стуклово дивеевский район история

История края холодных камней

На самом деле регулярные крупные поселения появились в нашем краю гораздо раньше. Уже к III-IV веку н.э. на территории края уже были регулярные крупные городища, устроенные на незатопляемых террасах небольших рек. Эрзянские владения были богатым источником разнообразного сырья. Еще арабские писатели Истахри и Иби-Хаукали писали, что из края вывозились шкуры черных соболей и черных лисиц, а также мед, воск.

Через наши земли проходил один из караванов шёлкового пути, который входил в систему Волжского торгового направления. На месте слияния рек Сатиса и Мокши существовала в Мещере ярмарка – кочевье «торжок». Само слово Сатис в честь произошло от слова «Сатыш» – торговая река, а нижнее течение данной реки до сих пор называется Торжок.

По нашим землям Батый прошел в конце лета 1237 года. Он посчитал народности этих областей мелкими и оставил в тылу. А в 1239 году мордовские племена восстали. В 1242 году хан Субедей на месте слияния рек Сарова и Сатис оставил наместнику Бехану более 1000 воинов для контроля сакмы – главной военной татарской дороги из Орды на Русь через Мещеру и Муром. С этого момента пошел процесс заселения татарами мещерской земли.

По Дивеевскому району протекает река Вычкинза, приток реки Сатис. Ранее она имела название Вытсынза, тоже слово из мещерского диалекта, переводимое как «река холодных камней».

К середине XIV столетия, когда Москва «выбивала почву из-под ног» нижегородской самостоятельности и нижегородские князья распространили свои интересы на юг. Тогда князь Константин Васильевич Нижегородский поощрил поселение своих подданных на юг от Нижнего Новгорода и разрешил селиться по рекам Кудьма, Пьяна, Сережа: «кто где похочет». Причем первые землепроходцы были бортники. Бортникам отводились в лесах участки – «бортные ухожии», которые передавались бортникам-пчеловодам в оброчное состояние. Причем права бортников были шире, чем у феодалов, они облагались меньшим налогом, а получали большие пространства и права.

Идеология завоевания территории заключалась в том, что в местах поселений коренных жителей просто ставили церкви – погосты. В них происходили не только церковные службы, но и осуществлялись нотариальные действия. Так постепенно погосты стали административными центрами.

Православные обители – монастыри начали создавать гораздо позже. В 1706 году был основан Саровский монастырь.

В 1767 году матушка Александра приступила к строительству в Дивеево каменной церкви во имя иконы Казанской Божией Матери, и основала женскую общину.

1772 – 1774 годах коллежский асессор, член Дворцовой канцелярии Рознатовский на речке Илёвке (приток реки Сармы) построил Илёвский чугунолитейный и железоделательный завод.

В состав Ардатовского уезда территория Дивеевского района входила до 1924 года.

1773-1779 г.г. на месте деревянной церкви в Дивееве мать Александра на свои средства строит каменную Казанскую церковь. Освятили ее в начале 1780 года. При церкви Агафия Семеновна основывает женскую общину, которая указом Святейшего Синода 10 (23) февраля 1861 г. была преобразована в 3-классный Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Обитель была закрыта в 1927 г. и восстановлена в июле 1991 г.,

В июле 1931 года районный центр из Глухова переведен в село Дивеево. Район стал называться Дивеевским.

В 1934 году из состава Дивеевского района выведены в состав Первомайского района Кошелихинский, Хозинский, Худошинский, Макателемский сельсоветы, а Успенский сельсовет – в Шатковский район. С 01.01.1963 года Дивеевский район был упразднен.

С 01.01.1965 года Дивевский район был восстановлен в прежних границах.

Источник

Поход Глухово — Большое Череватово

Текст: В.Ф. Кузнецова и А.М. Подурец

Начало маршрута: с. Глухово (Дивеевский р-н)

Окончание: с. Большое Череватово (Дивеевский р-н)

Пройден 6 — 8 мая 2012 г.

Протяжённость вместе с радиальными выходами (19 + 16) =35 км

Руководители: С.Г. Александров, В.Ф. Кузнецова, А.М. Подурец

Участники: 26 человек (14 взрослых и 12 школьников).

2012skl2

Цифрами обозначены: 1 — Ильинский родник; 2 — Ивановский камень; 3 — Урочище Силёво; 4 — Место где растут дубы; 5 — Череватовский вяз

Заброска утром автобусом в село Глухово, на его юго-западный конец.

Название села Глухова произошло, вероятнее всего, от имени его владельцев – Глуховых. По стечению обстоятельств, на страницы сохранившихся актов XVI – XVII веков название населенного пункта не попало, зато его владельцы упоминаются: в 1578 году упомянут Пётр Глухов, в 1585 – Пётр и Иван Глуховы. Владения Глуховых, судя по этим документам, граничили с землями деревень Камкина и Лихачей, а также с владениями Г. Страхова [1] (Страхово – первоначальное название села Пузы/Суворова). Так что резонно предполагать, что Глуховы владели той землёй, на которой сейчас и располагается село, то есть, населенный пункт в конце XVI века уже был.

В XIX веке Глухово стало волостным центром с церковью (дата постройки Покровской церкви неизвестна, специалистами оценена как конец XVIII – начало XIX в. [2]), училищем (с 1873 года [3]), становой квартирой [4] (т.е. село было центром полицейско — административного округа), почтовой станцией и ярмаркой. Ярмарка в Глухове называлась ильинской, поскольку проводилась ежегодно в ильин день 20 июля по старому стилю [5].

По церкви село имело второе название – Покровское.

Несомненно, развитию села способствовало расположение его на оживлённой дороге из Арзамаса в Темников. В 1903 году царский кортеж сделал остановку у Глухова на половине своего 6-часового пути из Арзамаса в Саров, изволили пить чай. А в 1907 году Саровский монастырь приобрёл в Глухове дом для устройства своего подворья.

При административной реформе в 1929 году, когда взамен губерний и уездов были учреждены области и районы, Глухово стало районным центром, но ненадолго – в 1931 году райцентр перенесли в Дивеево, и сам район с тех пор стал Дивеевским [6].

000aa mur

Выгрузка из автобуса

000b mur

Первые метры маршрута

Первый объект маршрута — Ильинский родник (родниковый колодец), расположенный примерно в километре к западу от Глухова на склоне оврага недалеко от трассы Дивеево — Арзамас. Измерили рН (кислотность-щелочность) воды. Вода оказалась слабощелочной, рН=7,12.

Местные жители об Ильинском колодце рассказывают, что он известен давно, и когда-то в нем нашли икону Ильи Пророка, которую перенесли в церковь в Глухове. Каждый год с этой иконой на Ильин день к колодцу ходили местные крестьяне как глуховские, так и пузинские (из села Пузы, ныне Суворово). Вода в роднике считалась святой, исцеляющей от болезней суставов. За колодцем ухаживали, а когда церкви начали закрывать, к колодцу люди стали меньше ходить, и со временем колодец обвалился. В 1990-х годах традиция почитания Ильинского колодца стала восстанавливаться. Усилия местных жителей, пытавшихся расчистить родник, были поддержаны местной администрацией, которая нашла спонсоров, и в августе 2008 г. состоялось освящение Ильинского родника [7].

001

009

Следующий интересный объект на маршруте — Ивановский камень (так называют его жители Суворова, наверное, потому, что находится он по дороге в село Ивановское). Камень лежит на высоком левом берегу речки Пузы (Пузёнки) в яме. Вокруг разбиты лесопосадки. Место приметное, когда-то оно было взято под охрану местной властью, даже аншлаг сохранился. Вид отсюда открывается необыкновенный, сродни горному.

С этим камнем связаны народные поверья, о которых пишет нижегородский этнограф Д.Ю. Доронин:

«Камень на Каменной горе (в 3 км от с. Суворово): мотив оборотности убитого ребёнка в камень и мотив камня конца света… Под камнем скрыт родник, на месте которого он и вырос, дети ходят слушать – как шумит вода под камнем, и как бьётся его сердце. Также есть предположение о сакральном значении камня, связанным с почитанием расщепленных камней (камней с желобами). Считается, что поперечный желобок на камне – это поясок убитого мальчика. Часть фольклора вокруг этого камня пересекается с мифологией Алатырь-камня» [8].

039a kuz

036

035

Панорама от места Ивановского камня

032

Спуск с крутого берега речки Пузы

Спустившись к речке и перейдя через её сухое русло (чуть выше по течению речки расположен небольшой пруд), мы расположились в роще на обед. После обеда двинулись вдоль неглубокой балки, ведущей на северо-запад. Через 3 — 4 километра рядом с лесопосадками встретился пруд, не обозначенный на наших картах. Это удобное место для лагеря, и мы решили тут заночевать. Вечером часть группы ходила на разведку поискать дорогу на Круглые Паны на завтра.

046

051va mur

051a kuz

Пруд и лагерь у пруда

058

Утром вышли в 8 45, успели пройти некоторое время до наступления жары. Шли по грунтовой дороге, отдыхали под раскидистым вязом, растущим посреди поля. Круглые Паны решили обойти с юга, не заходя в село. При выходе на асфальтированную дорогу на Елизарьево вынуждены были потерять не меньше часа. Дело в том, что одному юному туристу надоел поход, и он уже вызвал по мобильному телефону родителей, чтобы они его забрали. Пока группа ждала, наиболее прыткие дети (которые больше других гундели, что им тяжело идти) сбегали в магазин, который оказался совсем не близко. Накупили мороженого, это хорошо, очень уж жарко. Взамен мальчика к отряду в Круглых Панах прибился пёс, который сопровождал нас до самого конца маршрута, за что был поставлен на довольствие у походного котла. Когда размышляли, как звать собаку, недолго думая дали ей имя уехавшего мальчика — Валера.

093g mur

По купам цветущих заброшенных садов узнали урочище Силёво. Одной из целей посещения этого места была информация о том, что на кладбище этого заброшенного ныне села сохраняются чугунные надгробные памятники. К таким памятникам у нас особый интерес, поскольку мы до этого специально изучали чугунные надгробия в селениях рядом с металлургическими заводами в Илёве и Сноведи.

К сожалению, эта информация не подтвердилась, и чугунных памятников в Силёве мы не нашли. Были только железные — литые и кованые — элементы оград, которые ещё можно обнаружить на старом кладбище. Недалеко от кладбища читается место, где стояла церковь. Говорят, что она была деревянной (по воспоминаниям старожилов она еще сохранялась в 60-х годах ХХ века).

Читайте также:  почему поляки ненавидят русских история кратко

064 060

Остатки железных оград на заброшенном кладбище в Силёве

Силёво располагалось между Большим Череватовым и Круглыми Панами на речке Силёвке, левом притоке Вичкинзы. По-видимому, название своё речка получила от населённого пункта.

Первое упоминание о селе Силёве, которое удалось найти В.И. Карпушову, относится к 1646 году [9]. Тогда Силёвым владели Кологривовы. Этим землевладельцам, очевидно, обязано названием село Кологреево, находящееся в Ардатовском районе (называвшееся раньше также Кологривово или Кологриво). Кологривовым принадлежало Силёво и 1681-1682 годах [10].

В дальнейшем земля в Силёве многократно переходила от одних владельцев к другим. На межевых картах 1842 года встречаются имена Пожидаевых, М.И. Сычугова, Е.Ф. Прокудиной, Е.А. Труниной [11].

Церковь в Силёве была деревянная, стояла она с 1791 года [3].

В 1931 году в Силёве образовался колхоз, название которого «Сила» рифмовалось с названием села.

Новейшая история населенного пункта стандартна. В 1950 году в ходе укрупнения колхозов Силёвское хозяйство объеденили с колхозом в Круглых Панах, а в 1960 году это укрупнённое хозяйство присоединили к Елизарьевскому. Вся инфраструктура ушла в Елизарьево, и Силёво перестало существовать в 1976 году [12].

067

Здесь когда-то была церковь

Около речки Силёвки встали биваком на ночевку. Светлого времени у нас было достаточно, поэтому мы постарались хорошенько познакомиться с окружающей местностью. При осмотре поразила рациональность бывшего населения села по использованию атмосферных осадков и талой воды. Район этот крайне безводный, но рельеф овражистый, и этим пользовалось местные жители. Сейчас, ранней весной, пока еще трава не поднялась, очень хорошо заметны рукотворные гидротехнические сооружения по задержанию воды. Много прудов, сооруженных не только на ручьях и оврагах, но и у подножья склонов. При этом со склона по направлению к пруду идет желоб, по которому, по-видимому, талая и атмосферная вода стекала.

087bv mur

071

Один из прудов в Силёве

086b mur

Ещё одной целью похода были поиски колдовского Череватовского вяза, который стоит между Большим Череватовым и Елизарьевым, и с легендами о котором мы неоднократно сталкивались. Судя по карте, из Силёва до этого вяза километра 2 — 3, и после обеда на его поиски вышла группа из 12-ти человек детей и взрослых. Сразу скажем, что в этот вечер вяза мы не нашли (колдовской же), хотя места здесь довольно открытые, пересекаемые редкими лесополосами. В конце поисков группа разделилась на две, одна часть пошла обратно той же дорогой, другая сделала небольшой полукруг, и дороге набредя на очень живописное место — овражек с аллеей старых дубов. Когда-то здесь был и прудок, но, к сожалению, вода ушла.

087a mur

Дерево, да не то. Во время поисков вяза

2014 11 28 094900

Место, где растут дубы

Весь вечер небо хмурилось, большая туча прошла рядом с нами и уползла на север, меча в землю молнии. Второй день нет дождя, а ведь обещали! Это все потому, что в рюкзаке лежат резиновые сапоги.

Вернулись как раз к ужину. Приятно смотреть, как дети с удовольствием едят простую здоровую пищу. Стас Наумов, наш повар, — молодец! Балует нас. Вот только очень жарко, и постоянно хочется пить, а с водой в этом районе большой напряг. Поэтому вечером после ужина, ставим ведро с водой на огонь и готовим дополнительное питье. Спалось отлично. Находившись, легли все рано, шума в лагере не было. Жаль только, что вяз не нашли. Но на настроение это не повлияло. Так хорошо на душе от окружающей нас природы, от запахов и звуков, и еще от того, что видишь вокруг себя людей, которым также хорошо и интересно в походе. А какой воздух в районе Силёва! Не надышишься.

От Силева до Б. Череватова дошли довольно быстро. По дороге встретили пастуха с пастушкой. Они нам подробно рассказали, как найти вяз (они говорят «вязок»). Не доходя до Б. Череватова, мы остановились на юго-восточном его краю, чтобы сделать радиальный выход и еще раз попытаться поискать колдовское дерево, воспользовавшись только что полученной наводкой. Очень жарко, дует ветер. Обгораем на солнце.

Оставив часть людей отдыхать в тени кустов в базовом лагере, с другой частью туристов мы отправились на поиски вязка. Очень интересен глубокий овраг к югу от Череватова, который нам пришлось преодолевать по пути. Этот овраг интересен с геологической точки зрения. Он достаточно глубокий, здесь встречаются огромные глыбы гранита, которые обнажаются на подмываемых водой бортах оврага. На дне в ручье встречается обкатанная галька. Вода в ручье ржавая, встречается сидерит (железная руда). Кое-где на южном склоне оврага еще сохранился снег.

100 108

107

127a mur

Валун на дне оврага

112 119g kuz

Мы не верим в нечистую силу. Но один турист из нас, опытный человек, неожиданно испытал желание отделиться от группы, ничего никому не сказав. Мы потеряли полчаса на его поиски, возвращались к вязку, но его нигде не было. Вернувшись в лагерь, мы застали его уже там. Он не совсем, кажется, понимал, что произошло и попросил прощения.

Автобус забрал нас из центра Большого Череватова в назначенное время.

000a mur

Использованы фотографии В.Ф. Кузнецовой, С.В. Муругова, А.М. Подурца

[1] Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты (1578-1618). М., 1915, стр. 2, 16.

[3] Пять веков Дивеевской земли. Н.Новгород, 1998.

[4] Пестов М.П. Описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии // Нижегородский сборник, т. 2, 1869, 124.

[6] Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края – Горьковской области. 1929 – 1979. Горький, 1984.

[7] Чернецова Т. Ильинский родник-возвращенная святыня. // газета «Саровская пустынь» №11, сентябрь 2008 г.

[8] Доронин Д.Ю. Камень, дерево, родник: на стыке культур (малоизвестные объекты природно-культурного наследия в Дивеевском районе).

[9] Карпушов В.И. Елизарьевские страницы. Дивеево – Елизарьево – Арзамас, 2004, стр. 130.

[10] Архив объединения «Саровская пустынь». Фонд Н.А. Артёмова, д. 3, лл. 34-35; д. 5, лл. 150, 161.

[11] Там же, карты №№ 182 и 184.

[12] Карпушов В.И. Дивеевская деревня. Саранск, 1999, стр. 25.

Источник

Публичная кадастровая карта села Стуклово на 15.11.2021

handclick

ajax loader

Объект по этим данным не найден

На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).

Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Объект по этому адресу не найден

Нужно указать более точный адрес.

Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8

Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском

Поделиться ссылкой на карту

Почему нет участка на кадастровой карте?

На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).

Распечатать карту

На публичной кадастровой карте вы можете найти любой земельный участок или объект капитального строительства, который поставлен на кадастровый учёт в Единый государственный реестр недвижимости и для которого проведена процедура межевания.

По клику на участок карты села Стуклово вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных отчетов.

На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте, отчет о переходе прав и отчет о кадастровой стоимости.

2015–2021 © Egrp365
Не является уполномоченным органом регистрации прав
либо его структурным подразделением

Источник

История

Мурзе Дивею Иван Грозный пожаловал княжеский титул и земли в Кадомском уезде по речке Вичкинзе. Здесь видимо имелось небольшое русское поселение. Невдалеке жили мордва из племени Вичкинза, по имени которого называлась речушка.
Вновь приобретённое поместье татарского мурзы лежало в кольце дремучих лесов. Земли, пригодные для земледелия, лежали только в пойме реки. Можно было распахивать небольшие поляны в лесу.

Студёная и полноводная Вичкинза на всём своём протяжении изобиловала подземными ключами, в ней водилось много рыбы, лес кишел дичью. Земли по речке Вичкинзе, отошедшие к татарскому мурзе, стали называться –«Дивеевыми», а поселение – Дивеевом.

Около середины 17 века Дивеево оказывается в руках графини С.А. Толстой. Предприимчивая помещица в пяти своих селениях Яковлевке, Князь-Иванове (Маёвке), Елизарьеве и Селёве открывает суконную фабрику. По свидетельству старожилов фабрика в Дивееве размещалась в здании, что впоследствии было передано под школу, а позднее под детский сад /ул.Труда/. Детский сад в нем размещается и поныне.

Основание монастыря повлекло за собой паломничество в Дивеево. Частными гостями в нем были люди, имеющие солидное состояние. Все это вместе взятое способствует развитию в селе частного предпринимательства.

Это был период процветания монастыря, но уже надвигались темные тучи грядущих несчастий. В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, которая круто изменила устоявшийся порядок как в России, так и в жизни Серафимо-Дивеевского монастыря. Советская власть была агрессивно атеистической и поэтому начала борьбу по искоренению православия по всей стране. «Принимая во внимание развивающееся притяжение к монастырям всевозможных темных элементов под видом странников и учитывая острую нуждаемость в зданиях для культурных общественных учреждений, школ, изб-читален. монастыри Дивеевский и Понетаевский закрыть». Это выписка из постановления Губисполкома от 10 июня 1927 года.
21 сентября 1927 года официально объявили о закрытии Дивеевской обители, а к 28 сентября все должны были покинуть монастырь. Возникшая монашеская промысловая кооперативная артель была также закрыта, богослужение запрещено. Строения монастыря передали под государственные учреждения и жилье. Девять иконостасов и 927 икон были уничтожены. Из всех имеющихся строений монастыря осталось только 27, остальные разрушили.

6d(1)

9d

svyatotroitskiy serafimodiveevskiy monastir 22813

Деревни и села поселения

rilСело Большое – Череватово возникло на месте или по соседству с поселением мордвы из рода Череваты. Отсюда и название села – Череватово.
Лежит оно на правом крутом берегу верховий реки Вкчкинзы. Взгорье изрезано оврагами и суходолами.
Нынешняя церковь в селе была построена в 1851г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Трёхпрестольная. Со строительством церкви село получило второе название- село Покровское.
В связи с отделение Малого Череватова село стало называться – Старым Череватовом, потом Большим.
На мордовское происхождение села указывают в частности некоторые фамилии нынешних череватовцев, такие как : Мордовины, Сенютины, Карлышкины, Ятунины.
Череватово было многолюдным и играло в округе экономическую роль. Крестьяне и земли села значились за царской фамилией, то есть были удельными. Барщины череватовцы не знали, и платили с земли оброчную дань и выполняли другие государственные повинности.
В 1855г. в селе открывается базар. Характерно, что базарная площадь сразу же начала застраиваться торговыми строениями.
В документах Десятой ревизии или подушной переписи, состоявшейся в 1859г., в селе насчитывалось 200 крестьянских хозяйств, население- 1297человек.
Раскрепощало череватовцев удельное ведомство, крестьяне получили свободу в 1863г. Земля была передана сельскому обществу, которое и осуществляло подушный надел.
В 1874г. в селе строится вторая однопристольная церковь- кладбищенская- во имя Всех Святых.
Положение села, открытие в нем базара способствовали возрождению частной торговли. Село продолжало расти, 12 мая 1910г., волостной старшина доносил в Ардатовскую земскую управу, что в Череватове насчитывается 350 крестьянских хозяйств, население – 1563 человека.
4 февраля 1918г. в Б.- Череватове устанавливается Советская власть. В сентябре 1924г. в селе создаётся сельское – потребительское общество.
ralВ годы rolВеликой Отечественной войны из Большого – Череватова ушли на фронт более 450 человек, погибло в боях 223 человека. Многие фронтовики, оставшиеся в живых за ратный подвиг удостоены высоких наград. Так же в годы войны в Череватове находился детский дом, в котором воспитывались дети из Ленинграда.

Читайте также:  кто такие 10 царей на час

д. МАЁВКА

zheshschС 7 по 12 января 1819 года в Нижнем Новгороде проходило дворянское собрание губернии. Оно среди прочих вопросов проводило выборы заседателей в земские и уездные суды. Среди избранных заседателем земского суда по Ардатовскому уезду колледжский регистратор князь Александр Дивеев.
С большой долей вероятности, можно предположить, что князь Дивеев является владельцем земель Князь – Иванова (Маёвка), прямой потомок татарского мурзы /князя/ Дивея, получившего землю и царских рук в районе нынешнего Дивеева и Маёвки.
Земли Дивея лежали в сторону нынешней Маёвки и вокруг неё. Наследником мурзы Дивея стал его сын Иван. По его имени и было названо селение, что ныне именуется Маёвкой. Время возникновения селения – половина 16 века.
С годами род Дивея множился, хирел. Владения дробились. Ко времени отмены крепостного права /1861год/, земля и крестьяне деревни принадлежали семи помещиков. Потому после раскрепощения в Князь – Иванове стало семь сельских обществ.
В 1983 году И.Ф. Попов открывает в Князь – Иванове железоделательный завод. Он располагается на левом берегу реки Вечкинза, рядом с местными залежами железной руды.
В начале 1930 года в деревне создаётся колхоз, он получает название «Маяк».
В 1940 году деревня Князь – Иваново переименовывается в деревню Маёвку.
rold

д. ПОЛУПОЧИНКИ

i(1)

Деревню Полупочинки основали переселенцы из села Смирнова примерно два с половиной столетия назад. Рассказывают, что владелец смирновских крестьян кому-то проиграл часть своих крепостных в карты. Проигранные крепостные и оказались в числе переселенцев. Данный факт сомнений не вызывает. Подтверждением тому служит наличие в обоих населенных пунктах одинаковых фамилий. Кроме того, почти до последнего времени отдельные семьи из Смирнова роднились с крестьянами из Полупочинок. Это родство тянется из глубины веков.

Населенный пункт находился в глуши, рос плохо. К шестидесятым годам XIX столетия в деревне насчитывалось всего 26 крестьянских дворов и 191 человек населения.
Несколько слов о происхождении название деревни. На Руси мелкие, только что возникшие из нескольких дворов населенные пункты назывались починками. В «Толковом словаре» Владимира Даля поясняется, что слово «починок» означает почин, начало чего-либо, (начало или закладка новой пашни в лесу, заселенья – выселок, новоселок, выселки). Но вновь возникший населенный пункт, видимо, по своей малочисленности не подходил даже к названию «Починок», так и стал – Полупочинками.
Борьба с дикой природой, борьба за существование воспитали у новоселов смелость, способность не бояться трудностей, отчаянность. Некоторые из поселенцев шли на крайние меры – занимались грабежом на дорогах редких прохожих и проезжих.
В марте 1918 года на крестьянском сходе создается сельский Совет. К 1922 году Полупочинковский сельский Совет возглавил Иван Егорович Воробьев. Совет существовал до августа 1924 года.
К середине 20-х годов в деревне насчитывалось 92 крестьянских хозяйств. В апреле 1931 года полупочинковцы организуют колхоз под названием «Бунтарь». На организационном собрании председателем избирается Александр Николаевич Липшев. Первым колхозным бухгалтером был Александр Иванович Шевлягин. К началу 1939 года в Полупочинковском колхозе состояло 127 крестьянских хозяйств, население 560 человек. К середине 1940 года 141 хозяйство. В середине тридцатых годов Полупочинковский колхоз переименовывается в колхоз имени С. М. Кирова.
В годы Великой Отечественной войны 69 полупочинковских колхозников погибли в боях за Родину. Ратный подвиг всех фронтовиков отмечен высокими правительственными наградами – орденами и медалями.
В последних числах июня 1950 года в состав Полупочинковского колхоза им. Кирова вливаются Покровский колхоз «Пробуждение» и Черноозерский колхоз «Красный партизан».В феврале 1960 года колхоз вливается в Вертьяновский колхоз «Октябрь». Далее в деревне находится отделение Дивеевского совхоза. Также здесь сформировалась тракторная бригада. Населенный пункт считается перспективным.
На 1 января 1995г.,в деревне Полупочинки насчитывалось 118 хозяйств и 163 жителя.

п. КОВРЕЗ

В далеком прошлом на месте нынешнего поселка Коврез проживала мордва. Главой рода у ее был Коврес /Кавреся, Коврез/. Позднее в этот далекий край стали прибывать русские поселенцы. Было это где – то во второй половине 16 века.
Ближайшие округа поселка относились к Кадомскому уезду Шацкой провинции. «Кадом и Шацк – сегодня центры Рязанской области.
К середине 17 века ковресскими землями и крестьянами владел коллежский асессор Разнотовский. По петровской Табели о рангах чин коллежского асессора соответствовал армейскому званию – майора.
По народному преданию, сохранившемуся в округе, Коврес является по тем временам большим поселением и имело статус села. Здесь имелась церковь. Отдельные же старожилы говорят, что церквей было две.
Село Коврес лежало на границе с Арзамасским уездом, или как тогда называли – провинцией. К моменту восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева /1773-1775г.г./, кадомским воеводой был дворянин Зенбулатов.
Судя по дальнейшим событиям, ковресским крестьянам, собственникам Разнотовского, приходилось терпеть невыносимые притеснения. Потому, когда до них дошла весть о восстании под предводительством Пугачева, они отказались исполнять барщину.
22 апреля 1774 года, кадомский воевода Зенбулатов отписывает в Арзамасскую провинциальную канцелярию о том, что крестьяне села Коврес вышли из повеновения властям. Перед этим Шацкая провинциальная канцелярия предписала Кадомскому воеводе принять строжайшие меры по усмерению непокорных.
Односторонних усилий Зенбулатова оказалось не достаточно, село лежало далеко от Кадома. Взбунтовавшихся Коврессцев поддерживало население округи, находяйся в ведении арзамасских властей. На это население власть Зенбулатова не распространялась.
В послании Арзамасскому воеводе Зенбулатов просит, что бы местные арзамасские власти приняли меры к изоляции бунтовщиков. В случае выезда кого-либо из Ковреса, такового аристовывать и передавать карательным органам, не допускать въезда в село посторонних людей, всецело прекратить ввоз в мятежный населённый пунк продуктов.
Со стороны Арзамасского воеводы соответствующие меры были приняты. Местные власти подпиской обязали крестьян сел : Череватова, Атемасова, Малого Череватова, Осиновки и Малых Панов. Предания гласят, что царские власти учинили над мятежниками жестокую расправу, село было сметено с лица земли.
Населенный пункт в том качестве, в каком он был, не возродился. Долгие десятилетия здесь жизнь не теплилась. В более поздние времена, во всяком случае после Великой Отечественной войны, земли здешних мест были переданы совхозу «Вперед» /поселок Сатис/. Здесь организуется отделение совхоза, возрождается поселение. Поселок рос довольно быстро, за счет приезжего люда. Он вошел в состав Б.- Череватовского сельского Совета.

с. ЧЕЛАТЬМА

dzhschСело Челатьма расположено в 13 км к западу от села Дивеева. Соединяется грунтовыми проселочными дорогами на юге с деревней Крутцы (2 км), на востоке с деревней Полупочинки ( 7 км), на востоке с деревней Владимировкой (2 км), на юго-западе с деревней Спасовкой (3 км). Окрестность села изрезана небольшими оврагами. В 2-3 км со всех сторон – сплошные смешанные леса.
По преданию, село Челатьма основал выходец из соседней деревушки Крутцы крестьянин по прозванию Биток.Он поселился здесь, в краю лесных дебрей и маленьких лесных речушек, сначала один. Было это на рубеже XVIII – XIX веков. Потом рядом с ним возвели нехитрое жилье беглые крестьяне из деревни Размазлей, что ныне в Ардатовском районе.
Земли вокруг лесного поселения были свободными, владельцев не имели. Рядом с новоселами находилось небольшое мордовское поселение. Соседи друг другу не мешали, жили в мире. Но местные лесные дороги были небезопасны. На них частенько пошаливали лихие люди. Особенно страдали одинокие путники. Боязно было проезжать и проходить по окрестностям поселения Битка. Отсюда и пошло первое название этого населенного пункта – деревня Боязня.
Второе название пришло, скорее всего, из мордовского языка, на котором звучало как «елатома», «елатьма». Сторожилы рассказывают, что так называлась лесная речушка, рядом с которой поселился Биток. В русском произношении мордовское слово приобрело звучание «челатьма». Оба названия живы до сего времени: первое – в обиходной речи окрестных крестьян, второе – как среди местных жителей, так и в официальных документах.
Крестьяне Челатьмы барщины не знали. Они, как и челатьменские земли, числились за уделом, за царской фамилией. Поселяне платили оброк, выполняли государственные повинности. В то же время окрестные лесные, сенокосные и пашенные угодья числились за владельцами: заводчиками Баташевыми, графами Блудовыми, помещиками Поликарповыми, Симанскими, Комаровскими.
С открытием Илевского чугуноплавительного завода челатьминцы нанимались возить руду с мест ее добычи (в районе Вертьянова, Ковреза) на завод, Некоторые решались на руботу в рудниках, добывали руду.
К 1861 году в Челатьме насчитывалось 30 крестьянских дворов и 200 жителей, в том числе 96 человек мужского пола.
В конце XIX века недалеко от Челатьмы открылся Курихинский женский монастырь. Первые его строения были заложены в 1888 году. 2 сентября 1894 года состаялось освящение первого храма. Хлопоты по постройке монастыря вела местная землевладелица грвфиня Блудова. Монастырь пользовался в округеширокой известностью.
В 1894 году в деревни Челатьма возвели церковь в честь Иоанна Предтечи. Челатьма получила статус села. По воспоминаниям старожилов, строили храм плотники из села Смирнова под руководством малочереватовца Занина. В 1896 году в селе открылось земское начальное училище. Учительницей работала Ольга Васильевна Казанцева.
До начала 1924 года село входило в состав Гарской волости Ардатовского уезда, потом – в состав укрупненной Вертьяновской, впоследствии Дивеевской волости. Советская власть в Челатьме была установлена в феврале 1918 года. В селе создали местный сельский Совет. 22 июля 1918 года в Челатьме состоялось собрание бедноты, на котором был избран комбед в составе:Василий Биткин – председатель, Федор Чернов, Степан Царьков.
В 1926 году в селе организуется сельское потребительское общество – сельпо. В правление общества входили И.С.Филатов, Д.Т.Боткин, М.Г.Боткин. Общество в 1927 году имело две торговые точки – лавки в Челатьме и в поселке Луктос.
В апреле 1931 года челатьминцы организовали колхоз «Красная звезда». Председателем колхоза был избран Степан Царьков. К концу 1930-х годов село становится крупным населенным пунктом – 142 крестьянских хозяйства, 617 жителей. Здесь были сельский Совет, почтовое отделение,магазин. С 1 сентября 1938 года работала семилетняя школа.
В годы Великой Отечественной войны из села Челатьма на фронт ушли около 120 человек. Погибло в боях, умерли от ран, в плену, пропали без вести 82 человека. Оставшиеся в живых вернулись домой с боевыми наградами. Самоотверженно трудились челатьминцы в тылу.
Послевоенные годы были для колхоза села довольно трудными. В 1950 году в челатьминский колхоз влились колхозы Крутцов, Владимировки, Спасовки, поселка Привольный, Объединенное хозяйство получило название – имени С.М. Буденного. В 1960 году челатьминский колхоз прекратил функционирование как самостоятельная хозяйственная структура и стал отделением вертьяновского колхозу «Октябрь». В 1965 году вертьяновский колхоз был преобразован в совхоз, центральная усадьба которого разместилась в селе Дивеево. На 1 янворя 1995 года в Челатьме имелось 36 хозяйств и 67 жителей.

Читайте также:  кольцова березка биография личная

д. ВЛАДИМИРОВКА

д. СПАСОВКА

д. КРУТЦЫ

с. КРЕМЁНКИ

oldoПо склонам глинистых пологих оврагов, выходящих с полей к пересохшему руслу речушки Вечкинзы, раскинулось село Кремёнки. Возникло оно в незапамятные времена на месте мордовской деревни Кужендеево, сожженной в дни подавления пугачевского восстания. Нередко и сейчас при вспашке на усадьбах можно увидеть золу, смешанную с битым кирпичом, обломки обуглившихся стен, полумутневшие стекляшки нехитрых мордовских бус, двурогие вилы.
Екатерининский граф Меллин, чинивший расправу над взбунтовавшейся мордвой, был крайне удивлен железным упортсвом жителей деревни. Окруженные царскими войсками, они не хотели сдаваться на милость победителей и, забрикадировавшись в деревянных избах, сжигали себя.
«Это не люди, а кремни», писал граф в своем донесении Михельсону. С этого дня несколько уцелевших землянок и домиков во всех сводках и донесениях стали именоваться Кремёнками. То ли от бодрящего лесного воздуха, то ли от воды студеных овражных ключей. Появлялись на белый свет в селе здоровые, кремневого склада люди- высокие, плечистые, с гордой осанкой.
История села Кремёнки.

Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. В 1970 году 9 сентября в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. После сражения не хватало воды в колодцах обмыть тела убиенных. С тех пор источник получил своё название « Явленный».
Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо. В 1903 году через с. Кременки проезжал царский поезд на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды с источника. Напившись, царь Николай II сказал, что прежде такой воды не пивал. И попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил в серебряном окладе икону Серафима Саровского. Жители рассказывали, как в советские времена вывозили мощи преподобного Серафима Саровского из Сарова. Четыре одинаковых тройки разъехались из бывшего мужского монастыря на четыре стороны. Когда одна из этих троек въехав на взгорок поравнялась с Явленным источником, колокол Кременковской церкви сам по себе ударил в набат. И люди припадая на колени возле дороги, со слезами провожали серый гробик с мощами преподобного Серафима Саровского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

д. РУЗАНОВО

Деревня Рузаново лежит на левом берегу речушки Шаклей. Через речушку, пересекая единственную улицу деревни, проходит асфальтированная дорога, которая соединяет с. Кременки с трассой Дивеево-Сатис. По правую сторону дороги, если ехать из Кременок, метрах в двухстах от нее, у речки находится известный в округн подземный ключ, посещаемый богомольцами.
В середине 19 века деревня принадлежала крупным русским землевладельцам Татищевым, которые владели также и частью с. Кременки. В 1859 году в Рузанове стоял 41 крестьянский двор, проживало 374 человека. При раскрепощентт в надел крестьянского общества деревни от Татищевых перешло 729 десятин земельных угодий.
Рузаново входило в состав Кременковской волости, относилось к приходу церкви в Кременках.
Земля в окрестностях деревни малоплодородная, урожаи давала скудные. Поэтому у рузановских крестьян так же, как и у кременковцев, и до и особенно после крепостного права важным подспорьем был лесной промысел.
Перед Октяборьской революцией в деревне работало земское начальное училище, которое ежегодно посещали около 40 крестьянских детей.
В феврале 1918 года в Рузанове был создан сельский Совет, который функционировал до 1924 года. Затем Совет был ликвидирован, и деревня вошла в состав Кременковского сельского Совета.
В мае 1918 года рузановский крестьянин Иван Степанович Шеманухин был введен в совет Кременковского лесничества. Летом 1918 года в деревне организовали комитет бедноты, членами которого стали Петр Голубев, Иван Тенигин, Иван Яшин.
Колхоз в Рузанове образовали в октябре 1933 года. Назвали его- имени 15-летия ВЛКСМ. К началу 1939 года в колхозе состояло 140 крстьянских хозяйств с населением 601 человек. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 56 жителей деревни.
В 1950 году рузановский колхоз объединился с кременковским. С конца 1954 года рузановцы вновь выделились в отдельное хозяйство, получившие название «Красный луч». Но в 1958 году произошло повторное объединение двух соседних колхозов.
В 1963 году Рузаново вошло в состав Кременковского отделения сатисского совхоза «Вперед». С тех времен началось угасание деревни.
По данным обследования 1978 г., в деревни Рузаново насчитывалось 75 хозяйств и 192 жителя. Деревня являлась вспомогательным поселком совхоза «Вперед». Жилой фонд состоял из 88 домов. Жители брали воду из колодцев, пользовались баллонным газом. Работали клуб, продмаг. Хлеб привозили из г. Арзамас-16. Ближайшие аптека и больница располагались в с. Дивееве, фельдшерско-акушерский пункт, детские ясли и сад, восмилетняя школа, магазины пром-и зохтоваров в с. Кременки. Населенный пункт классифицировался как неперспективный.
Согласно обследованию 1992 г., в деревне было 40 хозяйств и 64 жителя, из которых 10 трудоспособных. Рузаново осталось вспомогательным поселком совхоза «Вперед». Специализацией деревниявлялось растениеводство. Жилой фонд составляли 40 домов, в основном 1918-1945 гг. посторойки; 25 домов заселялись сезонно. Жители пользовались баллонным газом, в 20 домах имелся водопровод, воду брали также из водопроводных колонок. Соцкультбыт остался на уровне 1978г.
Сообщение с областным и районным центрами, с управлением совхоза осуществлялось автобусами.
На территории деревни установлен обелиск в память о воинах, погибших в Великой Отечественной войне.
На январь 1995 года в деревне числился 41 двор так же, как и в 1859 году, но жителей было 64 человека-пости в шесть раз меньше, чем в середине 19 века. В нстоящее время в Рузанове живут в основном люди в основном пенсионного возраста.

д. ОСИНОВКА

told

Осиновка – небольшое русское поселение – возникла на крутом берегу речушки вблизи села Дивеева. К 1860 году в деревне насчитывалось 39 крестьянских дворов. Население 405 человек. Крестьяне ютились в своих домишках большими семьями.
Осиновцы жили бедно. Земли и леса вокруг поселения принадлежали князьям Шахаевым. Их огромный дом стоял на берегу реки, окруженный липовым парком. Барщину крестьяне отбывали у Шахаевых.
В 1905 году уездный статистик докладывал очередному земскому собранию, что уезд находится в тяжелом экономическом состоянии. Население растет, наделы земли уменьшаются. Крестьяне снимают низкие урожаи. В ряде населенных пунктов большинство крестьянских семей покупают хлеб на рынке с началы зимы. В частности в бокладе статистика указывается, что к 1905 году в Осиновке насчитывалось 85 крестьянских дворов. 30 семей с половины зимы покупали хлеб на рынке.
Последний отпрыск князей Шахаевых страдал неизлечимым психическим заболеванием. При нем имение пришло в упадок. В 1898 году в доме Шахаевых открывается Осиновский фельдшерский участок. С 1 октября 1912 года на его базе открывается Осиновская участковая больница. Ее содержало Ардатовское уездное земство на свои средства. Осиновский врачебный участок обслуживал огромную окрагу, десятки населенных пунктов. Участок состоит из волостей: Илевской, Нарышкинской, Вертьяновской, Череватовской и части Гарской, Кременовской и Ивановской волостей. Дальние населенные пункты располагались от больницы на расстоянии не менее тридцати километров. Так что при бездорожье добраться до нее было нелегко. Да инее в каждой крестьянской семье имелась лошадь. За первые три месяца существования услугами Осиновской больницы пользовались 203 больных. За первую половину 1913 года акушерская помощь В Осиновской Больнице была оказана 26 роженицам.
В 1910 году в Осиновке открывается земское училище. К 1914 году училище располагалось в наемном помещении. В 1913 – 1916 году в Осиновке учебный год начали 41 ученик. В течении зимы школу оставили 12 детей.
В марте 1918 года на сельском сходе создается Осиновский сельский Совет. К 1922 году его возглавлял П. А. Ерунов. В январе 1928 года в Осиновке организовался колхоз под названием «Борьба». Страстным инициатором коллективизации в деревне и первым председателем вновь созданного колхоза стал участник гражданской войны Михаил Ильич Малышев. К началу 1939 года в Осиновском колхозе состояло 122 крестьянских хозяйств. Население 547 человек. В годы Великой Отечественной войны 68 осиновских колхозников погибли на фронтах.
В середине 1650 года Осиновский колхоз объединяется с Яковлевским. На начало 1978 года в деревне проживало 403 человека. Населенный пункт считается неперспективным

с. ЯКОВЛЕВКА

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector