Суини Тодд
История персонажа
«Я знаю идеальный способ вылечить больное горло – перерезать его», – эта цитата кинорежиссера Альфреда Хичкока будто бы рассказывает о позиции Суини Тодда, цирюльника, который просто обожал свою работу.
Ведь все его клиенты получали не только гладковыбритое лицо, но и билет в настоящий ад. Об этом кровожадном парикмахере слагали легенды, он стал участником знаменитых мюзиклов, а также перекочевал в кинематограф. Мастер макабрического и готического жанров Тим Бертон не мог пройти мимо леденящей кровь истории, поэтому его любимчику Джонни Деппу пришлось перевоплотиться в безумного маньяка.
История создания
Культура времен викторианской Англии всеобъемлюща. Именно в период с 1837 по 1901 год, когда владелицей престола была королева Виктория, на свет появились знаменитые персонажи. Артур Конан Дойл порадовал любителей книжных страниц сыщиком Шерлоком Холмсом, а Брэм Стокер сочинил книгу о кровопийце графе Дракуле и дал ему подробное описание. Тогда же Суини Тодд начал расправляться со своими клиентами на страницах бульварной литературы.
Мюзикл «Суини Тодд»
Мужчина, который бесподобно пользуется опасной бритвой, появился задолго до знаменитых маньяков, которые пугали и детей, и взрослых. Так что Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз и даже Джек Потрошитель намного младше Суини Тодда.
Примечательно, что споры о том, существовал ли безумец в действительности, до сих пор будоражат умы исследователей. Некоторые считают, что рассказы о демоническом парикмахере входят в цикл легенд, которые в Лондоне знает каждый городской житель. Говорят, что жители туманного Альбиона пугали этим героем провинившихся мальчишек, которых наказывали за непослушание: взрослые рассказывали детям о том, что на них нападет Суини Тодд и приготовит из них пирожки с мясом.
Однако в каждой легенде есть толика правды. По слухам, прототип маньяка жил в конце 18 века, а его биография мало походила на ту, которая стала подоплекой для пугающих рассказов. Говорят, что настоящий Суини Тодд был скаредным и дико жадным, эти качества и подтолкнули его к многочисленным убийствам.
Суини Тодд и миссис Ловетт
Суини родился в 1748 году и был единственным отпрыском страстного любителя горячительных напитков. Маленький мальчик провел свое детство недалеко от лондонского Тауэра. Вместо того чтобы играть с ровесниками во дворе, юноша рассматривал орудия пыток, выставленные в этом замке, который стал музеем и королевским зверинцем.
Возможно, на характер Тодда повлияло не только безответственное воспитание родителей, но и окружающая действительность. Когда мальчику исполнилось десять лет, он наблюдал за мятежами фабричных работников, производящих хлопок, которые нападали на женщин, одетых в хлопковую одежду из Индии.
Когда Суини исполнилось 12, его родители ушли из дома. Так юноша остался сиротой. Чтобы заработать денег, Тодд начал работать подмастерьем; по тогдашним меркам эта должность была в самом низу социальной лестницы. Мальчик торговал ненужными вещами, а также бритвами. Неудивительно, что вскоре Суини опустился до кражи и на пять лет сел за решетку. В Ньюгетской тюрьме молодой преступник сговорился с заключенным, который оказывал сокамерникам парикмахерские услуги, и стал его помощником.
Суини Тодд
Выйдя на свободу, Суини Тодд стал бродячим цирюльником, который решил расквитаться с обществом за свою никчемную жизнь. Говорят, свою первую жертву он выследил на углу у Гайд-Парка. Со временем убийства участились, а полиция долго искала хитроумного преступника.
Сюжет
Рассказ про настоящего Суини Тодда впечатляет, однако любители хорроров приправили его шокирующими подробностями и литрами крови. В первом акте мюзикла Тодд, вновь прибывший в Лондон, направился в пекарню миссис Ловетт, которая встретила гостя радушно и предложила отведать «худших пирожков в городе». Дело в том, что на пороге владелицы пекарни уже долгие недели не было не единой души. Ловетт жаловалась незнакомцу на свою жизнь, но тот предложил ей способ заработка – сдавать комнату на верхнем этаже пекарни.
Кресло Суини Тодда
Дослушав рассказ хозяйки, Суини в ужасе закричал: «Неужели никто не пожалел мою Люси?!» Тогда Ловетт поняла, что перед ней стоит тот самый Бенджамин Баркер, который намерен мстить своим обидчикам с помощью острых бритв.
Суини Тодд и судья Терпин
Согласно первоначальной версии легенды, Суини убивал посетителей на Флит-стрит, 186 при помощи потайного рычага, который открывал люк, находящийся под креслом клиента. Посетитель парикмахерской проваливался в подвал и переламывал шею или разбивал череп. Если же несчастный не умирал моментально, то Суини Тодд добивал его бритвой. Есть еще один вариант – Тодд сначала перерезал жертвам горло, а затем сбрасывал трупы в подвал. Мисс Ловетт помогала Тодду избавляться от тел и делала начинку для мясных пирогов.
Экранизации
Кровожадный парикмахер стал настолько популярным, что мюзиклы о Суини Тодде ставятся чуть ли не каждый год. Российская группа «Король и Шут», в которой выступал Михаил Горшенев, тоже решила поэкспериментировать на сцене, представив публике зонг-оперу ужасов «TODD».
Михаил Горшенев в образе Суини Тодда
Вымышленный герой перекочевал и в кинематограф. Первая лента появилась в 1926 году, однако этот фильм считается утерянным. В 1928 году вышла другая кинолента о демоне с Флит-Стрит, где главную роль исполнил актер Мур Марриотт.
В 1936 году режиссер Джордж Кинг порадовал любителей фильмов ужасов картиной «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», где главные роли исполнили Тод Слотер (Суини Тодд), Стелла Ро, Джон Сингер. Примечательно, что фильм снят таким образом, будто главный герой рассказывает свое прошлое клиенту, пока подготавливает принадлежности.
Бен Кингсли в роли Суини Тодда
В 1997 году в маньяка удалось перевоплотиться актеру Бену Кингсли, который в фильме «Суини Тодд» разделил съемочную площадку с Джоанной Ламли, Кэмпбеллом Скоттом, Кэтрин Шлезингер и Дэвидом Уилмотом.
В 2006 году вышел одноименный телефильм, в котором сыграл актер Рэй Уинстон, а через год режиссер Тим Бертон порадовал любителей мрачных красок своим видением картины, позвав на главную роль Джонни Деппа, который успешно справился с образом. Кстати, на роль также рассматривался Рассел Кроу.
Сюжет картины, которая напоминает ранние работы кинодеятеля, например «Сонную Лощину», мало чем отличается от оригинальных мюзиклов. Кинолента получила положительные отзывы критиков и удостоилась наград, среди которых «Золотой глобус». В ленте также снялись Хелена Бонем Картер, Алан Рикман, Тимоти Сполл, Саша Барон Коэн, Лора Мишель Келли и прочие актеры.
Суинни Тодд — реальная история брадобрея с Флит-стрит
Споры о том, существовал ли он в действительности или нет, до сих пор продолжаются. В издании «Жемчужной нити», датированном 1850-м годом, утверждалось, что Суини Тодд существовал в действительности и совершал свои преступления в начале XIX века. Ну и конечно за вами остается право верить этому или нет.
Суинни Тодд — это еще одна культовая фигура времен викторианской Англии. Такая же культовая, как Джек Потрошитель, Шерлок Холмс или граф Дракула. Он — маньяк-парикмахер, который убивает своих клиентов и делает из них пирожки с мясом. Если в XIX веке Суинни был персонажем желтой бульварной литературы, то в наше время про него снимают фильмы, мультфильмы и даже мюзиклы.
Это, наверное, единственное, что не имеет смысла в обсуждениях. Одни говорят, что это превосходно, другие — что это кровавая и бессмысленная мясорубка. Однако, не многие знают, что это не просто история, которую кто-то однажды сел и написал, а эта самая настоящая легенда, которую в Лондоне знает каждый коренной житель. Именно этой легендой пугают детей. Непослушным мальчишкам говорят, что за непослушание на них нападёт Суини Тодд и приготовит пирожки с их мясом. Но в каждой легенде есть доля правды, так же и здесь. Прототип Суини Тодда жил в конце 18 века, но был он, конечно, не так красив, как Джонни Депп, да и история его жизни отличалась от предложенной нам в легенде. Если по сюжету Суини Тодд мстит за жену и дочь, то «родитель» этой легенды был дико скуп и жаждал денег, за что и пошел на многочисленные убийства. Конечно, мало кто захотел бы пойти на фильм про жадного маньяка-психопата, поэтому история о демоне — парикмахере была приукрашена, и причем весьма удачно.
Настоящий Суини Тодд (1748 — 1802), единственный сын пившего запоем работника шелковой фабрики, провел свое детство недалеко от лондонского Тауэра и свободное от работы на той же фабрике время проводил, любуясь на орудия пыток, выставленные в этом замке, который к тому времени уже стал музеем и королевским зверинцем. В 1758 году он стал свидетелем Шелковых бунтов, во время которых работники фабрик по обработке шелка, приведенные в отчаяние нищетой, нападали на женщин, одетых в импортированный из Индии хлопок прямо на улицах. В возрасте двенадцати лет мальчик остался сиротой (однажды зимой его родители просто ушли из дома и бросили его), и ему пришлось пойти подмастерьем к старьевщику, торговавшему всяким хламом, а главное — бритвами.
XVIII веке подмастерье был одним из самых несчастных и забитых существ на социальной лестнице. Предполагалось, что подмастерье работал за жилье, пищу и обучение ремеслу; фактически он был рабом своего хозяина, не получал никакой платы, часто подвергался насилиям и издевательствам, а заступиться за него было некому. Часто его принуждали воровать для хозяина — и это в конце концов приводило такого подмастерья на виселицу.
С небольшой кражи и началось падение Суини Тодда. Ему пришлось провести пять лет в Ньюгетской тюрьме. Там он сговорился с одним из заключенных, оказывавшим другим узникам парикмахерские услуги, и поступил к нему в услужение. Выйдя из тюрьмы и став бродячим цирюльником, Тодд начал мстить обществу за свою жалкую жизнь; первую свою жертву, молодого джентльмена, он подстерег на углу у Гайд Парка. Со временем Суини Тодд смог открыть свой собственный маленький салон на Флит-стрит (в то время — район пьяниц, бандитов и гулящих женщин). Салон был оборудован люком-ловушкой, с помощью которого трупы жертв сбрасывались в подвал. Люди, приходившие к Тодду побриться, исчезали один за другим — иногда полиция даже допрашивала его как подозреваемого, но безрезультатно.
Миссис Лавит — по одним источникам носившая имя Сара, по другим — Марджери — также является реальным лицом, хотя известно о ней очень мало. Она действительно была любовницей Суини Тодда — и со временем завела пекарню для выпечения своих знаменитых пирогов. Останки жертв зловещая чета разбрасывала в катакомбах округи Флит-стрит. Однажды это было обнаружено, и миссис Лавит оказалась вместе с Тоддом в Ньюгетской тюрьме. Полностью признавшись во всем, женщина отравилась, а Суини Тодд предстал перед судом.
Суини Тодд: История
Эрик Шургот рассказывает, откуда взялся Суини Тодд – герой нескольких фильмов (в том числе – одноименной картины Тимы Бертона) и серии рассказов «Жемчужная нить»
Сейчас уже не установить точно, кто именно из авторов «Грошевых ужасов», Томас Пекетт Прест или Джеймс Малкольм Ример, написал в 1846 году серию рассказов «Жемчужная нить». Но одна из сюжетных арок данного чтива впоследствии обрела неимоверную популярность по всему миру. Известным героем «Жемчужной нити» был цирюльник Суини Тодд, орудовавший бритвой далеко не по прямому назначению. Его мастерская была связана подземным ходом с пекарней миссис Ловетт. Тодд убивал своих клиентов, а тела переправлял соседке, которая пекла пироги из человечины, пользовавшиеся спросом у местной публики. У большинства людей, читающих сейчас эти строки, наверняка всплывают в голове бертоновские образы: Депп, Бонем Картем, история кровавой мести на улицах макабрического Лондона. Но тогда, в самом начале викторианской эпохи, сопряженной с промышленной революцией, история Тодда была куда прозаичней.
Историки по сей день роются в архивах в поисках происхождения городской легенды о демоне-парикмахере с Флитт-стрит. По одной из версий, легенда о некоем брадобрее-убийце прибыла на туманный Альбион через Ла-Манш. Якобы в архивах министра полиции Франции Жозефа Фуше имелись детальные записи о парочке преступников, орудовавших в Париже на рубеже XVIII и XIX веков – парикмахере и поваре. Первый отвечал за доставку «сырья» в пекарню, второй непосредственно за кулинарные свершения. Так в 1824 году, то есть за двадцатилетие до издания «Жемчужной нити», в лондонском журнале с незатейливым названием «The Tell Tale» появился рассказ, не менее прозаично озаглавленный как «A Terrific Story of the Rue de Le Harpe, Paris», повествующий как раз о той самой истории из якобы архивов Фуше, обнародованных в 1816 году во Франции. Однако в правдивости самой записи из архивов Фуше вполне можно усомниться, ведь если копнуть глубже во французский фольклор, то где-то в XIV веке обнаруживается жуткая сказка за неизвестным авторством «А Légende du Barbier et du Pâtissier Sanguinaires» («Легенда о парикмахере и кровавой кондитерской фабрике»), практически идентичная той, что была опубликована в полицейских архивах. В финале этой кровавой истории злодеи были прилюдно сожжены в железных клетках или печах.
Если же искать источники вдохновения для авторов «Грошевых ужасов» в пределах непосредственно Соединенного Королевства, то перво-наперво всплывает газетная заметка от декабря 1784 года, описывавшая жестокое убийство, совершенное парикмахером в порыве ревности неподалеку от Флитт-стрит. Правда, никаких упоминаний о каннибализме и тем более пирожках статья не содержала. В отличие от истории, оказавшейся на страницах знаменитого «Календаря Ньюгейта» – сборника биографий известных преступников Англии. Именнов этом полулегендарном издании впервые появился ныне культовый для туристической индустрии Шотландии каннибал Sawney Bean. Возглавлял он якобы целую общину, численностью с полсотни соединенных семейными и половыми узами человек, наводившую ужас на графство Галлоуэй в период правления короля Якова. Суони и его приспешники похищали людей с целью поживиться их имуществом и полакомиться их плотью. Дурная слава людоедов дошла до Эдинбурга, и вскоре все они были пойманы, после чего преданы огню и железу. Схожесть имен («Sawney» и «Sweeney») и общая тема каннибализма вполне могла натолкнуть создателя «Жемчужной нити» на то, чтобы дать злодею имя Суини.
Ну и конечно, говоря о «версиях», нельзя не упомянуть «фундаментальное исследование» известного любителя детективов Питера Хейнинга. Согласно его книге «Sweeney Todd: The Real Story of the Demon Barber of Fleet Street», бедняга Суини был выброшен на улицу родителями, работал в поте лица подмастерьем и в свободное от работы время бегал в Тауэр любоваться казнями. По версии Хейнинга, Тодд попал в Ньюгейт за кражу и отсидел в сырых застенках долгих пять лет. В тюрьме он познакомился с осужденным цирюльником и набился ему в ученики. После освобождения Тодд начал промышлять убийствами. Тут легенда Хеймана ненадолго пересекается с тем самым преступлением 1784 года, фигурировавшим в лондонских газетах. Оно, вроде как, стало первым, в послужном списке психопата. Затем он познакомился с миссис Ловетт (Хейнинг даже даровал ей имя), и ставшие любовниками бандиты открыли цирюльню с пекарней, оборудовали ловушку в подвале, после чего начали известную деятельность торговцев человечиной. В конечном итоге чету словила полиция, и в 1802 году Тодд взошел на плаху, возопил перед толпой о своей невиновности и все равно был повешен. Однако ни одно исследование историками работы Хейнинга не подтвердило приводимых автором фактов. Оказалось, что автор, продававший свои книги как научпоп, писал в жанре увлекательнейшего фолк-хистори.
Флитт-стрит уютно расположилась в самом центре старого Лондона, где по сей день слышатся отголоски разных эпох. В историю Англии эта не очень большая, но всегда оживленная улочка войдет вовсе не легендой о Суини Тодде, а тем фактом, что издавна за ней закрепился статус книгопечатной улицы, где едва не в каждом здании располагалась редакция или типография. Одно из первых печатных изданий Англии появилось на свет именно на Флитт-стрит, в церкви святой Бригитты (еще старой, сгинувшей в страшном пожаре «дьявольского» 1666 года), где обосновался однажды пионер английского типографского дела Винкин де Ворд. К эпохе, в которую предположительно жил Суини Тодд, церковь отстроили заново в стиле барокко. Её особенно любил посещать Чарльз Диккенс, тот самый, что в «Посмертных записках пиквикского клуба» упоминал «пирожки, начиненные кошачьими кишками». Флитт-стрит со временем стала центром лондонской печати. Daily Courant, Daily Telegraph и Daily Express – все популярные газеты столицы появлялись на свет именно тут. Суини Тодд, рожденный в воображении бесспорно образованной публики, как нельзя лучше подходил улице, тесно связанной с литературой и горячими, как пирожки, новостями. Хотя о наличии в те времена на Флитт-стрит хотя бы одной парикмахерской доподлинно неизвестно. По адресу Флитт-стрит 186, где по легенде располагалась цирюльня Тодда, на самом деле стоит церковь святого Дунстана, покровительствующего всем несправедливо осужденным.
Чем же история брадобрея-убийцы обязана своей популярностью на фоне тысячи прочих жутких легенд викторианской эпохи? Возможно, интерес к ней вновь проснулся после известных убийств в Уайтчепеле, жестокость которых породила слухи о том, что убийца мастерски владеет лезвием. Подозрения сразу же пали на хирургов и парикмахеров, тем более что в те времена последние зачастую не ограничивались бритьем и стрижкой, но оказывали так же повседневные медицинские услуги, например, стоматологические. История Тодда из оригинальной серии рассказов вылилась в салонные постановки и неоднократно переиздавалась в печатном виде, причем уже в адаптациях 1850 года появилось утверждение о реальном существовании этого монстра во плоти. Миссис Ловетт представляли то как простую сообщницу Суини, то как его любовницу. Так жуткая легенда дожила до 1926 года, когда была впервые экранизирована. Тот фильм считается утерянным, а вот вышедшая уже спустя два года картина Уолтера Уэста по праву считается первой, сохранившейся до наших дней адаптацией. Что любопытно, жестокого убийцу играл известный по комедийным ролям Джордж Томас Мур Мариотт. В этой небольшой немой новелле Тодд убивал своих жертв классическим способом: наносил ничего не подозревавшему господину на лицо и шею мыльную пену, после чего отходил к стене и дергал рычаг, запускавший механизм вращения пола, сбрасывавший жертву в темный подвал.
Следующее свое возвращение на экраны демон-парикмахер совершил уже в эпоху звукового кино. В 1936 году режиссер Джордж Кинг снял фильм с узнаваемым названием «Суини Тодд, демон парикмахер с Флитт-стрит». Роль Тодда исполнил актер по имени… Тод, Тод Слотер. И это, кстати, была его вторая роль в большом кино. Фильм Кинга – типичное приключенческо-детективное кино с подчеркнуто опереточной постановкой игры антагониста. Тодд в исполнении Слотера, после того как дергает рычаг своего дьявольского устройства, горбится и, басисто хохоча, бежит на полусогнутых ногах в подвал. А вот миссис Ловетт предстает в характерном для психологии убийц образе «сообщницы маньяка», оказавшейся рядом с ним по причине сильного влечения. Именно ревность Ловетт к молодой Джоанне Оукли становится роковой для парикмахера-убийцы. В оригинальной серии рассказов Джоанна внедрялась в салон Суини в мальчишеской одежде, расследуя пропажу ценностей, оставленных ей «сгинувшим» в море женихом. Сценаристы фильма решили интерпретировать отношения Тодда и Джоанны как типичные шантажистские ухаживания старого алчного мужчины за девушкой с хорошим приданным. Стоит ли говорить, что планам авантюриста суждено было помешать вернувшемуся из-за моря жениху Джоанны? Еще одна интересная деталь: вся история подается как байка, которую рассказывает барбер посетителю салона. Перепуганный клиент при виде лезвия выскакивает на улицу и убегает по современной фильму Флитт-стрит.
На долгие годы о демоне-парикмахере забыли, пока в 1959 Мальком Арнольд поставил балет «Sweeney Todd» в котором роль злодея исполнял ведущий танцор королевского балета Дональд Бриттон. А в 1970 режиссер фильмов категории «Б» Энди Миллиган снял картину «Кровожадные мясники», в которой перенес события в современное ему общество. Миллиган сосредоточился на сценах убийств, а потому этот во многом эксплуатационный фильм будет интересен лишь узкому кругу поклонников жанра. Однако настоящий прорыв в этой истории случился двумя годами ранее, в 1968 году, в английском театре города Сток-на-Тренте. Кристоферу Бонду, штатному актеру театра Виктории, было дано ответственное поручение – переработать скучную «Жемчужную нить» в захватывающую постановку. В руках начитанного Бонда грошовая страшилка из XIX века приобрела поистине диккенсовский размах. Впервые за долгие годы прозаичная криминальная история обрела трагические мотивы, а Тодд преобразился из однозначного злодея в антигероя с жизнью, отравленной людскими похотью и жестокостью. Этот Тодд был все так же жесток, но убивал уже не выгоды или удовольствия ради – его конечной целью было отмщение городскому судье, отнявшему у него жену, дочь и годы жизни, отмщение, перерастающее в болезненном разуме Тодда в кару всему человечеству, погрязшему в коррупции и деградации. Именно эта постановка и легла в основу мюзикла, который Бродвей увидел в марте семидесятого года. Гарольд Принс поставил на музыку Стивена Сондхейма провокационную работу «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит». Тодда играл Лен Кариу, а вот на роль Ловетт была утверждена Анджела Лэнсбери, та самая, что позже «напишет не одно убийство». Постановка отличалась циничностью и произвела среди бродвейской публики фурор. Часть критиков назвали мюзикл (или, как называл постановку сам Сондхейм, «чёрную оперетту») аморальной, но эти голоса потонули в оглушительном хоре хвалебных од и потоке всевозможных наград.
«Лежали части скелетов». Парикмахер зарезал 160 человек
Резал горло бритвой, а его любовница делала пироги с человечиной
Мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», поставленный в 1979 году, был весьма популярен. А затем по этому мюзиклу сняли одноименный фильм с Джонни Деппом в главной роли, который получил две премии «Золотой глобус» и одного «Оскара». При этом сюжет всех историй о Тодде — сплошная жуть!
«Какого дьявола она дала мне жизнь?»
До недавних пор было принято считать, что история Суини Тодда — это городская легенда. А сюжет ее примерно таков. В конце XVIII века в Лондоне жил да был брадобрей Суини Тодд. Как известно, в то время людям было несподручно бриться самим и они ходили в цирюльни. Тех, кто заходил к брадобрею Тодду, он спроваживал на тот свет. Бритвой по горлу — и в подпол. Для этого у него был потайной рычаг, открывавший люк, который находился под креслом для клиентов.
Рядом с цирюльней располагалась пекарня подруги Тодда миссис Ловетт. Они на пару и злодействовали. Тодд грабил своих жертв, изымая у них в подвале все ценные вещи. А Ловетт помогала ему избавляться от трупов с изрядной выгодой для себя. Она пускала их на фарш, из которого готовила начинку для своих мясных пирогов.
Эта страшная легенда имеет конкретную географическую привязку. Считается, что цирюльня находилась в Лондоне, на улице Флит-стрит, 186, а пирожковая лавка миссис Ловетт была соединена с ней подземным ходом. Образ Суини Тодда в Англии с давних пор являлся пугалом для непослушных детей. Но, оказывается, англичане пугали своих детишек отнюдь не сказочным парикмахером, а вполне реальным серийным убийцей. Британский писатель Питер Хейнинг потратил несколько лет, чтобы разобраться в вопросе, существовал ли на самом деле Суини Тодд. И выяснил, что «демон-парикмахер» не просто существовал, а в свое время был довольно известным преступником, о судебном процессе над которым писали все английские газеты.
Настоящий Суини Тодд родился в 1748 году в Лондоне. Его родители работали на шелковой фабрике и влачили жалкое существование в городских трущобах. Сыну они уделяли мало внимания, поскольку пили по-черному. Впрочем, возможно, по-своему они любили Суини, особенно мать, но он не сохранил к ней добрых чувств. На суде Тодд рассказывал так: «Она ласкала, целовала меня и называла милым мальчиком. Но позже я почувствовал себя достаточно сильным, чтобы придушить ее. Какого дьявола она дала мне жизнь, если у нее даже не было достаточно денег, чтобы позволить мне этой жизнью наслаждаться?»
Глазел на орудия пыток
Действительно, родители, будучи бедными, не дали сыну узнать, что такое беззаботное детство. Едва ему стукнуло 10 лет, как они привели его с собой на фабрику, там Суини часами наматывал шелковую нить на бобины. Часть заработанных денег родители оставляли ему на карманные расходы, а он на них покупал входные билеты в Тауэр, который в то время был музеем и королевским зверинцем. Юного Тодда завораживали выставленные в музее орудия пыток и казней, возбуждало зрелище жестокого обращения служителей зверинца с дикими животными.
Кроме этого, самыми яркими впечатлениями его детства стали уличные беспорядки 1758 года‚ когда рабочим шелковой фабрики урезали зарплаты из-за падения спроса на продукцию английского производства. Они посчитали, что виной всему ввоз дешевого ситца из Индии, и принялись на улицах нападать на женщин, одетых в индийский ситец, и рвать на них одежду.
В 12 лет Суини остался сиротой. К тому времени его родители уже превратились в законченных алкоголиков и зимой, в холод, отправились на поиски спиртного. Неизвестно, удалось ли им выпить, только домой они не вернулись — замерзли на улице.
Сироту пригрел приходской священник, а потом определил его в подмастерья к ножовщику, прозванному Джоном Крюком. Жизнь Суини стала еще хуже. Джон Крюк держал его в черном теле, чуть что — отвешивая затрещины. Все, что окружало юного Тодда, было наполнено духом бедности, безысходной тоски и несчастий. Позже он рассказывал: «Церковь, в которой меня крестили, сгорела на следующий день, и все церковные книги сгорели. Мои мать и отец мертвы, кормилицу повесили, а акушер перерезал себе горло».
В 14 лет Суини попался на краже. По законам того времени в Англии это преступление каралось виселицей, но судья центрального уголовного суда в Лондоне явно пожалел сироту и отправил его на пять лет в Ньюгейтскую тюрьму. Можно сказать, что в тюрьме Тодду повезло. Его взял к себе в подмастерья цирюльник Пламмер, который там отбывал срок, но при этом еще и работал по профессии. Он брил состоятельных заключенных за деньги и приговоренных к казни бедняков бесплатно.
Реклама – банки с зубами
Кого-то тюрьма наставляет на путь исправления, кого-то делает законченным преступником. В случае с Суини Тоддом произошла необычная ситуация. Он вышел из Ньюгейтской тюрьмы в 19 лет с намерением начать новую жизнь и зарабатывать на хлеб ремеслом цирюльника, которому научился у Пламмера. Но при этом окончательно ожесточился и утратил всякое уважение к ценности человеческой жизни.
Писатель Хейлинг в поисках сведений о Тодде перерыл в архивах кучу старых английских газет XVIII века и наткнулся на такую заметку: «Наиболее заметное убийство было совершено в следующей манере посредственным брадобреем, который жил на углу Гайд-парка и ревновал свою жену.
Молодой джентльмен, по воле случая зашедший в парикмахерскую, дабы побриться и привести себя в порядок, и будучи в подпитии, рассказал, что видел симпатичную девчонку, которая оказала ему благосклонность прошлой ночью на Гамильтон-стрит, и, кроме того, описал эту девушку. Цирюльник, решив, что речь идет о его жене, впал в безумие, перерезал молодому джентльмену горло от уха до уха и скрылся».
На основе косвенных фактов Хейлинг сделал вывод, что это первое убийство, совершенное Суини. Тот как раз сожительствовал в то время с некой распутной дамочкой. Но достоверных доказательств вины Тодда в этом преступлении нет. Большинство цирюльников того времени были людьми суровых нравов. Как правило, в их функции входили не только бритье и стрижка клиентов, но еще и некие врачебные процедуры — от вырывания зубов до отворения крови в лечебных целях. Так что крови брадобреи не боялись.
Суини Тодду удалось скопить достаточно денег, чтобы купить цирюльню в доме номер 186 на улице Флит-стрит, неподалеку от лондонских ворот Темпл Бар. Свое заведение он украсил завлекательным стишком: «Простое бритье за пенс — лучшего вы нигде не найдете». А в окне выставил банки с вырванными им зубами и парики, которые изготовил из состриженных у людей волос.
Две черные душонки
Цирюльня находилась на первом этаже двухэтажного здания, а под ней имелся подвал. Тодд решил обследовать его и обнаружил, что из подвала есть выход в подземные усыпальницы церкви св. Дунстана, расположенной по соседству. И это натолкнуло его на зловещую идею — что покойники в усыпальнице вряд ли обидятся, если к ним подселят свежий труп.
Его фантазия начала работать, и вскоре Суини придумал весьма оригинальное изобретение. Под креслом в своей цирюльне он смастерил люк, который открывался потайным рычагом. А с обратной стороны люка приделал еще одно кресло. Полоснув бритвой по горлу клиента, он приводил рычаг в действие, люк открывался и под весом тела переворачивался. Труп падал в подвал, а в комнате оказывалось второе кресло, прежде находившееся под полом.
В мюзикле и фильме Суини Тодда облагородили. Там, по сюжету, он принялся убивать людей из мести за то, что был оклеветан и по сфабрикованному обвинению провел 15 лет на каторге. Но на самом деле Суини Тодд если и мстил кому, так это всему человечеству за свою жалкую жизнь. И то вряд ли, поскольку к тому времени, когда он превратился в убийцу, уже не был жалким бедняком. Более того, у него и на личном фронте все складывалось довольно удачно.
Судя по всему, он завел роман с вдовушкой, миссис Марджери Ловетт, которая была владелицей пекарни и магазина, расположенных по соседству с цирюльней. Пироги миссис Ловетт с говядиной и свининой пользовались успехом у всех слоев населения Лондона. Возле ее магазина каждый день в 12 часов выстраивалась очередь, когда выставлялась на продажу первая партия пирогов.
По кровавым следам в катакомбах
Суини Тодд убивал людей в основном из-за денег и ценных вещей. Так, некоего подмастерья, зашедшего к нему подстричься, он полоснул бритвой по горлу после того, как тот рассказал, что несет хозяину крупную сумму денег. Служащий госпиталя св. Варфоломея Томас Шедвелл лишился жизни в цирюльне Тодда после того, как похвалился перед брадобреем своими золотыми карманными часами, которые получил за службу при госпитале.
Убив клиента и с помощью механизма переместив кресло с телом в подвал, Тодд спускался туда, снимал с трупа одежду и забирал все ценные вещи. Потом потрошил тело жертвы и разделывал его, словно свиную тушу. Мясо упаковывал и через сеть подземных катакомб переправлял к миссис Ловетт. Кости и отходы сбрасывал в усыпальнице церкви св. Дунстана. На этом и погорел.
Прихожане, посещающие церковь св. Дунстана, стали жаловаться на мерзкий запах в ней. Жалобы дошли до начальника полицейского сыскного отделения на Боу-стрит (предтечи Скотленд-Ярда) сэра Ричарда Бланта. Тот заподозрил недоброе. В церкви уже много лет никого не хоронили, а тянуло, похоже, мертвечиной из подвала. Сыщики не побрезговали, детально обследовали катакомбы — и запах привел их к склепу семьи Вестон. Находку там позже в деталях описала газета «Курьер»: «Сложенная один поверх другого, наполовину достигая высоты потолка, там находилась масса гниющих человеческих останков. Небрежно брошенные друг на друга, образуя омерзительную кучу, лежали части скелетов с остатками плоти, то тут, то там еле держащейся на костях».
По кровавым следам в катакомбах сыщики вышли на подвалы домов миссис Ловетт и мистера Тодда. Ричард Блант разделил своих людей на две части. Одну он послал для ареста Марджери Ловетт, а сам отправился с другой частью брать Суини Тодда. Вина цирюльника стала очевидной, когда в подвале его дома были найдены вещи пропавших людей, а некоторые обнаружены непосредственно у него. Так, на его туфлях красовались серебряные пряжки, которые одна из женщин опознала как пряжки с туфель ее пропавшего мужа.
Яд в нарядном платье
Несмотря на тела, найденные в склепах, и одежду жертв, найденную в доме Тодда, идентифицировать его жертв полиция не сумела. Поэтому доказали всего одно убийство. А именно — убийство матроса Френсиса Торнхилла, который зашел в цирюльню подстричься перед тем, как выполнить поручение и передать некоей даме из Лондона нитку восточного жемчуга, которая оценивалась в 16 тысяч фунтов стерлингов. Цирюльник спалился на том, что заложил нитку жемчуга за одну тысячу фунтов у ростовщика Мандела, а полиция установила это.
В качестве обвинителя на суде выступал генеральный прокурор, представляющий короля Георга III, и он поведал замершей от ужаса публике и присяжным: «Дом Суини Тодда был полон вещами и одеждой, которой хватило бы на 160 человек. Да, господа присяжные, я сказал: 160 человек, и среди всей этой одежды были обнаружены обрывки куртки, которая совершенно точно принадлежала Френсису Торнхиллу». После таких слов присяжным хватило всего пять минут, чтобы вынести вердикт: «Виновен!»
25 января 1802 года Суини Тодд был повешен во дворе Ньюгейтской тюрьмы в присутствии тысяч людей. Словно бы в качестве дополнительного наказания, его тело после казни весьма символично было передано группе учеников «цирюльников-хирургов» и расчленено в образовательных целях.