судьбы россии история и перспективы сочинение аргументы

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Читайте также:  призрачный гонщик похожие персонажи

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Источник

Как исторические события влияют на судьбу человека? аргументы Шолохова «Судьба человека», Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Историческое событие – это событие, которое повлияло на ход истории и оставило отпечаток в ней. И этот след служит как уроком следующим поколениям, чтобы они не повторяли того, что происходило в прошлом и передавали этот опыт своим потомкам. А может ли историческое событие изменить судьбы людей? Я считаю, что история в любом случае может изменить судьбы людей, потому что она влияет на мир в целом, так и может воздействовать на судьбы определённых людей. Но судьба может быть у всех разная, кому-то она поможет в жизни, а кому-то она всё испортит. И каждому человеку придется самому принимать решение как идти дальше. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из литературных произведений.

Первый пример, который я хотела бы привести, это рассказ М.А.

Шолохова «Судьба человека». В этом произведении описывается одно из самых страшных и ужасных событий в истории человечества – Великая Отечественная война. Как и у многих людей того времени, она забрала самое дорогое – близких людей. И у главного героя этого рассказа, Андрея Соколова, война тоже лишила самого ценного в его жизни – любимых жену и детей. В этом рассказе наряду с линией главного персонажа, есть еще одна, которая дополняет историю Андрея. В его жизни появляется маленький мальчик, по имени Ваня, который остался сиротой и без крыши над головой. Весной Соколов встречает его в Урюпинске, на улице, и решает выдать себя за отца Вани, чтобы забрать его собой. И теперь они не одиноки, а стали маленькой семьёй. Вот такой счастливый конец у этого рассказа. Таким образом, исторические события могут изменять судьбы людей, но они не только лишают людей самого дорого в их жизни, но и объединяют слабых, одиноких, потерявшихся в этом мире людей, с сильными и независимыми.

В качестве второго примера, я хочу привести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении, один из главных и любимых героев Льва Николаевича, Пьер Безухов, тоже подвергается испытаниям исторического события – Отечественной войны одна тысяча восемьсот двенадцатого года. Пьер до войны вёл однообразную, праздную, беззаботную жизнь, став богатым наследником. Он присутствовал на всех балах и вечерах, куда его приглашали, ходил в театры, тратил деньги без пользы, участвовал в кутежах и так далее, и тому подобное. Пьеру надоедает такая жизнь, и он решает идти на войну, и попадает в плен к французам. За время пребывания в заключении Пьер духовно преображается, приобретая новые для него духовные качества. Он стал терпеливым к тяготам и невзгодам жизни, переоценивает всё, что с ним было раньше, по-новому смотрит на жизнь. Выйдя из плена, он обретает полную духовную свободу и меняет свою жизнь в положительную сторону. Таким образом, исторические события могут не только поменять судьбу, но и изменить характер человека.

Из выше перечисленного хочу сделать заключение о том, что исторические события, безусловно, меняют судьбы людей, образ жизни, характеры и принципы. Но исторические события сами собой не происходят, их совершают люди, значит мы сами вершим свою судьбу.

Работа проверена по критериям оценивания итоговых сочинений 2020-2021, предоставленных порталом ФИПИ.

106484 1 0

Экзаменуемый набрал 12 первичных баллов из 20, что соответствует четырем баллам в десятичной системе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Читайте также:  свадьба история возникновения праздника

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Не путайте:

За всю историю человечества происходит немало исторических событий. Все они, так или иначе, оказывают влияние на судьбы людей. Безусловно, исторические события оставляют в памяти человека неизгладимый след. Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается», и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее. Для доказательства моих высказываний обратимся к художественной литературе.

Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя. В рассказе Андрей Соколов до нападения фашистских захватчиков на СССР жил счастливой жизнью. Был женат и имел троих детей. В первые же дни войны отправился на фронт. За всю историю повествования герой проходит тяжёлые испытания: попадает в плен, узнаёт, что потерял всю свою семью, кроме старшего сына Анатолия, но и тот 9 Мая погибает от пули немецкого снайпера. Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается», а становится морально сильнее. После Второй Мировой герой не остается один, он находит мальчика Ваню, которого он приютит и назовёт своим сыном. Как мы видим, жизнь Соколова кардинально меняется: он теряет своих близких, обретает внутреннюю силу и находит новую семью в виде мальчика-сироты.

Ещё одним произведением, где затрагивается проблема влияния исторических событий на судьбу человека является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Все действия, описанные в ней, происходят на фоне Пугачёвского восстания. Главный герой, Пётр Гринёв, является ещё юным, глупым и безответственным недорослем. Его отец, Андрей Петрович, решает отправить сына в армию в Оренбург, в Белогородскую крепость. Позже, когда Емельян Пугачёв захватил её, зачинщик восстания потребовал признать жителями крепости нового «государя». Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице. За свою честность юноша был помилован Пугачёвым. Пётр Гринёв, когда находился на службе, стал более рассудительным и серьёзным, принял судьбоносное решение, несмотря на свой юный возраст.

Данные примеры показывают, что исторические события сильно влияют на судьбы людей. Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же наоборот «добить» морально.

Вам удалось в своем сочинении дать ответ на вопрос, заявленный в теме, подобрать аргументы из художественных произведений. Вместе с тем следует обратить внимание на композиционные недочеты, логику и речевое оформление текста.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Вы привели в качестве аргументов два произведения, но анализ нужен был более глубокий и убедительный, а у вас он слабый, поверхностный. Второй аргумент очень размыт. Остается неясным, как же восстание повлияло именно на судьбу героя. Рассудительность и серьезность героя свидетельствуют о его взрослении, а не о переменах в его судьбе.

Кроме того, в аргументации допускаете фактические ошибки: 1. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» о Великой Отечественной войне, а вы пишете о Второй мировой; 2. Белогорскую крепость называете Белогородской; 3.

Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице. За свою честность юноша был помилован Пугачёвым.

К3 (логика и композиция) + 0 балл

В работе присутствуют грубые нарушения тезисно-доказательной части. Логическим недочетом является отсутствие взаимосвязи между аргументами и выводом. В сочинении выявлены следующие логические ошибки:

Безусловно, исторические события оставляют в памяти человека неизгладимый след.
Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается», и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее.
Для доказательства моих высказываний обратимся к художественной литературе.
Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается «, а становится морально сильнее.
Как мы видим, жизнь Соколова кардинально меняется: он теряет своих близких, обретает внутреннюю силу и находит н овую семью в виде мальчика-сироты.
Главный герой, Пётр Гринёв, является ещё юным, глупым и безответственным недорослем.
Его отец, Андрей Петрович, решает отправить сына в армию в Оренбург, в Белогородскую крепость.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 13.

Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя.
Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается», а становится морально сильнее.
Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает ЗПТ как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя.
Ещё одним произведением, где затрагивается проблема влияния исторических событий на судьбу человека ЗПТ является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака ДВОЕТОЧИЕ он остался верен своей присяге императрице.
Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же ЗПТ наоборот ЗПТ «добить» морально.
После Второй Мировой герой не остается один, он находит мальчика Ваню, которого он приютит и назовёт своим сыном.
Позже, когда Емельян Пугачёв захватил её, зачинщик восстания потребовал признать жителями крепости нового «государя».
Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице.

Общий вывод по работе

Итак, Наталья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над глубиной анализа, убедительностью приводимых в сочинении аргументов, а также над речевым оформлением, логикой рассуждения.

Источник

Проблема судьбы России

Описание проблемы взаимоотношений России и Запада, оценки и анализ русских философов, касающихся проблемы судьбы государства. Его место на мировой политической и духовной арене, влияние культуры Востока и Запада на русскую культуру и ее будущее.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 29,2 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В условиях уже общепризнанной кризисности современной культуры, ориентированной в западном направлении, человечество все чаще обращается в сторону востока и России в надежде на разрешение противоречий, приобретающих масштаб глобальности.

Сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», безусловно, существует и актуальна, но еще более острым и актуальным является вопрос о будущем России, а отсюда вполне органически вытекает проблема о взаимоотношениях России и Запада. Конфликт России и Запада, который сегодня для многих очевиден, в последнее время становится все более обостренным и крайне опасен для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки русских философов, касающиеся проблемы судьбы России, их анализ сегодня актуален как никогда. Ведь сейчас прекрасно заметна существенная европеизация русского самосознания, активное прививание чуждых русскому духу и культуре ценностей и идеалов, посредством которых совершается потеря национальной идентичности.

Обозначенные явления заставляют нас снова обращаться к данной теме.

Затем уже вместе с известными русскими философами

Она дошла до наших дней, не потеряв актуальности.

В такой логике и будет выстроена данная работа.

Мне кажется, в данной формуле нет никакого намека на империалистические намерения, которые часто приписывались ей советскими исследователями. Идея особого положения русского народа в мире как народа, удостоенного православной веры, означала, что, даровав русской земле православие, Бог будет требовать за это от русского народа больше, чем от других, и будет строже наказывать его за грехи. И если Русь не справится с возложенными на нее обязанностями, то всех в мире ждет апокалипсис. Сегодня уже можно смело сказать, что данное предзнаменование, к счастью, не стало пророческим.

Читайте также:  история одного актера однажды в россии

россия запад влияние культура

Он был уверен, что Россия должна быть «совестным судом» человеческого духа и общества. У власти письмо вызвало резкое недовольство, из-за выраженного в нем негодования по поводу духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. За свои взгляды П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Но ни одна страна, по мнению автора, не в силах возглавить процессы воссоединения, соборности и консолидации человечества не механическим, а органически-духовным путем, кроме России, да и сама она должна еще «очиститься от скверны»: от «неправды черной» в судах, от крепостного права, от преклонения перед Западом.

Думается, что русская «соборность» в современном обществе также претерпевает изменения. Наши люди стали более разобщенными, эгоистичными, многие посещают храм лишь как дань моде. Они оправдывают свое поведение «тяжелыми временами», будто бы их предшественники жили много легче.

Диаметрально противоположную точку зрения на развитие русской истории и место России в мировой культуре высказывали западники К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А, И, Герцен, и.др.

А.И.Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм». Будущее развитие человечества, по его убеждению, должно привести к «снятию» антагонистических противоречий в обществе, формированию философско-научного знания, неразрывно связанного с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. В историческом процессе познания действительности сформируется «всеобщий разум, освобожденный от личности».

Разочарование в европейском прогрессе, по признанию А.И.Герцена, привело его «на край нравственной гибели», от которой спасла лишь «вера в Россию». Герцен надеялся на возможность установления социалистических отношений в России. Перспективы развития социализма Герцен связывал прежде всего с крестьянской общиной: «А там настанет весна, молодая жизнь закипит на их гробовой доске, варварство младенчества, полное неустроенных, но здоровых сил, заменит старческое варварство; дикая, свежая мощь распахнется в молодой груди юных народов, и начнется новый круг событий и третий том всеобщей истории».

Таким образом, по мнению западников-либералов, как К.Д.Кавелин, русское государство создавалось и устраивалось «сверху», но не «снизу» в силу чрезмерной слабости представительного начала и отсутствия традиций политической свободы. Как и все направления русского освободительного движения, либеральные западники резко критиковали существование в России крепостного права, но в отличие от радикальных западников (Белинского, Герцена) с их идеей революционного изменения политического строя, отмену «рабства законного» предлагали произвести без кровопролития путем либеральных реформ.

В конце Х1Х века проблема судьбы России преобразовалась в так называемую «русскую идею».

Целью всего исторического процесса является достижение соединения человека с богом, то есть рождение богочеловечества. Воплощенный в боге человек создаст мир истины и справедливости, красоты и добродетели.

Миссия России выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран.

Я думаю, каким бы спорным и невероятным ни казалось учение В.С. Соловьева, вряд ли можно усомниться в том, что историческая закономерность пробьет себе дорогу. Поэтому катастрофы и неурядицы носят временный, преходящий характер. Философ оставляет нам надежду на лучшее, хотя и не снимает ответственности за происходящее.

Противник В.С. Соловьева по взглядам Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1871г) выдвинул теорию культурно-исторических типов. Смысл истории, по Данилевскому, в достижении цивилизации, осуществившей синтез четырех основных видов культурно-исторической деятельности: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Данилевский выделяет десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский. Ни один из этих типов не смог реализовать все четыре основы культурной деятельности. Но славянство должно стать одиннадцатым типом, реализовавшим четырехосновную цивилизацию. Для этого оно должно объединиться в славянскую федерацию со столицей в Константинополе.

Н.А.Бердяев связывает особую роль России в мире и трагичную историческую судьбу с ментальными характеристиками русского народа.

Все потрясения, которые пережила Россия, переживает и еще выпадут на долю русского народа, не случайны. Они необходимы для того, чтобы сформировались, а потом в нужный момент раскрылись в нем некие черты, которые способны будут повлиять, а быть может, даже перевернут весь ход мировой истории и культуры. Перевернут его в лучшую спасительную сторону, за что многие другие нации выразят русскому народу глубокую благодарность. Он пишет: «Но верим, России и русскому религиозному движению принадлежит роль особая и великая. Только Россия может соединить восточное созерцание Божества и охранение божественной святыни православия с западной человеческой активностью, с исторической динамикой культуры. Россия в силах будет отразить восточно-монгольскую опасность, если победит в себе татарщину, охранит себя от американской безличности и укрепит в себе мужественно-христианскую активность личности. Вера в миссию России есть вера, она не может быть доказана, это не научная истина. »

Можно по-разному относиться к эсхатологическим ожиданиям Бердяева. Но, во-первых, как уже отмечалось, для Бердяева конец истории отнюдь не означает конца мира, а только переход в иной более совершенный эон, или цикл его существования. А во-вторых, идея конца истории оказалось весьма созвучной современным настроениям.

Но и вера необходима: без веры в Россию нам и самим не прожить, и её не возродить».

Какова же судьба России? Определённо можно сказать, что нас ждут серьёзные испытания. Судьба России всегда была драматической, если не трагической. Конечно, всякие империи умирали, а люди продолжали существовать. Я люблю свою Родину, переживаю за неё, верю в Россию.

Ещё в 1920 году евразиец Н.С. Трубецкой писал: «Весь центр тяжести должен быть перенесен в область психологии интеллигенции европеизированных народов. Эта психология должна быть коренным образом преобразована. Интеллигенция европеизированных народов должна сорвать со своих глаз повязку, наложенную на них романогерманцами, освободиться от наваждения романогерманской психологии».

И тогда появится надежда, что Россия возродится и выполнит вселенскую миссию, используя свой богатейший потенциал.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского. Роль мусульманства в данном процессе. Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева.

реферат [37,5 K], добавлен 30.11.2003

Представление России как особой страны в работах Бердяева. Рассмотрение автором возможностей влияния Отечества на духовную жизнь Запада. Анализ проблемы национальности в философских трактатах ученого. Описание возможных путей развития общества в ХХ веке.

реферат [37,7 K], добавлен 01.11.2011

Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека. Философские учения Запада в эпоху древнего мира. Проблемы «вселенского человека» и общечеловеческих ценностей. Духовная цивилизация Востока и Запада. Особенности философии Востока.

лекция [13,5 K], добавлен 13.06.2011

Идея кармы в древнеиндийской философии и культуре. «Небо» и «дао» как законы судьбы в Древнем Китае. «Героический фатализм» как мировоззренческий принцип античной культуры. Определение значения прошлого, настоящего и будущего в рассматриваемых культурах.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 08.12.2013

Исследование судьбы человека неотъемлемо от судьбы цивилизации и судьбы биосферы. Реализация потенциала социоприродного и социокультурного бытия. Специфика современного гуманитарного самосознания. Специфический механизм самосознания.

реферат [61,6 K], добавлен 24.04.2007

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector