субъективизм это в истории

СУБЪЕКТИВИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВИЗМ» в других словарях:

СУБЪЕКТИВИЗМ — все, что отличает данную личность и ее отношение к чему либо от других людей и их отношений к тому же самому; личное настроение, вкусы, наклонности, привычки, особенности личной точки зрения, свойства ума и проч. и проч., что оставляет очень… … Словарь иностранных слов русского языка

СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, субъективизма, мн. нет, муж. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее,… … Толковый словарь Ушакова

субъективизм — отношение, мировоззрение Словарь русских синонимов. субъективизм сущ., кол во синонимов: 2 • мировоззрение (26) • … Словарь синонимов

СУБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности … Большой Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, а, муж. 1. В философии: мировоззрение, в основе к рого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. 2. Личное, субъективное (во … Толковый словарь Ожегова

СУБЪЕКТИВИЗМ — англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П … Энциклопедия социологии

Субъективизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводишь любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое – некрасиво, истинное – ложно, хорошее – плохо – все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводить любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое некрасиво, истинное ложно, хорошее плохо все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом.… … Философский словарь

Источник

Значение слова «субъективизм»

android bar znachenije

1. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Исходя из ощущений, можно идти по линии субъективизма, приводящей к солипсизму («тела суть комплексы или комбинации ощущений»), и можно идти по линии объективизма, приводящей к материализму (ощущения суть образы тел, внешнего мира). Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. || Направление в буржуазной социологии, утверждающее, что развитие общества определяется не объективными закономерностями, а субъективными факторами (волей, стремлением отдельных личностей).

2. Субъективно ограниченное воззрение на что-л., отсутствие объективности (во 2 знач.). — Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В собственном смысле слова субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura — положение). Субъективизм — это точка зрения, которая учитывает только одного человека. В крайних случаях такой субъективизм в теории познания приводит к солипсизму, а в этике — к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике — гедонисты, а в Новое время — особенно Штирнер.

СУБЪЕКТИВИ’ЗМ, а, мн. нет, м. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее, что развитие классового общества определяется не законами экономического развития и борьбой классов, а идеями и отдельными выдающимися личностями (социол.). 3. То же, что субъективность (книжн.). Проявить в споре излишний с.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

субъективи́зм

1. филос. мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности ◆ Кант сам сознал эту невозможность утвердить объективность нашего опыта в одном субъекте, и отсюда зародилась у него необходимость искать опоры вне заколдованного круга субъективизма. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сомнительная достоверность свидетельских показаний давно подмечена юридической практикой, и, в сущности, она лучше всего обнажает субъективизм наших суждений о всех явлениях жизни… Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1928 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: известняк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

субъективизм

Оглавление

Использование термина

философия

Субъективистские теории

Когда разумные причины и личные потребности совпадают в просветленном эгоизме, говорят о рационалистическом субъективизме. Субъективистские теории тоже можно раскрашивать альтруистически. Каждый предмет гарантирует, что они и другие в порядке, тогда все в порядке. Если эту альтруистическую концепцию распространить на общество, можно говорить о социальном субъективизме. Моральный порядок ценностей создается путем компромисса с индивидуальными потребностями. Эти компромиссы создают взаимное взвешивание интересов.

Читайте также:  кустабаева лима галиевна биография

Субъективизм в истории философии

«Со времен Просвещения человек поднялся до уровня всего сущего и всех вещей и, таким образом, поставил свою субъективность на место Божьего откровения. Но если субъективность понимает себя и свое мышление как истину, это подразумевает отсутствие предпосылок и имманентность человеческого существа. Из этого развивается эпистемология, в которой в позитивистской манере все знание решительно определяется субъектом. Понимание реальности соответственно формируется особенностями познающего, а также его априорными условиями «.

Социальные науки

Социологические термины, такие как « общество », « социальная структура », « социальная система », « социальный класс » или « социальный класс », являются либо категориями, которые структурируют социальную реальность (объективизм), либо поднимают вопросы о фактах, которые соответствуют этим организационным концепциям (субъективизм ).

Тем временем ищется теоретическая концепция, которая объединяет оба взгляда в культурно-теоретической перспективе. Этот подход можно найти, например, Б. у « Пьера Бурдье ». Это должно позволить исследовать и описывать динамическую совокупность обществ. Это также может привести к тому, что социальные науки смогут разрабатывать альтернативные модели общества. Так называемую « теорию структурирования » Энтони Гидденса можно рассматривать как еще одну попытку сделать это возможным. Если исследовать взаимные отношения между объективными структурами и субъектно-ориентированными традициями, на вопрос об отношениях между индивидом и обществом или субъективным и объективным можно будет ответить более полно, чем раньше.

романтика

Субъективизм этой эпохи хотел бы получить более близкое и более истинное отношение к вещам, когда индивид замыкается в себе и изобретает субъективистские взгляды на мир. Хорошее и плохое интерпретируются субъективистски: «Ничто само по себе не является ни хорошим, ни плохим, мышление делает это так».

Источник

Может ли история быть объективной?

Может ли история быть объективной?

В чем значимость истории? Может ли история быть объективной? В том, что на основе изучения процессов прошлого и выявления их закономерностей становится возможным прогнозирование будущего. Особенность исторического процесса в том, что события, которые происходят сегодня, историей станут завтра; прошлое, настоящее и будущее связаны.

История как наука доступна и понятна каждому, в отличие, например, от высшей математики или ядерной физики. Легкость восприятия исторического материала делают историю предметом обсуждения на самых разных уровнях, от профессионального до дилетантского. В спорах по проблемам прошлого участвуют все, у кого есть желание высказаться. Это делает историю общественно значимой и важной, но в ее открытости содержится и главная опасность: даже сегодняшние явления, происходящие у всех на глазах, получают разные оценки, а в отношении событий, отделенных от нас временем, количество оценок и точек зрения многократно увеличивается. Научные выкладки перемешиваются с высказываниями, основанными на эмоциональном восприятии или даже на конъюнктурном подходе. Как разобраться, какое суждение является научно обоснованным, а какое подводит к ложным выводам? Возможна ли вообще объективность в истории?

Понятия «объективность» и «субъективность» в истории

Под объективностью в исторической науке подразумевается достоверное изображение прошлого, исключающее или сводящее к минимуму субъективные оценки. Объектом познания является процесс истории, находящийся вне человека и независимый от его суждения. В центре объективной истории находятся факт или событие, имевшие место в определенное время в определенном пространстве.

Субъектом в исторической науке является человек, интерпретирующий факты: историк, исследователь, преподаватель, дилетант-любитель. Максимально приблизиться к объективности можно лишь хорошо зная исторический источник и учитывая временные и пространственные рамки события или факта. Британский историк Э. Карр полагает, что историй может быть столько, сколько историков в обществе, так как история – это продукт определенного человека.

Таким образом, история беспристрастна и объективна; мнение историка – субъективно. Элемент субъективности возрастает, если присутствуют эмоции. Чем дальше отстоит событие от времени его оценки, тем меньше влияние эмоций. Например, современники Оливера Кромвеля после восстановления монархии в Англии оценивали его деятельность крайне негативно. Неприязнь и даже ненависть историков к Кромвелю и его соратникам доходила до такой степени, что они спокойно отнеслись к издевательствам толпы над вытащенным из могилы трупом умершего Кромвеля. Время трезвой оценки его деяний пришло позже, и у Вестминстерского дворца был установлен памятник лорду-протектору Кромвелю. Сейчас мы спокойно говорим о величии Наполеона – в 1812 году нас бы не поняли.

История и историческая наука — как развивалась наука об истории

Письменная история начала создаваться с того времени как человек научился знаками или буквами записывать происходящее вокруг него. Первоначально возникла описательная история, когда историки или летописцы фиксировали происходящие события, включая и жизнеописания известных людей, и существующие тогда мифы и легенды. Благодаря трудам Геродота, Фукидида, Плутарха, Тацита, Светония и многих других историков, мы хорошо осведомлены о событиях в древней Греции и древнем Риме.

На Руси яркую картину происходящих событий в раннее средневековье давали летописи, которые до сих пор предоставляют пищу для размышлений историкам.

Критический подход к истории появился в Новое время, а практическое воплощение данного подхода началось в XIX веке, когда была создана немецкая историко-критическая школа Леопольда фон Ранке. Его принцип заключался в словах: историю надо писать «как это было на самом деле», основываясь на тщательном анализе исторических источников. На семинарах Ранке обучались и российские историки, в частности, С.М. Соловьев.

Русская историческая школа внесла свой вклад в развитие исторической науки, выступив за тесное взаимодействие различных дисциплин при историческом исследовании. Ярким представителем данного направления является В.О. Ключевский, соединивший историю с описанием политической, экономической и культурной жизни.

С XIX в. в исторической науке начал широко использоваться сравнительно-исторический метод, позволяющий путем выявления общего и особенного в исторических явлениях и событиях найти произошедшие изменения и определить тенденции дальнейшего развития.

Читайте также:  игра десятое королевство магнитные истории арифметика с заданиями магнитная 04027

Споры о возможности (или невозможности) объективного изображения прошлого начались со времени возникновения исторической науки. Л. Ранке считал, что историк должен не судить прошлое, а лишь показывать, как это было. Он считал, что абсолютная объективность невозможна, а условием реализации принципа объективности Ранке считал беспристрастность исследователя. Это справедливо, но трудноосуществимо: при исследовании какой-либо проблемы у историка вырабатывается определенное мнение, которое он будет горячо защищать, если его пытаются оспорить. Беспристрастным остаться трудно, личные позиции часто берут верх. Оценочные суждения можно найти даже в летописях, призванных записывать только хронологию событий: врагов страны русские летописцы называли «поганью» и «нечистью», а защитников – «доблестными мужами».

Даже один и тот же источник может интерпретироваться по-разному. Например, причины первой мировой войны по-разному объяснялись историками России, Франции и Великобритании, с одной стороны, и Германии и Австрии, с другой, хотя источники наверняка были одни и те же.

В современной исторической науке проблема объективности стоит особенно остро. Расширенное информационное пространство породило множество интерпретаций истории, появились различные версии альтернативной истории. Читать их интересно, они сенсационны, заставляют размышлять, но они уводят от познания истории в область фантастики. К объективности истории это не имеет отношения.

Перед историками современность поставила трудную задачу: не просто писать исторические труды и создавать учебники по истории, а создать верифицированную историю, основанную на глубоком изучении источников и историографии вопроса.

Связь истории и политики

Призывы деполитизировать историю неосуществимы: история всегда связана с политикой. Политики используют исторические примеры для обоснования своих программ и оправдания своих действий; государственная политика строится на прошлых достижениях или отрицании прошлого опыта. Историки малогерманской (прусской) школы середины XIX века, например, считали, что «историк беспартиен лишь в гробу».

Тенденция исторической науки выступать в фарватере официальной государственной политики особенно ярко проявляется в государствах, недавно вставших на путь независимого развития. Политикам и историкам в этих странах очень хочется показать свою страну наследницей богатого исторического прошлого, вывести корни своей государственности из более далеких времен, даже если это не соответствует исторической действительности. Например, республики Центральной Азии соревнуются в признании, кто из них древнее и цивилизованнее. Одни доказывают, что ковчег Ноя пристал именно к их территории, другие – что именно их мореплаватели посетили берега Америки задолго до появления там европейцев. Тенденция удлинения истории собственной государственности призвана помочь при решении территориальных и межэтнических споров.

Политизация истории проявляется в смещении значимости фактов. Сейчас это наглядно проявляется в вопросе о второй мировой войне, когда в зарубежной литературе намеренно приуменьшается роль СССР в победе над фашизмом.

В угоду политическим интересам значимость события может меняться в сторону как его преуменьшения, так и в сторону его преувеличения. Примером первой тенденции может являться оценка роли Октябрьской революции в России 1917 года, которая из события всемирно — исторического масштаба в нашей литературе превратилась в заурядный местный переворот. Вторая тенденция проявляется в национальных историях республик, ставших независимыми после распада СССР: все достижения в области экономики и культуры в советский период в каждой республике считаются исключительно заслугами самой республики, а не бывшего единого государства с единым экономическим и культурным пространством.

На изменение исторических взглядов наряду с политикой большое влияние оказывает идеология. Если понимать идеологию как систему идей и воззрений, предоставляющих интересы определенной социальной группы, то нужно признать, что история – наука идеологизированная. Присущая ей идеологизация проявляется на различных уровнях. Каждый ученый имеет определенную систему взглядов и определенные ценностные установки, которые непременно отразятся в его трудах. Профессиональные идеологи привлекают историческое прошлое для внедрения исторически сложившихся ценностей и идеалов в государственную идеологию. Народы ищут в прошлом истоки национального самосознания.

Политика и идеология вместе оказывают решающее влияние на оценку событий прошлого. Самым ярким примером является изменение трактовок царского времени в истории России. В советское время почти всем русским царям давалась негативная оценка, в постсоветский период многие правители стали считаться великими. Другой пример: оценка «белого» движения, описываемого в исторической литературе советского периода со знаком «минус», в литературе постперестроечного периода сменилась на знак «плюс», а «красного» движения – наоборот. Трагедию несчастного зверски убитого мальчика Павлика Морозова, передающую трагедию всей эпохи, в перестроечное время превратили чуть ли не в посмешище.

Изменения исторических трактовок характерны не только для России. После распада СССР в Казахстане формулировка «присоединение Казахстана к России» заменена на агрессивную «завоевание Казахстана Россией». В Китае, где политика Мао Цзэдуна официально оценивается по формуле «70/30» (70% правильного и 30% ошибочного), все больше звучат голоса тех, кто призывает более сурово отнестись к его ошибкам. Показательны изменения к оценке деятельности выдающихся людей США в связи с изменением политической конъюнктуры, когда, например, одного из создателей американской конституции Бенджамина Франклина стали называть «расистом».

История в современном медийном и кино-пространстве

В настоящее время история вышла за рамки академической науки и стала частью информационного пространства. Отдельного внимания в распространении исторических знаний или псевдознаний заслуживает интернет. Интернет является мощным инструментом при поиске нужной информации – в этом его несомненное преимущество и в этом его опасность. Опасность в том, что неискушенный читатель может попасть на сайт с недостоверными или искаженными фактами. У школьников и студентов, изучающих историю, велик соблазн воспользоваться готовыми суждениями различных авторов, особо не задумываясь, кому они принадлежат и для чего автор это написал. Число сайтов по истории невозможно посчитать: только две первые поисковые страницы Google дают более 30 таких сайтов. Лучшее, что есть на представленных сайтах – это исторические источники, худшее – не все сайты указывают свой конкретный адрес, что наводит на определенные размышления. Размещенный в интернете материал зачастую не указывает источник получения информации или автора, что делает его недостоверным. Решить проблему можно путем создания виртуальных научных сообществ, руководимых специалистами, где свои аргументированные материалы могут размещать как профессиональные историки, так и дилетанты, желающие высказать свою точку зрения.

Читайте также:  история икс вируса крипипаста

Кинематограф, учитывая потребность людей в познании истории для утверждения национального самосознания в переломный период, ответил созданием большого числа исторических фильмов. Прекрасно показанные картины прошлого заставили многих людей для уточнения фактов взяться за книги и справочники – это, несомненно, положительная сторона. К числу недостатков исторического кино можно отнести слишком вольный пересказ некоторых моментов, но такова логика художественных произведений, которые имеют право на вымысел. Художественная кинолента – это не источник для познания истории. Александру Дюма приписывают такие слова: «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Кстати, он был хорошо знаком с источниками по истории Франции, поэтому его «картина» во многом соответствовала исторической действительности. Историческая наука, в отличие от кино, на древо познания должна прикреплять только достоверные факты.

История – наука о будущем?

Лучше всего о связи истории с будущим сказал В.О. Ключевский: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». О том, что мы не помним или плохо помним свое прошлое, показывают многочисленные факты подтасовок и фальсификации истории, которым верит общество. Даже профессиональные историки с трудом пробираются через нагромождения лжи и намеренного искажения истории, что тогда говорить о рядовом читателе или зрителе. Тут уместно привести еще одну цитату Ключевского, величайшего знатока истории и ее влияния: «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Если выучить уроки прошлого, то можно прогнозировать будущее.

Точного хода исторических процессов предсказать никто не возьмется, но общие тенденции выявить можно. «Железный» канцлер Бисмарк, хорошо знавший Россию и дипломатию, предупреждал Германию о необходимости заключения союза с Россией – игнорирование этого совета привело Германию к войне. Ленин, изучив экономическое и политическое состояние ведущих стран мира и России, заявил, что социалистическая революция может произойти в одной, отдельно взятой стране, и этой страной будет Россия – так и произошло.

В настоящее время прогнозированием будущего занимаются международные институты и правительственные организации. Во всем мире к этому процессу подключились математики, применяющие математические модели к изучению прошлого и создающие сценарии будущего с высокой долей вероятности. Известно, что в 1980-е годы расчеты математиков показывали возможность возникновения жесточайшего кризиса СССР и подсказывали, где надо провести модернизацию. Руководство страны легкомысленно отнеслось к этим выводам, и, как оказалось, напрасно.

В настоящее время в РФ над разработкой математических методов прогнозирования дальнейшего развития страны и мира работают многие ученые. Одной из главных проблем сейчас считается демографическая. Для демографического сценария развития России, например, показаны наихудший вариант, обрекающий страну на вымирание, и оптимальный сценарий, когда к 2050 году население увеличится до 159 миллионов человек (сайт «История.РФ»). Остается надеяться, что на этот раз руководство отреагирует своевременно на рекомендации ученых; увеличение материнского капитала можно считать корректировкой настоящего для развития будущего.

Люди не могут изменить прошлое, но изучая его, они могут повлиять на будущее. История дает подсказки.

Источник

Субъективизм

Полезное

Смотреть что такое «Субъективизм» в других словарях:

СУБЪЕКТИВИЗМ — убеждение в полной субъективности не только оценок, но и описаний; отказ от требования стремиться к максимальной объективности в каких то отдельных или даже во всех областях (в науке, морали, искусстве и т.д.). Противоположностью С. является… … Философская энциклопедия

СУБЪЕКТИВИЗМ — все, что отличает данную личность и ее отношение к чему либо от других людей и их отношений к тому же самому; личное настроение, вкусы, наклонности, привычки, особенности личной точки зрения, свойства ума и проч. и проч., что оставляет очень… … Словарь иностранных слов русского языка

СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, субъективизма, мн. нет, муж. 1. Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта (филос.). 2. Направление буржуазной социологии, считающее,… … Толковый словарь Ушакова

субъективизм — отношение, мировоззрение Словарь русских синонимов. субъективизм сущ., кол во синонимов: 2 • мировоззрение (26) • … Словарь синонимов

СУБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности … Большой Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ — СУБЪЕКТИВИЗМ, а, муж. 1. В философии: мировоззрение, в основе к рого лежит отрицание объективных законов развития и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. 2. Личное, субъективное (во … Толковый словарь Ожегова

СУБЪЕКТИВИЗМ — англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П … Энциклопедия социологии

Субъективизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводишь любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое – некрасиво, истинное – ложно, хорошее – плохо – все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ — склонность сводить любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое некрасиво, истинное ложно, хорошее плохо все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом.… … Философский словарь

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector