судьбы женщин в истории россии

Судьбы женщин в истории россии

Есть ли у женщин своя история?

Сопротивлялись ли женщины навязываемой им «второй» роли, роли незаметных, неглавных, молчащих? Конечно. Сопротивлялись всегда. История этого сопротивления, как и история превращения женщин в безмолвных и безвестных статисток мировой истории, когда-то должна была прорваться из тьмы забвения. В изучении социального опыта нашего народа «женская тема» показала себя во всей своей многогранности, когда оказалась востребованной теоретиками и деятельницами современного женского движения. Конечно, и до них никто не оспаривал того факта, что в истории России, богатой именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры, немало женских имен. Однако эти имена несправедливо долго отодвигались на задворки истории. Настал час восстановить историческую справедливость…

Право на владение собственной землей дало женщинам самостоятельность и в личной жизни, и в обществе. Несмотря на призывы церковной нравоучительной литературы быть терпеливыми и покорными, подчиняться мужчинам, в русском обществе появились энергичные деятельницы. Как утверждает летопись, некоторые из жены буквально «володели» своими мужьями, превращая их в «несвободных, раболиких и просторецих». Имея в руках «капитал», женщины княжеских, боярских, а позднее дворянских родов участвовали в политических интригах, ведя самостоятельную линию во всех административных делах. Имущество женщины и ее права определяли ее будущее.

В то же время XVIII в. в России подарил истории целую плеяду выдающихся деятельниц из среды дворянства, которых отличало стремление лично участвовать в хитросплетениях политики. После петровского указа 1714 г. о единонаследии, и особенно после специального распоряжения 1715 г., русские женщины-дворянки вновь получили возможность быть экономически самостоятельными. И если до конца XVII в. женщина на троне еще казалась немыслимым явлением, если даже сводная сестра Петра I царевна Софья, вставшая во главе государства благодаря стрелецкому восстанию, управляла государством не полноправно, а от имени братьев, не говоря уже о ее предшественницах (княгине Ольге, Елене Глинской), то в XVIII веке положение разительно переменилось. На трон взошла жена Петра I Екатерина, за ней последовали Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и наконец «царица-матушка» Екатерина II. Более 70 лет Россией в XVIII в. управляли женщины!

Немалое влияние на изменение прав женщин оказали реформы начала XVIII в. в области просвещения. Петр I прекрасно понимал, что дело вовлечения России в круг европейской культуры двинется вперед гораздо быстрее, если удастся приобщить к новшествам женщин. Современники Петра отмечали, что царь подумывал о посылке за рубеж знатных девиц для получения образования. Сподвижник Петра I Ф. Салтыков выступил с предложением расширить систему светского образования женщин, создав для этого специальные губернские училища. Конечно, учиться в них могли лишь девицы из знатных семей, но и это было шагом вперед. К середине XVIII в. в каждом дворянском доме, отличавшемся достатком, можно было встретить гувернеров: их нанимали для обучения дочек, получавших таким образом знание «обхождения» (хороших манер) и иностранных языков.

Безраздельное господство церкви, ее влияние на общественное мнение, на отношение к женщине в обществе ослабевали. В екатерининскую эпоху (вторая половина XVIII в.) просвещенные умы России читали уже не «жития» святых, а мемуары, воспоминания, дневники. Среди них было немало женских. Известные деятельницы XVIII в., в том числе сама императрица Екатерина II брались за перо, чтобы оправдать и прославить свою жизнь. Факты их биографий лишь отчасти раскрывают уклад жизни русской семьи XVIII в. Тем не менее путь этих женщин служит своего рода примером перемен, ставших возможными благодаря приобщению женщин к образованию и светским формам жизни.

Традиционная историография всегда пыталась принизить значение «женских правлений» в России, утверждая, что во всех успехах и достижениях роль собственно правительниц была ничтожно мала, формальна, что все зависело от их окружения, от тех образованных и энергичных государственных деятелей-мужчин, которые якобы и были истинными, а не показными вершителями судеб миллионов россиян. Сопоставление «женской истории» XVIII в. с предшествующими периодами, особенно с домосковским, X-XV вв., позволяет преодолеть сложившийся стереотип. Несмотря на непохожесть образов напудренной светской щеголихи постпетровской эпохи и степенной русской княгини в шитом золотом бархатном летнике, история русских женщин развивалсь скорее эволюционно, чем революционно. Социально-политическая активность представительниц привилегированного сословия российского общества XVIII в. при сопоставлении с предшествующими восемью веками предстает продолжением традиции, а не чем-то новым, «открытым» лишь Петром I, чуть ли не экспортировавшим эмансипацию из просвещенной Европы.

Благородным целям усиления «социализации» женщин послужила «первая на русской почве организация для достижения общественных целей», Женское патриотическое общество. Созданное в 1812 г., оно положило начало женскому движению в России.

Первые десятилетия XIX в. родили и новый женский образ в жизни и литературе. Воспитанные на романтической прозе, поэзии и гуманистических традициях XVIII в., читавшие Вольтера, Руссо и Гёте, образованные женщины того времени обрели дивную силу нравственного чувства. Христианские идеи верности, жертвенности, страдания ради выполнения морального долга, которые внушались им с детства и были основой семейного воспитания их матерей и бабушек, сформировали феномен женщины сильной духом, стойкой в соблазнах, самоотверженной в желании помочь другим, прежде всего близким, семье, мужу. И не случайно образ пушкинской Татьяны Лариной полвека спустя Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.

Младшими сестрами членов Патриотического общества можно назвать «декабристок». Нравственный подвиг Е. Трубецкой, М. Волконской и тех, кто последовал их примеру, хорошо известен, равно как и то, что ими руководил нравственный долг, требовавший разделить с мужьями и братьями тяготы каторги и ссылки. Именно через этих женщин часто осуществлялась переписка заключенных, некоторые из них (Е. Уварова, сестра М. Лунина) брались за передачу и распространение в столице написанных в остроге политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, подобные столичным, «декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью они выстраивали модель возможной для женщины внесемейной (публичной) инициативы. Через сердечную привязанность к мужьям и братьям, их родственницы приближались к идее активного протеста против несправедливости, и потому были признаны позже «классическими образцами необычайной энергии».

Читайте также:  как записать в инстаграме историю с музыкой

Женщины-авторы прорвались к нам из забвения потому, что их тираноборческие, освободительные, патриотические произведения, написанные по-женски эмоционально, имели особое влияние в тогдашнем обществе. Стихи поборницы объединения славянофилов с западниками К.Павловой, ее современниц Е.Ростопчиной и Н.Тепловой, выражавших открытое сочувствие героям 14 декабря, возбуждали повышенный интерес и оттого стали фактором, формирующим оппозиционные социальные настроения.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что свою роль в кристаллизации женского коллективного самосознания сыграли не только такие женщины, вполне вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и те, которые «выпадали» из него. Такие «выпадения» могли иметь не только политический оттенок. «Беззаконные кометы в кругу расчисленном светил», как именовал их А.С. Пушкин, зачастую были обычными светскими львицами, которые взрывали своим необычным поведением привычные обществу стереотипы. Чего стоит жизнь и судьба «кавалерист-девицы» Н. Дуровой, женщины-воина, впервые в русской истории добившейся положительного признания своего необычного поведения.

Как шаг в этом направлении рассматривалась и благотворительная деятельность. Роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить. Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и «училищ для дочерей всякого звания», а к 40-ым годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Источник

Великие женщины в истории России

В истории России женщины не были на вторых ролях. Они правили, вели политические игры, вносили вклад в научную и духовную жизнь. Женщины меняли историю.

К 8 марта мы вспомним о великих женщинах России. Это очень разные женщины, не похожие между собой: святые и правительницы, дворянки и крестьянки, поэтессы и воительницы. Жизнь каждой из них необыкновенна, непроста и заслуживает уважения и восхищения.

Княгиня Ольга

jpg

Княгиня Ольга была первой женщиной, которая 17 лет правила Киевской Русью. Её месть древлянам отлично вписалась бы в сериал «Игра престолов». Ольга первой на Руси приняла христианство. В её Житии рассказывается о том, как она перехитрила византийского царя, который к ней сватался. Сначала она сказала, что негоже язычнице с христианином жить. После чего крестилась и отказала царю, потому что теперь стала его крестной дочерью.

Анна Ярославна

jpg

Двадцатилетняя дочь Ярослава Мудрого, красавица Анна, стала первой королевой Франции. Женщина, которая во многом изменила ход французской истории и вдохнула жизнь в культуру этого народа, родилась в Киеве, в семье могущественного князя Киевской Руси – Ярослава.

Дочери Ярослава Мудрого воспитывались отцом в строгости и в то же время получили известную свободу в овладении науками и искусствами.

Они жили в роскошных палатах, имели слуг, могли участвовать не только в балах, но и в конных прогулках, изучали математику, грамматику, историю, учились рисованию и пению, знали греческий язык и латынь. Отец хотел видеть в дочерях не только хороших жен, но и будущих королев. Так и стало.

Старшая сестра – Елизавета вышла замуж за короля Норвегии, младшая – Анастасия – за короля Венгрии. Любимую дочь Анну ждал брак с самым достойным человеком.

Французы называли дочь Ярослава Мудрого «рыжей Агнессой». Анна Ярославна была самым успешным культуртрегером русской истории. На ее Евангелии французские короли (начиная с Генриха III) приносили присягу. Они принимали кириллицу за ангелическое пи сьмо.

Преподобная Евфросинья Суздальская

jpg

По-разному сложилась судьба детей Михаила Черниговского. Ростислав, старший из сыновей, женился на Анне Венгерской, и род его пустил глубокие корни уже в чужой стороне. А дочь Мария вышла замуж за Василька Константиновича, князя Ростовского, а после его смерти от рук монголо-татар основала в память мужа недалеко от Ростова монастырь, в котором и наша своё упокоение (1271). А вот другие сыновья Михаила Черниговского стали родоначальниками известных на Руси фамилий: Волконских, Долгоруковых, Одоевских, Репниных и многих-многих других. Славному генеалогическому древу князя посвящена вся двенадцатая глава Бархатной книги. А его старшую дочь Ефросинью Суздальскую, так же, как и самого Михаила Черниговского, Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Вот такие славные дети были у князя и его лады Елены!

jpg

Ризположенский монастырь в Суздале сохранился до наших дней, хотя построек времен Евфросинии не осталось. Но это место прочно связано с почитаемой суздальской святой.

Святая княгиня Феврония

jpg

На дворе 1203 год — на Муромский престол восседает благоверный князь Пётр, но он не весел, а на душе его печаль, так как за несколько дней до этого события святой заболел страшной болезнью, имя которой проказа.

Вскоре Петру приходит видение о том, что болезнь его может отступить, но вылечить святого сможет только дочь простого пчеловода, по имени Феврония.

Увидев Февронию, князь сразу влюбился в неё. И впрямь, девушка была не только красива лицом, но ещё мудра и благочестива. Пётр пообещал Февронии жениться на ней, сразу после исцеления. И слово он своё сдержал. Молодые княжичи – здоровый Пётр и её прекрасная супруга Феврония правят на Муромском престоле.

Но княжили благоверные недолго. Всё дело в том, что надменные бояре гнушались бывшей простолюдинки и поставили князя перед выбором – либо престол, либо жена.

Святой Пётр выбрал любовь, и любящая пара на двух ладьях уплывает по Оке из города.

Но вместе со святыми из города «уплыл» и мир, а гнев Божий постигает бояр. В Муроме мятеж и бояре убивают друг друга в гонке за престол. Осознав свою ошибку оставшиеся в живых, бояре слёзно просят князя с женой возвратиться на престол, остановить распри и править с миром.

Святые согласились и правили ладом до старости, за что заслужили любовь горожан.

София Палеолог

jpg

Софья Палеолог была одной из самых значимых фигур на русском престоле и по своему происхождению, и по личным качествам, а также благодаря тому, каких людей она привлекла на службу московским правителям. Эта женщина обладала талантом государственного деятеля, она умела ставить цели и добиваться результата

Византийская императорская династия Палеологов правила на протяжении двух столетий: от изгнания крестоносцев в 1261 году до взятия Константинополя турками в 1453-м. Дядя Софьи Константин XI известен как последний император Византии. Он погиб во время взятия города турками.

Отец Софьи, Фома Палеолог, был правителем Морейского деспотата на полуострове Пелопоннес. По матери, Екатерине Ахайской, девочка происходила из знатного генуэзского рода Чентурионе.

Папа Павел II рассчитывал выдать Софью Палеолог замуж с выгодой для себя, чтобы при её содействии расширить своё влияние. Но хотя папа определил ей приданое в 6 тысяч дукатов, за ней не было ни земель, ни военной силы. Она обладала знаменитым именем, которое только отпугивало греческих властителей, не желавших ссориться с Османской империей, а от браков с католиками Софья отказывалась. Греческий посол предложил Ивану III проект брака с византийской царевной спустя два года после того, как великий князь Московский овдовел в 1467 году. Ему был представлен миниатюрный портрет Софьи. Иван III дал согласие на брак.

Читайте также:  пайка счастья котуйская история

Несмотря на опасения ревнителей православия, Софья никогда не пыталась создать почву для религиозных конфликтов. По легенде, она привезла с собой несколько православных святынь, в том числе византийскую чудотворную икону Богоматери «Благодатное небо».

Итальянские архитекторы перестроили Кремль, придав ему современный вид, возвели десятки храмов и монастырей. Они учитывали русские традиции, гармонично комбинируя их со своими новинками и в этом есть огромная заслуга Софьи Палеолог.

Евдокия Дмитриевна жена Дмитрия Донского.

jpg

Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «Свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни.

Жена Дмитрия Донского, прожившая с ним 22 года в браке, которому «земля Русская была рада». Дмитрий Донской скончался в возрасте 38 лет. После его смерти Евдокия смогла остановить войска Тамерлана, собрав ополчение, строила монастыри и церкви. Она же предложила день Куликовской битвы праздновать с особой торжественностью 8 сентября.

Маргарита Тучкова

jpg

ПОДВИГ ЛЮБВИ И ВЕРЫ

Маргарита родилась 2 января 1781 года в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Маргариту в семье в детстве звали Огоньком. Это была большая дружная семья, и Маргарита была всеобщей любимицей. Все отмечали, что Маргарита — девушка образованная, тонкая, страстная и очень религиозная. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного ее портрета в молодости, хотя известно, что она была высокого роста и очень стройна.

После печальной истории первого замужества Маргарита неожиданно для себя влюбилась. Влюбилась в блестящего генерала, красавца Александра Тучкова, которого в столице называли Аполлоном.

В 1806 году молодые обвенчались, и Маргарита стала сопровождать мужа в военных походах. Да, женам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но сколь немногие воспользовались этой возможностью! Деятельный, неунывающий характер помогал Маргарите переносить тяготы походной жизни. Ей пришлось по пояс в ледяной воде переходить Ботнический залив во время шведской кампании. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего… Не раз Маргарита обмирала от страха при грохоте артиллерийских орудий, и это были страшные часы, когда она не знала, вернется ли ее муж живым или нет.

Два дня она разыскивала тело своего мужа, но не нашла. И тогда она решила построить на этом месте церковь. Маргарита продала свои бриллианты, император Александр I прислал 10 тысяч рублей. Для Тучковой построили деревянный домик, где она поселилась вместе с сыном, родившимся в 1811 году, и руководила строительством. К 1820 году Спасская церковь была построена. Она оказалась первым памятником на Бородинском поле. Каждый день, каждый час Маргарита ощущала присутствие Александра. Он словно был рядом… Единственное, что спасало Маргариту — это сын Николенька. Как-то вечером на столе Маргарита обнаружила записку, написанную детским неуверенным почерком: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя».

К 1833 году поселение вокруг Спасской церкви получило статус общежительства, пока еще не монастыря, а Спасо-Бородинский монастырь возник позже. В 1838 году Маргарита Тучкова приняла постриг и стала инокиней Меланией, а в 1840 году митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Сбылось пророчество неведомого старца. И до самой своей смерти в 1852 году она возглавляла этот монастырь и молилась за павших на Бородинском поле.

Видимо, в минуты тяжких испытаний в человеческой душе открываются какие-то такие свойства, которые в обычное время спят. В истории Маргариты Тучковой много уникального, ведь уникальна каждая человеческая личность, и в то же время типичного. Типичного в том смысле, что множество русских женщин в то время в той или иной степени совершали подвиг, шли за своими мужьями в Сибирь, были верны до своего смертного часа памяти погибших близких. История Маргариты привлекает наше внимание и тем, что для нее как будто бы не существовало никакого другого варианта жизненного сценария. Подобно ее мужу, Александру Тучкову, погибшему в Бородинском сражении, она не знала сомнений в своем служении памяти, служении вере, России, людям…

Ксения Петербуржская

Блаженная Матрона

Екатерина Воронцова-Дашкова

Отец Роман Воронцов отдал младшую дочь Катю брату Михаилу Илларионовичу, великому канцлеру императрицы Елизаветы. Катя воспитывалась вместе с его дочерью Анной, ее ровесницей. Воспитанница оказалась способной и в 14 лет уже владела четырьмя языками. В 15 лет у нее сложилась личная библиотека из 900 томов, в основном, французские философы и естествоиспытатели

В декабре 1769 года ей разрешено было заграничное путешествие. Дашкова в течение 3 лет посетила Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Во время обширной поездки по Европе была принята с большим уважением при иностранных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером.

1775—1782 годы она снова провела за границей ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Она снова посетила Париж, Швейцарию и Германию, а также Италию. Несколько лет прожила в Шотландии, где постоянно общалась c Адамом Смитом, Уильямом Робертсоном, которому доверила обучение своего сына, и другими вождями шотландского Просвещения.

В 1789 году стала членом Американского философского общества и первой избранной туда женщиной.

Императрица,Екатерина II, указом от 24 января (4 февраля) 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Также по её предложению 30 сентября (11 октября) 1783 года была учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым председателем.

За 11 лет работы княгиня привела в порядок хозяйственную часть академии, рассчиталась со всеми ее долгами, расширила библиотеку, обновила типографию, отправила несколько научных экспедиций в дальние уголки империи. С легкой руки Дашковой увидели свет 43 части сборника «Российский театр», а также полное собрание трудов Ломоносова.

Читайте также:  как запись со стены выложить в историю в вк

Каждый год в течение всего лета при Академиях организовывались публичные лекции. Посетить их бесплатно мог любой желающий.

Главным же трудом, созданным под руководством Дашковой, мечтавшей о превращении русского языка в один из великих литературных языков Европы, стал первый толковый словарь русского языка.

Сама Екатерина Романовна любила минералогию. Собственную коллекцию ископаемых, стоимостью 50 тысяч рублей, она подарила Московскому университету.

Благодаря Екатерине Дашковой в нашем алфавите есть буква «Ё». Именно Дашкова предложила её на заседании Российской Академии взамен неудобного сочетания IO с крышечкой, а также редко используемых знаков ьо, їô, ió, ио.

Елена Глинская

Мать Ивана Грозного

Мать Ивана Грозного, литовка Елена Глинская стала первой после княгини Ольги правительницей русского государства. Она фактически ввела в Русском государстве единую валюту. Это была серебряная деньга весом 0,34 грамм.

Александра Федоровна

Последняя императрица

Высшее общество не любило Александру Фёдоровну за равнодушие к светским раутам. Императрицу-немку обвиняли в шпионаже в пользу Германии, говорили, что она дурно влиет на царя и впустила в ближний круг власти Григория Распутина. Александра Фёдоровна была выше слухов и занималась вещами, которые «умаляют престиж высшей власти». Например, организацией лазаретов и работой в качестве сестры милосердия. Перед смертью сказала, что «лучше умереть в России, чем быть спасённой немцами».

Разумеется,перечисленные имена лишь крупица из огромного списка выдающихся женщин России,но есть определенные ограничения при размещении текста. И прошу не корить меня за субъективность в выборе исторических имен.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

12 великих женщин, оставивших след в российской истории в закладки 7

Княгиня Ольга (920-969 г.)

1458751462164140009

Первая русская женщина-правительница. Возглавила государство после смерти мужа Игоря, убитого древлянами (бремя правления свалилось на неё в 25 лет). Отомстив древлянам “огнём и мечом” она не стала уничтожать противников полностью, как того требовали обычаи “кровной мести”, и заключила с ними мир.

Анна Ярославна (1025-1075) г.

1458751851121214256

Младшая дочь Киевского великого князя Ярослава Мудрого. Была выдана замуж за французского короля Генриха I (Ярослав предпочитал не воевать, а заключать с ними династические браки). Приехав в Париж, столицу Франции, одного из крупнейших европейских государств, была шокирована убогостью и грязью царившей там повсеместно. Её удивление было естественным, ведь Киев был крупным европейским городом с тротуарами, мостовыми и канализацией.

Знала шесть языков, разбиралась в математике, химии, астрономии и государственном устроительстве.

1458752239192037674

Елизавета Петровна (1709-1762 г).

1458752277110421215

Дочь Петра I. Российская императрица. Говоря о российской истории мы часто преступно забываем Елизавету I, которая дала нашему государству 20 лет передышки, обеспечив ей укрепление во всех сферах. После правления её папеньки, государству это было необходимо (Россия была истощена). Превосходно разбиралась в людях. Именно она выбрала Софью Августу (будущая Екатерина Великая) в невесты Петру III, и она же разглядела в немецкой шпионке будущую императрицу российскую.

Екатерина II Великая ( 1762 — 1796)

Императрица всероссийская, правившая с 1762 по 1796 год, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного в народе и гвардии мужа Петра III. В результате правления Екатерины произошло значительное укрепление государства российского, а проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. В культурном отношении Императрица способствовала вхождению России в число великих европейских держав, сама увлекалась литературной деятельностью, занималась меценатством, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с французскими просветителями. При ней были весьма расширены границы империи: присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа, а также разделы Речи Посполитой.

Кожина Василиса (1780-1840 г.)

1458752323195922354

Ковалевская Софья (1850-1891 г.)

1458752505184164101

1458752548180047431

Анна Павлова (1881 – 1931 г.)

anna pavlova

Одна из величайших балерин XX века, чье имя до сих пор является символом русского балета XX века. По мнению некоторых критиков, главным отличием Павловой от других танцовщиц, блиставших на сценах театров и до и после нее, был неповторимый и ни с чем не сравнимый характер, индивидуальность и темперамент. Она сама была живым воплощением танца: жила им, жила в нем и ради него.

После окончания Императорского театрального училища, Павлова была принята в труппу Мариинского театра и, спустя 7 лет исполнения партий в классических балетах, заняла место ведущей танцовщицей труппы. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила судьбоносную для своей карьеры миниатюру «Умирающий лебедь», составленную для нее М. Фокиным и принесшую ей известность, а после участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже к ней приходит известность уже всемирная.

«Секрет моей популярности — в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова, составляя маршруты своих гастролей, пересекающие все континенты земли, неся хореографическую культуру даже в самые отдаленные уголки мира. Именно с ее именем до сих пор ассоциируется русская балетная школа.

Римма Иванова (1894-1915 г.)

1458752622118653317

1458752663120288249

Анна Ахматова (1889 – 1966 г.)

ahmatova

Величайшая русская поэтесса, одна из самых заметных фигур Серебряного века русской культуры, стихи которой остаются актуальными для любого времени. Ее яркий талант, незаурядная личность и невероятно трагичная судьба оставили пожалуй один из самых глубоких следов не только в культуре XX века, но и вообще в истории России.

Переводчица и литературовед, номинант на Нобелевскую премию по литературе, мать и жена, опальная поэтесса — все это один человек, женщина, которая в дореволюционной России успела почувствовать вкус славы, издавая свои первые сборники немалыми тиражами. В послереволюционной России, однако, места для Ахматовой не нашлось и не могло найтись, как и для многих талантливых людей, ученых, деятелей культуры и искусства.

А дальше все покатилось в пропасть: аресты близких, ссылка единственного сына, расстрелы, Отечественная война и блокада Ленинграда… Трагедия Ахматовой — это трагедия целого народа, которую она воплощала в своих стихах, рассказывая о чудовищных и несправедливых потрясениях, выпавших на его долю.

Пройдя литературный путь от стихов, которые, по словам самой Ахматовой, «годились только для влюблённых лицеисток», и закончив сочинениями о советских репрессиях, Ахматова стала символом нескольких эпох, которые торопливо, кроваво и жестоко сменяли друг друга.

Жигуленко Евгения (1920-1994 г.)

1458752812196011500

Легендарный командир эскадрильи “Ночных ведьм”. Герой Советского Союза. Совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику огромный урон в живой силе и технике. Вдумайтесь, девочки летали на легких фанерных кукурузниках, имевших крайне невысокую скорость и малошумный двигатель. Именно из-за этого немцы и прозвали их “Ночными ведьмами”. Тихо, над самой землёй они подбирались к коммуникациям противника и “ювелирно” бомбили его.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector