сулейменов биография и творчество

Олжас Сулейменов

38437

tv online

биография

Сулейменов Олжас Омарович

Родился 18 мая 1936 года в городе Алма-Ата (Казахстан).
Поэт, писатель, политический деятель Казахстана.
Пишет на русском языке.

Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.

Литературной работой занялся в 1955 году.

В 1958 году поступил в Литературный институт им. А.М.Горького в Москве на отделение поэтического перевода, закончил в 1961 году.

В 1962—1971 литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики «Простор».

1971-81 секретарь правления Союза писателей Казахстана, 1981-83 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии. С 1972 председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. С 1983 — первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана В 1989 году стал инициатором движения «Невада-Семипалатинск»

С 1995 года посол Казахстана в Италии (Рим). С 2002 года представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).

Сулейменов известен как автор ряда работ, посвящённых «Слову о полку Игореве», заинтересовался этой темой ещё в 1960, будучи студентом Литературного института, публиковал работы о «Слове» с 1962. Общая линия работ Сулейменова — на выявление в «Слове» обширных пластов тюркской лексики и целых тюркских фраз, в дальнейшем искажённых при переписывании — получила наиболее законченное выражение в книге «Аз и Я» (1975), где предлагается также собственная концепция исторического контекста «Слова», ряда событий и т. п.

Источник

Олжас Сулейменов: биография и творчество

0c3631babae37599

Олжас Сулейменов рассказывает о своей жизни: YouTube.com/Алиф ТВ

Народный поэт и Герой Труда Казахстана Олжас Сулейменов прославился также как писатель, политик и общественник. Велики его заслуги и на дипломатическом поприще. А кроме того, Олжас Сулейменов, стихи которого переведены на множество языков, — прямой потомок знаменитого борца с джунгарской экспансией Олжабай-батыра. Подробнее о биографии поэта и политика читайте далее.

Олжас Сулейменов: биография

Сулейменов родился еще перед Второй мировой войной — в 1936 году, 18 мая. Его отец — кавалерийский офицер Омархан Сулейменулы так и не смог воспитать сына, поскольку был в 1937 году репрессирован. По свидетельству Льва Гумилева, которого судьба свела с Омарханом в лагере (Норильск), тот был расстрелян.

Росший без отца Олжас Сулейменов уже в ранние года демонстрировал определенные творческие задатки. Тем не менее начало его взрослой жизни сложилось нетривиально:

Однако уже в 1955 году Олжас Сулейменов, биография которого стала предметом рассмотрения настоящей статьи, осознал, что литературная деятельность привлекает его больше. Сразу после выпуска из КГУ, Олжас отправляется в Москву, где вступает Литинститут имени А.Горького. Здесь он изучает такую непростую дисциплину как поэтический перевод.

Однако доучится Сулейменову не удалось: уже в 1961 году он вынужденно покидает институт. Отчисление произошло из-за драки.

В период с 1962 по 1971 гг. Олжас Омарович Сулейменов ведет активную деятельность. Он продолжает работать в «Казахстанской правде» и также трудится:

Далее карьера Сулейменова развивается стремительно:

Сулейменов с 1992 года занимается активно творчеством и возглавляет на правах почетного председателя Союз писателей Казахстана, в котором с 1984 года был первым секретарем.

Олжас Сулейменов, семья которого понесла в 2018 году невосполнимую утрату (его внук погиб в автомобильной аварии) остался с тремя дочерьми. Старшая — Динара Олжасовна Сулейменова, младшие — Мадина и Лейла.

890c4e4ca77c5df5

Олжас Сулейменов оживленно беседует с журналистами: YouTube.com/Полина Шиманская

Олжас Сулейменов: общественно-политическая и дипломатическая деятельность

Сулейменов начал заниматься общественно значимой деятельностью еще в 1973-м. В этом году он опубликовал небольшое стихотворение «Дикое поле», где призывал к запрещению ядерных испытаний на территории КССР. Этот призыв не оценили по достоинству, и подземные взрывы никто не отменил.

Дальнейшая судьба поэта сложилась так:

В такую партию трансформировалась антиядерная организация, в этом качестве Сулейменов становится депутатом ВС РК (1994).

В середине 1990-х интерес к политике у поэта существенно ослабел. Потому он согласился попробовать себя в дипломатии. Помимо Италии, Сулейменов представлял интересы Казахстана еще и на Мальте, а также в Греции.

Работа в этой международной организации не помешала Сулейменову продолжить работу над трудом «Код слова. Введение в универсальный этимологический словарь. 1001 слово».

В 2014 году Сулейменова избрали на пост Председателя объединения творческих союзов РК. С начала декабря и по настоящее время Олжас Сулейменов — директор Государственного музея «Центр сближения культур».

632b5d97f96279dc

Олжас Сулейменов в президиуме: YouTube.com/Meir Nur-Bek

Стихи Олжаса Сулейменова

Первые стихи опубликовал Олжас Сулейменов в молодости — появились они на страницах всесоюзной «Литературной газеты». Произошло это событие в 1959 году. Что интересно, поэт предпочел русский язык в творчестве.

Вернувшись в Алматы, Олжас устраивается в «Казахстанскую правду». И именно здесь к нему пришла настоящая известность. Главред упомянутого издания заблаговременно заказывает молодому поэту стих, посвященный полету Гагарина. Тот успевает написать лишь несколько строк, но и их печатают в газете.

Развивая заданную тему, написал Олжас Сулейменов «Земля, поклонись человеку». Эта поэма была готова буквально через неделю, но опубликовали ее в мае 1961-го. За это произведение поэт был удостоен премии республиканской комсомольской организации.

Поэма «Земля, поклонись человеку» стала такой популярной, что ее заглавные слова позднее выбили на памятнике, установленном во Владимирской области на месте гибели первого космонавта — Юрия Гагарина.

Сразу после поэмы ушли в печать «Аргамаки» — первый сборник стихов. Многие произведения в нем отличаются остротой, что позволило Мурату Ауэзову (казахский культуролог) увидеть в них антитоталитарный протест.

Читайте также:  прохождение игры золотые истории западная лихорадка

Выходит еще один поэтический сборник в 1962 году. По мнению Николая Тихонова (старейший поэт ХХ века), «Солнечные ночи» поражают темпераментностью, широтой и образностью.

Следующий сборник печатается в 1964-м. Называется он «Доброе время восхода». Собранные здесь стихи Сулейменова стали популярными, потому что автор в них удачно совместил:

Об этом, в частности, заявил Лев Аннинский — знаменитый в 1960-х критик. Несмотря на то что поэзия Сулейменова переведена на 11 языков, наибольшую известность она обрела во Франции.

В этой стране опубликовано множество отдельных стихов в периодических литературных изданиях, а кроме того, вышло несколько полных сборников.

Наибольшую полемику из последних вызвали две книги:

Последнее произведение, по мнению переводчика Леона Робеля, несмотря на едкую шутливость, эпическое. Оно призывает к братству культур и взаимному обогащению наций. Именно «Глиняная книга» обеспечила Сулейменову признание в среде советской интеллигенции.

94794b29b92c1288

Олжас Сулейменов читает свои стихи: YouTube.com/Telemasters. Kz

Олжас Сулейменов — незаурядный человек и гениальный поэт, ставший олицетворением эпохи шестидесятников и живой связью с ней. Стихи Олжаса Сулейменова отражают стремление писателя возродить душевность и мораль в современном мире.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Олжас Сулейменов

Я предлагаю краткую биографию поэта и ролик «Степные мотивы Олжаса Сулейменова», где собрала стихи поэта о казахстанской земле, в конце поста вы найдете викторину о его жизни и творчестве. Олжас Сулейменов — одна из самых ярких фигур в казахской поэзии 60-80 годов. Его книга «Аз и Я» о «Слове о полку Игореве» вызвала бурные споры среди филологов и читателей. Мир знает его как лидера движения «Невада — Семипалатинск». Наконец, это яркая, харизматичная личность, человек, имеющий смелость высказывать свое мнение.

Содержание

Детство и юность.

Олжас Сулейменов родился 18 мая 1936 года в Алма- Ате. Он привык из окна видеть горы, и всегда, где бы он ни жил, будет скучать по горным вершинам. В его роду были воины и музыканты. Отец, Омархан Сулейменулы, прямой потомок Олжабай-батыра, офицер-кавалерист мечтал о сыне. Он даже отпросился на несколько дней из штаба Туркестанского военного округа, куда его уже вызывали, чтоб увидеть новорожденного, а после возвращения в Ташкент почти сразу был арестован. Позднее, Лев Гумилёв расскажет Олжасу Омархановичу, что сидел с его отцом в одном лагере, пока того не расстреляли.

О матери Сулейменов вспоминает так: «Она никем не управляла. Не указывала. Но мы ее слушались и уважали».

Мальчик рос у дедушки с бабушкой, ее звали Злиха. А еще был дядя Турсын, которому было всего 16. О голодном детстве поэт потом писал: «У меня остались в воспоминаниях триста грамм мандры, как тогда назывался хлеб, который выдавался иждивенцам». Паек у дедушки с бабушкой был таким же. Поэтому уже в детстве, как и многие алматинские мальчишки, Олжас занимался «бизнесом»: продавал воду на базаре. «С ведром к ближайшей колонке, а потом с кружкой ходили по базару – лето, жара…» Так что немного денег заработать удавалось.

А еще хорошо помнит, как его, шестилетнего, забрасывали в кузов грузовиков, которые везли свеклу на сахарный завод. На повороте, когда машины снижали скорость, его, самого легкого и маленького бросали в кузов, и он сбрасывал эти корнеплоды на дорогу, остальные мальчишки их подбирали. Где-то на очередном подъёме скорость совсем падала, мальчик спрыгивал на дорогу вместе с последним сладким «подарком». Сахара тогда совсем не было, так что сахарная свекла была лакомством его детства. Вспоминая о начале 40-х, Олжас Омарханович говорит о кодексе чести мальчишек того времени: «Нельзя подводить, нельзя клеветать друг на друга, нельзя не помочь. Это все воспитывалось с детства в каждом из нас».

Он мечтал поступить на журфак, но, наверное, в середине 50-х для сына, репрессированного это было нереально. А итоге поступил на геофак. Впрочем, в пятидесятые годы геология была популярна у молодежи: манила романтика. Сулейменов начал свою взрослую жизнь как геолог, он считает, что это было полезно для него: зимой учился, летом работал в геологических партиях. Там, у ночных костров, стали сочиняться первые стихотворные строки. Но, едва закончив геологический факультет Каз ГУ, в том же, 1959 году он поступил в Московский литературный институт на отделение переводчиков. Но главным своим учителем Сулейменов считает не преподавателей Литинститута, а заведующего отделом поэзии в «Известиях», который тщательно с красным карандашом в руках разбирал стихи молодого поэта.

«Земля, поклонись человеку». Первые сборники

А через два года громко ворвался в поэзию, опубликовав поэму «Земля, поклонись человеку», ставшую первым откликом на полет Юрия Гагарина в космос. Весной 1961 года он работал в редакции « Казахстанской правды». 11 апреля 1961 года редактор газеты, знавший о готовящемся на Байконуре запуске корабля с человеком на борту, заказал Олжасу стихи об этом событии. Он сказал: «Ты же всё-таки инженер и должен представлять себе, что такое человек в космосе. Я написал и оставил листок на его столе вечером 11 апреля 1961 года. На следующий день меня разбудили мои сёстры, которые принесли мне целую пачку каких-то разноцветных листовок, а на улице – шум, массовые гуляния. Я посмотрел – на листовках мои стихи, которые я вчера оставил редактору. Так я узнал о старте первого космонавта. В тот день, когда в Москве встречали Гагарина, в Алма-Ате с самолета разбрасывали листовки со строками, написанными накануне.

Читайте также:  андер элита актер биография

Сама поэма родилась позже. Для работы над нею Сулейменова освободили от других обязанностей в редакции. Слава на него обрушилась большая. Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму «Земля, поклонись человеку», передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фабриках, в студенческих аудиториях. Вот такой был успех».

Разгадай:
Почему люди тянутся к звездам!
Почему в наших песнях
Герой — это сокол!
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав.
Называет — Высоким!
Реки вспаивают поля.
Города над рекой —
В заре,
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звёзд.
Но трудней на земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронёс.
Что рекою прошёл по земле.
Что навеки связал города.
Что лучом бушевал во мгле.
Освещая твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звёзд
Донес,
Путь земной — продолженье пути
До сегодняшних ярких звёзд…

Скоро вышел первый сборник Сулейменова «Аргамаки» (1961). Уже в первых стихах поэта ощущается пульс времени, они энергичны, смелы, с острыми ритмами, яркими образами. Вот стихотворение, которое дало название книге.

Эй, половецкий край,
Ты табунами славен,
Вон вороные бродят
В ливнях сухой травы.
Дай молодого коня,
Жилы во мне играют,
Я проскачу до края,
Город и степь
Накреня.
Ветер раздует
Пламя
В жаркой крови аргамака,
Травы
сгорят
под нами,
Пыль
И копытный цок.
Твой аргамак узнает,
Что такое
атака,
Бросим
робким
тропам
Грохот копыт в лицо.

Начало 60- годов было удивительным временем в истории советской литературы. Поэзия была востребована как никогда: Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Окуджава, Сулейменов выступали на стадионах, их слушали одновременно десятки тысяч людей.

Стихи о Махамбете — перекличка Вознесенского и Сулейменова

Сулейменов дружит с Андреем Вознесенским и заражает его интересом к казахской культуре. Изначально Сулейменов предложил Вознесенскому перевести стихи поэта-бунтаря Махамбета Утемисова на русский, но тот внес в перевод столько своего, что получился оригинальный цикл «Читая Махамбета». Цикл состоит из четырех стихов-стрел, посланных, по обычаю степняков, на четыре стороны света. Вот их названия: «Черные верблюды», стрела вторая «Отставший лебедь», стрела третья «Мольба», или «Песня акына» и стрела четвертая «Свобода». Начинался цикл своего рода погружением поэта из «эпохи лунников» в суровое время восстания Махамбета:

Зачитываюсь Махамбетом.
Заслышу Азию во мне.
Антенной вздрогнет в кабинете
Стрела, торчащая в стене…

И почему в эпоху лунников
Нам, людям атомной поры,
Все снятся силуэты лучников,
Сутулые, как топоры?

Он и правда почувствовал душу сурового воина- поэта, а через него — душу степного народа. Стрела первая — «Черные верблюды» — образ восстания.

Это кажется мне —
Махамбет, как стрела,
в китайской стене,
головою — в кирпич,
а штаны с бахромой —
оперенье…

Он пишет о взаимодействии эпох и культур, о том, как дополняют друг друга Европа и Азия.

Андрей! Мы — кочевники,
нас разделяют пространства
культур и эпох,

мы кочуем по разным маршрутам,
сквозным и реликтовым.
Я хочу испытать
своим знанием
страсти великие,
о которых он, гордый номаде,
и ведать не мог…

И заканчивает словами:

Мы кочуем навстречу себе,
узнаваясь
в другом.

Как интересно развивался поэтический процесс в советской поэзии 70-х годов, когда образ казахского поэта XIX века вдохновлял русского поэта XX века, а потом возвращался на родину и добавлял новых красок в казахстанскую поэзию.

Стихи 60-х. Поэма «Чем порадовать сердце»

Дальше будут сборники «Солнечные ночи» (1962), «Доброе время восхода» (1964).

Популярность Олжаса Омархановича будет расти как в Казахстане, так и в Советском Союзе. Причиной этого, помимо таланта, будет широта его интересов: в его книгах и образы современные, и красота казахских степей, и история родного народа. В маленькой поэме «Чем порадовать сердце» Сулейменов будет писать о суровой истории древних степняков. Одном из самых трагических моментов, взятии войсками Чингисхана одного из важных культурных и торговых центров — Отрара.

В Отраре была легендарная библиотека, где были уникальные древние манускрипты разных стран Востока. До сих пор ученые надеются найти ее следы. Автор не обольщается: древние рукописи погибли в огне.

Книги!
Книги горели!
Тяжёлые первые книги!
По которым потом затоскует спалённый Восток!
Не по ним раздавались
Протяжные женские крики,
В обожженных корнях затаился горбатый росток.

Пересохли бассейны. Дома залегли под золою.
Можно долго ещё вспоминать
О сожжённых степях.
Только сердце не хочет,
Оно помешает мне, злое!
Чем тебя, успокоить?
Порадовать, сердце, тебя?

Автор поэмы «Чем порадовать сердце» может представить себя древним воином:

кем бы я стал десять пыльных столетий
тому назад?
…Кровь, пожарище. Ур-р!
Я б доспехами был разукрашен,
И в бою наливались бы желчью мои глаза.
Я бы шел впереди разношерстных
чингизских туменов,
Я бы пел на развалинах дикие песни
свои,
И, клянусь, в тот же век, уличенный
в высокой измене,
Под кривыми мечами батыров
коснулся б земли.

У него удивительно чувство истории, но от древних времен он постоянно возвращается к современности. Людям никогда не жилось спокойно. Во все времена у всех народов под ударом часто оказывались самые талантливые: их не понимали современники, преследовали власти.

Степь не любила высоких гор,
Плоская степь
Не любила торчащих деревьев.
Я на десять столетий вперед
Вам бросаю укор,
О казахи мои, молодые и древние!…
Степь тянула к себе
Так, что ноги под тяжестью гнулись,
Так, что скулы — углами,
И сжатое сердце лютей,
И глаза раздавила,
Чтоб щелки хитро улыбнулись.
Степь терпеть не могла
Яснолицых высоких людей.
Кто не сдался,
Тому торопливо ломала хребет,
И высокие камни валила тому на могилу,
И гордилась высоким,
И снова ласкала ребят.
Невысоких — растила,
Высоким — из зависти мстила.
Даже кони приземисты,
Даже волосы дыбом не встанут,
Даже ханы боялись
Высокие стены лепить.
И курганы пологи,
и реки мелки в Казахстане.
А поземка московская,
Словно в Тургайской степи.

Читайте также:  паладинс тир лист персонажей

Поэт чувствует себя собратом талантливых людей разных народов, высоких людей, которые творили часто наперекор всем трудностям.

Я бываю Чоканом!
Конфуцием, Блоком,
Тагором!
…Так я буду стоять, пряча зубы,
У братских могил…
Я согласен быть Буддой,
Сэссю и язычником Савлом!
Так я буду молчать у подножия братских
могил…

Попроси меня нежно — спою.
Заруби — я замолкну.
Посмотри, наконец, степь проклятая,
Но моя —
Все вершины в камнях и в окурках,
В ожогах от молний.

История Казахстана драматична — и давняя и та, которую еще многие помнят, когда Казахстан стал местом ссылки и заключения для многих народов.

Сулейменов — носитель казахской культуры, и суровая степь наполнена для поэта песнями великих акынов, стихами Абая.

Вблизи чингизских гор его могила,
Исколотая жёлтыми цветами;
Голодными, немилыми, нагими
К могиле приходили на свиданье.

И пили, усмехаясь, горечь песен,
И, колыхаясь, колебались травы,
Цветы желтеют грустно,
Как отрава…
Вблизи чингизских гор его могила.

«Вы поедете в штат Небраска?!»
Там такие прекрасные прерии,
Там колючки, жара и кочки,
Пыль и кони такие! Прелесть!
Вы поедете?»
Жадно смотрит
И руками картину лепит,
Люди летом уходят к морю,
Его тянет в сухие степи.
В стремя – хоп!
Отшвырнуть сомбреро!
Ветер черные волосы в клочья!
Тюбетейку на лоб,
Карьером,
Перепадом по тропам волчьим. (Рышард, сын степняка).

» Глиняная книга», «Аз и я»

После того, как в 1969 году вышла «Глиняная книга», о Сулейменове заговорили не только в СССР, но и в Европе. Это произведение. где проза переходит в стихи и наоборот, а древняя история стоит рядом с современностью.

Большой интерес и жесткие споры вызовет его исследование о тюркских корнях «Слова о полку Игореве» «Аз и Я». Еще учась в литературном институте, Сулейменов заинтересуется древнерусской поэмой о походе Игоря против половцев. Человек, в совершенстве владевший и русским, и казахским языками, он заметил то, на что не обратили внимание маститые литературоведы: многие слова «Слова о полку Игореве» имели тюркские корни. Эту мысль он и разовьет в своей новой работе. Читающая публика восприняла «Аз и Я» с большим интересом, но в журналах появились разгромные рецензии, книгу запретили. И только во время перестройки ее стали снова издавать, и оказалось, что она по-прежнему интересна и современна. Американский журнал «Проблемы коммунизма» в 1986 году назвал «Аз и Я» в числе немногих произведений, подготовивших перестройку. Произведения Олжаса Сулейменова переведены на английский, французский, немецкий, испанский, чешский, польский, словацкий, болгарский, венгерский, монгольский и турецкий языки. Особенно популярен казахстанский поэт во Франции, где издавались сборники стихов.

Он был талантов во всем. Невада — Семипалатинск

Олжас Сулейменов — это личность, обладающая удивительной притягательной силой. Где бы он ни оказывался: в Москве, Индии, Париже — к нему всегда тянулись люди. Он был талантлив во всем: играл ли он в волейбол, сочинял, углублялся в дебри филологии или, когда писал статьи на темы, очень далекие от поэзии — по экологии или экономике. Каждое его новое увлечение поначалу встречало возражение. Так, когда он, геолог, начал писать стихи, маститые литераторы ему говорили: ты же геолог, зачем это тебе? Когда на волне перестройки Сулейменов занялся проблемами политики и экономики, это тоже поначалу было воспринято с удивлением. Но сегодня, с высоты опыта нашего времени читая его статьи начала 90-х годов, о том, как надо обустроить жизнь в независимом Казахстане, поражаешься, как умно и точно он рассуждал, как предвидел те ошибки, за которые мы теперь расплачиваемся. А движение Невада- Семипалатинск, в результате которого Казахстан стал безъядерной страной, — это его детище. Когда 25 февраля 1989 года ночью Сулейменову позвонил военный летчик из Семипалатинска и сказал, что у него в самолете зашкаливают приборы, что радиоактивным облаком накрыты поселки, Сулейменов принял решение сказать об опасности народу. Это был риск, хотя шла перестройка. Как раз назавтра поэт и будущий депутат должен был выступать в прямом эфире. И впервые в средствах массовой информации прозвучала правда о Семипалатинском ядерном полигоне. Официальные власти молчали, не зная, как реагировать. Но, к счастью, это выступление оказалось в духе времени. Москва одобрила, зародилось движение Невада-Семипалатинск, лидером которого и стал Олжас Сулейменов.

Для Олжаса Сулейменова поэзия всегда была главным, но не единственным делом жизни. Он не раз избирался Депутатом Верховного Совета Казахстана, возглавлял Союз писателей. В 90-е годы, по предложению Н. Назарбаева, занялся дипломатической работой. Став Чрезвычайным и полномочным послом Республики Казахстан в Италии, и здесь он добился успеха, активизировав отношения между двумя странами.

Викторина

А теперь вы можете ответить на вопросы викторины о жизни и творчестве Олжаса Сулейменова.

12. Олжас Сулейменов, среди прочих должностей, был
Председателем федерации шахмат в Казахстане
Художественным руководителем Казахфильма
Послом мира
Секретарём фонда защиты животных
13. В 1995 году Сулейменов принял предложение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатическую работу. Он был послом Казахстана в
США
Италии
Японии
Египте

Правильные ответы вот такого цвета.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector