Хv. Проблема человека и общества в философии.
? Философское понимание личности и ее универсального статуса рассматривается в:
? Кант отмечал, что все философские вопросы, в сущности, сводятся к одному вопросу:
? В древнегреческой философии человек выступает как:
? Судьба человека и человеческая история предстает как «Божий промысел». Этот тезис:
?«Из рожденных небом и землей человек является самым ценным». – Эта мысль принадлежит:
? Согласно древнекитайской философии сущностное единство всех людей заключается в врожденной склонности каждого человека к:
? Согласно концепциям, основанным на натуралистическом подходе к пониманию общества и человека, ход истории не определяется:
! ритмами космоса и солнечной активности;
!+ действиями великих личностей;
! особенностями природно-климатической среды;
! эволюцией природной организации человека, его генофонда.
? В истории философии предлагались различные варианты по вопросу о смысле человеческой жизни. Согласно одному из них: удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишений, смерти. Подобной позиции придерживались:
? В настоящее время можно выделить такие самостоятельные антропологические концепции как (указать ошибочный вариант):
! культурная (Ротхакер, Ландман);
! биологическая (Гелен, Портман).
? Условием свободы личности является возможность выбирать. Проблема выбора в истории философии рассматривалась с разных позиций (указать не верный вариант):
? Какие признаки человека отличают его от животного?
? Укажите определяющие критерии общественного прогресса:
!+ уровень развития производительных сил;
!+ степень развития свободы и демократии;
! уровень развития духовной культуры;
! эффективность решения глобальных проблем.
? Какие формы познания относятся к вненаучным?
? Какой подход выводит сущность человека из характера общественных отношений?
? Какие ценности относятся к витальным?
? Личность – это (наиболее подходящий вариант):
!+ человек как социальное существо;
! конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода;
! выдающийся представитель определенного народа.
? Мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности, всех взглядов и поступков человека
! свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями;
!+ свобода личности – это отсутствие преград и ограничений в реализации ее желаний и воли;
! свобода всегда относительна, ибо ограничена различными факторами.
? Социальная структура общества – это:
! социальные институты и политические организации;
! территориальные и региональные объединения;
!+ совокупность социальных общностей;
? В характеристике социальной структуры современного общества наиболее распространенным является понятие:
? К современным концепциям общественного развития относятся (не точный вариант):
? По мнению исследователей современное постиндустриальное общество характеризуется (ошибочный вариант):
! ведущей ролью науки, образования, информатики;
!+ преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг;
! высоким уровнем научных и технических достижений;
! упадком литературы, искусства и духовных ценностей.
? Прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека» – такой взгляд на проблему прогресса характерен для социально-философской мысли:
! для всех указанных эпох.
? Представители какой эпохи считали, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему:
! стремление к познанию мира;
!+ стремление к наслаждениям;
! стремление к самопознанию;
! все указанные варианты.
? Антропогенез – это процесс:
! развития логического мышления;
! развития членораздельной речи;
!+ формирования человека как социального существа;
! формирования анатомо-физиологических особенностей человека.
? Представителями натуралистического подхода в определении сущности общественной жизни являются:
! Аристотель, Аквинский, Гегель;
! К.Маркс, У.Ростоу, Д.Белл.
? Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит:
? «Социальная мобильность» – это (наиболее подходящий вариант):
!+ возможность перехода из одной социальной группы в другую;
! динамика общественных изменений;
! подвижность мировоззренческих установок личности.
? Элементы социальной структуры общества (указать лишний вариант):
? Идею «конца истории» вследствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств выдвинул:
? Мир организмов отличается от всей остальной действительности благодаря:
? Человек – существо (наиболее подходящий ответ):
! биологическое и социальное;
? Укажите ошибочный вариант:
! + «трудовая теория» происхождения человека является единственной и общепризнанной;
! существуют различные теории происхождения человека;
! вопрос о происхождении человека остается открытым.
? Человек не является злым по природе, таковым его делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Этой позиции придерживались:
? Социально значимые черты индивид получает:
! непосредственно при хождении;
!+ вырабатываются и закрепляются в процессе жизнедеятельности.
? Утрата человеком контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном счете, утрата им своей идентичности, своего «Я» называется:
? Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей в концепциях, основанных на:
? Позитивисты выделяли следующие стадии развития общества (ошибочный вариант):
? Общество и культура – это явления (правильный ответ):
? В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие:
! природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества;
! природа – это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества;
!+ природа – продукт деятельности человека.
? Ход истории и судьбы народов в основном определяется эволюцией природной организации человека, его генофонда, – считают представители:
? Общественное производство в более широком, философском смысле – это:
! производство орудий труда;
! производство сферы услуг;
!+ производство и воспроизводство жизни.
? Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):
! идеи и взгляды мыслителей эпохи;
! господствующая идеология в обществе;
!+ духовная жизнь общества.
? Объектом рассмотрения философии не является:
! знание о человеке, его сущностные качества;
!+ жизнь конкретного человека;
! проблема смысла жизни человека;
! проблема происхождения человека.
? Личность – это: (наименее подходящий вариант):
!+ единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
! индивид, наделенный системой общезначимых качеств, которые позволяют ему включиться в общественную жизнь;
! индивид, который обладает определенными правами и обязанностями;
? Свобода – это: (наименее подходящий вариант):
!+ отсутствие ограничений и преград;
! наличие выбора и возможность его реализации;
! осознание необходимости действовать определенным образом.
? Один из уровней общественного сознания:
? «Государство есть единое лицо, которому люди передают управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым» – так считал:
? Последовательный и непримиримый враг демократии, который утверждал: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден»:
? Отождествление общества и государства является типичным для:
! Как для Запада, так и Востока.
? Концепция «открытого общества» была обоснована:
? Изучением проблем общества и социальных групп занимается:
? Какая позиция представляется не верной:
! общество вырастает на базе природы, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы;
!+ общество и природа – принципиально различные системы, не связанные между собой;
! «вторая природа (искусственная среда) – результат деятельности людей.
? Основой существования общества является:
? Концепция ноосферы разработана:
? Объективные факторы развития общества:
!+ это такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности;
! это поступки и деятельность выдающихся личностей;
! это реформы, способствующие прогрессу общества.
? Природно-климатические условия – это:
! субъективный фактор развития общества;
!+ объективный фактор, оказывающий влияние на развития общества;
! не имеет отношения к развитию общества.
? Одним из подходов в трактовке развития человеческой истории является:
? Учение об общественно-экономических формациях было выдвинуто:
? Современное общество многими исследователями определяется как:
? Управление обществом и государством высшими религиозными авторитетами характеризуется как:
? Основными сферами жизни общества являются (ошибочный вариант):
? Концепция «общественного договора» была сформулирована:
? Формационный подход в понимании общества оформился в рамках:
!+ материалистического понимания общества;
! идеалистического понимания общества;
! религиозных концепций общества;
! натуралистических теорий общества.
? Духовная жизнь общества: это (наименее подходящий вариант):
!+ сфера религиозных отношений;
! духовное освоение действительности;
! нематериальная сторона жизнедеятельности общества.
? Один из уровней общественного сознания:
? В рамках какой концепции общества разрабатывались категории «базис» и «надстройка»:
? В конце ХХ в. Ф.Фукуяма выдвинул идею о:
! о глобальных проблемах.
? Основное значение фактора случайности в реализации идеи самоорганизации общества признают представители:
? Античный мыслитель, который утверждал, что «человек вне общества есть абстракция реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, которому она принадлежит»:
? Немецкий философ, который утверждал, что человек существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе:
? Мыслитель, автор «Афоризмов житейской мудрости», который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно, никакое высшее благо не может доставить удовольствия…»:
!+ не хозяин в своем собственном доме;
? Согласно теории антропогенеза, основными факторами становления человека являются: (указать не правильный вариант):
! трудовая (орудийная) деятельность;
! сплочение в общность;
!+ переход от мифологии к религии и философии.
? Основоположником современной социобиологии, автор книги «Социобиология: новый синтез» является:
? Основоположником социологии является:
? Одной из форм исторической общности людей является:
? Автором концепции пассионарности, суть которой состоит в направленном воздействии энергии космоса на определенные популяции, является:
? Ядром политической подсистемы общества является:
! массовые общественные объединения.
? Разделом философии, изучающей общество, является:
? В основе экономической подсистемы общества находится:
! распределение материальных благ;
! обмен произведенной продукции;
? Что является высшим критерием общественного прогресса:
! развитие духовной культуры;
! развитие науки и техники;
! развитие производительных сил;
!+ самосовершенствование человека, качества его жизни.
? Для какой сферы жизни общества характерны глобальные проблемы человечества?
Проблема человека в истории философии
Смысл жизни
Сущность человека
Проблема происхождения человека
Проблема человека в истории философии
Тема 10. Философская антропология
В известном смысле все нейтральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и какое метафизическое место и положение он занимает в общей совокупности бытия, мира и Бога.
План:
Рекомендуемая литература:
1. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989, № 2.
2. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.
3. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1996.
5. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. М., 1964.
6. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992.
7. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988.
8. Курбатов В. Философия в притчах и парадоксах. Ростов-на-Дону, 1996.
9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.
10. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.
11. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.
12. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996.
13. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.
14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
15. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
16. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1997.
Философская антропология (от греч. antropos – человек, logos – учение) – это раздел философии, изучающий человека, его развитие, взаимосвязь с другими системами (обществом, культурой, природой). Как философская школа она существовала с 20-х гг. XX в., но в истории философии проблема человека всегда занимала центральное место.
Философов Древней Индии и Китая интересовали проблемы человека как части природы, человеческой судьбы и души. Философская антропология античности опиралась на понятие человека как части природы и Космоса, существа, обладающего разумом. Мудрость человека рассматривалась как умение жить по законам Космоса, познавать окружающий мир и самого себя. Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой (сущностью) человека. Философы античности рассматривали отдельные аспекты проблемы человека: его происхождения из звероподобного состояния (Демокрит); его взаимодействие с обществом и властью (Аристотель). Философия стала рассматривать человека как существо уникальное, нравственное. В нем, по мнению греческих мыслителей, соединено божественное и природное, и сам человек собственной деятельностью может либо опуститься до животного уровня, либо подняться до божественного. Господствующее звучание в греческой философии приобретает мысль о человеческом происхождении культуры, а сам человек все более осознается творцом своей собственной судьбы.
В философской мысли средних веков, согласно христианскому представлению о создании человека Богом по его образу и подобию, развивается идея о богоподобии человека, идея цельного статуса личности. Так как каждый обладает божественной природой, он может приобщиться, приблизиться к Богу и спасти себя от греха и зла. В этом заключался смысл жизни человека. Августин, продолжив развитие теории дуализма тела и души, трактовал последнюю как загадку, тайну. Дух и тело рассматриваются как качественно противоположные стороны человека, как возвышенное и низменное. Таким образом, философия средних веков сосредоточила свое внимание на духовном мире человека. Судьба человека и человеческая история предстает как «божий промысел», своеобразный испытательный полигон божьей милости или кары.
В философии Возрождения понимание человека было обусловлено гуманистической традицией. В ней, в отличие от средневековья, первенствовала ценность человека и гармоничность его земной жизни. Человек рассматривался как всемогущий, свободный творец своей судьбы. Природа – это просто мастерская для человека, который может делать в ней все.
В Новое время естественно-научная антропология рассматривала индивидуальность человека и его самосознание. Целью исследования классической философии стало изучение сущности человека, его сознания и познания. В Новое время человек предстает как существо разумное. Главная его цель – познавать и изменять окружающий мир с помощью науки. Кроме концепции «homo sapiens» (человек-разумный) распространяется концепция «homo faber» (человек-деятельный), творец истории и культуры. Суть каждого человека состоит в его действиях.
В то же время некоторые философы Нового времени представляли человека хрупким и слабым существом, «мыслящим тростником», затерянном в бескрайней Вселенной (Б. Паскаль). Этим раскрывалось противоречивость бытия человека в мире, он действительно и могуч, и слаб, создатель и разрушитель.
Вопросы о природе человека, его свойствах и особенностях оказались, в силу специфики той исторической эпохи, в центре внимания французских философов-просветителей XVIII в. Наиболее характерными для их учений о человеке было: 1. Признание естественного равенства людей. 2. Указание на определяющую роль личного интереса в их деятельности и поведении. 3. Признание значительного влияния общественной среды, прежде всего, форм государственного устройства и правления, на идеи и поступки людей. 4. Обоснование всемогущества образования и воспитания в процессе их формирования как личностей.
В зарубежной философии XIX-XX вв. интерес к человеку не пропал. Л. Фейербах, подвергший критике философию Гегеля, в том числе и его трактовку человека, который рассматривается как проявление более широкой общности – государства, которое, в свою очередь, понимается как результат саморазвития мирового Разума, осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в центр философии живого, чувственного, страдающего телесного человека. Ф. Ницше развивал идею о том, что законом мира является слепая воля к власти. В жизни человек руководствуется физиологическими потребностями и стремлением к власти. Философов марксизма интересовала, прежде всего, социальная жизнь человека в качестве социального существа. З. Фрейд исследовал глубинные мотивы поведения человека, рассматривая его как сложное психобиологическое существо. Важное место в современной философии занимает вопрос глобальных проблем современной цивилизации и кризис человеческого в человеке под воздействием техники и упадка нравственности (Н.А. Бердяев, Э. Фромм и др.). Экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.) учат, что человек – существо, страдающее от несовершенства мира. Человек должен находить в себе силы и бунтовать против абсурда и бесчеловечности этого мира.
Как самостоятельная дисциплина философская антропология оформилась благодаря трудам немецких философов М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, ставивших своей целью создание интегрированной концепции человека с помощью поиска антропобиологических оснований человеческой деятельности. Макс Шелер (1874-1928 гг.) сформулировал задачу философской антропологии: соединение различных подходов изучения человеческого бытия, так как человеческая природа есть концентрированное воплощение его единства. Определить человека принципиально невозможно, так как это отрицало бы многообразие и свободу человека. Шелер считал, что человеческая сущность духовна и выражается в способности видения безусловных ценностей.
Таким образом, тема человека является сквозной в истории философской мысли. Доминирующими вопросами являются вопросы сущности и природы человека, смысла его существования и призвания.
ХV. Проблема человека и общества в философии.
4745
? Философское понимание личности и ее универсального статуса рассматривается в:
? Кант отмечал, что все философские вопросы, в сущности, сводятся к одному вопросу:
? В древнегреческой философии человек выступает как:
? Судьба человека и человеческая история предстает как «Божий промысел». Этот тезис:
?«Из рожденных небом и землей человек является самым ценным». – Эта мысль принадлежит:
? Согласно древнекитайской философии сущностное единство всех людей заключается в врожденной склонности каждого человека к:
? Согласно концепциям, основанным на натуралистическом подходе к пониманию общества и человека, ход истории не определяется:
! ритмами космоса и солнечной активности;
!+ действиями великих личностей;
! особенностями природно-климатической среды;
! эволюцией природной организации человека, его генофонда.
? В истории философии предлагались различные варианты по вопросу о смысле человеческой жизни. Согласно одному из них: удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишений, смерти. Подобной позиции придерживались:
? В настоящее время можно выделить такие самостоятельные антропологические концепции как (указать ошибочный вариант):
! культурная (Ротхакер, Ландман);
! биологическая (Гелен, Портман).
? Условием свободы личности является возможность выбирать. Проблема выбора в истории философии рассматривалась с разных позиций (указать не верный вариант):
? Какие признаки человека отличают его от животного?
? Укажите определяющие критерии общественного прогресса:
!+ уровень развития производительных сил;
!+ степень развития свободы и демократии;
! уровень развития духовной культуры;
! эффективность решения глобальных проблем.
? Какие формы познания относятся к вненаучным?
? Какой подход выводит сущность человека из характера общественных отношений?
? Какие ценности относятся к витальным?
? Личность – это (наиболее подходящий вариант):
!+ человек как социальное существо;
! конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода;
! выдающийся представитель определенного народа.
? Мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности, всех взглядов и поступков человека
! свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями;
!+ свобода личности – это отсутствие преград и ограничений в реализации ее желаний и воли;
! свобода всегда относительна, ибо ограничена различными факторами.
? Социальная структура общества – это:
! социальные институты и политические организации;
! территориальные и региональные объединения;
!+ совокупность социальных общностей;
? В характеристике социальной структуры современного общества наиболее распространенным является понятие:
? К современным концепциям общественного развития относятся (не точный вариант):
? По мнению исследователей современное постиндустриальное общество характеризуется (ошибочный вариант):
! ведущей ролью науки, образования, информатики;
!+ преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг;
! высоким уровнем научных и технических достижений;
! упадком литературы, искусства и духовных ценностей.
? Прогресс науки, техники и производства не ведет к прогрессу самого человека» – такой взгляд на проблему прогресса характерен для социально-философской мысли:
! для всех указанных эпох.
? Представители какой эпохи считали, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математическую теорему:
! стремление к познанию мира;
!+ стремление к наслаждениям;
! стремление к самопознанию;
! все указанные варианты.
? Антропогенез – это процесс:
! развития логического мышления;
! развития членораздельной речи;
!+ формирования человека как социального существа;
! формирования анатомо-физиологических особенностей человека.
? Представителями натуралистического подхода в определении сущности общественной жизни являются:
! Аристотель, Аквинский, Гегель;
! К.Маркс, У.Ростоу, Д.Белл.
? Основное значение фактору случайности в самоорганизации общества отводит:
? «Социальная мобильность» – это (наиболее подходящий вариант):
!+ возможность перехода из одной социальной группы в другую;
! динамика общественных изменений;
! подвижность мировоззренческих установок личности.
? Элементы социальной структуры общества (указать лишний вариант):
? Идею «конца истории» вследствие ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств выдвинул:
? Мир организмов отличается от всей остальной действительности благодаря:
? Человек – существо (наиболее подходящий ответ):
!биологическое;
! биологическое и социальное;
? Укажите ошибочный вариант:
! + «трудовая теория» происхождения человека является единственной и общепризнанной;
! существуют различные теории происхождения человека;
! вопрос о происхождении человека остается открытым.
? Человек не является злым по природе, таковым его делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Этой позиции придерживались:
? Социально значимые черты индивид получает:
! непосредственно при хождении;
!+ вырабатываются и закрепляются в процессе жизнедеятельности.
? Утрата человеком контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном счете, утрата им своей идентичности, своего «Я» называется:
? Общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей в концепциях, основанных на:
? Позитивисты выделяли следующие стадии развития общества (ошибочный вариант):
? Общество и культура – это явления (правильный ответ):
? В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие:
! природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества;
! природа – это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества;
!+ природа – продукт деятельности человека.
? Ход истории и судьбы народов в основном определяется эволюцией природной организации человека, его генофонда, – считают представители:
? Общественное производство в более широком, философском смысле – это:
! производство орудий труда;
! производство сферы услуг;
!+ производство и воспроизводство жизни.
? Общественное сознание – это (наиболее подходящий вариант):
! идеи и взгляды мыслителей эпохи;
! господствующая идеология в обществе;
!+ духовная жизнь общества.
? Объектом рассмотрения философии не является:
! знание о человеке, его сущностные качества;
!+ жизнь конкретного человека;
! проблема смысла жизни человека;
! проблема происхождения человека.
? Личность – это: (наименее подходящий вариант):
!+ единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
! индивид, наделенный системой общезначимых качеств, которые позволяют ему включиться в общественную жизнь;
! индивид, который обладает определенными правами и обязанностями;
? Свобода – это: (наименее подходящий вариант):
!+ отсутствие ограничений и преград;
! наличие выбора и возможность его реализации;
! осознание необходимости действовать определенным образом.
? Один из уровней общественного сознания:
? «Государство есть единое лицо, которому люди передают управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым» – так считал:
? Последовательный и непримиримый враг демократии, который утверждал: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден»:
? Отождествление общества и государства является типичным для:
! Как для Запада, так и Востока.
? Концепция «открытого общества» была обоснована:
? Изучением проблем общества и социальных групп занимается:
? Какая позиция представляется не верной:
! общество вырастает на базе природы, но в процессе его становления и развития начинает все более и более отличаться от своей исходной основы;
!+ общество и природа – принципиально различные системы, не связанные между собой;
! «вторая природа (искусственная среда) – результат деятельности людей.
? Основой существования общества является:
? Концепция ноосферы разработана:
? Объективные факторы развития общества:
!+ это такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности;
! это поступки и деятельность выдающихся личностей;
! это реформы, способствующие прогрессу общества.
? Природно-климатические условия – это:
! субъективный фактор развития общества;
!+ объективный фактор, оказывающий влияние на развития общества;
! не имеет отношения к развитию общества.
? Одним из подходов в трактовке развития человеческой истории является:
? Учение об общественно-экономических формациях было выдвинуто:
? Современное общество многими исследователями определяется как:
? Управление обществом и государством высшими религиозными авторитетами характеризуется как:
? Основными сферами жизни общества являются (ошибочный вариант):
? Концепция «общественного договора» была сформулирована:
? Формационный подход в понимании общества оформился в рамках:
!+ материалистического понимания общества;
! идеалистического понимания общества;
! религиозных концепций общества;
! натуралистических теорий общества.
? Духовная жизнь общества: это (наименее подходящий вариант):
!+ сфера религиозных отношений;
! духовное освоение действительности;
! нематериальная сторона жизнедеятельности общества.
? Один из уровней общественного сознания:
? В рамках какой концепции общества разрабатывались категории «базис» и «надстройка»:
? В конце ХХ в. Ф.Фукуяма выдвинул идею о:
! о глобальных проблемах.
? Основное значение фактора случайности в реализации идеи самоорганизации общества признают представители:
? Античный мыслитель, который утверждал, что «человек вне общества есть абстракция реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, которому она принадлежит»:
? Немецкий философ, который утверждал, что человек существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе:
? Мыслитель, автор «Афоризмов житейской мудрости», который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно, никакое высшее благо не может доставить удовольствия…»:
!+ не хозяин в своем собственном доме;
? Согласно теории антропогенеза, основными факторами становления человека являются: (указать не правильный вариант):
! трудовая (орудийная) деятельность;
! сплочение в общность;
!+ переход от мифологии к религии и философии.
? Основоположником современной социобиологии, автор книги «Социобиология: новый синтез» является:
? Основоположником социологии является:
? Одной из форм исторической общности людей является:
? Автором концепции пассионарности, суть которой состоит в направленном воздействии энергии космоса на определенные популяции, является:
? Ядром политической подсистемы общества является:
! массовые общественные объединения.
? Разделом философии, изучающей общество, является:
? В основе экономической подсистемы общества находится:
! распределение материальных благ;
! обмен произведенной продукции;
? Что является высшим критерием общественного прогресса:
! развитие духовной культуры;
! развитие науки и техники;
! развитие производительных сил;
!+ самосовершенствование человека, качества его жизни.
? Для какой сферы жизни общества характерны глобальные проблемы человечества?