судебник царя хаммурапи общая характеристика

Судебник Хаммурапи: описание, законы и характеристика

В 1902 году на территории юго-западного Ирана французскими археологами был обнаружен уникальный памятник культуры Древнего Вавилона ─ каменная стела с нанесённым на её поверхность сводом законов XVIII века до н. э, получившим впоследствии название Судебника Хаммурапи. Несмотря на то что часть надписей была уничтожена, её удалось восполнить благодаря глиняным табличкам с копией этого документа, обнаруженных в ходе дальнейших раскопок. Сегодня эта стела хранится в Лувре. Ниже приведено её фото.

2068334

Древневавилонский Судебник

Верхняя часть стелы украшена резным изображением автора этого древнейшего юридического документа ─ вавилонского царя Хаммурапи, молящегося богу справедливости Шамашу, который, по легенде, и даровал ему эти законы. Ниже изображения нанесён клинописный текст на аккадском языке.

Весь объём Судебника Хаммурапи, представленного на стеле, принято делить на 282 самостоятельных параграфа, каждый из которых относится к какому-либо из разделов судопроизводства. В той части памятника, где текст оказался уничтоженным, содержались ещё 35 параграфов, восстановленные позже.

Предшественники Судебника Хаммурапи

Источники, ставшие юридической базой, на которую опирался царь Хаммурапи при создании свода законов, следует искать в нормативных актах других древневосточных государств, составленных ранее и, по-видимому, знакомых ему. Это законы Ур-Намму, созданные в 2105-2194 гг. до н. э, а также Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н. э.) и Эшнунны (около 1795 г. до н. э.).

2068331

Что же касается времени создания документа, то, по всей видимости, Хаммурапи написал его вскоре после объединения им разрозненных государств, составивших единое царство ─ Вавилон, и победы в войне с Сузами, то есть в 1750-х годах до н. э. Установленные им порядки просуществовали без изменения ещё в течение многих веков.

Сословия свободных граждан

В основу Судебника законов Хаммурапи положено деление всего общества на три социальные группы, каждой из которых соответствовали определённые юридические нормативы. Так, к высшему сословию причислялись жители небольших общин, имевших право на самоуправление. При этом каждый из них являлся собственником земельного надела, передаваемого по наследству.

Представителей этой категории граждан называли авилумами. Характерно, что по закону не только чиновники, но и сам царь не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь общин, руководимых всенародно избранными старейшинами. Государство взимало с них налоги и за счёт этого богатело. Исследователи отмечают тождество этого закона с нормативными актами основных источников Судебника Хаммурапи, упомянутых выше.

2068353

Представители второго сословия ─ мушкенамы ─ также являлись свободными гражданами, но при этом не имели земельной собственности и брали наделы в аренду у государства, попадая, тем самым, в зависимость от произвола царей и чиновников. Любопытно, что к этому сословию в равной степени могли относиться и весьма обеспеченные люди, состоявшие на государственной службе, и сельская беднота. Согласно Судебнику Хаммурапи, мушкенамы не пользовались правом на самоуправление, и их жизнь целиком регулировалась царской администрацией.

Рабы и их положение в Вавилоне

К третьему, самому низшему сословию принадлежали рабы, называвшиеся в Древнем Вавилоне вардумами. Они всецело принадлежали своим хозяевам, имевшим право свободно распоряжаться не только их временем, но и самой жизнью. Убийство раба наказывалось лишь мизерным штрафом. Статус невольника передавался по наследству, исключения составляли лишь те случаи, когда матерью ребёнка была свободная женщина.

Как отмечают историки, условия жизни рабов, принадлежавших государству или хозяевам из второго сословия, были значительно легче, чем у тех, которые являлись собственностью членов общин. Если в двух первых случаях их жизнь регулировалась законами, то защитить раба, попавшего в общину, государство не могло, поскольку не имело права вмешиваться во внутренние дела этой обособленной социальной группы.

2068354

Преступления и наказания

Давая характеристику Судебнику Хаммурапи, остановимся на законах, устанавливавших меру наказания за различные преступления. Одним из самых тяжких правонарушений в Вавилоне считались лжесвидетельства во всех их формах. Неслучайно именно с них начинается перечень наказаний. Особенно сурово каралось ложное обвинение в убийстве, за него приговаривали к смерти.

Вообще, многие законы, вошедшие в Судебник Хаммурапи, предусматривают наказания по принципу «око за око и зуб за зуб». Например, за умышленное причинение увечья виновника ждало адекватное наказание в виде переломов костей, отрубания конечностей, выкалывания глаз и т. д. Так же каралось и убийство, за исключением тех случаев, когда жертвой становился раб.

Особенности некоторых правовых нормативов

Законы, применявшиеся к членам различных социальных групп, имели свои особенности. Например, если авелум, то есть представитель высшего сословия, попадался на краже или грабеже, то возмещать ущерб пострадавшему должна была вся его община, а уже после этого они сами решали, что с ним делать.

2068333

В Судебнике Хаммурапи встречаются и многие нелепые, с точки зрения современного человека, законы, связанные с обвинением в колдовстве, также считавшемся у жителей Вавилона тяжким преступлением. Когда поступал донос, обвиняемого связывали и бросали в реку. Если он тонул, преступление считалось доказанным, и доносчик в качестве награды получал дом «колдуна». Если же несчастному удавалось выплыть, то обвинение снималось, а лжесвидетеля топили в той же реке. Надо заметить, что принцип таких «божественных судов» дожил до Средневековья и там получил дальнейшее развитие.

Читайте также:  ладога столица древней руси в каком году

Весьма сурово наказывалось и мародёрство. Если, к примеру, случался пожар, и кто-либо пытался поживиться за счёт несчастья соседа, то его самого бросали в огонь. Причём эта казнь совершалась присутствующими прямо на месте преступления, без обращения в суд. Таким образом, давая характеристику Судебнику царя Хаммурапи, следует отметить установленную им легитимность самосуда над преступником.

Законы, связанные с военной службой

Судебник Хаммурапи регламентировал также все вопросы, относящиеся к службе в армии. Поскольку царь был заинтересован в пополнении своего войска, он законодательно гарантировал всем вступившим в него получение от государства арендного земельного надела и причисления ко второму сословию. Это касалось также различных кочевников, желавших перейти на оседлый образ жизни, и разного рода чужеземцев, привлечённых богатствами Вавилона.

2068330

В армии законами Хамурапи устанавливалась строгая дисциплина, при которой рядовые обязаны были беспрекословно подчиняться офицерам ─ десятникам и сотникам. Как выяснилось, уже в ту давнюю эпоху одной из «болезней» армии была «дедовщина», проявления которой решительно пресекались. Строго наказывались также случаи воровства и грабежа. Если же преступление совершалось рядовым в отношении офицера, то оно каралось смертью.

Семейный кодекс

И наконец, завершая общую характеристику Судебника Хаммурапи, нельзя обойти стороной законы, касающиеся семейной жизни. В них приоритет отдавался мужу ─ главе семьи, у которого жена находилась в зависимом положении. Оговаривались, в частности, вопросы супружеской верности, которую женщина была обязана хранить даже после смерти мужа. Что же касается мужчин, то они этим вообще не обременялись.

Законом предусматривалось много случаев, при которых супруг имел право развестись со своей благоверной. Кроме её неспособности родить потомство, в их перечень входили: сварливость, упрямство, злобность и даже излишняя болтливость. Между тем, закон в некоторых случаях отстаивал и интересы женщин. Так, они имели право, забрав приданое, вернуться к своим родителям, если мужья пьянствовали и публично унижали их.

2068335

Заключение

В рамках статьи невозможно охватить все 282 параграфа нормативных актов, приведённых на стеле, обнаруженной французскими археологами. В них царь Хаммурапи заложил юридическую основу, на которой впоследствии строились правовые отношения жителей многих государств. Завершая перечень законов, он без лишней скромности и, надо сказать, с полным основанием награждает себя такими эпитетами, как «мудрый», «великий» и «превосходный», не забыв упомянуть, что даровали их ему боги Шамаш и Мардук.

Источник

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Zakonyi Hammurapi

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Stela Hammurapi

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Читайте также:  сколько должно быть монет в большом ящике чтобы выпал новый персонаж

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Zakonyi Hammurapi 2

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

Видео

Источник

Общая характеристика законов Хаммурапи

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Особенности государственного строя Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»).

640 1

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Источник

Судебник царя хаммурапи общая характеристика

1. Судебник царя Хаммурапи – общая характеристика.

В основу сборника положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей кате­горичности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др.

Читайте также:  салтыковский лесопарк история создания

2. Преступление и наказание, суд и процесс по Судебнику Хаммурапи.

Виды преступлений : против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).

З.Х. знают следующие виды наказаний : смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); телесные наказания (нанесение ударов плетью); другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.

Судопроизводство : не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство : клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия.

5. Государственный строй Древнего Вавилона.

Судебные функции выполняли на­местники и правители местности, назначаемые царем. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды постепенно теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

7. Реформы Солона. (Афины)

Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.

8. Организация власти и правосудия в Древних Афинах.

9. Организация власти и правосудия в Древней Спарте.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой. Компетенция герусии: ведение текущих дел; внесение законопроектов в апеллу.

10. Учреждение государственной власти в республиканском Риме.

В 509 г. до н.э. в Риме после изгна­ли последнего(7) рекса Тарквиния Гор­дого установился республиканский строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. В последующие пять веков республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление территориями. Это снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

Три вида народных собраний :

· центуриатные (главная роль, принятие законов, избрание

высших должностных лиц республики объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни) • трибутные (избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа) • куриатные (формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, со временем заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов).

государственная должность – магистратура (избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год.

Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой.

12. Общая характеристика источников римского права.

В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы, вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право. Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.

14. Реформа Сервия Туллия.

16. Раннефеодальная монархия в государстве франков.

Монархия Меровингов. Феодальные распри сыновей Ходвига (королевство распадалось на отдельные, по существу независимые государства)оказали существенное влияние на социально-экономическое и государственное развитие страны. Знать щедро наделялась землей. Для королей это был единственный способ привлечь ее на свою сторону. Итогом явилось резкое усиление процесса «оседания дружины на землю». Этот процесс приобрел исключительно большие размеры. Быстро обогащалась церковь, земельные владения постоянно увеличивались. Усиление феодальной зависимости, ужесточение эксплуатации крестьян. Быстро возрастало число обезземеленных крестьян.

Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Реформа способствовала временному усилению центральной власти.

17. Право государства франков по Салической Правде (общая характеристика)

Формирование государственности у франков сопровождалось созданием права. Наиболее типичным является СП, созданная в 507-511 гг. при правлении короля Хлодвига. Первоначальный текст СП до наст времени не сохранился. В течение ряда веков СП переписывалась, дополнялась и изменялась до нас времени дошло несколько вариантов СП, из кот наиболее близкой к первоначальному тексту считается Париж рукопись. СП характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический хар-р. Право действия и акты отличается формализмом.

Брак заключался в форме покупки невесты. Похищение наказывалось штрафом. Препятствия к браку: другой законный брак, объявление лица вне закона, наличие близкого родства, несвободное состояние. Расторжения брака в «правде» нет. Жених вносил брачный дар, после смерти передавался детям.

18. Преступление и наказание по Салической правде.

19. Суд и процесс по Салической правде.

20. Феодальное право Германии. «Каролина» 1532 г.

В 15-16 вв. появляются кафедры римского права. В 16 в. стало основным источником норм права во всех герм. судах. В отдель. землях продолж-ся процесс кодиф-ции зем. права.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector