судьба казачества в истории россии

«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?

П ри слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.

«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.

preview cbebb1dcc6d70691640b1e8c6bd6b2dc

Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.

Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.

В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.

Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?

Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.

Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.

Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.

Источник

«. Ду­ма­ете, есть что-нибудь на све­те, чего бы по­бо­ял­ся ко­зак?»
эти слова произносит Тарас Бульба из одноименного произведения
Николая Васильевича Гоголя.

Вся история России подтверждает правоту великого писателя. Ведь казаки вписали в эту историю столько славных страниц именно благодаря своему героизму и воинским умениям.

Даже нынешними своими границами Россия обязана казакам-первопроходцам, покорявшим новые земли и в самых тяжелых условиях сумевшим отстоять рубежи русского государства.

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

tmpH5HL1R

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

tmppQXpgI

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

tmpehz Ej

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?

Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?

Читайте также:  история одного олега торбосов книга

На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.

Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

tmpvcVCN8

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,
Оренбургское казачье войско,
Терское казачье войско,
Сибирское казачье войско,
Уральское казачье войско,
Забайкальское казачье войско,
Кубанское казачье войско,
Астраханское казачье войско,
Семиреченское казачье войско,
Амурское казачье войско,
Уссурийское казачье войско;

tmptFfTZM

tmpYWt78S

Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная Республика
Всевеликое Войско Донское
Терская Казачья Республика
Уральская Казачья Республика
Оренбургский Казачий Круг
Сибирско-Семиреченская Казачья Республика
Забайкальская Казачья Республика.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества.

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

tmp8j4O8S

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

Источник

История казачества

Золотой нитью вплетена в прошлое России история казачества. Ни одно более-менее знаковое событие не происходило без участия казаков. О том, кто же они такие – субэтнос, особое военное сословие или люди с определенным состоянием души – до сих пор спорят ученые.

tmp8p4Kzb

tmpsGKEt

tmpmvte4j

tmpR7Gv25

Как и про происхождение казаков и их имени. Есть версия, что казак – это производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников. С другой стороны, многие исследователи склоняются к мысли, что слово «казак» – тюркского происхождения. Так называли свободного, вольного, независимого человека или военного стража на границе.

На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа.

tmpEN1L5l

С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

tmpVQjaKU

tmpUDkipR

tmps48m6r

tmp5cN5Ae

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.

tmpYivMHv

tmpkMvpFo

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

Но ценя их военные навыки, Россия достаточно терпеливо относилась к казачеству, тем не менее не оставляя попыток подчинить их своей воле. Только к концу 17 века российский престол добился того, что все Войска приняли присягу на верность, что превратило казаков в российских подданных.

С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.

Про казаков не зря говорят, что они рождаются в седле. Их мастерство и умения снискало казакам славу лучшей в мире легкой кавалерии. Неудивительно, что практически ни одна война, ни одно крупное сражение не обходилось без казаков. Северная и Семилетняя война, военные походы Суворова, Отечественная война 1812 года, покорение Кавказа и освоение Сибири… Можно долго перечислять великие и малые подвиги казаков во славу России и на страже ее интересов.

Во многом успех казаков объяснялся «оригинальными» приемами ведения боя, унаследованные от предков и соседей-степняков.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

Читайте также:  актер майкл шин биография

Первая мировая война, в которой принимало участие более 300 тысяч казаков, показала неэффективность использования больших конных масс. Однако казаки успешно действовали в тылу противника, организуя мелкие партизанские отряды.

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Источник

История казачества. Донские казаки

tmplodZuL

Из всех казачьих войск России войско Донское считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница — на службе государству.

Официально старшинство Донского казачьего войска было установлено от 25 мая 1579 года, когда царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал их «жаловать».

«Кто пули боится, тот в казаки не годится»

«Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»

«Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.

Донские казаки с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.

В это время донское казачество расселяется по всему течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества. Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях — «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора. В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.

С военных походов казаки привозили себе жен. Об этом рассказал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену — маленькую, закутанную в шаль женщину». У Донских казаков вся жизнь контролировались избранным атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки — это была казачья демократия. «Без атамана казак сирота» — так говориться в известной казачьей пословице.

В начале XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.

Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя — все это привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора». Когда же казаки увидели, что «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых. Вот так вольные казаки установили царскую власть Михаила Федоровича Романова.

Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы. К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.

Донское казачество — история и культура

tmplGCyBe

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

tmpe8KXgU

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

tmpJ6LGR2

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

Читайте также:  малый посад на руси рядок

tmpbbPaUc

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

tmpgoEDi1

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

tmpHydPko

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Символика донского казачества

tmpIwoMJj

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

tmpJJ84Zs

Форма и одежда казаков с Дона

tmpHZIKVI

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

tmp3Jypod

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Почему донские казаки не женились на русских

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector