ступа в древней руси

Ступа

«Деревянная ручная посудина для очищения проса, ячменя от шелухи толкачом» (Е. Шевченко).

Народное сознание приписывало толкачу (песту, пестику) и ступе эротические функции, сопоставив эти предметы с мужским детородным органом и женским лоном. В некоторых свадебных обрядах на ступу надевали женские одежды, на толкач брюки, и, толкая толкач в ступу, пели срамные песни. Еще наливали воду в ступу и давали толочь невесте до тех пор, пока всю не выплещет – проверяли, какая она терпеливая. Отсюда присказка: «Толочь воду в ступе» – делать бесполезную, никому не нужную работу, вести пустые разговоры, испытывать терпение.

383116 1090 i 780

Ступу использовали в народной медицине, верили, что в ступе можно потолочь болезнь.

В мифологических представлениях славян ступа считалась атрибутом сверхъестественных персонажей и духов. К примеру, верили, что планетники (духи воздуха) толкут лед в ступах – делают град; Баба Яга и шуликуны (рождественские духи) летают в ступах и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Большая Ступа в Санчи

Большая Ступа в Санчи В III веке до н. э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ – буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено

Аэрофуга. Ступа. Помело

Аэрофуга. Ступа. Помело Древние рукописи настаивают на том, что когда-то в далеком далеке было построено «нечто такое», что могло летать. До тех пор пока этот со всех точек зрения проблематичный летательный аппарат вновь не будет построен, ответить на вопрос утвердительно

Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре

Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга —

Ступа

Ступа «Деревянная ручная посудина для очищения проса, ячменя от шелухи толкачом» (Е. Шевченко).Народное сознание приписывало толкачу (песту, пестику) и ступе эротические функции, сопоставив эти предметы с мужским детородным органом и женским лоном. В некоторых свадебных

Источник

История одного предмета: ступа и пест

block img in title

stupka

Слово «ступа» произошло от слова ступать, то есть переставлять ногу с места на место. «Пест» называли по – разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач.

Изготавливались ступы из твердых пород дерева, металла, керамики или твердого камня, такого как гранит. Рабочие поверхности не покрывают глазурью или лаком и не полируют (кроме лабораторных агатовых ступок), чтобы избежать соскальзывания пестика и обрабатываемого продукта.

Ступку наполняют не более чем на 5 % от её объёма, чтобы было удобно толочь. Различают два способа обработки продукта: толчение и растирание. Во время толчения на продукт оказывают многократное давящее или ударное воздействие. Растирание же представляет собой комбинацию постоянного давления пестика с его круговыми движениями по ступке. Например, чтобы тонко измельчить плоды чёрного перца, его сначала толкут, а затем растирают.

Читайте также:  нет лекарства для моего брата персонажи

У каждой хозяйки в доме было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему. Для зерна были ступы от 60 – до 70 см, картофеля – 70 см., соли – 25 см. Для конопляного и льняного семени – 37 см. Были ступки и для табака. Это была единственная мужская ступа, тогда как остальные считались исключительно женским предметом быта.

Процесс подготовки зерна для приготовления пищи был очень трудоемким. Сначала зерна очищали от лузги (твёрдой шелухи) с помощью ступы с пестом. Когда просо или гречка скинули лузгу примерно на 95%, то зерна пересыпали в ведро и выносили на улицу. На землю стелилась ткань, и над ней веяли зерно от шелухи на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. Только после этого крупу можно было варить.

Толкли крупы всегда ровно столько, сколько необходимо для приготовления каши максимум на две недели, так как при длительном хранении толчёная крупа могла прогоркнуть.

Источник

СТУПА ЗУРМАНА
/Архитектурные памятники и ансамбли Термеза и Сурхандарьинской области/
Ступа Зурмала Среди археологических памятников Сурхандарьинской области хорошо известна БУДДИЙСКАЯ СТУПА Зурмала (или башня Зурмала). Находится она к юго-востоку от городища Старого Термеза, на обочине дороги, ведущей в областной центр.
Башня сильно пострадала от времени, но тем не менее, она производит внушительное впечатление. Выложена она из сырцового квадратного кирпича со стороной около 33 сантиметров. Все кирпичи имеют характерное клеймо в виде черты и двух ямок. Археологам известно, что такие кирпичи использовались в Бактрии только в кушанское время, то есть в начале III в. нашей эры.
Подножием башне служила платформа площадью 22х16 метров, ориентированная по сторонам света. Цилиндрическое тело ступы диаметром 14 с половиной метров возвышается на 13 метров над основанием.

Храмовый комплекс Шведагон олицетворяет Мьянму, как Московский Кремль — Россию. Это один из крупнейших архитектурных ансамблей не только Юго-Восточной Азии, а и всей Азии. СТУПА ШВЕДАГОН представляет собой колоколообразное сооружение без внутренних помещений высотой 98 метров.
Точнее сказать, это земляной холм, облицованный камнем, а затем оштукатуренный и позолоченный. В самой глубине данного «могильного кургана» буддизма находится маленькая камера со священными реликвиями. Большая ступа облицована тонкими золотыми листами размером чуть больше листа писчей бумаги. Всего их около 20 000, суммарный вес около 1000 кг. «Зонт» ступы состоит из семи позолоченных металлических колец и имеет высоту 10 м. «Зонт» у верхушки инкрустирован драгоценными камнями: бриллиантами, рубинами и сапфирами. К «зонту» подвешены более двух тысяч золотых и серебряных колокольчиков, к «язычкам» которых прикреплены золотые листочки. От ветра листочки раскачиваются, издавая мелодичный звон.

СТУПА БОРОБУРДУР, окрестности Джокьякарты, остров Ява, в Индонезии. (Обр. в иллюстрации.)

В Монголии возводится грандиозный комплекс «Великий Майтрея» В Монголии, стране, где сегодня уделяют пристальное внимание возрождению буддийского наследия, приступили к созданию грандиозного комплекса «Великий Майтрея» (Grand Maitreya), который будет включать буддийские храмы, учебный центр, парки, музеи и оранжереи.
Главной святыней нового комплекса, расположенного в 50 км от столицы Монголии, г. Улан-батор, на территории заповедника Их-Богдо-ула (Bogd Khan Mountain), станет статуя Будды Майтреи. Высота статуи Майтреи ; 54 метра, высота ЦЕНТР. СТУПЫ ; 108 метров.

Большое множество Ступ различных видов возведено в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Большой комплекс Ступ находится в Иволгинском дацане.

Читайте также:  как сделать зум в инстаграме истории

Самой большой ступой в России на данный момент является копия непальской Бодхнатх — Джарун Хашор в Кижингинском районе Бурятии, построенная в конце 1990-х. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма).

Источник

Ступа

Простое, обыденное нередко остается в тени, за кадром, вне поля зрения. Но и они, эти простые, незамысловатые, на первый взгляд, вещи освещают немалый пласт в истории нашей Родины.

stupa

Русская поговорка.

Многовековая история России освещается, как правило, показом ярких, впечатляющих событий: войн, сражений, дворцовых переворотов и так далее. Простое же, обыденное, будничное остается как бы в тени, за кадром, вне поля зрения. Но, тем не менее, и оно, это простое, освещает немалый пласт в истории нашей Родины. Об одной такой незамысловатой и простой, на первый взгляд, вещи и пойдет наш рассказ.

Как-то весной 1963 года я, выпускник средней школы, рыбачил на Инютинке, неподалеку от отроженских луговых озерков. (Воронежское водохранилище, затопившее впоследствии эти места, тогда еще не построили). Вижу, несколько мальчишек ловят в озерке сеткой-«топтухой» рыбу. Обычно во время половодья из реки Воронеж и Инютинки в такие озерки, овражки заходило немало рыбы.

И вот краем глаза наблюдаю, что-то у пацанов не заладилось, какое-то волнение меж ними произошло. Подхожу поближе и вижу, как мальчишки с натугой тянут, чуть ли не рвут сетку, а вытащить её не могут. Пришлось раздеться и лезть к ним на помощь. «Топтуха» краем зацепилась за что-то и не поддавалась. Ощупывая руками скользкий предмет и помаленьку очищая его от тины и грязи, мы наконец-то извлекли на свет Божий метровое бревно.

Не менее загадочной выглядела и верхняя часть бревна, из которой торчало более узкое деревянное изделие.

И вот как-то на автобусной остановке встретились мы с дядей Борей. На мой вопрос о пропаже, он, выпучив глаза, стал клясться и божиться, что не брал и ни сном ни духом не ведает о ней. «Да ты чё, не веришь?.». – лез он мне в душу. Про таких говорят: «Не пойман – не вор».

Прошло ещё несколько лет, и от знакомых я узнаю, что дядя Боря купил себе машину, а вскоре и квартиру в Березовой роще. Сказывают, нашел клад монет то ли на Рыбачьем, то ли на Лысой горе. Кто знает.

Много воды утекло с тех пор, и судьба-индейка, словно смилостивившись надо мной, вновь подбросила мне ступу.

Итак, уважаемый читатель, перед вами Её Величество – Русская Ступа.

О ступе упоминают русские летописи в девятом веке: «Манна же аки семя, а обличье его яко лёд бело, и исхожаху люди и сбираху, и меляху, и в жерновах толчаху и в ступах и варяху».

«Ступою» назывался охотничий силок на тетеревов, рябчиков и даже глухарей, употребляемый в XV-XVIII веках. Это была искусно сплетенная из прутьев ловушка, сев на которую, птица проваливалась вниз.

М.Забылин в книге «Русский народ» описывает древний обычай, называемый «Толокчи в ступе», который якобы отгонял нечистую силу:

«Накануне Купала, вечером, девушки, собравшись к одной из своих подруг, толкли в ступке ячмень, распевая песни. На другой день поутру из этого ячменя варили кашу, называемую кутьёй, которую вечером того же дня, заправивши маслом, съедали. После того, взяв от телеги передние колеса, схватившись руками за оглобли, возили на оси некоторых из подруг по селу и по полям с песнями. Такие поездки совершались до утренней росы. Причем девушки умывались этой росой, чтобы быть красивее и здоровее».

Читайте также:  лиана тейрановна алиханова биография

И в заключение нашего небольшого рассказа о ступе приведу лишь небольшую часть русских пословиц, поговорок, словосочетаний, так или иначе связанных со ступой.

«Его в ступе заставь толочь, так он и дно прошибет» – дурак.

«Без ступы – шагу не ступишь».

Вне сомнения, название «ступа» произошло от человеческой «ступни». На Руси существует немало сел и деревень с названием ступы. В Подмосковье с 1507 года существует починок Ступинский, позже город Ступино. В Воронежской области под Рамонью имеется село Ступино. В летописях упоминается древнерусское имя Ступа.

Автор: Юрий Петренко.

Источник: «Воронежская неделя», №3 (1936), 20.01.10г.

Источник

Ступа :: Общие сведения

519711 originalСтупа (с пестом) – приспособление для изготовления круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр – 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.

В старину ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика – пестом. Это особенно ярко проявлялось в шутках подгулявших на свадьбе гостей, в частушках эротического содержания.

В связи с такой символикой ступа с пестом широко использовалась как атрибут свадебного обряда. В некоторых русских деревнях сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутит вокруг себя в сенях её ступу, чтобы сватовство было удачным. В южнорусских губерниях в день венчания женщины, налив воду в ступу, толкли её пестом, имитируя половой акт, который должен состояться между женихом и невестой.

Широко использовали ступу и в народной медицине. Так, крестьяне верили, что в ступе можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое; иногда пытались «заморить» лихорадку под ступой и т.д.

Ступа также являлась одним из атрибутов разнообразной нечистой силы. Так, например, в некоторых местах считалось, что планетники толкут лёд в ступах, изготовляя град; ведьмы, Баба-Яга и шуликуны ездят в ступе, летают в ней по небу и т.д. Детей пугали Бабой-Ягой, которая толчёт попавшихся ей детей в своей железной ступе и затем съедает, и т.д. По-видимому, такие поверья были связаны с представлением грозовых туч ступой, а молнии – пестом, которая с грохотом-громом ударяет в ступу. Соответственно, и стихийные духи, олицетворявшие собой ветер, облака и пр., нередко наделялись пестом и путешествовали в ступе, т.е. перемещались с тучами, управляя ими при помощи молнии.

История ступы

Почему ступу назвали ступой? Этимология слова «ступа».

Как выглядит ступа? Фото ступы.

Зачем нужна ступа? Как и для чего раньше использовали ступу?

Как нарисовать ступу пошагово? Какие разновидности ступы бывают? Описание конструкции старинной ступы (не из википедии).

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector