Родная, советская: посуда, которую и сейчас не стыдно показать гостям
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Кувшин для напитков
А этот кувшин просто чудо-чудное, диво дивное. Производитель – Богдановичский фарфоровый завод. На крышке горделиво поблескивает ящерка – клеймо БФЗ. Трехлитровый кувшин идет в наборе с блюдом. Высота изделия составляет 32 см. Конечно, больше всего привлекает рисунок на внутренней части блюда и боковых стенках кувшина – изображение леса в теплых коричневых тонах.
Несмотря на то, что посуду произвели много лет назад, краска со временем не темнеет и не выгорает, а лакированные участки остаются на ощупь точно такими же, как и в день создания. Кувшин использовали для воды, компота, сока и прочих напитков из домашней коллекции. А на праздничном столе он и вовсе был незаменимым.
2. Кофейные сервизы ГФЗ
Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских. Им были свойственны геометрические, а не цветочные орнаменты, лаконичный дизайн, сдержанные формы. Этот вариант был идеальным для тех людей, которые тяготели к минимализму. В классических сервизах было шесть чашек, кофейник, сахарница и сливочник – идеальный набор для того, чтобы выпить бодрящий напиток вместе с друзьями или членами семьи.
Завод начал свою работу в конце XVIII века в посёлке Городница Житомирской области. В 1923 году предприятие было переименовано в «Городницкий фарфоровый завод имени Коминтерна». Кстати, большинство знакомых нам сервизов были выпущены в 70-х годах прошлого столетия.
3. Сервиз Рябинка
Этот красавец родом с Урала, а точнее – из Сысерти, где располагается фарфоровый завод. С милых и аккуратных чашек и чайника на нас смотрит красная рябина – символ советского народа, не раз воспетый в песнях. У хозяек, которые аккуратно пользовались сервизом, посуда до сих пор находится в отличном состоянии, ведь ее качество – выше всяких похвал. Во время экскурсий по заводу сотрудники любят шокировать публику, вставая на хрупкие с виду чашки. Удивительно, но изделия после такого показательного выступления остаются целыми, без единого намека на сколы или трещины.
В сервизе, выпущенном в 70-х годах, есть все, что нужно для приятных посиделок со сладостями и любимыми напитками: кофейник (400 мл.), сливочник (200 мл.), сахарница (200 мл), 6 кофейных чашек (50 мл) и столько же блюдец.
4. Бокалы
Насчет этих бокалов до сих пор ведется много споров. Кто-то утверждает, что они немецкого производства, кто-то убежден в том, что посуда из Чехословакии. На самом деле их создали мастера Стрыйского стекольного завода, а серия называлась «Вечерний Луч». Вот так советские бокалы успешно конкурируют с немецким хрусталем и чешской Богемией.
Парный сет для двоих, который состоит из бокалов двух размеров, изготовленных из потрясающего синего стекла, до сих пор может считаться настоящим украшением стильного интерьера или романтического стола. Также в этой серии есть две рюмки, объемом 70 мл.
5. Повседневные сервизы Дулевского завода
В том же серванте, где хранились парадные и дорогие сервизы, стояли еще и хорошо знакомые повседневные экземпляры, которыми реально пользовались, а не оставляли до лучших времен. Такая посуда изготавливалась из более толстого фарфора и роспись на ней была существенного проще, чем на элитной.
Хороший пример – дулевские сервизы. Как правило, их украшали цветочным рисунком: изображали сирень, розы, тюльпаны. Размер мог быть разным, но чаще всего выпускали экземпляры, рассчитанные на шесть персон. Они включали в себя блюдца, чайные чашки, заварочный чайник, сахарницу и молочник. Иногда составляющей сервизов также были тарелки для пирожков.
6. Чайный набор Городницкого ФЗ
А этот чайный набор, который создали мастера Городницкого фарфорового завода, является настоящей советской классикой. Было очень мало квартир, кухни которых не украшали эти милые чашки с блюдцами и чайник. Рисунок незатейливый, но очень популярный в СССР – белый горох на красном фоне. Набор не был праздничным, скорее, простым и практичным. Поэтому, когда семья собиралась за столом и приходило время чаепития, на столе оказывались именно чашки с горохом.
7. Набор рюмок
Эти изящные коллекционные рюмки из александритового стекла создал В.С. Муратов в 60-х годах прошлого века на заводе «Гусь Хрустальный», расположенном во Владимирской области. Эти уникальные изделия являются хамелеонами и меняют свой цвет с лилового на голубой в зависимости от освещения. Были выпущены ограниченным тиражом, поэтому считаются достаточно редкими изделиями. Понятно, что изначально рюмки выпускались для употребления крепких напитков, однако во многих домах они просто стояли в стеклянном шкафу в качестве украшения. Даже сейчас такие изделия смогли бы послужить великолепным декором на кухне или в столовой.
8. Конфетница
Эта вещь была особенной для многих детей, которые росли в Советском Союзе. Во многих квартирах конфетница до сих пор стоит на полке серванта, но уже используется не только по праздникам, но и для повседневных целей. Держать ее в руках – настоящее удовольствие: шероховатая поверхность, фактурные срезы… Неудивительно, что дети часто просили родителей во время уборки протирать от пыли именно посуду. Такое изделие прекрасно смотрится на столе, а если заполнить его всевозможными конфетами в ярких обертках, от него просто невозможно будет оторвать взгляд.
9. Детский кофейный набор
Сейчас очень популярны детские чайные наборы от шведского бренда ИКЕА. Однако в сердцах советских детей навсегда останется игрушечный кофейный набор, созданный производственным объединением «Гжель». Он выпускался до 1980-го года, а затем, к сожалению, был снят с производства. В набор входили молочник, кофейник, блюдце и кофейные чашки. Отличная посуда для того, чтобы развивать прекрасный вкус у ребенка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русские стеклянные и хрустальные заводы
Стекольные производства в России переживали выраженные периоды быстрого развития и спада. Петровская эпоха совпала с расцветом производств в самых различных отраслях, в том числе были созданы русские фабрики стекла и фарфора. Эксперименты Ломоносова по поиску рецептов смальты обогатили стекольное дело способами получения различных цветных стёкол. Вторая половина XIX века была отмечена бурным ростом промышленных производств бытового и технического стекла, и в то же время расцветом производства изысканных стеклянных изделий, являвшихся одним из символов роскоши.
Первая половина XX века, насыщенная политическими событиями, войнами, переделами собственности привела к относительному запустению в отрасли, но в 1950-е начался новый подъём художественного стекольного дела. В 1970-е хрусталь служил своего рода показателем уровня благосостояния советских граждан, его любовно хранили в витринах стенок и шкафов, выставляя лишь на праздничный стол. В 1990-е прошла первая волна банкротств и закрытий стекольно-хрустальных производств. Второе десятилетие двадцать первого века покончило с теми, кто сумел выжить и продержаться.
В XX веке материалом для производства художественных изделий служило цветное и бесцветное, простое и хрустальное стекло, а также новое сульфидно-цинкове стекло, изобретенное лишь в 1958 году на Ленинградском заводе художественного стекла. Орнаментальная отделка изделий, как правило, была весьма сдержанна и лаконична. При этом использовались самые разнообразные виды декоративной обработки. Ассортимент отличался широким разнообразием: производилось много комплектов и наборов, составленных из разноцветных предметов. Их строгие и простые формы соответствовали вкусам советских людей и стилистике советских интерьеров.
Ленинградский завод художественного стекла
Ленинградский завод художественного стекла был основан в 1940 году. Здесь работал небольшой, но очень талантливый коллектив известных художников: Л. О. Юрген, Х. М. Пыльд, Е. В. Яновская, Ю. А. Мунтян, А. М. Остроумов. Их лучшие произведения отличаются необычайным разнообразием форм, ясностью и лаконичностью, использованием новых видов обработки изделий.
Рюмки.
Ленинградский завод художественного стекла
Ваза.
Ленинградский завод художественного стекла
Декорировка стекла цветными пятнами нашла искусное применение в сервизах «Яблочко» Б. А. Еремина и в приборе для воды «Листики» Х. М. Пыльд, покоряющих своей поэтической красотой и пластической выразительностью литой формы. Использование цветных пятен достигло особенно большого декоративного эффекта в двух вазах А. И. Маевой, где зеленые и лиловые пятна переплетаются с тонкими, гибкими белыми линиями. С большим мастерством и вкусом исполнялись приборы для кваса А. И. Маевой. На молочно-белом сульфидном стекле расположены овальные, словно прозрачные, капли. Особую нарядность придает прибору янтарно-желтая круглая крышка, ручка и стаканчики.
По-новому делалась на заводе алмазная грань. Широкая и с глубокими врезами, она хорошо подчеркивала свободные ритмичные рисунки, сохраняя особенности искрящегося и сверкающего хрустального стекла.
Завод закрыт в 1997 году по решению арбитражного суда.
Гусевский хрустальный завод (Владимирская область)
Гусевский хрустальный завод основан в 1756 году А.Мальцевым. Предприятие выпускало как сортовые и массовые изделия из стекла и хрусталя, так и уникальные художественные изделия в единственном экземпляре. После национализации производство сохранилось. В 1960-е годы завод был серьёзно модернизирован, производство продукции было механизировано.
Хрустальная пушка.
Гусевский хрустальный завод
Гусевский завод являлся крупнейшим центром отечественного стекольного производства и особенно прославился своей алмазной гранью. Это предприятие выпускало уникальные изделия из многослойного цветного стекла и граненого хрусталя, украшенные сложными узорами. Характер художественных изделий менялся от изысканно-вычурных изделий со сложной декорировкой до простых форм с выразительным силуэтом. Материалом для изделий служило главным образом гладкое цветное стекло различных оттенков.
Музей хрусталя.
Гусевский хрустальный завод
Некоторые изделия Гусевского завода оригинальны своей неравномерной окраской — от прозрачного тона в верхней части до звучного пятна на самом днище. Иногда использовалось два ярких цвета, например желтый, переходящий в рубиновый. Приобрела новый характер и алмазная грань. Прежнюю измельченную грань со стандартными мотивами сменила широкая, позволяющая выявлять обобщенные стилизованные сложные изображения и растительные узоры. В больших декоративных блюдах с своеобразными сюжетными изображениями она сочетается с матовой гравировкой.
Интересные работы созданы талантливыми художниками Е. И. Роговым, В. А. Филатовым, С. К. Пивоваровым, Н. П. Матушевской.
Дятьковский хрустальный завод (Брянская область)
Старейший российский завод по выпуску хрустальных изделий был основан в 1790 году А.Мальцевым. Завод выпускал большой ассортимент всевозможной стеклянной прессованной посуды с гранеными узорами. После революции – крупнейшее предприятие в стране по выпуску художественных изделий из стекла. В 1959 году завод начал выпуск сульфидно-цинкового стекла, хрустальные изделия приобрели высокое качество окраски и художественной отделки.
Хрустальные изделия.
Дятьковский хрустальный завод
Ваза.
Дятьковский хрустальный завод
Характерной для завода стала посуда пз молочного стекла, с яркой росписью эмалевыми красками. Впервые была освоена технология окраски изделий люстрами (красками с примесью различных металлов), широко использовалось декодирование посуды стекловолокном, гравировкой, силикатными красками, травлением, алмазной гранью. Оригинальные произведения были созданы художниками Е. С. Шуваловым и В. Я. Шевченко.
В начале 2013 года завод был выставлен на продажу. Производство разрушено.
Завод «Красный Май» (Тверская область)
Завод был основан купцами Болотиными как химический, производство стекла началось в 1870 году, с 1873 года среди продукции появились и изделия из цветного стекла. После национализации завод выпускал смешанную продукцию. В 1945 году на заводе «Красный Май» были изготовлены рубиновые стекла для звезд на башнях Московского Кремля. В 1952 году на заводе появилась художественная лаборатория, проводящая исследования свойств стекла и технологий его производства. В 1959 году, освоив сульфидно-цинковое стекло и получив сульфидно-цинковые опалы, завод значительно повысил художественное качество этого стекла. Оно стало более звучным и прозрачным, сохранив мягкую опаловую пленку. Из этого стекла производились красивые дымчатые бокалы, голубые вазы, нарядные наборы для салата из нежных сиреневых, розовых, желтых, зеленых предметов.
Художественное стекло.
Завод «Красный Май»
Художественное стекло.
Завод «Красный Май»
Художественное стекло.
Завод «Красный Май»
В замечательном приборе Е. А. Ивановой «Вечерний» спокойными плавными формами и мерцающим темно-синим стеклом тонко передано поэтическое настроение. В декоративной вазе С. М. Бескинской «Зима» белые нити молочного стекла образуют узор словно из снежных вихрей.
Большое место в продукции завода занимали изделия из накладного синего, красного, зеленого стекла, украшенные алмазной гранью, и из цветного рифленого стекла. В красивой с густым янтарным цветом вазе «Луковица» художника А. М. Силко плавные переходы создают эффектную с переливами игру цвета. Изделия массового ассортимента на заводе часто расписывались различными яркими полосками, наносимыми непрозрачными силикатными красками.
По состоянию на конец 2014 года завод не работает. Корпуса и здания в полуразрушенном состоянии, оборудование растащено на металлолом.
Чудовский стеклянно-хрустальный завод «Восстание» (Новгородская область)
Основателем завода в городе Чудово Новгородской области являлся А.К.Рингерберг. Завод начал работу с 1876 года и был ориентирован на производство лампового стекла и фонарей. В 1889 году завод был выкуплен И.Е.Кузнецовым. После серьёзной модернизации и переоборудования производства завод помимо технических изделий начал выпускать хрустальные изделия и посуду разных фасонов. С 1909 года завод получил название «Чудовский стекольно-хрустальный завод». Вокруг завода было построено значительное количество социальных объектов и обслуживающих население и рабочих предприятий. Темпы производства наращивались.
В художественных изделиях стекольного завода «Восстание» широко использовались люстры самых различных цветов. Наносимые тонким слоем на стекло, люстры придают ему разнообразные цветовые оттенки металлического блеска, повышая декоративные качества изделий. Особенной силы эта игра цвета достигает в рифленых сосудах. При использовании люстр большое значение имеет форма предмета.
Главный художник завода «Восстание» С. К. Моисеенко покрывал изделия тонкой гравировкой и легкими рисунками алмазной грани. Ритм штрихов и матовых выемок красиво гармонировал с гладкой поверхностью стекла.
Завод имени Первого Коммунистического добровольческого отряда (Новгородская область)
До революции стекольное производство в посёлке Большая Вишера Новгородской области было известно как завод братьев Коржунковых. Предприятие было основано в 1888 году и специализировалось на выпуске лампового стекла и прессованных изделий. После национализации в 1919 году предприятие пришло в запустение. В 1947 году завод был восстановлен на старом месте. Специализацией нового предприятия стали тонкостенные выдувные стеклянные изделия. Стекло декорировалось росписями люстровыми красками.
Стеклянные вазы.
Завод имени Первого Коммунистического добровольческого отряда
Смелыми поисками отличалось творчество 3. И. Новицкой. Различные по своим характерным изгибам и выразительным линиям силуэта ее бокалы и рюмки напоминают цветы — вьюнки, тюльпаны, пионы. Нежные желтые, розовые, голубые, сиреневые оттенки стекла только усиливают выразительность этих изделий. В 1981 году на заводе трудилось около 3000 высококвалифицированных рабочих, служащих и инженерно-технических работников. В 2010 году завод хоть немного, но работал. Более поздних сведений найти не удалось.
Завод «Красный гигант» (Пензенская область)
Бахметьевский стекольный завод в городе Никольске был основан в 1764 году, впоследствии назывался Николо-Пестровским или Николо-Бахметьевским заводом. Завод изначально специализировался и добился высочайших результатов в производстве стеклянных и хрустальных изделий высокого художественного уровня. До революции был известен как ведущее и непревзойденное в Российской империи производство эксклюзивной посуды.
Кувшин.
Николо-Бахметьевский завод
После революции завод не претерпел серьёзных потрясений, традиции изготовления художественного стекла были продолжены. В частности, на заводе были созданы хрустальный фонтан (проект Ф.С.Энтелиса и И.М.Чайкова) и Кремлевский сервиз (проект В.И.Мухиной). В послевоенное время завод успешно развивал традиции создания уникальных хрустальных изделий. На заводе был также собран музей стекла и хрусталя – самый крупный в СССР.
Хрустальный набор.
Завод «Красный гигант»
Художественное стекло.
Завод «Красный гигант»
Музей стекла и хрусталя.
Завод «Красный гигант»
Стрыйский стекольный завод история
Сообщение Нафталин » 03 сен 2018, 11:55:35
В 1635 году на Руси появился первый, после татаро-монгольского нашествия, стекольный заводик. Сам царь Михаил Федорович даровал земельный надел в Московском уезде «пушечных дел мастеру» Елисею Коету, шведу, находившемуся на русской службе, под строительство завода. Работало тогда на заводе пятнадцать человек, которых Коет сам набрал и обучил стекольному делу. Производил этот завод в основном бутылки и аптекарские склянки, а так же посуду для царского стола.
Екатерина Великая продолжила политику Петра. Много государственных заказов размещалось на отечественных стекольных заводах, в том числе и для нужд императорского двора.
Свой вклад в стеклоделие в России внес и Михайло Васильевич Ломоносов, который проявлял большой интерес к технологии изготовления спиртных напитков. А в 1752 году он, по распоряжению Сената, открыл завод по изготовлению стекла «разной надобности».
К концу XVIII века в России утвердилась мода на художественное стекло. Производство такого стекла наладили на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Вазы, бокалы, кувшины, рюмки и прочие изделия Императорского завода были красивы и изящны, и пользовались большой популярностью среди знати и высокопоставленных вельмож. К середине столетия относится и открытие стекольного промысла недалеко от города Владимира на речке Гусь, известного в дальнейшем под названием Гусевского хрустального завода.
Большое значение имел цвет стекла. Обыкновенную водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темную и светлую зелень. Дорогую водку лили в фигурные бутылки из бесцветного, янтарного или вишневого стекла, в рубиновые, молочного и голубого дымчатого стекла, из хрусталя и фарфора. Настойки, наливки и прочие крепленые напитки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим и оливковым колером.
Стекольная промышленность России XVIII в.
Во второй половине XVIII в. государство поощряло частное предпринимательство. Экономическая политика Екатерины II была направлена на расширение прав помещиков. В 1782г. выходит закон, утверждающий полное право владельца распоряжаться лесными угодьями. Это оказало непосредственное влияние на развитие стекольного производства. Частные владельцы больших лесных угодьев устремили свои капиталы на строительство стекольных фабрик, чтобы использовать лес с максимальной выгодой.
Бесплатное топливо делало производство чрезвычайно рентабельным, а в России стекольные заводы работали исключительно на лесном топливе в отличие от западноевропейских, которые использовали каменный уголь.
Поэтому со второй половины XVIII в. количество заводов заметно возрастает и в 1804г. доходит уже до 114.
(Е. Зябловский, Статистическое описание Российской Империи в нынешнем ее состоянии, изд. 2-е, ч.V, Спб., 1815, стр.83)
Огромное значение для развития отечественных мануфактур имели периодические Всероссийские выставки мануфактурных изделий. Первая выставка состоялась в Санкт-Петербурге в 1829 г., и ее рассматривали как «истинно национальное учреждение». Она должна была «Явить свету успехи наших мануфактур в полном их блеске и величии»
(Описание Первой публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в С.-Петербурге в 1829 г., Спб., 1829, стр 15)
Эти выставки устраивались через каждые 2 года в Москве и С.-Петербурге попеременно до1849 г., когда эта система нарушилась в связи с участием России во Всемирных выставках. Кроме того, Нижний Новгород также стал местом подобных выставок и ярмарок.
На первой выставке в С.-Петербурге среди прочих товаров широко были представлены изделия стекольных и фарфоровых заводов России. В описании этой выставки сохранилась краткая характеристика продукции заводов и отдельных произведений.
Большим успехом на выставке пользовались массовые изделия Мальцовских заводов, ибо «хрустальная и фарфоровая посуда … стала уже доступна людям посредственного состояния». Мальцов был награжден Большой золотой медалью выставки «за отличный хрусталь».
В середине XIX в. 153 завода выпускало посуду, из них 17 изготовляли предметы роскоши для императорского двора.
К 1896-1900 гг. насчитывалось уже 300 предприятий стекольного дела.
Крупнейшие стекольные предприятия Царской России
Измайловский завод (1668-1710 гг.)
Завод был построен в 1668-1669 гг. в дворцовом селе Измайлово под Москвой и подчинялся дворцовому ведомству. В 1670 г. сюда приехали мастера «виницейцы», которые судя по именам были выходцами из Голландии, где широкое распространение получило стекло в Венецианском духе. Завод специализировался на производстве предметов дворцового назначения, и только незначительная часть его продукции шла на продажу. Ассортимент изделий был очень разнообразен и состоял из «кувшинов, кружек, рюмок, кубков, тарелей, сковород, кадочек, ведерок, фляг, мухоловок, лампад, подсвечников и т.д.»
В 1710 г. Измайловский завод был передан в ведение Аптекарского приказа и прекратил выпуск художественных изделий. Время его закрытия точно не установлено.
Ямбургский завод 1710 – 1735 гг
Документы, указывающие дату основания Ямбургского завода, отсутствуют, установить ее помогает запись в архиве А.Д.Меншикова, сообщая, что «Ямбургские заводы учреждены князем …… прежде 1710 году».
Но уже в 1717г А.Д.Меншиков оказывается не владельцем завода, а арендатором. В 1730г завод был отдан в аренду английскому купцу Виллиму Эльмзелю. После его смерти, в 1738г выяснилось, «что заводы стоят пустые», а мастера и инструменты еще в 1735г переведены на собственные заводы Эльмзеля в Петербурге и на реке Лаве. На Ямбургском заводе делали оконные круги, лили зеркальные стекла, выдували зеленую и «хрустальную» посуду (так в XVIII в. называлось бесцветное стекло).
Петербургский завод 1735 – 1774 гг.
Завод был построен в 1735г Виллимом Эльмзелем на берегу Фонтнки. Сюда были переведены инструменты и мастера Ямбургского завода. В 1738г завод перешел в казенное управление. В первые годы здесь работало всего 33 человека, занимавшихся обработкой стекла: полировкой, шлифовкой, гравировкой. В середине столетия завод значительно расширился. Здесь были 2 печи для «варения материи» и одна для мозаичных стекол.
Завод специализировался на производстве художественных изделий, которые выполнялись по заказам двора и частных лиц. Часть продукции продавалась в специальной лавке на Невской «першпективе», а затем в «итальянском магазине».
В 1774г завод был переведен в село Назью близ Шлиссельбурга. В Петербурге была оставлена лишь мастерская для шлифовки и полировки зеркал, и гравировки посуды.
Императорский стекольный завод.
Последняя четверть XVIIIв. – начало XIXв.
В 1774г Петербургский казенный завод был переведен в село Назью Шлиссельбургского уезда, где с середины столетия существовало небольшое стекольное производство. В 1777г предприятие было отдано «в вечное и потомственное владение» князю Г.А.Потемкину, который перевел его в село Озерки близ Петербурга. В 1792г завод снова перешел в ведение казны и стал именоваться Императорским. К этому времени на заводе работали 234 человека. Завод специализировался на производстве художественных изделий для двора и отчасти для внутреннего рынка. Здесь варили, помимо бесцветного стекла, еще и «… фиолетовую, алую, бирюзовую, желтую, зеленую, синюю, мраморную и костяную материю». В это время изделия завода украшались преимущественно золотой росписью и редко гравировкой. Изготавливались также и детали осветительных приборов: люстр, ламп.
С 1804г завод переключился на изготовление уникальных произведений для убранства царских резиденций, а также для подношений высоким особам. На заводе было налажено производство свинцового хрусталя.
Бахметевский завод XVIII – XIX вв.
Завод основан в 1763г «соляной конторы прокурором» А.И.Бахметевым близ сел Никольского и Пестровки Пензенского уезда. В 1774г во время крестьянской войны под предводительством Пугачева был разорен, позже восстановлен.
В 1779г перешел к вдове основателя – А.И.Бахметевой, а затем к их сыну – Н.А.Бахметеву, при котором достиг наивысшего процветания.
Здесь изготавливали посуду из цветного и бесцветного стекла, украшенную золотой и серебрянной росписью.
На I Мануфактурной выставке 1829г были отмечены чистота массы и превосходная отделка бахметьевского хрусталя. Особенного одобрения заслужили цветные изделия и живопись по стеклу.
С 1836г владельцем завода стал гофмейстер императорского двора А.Н.Бахметев.
На выставке 1849г завод демонстрировал изделия с опаловым, бирюзовым и зеленым нацветением, а также и мраморную посуду.
Орловский завод XVIII – XIX вв.
Завод основан Яковом Немчиновым в селе Богородском Мосальского уезда Калужской губернии. В 1790-х годах был куплен графом Орловым Ф.Г., затем перешел к его сыну – М.Ф.Орлову. Завод выпускал посуду из бесцветного, синего и вишневого стекла, украшенного гравировкой, шлифовкой, росписью.
Завод М.Ф.Орлова на I Мануфактурной выставке 1829г представил стекло «цветное золоченое и богатой грани хрусталь».
После смерти Орлова в 1842г, завод был продан и до 1862г прекратил свое существование.
Мальцовские заводы XVIII – XIX вв.
В 1723г Назар Дружинин и Сергей Аксенов основали стекольный завод в Можайском уезде на пустотах Ширяевой и Кудиновой. Год спустя они взяли в компаньоны Василия Мальцова, который в 1730г стал единственным владельцем завода. В 1746г предприятие перешло в управление к сыновьям Василия – Акиму и Александру. К этому времени производство значительно расширилось. Здесь работали 64 мастера. В середине столетия по оснащенности это предприятие было самым крупным в России.
Здесь работало 50 шлифовальных и 14 гравировальных станков. Завод специализировался на производстве «хрустальных» изделий со шлифовкой и гравировкой. В 1750г часть завода была переведена в село Радутино Трубчевского уезда. А в 1756г другая часть завода обосновалась на речке Гусь во Владимирском уезде, дав начало и ныне существующему г.Гусь – Хрустальному. Радутинская же фабрика в 1771г была переведена в село Радицы Брянского уезда и просуществовала до конца столетия. В 1788г оба завода, Гусевской и Радицкий, оказываются в руках вдовы Акима Мальцова – Марьи Васильевны, которая начинает строительство новых заводов. К концу столетия в ее руках сосредоточено уже 10 заводов.
Во второй половине XVIII в. началась предпринимательская деятельность Фомы Мальцова, двоюродного брата Акима и Александра. К концу столетия он уже владел пятью заводами, из которых Золотковская фабрика не уступала Гусевской по размерам и качеству изделий.
Из пятнадцати Мальцовских заводов во второй половине XVIII в. только Гусевский, Радицкий, Дятьковский и Золотковский производили «хрустальную посуду со шлифовкой и гравировкой, а также художественной росписью».
В начале XIX в. семейству Мальцевых принадлежало 15 стекольных заводов, где была сосредоточена почти половина рабочих, занятых в стекольной промышленности России.
В 1884г Мальцовские стекольные заводы были временно переданы в казенное управление, а в 1894г было создано акционерное общество Мальцовских заводов. Последним владельцем заводов был Ю.С.Нечаев – Мальцов.
Немчиновские заводы XVIII в.
Завод в Дорогобужском уезде был построен Петром и Емельяном Немчиновыми в 1748г.
В 1761г он представлял собой хорошо организованное производство с пятьюдесятью рабочими, отдельной «хрустальной гутой», «рисовальной светлицей» и шлифовней. Выдували хрустальную посуду наемные украинские мастера, а шлифовали и гравировали – крепостные заводчиков. В 1755г Немчиновы получили заказ на изготовление придворной посуды, до этого он был адресован Мальцовым. В 1762 – 1764 гг заводом владеет вдова Петра, а с 1764г – их сын Василий, в 1776 – 1777 гг завод значится за Семеном Немчиновым.
Помимо этого завода, известен еще один Немчиновский завод в Гжатской пристани. Он до 1761г принадлежал Петру Немчинову, а затем его сыну Якову, который владел им в 1777г. Затем был построен еще один завод Якова Немчинова в селе Богородском Мосальского уезда, проданный в 1790-х годах графу Ф.Г.Орлову. в 1769г сообщается о «города Мосальской стеклянной фабрики фабриканте» Иване Немчинове, а в конце XVIII века известна фабрика Матрены Родионовны Немчиновой в селе Мышенки Мосальского уезда.
Советская Россия получила слабо развитую в техническом и художественном отношении стекольную промышленность.
За годы первой мировой войны производство изделий резко уменьшилось (в отдельных случаях до 50%). Кадры рабочих и мастеров были распылены. Из ответов на разосланные по заводам циркуляры выяснились основные причины сокращения производства: сокращение спроса на товар, стесненность кредита, перебои в сбыте, связанные с нарушением железнодорожного движения, уход на фронт мастеров (около 25%), крайне низкий технический уровень производства усугублял это положение.
В условиях экономической блокады, голода и саботажа лишь немногие заводы могли работать. Из 300 предприятий стекольно – фарфоровой промышленности осталось 180, а к 1917г работало только 60 стеклозаводов.
25 октября 1917г большевики стали правящей партией страны и приступили к построению пролетарского государства с управлением промышленностью в условиях марксистского учения о диктатуре пролетариата.
Началась национализация фабрик и заводов (изъятие и передача в общественную собственность средств производства). На II Всероссийском съезде Советов (октябрь 1917г) был сформирован Совет Народных Комиссаров (Совнарком), как коллегия председателей (комиссаров) комиссий (наркоматов) по заведованию отдельными отраслями политической и экономической жизни.
В письме в редакцию «Правды» (18 ноября 1917г) Ленин следующим образом определил последовательность проведения мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для формирования социалистического уклада в стране: «Рабочий контроль над фабриками, следующая за этим их национализация, создание высшего экономического совета, регулирующего все народное хозяйство страны…» (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 35, стр.103)
2 декабря 1917г был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) под подчинением Совнаркома для организации народного хозяйства и государственных финансов, объединение деятельности центральных и местных учреждений в области экономики.
С декабря 1917г – началось создание Совнаркомов на местах. Из промышленных предприятий прежде всего национализировались те, которые до октября 1917г принадлежали государству или членам царской фамилии, затем началось обобществление частных предприятий. С ноября 1917г по март 1918г было передано в собственность государства 836 предприятий в 31 губернии. В 1918г стекольная промышленность особым декретом была национализирована.
(Декрет СНК РСФСР от 28 июня 1918г о национализации крупных предприятий; №21 – о стекольной и керамической промышленности. См. «Хронологическое собрание законов и указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР», т.1 (1917 – 1918гг) М.,1959, стр.20.)
Заводы, находившиеся в частном ведении, перешли в собственность государства. Необходимо было создать аппарат управления промышленностью. В 1918г утверждается Главный комитет стекольно–фарфоровой промышленности (с 1919г – Главное управление); в 1922г создается научный центр – Государственный экспериментальный институт силикатов. (В 1930г он разделился на 2 института – стекла и керамики). Все эти меры были своевременны.
В период Гражданской войны (1918 – 1920 гг) положение на стеклозаводах оставалось крайне тяжелым. Не было фонда заработной платы, рабочим платили посудой. В города республики направлялись делигации с разными товарами (в том числе стаканами из стекла), обменивавшие их на продовольствие. В связи с этим был издан декрет Совнаркома об отчислении стеклоизделий (шесть с половиной процентов от плана выпуска) для продажи через специальных уполномоченных. Доход от продажи использовался для получения продуктов питания, материалов для упаковки.
Такая планомерная организация сбыта через комиссию по реализации фондов предупреждала конкуренцию заводов, поддерживала единую политику цен.
В стекольном районе страны – Владимирской губернии, где насчитывалось 26 заводов, начиная с декабря 1921г работал один Гусевской завод, действовала лишь одна стекловаренная печь. Вырабатывалась только самая необходимая посуда (стаканы, банки, кружки), но и она из-за отсутствия транспорта и упаковочных материалов задерживалась на складах.
С 1929г была начата реорганизация управления промышленностью по принципам: проведение единоначалия во всех звеньях промышленности; обеспечение предприятиям максимальной самостоятельности в деле выполнения плановых заданий, усиление технического руководства на предприятиях, упрощение всей системы планирования и управления промышленностью.
Произошло разделение Наркомторга СССР на Наркомвнешторг и Наркомснаб, ВСНХ преобразован в 3 наркомата – тяжелой, легкой и лесной промышленности. Местные советы народного хозяйства были преобразованы в республиканские Наркоматы легкой промышленности, а также в краевые и областные управления и тресты. Ряд хозяйственных объединений был разукрупнен, их число увеличилось. Период первого десятилетия Советской власти – период частичного восстановления стекольного производства к показателям дореволюционного времени. И хотя количественные показатели постепенно росли вверх, ассортимент и качество продукции оставляли желать лучшего.
По количеству продукция измерялась на вес, ассортимент был ничтожно мал, качество практически отсутствовало.
Вопрос об улучшении качества остро встал в 1925г, когда секция особого совещания по качеству при Президиуме ВСНХ СССР провела смотры продукции заводов. Правда, пока он еще не касался художественного качества изделий и решался лишь с позиций улучшения технического исполнения изделий (уменьшение толщины стенок, улучшение прозрачности и чистоты стекольной массы) и т.д. В 1930г на 1-й Всесоюзной Конференции по качеству стекольно-фарфоровой продукции говорили о необходимости решения художественных задач.
До середины 1930г в стране не производилось сортовой посуды из «белого», т.е. прозрачного, обесцвеченного стекла. Изделия изготовлялись из «полубелого» (недостаточно обесцвеченного), а основная масса – из зеленого стекла.
В апреле 1934г было издано специальное Постановление Совнаркома по стекольной промышленности (Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел 1, №19, от 26.04.1934г, стр.263-271), где подчеркивалось, что «производство высококачественной и художественной посуды сведено к ничтожным размерам». Постановлением вводилась новая система планирования по видам изделий, а не по весу, как было раньше; запрещался выпуск изделий из зеленого стекла на заводах: Гусевский хрустальный, Дятьковский хрустальный, Красный Гигант. Заводы, находившиеся в ведении местной промышленности, перешли в подчинение Наркомпрома, где было создано Главное управление стекольной промышленности («Главстекло»).
С середины 1930г производство художественной посуды в стране стало налаживаться. Ассортимент изделий расширился.
В 1938г при управлении Главстекло организуется художественный совет, который начинает плодотворную деятельность по привлечению талантливых художников для работы на стекольных заводах и обновлению ассортимента. На заводах вводится штатная должность художника. В апреле 1939г издается специальный приказ о приведении в порядок музеев стеклозаводов: «Красный гигант», «Гусь-Хрустальный» и «Дятьковский хрустальный завод».
В августе 1939г был проведен Всесоюзный просмотр ассортимента стеклянных изделий. В октябре того же года был издан приказ по НКЛП СССР «О реализации итогов просмотра сортовой стеклянной посуды» (ЦГАНХ, ф.9349, оп.Л.д.77 лл.172-173). На основе этого приказа уже в 1940г при Государственном институте стекла организуется экспериментальная художественная лаборатория, в задачи которой входит разработка и внедрение в производство новейших способов обработки стеклянных изделий, изготовление новых образцов.
В годы ВОВ (1941-1945гг) стекольная промышленность перешла в ведомство НКВД и находилась в нем до 1946г. Художественная деятельность на стеклозаводах страны была приостановлена и совершен переход к выпуску продукции на нужды обороны (фляжка для солдат, бутылка для зажигательной смеси и т.д.). В первые послевоенные годы стекольная промышленность реконструировалась и перестраивалась на выпуск сортовой посуды (кружки, вазы, салатники, цветники, рюмки и т.д.), тарной посуды (бутылки, банки для консервирования) и строительных материалов (стекло оконное, стеклоблоки …)
В марте 1946г принят закон о преобразовании Совнаркома СССР в Совет Министров СССР. Организуется Министерство легкой промышленности СССР, под ним Министерство товаров широкого потребления РСФСР.
В феврале 1957г (времена «оттепели») принято решение о переходе к территориальному принципу управления народным хозяйством по экономически административным районам и об образовании совнархозов для дальнейшего повышения эффективности управления. Происходит создание совнархозов на местах.
В 1965г произошел возврат к отраслевой системе управления. было организовано Министерство Промстройматериалов РСФСР, возглавившее всю стекольную промышленность России.
Была предпринята попытка имплантации элементов хозрасчета в систему советского планового хозяйства, но прекращена, т.к. угрожала всей системе централизованного административного управления. Особого внимания заслуживает деятельность совета по стеклу ВИАЛЕГПРОМа, работавшего в те годы. Организованный с целью анализа новых образцов, он со временем стал решать серьезные профессиональные вопросы – о художественной направленности, о соотношении массового и уникального, об эстетическом освоении техники, о специфике произведений прикладного искусства и др.
ВИАЛЕГПРОМ – Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды Министерства легкой промышленности СССР. Отдел стекла реорганизован в 1967г в Ассортиментный отдел стекла Государственного института стекла, при котором вновь организован Всесоюзный художественный совет по стеклу Министерства промышленности
Сообщение Нафталин » 03 сен 2018, 14:14:18
В России не так уж много поисковиков, которые занимаются поиском стекла. Однако дело это достаточно прибыльное.
На самом деле, существует большой рынок с аукционами, на которых старинные стеклянные бутылки поисковики продают за тысячи рублей или за тысячи долларов — такие суммы готовы выкладывать коллекционеры за особо редкие экземпляры. Раритеты отличаются необычными формами, цветом и рельефами. Рельеф, кстати, делает стеклянную емкость более привлекательной в глазах знающих людей, и к тому же, помогает определить возраст находки. До 1890 года, пока всю информацию не стали размещать на бумажных этикетках, использовался только рельеф.
Ответим на самые популярные вопросы по поиску старинных бутылок.
С каким металлоискателем лучше всего находятся бутылки?
Металлоискатель не определяет секло. Он может помочь лишь тем, что натолкнет вас на свалку реликвий, которые могут окружать стеклянный сосуд. Лучше всего, однако, брать глубинные металлоискатели с большими катушками. Подойдут и те, что рассчитаны на поиск реликвий.
Какие самые лучшие находки?
Антикварные бутыли, начиная с 1700 года по 1900. Все они, чаще всего, сделаны вручную. К редким вещицам относятся стеклянные флаконы для медикаментов, ядов, косметических средств, духов, бутылки от напитков и алкоголя, от продуктов питания и даже чернильницы. Ценятся те, на которых есть рельефная маркировка, или те, что отличаются необычным цветом или формой. Особенно ценно синее стекло или пирамидальные (конусообразные) бутылки. А также по ценам от 5-10 тысяч рублей продаются штофы 18-19 века от водки.
Где можно найти старые бутылки?
Большинство мест — это те места, где обычно ищут реликвии. На старинных бытовых свалках, в пристройках домов, на набережных и стройплощадках. Любой регион, который в старину использовали под мусорный полигон — свалку, рай для поисковиков бутылок. Поискать, где всё это было, можно в библиотеке или в архивах, посмотрев на старинные карты населенных пунктов. Помимо бутылок, на свалках можно отыскать предметы старины и украшения. По секрету также скажем, что уборная раньше тоже использовалась, как мусорница. Туда обычно кидали флаконы от лекарств, мазей и всяких притираний.
Какой инструмент нужно брать на поиск?
Лопату не берите. Лучше совок, а еще лучше- пластиковый, т.к. металлический может поцарапать и разбить бутылку. В любом случае, копайте очень и очень осторожно. Наушники помогут вам уловить сигнал от глубинных целей, так что поиск с ними будет более удачным. Если есть возможность, можно воспользоваться георадарами.
Сколько можно заработать на поиске бутылок?
Если вы добавите сбор старинного «стекла» к своему хобби по поиску монет и украшений, вы, определенно, заработаете. В России можно легко отыскать экземпляры по цене от 1000 рублей. Ниже — фотографии таких бутылей (от 1000 до 2000).
Продаются такие раритеты на интернет-аукционах. На зарубежных счет идет на сотни, иногда тысячи, долларов. Так что да, заработать на поиске старинных бутылок можно. За рубежом существуют многочисленные клубы по поиску антикварной стеклотары.
Как чистить старинные бутылки?
Есть один довод за то, чтобы аккуратно и хорошо почистить найденную вами на копе бутылку. Это деньги. Чем лучше бутылка будет выглядеть, тем за большую суму ее можно продать. Если вы выкопали много старинных бутылок и не собираетесь их продавать, а собираете личную коллекцию, то я вас поздравляю. Тем не менее, я надеюсь, что вы продолжите читать мою статью, потому что вы найдете в ней много полезного.
Есть у меня знакомый, который начал свои поиски именно с выкапывания и собирания старинных бутылок. Как-то давно он шел по пригородной полянке с металлоискателем. И тут заметил зеленое круглое донышко бутылки из-под напитка. И любопытства он вытащил ее и понял, что под землей закопана целая куча стеклянных раритетов. Так он понял, чем дальше будет увлекаться.
Я тоже находил такие бутылки. Фактически – там, где их можно было и не искать: на небольшом пятачке строители выкидывали мусор, по привычке, так сказать. Он там складировался чуть не полторы сотни лет. В общем, ранее туда сносил отходы ресторан…
Так что неизвестно, где найдешь. Просто держите глаза широко открытыми.
Так вот, после того, как они выкопаны, бутылки нуждаются в чистке. Одним хватает простого мытья с мылом и водой, чтобы приобрести презентабельный вид, а другим нужно нечто большее. И вторых в нашем случае куда больше. Как правило, они настолько замызганные и залепленные чем попало, то хочется взять молоток и отбить эти наросшие «инкрустации». Но это не подходит применительно к бутылкам!
Методика чистки гораздо тоньше, она позволит, как минимум, удвоить, а то и утроить стоимость находки.
Одна из самых важных вещей, которые нужно помнить при очистке старых бутылок, – это то, что вы легко и просто можете разбить их в процессе очистки. И громкий хлопок, с которым бутылка треснет, вызовет крик негодования или даже слезы… В зависимости от редкости находки. Очень обидно, когда 200-летняя бутылка выживает поле бросания ее оземь, топтания по ней нескольких поколений, выкапывания из земли, но ломается в руках неопытного копателя, вознамерившегося ее как следует промыть.
Ладно, прекращаем нагнетать атмосферу. То, что нам надо – это блестящие целехонькие бутылки. Правда, иногда добиться блеска просто невозможно из-за качества секла, даже если использовать правильные методы.
Открою вам одну тайну из физики. Технически стекло – это чрезвычайно вязкая жидкость, которая течет настолько медленно, что мы можем ее использовать. И вот эта особенность стекла приводит к тому, что оно вступает в реакцию с разными химвеществами в почве или на свалке. Иногда итогом реакции становится то, что на бутылке появляются области, где структура стекла безвозвратно изменилась или подверглась коррозии. Отмечу, что в некоторых почвах стекло хранится лучше, а некоторые просто губительны для него. А если добавить то, что на свалках стеклянные предметы перемешаны с органическими отходами…
Поэтому особенно важно помнить при чистке бутылок то, что они страшно хрупкие. И после первоначальной промывки (не в текущей воде комнатной температуры) просто иногда надо поставить находку сушиться. Бывает, что странные наросты, прилипшие к ним, отпадают сами. Или же их можно потом очень осторожно оскрести бритвенным лезвием.
Если бутылки сухие внутри, то смешайте рис, соль и порошок с наждачной бумаги и встряхните эту смесь внутри бутылки. Заполнять бутылку нужно на четверть, не больше, и придерживать ее за горлышко. Поворачивайте бутылку в разных направлениях, когда вы встряхиваете ее. Главное – не роняйте!
Иногда для чистки бутылки можно выложить на улицу. Например, на крышу горожа или загородного дома. Дождь и ветер сделают свое дело. Однако устраивать бутылки на крыше нужно аккуратно, лучше по отдельности и в ящиках со стенками, чтобы они не укатились.
Другой мой друг из-за урагана потерял несколько старинных синих бутылок 1880 годов. Он оставил их на крыше где-то на полгода, и они из синих превратилась в пурпурные, почти черные, то есть стали еще красивее. А затем шибанул град, и все их перебил.
Есть поисковики, которые для чистки бутылок используют кислоты, хотя я считаю, что это опасно, и такие трюки не проворачиваю. Некоторые кислоты, такие как яблочная или уксусная, могут использоваться без излишней суеты и опасности, но они не были очень эффективны против большей части наростов на бутылках, которые я чистил.
Пробовал я и концентрированные кислоты типа серной, но в итоге понял, что только попортил свои стеклянные находки. И примечание для вас, если вы решились на кислотную чистку: держите поблизости много воды, а также средства первой помощи (ватные тампоны, бинт).
Словом, я считаю, что лучший способ мытья бутылок – погружение их в тазик с водой комнатной температуры (в комнате же) на 90-120 дней, а затем просушивание их в течение 30 дней на свежем воздухе. Затем уже можно приступать к осторожной чистке, если наросты не пропали.
Чистку же я веду щетками или кистями, которые могут быть сделаны из разных материалов разных типов. Если внутренность бутылки сильно забита чем-то, то удалять грязь и прочие наполнители можно стальным стержнем – спицей, гвоздем, крючком для вязания. Можно использовать проволоку – что я и делаю, беру стальную (загибая крючок на конце). Металлические инструменты оставляют следы, потому двигайтесь медленно.
Хорошей тканью для чистки бутылок является нейлон или шерсть. Или даже металлизированная губка.
Внутрь бутылки можно бросить куски джинсовой ткани, а затем потрясти или вытащить его из бутылки.
Рассматривайте каждую бутылку для чистки как произведение искусства. Не жалейте потраченного на чистку времени.
В конце чистки я смазываю каждую бутылку минеральным маслом (вазелином). Оно делает стекло более крепким и скрывает некрасивые белые или чешуйчатые пятна, они становятся полупрозрачными.
Всем удачи с находками и с чисткой.
Сообщение Нафталин » 05 сен 2018, 14:20:49
Забытая история Симферопольского винзавода.
Клад дореволюционного вина существует?
На сегодняшний день в Крыму существует двенадцать заводов, выпускающих отличную винную продукцию. И все эти заводы имеют достаточно богатую историю.
Однако практически никогда не упоминается о Симферопольском винзаводе, а с ним, между прочим, связаны кое-какие исторические загадки.
Симферопольский винзавод был основан в середине 19-го века Георгием Николаевичем Христофоровым. Сам Христофоров, россиянин греческого происхождения, купец 1-й гильдии, в 1853 году во время Крымской войны выкупил у военного ведомства пороховые склады, устроенные в древних штольнях. Когда-то здесь добывали известняк. В 19-ом веке в штольнях устроили пороховые склады. Но для пороха там было сыровато, а вот для вина место оказалось подходящим.
Христофоров был основательным хозяйственником. Он закупал только отличные виноматериалы, и на их основе делал вина, которые по своим качествам были ничуть не хуже массандровских.
А в коммерческом плане Христофоров обошел всех своих конкурентов в Крыму!
Именно он поставил продажу вина на крепкую капиталистическую основу. Более того, именно Христофоров был первым человеком в России, который создал, говоря современным языком, сеть магазинов по продаже вина собственного производства. Его магазины были как в самом Крыму, так и в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. Вино Христофорова так же с большим успехом и в солидном количестве продавалось за рубеж.
Качество вина было так высоко, что на протяжении многих лет оно закупалось к царскому двору в намного большем количестве, чем вина Массандры и других крымских производителей!
Уже к 1904 году вина Христофорова были признаны лучшими в России. Да и за рубежом они были очень высоко оценены, и не раз получали на выставках высшие награды. Вершиной искусства фирмы являлся херес, который в 1904 году был удостоен гран-при в Париже!
Не меньшей популярностью пользовались вермуты Христофорова, которым по качеству сильно уступали знаменитые сегодня итальянские вермуты типа мартини. При производстве крымских вермутов использовалось от 14 до 36 различных трав, что придавало этим напиткам изысканный вкус. Сами итальянцы признавали, что вермуты Христофорова качеством выше, чем их родные, итальянские.
К этому моменту капитал фирмы составлял 500 000 рублей золотом! Но винодел Христофоров не спешил расширять своё производство. Он считал, что чем торопиться с расширением, лучше постараться довести до совершенства то, что уже есть. Кстати, именно путём расширения своего производства пошло предприятие Массандра. Площади увеличивались, требовалось всё больших финансовых вложений, а качество вина стало ухудшаться. Повышением качества продукта просто стало некогда заниматься.
Также Христофоров никогда не занимался производством коньяка. Попросту говоря, он не растрачивал свои силы и время, полагая производство коньяка и вина настолько разными занятиями, что нужно посвящать себя либо тому, либо другому. И только так можно сделать свой продукт исключительно высокого качества!
Примечательно то, что на вывеске указано, что данное вино прошло анализ Высшего утверждающего фармацевтического общества. Нечто вроде современной СЭС.
Император Николай II не раз награждал Христофорова за «Выдающееся усердие в развитии виноделия России».
По тогдашней купеческой традиции, Христофоров построил в Симферополе церковь и несколько доходных домов.
Но в 1904-ом году Христофоров скоропостижно скончался. Его дело успешно продолжили сыновья. Прибыль с каждым годом росла. Только в 1914 году она составила 120 000 руб. золотом. Но грянула революция… Сыновья Христофорова, предугадав печальный конец их предприятия, успели вывести свои капиталы за рубеж.
А вот вина остались.
Наступил 1941 год. Началась вторая мировая. А вскоре в Крым пришли немцы. В соответствии с приказом «ничего не оставлять врагу», решено было весь запас вина просто вылить на улицу. И вот уже потекла винная река. Улица в том месте имеет сильный уклон в сторону перекрёстка. И в центре этого перекрёстка очень быстро образовалось озеро из вина. Сначала вылили простое вино. А потом дошла очередь и до старого вина, хранившегося в дальних штольнях.
Вина было так много, что, по словам очевидцев, винная река текла весь световой день! Люди пытались набирать вино прямо из «реки», но чекисты и солдаты строго за всем следили, и отгоняли народ от дармовщинки.
В результате всё старое вино было уничтожено. Казалось бы, история окончена. Но на самом деле не всё так просто…
Остался невыясненный вопрос, а куда вывезли, и куда спрятали сыновья Христофорова, около пятидесяти больших дубовых бочек, и около двух тысяч бутылок самого старого и самого ценного вина, перед приходом «красных» в Крым?
Было известно, что вывозилось вино в окрестности Симферополя. Сам вывоз занял несколько дней. Логика подсказывает, что, скорее всего, вино было спрятано в естественную полость. Рытьё ям не только привлекло бы нежелательное внимание, но и заняло бы слишком много времени. Да и обнаружить такие ямы не так уж и сложно.
А вот на естественную пещерку вполне могут и не обратить внимания. Мало ли у нас в Крыму пещер, и разного рода дырок в земле…
Отсюда вывод: видимо, вино Христофорова до сих пор так и хранится где-то в одной из пещер пригорода Симферополя. А пещер этих немало, большая часть из них забыта, а многие вообще даже не обозначены ни на одной из карт.
Вот и получается, что вполне возможно, наступит момент, когда кому-то из поисковиков, вместо желанного монетного клада, откроется клад совершенно иного рода. Клад старинного вина, впитавшего в себя солнечный свет дореволюционного Крыма и далёкого прошлого!
Кстати, предмет коллекционирования.
Крымские вина — портвейн «Массандра»
Как бы многие отнеслись к человеку, который заявил, что предпочитает другим винам портвейн? Скорее всего – настороженно, но уж с непониманием – определенно. Сегодня в моде все натуральное: сухие красные и белые вина, а уж если шампанское, так непременно «брют» – то есть очень сухое (полусухое – уже компромисс). Крепленые спиртом вина – почти моветон.
Эта коллекция занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как величайшая сокровищница вин по своей многочисленности и уникальности. В годы войны ее эвакуировали из Крыма во внеочередном порядке и пронумерованным бутылкам отдавали предпочтение перед людьми, оборудованием заводов и музейными экспонатами. Коллекция пережила несколько сложных исторических периодов, и ее удалось сохранить практически полностью до наших дней.
Те, кто разбирается в вине, могут увидеть здесь действительно уникальные экземпляры вин, некоторые из которых можно увидеть только в этих подвалах.
Часть коллекции доступна для осмотра посетителями винзавода «Массандра», но наиболее ценная ее часть обычному туристу недоступна. Именно эту часть вы можете увидеть в этом посте.
Кстати, справедливости ради нужно сказать, что не все они были столь плохи, особенно в Крыму (марочный, выдержанный портвейн стоил всего лишь чуть более трех рублей и был весьма приличного качества). Скажу больше – впервые технология приготовления крепленых вин типа портвейна была применена именно в Крыму еще в XIX веке и уж никак не для того, чтобы получать что-то низкопробное. Виноград, выращиваемый на солнечном Южнобережье, накапливал за лето довольно много сахара, и сухие вина получались из него тяжеловатыми, но замечательно удавались десертные и крепкие.
Именно они так высоко оценивались и награждались многочисленными золотыми и серебряными медалями, и даже Кубками Гран-при на различных международных выставках.
Отменные портвейны готовились в те годы в собственных подвалах Императорской семьи – в Ливадии. Тогда вина в Крыму было принято называть по номеру и по названию имения или хозяйства, например: «Ливадия №80», «Массандра №81». Эти удивительные по своему качеству красные портвейны после выдержки в дубовых бочках разливали в красивые фигурные бутылки черного цвета с овальным вензелем, в середине которого находился государственный герб России – двуглавый орел. Выше герба России было отлито слово «Ливадия», а ниже герба – «Имение Его Величества».
Эти изящные портвейны были «любимцами» Императора Николая II. В Ялте они продавались лишь в аптеке, как бальзамы, и стоили довольно дорого (8руб.). До сих пор эти портвейны урожаев 1891-1892-1893 годов хранятся в энотеке (коллекции) «Массандры» и показывают потрясающие результаты их высокого качества (время от времени специалисты завода дегустируют их и неизменно оценивают эти вина полными 10-ю баллами). Не менее высоко ценятся эти же марки массандровских портвейнов, сделанных уже в советское время — до Великой отечественной войны и после. Сегодня их по праву называют «царскими» — и за их качество и благородное рождение. Только названия их теперь изменились: «Портвейн красный Ливадия» (бывший №80) и «Портвейн красный Массандра» (№81). Право, они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее.
Портвейн красный Ливадия — это высококачественное крепкое вино готовится из одного из самых известных красных французских сортов винограда Каберне-Совиньон. Сорт является весьма распространенным в мире и традиционным для приготовления красных сухих вин, в том числе и в Крыму (наше лучшее — марочное «Каберне Качинское», хозяйства «Инкерман»; лишь немногим уступает ему «Каберне Крымское»). Но только на Южном Берегу из сорта Каберне было создано буквально чудо — великолепное бархатное благородное крепкое вино типа портвейн. Виноград для него и сегодня выращивают в особых местах: на склонах гор близ поселков Ливадия, Симеиз, Массандра и на мысе Ай-Даниль. Вот лишь один интересный факт из многих, но весьма показательный. В советское время в Массандру приехали два известных француза – отец и сын Гайон, написавшие 4-томный труд «Теория и практика виноделия». Оба профессора, корифеи своего дела, были немало удивлены, попробовав образец «Портвейна Ливадия» текущего года выпуска… Они просто не могли поверить, что из сорта Каберне можно получить такой прекрасный портвейн. Когда же им предложили попробовать образец старого коллекционного вина этой же марки, то Гайоны единогласно поставили ему высшую оценку, после которой приписали столько знаков «плюс», сколько хватило места на оценочном листе. И французам можно доверять в этом вопросе.
Хотя родина портвейна не Франция, а Португалия (он так и называется «порто-вино» — вино из Порту). Там, в монастыре Ламегу, в конце XVIIв. один из английских купцов попробовал впервые необычайно крепкое и ароматное вино из местного сорта турига (монахи добавляли в него для лучшей сохранности виноградную водку – агварденте – еще в процессе брожения). Британцам вино очень понравилось. С тех пор у англичан портвейн считается «напитком джентльменов» и занимает почетное место рядом с шерри (испанским хересом) в ряду национальных напитков. Будучи вином самодостаточным, портвейн пьется неспешно, небольшими рюмками уже после еды, как дижестив, за приятной беседой или игрой в покер. Хорошему портвейну не нужны основательные закуски – вполне достаточно подать орехи, сыр, фрукты, печенье… И по сей день основательные англичане имеют в устье реки Дуэро (даже в самой Португалии только эти места считаются родиной портвейнов) собственные винные склады (лоджи) и даже дегустационные залы. Портвейны там выдерживают в дубовых бочках, а затем в бутылках по 10-20, а то и по 50 лет. Конечно, эти вина достаточно дорогие и очень высокого качества. И было бы неправильно называть портвейнами вина, произведенные за пределами Португалии (так же как херес, мадеру, коньяки, шампанское). Однако у нас это имя используется всего лишь для обозначения похожего тип вина (для удобства, а не с умыслом).
Классический процесс «портвейнизации» заключается в подспиртовывании вина высококачественными винными спиртами (бренди) и непременном подогревании. В хозяйстве «Массандра» этот процесс превращение молодого вина в благородный портвейн с присущим этому типу вина вкусом и букетом протекает плавно в течение трех лет в дубовых бочках в старинных Воронцовских подвалах Алупки, которые существуют с 1829 года и где специально поддерживается температура в пределах +16+18С. Полученный «Портвейн Ливадия» содержит 18,5% объемных спирта и 8г сахара в 100г вина; имеет глубокий темно-гранатовый цвет; сильный и оригинальный букет с характерными для сорта Каберне сафьяновыми тонами (тонами хорошо выделанной кожи); полный, гармоничный вкус с оттенком вишневой косточки и восхитительное послевкусие.
В старом вине все его прекрасные качества многократно усиливаются, дополненные коньячными тонами при многолетней выдержке. Лишь цвет с годами бледнеет до оттенка высохшей гранатовой кожицы. Выдержанное вино разливают в бутылки и часть продают как марочное а часть закладывают в подвалы для дальнейшей коллекционной, уже бутылочной, выдержки. Нужно ли говорить, что с возрастом качество их от этого лишь улучшается? Добавлю только, что на всемирном аукционе «Сотбис» в Лондоне три бутылки этого вина урожая 1894 года были проданы по 5700 долларов за бутылку! Один из покупателей, швейцарец, приехал затем в саму Массандру с бутылкой купленной «Ливадии» с одной единственной целью – открыть эту бутылку там, где она родилась (у богатых свои причуды). Открыл… И, ко всеобщему удовольствию, вино оказалось высочайшего качества, не смотря на солидное путешествие.
Портвейн красный Массандра – второй из «царских портвейнов», не менее благородный и старинный, чем первый. Только он уже из другого французского красного сорта винограда – Мурведр. Участки виноградников с этим сортом винограда разбросаны по склонам от горы Кошка до горы Кастель. Ягоды собирают при сахаристости не менее 20%. Вино также выдерживают в Алупкинских подвалах в дубовых бочках три года. В готовом вине содержится спирта 18,5%, а сахара – 6г в 100г продукта. Это наименее сладкий из всех крымских портвейнов. Цвет вина – темный рубин. Букет тонкий, сортовой, с легким ароматом паслена. Вкус сложный, гармоничный, мужественный, с приятной терпкостью. С возрастом также накапливает коньячные тона. По мнению знающих людей, рожден для настоящих мужчин и лучшего вина для них нет в мире. Могу добавить, что эти же портвейны подавали участникам знаменитой Ливадийской конференции в 1945г.
Уже с начала ХХ века в Крыму портвейны делались не только красными, но и белыми, и розовыми, но столь же великолепных марок, как царские так и не появилось, хотя нужно непременно отметить высокое качество «Портвейна белого Алупка» (один из первых образцов хранится в энотеке с 1904г.). Теперь его также готовят массандровские виноделы, но под другим именем — «Портвейн белый Южнобережный» (с 1944г.). Белые портвейны традиционно для Крыма производят более сладкими, чем красные. Наверное, поэтому, они больше нравятся дамам. Кроме того, готовят их уже не из одного, а из нескольких сортов белого винограда. В купаж «Портвейна белого Южнобережного» входят такие сорта, как Семильон, Алиготе, Мюскатель и другие, выращенные на виноградниках от Фороса до Чатыр-Дага. Перед сбором урожая сахара в ягодах должно быть не менее 22%. Вино так же, как все марочные портвейны, выдерживают в дубовых бочках три года. Готовый портвейн имеет темно-янтарный цвет, развитый букет с преобладанием плодовых тонов и с легким оттенком миндаля; вкус мягкий, полный, гармоничный с долгим приятным послевкусием. Содержит 18% спирта и 10г сахара (в 100г вина).
Само собой разумеется, что когда речь идет о таких высококачественных винах, сахар имеется в виду собственный, накопленный виноградной ягодой на солнце, а уж никак не добавленный из сахарницы. Что касается крепости марочных крымских портвейнов, то в них содержится от17% до18,5% настоящего виноградного, то есть коньячного, спирта.
Есть, конечно, у «Массандры» еще несколько хороших марочных портвейнов – белых и красных. «Портвейн белый Крымский» и «Портвейн красный Крымский» (кстати, наиболее продаваемый в Швейцарии из крымских вин, возможно потому, что он не самый дорогой, но ароматный и довольно сладкий – имеет 10г сахара). «Портвейн белый Сурож» – оригинальный и запоминающийся своим особым медово-айвовым тоном, интересен тем, что вырабатывается из аборигенного сорта Кокур, произрастающего со времен генуэзцев под Судаком (Сурожские земли). «Портвейн красный Южнобережный» – из великолепных сортов Мальбек, Морастель, Бастардо; бархатно-сладкий (11г сахара) и очень красивый.
Вслед за «Массандрой» каждое из винодельческих хозяйств Крыма считает своим долгом иметь свои портвейны, и многим они удаются: «Магарач», «Коктебель», «Инкерман» и другие непременно имеют в своем ассортименте красный и белый образцы из разных сортов винограда – неповторяющиеся и интересные каждый по-своему. А у гостей полуострова всегда есть возможность попробовать их и сравнить. Напомню также, что красные портвейны, не только приятны, но и как все красные вина, очень полезны – особенно в качестве глинтвейнов в холодное время года (достаточно разбавить полстакана хорошего портвейна наполовину кипятком с ложкой меда и долькой лимона, выпить на ночь, и любая инфекция оставит вас в покое). Добавлю главное: покупайте только марочные вина, укупоренные корковыми пробками (с обязательной выдержкой в бочках, без которой качественных вин быть не может; молодые вина хороши лишь сухие, полусухие и полусладкие) и ни в коем случае не в пластике или на розлив под видом так называемых «домашних». В Крыму не было и нет хорошего домашнего виноделия (тем более – у татарского населения). А все, что продается по рынкам, пляжам и по горам – по долам – лишь подобие, способное разочаровать, а то и хуже…
Коллекционные вина лучше покупать в самой Массандре или в ее фирменных магазинах.
Приятных вам открытий в Мире Хороших Вин!
Автор: Юлия Самарина
В дополнение: Империя «Хлебных вин» (1900-1917).
Любопытен вычеркнутый пробел в истории промышленности и производства в Российской Империи, тот самый вычеркнутый пробел, которая стерла новая Советская власть, пришедшая в результате революционного переворота в октябре 1917 года, всем известны факты, что в последствии всё достояние Российской Империи, и её граждан Советская власть присвоила себе на безвозмездной основе, то есть национализировала, впрочем, сейчас я не об этом, так как опережаю события. В этой статье упомянем отечественное производство спиртных напитков Российской Империи, интересен тот исторический факт, что алкогольное производство в выпуске представляло известные отечественные российские бренды по всей Европе и миру, активно участвовало на международных выставках, и выставляло широкой международной публике отечественные товары: виноградную и хлебную водку, вина, коньяки, ликеры, наливки, пиво и другие спиртные напитки, завоевывала на международных выставках первые и вторые места.