Лукошко и туесок: древнерусские сумки, которые снова в моде
Юрий Кавер/Sputnik; aliexpress.ru
Ни одна модница не может представить себе летний гардероб без плетеной сумки, а в последние пару лет хитом стали аксессуары, напоминающие по форме старинные русские корзинки. Они хороши и для похода в лес за ягодами, и для хранения продуктов, и для вечернего променада.
Девушка с корзинкой, начало 20 века.
Лыко (кора лиственных деревьев) на Руси было самым доступным материалом, и потому из него часто делали необходимые в быту вещи, от обуви (лаптей) до посуды. А корзинки разных форм и назначений были обязательным атрибутом любого крестьянского дома.
Советские и современные плетенки.
Борис Кавашкин; Сергей Бобылев/TASS
А сумки в виде лукошек всегда были популярны у девушек!
Сергей Калинин, Сергей Метелица; Матыцин/TASS
Еще один вид русской корзинки называется кузовком. Как правило, это берестяная сумка-торба в виде цилиндра с крышкой. Сделана она специально, чтобы ягоды не мялись и не давали сока. Для удобства к кузовку крепится ремень через плечо. С этой корзинкой, кстати, связана одна из самых известных русских поговорок: «Назвался груздем, полезай в кузовок». Означает она, что нужно понимать ответственность за свои слова, и коли ты что-то сказал, будь добр, сделай.
Олег Ласточкин/Sputnik; Анатолий Семехин/TASS
А вот корзинки из бересты для хранения продуктов на кухне называются туесками. Часто они закрываются крышками с ручками. Мастера по плетению туесков дают в работе волю своей фантазии, украшая их различными рисунками. В каждом регионе были свои традиционные росписи, от растительных орнаментов до бытовых сцен. Сегодня такие туески до сих пор продаются в самых обычных магазинах и используются для хранения круп.
Сумки на руси в старину
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дамские сумочки наших пра. бабушек
Большая история маленькой сумки
Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, – свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.
В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.
1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы – и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль».
«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.
В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, – именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком – как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.
Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории – 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие – воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.
В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.
Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа – не свободна: она должна украшать женское лицо.
Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags – сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.
Сумка – это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Возможно, это одна из разгадок притягательности столь скромного предмета обихода.
История появления сумок
Первое появление сумок
История сумки от истоков до наших дней начинается еще в первобытном обществе. У наших прародителей была необходимость в неком подобии сумки — нужно было переносить различные предметы, освободив при этом руки. Тогда сумка вряд ли воспринималась как аксессуар. Шили первые сумки из шкур убитых животных, делали из множества веток или переплетенных между собой веревок. Потом эту конструкцию крепили на палку, которую удобно было класть на плечо и так переносить тяжелую ношу.
Если вам интересна история первой сумки, стоит упомянуть, что на территории современной Германии во время археологических раскопок нашли сумку, создание которой датируется 2500 годом до нашей эры. Украшена сумка была множеством собачьих зубов. Еще одна интересная находка оказалась в Альпийских горах — останки первобытного человека, возраст которых составляет более 5 тысяч лет. Неподалеку от этих останков нашли некое подобие сумки-рюкзака — изделие было выполнено из кожаной основы, которая натягивалась на V-образный каркас из палок орешника.
Античные времена
История появления сумки в античном обществе связана с развитием товарно-денежных отношений. В древнем Риме деньги носили в специальных карманах или синусах, которые пришивали к одежде и прятали в складках тоги. У женщин такие карманы располагались в потаенном месте под юбками. При исследовании древнеегипетских пирамид нашли фреску, где изображен фараон, держащий в руках сумку в форме прямоугольника, декорированного золотом.
Развитие общества привело к классовому разделению и история создания сумки ярко это демонстрирует. Теперь сумка указывала на социальный статус. Женщины из высших каст не носили большие сумки, так как тяжести переносили слуги. Для простых женщин сумки делали в визе свертков или узелков. А вот африканские женщины наделяли сумку мистическими свойствами и считали ее оберегом от злых сил.
Уже на позднем этапе становления античного общества история происхождения сумки привела к появлению прямоугольных мешков, которые крепились к седлу лошади. Еще эти изделия называли переметными сумками, шили их из кожи животных или плотной ковровой ткани.
Средневековье: история сумок — интересное из разных частей мира
В средневековом обществе было принято использовать монетники или примитивные кошельки в виде тканевых мешочков с кожаным шнурком. Вешали такую сумку на пояс верхней одежды. В некоторых народах, например, Японии и Китае, монеты изготавливали с дырками, чтобы их можно было нанизывать на кожаный шнурок, крепящийся к поясу верхней одежды.
В европейских костюмах были кисеты для ношения табака, которые изготавливали из кожи козы, парчи, холщевого материала, замши или натурального бархата. В двенадцатом веке появились сумочки на пояс для ношения молитвенников. Их расшивали серебристыми и золотистым нитями, украшали колокольчиками.
На Руси в древние времена большие сумки или меха носили преимущественно мужчины. Изготавливали их из кожи животных.
Времена эпохи Возрождения
В четырнадцатом веке утилитарная функция сумки стала отходить на второй план. Больше внимания уделялось эстетике и дизайну. Начали разделять мужские и женские сумки.
Полноценно история женской сумки началась в эпоху Возрождения. Изготавливали эти аксессуары в ярких цветах с вычурным дизайном, использовали бархат, драгоценные камни, серебряные и золотые нити, бисер. Носили такие сумки поверх одежды на шнурке или элегантной цепочке. Чем выше было положение в обществе у женщины, тем роскошнее была ее сумочка. Богатые дамы могли позволить себе сумки, расшитые жемчугом, шелком, камнями, золотом и серебром, а простые девушки ограничивались холщевыми сумочками омоньерами.
Мужские сумки расшивали элементами геральдического орнамента и символикой родовых гербов. Уже в шестнадцатом веке специальные сумки стали шить для охотников. Они были выполнены из парусины или кожи, внутри находилось несколько отделений и были комфортные длинные лямки.
Семнадцатый век возродил моду на карманы, пришитые к одежде. Сам Людовик носил на штанах такой карман. Позднее их стали использовать офицеры, так как в сумке-кармане было удобно хранить патроны. Сумка могла быть украшена гербовым знаком или вензелями. В этот период у женщин появились сумочки в виде небольших мешочков, которые носили на запястьях.
В этот период в Японии использовали свой вариант дорожной сумки — «банный ковер». Проще говоря, квадратный отрез ткани, в который заворачивали вещи и так переносили. История возникновения таких сумок связана с традицией посещения бани. Когда после церемонии омовения нужно было свернуть мокрое кимоно в рулон и поместить в тканевый коврик, чтобы отнести домой.
История моды сумок получила мощный толчок к развитию в восемнадцатом веке, когда мир захватило новое веяние — неоклассика. Волей случая маркиза де Помпадур стала законодательницей нового течения — ношения сумочек с ручкой. Так появилась первая дамская сумка трапециевидной формы, которая была изготовлена из текстиля, закрывалась при помощи шелкового шнурка. Декорировали сумочки кружевами, вышивкой, бусинами и бисером. В те времена в сумочках хранили любовные письма, косметику, зеркальце и нюхательные порошки.
История сумки — кратко про девятнадцатый век:
С середины 1850 года в мире начался бум на строительство железных дорог. Так появилась дорожная сумка, история которой напрямую связана с возможностью путешествовать. Людям нужно было транспортировать вещи в надежных и вместительных конструкциях, а не просто переносить их с места на место. В то время появились сумки для перевозки багажа или саквояжи от Louis Vuitton. Девятнадцатый век ознаменовался появлением еще одной интересной модели сумки. Шотландцы стали использовать сорран — национальную сумку из кожи и меха, которые ремнями и цепочками крепили к поясу верхней одежды. Кстати, сорран стал деталью национального костюма Шотландии и используется до сих пор.
Начало двадцатого века и наши дни
Свои коррективы в дизайн и функционал сумок внесла война. Для патронов использовались подсумки, которые крепили на ремень. Простые девушки носили бульварные сумки на лямках через плечо, деловые мужчины предпочитали портфели с карманами и отделениями для бумаг. Дамы высшего сословия выбирали сумочки а-ля помпадур.
История сумок в двадцатом веке:
Все истории про сумки, начиная от первобытного общества и до двадцатого века, воплотились в современной моде двадцать первого столетия. Модельеры продолжают экспериментировать с формами, материалами, вариантами отделки и декора, создавая стильные аксессуары и дополнение модному образу.
Сумки на руси в старину
Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, где узнаем, как вообще появились сумки. Не только наиболее распространенные сегодня женские изделия, но и такой тип аксессуара вообще.
Нам сложно представить, что раньше люди обходились без сумочек. Куда класть все эти мелочи? В карманах узких джинсов не поместится ничего, кроме тонкого кошелька и телефона (да и то, нынешние смартфоны так просто в кармане не разместить). В демисезонный период и зимой что-то можно положить в карманы курточки, но что делать летом? Да и не у каждого список ежедневно необходимого ограничивается ключами и телефоном. От салфеток и косметички до перочинного ножа и блокнота. В общем, без сумки не обойтись ни мужчинам, ни женщинам.
Так когда же и как люди пришли к созданию этого изделия? Будем разбираться.
История возникновения женской сумочки
Женская сумочка – это не просто ежедневно необходимый аксессуар и элемент гардероба. Психологи утверждают, что по стилю и фасону можно даже сделать выводы о характере ее обладательницы. Кто-то обходится одной-двумя сумками универсального дизайна, кто-то коллекционирует необычные модели, желая эпатировать окружающих. Кому-то важно, чтобы под каждый наряд было свое изделие – в конкретной цветовой гамме, материале или стиле. А кому-то достаточно, чтобы сумка просто выполняла свое функциональное предназначение. К какому типу относитесь вы?
О женских сумочках есть множество интересных фактов, которые могут показаться необычными и даже невероятными.
Как появились самые первые сумки
Интересно, конечно, как появились сумки? Представляем краткую историю создания сумки. Когда-то в ходу были небольшие мешочки для монет, которые мужчины и женщины привязывали или сразу пришивали к одежде. Затем появились карманы, и возиться с мешочками уже стало ненужным. И если некоторым мужчинам этого поначалу хватило, то представительницы прекрасного пола хотели, чтобы карманы были не только практичными, но и красивыми. Кстати, в ходу были большие накладные карманы на женские платья, которые прятались в многочисленных складках юбок. Женщинам всегда было, что в них положить.
Затем дамы шагнули дальше, и так появился ридикюль. Это мягкая тканевая или вязаная сумочка на шнурке, которую можно было надеть на руку. Изделие украшали на свой вкус и фантазию – от бисера и стекляруса до драгоценных камней и изящной вышивки. Это происходило в 18 веке, тогда же появились подобные сумочки из кружева и шелка, названные в честь известной мадам Помпадур. В этих сумочках, кстати, многие дамы приносили на светские вечера свое рукоделие, что было популярным вариантом досуга. К концу века аксессуар начал приобретать более привычный нам вид, обзаведясь ручками и более современными формами.
Массовое и промышленное производства изделия стартовало ближе к 19 веку. Тогда на сумочках начали появляться замочки, а позже и самый популярный вариант закрывания – молния. Вместе с этим стал меняться в большую сторону и размер аксессуара. Что касается материалов изготовления, то можно было найти вариант на любой вкус и цвет – от кожи, атласа и шелка до таких оригинальных, как дерево или даже стекло.
Период после Первой Мировой подарил такое модное явление, как клатч. Это маленькие вытянутые сумочки, которые носят под мышкой. Это изделие ручек не имеет и больше похоже на кошелек, чем на сумку. Затем появились рюкзаки, которые быстро завоевали популярности среди обоих полов.
Естественно, мужских моделей и расцветок значительно меньше, чем женских. Такое буйство красок и фасонов представителям сильного пола ни к чему. Но все же и для мужчин производят достаточно аксессуаров – от барсеток и портфелей до дорожных, спортивных сумок, планшеток. Появление сумки было предопределено нашими потребностями. Человеку всегда нужно иметь при себе определенный перечень необходимого, что может пригодиться в работе, на отдыхе, во время занятий спортом и даже во время дружеских посиделок. Кому-то нужна просто сумочка для телефона и ключей, кому-то – вместительная сумка на случай внепланового шопинга. Здесь все индивидуально.
Памятник сумочке
Знаете ли вы, что в Италии, в Пьемонте, находится памятник женской сумочке? Саму скульптуру создал испанский мастер специально для уличной выставки Parco del Castello Reale в 2013 году. Пожалуй, это самый говорящий и тематический памятник данному аксессуару. Он представляет собой большую полуоткрытую сумку, куда по самую талию с головой нырнула молодая девушка. Скульптура намекает на расхожее мнение, что в женской сумочке может найтись все, что угодно. Иногда кажется, что в ней есть пятое измерение или второе дно.
Брюссель. Здесь можно увидеть скульптуру пожилой дамы с кошельком и сумочкой, которая, похоже, направляется домой с рынка или из магазина.
Париж, Франция. Сегодня есть немало памятников забытым вещам, и в мировой столице моды находится один из них. Огромная башня из чемоданов и сумок стоит неподалеку от вокзала Сент-Лазар, прямо на центральной площади. Скульптор назвал свое творение «Вечная камера хранения».
Беларусь. В городе Молодечно на вокзале можно увидеть скульптуру красивой девушки, которая с сумочкой на плече и большим дорожным чемоданом, на котором восседает кот, направляется по своим делам.
В Нью-Йорке памятником можно назвать весь фасад магазина Dior. По сути, это дамская сумочка, в которой поместился модный магазин. И в этом есть свой символизм.
В России как такового памятника сумочке нет, но есть скульптуры, где этот аксессуар играет важную композиционную роль. Например, в Краснодаре есть памятник кошельку из красного гранита, который приносит удачу, если на нем посидеть. А в Екатеринбурге есть памятник покупателю. Уставший мужчина тянет за собой несколько сумок с покупками, а женщина тем временем подкладывает еще одну покупку в одну из сумок.
Интересные факты про сумки
Мы уверены, что у каждого может найтись одна-две интересные истории с этим изделием, произошедшие с ним самим или с кем-то из знакомых. Сложно найти другой аксессуар, который пользовался бы таким спросом абсолютно среди всех слоев населения.
| |||
Клатч Passo Avanti | Клатч Marzia | Сумка Passo Avanti | Сумка-рюкзак Passo Avanti |
Происхождение слова «сумка»
А откуда вообще появилось само слово «сумка»? Из какого языка пришло и что означает?
Значений в русском языке у слова «сума» несколько. Первое, самое материалистичное – сумка для ношения чего-либо. Второе – символизирует нищету и бедность, плохое материальное положение. Есть и поговорка «От тюрьмы, да от сумы не зарекайся». Есть еще одно интересное значение – в составе фразы «переметная сума» обозначает человека, который легко меняет свои убеждения.
Как видите, у привычного нам аксессуара насыщенная и интересная история. Сегодня сложно встретить человека, у которого при себе не было бы сумочки в том или ином ее исполнении. Разнообразие их цветов и фасонов, а также доступность в ценовом диапазоне – одно из преимуществ нашего времени. Кто-то любит фабричные изделия, кто-то предпочитает оригинальный hand-made и даже занимается изготовлением сам. Но все без исключения сходятся во мнении, что без этого изделия повседневная жизнь просто невозможна.