Суини Тодд: История
Эрик Шургот рассказывает, откуда взялся Суини Тодд – герой нескольких фильмов (в том числе – одноименной картины Тимы Бертона) и серии рассказов «Жемчужная нить»
Сейчас уже не установить точно, кто именно из авторов «Грошевых ужасов», Томас Пекетт Прест или Джеймс Малкольм Ример, написал в 1846 году серию рассказов «Жемчужная нить». Но одна из сюжетных арок данного чтива впоследствии обрела неимоверную популярность по всему миру. Известным героем «Жемчужной нити» был цирюльник Суини Тодд, орудовавший бритвой далеко не по прямому назначению. Его мастерская была связана подземным ходом с пекарней миссис Ловетт. Тодд убивал своих клиентов, а тела переправлял соседке, которая пекла пироги из человечины, пользовавшиеся спросом у местной публики. У большинства людей, читающих сейчас эти строки, наверняка всплывают в голове бертоновские образы: Депп, Бонем Картем, история кровавой мести на улицах макабрического Лондона. Но тогда, в самом начале викторианской эпохи, сопряженной с промышленной революцией, история Тодда была куда прозаичней.
Историки по сей день роются в архивах в поисках происхождения городской легенды о демоне-парикмахере с Флитт-стрит. По одной из версий, легенда о некоем брадобрее-убийце прибыла на туманный Альбион через Ла-Манш. Якобы в архивах министра полиции Франции Жозефа Фуше имелись детальные записи о парочке преступников, орудовавших в Париже на рубеже XVIII и XIX веков – парикмахере и поваре. Первый отвечал за доставку «сырья» в пекарню, второй непосредственно за кулинарные свершения. Так в 1824 году, то есть за двадцатилетие до издания «Жемчужной нити», в лондонском журнале с незатейливым названием «The Tell Tale» появился рассказ, не менее прозаично озаглавленный как «A Terrific Story of the Rue de Le Harpe, Paris», повествующий как раз о той самой истории из якобы архивов Фуше, обнародованных в 1816 году во Франции. Однако в правдивости самой записи из архивов Фуше вполне можно усомниться, ведь если копнуть глубже во французский фольклор, то где-то в XIV веке обнаруживается жуткая сказка за неизвестным авторством «А Légende du Barbier et du Pâtissier Sanguinaires» («Легенда о парикмахере и кровавой кондитерской фабрике»), практически идентичная той, что была опубликована в полицейских архивах. В финале этой кровавой истории злодеи были прилюдно сожжены в железных клетках или печах.
Если же искать источники вдохновения для авторов «Грошевых ужасов» в пределах непосредственно Соединенного Королевства, то перво-наперво всплывает газетная заметка от декабря 1784 года, описывавшая жестокое убийство, совершенное парикмахером в порыве ревности неподалеку от Флитт-стрит. Правда, никаких упоминаний о каннибализме и тем более пирожках статья не содержала. В отличие от истории, оказавшейся на страницах знаменитого «Календаря Ньюгейта» – сборника биографий известных преступников Англии. Именнов этом полулегендарном издании впервые появился ныне культовый для туристической индустрии Шотландии каннибал Sawney Bean. Возглавлял он якобы целую общину, численностью с полсотни соединенных семейными и половыми узами человек, наводившую ужас на графство Галлоуэй в период правления короля Якова. Суони и его приспешники похищали людей с целью поживиться их имуществом и полакомиться их плотью. Дурная слава людоедов дошла до Эдинбурга, и вскоре все они были пойманы, после чего преданы огню и железу. Схожесть имен («Sawney» и «Sweeney») и общая тема каннибализма вполне могла натолкнуть создателя «Жемчужной нити» на то, чтобы дать злодею имя Суини.
Ну и конечно, говоря о «версиях», нельзя не упомянуть «фундаментальное исследование» известного любителя детективов Питера Хейнинга. Согласно его книге «Sweeney Todd: The Real Story of the Demon Barber of Fleet Street», бедняга Суини был выброшен на улицу родителями, работал в поте лица подмастерьем и в свободное от работы время бегал в Тауэр любоваться казнями. По версии Хейнинга, Тодд попал в Ньюгейт за кражу и отсидел в сырых застенках долгих пять лет. В тюрьме он познакомился с осужденным цирюльником и набился ему в ученики. После освобождения Тодд начал промышлять убийствами. Тут легенда Хеймана ненадолго пересекается с тем самым преступлением 1784 года, фигурировавшим в лондонских газетах. Оно, вроде как, стало первым, в послужном списке психопата. Затем он познакомился с миссис Ловетт (Хейнинг даже даровал ей имя), и ставшие любовниками бандиты открыли цирюльню с пекарней, оборудовали ловушку в подвале, после чего начали известную деятельность торговцев человечиной. В конечном итоге чету словила полиция, и в 1802 году Тодд взошел на плаху, возопил перед толпой о своей невиновности и все равно был повешен. Однако ни одно исследование историками работы Хейнинга не подтвердило приводимых автором фактов. Оказалось, что автор, продававший свои книги как научпоп, писал в жанре увлекательнейшего фолк-хистори.
Флитт-стрит уютно расположилась в самом центре старого Лондона, где по сей день слышатся отголоски разных эпох. В историю Англии эта не очень большая, но всегда оживленная улочка войдет вовсе не легендой о Суини Тодде, а тем фактом, что издавна за ней закрепился статус книгопечатной улицы, где едва не в каждом здании располагалась редакция или типография. Одно из первых печатных изданий Англии появилось на свет именно на Флитт-стрит, в церкви святой Бригитты (еще старой, сгинувшей в страшном пожаре «дьявольского» 1666 года), где обосновался однажды пионер английского типографского дела Винкин де Ворд. К эпохе, в которую предположительно жил Суини Тодд, церковь отстроили заново в стиле барокко. Её особенно любил посещать Чарльз Диккенс, тот самый, что в «Посмертных записках пиквикского клуба» упоминал «пирожки, начиненные кошачьими кишками». Флитт-стрит со временем стала центром лондонской печати. Daily Courant, Daily Telegraph и Daily Express – все популярные газеты столицы появлялись на свет именно тут. Суини Тодд, рожденный в воображении бесспорно образованной публики, как нельзя лучше подходил улице, тесно связанной с литературой и горячими, как пирожки, новостями. Хотя о наличии в те времена на Флитт-стрит хотя бы одной парикмахерской доподлинно неизвестно. По адресу Флитт-стрит 186, где по легенде располагалась цирюльня Тодда, на самом деле стоит церковь святого Дунстана, покровительствующего всем несправедливо осужденным.
Чем же история брадобрея-убийцы обязана своей популярностью на фоне тысячи прочих жутких легенд викторианской эпохи? Возможно, интерес к ней вновь проснулся после известных убийств в Уайтчепеле, жестокость которых породила слухи о том, что убийца мастерски владеет лезвием. Подозрения сразу же пали на хирургов и парикмахеров, тем более что в те времена последние зачастую не ограничивались бритьем и стрижкой, но оказывали так же повседневные медицинские услуги, например, стоматологические. История Тодда из оригинальной серии рассказов вылилась в салонные постановки и неоднократно переиздавалась в печатном виде, причем уже в адаптациях 1850 года появилось утверждение о реальном существовании этого монстра во плоти. Миссис Ловетт представляли то как простую сообщницу Суини, то как его любовницу. Так жуткая легенда дожила до 1926 года, когда была впервые экранизирована. Тот фильм считается утерянным, а вот вышедшая уже спустя два года картина Уолтера Уэста по праву считается первой, сохранившейся до наших дней адаптацией. Что любопытно, жестокого убийцу играл известный по комедийным ролям Джордж Томас Мур Мариотт. В этой небольшой немой новелле Тодд убивал своих жертв классическим способом: наносил ничего не подозревавшему господину на лицо и шею мыльную пену, после чего отходил к стене и дергал рычаг, запускавший механизм вращения пола, сбрасывавший жертву в темный подвал.
Следующее свое возвращение на экраны демон-парикмахер совершил уже в эпоху звукового кино. В 1936 году режиссер Джордж Кинг снял фильм с узнаваемым названием «Суини Тодд, демон парикмахер с Флитт-стрит». Роль Тодда исполнил актер по имени… Тод, Тод Слотер. И это, кстати, была его вторая роль в большом кино. Фильм Кинга – типичное приключенческо-детективное кино с подчеркнуто опереточной постановкой игры антагониста. Тодд в исполнении Слотера, после того как дергает рычаг своего дьявольского устройства, горбится и, басисто хохоча, бежит на полусогнутых ногах в подвал. А вот миссис Ловетт предстает в характерном для психологии убийц образе «сообщницы маньяка», оказавшейся рядом с ним по причине сильного влечения. Именно ревность Ловетт к молодой Джоанне Оукли становится роковой для парикмахера-убийцы. В оригинальной серии рассказов Джоанна внедрялась в салон Суини в мальчишеской одежде, расследуя пропажу ценностей, оставленных ей «сгинувшим» в море женихом. Сценаристы фильма решили интерпретировать отношения Тодда и Джоанны как типичные шантажистские ухаживания старого алчного мужчины за девушкой с хорошим приданным. Стоит ли говорить, что планам авантюриста суждено было помешать вернувшемуся из-за моря жениху Джоанны? Еще одна интересная деталь: вся история подается как байка, которую рассказывает барбер посетителю салона. Перепуганный клиент при виде лезвия выскакивает на улицу и убегает по современной фильму Флитт-стрит.
На долгие годы о демоне-парикмахере забыли, пока в 1959 Мальком Арнольд поставил балет «Sweeney Todd» в котором роль злодея исполнял ведущий танцор королевского балета Дональд Бриттон. А в 1970 режиссер фильмов категории «Б» Энди Миллиган снял картину «Кровожадные мясники», в которой перенес события в современное ему общество. Миллиган сосредоточился на сценах убийств, а потому этот во многом эксплуатационный фильм будет интересен лишь узкому кругу поклонников жанра. Однако настоящий прорыв в этой истории случился двумя годами ранее, в 1968 году, в английском театре города Сток-на-Тренте. Кристоферу Бонду, штатному актеру театра Виктории, было дано ответственное поручение – переработать скучную «Жемчужную нить» в захватывающую постановку. В руках начитанного Бонда грошовая страшилка из XIX века приобрела поистине диккенсовский размах. Впервые за долгие годы прозаичная криминальная история обрела трагические мотивы, а Тодд преобразился из однозначного злодея в антигероя с жизнью, отравленной людскими похотью и жестокостью. Этот Тодд был все так же жесток, но убивал уже не выгоды или удовольствия ради – его конечной целью было отмщение городскому судье, отнявшему у него жену, дочь и годы жизни, отмщение, перерастающее в болезненном разуме Тодда в кару всему человечеству, погрязшему в коррупции и деградации. Именно эта постановка и легла в основу мюзикла, который Бродвей увидел в марте семидесятого года. Гарольд Принс поставил на музыку Стивена Сондхейма провокационную работу «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит». Тодда играл Лен Кариу, а вот на роль Ловетт была утверждена Анджела Лэнсбери, та самая, что позже «напишет не одно убийство». Постановка отличалась циничностью и произвела среди бродвейской публики фурор. Часть критиков назвали мюзикл (или, как называл постановку сам Сондхейм, «чёрную оперетту») аморальной, но эти голоса потонули в оглушительном хоре хвалебных од и потоке всевозможных наград.
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (мюзикл)
Суини Тодд | |
Демон-парикмахер с Флит-Стрит | |
Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street | |
Афиша оригинальной бродвейской постановки | |
---|---|
Музыка | Стивен Сондхейм |
Слова | Стивен Сондхейм |
Либретто | Хью Уиллер |
Основан на | Пьеса Кристофера Бонда (1973) |
Постановки | 1979 — Бродвей 1980 — Вест-Энд 1980 — Первый тур по США 1982 — Второй тур по США 1982 — Телепостановка 1984 — Хьюстон 1984 — Нью-Йоркская опера 1989 — Бродвей 1993 — Саут-Банк 1998 — Опера-Норд, Лидс 2002 — Лирик-Опера, Чикаго 2003 — Королевский театр Ковент-Гарден 2004 — Вест-Энд 2004 — Нью-Йоркская опера 2005 — Бродвей 2007 — Третий тур по США 2007 — экранизация 2008 — Вест-Энд 2010 — Аргентина 2011 — Театр Шатле, Париж |
Награды | Премия Тони за лучший мюзикл Премия Тони за лучшее либретто Tony Award for Best Original Score Премия Драма Деск за выдающийся мюзикл Премия Драма Деск за выдающееся либретто Премия Драма Деск за выдающиеся тексты Премия Драма Деск за выдающуюся музыку Премия Оливера за лучший мюзикл |
«Суи́ни Тодд, де́мон-парикма́хер с Фли́т-стри́т» (англ. Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street ) — «музыкальный триллер» 1979 года. Музыку и стихотворные тексты написал Стивен Сондхейм, а либретто — Хью Уиллер. Основой послужила романтическая пьеса Кристофера Бонда, которая, в свою очередь, была переложением городских легенд о серийном убийце Суини Тодде.
Первая постановка «Суини Тодда» состоялась на Бродвее 1 марта 1979 года. [1] Режиссёром стал Гарольд Принс, главные роли сыграли Лен Кариу (Суини Тодд) и Анджела Лэнсбери (миссис Ловетт).
Содержание
Сюжет
Пролог
Звучит холодная органная прелюдия («Organ Prelude»). Когда она заканчивается, на сцене появляются странные люди — судя по всему, простые жители Лондона, закапывают мешок с телом, посыпая его пеплом. Они начинают рассказывать загадочную историю о Суини Тодде — «демоническом цирюльнике с Флит-Стрит». Вскоре появляется призрак самого Тодда и предлагает зрителям узнать о его жизни. Действие спектакля переносится в 1846 год. [2] («The Ballad of Sweeney Todd: Attend the Tale of Sweeney Todd…»)
Акт первый
Молодой моряк Энтони Хоуп возвращается в родной город Лондон со своим новым «другом» — Суини Тоддом, которого Энтони спас от верной гибели в океане. Юноша очень рад снова видеть родные улицы, но Тодду это приносит только боль и разочарование. Всё только портит внезапно появившаяся безумная нищенка, которая просит милостыню, а потом предлагает мужчинам свои сексуальные «услуги». («No Place Like London») Погнав её прочь, Суини рассказывает Энтони трагическую историю о юном наивном брадобрее, его прекрасной жене и похотливом судье, который отправил цирюльника в пожизненную ссылку, чтобы овладеть красавицей. («The Barber and His Wife»)
Энтони, прогуливаясь по городу, видит в окне одного из домов красивую девушку, которая в песне сравнивает себя с птицей в золотой клетке. («Green Finch and Linnet Bird») Моряк спрашивает у проходящей мимо нищенки, как зовут эту красавицу, и узнаёт, что она — Джоанна, приёмная дочь судьи Тёрпина. Энтони понимает, что влюбился («Ah, Miss») и решает освободить её «из клетки», несмотря на угрозы судьи и пристава Бамфорда. («Johanna»)
Тодд и миссис Ловетт приходят на рынок, где итальянский цирюльник Адольфо Пирелли и его глуповатый помощник Тоби расхваливают перед толпой волшебное средство от облысения. («Pirelli’s Miracle Elixir») Тодд во всеуслышание заявляет, что чудесный эликсир состоит из мочи и чернил, после чего предлагает Пирелли устроить состязание брадобреев. Суини с лёгкостью выигрывает и сразу же приглашает в своё заведение пристава Бамфорда, который был судьёй соревнования. («The Contest», «The Ballad of Sweeney Todd: Sweeney Pondered and Sweeney Planned»).
Несмотря на это, Бамфорд не торопится посетить цирюльника, и Тодд нервничает. Миссис Ловетт успокаивает его, говоря, что надо подождать. («Wait») В пекарню вбегает Энтони и рассказывает о своей возлюбленной, которую он хочет вызволить из заточения. Тодд предлагает привести девушку в безопасное место — его цирюльню. После того, как уходит Энтони, появляются новые гости — Пирелли и Тобиас. В то время как миссис Ловетт угощает Тоби, Пирелли и Тодд поднимаются на второй этаж, где итальянский брадобрей признаётся, что его настоящее имя — Дэнни О’Хиггинс, и он ирландец. Будучи мальчишкой, Дэнни некоторое время был подмастерьем Баркера и хорошо запомнил его бритвы… Он пытается шантажировать Тодда и погибает от его острого лезвия. («The Ballad of Sweeney Todd: His Hands Were Quick, His Fingers Strong») Услышав звуки борьбы, прибегает миссис Ловетт. Она в ужасе, но после рассказа Тодда о шантаже быстро успокаивается, забирает кошелёк мертвеца и идёт отвлекать Тоби с помощью бутылки джина. Тело убитого Суини прячет в сундуке.
Тем временем судья Тёрпин осознаёт, что любит Джоанну гораздо больше, чем воспитанницу. Не в силах справиться с похотью, он делает девушке предложение руки и сердца. («Johanna (Judge’s Song): Mea Culpa») Тёрпин отправляется в суд, а к Джоанне приходит Энтони. Влюблённые придумывают план побега, который решено осуществить сегодня же вечером. («Kiss Me») Судья жалуется Бамфорду, что Джоанна «неохотно отнеслась к его предложению». Пристав предполагает, что вся проблема во внешнем виде Тёрпина, и после визита к Суини Тодду, одному из лучших брадобреев, судья станет гораздо привлекательнее для девушки. («Ladies in Their Sensitivities»).
Тёрпин приходит побриться к Тодду, и тот медленно готовится свершить свою месть. («Pretty Women») Всё портит Энтони, который внезапно появляется в заведении и начинает рассказывать о своём плане. Разгневанный судья обещает спрятать Джоанну там, где её никто не найдёт, и никогда не возвращаться в эту цирюльню. В ярости Тодд решает, что все в мире заслуживают смерти — для кого-то она будет наказанием, для кого-то облегчением. Отныне он будет убивать каждого клиента. («Epiphany») Миссис Ловетт, как обычно, смотрит на всё практично и предлагает использовать мёртвую плоть как начинку для пирожков. Времена ведь нынче тяжёлые. («A Little Priest»)
Акт второй
Второй акт начинается с того, что Тоби, миссис Ловетт и бесчисленные посетители пекарни хвалят чудесные мясные пирожки. («God, That’s Good!») Только безумная Нищенка постоянно твердит о дьяволськом дыме и кулинарше-ведьме, но её никто не слушает. Суини Тодд усовершенствовал своё кресло, и процесс доставки убитых клиентов в подвал пекарни стал гораздо удобнее. Хладнокровно убивая всех, кто приходит побриться, он предаётся мыслям о своей дорогой Джоанне, которую он никогда больше не увидит. Энтони тоже думает о ней, ведь судья действительно скрыл девушку в неизвестном месте. («Johanna (квартет)») А миссис Ловетт старается обратить на себя внимание Тодда и рассказывает о своих мечтах, о спокойной жизни у моря. Но мысли брадобрея занимает только месть судье. («By The Sea»)
Энтони наконец находит Джоанну: её увезли в неприступную лечебницу Фогга для душевнобольных. Тем не менее, Тодд знает, что делать: моряк должен пойти туда под видом ученика цирюльника, которому нужны волосы для париков. («Wigmaker Sequence», «The Ballad of Sweeney Todd: Sweeney Waited Too Long Before…») Тодд пишет письмо-ловушку для судьи, где сообщает о том, что вечером Джоанна будет в его цирюльне. («The Letter»)
Тоби считает, что Тодд — преступник, и обещает обязательно защитить Ловетт, которую любит, как мать. («Not While I’m Around») Его подозрения усиливаются, когда он видит у пекарши кошелёк Пирелли. Ловетт предлагает Тоби спуститься в подвал, где она печёт свои замечательные пирожки, научить его премудростям этого дела. Потом она «вспоминает» о каких-то важных делах, оставляет Тоби одного и запирает его. Наверху она встречает Бамфорда, играющего на её фисгармонии. Ему жаловались на странный запах из подвала пекарни — надо всё проверить. Но вот ключ, оказывается, есть только у Тодда, и придётся его подождать. Чтобы скоротать время, они вместе поют. («Parlor Songs») Появляется Суини и предлагает Бамфорду побриться. Тоби, решив съесть пару пирожков, находит в одном из них волос и кусочек ногтя, а потом видит падающее в подвал тело пристава. Он понимает, что подозрения были не напрасны, обнаруживает, что заперт, и решает бежать через канализацию.
Энтони оставляет Джоанну, переодетую в форму моряка, в цирюльне, а сам идёт искать экипаж, на котором они покинут Лондон. Появляется Нищенка, и Джоанна решает спрятаться в сундуке. Бродяжка начинает петь детскую колыбельную, но появляется Тодд. У него нет времени разбираться с сумасшедшей, и Суини убивает Нищенку. Последней фразой, которую она произносит перед смертью, оказывается «Я не знаю вас, мистер?…» («Beggar Woman’s Lullaby») Наконец приходит судья. Тодд говорит, что Джоанна сейчас с его соседкой миссис Ловетт и говорит только о Тёрпине. Успокоившись, судья решает побриться и в последние секунды жизни понимает, что перед ним Бенджамин Баркер. («Judge’s Return») Тодд собирается уйти и возобновить поиски Тоби, но замечает Джоанну. От смерти девушку спасает только крик Ловетт.
Тодд спускается вниз. Там миссис Ловетт, отбившись от агонизирующего судьи, хочет сжечь тело Нищенки. Суини смотрит на лицо убитой, освещённое светом пламени печи. Он с ужасом осознаёт, что это Люси. Миссис Ловетт заявляет, что и не говорила о смерти Люси — она отравилась и сошла с ума. Ловетт хотела защитить от этой страшной правды Тодда, которого давно любит. Брадобрей неожиданно успокаивается и начинает танцевать с миссис Ловетт вальс, после чего кидает её в раскалённую печь.
Тодд начинает оплакивать Люси. Появляется Тоби, обезумевший от страха. Он поднимает бритву Суини Тодда и перерезает горло брадобрея. Врываются Энтони, Джоанна и полиция, на глазах которых Тоби начинает крутить мясорубку так, как его учила миссис Ловетт. («Final Scene»)
Эпилог
На сцене вновь собираются все герои истории и исполняют «Балладу Суини Тодда». Появляются призраки двух главных героев, которые приходят к выводу, что желание мстить живёт в каждом из нас. Хор исчезает, Суини Тодд и миссис Ловетт последний раз смотрят друг на друга, и цирюльник-дьявол скрывается за тяжёлой железной дверью. («The Ballad of Sweeney Todd: Attend the Tale of Sweeney Todd…»)
Музыкальные номера
Постановки
Оригинальные постановки
Премьера мюзикла в бродвейском театре Юрис состоялась 1 марта 1979 года; после 557 представлений и 19 предварительных показов спектакль был закрыт. Режиссёром первой постановки стал Гарольд Принс, хореографом — Ларри Фуллер. Декорации создал Юджин Ли, а костюмы — Франни Ли. В оригинальном составе играли: Анджела Лэнсбэри (с марта 1980 года — Дороти Лоудон) [3] — Миссис Ловетт, Лен Кариу (с марта 1980 — Джордж Хирн) [4] — Суини Тодд, Виктор Гарбер — Энтони Хоуп, Сара Райс — Джоанна, Мерль Луиз — Нищенка, Кен Дженнингс — Тоби, Эдмунд Линдек — Судья Тёрпин. Постановка получила восемь премий «Тони», включая награду за «Лучший мюзикл».
24 октября 1980 года в Вашингтоне начался первый тур мюзикла по США, который закончился в августе 1981 в Лос-Анджелесе. Главные роли исполняли Анджела Лэнсбэри и Джордж Хирн. В то же время была снята телепостановка спектакля, показанная 12 сентября 1982 года. Тур по Северной Америке начался в Уилмингтоне 23 февраля 1982 года и закончился в Торонто 17 июля того же года.
2 июля 1980 состоялась премьера «Суини Тодда» в лондонском театре Друри-Лейн. Главные роли исполнили Денис Куилли и Шейла Хэнкок. Всего состоялось 157 представлений. Несмотря на смешанные отзывы критиков, мюзикл выиграл премию Оливера за лучший мюзикл.
Бродвейская постановка 1989 года
14 сентября 1989 года в нью-йоркском театре Circle in the Square была открыта возобновлённая постановка (т. н. «revival»), продержавшаяся на сцене 188 вечеров. В актёрский состав вошли Боб Гантон, Бет Фоулер, Эдди Корбич и другие; режиссёром стала Сьюзан Шульман. Постановка была номинирована на четыре премии «Тони», но так их и не получила.
Лондонская постановка 1993 года
Возобновление лондонской постановки состоялось в театре Royal National в 1993 году. Элан Армстронг сыграл роль Тодда, Джулия Маккензи — Ловетт; режиссёром шоу был Деклан Доннеллан. Спектакль получил 4 премии Оливера. Интересно, что Стивен Сондхейм, который «характеризует каждую постановку одним прилагательным», назвал версию Доннеллана «камерной» (в то время как оригинальная версия Принца показалась ему «грандиозной»). [5]
Лондонская постановка 2004 года
Спустя десятилетие Джон Дойл представил зрителям театра Watermill (Ньюбери) самую необычную постановку «Суини Тодда», которая позже появилась и на Вест-Энде. Особенностью спектакля стало отсутствие оркестра: музыку исполняли сами актёры, каждый на своём инструменте. [6] Главные роли исполнили Пол Хегарти (Тодд), Карен Манн (Ловетт), Ребекка Джексон (Нищенка), Сэм Кеньон (Тоби), Ребекка Дженкинс (Джоанна), Дэвид Рикардо-Пирс (Энтони) и Колин Уэйкфилд (Судья Тёрпин). Постанвока была закрыта 5 февраля 2005 года.
Бродвейская постановка 2005 года
3 ноября 2005 года в нью-йоркском театре Eugene O’Neill появилась американская версия постановки Джона Дойла, в которой играли: [7]
Спектакль был номинирован на 6 премий «Тони» и получил две награды (за режиссуру и оркестровку). В отличие от многих бродвейских шоу, стоимость постановки составила всего 3,5 миллиона долларов и окупилась за 19 недель. [7] 30 августа 2007 года начался тур мюзикла по США (главные роли исполняли Дэвид Хесс и Джуди Кей).
Дублинская постановка 2007 года
Ирландская версия спектакля, которая шла в дублинском театре Gate с апреля по июнь 2007 года, так же отличалась своей минималистичностью и абстрактностью: на сцене было всего 14 актёров и 7 музыкантов. Тодда сыграл Дэвид Шеннон, миссис Ловетт — Анита Ривз. [8] Газета The Sunday Times отмечала, что тёмные и грубые декорации вместе с минимальным освещением создавали неловкое и неуютное ощущение, подходящее мюзиклу. [9]
Постановка Чичестерского театра в 2011 году
С 24 сентября по 5 ноября 2011 года идёт постановка мюзикла в английском Чичестерском театре. [10] В роли Тодда — Майкл Болл, в роли миссис Ловетт — Имельда Стонтон. [11] Также в спектакле принимают участие Джон Бои (Судья), Люси Мэй Баркер (Джоанна) и Питер Поликарпо (Бамфорд).
Оперные постановки
Вскоре после успеха «Суини Тодда» на Бродвее Гарольд Принц поставил спектакль в Хьюстонской Опере. Постановка шла 10 вечеров (с 14 по 24 июня 1984 года). В команду создателей снова вошли Юджин Ли, Франни Ли, Кен Биллингтон и Ларри Фуллер. Исполнителями главных ролей были Тимоти Нолен (Тодд), Джойс Касл (Ловетт), Ли Меррилл (Джоанна), Уилл Рой (Судья) и Барри Буссе (Бамфорд). [12]
В октябре того же года состоялось 13 представлений на сцене Нью-Йоркской городской оперы. [13] Эта постановка была ненадолго возобновлена в 1986 и 2004 годах. Примечательно, что в версии 2004 года роль миссис Ловетт исполнила знаменитая актриса мюзиклов Элейн Пейдж. [14]
В 1998 и 2002 годах появилась новая оперная постановка — на этот раз британская, созданная компанией «Опера Норд». Образы Суини Тодда и Нелли Ловетт примерили на себя баритон Стивен Пейдж и актриса мюзиклов Беверли Клейн. [15]
В 2002 году «Лирическая Опера Чикаго» представила постановку с известным валлийским бас-баритоном Брином Терфелем. Зимой 2003—2004 годов эту версию спектакля поставили в Ковент-Гардене. [16]
Концертные версии
12—14 марта 1999 года в театре «Амансон» (Лос-Анджелес) состоялось пять концертных представлений, поставленных компанией «Reprise! Broadway’s Best in Concert». Состав исполнителей включал Келси Грэммера в главной роли, а также Кристин Барански (Нелли Ловетт), Нила Патрика Харриса (Тоби), Мелиссу Манчестер (Нищенка) и Кена Говарда (Судья). [17]
4-6 мая 2000 года режиссёр Лонни Прайс представил новую концертную постановку в зале Эвери Фишера с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В каст вошли Джордж Хирн, Пэтти ЛюПон, Нил Патрик Харрис, Дэвис Гейнс, Джон Эйлер, Пол Плишка, Хайди Грант Мёрфи, Стэнфорд Олсен и Одра Макдональд. [18]
Этот концерт также был показан в Сан-Франциско 19—21 июля 2000. Актёрский состав немного изменился: в него вошли Виктория Кларк, Лиза Вромен и Тимоти Нолен. Сан-францисская постановка была записана PBS и показана 31 октября 2001 года. [19]
Экранизация
21 декабря 2007 года в прокат вышел фильм Тима Бёртона, основанный на мюзикле. Роль демонического цирюльника исполнил Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер сыграла миссис Ловетт. Также в картине снялись Алан Рикман (Судья), Тимоти Сполл (Бамфорд), Саша Барон Коэн (Пирелли), Джэйми Кэмпбелл Боуэр (Энтони), Джейн Вайзнер (Джоанна), Лора Мишель Келли (Нищенка), Эд Сандерс (Тоби). Лента получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм в жанре комедии или мюзикла», Джонни Деппу вручили эту же премию как «Лучшему актёру комедии или мюзикла». [20] Также фильм удостоился премии «Сатурн» за лучший фильм ужасов в 2008 году.
Интересные факты
Награды и номинации
Оригинальная Бродвейская постановка
Год | Премия | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
1979 | Драма Деск | Outstanding Musical | Победа | |
Outstanding Book of a Musical | Хью Уиллер | Победа | ||
Outstanding Lyrics | Стивен Сондхейм | Победа | ||
Outstanding Music | Победа | |||
Outstanding Actor in a Musical | Лен Кариу | Победа | ||
Outstanding Actress in a Musical | Анджела Лэнсбэри | Победа | ||
Outstanding Featured Actor in a Musical | Кен Дженнингс | Победа | ||
Outstanding Featured Actress in a Musical | Мерль Луиз | Победа | ||
Outstanding Choreography | Ларри Фуллер | Номинация | ||
Outstanding Director of a Musical | Гарольд Принс | Победа | ||
Outstanding Set Design | Юджин Ли | Номинация | ||
Outstanding Costume Design | Франни Ли | Номинация | ||
Outstanding Lighting Design | Кен Биллингтон | Номинация | ||
Тони | Best Musical | Победа | ||
Best Book of a Musical | Хью Уиллер | Победа | ||
Best Original Score | Стивен Сондхейм | Победа | ||
Best Performance by a Leading Actor in a Musical | Лен Кариу | Победа | ||
Best Performance by a Leading Actress in a Musical | Анджела Лэнсбэри | Победа | ||
Best Direction of a Musical | Гарольд Принс | Победа | ||
Best Scenic Design | Юджин Ли | Победа | ||
Best Costume Design | Франни Ли | Победа | ||
Best Lighting Design | Кен Биллингтон | Номинация |
Оригинальная Лондонская постановка
Год | Награда | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
1980 | Премия Лоуренса Оливье | Best New Musical | Победа | |
Best Actor in a Musical | Денис Куилли | Победа | ||
Best Actress in a Musical | Шейла Хэнкок | Победа |
Бродвейская постановка 1989 года
Год | Награда | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
1990 | Драма Деск | Outstanding Revival of a Musical | Номинация | |
Outstanding Actor in a Musical | Боб Гантон | Номинация | ||
Outstanding Actress in a Musical | Бет Фоулер | Номинация | ||
Outstanding Set Design | Джеймс Морган | Номинация | ||
Outstanding Lighting Design | Мэри Джо Дондлинжер | Победа | ||
Тони | Best Revival of a Musical | Номинация | ||
Best Performance by a Leading Actor in a Musical | Боб Гантон | Номинация | ||
Best Performance by a Leading Actress in a Musical | Бет Фоулер | Номинация | ||
Best Direction of a Musical | Сьюзан Шульман | Номинация |
Лондонская постановка 1993 года
Год | Награда | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
1994 | Премия Оливера | Best Musical Revival | Победа | |
Best Director of a Musical | Деклан Доннеллан | Победа | ||
Best Actor in a Musical | Элан Армстронг | Победа | ||
Best Actress in a Musical | Джулия Маккензи | Победа | ||
Best Performance in a Supporting Role in a Musical | Адриан Лестер | Номинация | ||
Барри Джеймс | Номинация |
Оригинальная Ирландская постановка
Год | Награда | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
2003 | AIMS Award | Best Overall Show | Победа | |
Best Actor | Тодд Бразерс | Победа | ||
Best Actress | Мэри Келли | Победа | ||
Best Supporting Actor | Крис Рэмси | Победа | ||
Best Supporting Actress | Ивонна Рэмси | Номинация | ||
Best Director | Пэт Двайер | Победа | ||
Best Music Director | Грэхэм Уолш | Номинация | ||
Best Chorus | Победа |
Бродвейская постановка 2005 года
Год | Награда | Категория | Номинация | Итог |
---|---|---|---|---|
2006 | Драма Деск | Outstanding Revival of a Musical | Победа | |
Outstanding Actor in a Musical | Майкл Серверис | Номинация | ||
Outstanding Actress in a Musical | Пэтти ЛюПон | Номинация | ||
Outstanding Featured Actor in a Musical | Александр Гемигнани | Номинация | ||
Outstanding Orchestrations | Сара Трэвис | Победа | ||
Outstanding Director of a Musical | Джон Дойл | Победа | ||
Outstanding Set Design | Номинация | |||
Outstanding Lighting Design | Ричард Джонс | Победа | ||
Outstanding Sound Design | Дэн Моусес Шрейер | Номинация | ||
Тони | Best Revival of a Musical | Номинация | ||
Best Performance by a Leading Actor in a Musical | Майкл Серверис | Номинация | ||
Премия «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле | Пэтти Люпон | Номинация | ||
Best Performance by a Featured Actor in a Musical | Мануэль Фелисиано | Номинация | ||
Best Direction of a Musical | Джон Дойл | Победа | ||
Best Orchestrations | Сара Трэвис | Победа |
Ссылки
Примечания
Джоанна • Миссис Ловетт • Судья Тёрпин • Тобиас Рагг
Жемчужная нить (рассказ, 1846) • Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (1928) • Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (1936) • Суини Тодд (балет, 1959) • Кровожадный мясник (1970) • Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (мюзикл, 1979) • Суини Тодд (1997) • Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007) • Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (саундтрек, 2007) • TODD. Акт 1. Праздник крови (альбом, 2011) • TODD. Акт 2. На краю (альбом, 2012)
Премия «Тони» за лучший мюзикл
Полезное
Смотреть что такое «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (мюзикл)» в других словарях:
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (фильм, 2007) — У этого термина существуют и другие значения, см. Суини Тодд (значения). Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street … Википедия
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (фильм, 1936) — У этого термина существуют и другие значения, см. Суини Тодд (значения). Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street … Википедия
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (фильм) — Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street Жанр Мюзикл Фильм ужасов Режиссёр Тим Бёртон … Википедия
Суини Тодд (значения) — Суини Тодд вымышленный парикмахер убийца. Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит (фильм, 1936) фильм Джорджа Кинга. Суини Тодд (балет) балет, поставленный в 1959 году. Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит (мюзикл) мюзикл … Википедия
Суини Тодд — У этого термина существуют и другие значения, см. Суини Тодд (значения). Суини Тодд Бенджамин Баркер Создатель: Джеймс Малкольм Раймер, Томас Пекетт Прест Произведения: серия книг «Жемчужная нить» Пол: мужской С … Википедия
Суини Тодд (фильм, 1997) — У этого термина существуют и другие значения, см. Суини Тодд (значения). Суини Тодд The Tale of Sweeney Todd … Википедия
Премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль — комедия или мюзикл — Премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле престижная награда Голливудской ассоциации иностранной прессы, присуждаемая ежегодно с 1951 года. Первоначально категория носила название «Лучшая мужская роль в… … Википедия
Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street (саундтрек) — Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street: The Motion Picture Soundtrack … Википедия
Джоанна (персонаж) — Джоанна Johanna … Википедия
Миссис Ловетт — Mrs. Lovett Хелена Бонэм Картер в роли миссис Ловетт, 2007 г. Исполнение … Википедия