судно советский союз история

Легенды и правда «Советского Союза»

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество с

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество самых невероятных легенд и мифов.

Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».

Было немало и других легенд, связанных с судном, которое носило четыре (!) названия. Но его реальная история – в тексте, который мы публикуем ниже.

По имени президента

Перед Первой мировой войной Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу, уступая только безусловному лидеру – Англии. Ведущей судоходной компанией Германии являлась компания Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft (HAPAG), которая имела в своём составе несколько крупнейших пассажирских трансатлантиков, некоторые из которых в своё время обладали «Голубой лентой Атлантики». Президентом компании, приведшим её к процветанию, был Альберт Баллин (Albert Ballin, 1857 – 1918). Долгое время лозунг компании гласил: «Величина и комфорт превыше скорости».

После смерти Альберта Баллина новое руководство компании HAPAG сделало упор на строительство грузопассажирских судов, доступных для широкого круга пассажиров, на которых оптимально сочетались удобство, надёжность и разумные цены. В соответствии с этой концепцией в компании было принято решение о строительстве четырёх однотипных трансатлантических лайнеров. Строительство этих судов стало своеобразным символом возрождения Германии.

Первое судно серии, названное в честь бывшего президента компании Albert Ballin, было заложено 24 августа 1921 года на судостроительном заводе «Блом и Фосс» (Blohm & Voss) в Гамбурге и получило строительный номер 403. 16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года передано заказчику – компании HAPAG.

О большом внимании к строительству судов этой серии говорит тот факт, что второе судно серии Deutschland было спущено со стапелей 28 апреля 1923 года в присутствии рейхспрезидента Фридриха Эберта (Friedrich Ebert). Несколько позже были построены ещё два судна – Hamburg и New York.

В свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон (Великобритания) Albert Ballin вышел 4 июля 1923 года. Продолжительность перехода составила 10,5 суток.

b5cf0ecf941634444cee014fa40050be

Двухвинтовой пассажирский лайнер имел валовую регистровую вместимость 20 815 тонн, длину 191,2 метра, ширину 24 метра. Две паровые турбины развивали суммарную мощность на валу 13500 л. с., что обеспечивало эксплуатационную скорость 15,5 узла и максимальную скорость до 16,5 узла. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс. В качестве топлива использовался мазут. Внешней особенностью судна были четыре мачты с грузовыми стрелами и своеобразные очертания носовой части. В своём рекламном буклете компания HAPAG обращала особое внимание пассажиров на следующий момент: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе». В 1932 году на борту судна стали демонстрировать звуковые художественные фильмы.

Привлекательность судов типа Albert Ballin в значительной степени была обусловлена устройствами для успокоения качки, благодаря которым даже при значительном волнении моря суда испытывали плавную и ровную качку, а крен судна не превышал 5 градусов. Американские путешественники дали этим судам почётное название «Суда антиморской болезни». Суда типа Albert Ballin оказались достаточно экономичными в эксплуатации и вскоре стали весьма популярны среди пассажиров.

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. На судне удлиняли и укорачивали дымовые трубы, делали перепланировку пассажирских кают. В 1927 году лобовую часть надстройки сделали полностью остеклённой. В конце 20-х годов скорость судна стала недостаточной, и 11 сентября 1929 года Albert Ballin стал на модернизацию. В ходе модернизации на судно установили четыре новых котла и две новые активно-реактивные паровые четырёхкорпусные турбины завода «Блом и Фосс».

После модернизации валовая регистровая вместимость судна достигла 20 931 тонны, а эксплуатационная скорость судна выросла до 19,5 узла.

Однако испытания, проведённые в начале 30-х годов, показали, что форма корпуса судов далека от оптимальной и при удлинении корпуса примерно на 10 метров для обеспечения скорости 19,5 узла потребуется менее 20 000 л. с. мощности, что даст значительную экономию топлива. После этого было принято решение удлинить все суда этой серии примерно на 12 метров и изменить форму форштевня.

Вскоре после этого по требованию пришедших к власти нацистов (Альберт Баллин был евреем) судно было переименовано и стало называться Hansa.

В свой последний рейс в качестве пассажирского лайнера судно вышло 27 июля 1939 года, после чего было передано военно-морскому флоту Германии в качестве плавбазы.

Участвуя в беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании, 6 марта 1945 года Hansa подорвалась на мине недалеко от порта Варнемюнде (Warnemunde) и потеряла ход. Была предпринята попытка буксировки, но вскоре судно наскочило на подводное препятствие (по некоторым данным, это была притопленная баржа) и начало тонуть. Тонуло судно достаточно долго, благодаря чему всем пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Hansa легла на левый борт на глубине около 20 метров, при этом правый борт выступал из воды примерно на 5 метров.

Читайте также:  величие царя увидит вся земля аккорды

Судьбу Hansa разделили и остальные суда квартета.

Deutschland также с 1940 года использовался в качестве плавучей казармы в Готенхафене. Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года в немецком порту Любек (Lubeck).

New York погиб 3 апреля 1945 года в порту Киль.

После окончания Второй мировой войны по договорённости с союзниками Советскому Союзу отошли Hansa и Hamburg, а Deutschland и New York достались англичанам.

Англичане подняли Deutschland и New York, отбуксировали в Англию, но сочли их восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.

Паротурбоход Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

ecaa312418db8dd5915d536668b99cb7

Под советским флагом

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (Warnowwerft) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill. В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз».

Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

13 октября 1955 года паротурбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, руководитель венгерских коммунистов Матьяш Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания 1956 года.

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и уже в конце мая судно встало на экспрессную линию Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.

После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном паротурбохода «Советский Союз» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Паротурбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск»; понятно, что «Советский Союз» просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Источник

Круизы. Путешествия. Теплоходы.

форум о круизах сообщества Круизник.РУ

Статья о лайнере «Советский Союз»

Модератор: yan

Статья о лайнере «Советский Союз»

Сообщение yan » 10 окт 2007, 16:46

Ян Пичиневский
Алексей Сёмин

ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»

TS Sovetskiy Soiuz Foto 1A
Лайнер «Советский Союз» в порту Владивостока. Фотография из коллекции Клауса Роте (Claus Rothe), литературный источник номер 1

TS Albert Ballin Foto 4
Лайнер «Albert Ballin»

Однако уже к концу 20-х гг тоннаж торгового флота Германии превысил показатели 1913 г. – каждое пятое торговое судно в мире было немецким. Быстрое возрождение немецкого флота стало также возможным и благодаря финансовой поддержке от ряда немецких и зарубежных частных лиц и финансовых институтов, пересмотра порядка взимания репараций с Германии.

Ещё в 1918 году, новое руководство фирмы HAPAG для скорейшего восстановления решило придерживаться несколько иной политики, чем Баллин. Долгое время его кредо было: «Величина и комфорт превыше скорости». Новая ситуация заставила изменить прежнюю доктрину. Главный упор был сделан на строительство более скромных грузопассажирских судов доступных для тогдашнего среднего класса, на которых в разумных пределах сочетались удобство, надёжность и разумные цены.

В соответствии с этой доктриной, в компании было принято решение реализации проекта строительства четырёх лайнеров – двух пар похожего дизайна, спроектированных инженерами крупного немецкого судостроительного завода «Blohm & Voss» в Гамбурге. Первое из этих судов под именем бывшего президента компании – «Albert Ballin» было спущено со стапеля этого завода 16 декабря 1922 года. Годом спустя был спущен однотипный лайнер «Deutschland», а в 1926 и 1927 гг соотв. следующие два судна этой серии – «Hamburg» и «New York». Суда были оснащены паровыми турбинами работавшими на два гребных винта и впервые в истории немецкого пассажирского судостроения имели крейсерскую форму кормы. Благодаря тому, что все суда были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама) они были очень устойчивыми на волнении, что естественно понравилось пассажирам и давало этим лайнерам неоспоримое преимущество. Турбоходы даже стали называть «судами без морской болезни». По этому поводу Ливерпульский «Коммерческий журнал» писал буквально следующее: «На рождественской неделе мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении». Собственно, это относилось ко всем четырём судам этой серии. Впоследствии, по этой причине суда приобрели большую популярность не только у немцев, но и у английских пассажиров.

Читайте также:  suzuki grand vitara история модели по годам выпуска

Конструкторские новшества коснулись как корпуса, и мореходных качеств, так и пассажирских помещений. Фактически «Альберт Баллин» стал первым судном, на котором был обустроен настоящий туристический класс кают, называвшийся третьим классом, обслуживание в котором было таким же, как и в первых двух. 5 июля 1923 года «Albert Ballin» вышел в первый рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон. Приход судна в Нью-Йорк как бы символизировал возрождение и начало новой Германии. После ввода всех судов этой серии в эксплуатацию компании удалось возобновить регулярные рейсы на американский континент.

TS Albert Ballin Foto 1
Лайнер «Albert Ballin» отбывает в свой первый рейс. Фотография из литературного источника номер 5

TS Albert Ballin Foto 2
Лайнер «Albert Ballin» в 1927 году, незадолго до остекления мостика. Дымовые трубы были удлинены. Фотография из литературного источника номер 5

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. Зимой 1924-25 гг на судне удлинили дымовые трубы, в 1927 году – лобовую часть надстройки сделали полностью закрытой и остеклённой. В начале 1930 г во время крупного ремонта было модернизировано машинно-котельное оборудование – установлены новые котлы и турбины, благодаря чему была повышена мощность почти в два раза – до 28 000 лс и скорость судна до 19,5 узлов. Дымовые трубы вновь укоротили.

TS Hamburg~0
Однотипноые судно «Hamburg» во время проведения работ по удлинению носовой части. Оригинальная носовая часть судна уже наполовину разобрана. Фотография из литературного источника номер 5

Как и у каждого судна, у «Альберта Баллина» были и свои трагические страницы. 12 мая 1934 года при швартовке в Бремерхафене лайнер наехал на сопровождающий буксир-кантовщик «Merkur» и подмял его под себя. В результате буксир утонул вместе со всем экипажем (7 человек).

С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г началась тёмная страница немецкой истории. С политикой агрессивного антисемитизма даже имя Альберта Баллина, который искренне любил свою страну и был патриотом до «кончиков пальцев», вызывало у власти резкое раздражение. Ведь Альберт Баллин, прославивший в свое время имя и имидж Германии был этническим евреем. После непродолжительного сопротивления, руководство HAPAG вынуждено было подчиниться давлению из Берлина и 1 октября 1935 года судно получило новое имя «Hansa». В 1936 году лайнер пережил очередной улучшительный ремонт.

Начало второй мировой войны не было неожиданностью для немецких судоходных компаний. Они заблаговременно прекратили рейсы, отозвали суда из иностранных портов, дали капитанам секретные инструкции на случай «чрезвычайных обстоятельств». В свой последний мирный рейс в Нью-Йорк «Hansa» отправилась 27 июля 1939 года и, вернувшись обратно, лайнер закончил трансатлантические рейсы. Меньше, чем через месяц началась война.

В годы войны «Hansa» использовался как плавучая казарма близ порта Готенхафен, где в такой же роли стоял и круизный лайнер «Вильгельм Густлов». В конце 1944 – начале 1945 гг, по мере наступления войск Красной Армии, ВМФ Германии приступил к беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании. Для этой цели использовались все возможные суда. Естественно и потери были высокими. 6 марта 1945 года при полной загрузке недалеко от Варнемюнде, на относительно тихих и мелких водах лайнер подорвался на мине и потерял ход. Попытка буксировки судна к берегу не увенчалась успехом и судно затонуло. Однако, всем пассажирам и команде судна удалось спастись, благодаря тому, что «Hansa» тонула довольно долго и села на грунт не до конца скрывшись под водой. Глубина моря в этом месте составляла 20 метров и судно постепенно легло на левый борт, так, что правый борт выступал над водой на высоту около 5 метров. В таком виде лайнер пролежал на грунте свыше четырёх лет.

Наконец, в декабре 1955 года дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно – сухой док Севморзавода в Севастополе. По пути лайнер посетил Одессу. Наконец 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и вошёл в состав действующего флота дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства.

TS Sovetskiy Soiuz Foto 2A
Лайнер «Советский Союз» возле Варнемюнде, 1950-ые годы. Фотография из коллекции Клауса Роте (Claus Rothe), литературный источник номер 1

«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

С середины 60-х гг, когда каботажный пассажиропоток стал неуклонно снижаться, ДВМП стало практиковать круизные рейсы как с заходами в иностранные порты, так и без заходов, получившие название «Из зимы в лето». Судно выходило из Владивостока, за несколько дней спускалось к экватору, а затем вновь приходило во Владивосток – круиз длился около двух недель. Такие круизы были очень популярными в первую очередь у советских туристов, не имевших загранпаспортов и свободной возможности выезжать за границу. В период снижения сезонного каботажного пассажиропотока «Советский Союз» совершал такие круизы «в никуда». Об этом круизе c его незатейливой организацией и бытом сохранились воспоминания одного из пассажиров (Михаила Матвеева). «Итак, «Советский Союз» двинулся в морское путешествие, пенится за кормой кильватерная струя. В лютый декабрь, через несколько дней, туристы уже загорали на верхней палубе. Но перед этим мы проходили Цусимский пролив. Звучат мелодии «Плещут холодные волны. «, «Наверх вы, товарищи, все по местам. » И там, где несколько десятилетий назад морская пучина поглотила российских героев, мы торжественно опускаем в воду венок. Дань памяти.

Читайте также:  история искусств с нуля курсы

Когда проходили Тайвань, слегка штормило. Выныривали из туманной мороси какие-то странные длинноносые китайские суденышки, подозрительно вертелись подле нашего судна, сопровождали его какое-то время и молча исчезали. А мы «топали» дальше. Вскоре уже и солнце стало баловать круизян. Кто-то, «дорвавшись до бесплатного», сразу и обгорел, страдал потом в тропиках от невозможности позагорать. Корабельная развлекательная «индустрия» действовала на всю катушку. В самом начале круиза каждая группа выбрала себе имя: «Морепроходимцы», «Бычки в томате», «Морские дьяволята». Под такими названиями выпускались и стенные газеты. В каждой группе был избран кабинет министров: министр финансов, министр культуры и бытового разложения, пан спортсмен и, конечно же, премьер-министр.

В 1971 году «Советский Союз» прошёл крупный ремонт в Гонконге, в ходе которого была произведена и переоснастка двигателей. После этого скорость судна повысилась до 19 узлов.

В составе Совпасфлота лайнер прошёл около миллиона миль, перевез 660 тыс. пассажиров и 1,5 млн тонн грузов. Напоследок судно прослужило как учебное для более чем 3000 курсантов морских училищ.

Наконец, 5 декабря 1980 года «Советский Союз» был выведен из эксплуатации и годом позже разделан на металлолом.

Верфь: Blоhm+Voss AG, Гамбург
Строительный номер: 403
Валовая вместимость:
— после постройки – 20815 рег.т.
— после ремонта 1930 г – 20931 рег.т
— после ремонта 1934 г. – 21131 рег.т
— после восстановления 1955 г. – 23009 рег.т.;
Длина максимальная:
— после постройки –191,2 м;
— после ремонта 1934 г. – 205,2 м;
Ширина максимальная: 24,04 м;
Главные двигатели: 2 паровые турбины четырёхкратного расширения;
Суммарная мощность турбин:
— после постройки – ок.10000 кВт;
— после ремонта 1930 г – 19100 кВт;
— после восстановления 1955 г – ок.20000 кВт
(при ограничении до 10300 кВт)
Количество винтов: 2
Скорость:
— после постройки – 16,5 уз;
— после ремонта 1930 г – 19,5 уз;
— после ремонта 1934 г. – 21,5 уз;
— после восстановления 1955 г. – 16,2 уз.
— после ремонта 1971 г – 19 уз;
Пассажировместимость:
— после постройки – 1551; 251/340/960 (1 класс/2 класс/3 класс)
— после ремонта 1934 г – 965; 204/361/400 (1 класс/тур.класс/3 класс)
— после восстановления 1955 г – 1424; 304/428/672/20 (1класс/ 2 класс/
тур.класс/Люкс);
Экипаж:
— после постройки – ок.415 чел;
— после восстановления 1955 г – ок. 380 чел.

1. Claus Rothe «Welt der Passagierschiffe unter Hammer und Sichel». 1994
2. http://www.free-webspace.biz/chrissi0703/Ballin.htm
3. Hans Georg Prager. Blohm+Voss. 1977.
4. К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. «Морской флот», №5. 1983.
5. Arnold Kludas, Herbert Bischoff «Die Schiffe der Hamburg- Amerika- Linie» d 2: 1907-1926. 1980.

Источник

Советский Союз (теплоход)

300px Albert Ballin Ship

Флаг 22px Flag of Germany.svg Германия → 22px Flag of the Soviet Union.svg СССР Класс и тип судна лайнер, круизное судно Организация HAPAG Спущен на воду 1922 год Введен в эксплуатацию 1923 год Выведен из состава флота 1980 год Основные характеристики Длина 191,2 м Ширина 22,18 м Двигатели 2 турбинных двигателя Мощность 13 500 л. с. (9929 кВт) Движитель 2 винта Скорость хода 16 узлов (30 км/ч) Пассажировместимость 1800 человек
ImagesВнешние изображения
Image silk Теплоход на Камчатке, 1958 год
Image silk Теплоход в порту Владивосток, 1961 год
Image silk Теплоход в бухте Золотой Рог (Владивосток), 1970-е годы

160px Schiffsglocke Albert Ballin %28MHG%29

magnify clip

Советский Союз — советский океанский лайнер, бывшее германское судно, носившее названия «Альберт Баллин» (нем. «Albert Ballin» ) и «Ганза» (нем. «Hansa» ). Списано в 1980 году под названием «Тобольск».

Содержание

История

Под немецким флагом

16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года — передано заказчику — компании HAPAG.

В середине 1923 года «Альберт Баллин» отправился в первый пробный рейс на Нью-Йорк.

В 1935 году «Альберт Баллин», носящий имя этнического еврея, решением нацистских властей был переименован в «Ганзу». В годы второй мировой войны «Ганза» вошла в состав военно-морского флота Германии и перевозила военные грузы и войска.

В конце января 1945 года «Ганза» должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с другим лайнером — «Вильгельм Густлов». Однако через четыре часа после выхода из Данцига на «Ганзе» произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения контингента по другим судам.

В марте 1945 года во время эвакуации гитлеровцев из Восточной Пруссии «Ганза» подорвалась на мине и затонула на 20-метровой глубине в 9 милях от берега.

Под советским флагом

В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав военно-морской флот и торговый флоты Германии были разделены поровну между странами-победителями в счет репараций. В число судов, предназначенных для передачи СССР, попала и «Ганза».

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет. 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (ГДР) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи группы компаний «Джон Коккериль». В ходе восстановительных работ из двух дымовых труб осталась одна, от четырех мачт с грузовыми стрелами остались только две.

В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз» и вступило в состав морского флота СССР.

В марте 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток [2] и стал работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск. [3]

За период с 1957 по 1980 годы лайнер перевез почти 60 000 пассажиров.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» был списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск». Причиной переименования послужило соображение о неприемлемости возможных инсинуаций о «сдаче „Советского Союза“ в металлолом». Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» с экипажем 60 человек самостоятельно вышел в последний рейс на разделку, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector