архитектуры был передан в пользование Духовному Управлению мусульман Северной Осетии. Муфтием был Дзанхот-хаджи Хекилаев.

Это прекрасное здание с небольшим куполом, живописно-орнаментированной стрельчатой аркой, двумя минаретами и двумя балкончиками. Мечеть имеет высоту 16,5 м. высота минаретов 33 метра.

В 30х годах прошлого века все подсобные помещения мечети были уничтожены, в том числе и помещение для омовения. В настоящее время было найдено решение устроить помещение для омовения под смотровой площадкой, со стороны набережной. Силами ДУМ этот проект был реализован и горожане любуются Тереком со смотровой площади, окруженной коваными ограждениями, с декоративными фонарями под «старину». Под этим сооружением находится помещение для омовения, в современном интерьере и классы для обучения прихожан. Продолжаются работы по благоустройству вокруг мечети и к весне 2021 года перед мечетью будет красоваться небольшая площадь.

Источник

Дом с историей: мечеть в египетском стиле на берегу Терека в Северной Осетии

Суннитская мечеть — один из главных символов и одно из красивейших зданий Владикавказа. Не только изящное сооружение, но и знак любви

Читайте также:  как рассказывают смешные истории

15470455

Красно-голубое здание с минаретами, стоящее у воды на фоне далеких горных вершин, — этот вид стал одной из визитных карточек Владикавказа. К Суннитской мечети, или мечети Мухтарова, приходят не только исполнить религиозные обряды — памятник архитектуры федерального значения привлекает своей восточной красотой. Этому необычному сооружению уже больше века, а споры о его происхождении продолжаются до сих пор.

Версия № 1. Влюбленный нефтяной магнат

Мусульманский храм на левом берегу Терека — подарок состоятельного бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова любимой жене, осетинке Лизе Тугановой. По крайней мере, такова версия историков и краеведов.

Первый камень будущей мечети заложили в 1902 году. К тому времени в многонациональном и многоконфессиональном Владикавказе уже были кирха, множество православных и католических храмов и шиитская мечеть. Мусульмане-сунниты — в основном купцы-азербайджанцы, служившие в Осетии татары и часть осетин — тоже хотели иметь свой молитвенный дом. Они обратились в городскую администрацию, чтобы та выделила им место для строительства.

25470663

Место выбирали долго, рассказывает научный сотрудник института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук Феликс Киреев:

— Водопровода не было — мечеть должна была стоять около воды, чтобы прихожане имели возможность перед молитвой ходить на омовение к реке, поэтому строить решили у берега. Берега в то время не отличались благоустройством. В основном у Терека находились бани и мельницы.

Храм в честь жены

«Сделал себя сам» — так сказали бы про Муртазу, живи он сегодня.

Мухтаров родился в бедной семье: отец и дед работали батраками и получали гроши. Казалось, такое же будущее ждет и Муртазу, но он оказался сильнее жизненных обстоятельств. Мальчишкой он вычерпывал нефть из нефтяных колодцев, брался за самую тяжелую и грязную работу. Вскоре ему доверили должность мастера, а через какое-то время ни один нефтяной промысел в округе не мог обойтись без талантливого специалиста.

Постепенно из мальчика на подхвате Муртаза вырос во владельца собственного предприятия по производству нефтяного оборудования. Когда деловые связи привели его из Азербайджана на Северный Кавказ, он был уже обладателем солидного капитала.

35478531

Сумел Муртаза добиться и другой цели — жениться на дочери генерала Хамби Туганова. Осетинку Лизу нефтепромышленник полюбил, как только увидел. И сумел расположить к себе отца девушки, хотя в знатном роду Тугановых было принято родниться только с равными по происхождению фамилиями.

Именно в честь Лизы Муртаза пожертвовал львиную долю средств, требуемых на строительство мечети во Владикавказе. В общей сложности мечеть обошлась в 80 тысяч рублей, 50 тысяч из них — средства Мухтарова.

Немного Египта и шестиконечная звезда

— Муртаза нашел польского архитектора Иосифа Плошко. Он не разочаровал ожидания Мухтарова и хорошо справился со своей задачей, — рассказывает Феликс Киреев. — Настолько хорошо, что позднее Мухтаров доверил ему строительство собственного дома в готическом стиле в Баку.

В строительстве культового объекта принимали участие лучшие мастера своего дела. Расписывать здание и создавать интерьер пригласили художника Франца Долежаля. Два года умельцы кропотливо наполняли пространство мечети сакральными символами. Витражные окна редкой красоты, стены, расписанные изречениями из Корана и орнаментом, делают молитвенный дом похожим на драгоценную шкатулку.

95479652

Внутренняя отделка выполнена в технике сграффито, прогрессивной для того времени. Слои многослойной цветной штукатурки мастера снимали последовательно, пока не появлялся нужный цвет. Этот художественно-декоративный прием выгодно подчеркнул изысканность внутреннего убранства.

До Суннитской мечети Иосиф Плошко не имел опыта строительства культовых объектов. Специалисты спорят: в каком стиле выполнено здание? Одни считают, что мечеть Мухтарова похожа на каирские, другие убеждают: Плошко использовал лишь некоторые архитектурные элементы египетского стиля и создал неповторимое творение.

105479664

Немалые споры вызывает и шестиконечная звезда — этот символ встречается в декорировании здания. По одной из версий, знаки появились после реставрации в 60-х годах: якобы среди рабочих были иудеи. Но ранние снимки опровергают это предположение.

115479678

Сами служители мусульманской святыни не удивлены наличием шестиконечной звезды и объясняют, что этот древний символ встречается в разных культурах. У иудеев это звезда Давида, у мусульман — звезда Сулеймана.

45478750

Открыточный пейзаж

Добавил необычности и волнолом на берегу бушующего Терека, возведенный в виде крепостной стены перед мечетью. Он сдерживал бурный нрав реки и не позволял подмывать строение. Сейчас от него осталась лишь верхняя часть, нижнюю забетонировали во время берегоукрепительных работ.

— Перед мечетью росли пирамидальные тополя, а вокруг были расположены маленькие домишки, — говорит Феликс Киреев. — Они не конкурировали со зданием, не давили высотой, что выгодно подчеркивало красоту мечети.

По словам историка, годами позже рядом с мечетью появился летний кинотеатр, а строения вокруг постепенно исчезли. Когда в 70-х годах на берегу Терека начали возводить гостиницу «Владикавказ», кинотеатр снесли, деревья спилили — и мечеть стало видно со всех сторон.

Гостиница сделала мечеть популярным у приезжих местом — многие постояльцы фотографировались на ее фоне. Так мечеть стала визитной карточкой по большей части православного города.

55478916

Версия № 2. Тайна золота Мухтарова

Есть и другая версия появления во Владикавказе этой мечети. Если верить ей, строительство организовал мулла татарской общины города, а средства собирали не только сунниты города.

— Пожертвования делали в Пензенской области и Казанской губернии, в местах проживания татар в России, — говорит бывший председатель республиканского Татарского национально-культурного общества Ирфан Якубов. — Журналы с записями пожертвований хранились до 1942 года.

Однако договоренность с Мухтаровым о финансовой помощи все же была. По словам Якубова, собранных денег на строительство самой мечети хватило, а вот на запланированные медресе и помещение для омовений уже нет. Тогда и обратились за помощью к нефтепромышленнику.

— Делегация из шести человек, в том числе мой прапрадед, поехали к нему, договорились. Проходит какое-то время, вызывают мусульман-суннитов города Владикавказа в государственный банк — пришло 20 килограммов золота. Они радостно приходят его получать. На месте узнают о ряде условий, на которых это золото передается. Среди прочего значилось назвать мечеть именем Лизы Тугановой.

65479157

Татары посчитали, что это условие идет в разрез с принципами их религии, и отказались получать золото. Оно пролежало в банке полгода. Медресе и помещение для омовений так и не были построены. Но в итоге золото Мухтарова все-таки вызволили из банка. Это сделала другая община мусульман, построившая на них третью мечеть — на правом берегу Терека, перед нынешним Красногвардейским мостом. Она якобы и была суннитской мечетью имени Лизы Тугановой.

— Ее разрушила артиллерия деникинцев во время боев в годы Гражданской войны, — объясняет Ирфан Якубов.

Согласно этой версии, проект мечети в позднеосманском стиле помогли подобрать в Стамбуле, оттуда же во Владикавказ приехали архитектор-австриец и араб-орнаменталист. К январю 1905 года строительство Суннитской мечети было почти завершено. Богослужение велось на арабском языке, проповедь читалась на татарском. Вход же в мечеть всегда был открыт для верующих любых национальностей.

— До 1920 года при мечети работала татарская начальная школа, — говорит Якубов. — В 1920 году в мечеть под предлогом неуплаты налогов доступ верующим был закрыт.

75479206

Мечеть, музей и вновь мечеть

Как бы то ни было, объединяет обе версии одно: в советское время мечеть оказалась недоступна для верующих и едва не пошла под снос.

— По некоторым сведениям, ее хотели разрушить, но в основном под гнет попали православные храмы, — рассказывает историк Феликс Киреев. — Молитвенные дома других конфессий из-за малочисленности особо не трогали.

У экс-главы татарского общества более драматичная версия. По его словам, в середине 30-х годов на закрытом заседании Совета города Владикавказа мечеть решили снести. Но присутствовавшая на собрании член Горсовета Ханифа Ибрагимова организовала татарских девушек-комсомолок, которые в день намечавшегося сноса встали вокруг мечети, заблокировав проходы, и попросили сохранить мечеть как памятник архитектуры.

— Выручило также командование полка, расквартированного рядом, — объясняет Ирфан Якубов. — Во избежание беспорядков его командир приказал татарской роте выставить вокруг мечети вооруженную охрану, что не позволило саперам приблизиться к зданию.

85479359

Необычную мечеть удалось сохранить. Позже в ней заработал музей природы. А в 90-х здесь возобновили богослужения, и сейчас мечеть Мухтарова — единственный действующий мусульманский храм в городе.

Читайте также:  исторические элементы в поэме кому на руси жить хорошо пролог

Фото: Анна Кабисова; ТАСС; ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Источник

Суннитская мечеть

История создания

Строительство мечети началось в 1900 году, после долгой переписки прихожан мусульманской общины и чиновников разного ранга. Получить разрешение на выделение земельного участка и начало работ было нелегко. А найти средства на строительство — еще сложнее. И здесь первые две загадки, которых в истории Суннитской мечети немало: «Кто за все заплатил и кто построил?»

По первой версии, «татарской», как ее называют местные краеведы, на призыв собрать деньги откликнулись только татары и 15 семейств кумыков. Многие продавали имущество, закладывали дома. Муфтий мечети Аль-София в Стамбуле предоставил проект здания, даровал Коран в кожаном золоченом переплете и прислал своего архитектора. Через два года после начала строительства возвели оба минарета и купол, но не были позолочены штоки-полумесяцы и изречения из Корана на стенах. Средств не хватало. Тогда делегация татар отправилась к бакинскому миллионеру Муртузе Мухтарову. Он обещал оплатить работы, но пожелал дать мечети имя своей жены, православной Лизы Тугановой, а такое условие татары принять не могли…

Однако в специальном докладе Северо-Осетинского центра социальных исследований говорится: «Эксперты института архитектуры и искусства Российской академии наук установили, что здание сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Плошко, который и был автором проекта. А сделал он этот проект по поручению Муртузы Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно. Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети X–XII веков и даже известную Аль-Азхар». Согласно этой версии, нефтепромышленник Мухтаров взял на себя большую часть расходов. Он внес более 50 тысяч рублей. Как сообщала газета «Приазовский край» в год открытия мечети: «Ее строительство обошлось в 80 тысяч».

Здание сооружено из белого известняка, привезенного из окрестностей Баку, облицовано красным кирпичом, изготовленным на заводе Штейнгеля. В 1906 году строительные работы были завершены, еще два года мастера расписывали мечеть под руководством Франца Долежаля. Содержание надписей, а их более 300, в основном прославление Аллаха. Позолоченные цитаты из Корана выполнены арабской вязью. И еще одна загадка, поставленная доктором исторических наук Генри Кусовым: «Почему в богатой орнаментальной росписи исламского памятника в изобилии встречается шестиконечная звезда Давида?»

Мечеть в советское время

В советское время на необычную деталь не обращали внимания, но, когда мечеть снова стала действующей, у мусульман-богословов возникли вопросы. Пошли слухи, что звезда, или «щит Давида», появилась после реставрации в конце 60-х годов XX века. Работы проводили специалисты из Ленинграда, некоторые из которых были евреями. Но, как пишет Генри Кусов: «Подобное предположение о диверсии легко отмести, стоит только познакомиться со старыми фотографиями. Смущало лишь то, что с подобным символом мирились правоверный мусульманин Мухтаров и муллы, проводившие службы в мечети до революции… Интересно было бы узнать, кто же явился инициатором создания геометрического орнамента, обозначает ли он отвлеченные формы или стилизует реальные мотивы. Но главное мы уже знаем — Суннитская мечеть может оказаться единственным в России памятником авраамических религий!»

Читайте также:  библиотека царя в эрмитаже

Суннитская мечеть сегодня

С 1996 года Суннитская мечеть снова действующая, она является соборной, в полдень пятницы для коллективной молитвы здесь собираются мусульмане. А туристы с балконов соседней гостиницы не устают фотографировать самый узнаваемый вид Владикавказа — стройный силуэт мечети на фоне величественной Столовой горы.

Источник

Дом с историей: мечеть в египетском стиле на берегу Терека

4e81b2832be7153a51550790d4b5e20883747c30

Фото: Анна Кабисова

Красно-голубое здание с минаретами, стоящее у воды на фоне далеких горных вершин, — этот вид стал одной из визитных карточек Владикавказа. К Суннитской мечети, или мечети Мухтарова, приходят не только исполнить религиозные обряды — памятник архитектуры федерального значения привлекает своей восточной красотой. Этому необычному сооружению уже больше века, а споры о его происхождении продолжаются до сих пор.

Версия № 1. Влюбленный нефтяной магнат

14fc2f57b5ad7f2a9c4d3b4a9e2b3a58aa083285

Иллюстрация: научно-проектная документация ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Один из первых снимков строящейся мечети. Около 1905−1906 гг.

Мусульманский храм на левом берегу Терека — подарок состоятельного бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова любимой жене, осетинке Лизе Тугановой. По крайней мере, такова версия историков и краеведов.

Первый камень будущей мечети заложили в 1902 году. К тому времени в многонациональном и многоконфессиональном Владикавказе уже были кирха, множество православных и католических храмов и шиитская мечеть. Мусульмане-сунниты — в основном купцы-азербайджанцы, служившие в Осетии татары и часть осетин — тоже хотели иметь свой молитвенный дом. Они обратились в городскую администрацию, чтобы та выделила им место для строительства.

Место выбирали долго, рассказывает научный сотрудник института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук Феликс Киреев.

— Водопровода не было — мечеть должна была стоять около воды, чтобы прихожане имели возможность перед молитвой ходить на омовение к реке, — объясняет он. — Поэтому строить решили у берега. Берега в то время не отличались благоустройством. В основном у Терека находились бани и мельницы.

Подходящий район, наконец, нашли, и началось строительство. Но собранных денег не хватало, и мусульмане Осетии решили обратиться к известному меценату, нефтяному промышленнику — азербайджанцу Муртазе Мухтарову.

Храм в честь жены

9983a4488be19bccc21e4ce9ee76a4e46affddd9

Муртаза Мухтаров с женой. До 1920 года

«Сделал себя сам» — так сказали бы про Муртазу, живи он сегодня.

Мухтаров родился в бедной семье: отец и дед работали батраками и получали гроши. Казалось, такое же будущее ждет и Муртазу, но он оказался сильнее жизненных обстоятельств. Мальчишкой он вычерпывал нефть из нефтяных колодцев, брался за самую тяжелую и грязную работу. Вскоре ему доверили должность мастера, а через какое-то время ни один нефтяной промысел в округе не мог обойтись без талантливого специалиста. Постепенно из мальчика на подхвате Муртаза вырос во владельца собственного предприятия по производству нефтяного оборудования. Когда деловые связи привели его из Азербайджана на Северный Кавказ, он был уже обладателем солидного капитала.

Сумел Муртаза добиться и другой цели — жениться на дочери генерала Хамби Туганова. Осетинку Лизу нефтепромышленник полюбил, как только увидел. И сумел расположить к себе отца девушки, хотя в знатном роду Тугановых было принято родниться только с равными по происхождению фамилиями.

Именно в честь Лизы Муртаза пожертвовал львиную долю средств, требуемых на строительство мечети во Владикавказе. В общей сложности мечеть обошлась в 80 тысяч рублей, 50 тысяч из них — средства Мухтарова.

Немного Египта и шестиконечная звезда

— Муртаза нашел польского архитектора Иосифа Плошко. Он не разочаровал ожидания Мухтарова и хорошо справился со своей задачей, — рассказывает Феликс Киреев. — Настолько хорошо, что позднее Мухтаров доверил ему строительство собственного дома в готическом стиле в Баку.

Сослан Цаллагов
архитектор, заслуженный работник культуры России

— Это одно из красивейших зданий России. С точки зрения архитектуры оно срежиссировано гениально. Строение не давит своим масштабом, и это его преимущество. Добавляет уникальности очень выгодное размещение мечети. Этот вид заслуженно стал открыточным. Ну и, конечно, уникальна сама композиция и пропорциональный строй.

В строительстве культового объекта принимали участие лучшие мастера своего дела. Расписывать здание и создавать интерьер пригласили художника Франца Долежаля. Два года умельцы кропотливо наполняли пространство мечети сакральными символами. Витражные окна редкой красоты, стены, расписанные изречениями из Корана и орнаментом, делают молитвенный дом похожим на драгоценную шкатулку.

Внутренняя отделка выполнена в технике сграффито, прогрессивной для того времени. Слои многослойной цветной штукатурки мастера снимали последовательно, пока не появлялся нужный цвет. Этот художественно-декоративный прием выгодно подчеркнул изысканность внутреннего убранства.

До Суннитской мечети Иосиф Плошко не имел опыта строительства культовых объектов. Специалисты спорят: в каком стиле выполнено здание? Одни считают, что мечеть Мухтарова похожа на каирские, другие убеждают: Плошко использовал лишь некоторые архитектурные элементы египетского стиля и создал неповторимое творение.

Немалые споры вызывает и шестиконечная звезда — этот символ встречается в декорировании здания. По одной из версий, знаки появились после реставрации в 60-х годах: якобы среди рабочих были иудеи. Но ранние снимки опровергают это предположение.

Сами служители мусульманской святыни не удивлены наличием шестиконечной звезды и объясняют, что этот древний символ встречается в разных культурах. У иудеев это звезда Давида, у мусульман — звезда Сулеймана.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector