Sukeban : дерзкие и крутые
Школьница в скромной форме. Она также носит кожаные перчатки и размахивает йо-йо.
Жизнь и социальное положение женщин в Японии с древних времен регламентировались непоколебимыми традициями и неписаными законами: образование и обучение женщины было всецело направлено на её семейное предназначение. С малых лет японских девочек приучали к мысли о самопожертвование и бескорыстном служение отцу, мужу, сыну. Несмотря на происшедшие в 20 веке радикальные перемены, эта философия остается весьма сильной в современной Японии. Это проявляется не только в традиции, согласно которой, выходя замуж, многие женщины прекращают свою трудовую деятельность, посвящая себя семье и детям. В отличие от западной культуры, в Японии считается нормальным, когда при приеме гостей роль жены сводится лишь к обслуживанию гостей или когда муж отправляется провести вечер в шумной компании без жены (в былые времена из-за такого положения женщин, было популярным проводить время в обществе гейши). Многие мужчины предпочитают не посвящать жен в свои служебные дела и не обсуждать с ними серьёзные вопросы из убеждения, что дело жены — кухня и дети.
Тем интереснее изучить такое явление, где женщины не только занимали превалирующее положение, здесь они действительно-
В Японии в начале 70-х идея «sukeban» еще не была принята телевидением и кино, не являлось субпродуктом вездесущего шоубиза. Вместо этого sukeban был настоящий, живой субкультурой из повстанческих девушек, которые, предпочитали школьную форму, чтобы не быть похожими на мальчиков в коже, и были призваны доказать, что девичество и сила вещи отнюдь не взаимоисключающие.
В переводе с японского «suke» — это женщина, а «ban» значит «босс». Раньше сторонницы Сук:) были известны тем, что формировали женские банды, в которых грабили и нападали на людей. Впервые эти группировки появились в 1960-х, а «благодарить» за них следует банды, известные под названием «Банчо», в которые объединялись юноши, которые мечтали попасть в якудза — японскую мафию.
Общие приметы sukeban (описанные японской полицией в брошюрах 1980-ых как «Предзнаменования крушения») включают яркий цвет волос или с перманентную химию на голове (хотя как это выглядело на японках, я не представляю), модификации школьной формы, такие как ношение цветных носков, закатывание рукавов и удлинение юбки.
Все формирования sukeban различаются по количеству участниц, а самой многочисленной была группировка Женский Делинквентный Альянс Канто, которая включала в себя около 20 000 барышень.
Кстати, враждующие группы часто сталкивались друг с другом в драках и боях. Кроме того, все объединения Сук:) придерживаются строгих правил, невыполнение которых может наказываться как линчеванием, так и более жестокими репрессиями против провинившихся, среди которых самый мягкий способ экзекуции — прижигание сигаретой. А стиль одежды у группировок Сук:) примерно следующий: верх от формы моряка, а низ — плиссированная юбка длинной по щиколотку. Кстати, форма шьется только на заказ.
Они носили длинные юбки, и завязывали красные длинные ленты под матроской, иногда еще маски и перчатки.
Независимо от того, где вы выросли, школьная форма всегда играла свою роль в формировании субкультур и подросткового самовыражения.
Действительно, sukeban- сестричество из-за всех сил пыталось доказать свой мачизм: было ли это столкновение с конкурирующей группировкой, или наказание девушек в пределах своей группы (например, за шашни с чужим бой-френдом)
Однако девушки воевали в большей мере за идею. Длинные юбки можно рассматривать как реакцию против сексуальной революции 60-х годов, средства защиты, с помощью которых девочки могли показать, что их существование не определяется желаниями мужчин зевак. Перенесемся в 90-е годы, и эта тенденция полностью отменила себя: к тому времени «плохая девочка» должна была носить сто килограмм макияжа, а подол юбки должен быть как можно короче, дабы все могли оценить твою неописуемую сексуальную привлекательность.
О теме sukeban и ее звезде Мики Сугимото
Да, sukeban это не ругательство, а жаргонное японское выражение. Еще это название популярной серии японских фильмов начала 70-х годов, относящихся к специфическому направлению pinky violence (не путать с так называемыми pink-фильмами – малобюджетными эротическими картинами, выпускавшимися независимыми кинопроизводителями).
Мальчик по прозвищу Стерва
Одной из главных звезд pinky violence являлась актриса и фотомодель Мики Сугимото – архетипический sukeban японского кино.
Что такое pinky violence и кто такая Мики Сугимото? Проще всего объяснить это на примере. Возьмите «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, уберите всю вторую половину и замените Малькольма Макдауэлла на смуглую, худощавую, мальчишеского вида особу лет 20-ти в не менее экстравагантных нарядах и гриме (а часто и вовсе нагишом) и с татуировками розочек на интимных частях тела.
Что юные героини этих картин – такие, как Мэйко Кадзи, Рэйко Ике и Мики Сугимото, – и проделывали неоднократно и с явным наслаждением.
«Ужасная школа для девочек»
Что еще важно знать в связи с pinky violence – это был не андерграунд, вроде картин Кодзи Вакамацу, а чистейшей воды мейнстрим японского кинематографа. Картины с названиями, типа «Рок бродячей кошки», «Секс и ярость», «Ужасная школа для девочек», «sukeban герилья», имели вполне приличные по меркам японского кино бюджеты, снимались в павильонах одной из крупнейших японских кинокомпаний и демонстрировались в обычных, а не специализированных кинотеатрах. Сегодня ставшие экзотическим объектом культа и постоянного цитирования режиссерами, вроде Тарантино и Родригеса, эти фильмы в свое время совершили важный прорыв, значительно повысив планку допустимого в японском кино. Их стильные, бесстрашные героини нравились молодым зрителям, а потому актрисы, исполнявшие эти роли, быстро становились молодежными иконами, под стать рок-звездам. Им подражали, их экстравагантный стиль одежды и манеру поведения копировали тысячи девочек по всей стране.
В том же году Мики получает приз Ассоциации кинопроизводителей Японии (ANPA), как «лучшая дебютантка года». Что очень забавно, поскольку к этому моменту «дебютантка» уже снялась в полудюжине картин.
Самой знаменитой картиной Мики Сугимото является триллер «Женщина-зеро. Красные наручники», поставленный режиссером Юкио Нода в 1974 году.
Основанная на одноименном комиксе, картина рассказывала о похищении дочери влиятельного политического деятеля. Полиции удается внедрить в банду похитителей своего агента – девушку по прозвищу Зеро (Мики Сугимото), некогда изгнанную из полицейских рядов за убийство иностранного дипломата. Но операция по освобождению заложницы срывается, и тогда ее отец, используя свое политическое влияние, приказывает уничтожить всех, включая собственную дочь и агента Зеро, дабы избежать публичного скандала. «Нигилистической оргией садизма» назвали японские критики этот фильм, где сцены кровавых пыток, убийств и изнасилований сменяют друг друга почти безостановочно. Одетая в огненно-красный плащ Мики Сугимото выглядит в финале картины адской фурией, истребляющей как гангстеров, так и бывших коллег-полицейских – за предательство.
В 1977 году Мики выходит замуж – причем за человека, который был ее первой любовью еще в школе – и принимает решение уйти из кино. Исполнительница ролей крутых девчонок в жизни оказалась весьма романтичной особой. И трудолюбивой актрисой: вся ее кинокарьера длилась восемь лет, однако ее фильмография насчитывает два десятка картин.
«Жестокая паника – большая катастрофа»
Прошу строго не судить, переводить было немного сложновато:(
Но тема вдохновляет, правда? Японцы такие японцы))) Люблю их
Обновлено 16/01/16 06:15:
Обновлено 16/01/16 06:26:
Отрывок из книги Е.Катасоновой :Лики молодежной субкультуры
Катасонова Елена Николаевна — прозаик, переводчик и журналист.
Окончила Институт стран Азии и Африки при МГУ, член Союза журналистов и Союза писателей Москвы, редактор в Институте США и Канады РАН.
Сукэбан: японская женская мафия
В переводе с японского «suke» — женщина, а «ban» — босс. Так в 1960-е годы в Японии появилось понятие сукэбан, связанное с женскими преступными группировками. Они стали своеобразным ответом мужским бандам «Банчо», где состояли парни, мечтавшие попасть в якудза. Сначала это были небольшие группы девчонок, которые тайком курили в школьных туалетах, но в 70-е банды «сукэбанш» разрослись, — а дела стали серьезнее.
Число женских преступных банд в Японии увеличилось в 1970-х — на это время и пришелся их расцвет. Девушки-сукэбан занимались разбоем, мордобоем, воровали в магазинах.
Банды разнились по размеру от группы магазинных воров в Токио, которая насчитывала около 80 девушек, до самой крупной банды, известной как Женский Преступный Союз Канто, в которую входило до 20 000 японок.
Тема сукэбан быстро проникла в японскую поп-культуру. Бандиткам посвящали манги и фильмы, в том числе «пинку эйга» или «розовые фильмы» — жестокие эротические фильмы про сукэбан. Первым таким фильмом стал «Рынок плоти» (Nikutai no ichiba) 1962 года.
Традиционно девушки-сукэбан ярко красили или завивали волосы, одевались в подобие школьной формы с удлиненными плиссированными юбками, закатывая один рукав блузки. Форма группировок была обычна расписана их символикой. Бандитки следовали строгим правилам и кодексам поведения внутри своих банд. Любое нарушение влекло за собой «линчевание», начиная от ожога сигаретой.
Участниц банд могли наказать за неуважение к «вожакам», разговоры с конкурирующими бандами, флирт с парнем другой участницы или употребление наркотиков. Хотя нюхать растворитель для краски или клей было обычным делом среди девушек-сукэбан.
Обычно «сукэбанши» носили с собой бритвенные лезвия, которые можно было легко спрятать, а также цепи и бамбуковые мечи, украденные из школьных спортзалов. Преступная деятельность сукэбан в Японии в какой-то момент достигла такого уровня, что в изданиях японской полиции в 1980-х годах их называли «предвестниками конца света».
Несмотря на попытки властей подавить культуру женских преступных группировок в 1980-х и 1990-х годах, банды только росли. Сукебан оставили глубокий след в японской масс-культуре, и не только — они стали популярными персонажами фильмов, японской фантастики, манги и аниме.
Японские женские банды «сукэбан»
Японская культура, заметно отличающаяся от европейской, всегда кажется чем-то экзотичным, но при этом, привлекательным. Не является исключением и криминальная культура страны восходящего солнца. В отличие от Запада, якудза не прятались, вели открытую деятельность и даже имели собственные офисы. Немыслимый формат криминальной деятельности по западным меркам. Равно как и молодежные банды воспринимались как нечто само собой разумеющееся, как один из этапов взросления.
Возможно, именно попустительство взрослых привело к тому, что женские группировки «сукэбан» стали не просто устрашающими, но и очень популярными.
Все это происходило с немого согласия властей, которые снисходительно относились к проделкам молодых преступников и старались не приговаривать их к реальным срокам. К организованной преступности, которая известна во всем мире как «якудза», периодически примыкали выходцы из молодежных околопреступных группировок, которые цвели в Японии пышнее сакуры. Многие из них привлекали внимание не только полиции, но и общественности, причем образы криминалитетов часто воспринимались как романтические и таинственные.
Если бы мужские банды не столь рьяно охраняли свои ряды от женщин, то, вполне вероятно, что сукэбан и не возникли, дамы бы вполне успокоились, войдя в состав действующей группировки, причем куда менее численным составом. Однако мужские группировки «банчо», занимающиеся кражами в магазинах, отказывались сотрудничать с девушками. Немудрено, что у них вскоре появились гендерные противники – уличные банды из девушек, в которые не брали парней.
Слово сукэбан в переводе с японского означает «девушка-босс». И это словосочетание как нельзя лучше характеризует главные ценности тех, кто входил в эту банду. Бесстрашие и отвага, дерзость и борьба против сложившихся устоев, помноженные на молодость участниц сукэбан, делали их по-настоящему опасными. Несмотря на то, что до серьезных и крупных дело доходило редко, им удавалось держать в страхе всю округу.
Столь эпатажное название вполне объясняется причиной появления группировки, ведь в основе феминистический настрой и противопоставление себя мужчинам. Первоначально в группировке состояли школьницы, которые формировались для защиты от банчо, нередко им приходилось участвовать в массовых драках. Позже их интересы вышли за рамки самозащиты, воровство, грабеж и даже разбой стали тем, что девчонок объединяло. Понадобилось меньше десяти лет для того чтобы молодежные банды разрослись до сети женских преступных группировок, в которые входило более 20 тысяч девушек и был свой совет.
Позже сложился и некий свод правил, за нарушения которого были предусмотрены наказания. Это могла быть порка, причем публичная или прижигание кожи сигаретой. Нарушением считались, к примеру, отношения с парнем, который раньше встречался с другой девушкой-сукэбан. Кроме того, в банде действовал свой дресс-код.
Для всего мира эти девушки олицетворялись с японской школьной формой, однако на деле они не всегда носили именно ее. Хотя и использовали одежду для выделения и подчеркивания собственного единства. В последующем они надевали кимоно или повязку на лоб. Что касается школьной формы, то она была несколько видоизменена. Помимо традиционной плиссированной юбки, тельняшки, красного шарфика и белых гольф, пиджак или верхнюю одежду специально укорачивали, чтобы был виден живот, причем не прикрытый. А вот юбка, наоборот, была длинее обычной.
Этот наряд был нарочито антисексуальным, в ту пору в Японии было модным ношение коротких юбок, облегающих джинс, но сукэбан не признавали эксплуатацию женской сексуальности и намеренно от нее отказывались. По этой же причине к минимуму сводилось использование косметики. Зато девчонки всегда носили с собой бейсбольные биты, цепи и милую игрушку йо-йо. Позже они стали носить кожу, и их стиль стал более байкерским, однако традиционные японские мотивы всегда использовались. Этим они противопоставляли себя американской культуре, засилье которой наблюдалось тогда в Японии.
В последующем эта субкультура растворится в других группировках, однако образ девушки-подростка с хищным взглядом эксплуатируется до сих пор. Уж слишком дерзкими и запоминающимися были девушки-боссы.
Баловство или преступления?
Кей-Ко – лидер среди таких же школьниц как и она, называющих ее Бритва, в буквальном смысле является криминальным авторитетом пригорода Токио. Она носит на груди бритву, аккуратно завернутую в ткань, но доля секунды и приставит ее к щеке своего противника. Она была лишь одной из тех, о которых ходили легенды – девчонкой, чей бунтарский дух позволил ей стать криминальным авторитетом. Они не просто существовали наряду с мужскими бандами, но и во многом превышали их как в численности, так и в жестокости и внутренней дисциплине.
Кроме отрицания собственной привлекательности и сексуальности была еще одна причина, по которой сукэбан носили длинные юбки – под ними было удобно прятать цепи или ножи. Часто на пиджаках вышивали драконов или другие традиционные японские гравюры. Волосы были вытравлено желтого цвета, а брови выщипаны в тонкую полоску. Часто при них были мечи из бамбука (такие используют на школьных уроках физкультуры), для них еще характерен жест пальцами, который известен как «Виктория». Еще они носили яркие носки, причем приспустив их.
Для начала девчонки перестали подчиняться школьным нормам, они переделали школьную форму, покрасили волосы, носили маленькие портфели. Последний был не просто аксессуаром, а настоящим символом – так они выражали свое пренебрежительное отношение к школьному процессу, ведь в крошечную сумку не влезали учебники и тетрадки. Кожаные портфели специально варили для того чтобы они «сели» и стали меньшего размера. Согласно японским нормам такое поведение и изменения в школьную форму были сродни бунту.
На внешность девочек обратили внимание в полиции, взрослые руководствовались мнением о том, что сегодня послабления в одежде, а завтра – в поведении и требования к школьной форме стал более жесткими. Однако такие замечания не имели ничего общего с реальными наказаниями.
Законодательство страны восходящего солнца подразумевает так называемое предделинкветное поведение, это когда подростки (а в Японии этот возраст заканчивается в 20 лет) совершают какие-то деяния, которые не являются преступлением, но в последующем могут вылиться в них. Таким поведением могли назвать пропуски занятий, курение, плохие оценки и непонятные знакомства. Но в то же время считается, что это период взросления и через это проходят все люди. Именно поэтому к такому явлению как подростковые банды в стране восходящего солнца принято относиться не как к криминальному явлению, а подростковому баловству. Хотя глаза на это и не закрывают.
В 70-е, когда Япония находилась на заре своего экономического подъема, возник нефтяной кризис, что стало причиной резкого падения темпов роста. Это не могло не отразиться и на социальном положении в Японии. Особенно болезненный вопрос для Японии – невозможность выйти в «белые воротнички», представителям рабочего класса, стал еще острее. И в период экономического роста у девушек было куда меньше возможностей построить карьеру и стать влиятельным человеком.
К тому же, система оплаты труда исходя из возраста сотрудника, распространялся исключительно на мужчин. Власть страны была уверена, что женщинам комфортно на кухне, а значит и самое место. Кроме того, никакие выплаты и пособия для домохозяек, женщин, находящихся дома и занятых воспитанием детей, предусмотрено не было.
Немудрено, что выходцы из бедных семей не видели никаких перспектив и чаще всего примыкали к бандам, пополняя мафиозную популяцию. Получить образование дети из рабочего класса практически не могли, высокие проходные баллы в университеты, платные подготовительные курсы и специальный подсчет учебных успехов не давали им шансов.
Социальное расслоение общества, в котором еще и присутствовало ущемление женских прав, стало благодатной почвой для разрастания именно женских бандитских формирований. К тому же она уже существовало, в нее стоило только вступить. Массовость и широкая популярность сукэбан в этот исторический период объясняется именно социально-экономическими причинами и желанием изменить положение женщин в стране. Именно этот факт дает все основания полагать, что сукэбан это не просто бандитская группа, а нечто большее – движение за собственные права и интересы.
Сукэбан и феминизм
Образ японской женщины, возводимый в культ, сотворен в глубоко патриархальных устоях. В японском языке даже есть специальная идиома, буквально переводящаяся как «японская гвоздиика». То есть женщина должна быть хрупкой и тонкой, но в то же время твердой и непоколебимой. От нее ждут исключительной мудрости, постоянного понимания – впрочем, ничего нового японцы в этой сфере не придумали.
Во время Второй мировой войны образ идеальной жены и матери особенно культивировался, женщин призывали размножаться, ведь стране нужны новые граждане. Равноправие японки получили лишь в 1947 году, согласно новой конституции. Однако это мало изменило реальное положение женщин в обществе.
В Японии были свои фемдвижения, но эмансипация этой страны связана с западными влияниями. Несмотря на юридическую помощь со стороны, говорить о полном равноправии все же было слишком рано. Здесь происходило столкновение двух культур, для того чтобы японский феминизм полноправно встал на ноги просто не было пространства. Зато на западный манер шла сексуальная революция, и женская эмансипация пошла совсем иным путем. После войны прежние патриархальные идеалы женской целомудренности рухнули окончательно. Сдерживаемый доселе поток хлынул полноводной рекой, что, впрочем, снова, ударило по женским правам и положению в обществе. Воспринимая их как объект для воплощения собственных желаний, мужчины не видели в них равноценных партнерш.
Сукэбан отрицали как патриархальные устои, действовавшие до этого, так и нарочитую вседозволенность, использование женщин для утех и снятие всех запретов. Ни в том, ни в другом они не видели женского предназначения, к сексуальной революции они скорее относились настороженно. При этом заставляли с собой считаться, причем используя для этого мужские методы по устрашению. Кое в чем им, все-таки, удалось добиться того, чтобы с ними считались.
Сукебан в культуре
Столь яркое явление практически тут же легло в основу кинематографа. Самыми известными фильмами на эту тему были «Хулиганка», «Ужасная школа для девочек» и другие. Чаще всего в таких фильмах идет речь о гендерном неравенстве, причем если женщина сначала предстает слабой и беззащитной, то совсем скоро жизненные обстоятельства ставят ее в такие условия, что она бывает вынуждена показать свою силу. Драки, мотоциклы, побеги из тюрьмы – это малая часть всех приключений. Причем во всех испытаниях она демонстрирует силу характера и духа, всегда выходит победительницей и умеет быть сильнее мужчин.
В таких фильмах мужчины предстают жесткими просто по факту своего существования, женщина же проявляет агрессию всегда обоснованно, имея цель и мотивы. Она либо мстит, либо добивается своих целей. Несмотря на то, что сукэбан отрицали сексуальность, создатели фильмов делали своих героинь крайне соблазнительными и в этом была еще одна их сила. Такие сюжеты, приправленные элементами боевиков и красотой героинь стали новой страницей в японском кинематографе.
К 80-ым годам популярность сукэбан возросла ее сильнее, зато пропала криминальная составляющая. Сейчас это скорее субкультура, которая строится на бунтарском духе, боевом феминизме, а не кражах и грабеже. Они до сих пор чтят свой кодекс чести, носят одежду согласно своему дресс-коду, а их японская школьная форма, наряду с йо-йо стали символами борьбы за гендерное равноправие. В какой-то степени именно сукэбан изменили отношение к женщинам в Японии, добившись того, чтобы их считались, причем сделали это мужским путем – заставив себя бояться, а значит и уважать.
Несмотря на то, что к 90-ым женские банды как явление сошли на нет, образ дерзких и опасных школьниц популярен и сегодня. Его можно встретить в аниме, компьютерных играх. Романтичный образ бунтарки, девчонки, которая не побоялась бороться за что-то большее, чем свое личное счастье, до сих пор воспринимается романтично.