Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков
Описание разработки
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
Урок применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Урок комплексного применения зун учащихся
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: примерная структура урока, приемы и методы проведения, формы урока
Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.
Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
По требования ФГОС указывают два вида целей:
Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний
Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.
На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний
Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.
Вот примерная структура построения такого урока:
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.
Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
Вариант работы на уроке обобщения:. 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.
Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.
На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Урок по ФГОС
Типы уроков по ФГОС и их структуры
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА:
Структура урока изучения нового материала:
2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).
6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
7. Контроль результатов первичного запоминания.
8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).
3. Проведение проверочных упражнений.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
5. Упражнения на их освоение.
6. Упражнения на их закрепление.
7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
9. Упражнения творческого характера.
Структура урока закрепления:
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
4. Проверка выполнения работ.
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Задание на дом (если это необходимо).
Структура урока повторения:
2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.
3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)1.
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.
Структура урока проверки знаний:
1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.
3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).
5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура повторительно-обобщающего урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.
3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
5. Формулирование выводов по изученному материалу.
6. Оценка результатов урока.
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом (не всегда).
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач.
3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии.
5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.
6. Творческое применение знаний и умений.
7. Упражнение по отработке навыков.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Системы уроков учителей-новаторов
Формирование универсального действия структурирование знаний у младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 102 г. Н.Новгорода
В современных условиях предметом особого внимания педагогов все больше становятся внутренние процессы интеллектуального и эмоционального развития ученика, особенности структуры его учебного и жизненного опыта. При таком подходе во главу угла выдвигается задача овладения школьниками общеинтеллектуальными умениями, и в частности умениями структурирования и систематизации предметных знаний. Овладение данными умениями предполагает усвоение базовых понятий, основополагающих идей и структурных связей между ними, отраженных в содержании школьных дисциплин, и, как результат, создание целостных представлений о той или иной сфере окружающей действительности. Систематизация и структурирование знаний должны осуществляться при обучении всем школьным предметам
Что мы понимаем по структурирование знаний?
В педагогике и психологии под структурой понимают следующее:
— как совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность.
— Структурирование — мыслительная деятельность по установлению ближайших связей между отдельными понятиями, предложениями. Структурирование является подготовкой к преобразованию совокупности знаний в систему (к осуществлению систематизации). Систематизация — мыслительная деятельность по установлению более удаленных связей, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему.
Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:
Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.
Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.)
В моём понимании структурирование знаний – это приведение определённой информации, полученных знаний в некую систему для использования её в дальнейшей работе. Формировать данное учебное действие это значит учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематичной, модельной, условно-знаковой в словестную и наоборот). Таким образом данное учебное действие тесно связано с умением анализировать информацию, находить ключевые моменты, с универсальными учебными действиями – моделирование и планирование.
В виде чего можно представить определённую информацию и полученные знания? В виде таблицы, схемы, структурного плана или алгоритма. Следовательно, формировать учебное действие структурирование знаний, значит научить детей составлять таблицы, схемы и работать с ними, составлять структурные планы, алгоритмы и работать с ними.
Преобразование информации в таблицу.
Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде таблицы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.
Тема: Части речи. (повторение за второй класс)
Задание. Каждой группе дан одинаковый текст. Нужно найти определённую часть речи и доказать, что данные слова являются данной часть речи.
1-я группа искала имена существительные
После выполнения задания группы зачитывают свои решения и доказывают свой выбор.
— Как вы определили часть речи? (поставили вопрос и определили, что обозначает)
— Значит любая часть речи имеет определённые признаки, по которым её можно отличить от других.
— Давайте повторим какие это признаки? ( вопрос и что обозначает)
— Для того, чтобы лучше запомнить весь материал давайте составим таблицу о частях речи.
— В каждой таблице должны быть столбики и строки. Сколь столбиков вы предлагаете для нашей таблице. (дети предлагали 2 и 3 столбика, он остановились на 3)
У нас появилась таблица.
Каждый столбик надо подписать. Что вы предлагаете?
Первый столбик единодушно был назван – часть речи. 2 и 3 дети предлагали назвать – вопрос, что обозначает. Был спор в каком порядке назвать столбики. Мы пришли к следующему решению, и у нас получилась таблица:
Каждая группа помогла заполнить таблицу по своей чисти речи.
— можно ли добавить ещё столбик – характеристику частей речи. ( дети не дали своих решение). Я предложила ещё одну характеристику – роль в предложении.
После прочтения правила по учебнику, ребята добавили в таблицу недостающих частей речи.
Таблица была записана в тетрадь для правил.
Работа с готовой таблицей.
Учащимся даётся готовая таблица и предлагается различная работа с таблицей.
а) Рассказать тему (материал) по таблице.
При бучении математике создаются особенно благоприятные условия для реализации структурирование знаний, так как в математике связь всех отдельных частей, система изначально представлена яснее, чем в других науках.
Как известно, курс школьной математики складывается из нескольких содержательных линий, являющихся проекциями соответствующих математических дисциплин (арифметика, элементы математического анализа, теория чисел, координатный метод и пр.) и выражающих его специфический конгломератный характер. При этом предметный материал достаточно тесно увязан друг с другом, при малейших пробелах в усвоении знаний существенно затрудняется осознанное восприятие нового материала. Систематизация и структурирование же математических знаний позволяет освободить ум ученика от многочисленных частных случаев, усвоить на длительный срок в достаточно компактном и в то же время готовом для актуализации виде предусмотренную нормативами математическую информацию.
Виды работы с таблицами в курсе школьной математике при работе с задачами:
Преобразовать задачу в таблицу.
Составить задачу по таблице.
Дополнить таблицу новыми данными.
Восстановить таблицу к данной задаче.
Преобразование информации в схему.
Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде схемы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.
Тема: Грамматические признаки части речи (на примере глагола).
Каждая группа, выполняя работу, повторяет основные признаки глагола.
После выполнения задания группы называют тему, по которой они работали и рассказывают о ней.
— В процессе работы мы повторили материал о глаголе, который нами был пройден.
Давайте составим схему, которой будет удобно пользоваться при дальнейшей работе.
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
4. Структура уроков разных типов.
Структура урока в теории и практике современного обучения имеет принципиальное значение, потому что определяет эффективность познавательного процесса и его результаты. Единого мнения о том, какие элементы можно считать структурой урока, а какие нет, не существует. Одни ученые выделяют в структуре урока то, что чаще всего встречается в ней. К таким элементам они относят закрепление пройденного материала, изучение нового, домашнее задание, контроль и учет знаний учащихся, их обобщение. Другие выделяют такие элементы, как цель урока, методы и приемы обучения, содержание учебного материала и способы его организации. Но есть и третья позиция, последователи которой утверждают, что элементов урока существует так много, что нельзя выделить его постоянную, однозначную структуру.
Хотя в урок включены цели, методы и формы обучения, содержание, технические средства, методы контроля и формы организации учебной деятельности учащихся, дидактические материалы для самостоятельной работы, они не являются компонентами урока. Но нельзя утверждать и того, что в уроке невозможно выделить постоянную структуру.
Ученые–педагоги едины в мнении, что структура урока не может быть безликой. Согласно М. И. Махмутову структура урока отражает:
1) логику процесса обучения, его закономерности как явления действительности;
2) логику усвоения новых знаний в качестве внутреннего психологического явления, закономерности такого усвоения;
3) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, которые отражают логику познавательной деятельности человека;
4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Среди элементов урока, которые будут отражать названные выше закономерности, можно выделить в этом случае актуализацию, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного. Благодаря этим компонентам на уроке происходит обеспечение необходимыми и достаточными условиями для усвоения учащимися новых знаний, активизации их мыслительной деятельности при выполнении самостоятельной работы, формирования у ребят знаний, умений и навыков, развития у них интеллектуальных способностей.
Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если учитель правильно поймет значение функций каждого отдельного этапа урока, а также их структурное взаимодействие с другими структурными его разделами. Словом, учитель должен осознавать, что каждый этап урока связан с предшествующими и последующими его частями, и только в этом случае получение знаний станет наиболее продуктивным. Но для этого необходимо еще одно условие. Эффективное формирование новых знаний у учащихся может обеспечиваться только в том случае, если учащиеся будут опираться на ранее изученный материал. Закрепление пройденного может осуществляться как через устный опрос, так и через контрольные и самостоятельные работы. Некоторые из них могут быть маленькими и должны проводиться в начале урока.
Введение нового понятия может осуществляться также через создание учителем проблемной ситуации, которую он предложит разрешить на уроке своим ученикам, а также через выдвижение гипотез о способе решения тех или иных проблем.
Такой подход к структуре урока исключает шаблонность в действиях учителя и, наоборот, расширяет его творческие рамки при разработке методической подструктуры взятого в отдельности урока. Методическая структура каждого урока разрабатывается самим учителем на основе дидактической структуры. Поскольку каждый учитель имеет свой подход к проведению урока, то методическая структура будет отличаться большой вариативностью. Поэтому, в отличие от дидактической структуры, методическая – величина переменная. В ней может быть разное число элементов, номенклатура и последовательность которых определяется самим учителем в зависимости от тех целей и задач, которые он поставил для развития знаний и умений учащихся.
Например, на одном уроке учитель просто воспроизводит рассказ, ставит вопросы, на которые должны ответить ученики; на другом уроке он может показать способы деятельности, а учащимся затем следует воспроизвести действия учителя; на третьем же уроке учащиеся могут решать некие поисковые задачи, с помощью которых происходит закрепление ранее изученного материала. Дидактическая структура является постоянной величиной, учитель должен опираться на нее как на общее предписание, а вот методическая подструктура обязывает учителя планировать свои конкретные действия на каждом уроке.
Типология уроков остается спорной проблемой в современной дидактике. Есть несколько подходов к их классификации, в каждом из них можно выделить какой–то определяющий признак. Например, уроки могут классифицироваться, исходя:
– из цели занятий, содержания и способов их проведения;
– из дидактической цели;
– из дидактических задач, которые решаются на уроке;
– из основных этапов учебного процесса;
– из способов организации учебной деятельности учащихся;
– из методов обучения.
Классификацию урока, исходящую из цели занятий, содержания и способов его проведения, предложил в своей работе «Современный урок» М. И. Махмутов. Его структура урока считается наиболее разработанной, поэтому снимает многие спорные вопросы. Махмутов выделяет пять типов уроков.
1. Уроки изучения нового учебного материала.
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
3. Уроки обобщения и систематизации.
4. Комбинированные уроки.
5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель уроков первого типа заключается в овладении учащимися новым материалом. Для достижения этой цели учащиеся должны усвоить новые понятия и способы действия, сформировать систему ценностных ориентиров, усвоить самостоятельную поисковую деятельность. Такой тип урока чаще всего применяют в средних и старших классах, потому что именно в них происходит изучение довольно объемного материала.
Формы проведения уроков первого типа разнообразны. Это и лекции, и объяснения учителя с привлечением учащихся для решения некоторых вопросов, и самостоятельная работа с учебником, и эвристическая беседа, и постановка и проведение опытов, экспериментов. Этот тип урока включает в себя разнообразные виды занятий, среди которых встречаются: семинары, лекции, теоретические и практические самостоятельные работы, кино–уроки, смешанные уроки.
Общим для них является то, что время урока учащиеся посвящают изучению нового материала – с использованием всевозможных приемов, позволяющих глубже и эффективнее изучить его. Учитель придает изложенному материалу проблемный характер, использует яркие факты, примеры, учащиеся подключаются к их обсуждению, подкрепляют изложенные учителем положения собственными примерами, используют наглядный материал и технические средства обучения.
Кроме того, учитель ненавязчиво возвращает учеников к ранее изученному материалу, потому что невозможно изучать новое, если недостаточно хорошо усвоено старое.
Дидактические задачи, которые решаются на втором типе урока, сводятся к следующему:
– повторение и закрепление ранее пройденного материала;
– обобщение и систематизация новых знаний;
– применение новых знаний на практике для их закрепления, как и ранее усвоенного материала;
– формирование новых умений и навыков;
– контроль за ходом изучения нового материала;
– совершенствование знаний, умений и навыков.
В свою очередь такая классификация урока разбивается еще на несколько типов:
– урок закрепления ранее изученного материала;
– урок формирования знаний, умений и навыков;
– урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
К видам второго типа урока относятся:
– урок–самостоятельная работа (письменные или устные упражнения);
Урок совершенствования знаний, умений и навыков предполагает, что одновременно с изучением нового материала учащиеся будут постоянно возвращаться к старому, благодаря чему произойдут систематизация знаний, укрепление умений и навыков, их совершенствование, причем не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематическом и межпредметном уровнях.
При планировании такого урока учитель может делать упор в основном на контроль и систематизацию знаний, умений и навыков. А если предстоит контрольная работа, то учитель может весь урок посвятить только повторению в пределах одной темы, когда на протяжении всего времени будут совершенствоваться какие–либо определенные навыки.
Урок третьего типа решает две основные дидактические задачи – установление, насколько хорошо учащиеся овладели теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным моментам программы, и проверку знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изученному на протяжении длительного периода времени – четверти, полугодия или же всего года обучения.
Такие уроки действуют на учащихся на психологическом уровне. Они стимулируют их к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала. Этот тип уроков позволяет учащимся осознать системный характер знаний, найти способы решения типовых задач и перенести их на нестандартные ситуации, которые могут возникать при решении необычных задач.
В уроки обобщения и систематизации знаний входят все основные виды уроков, применяемые в рамках пяти их типов. Третий тип уроков отличается от других тем, что учитель заранее обозначает вопросы, которые необходимо решить в течение этого времени или в домашнем задании. Он говорит, что необходимо повторить, указывает источники, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе повторения, если необходимо, организует обзорный курс лекций, дает задания учащимся, проводит групповые и индивидуальные консультации, рекомендует, как лучше подготовиться к самостоятельной работе. В старших классах наибольшее распространение получили уроки–семинары, на которых путем дискуссий производится углубление, закрепление и систематизация определенного содержания раздела учебной программы.
Наиболее распространенным типом урока в современной учебной практике является четвертый тип, т. е. комбинированный урок. На нем решаются все дидактические задачи, описанные выше, поэтому его и называют комбинированным. В методическую подструктуру этого типа входят следующие элементы:
– повторение и проверка знаний учащихся, выявление того, насколько хорошо они усвоили изученное на предыдущих занятиях;
– актуализация тех знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
– подготовка учащихся к занятиям;
– объяснение учителем нового материала и организация занятий учащихся, направленных на усвоение и осмысление полученных знаний;
– обсуждение домашнего задания и проведение инструктажа по способам его выполнения;
– первичное закрепление изученного материала у учащихся и выработка у них умений и навыков по применению этого материала;
– подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок.
Структура комбинированного урока может быть гибкой и подвижной, поскольку перечисленные компоненты взаимодействуют между собой и иногда переходят друг в друга, меняя свою последовательность. Такое взаимодействие возможно в зависимости от характера учебной ситуации и педагогического мастерства учителя. Гибкая структура комбинированного урока позволяет учителю избегать в своей учебной деятельности повторения и шаблона.
Комбинированный урок дает учителю возможность в процессе изучения нового материала сразу осуществлять его закрепление и применение, а во время закрепления происходит контроль знаний, умений и навыков. А еще школьники учатся применять новые знания как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Благодаря такому взаимодействию урок становится многоцелевым. При его проведении учитель вынужден правильно регламентировать время на его отдельные этапы. Например, ему надо уделить проверке знаний около 10—15 мин в начале урока, а все остальное время посвятить изучению нового материала. В противном случае учитель ничего не успеет рассказать, а учащиеся будут вынуждены сами изучать новый материал, чтобы правильно выполнить домашнюю работу.
Комбинированный урок станет результативным и эффективным только в том случае, если учитель четко ответит на вопрос о том, чему он должен научить детей за его время, как лучше использовать занятия для разумной организации деятельности учащихся. На таком уроке должна царить деловая творческая обстановка, учащиеся должны хотеть размышлять и охотно вступать в диалог с учителем, своими одноклассниками, а также авторами тех или других теоретических гипотез и концепций.
Последний в данной классификации тип – урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков – предназначен для оценки результатов знаний школьников. На нем проверяется, насколько хорошо ребята усвоили теоретический материал, разобрались в научных понятиях данного курса, каков уровень сформированности их умений и навыков, необходимо ли привнесение в технологию обучения новых изменений. К видам такого урока относятся:
– индивидуальный, групповой или фронтальный устный опрос;
– диктанты, изложения, решение примеров и задач и другие виды письменного опроса;
– самостоятельные контрольные работы;
Этот тип урока специально предназначен для контроля за знаниями учеников, и обычно такому контролю посвящается все его время, а то и нескольких уроков сразу. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков обычно проводится после изучения достаточно большого объема материала. Такие уроки планируются в конце четверти, полугодия, иногда после прохождения крупных тем изучаемого предмета. Заключительной формой проверки и оценки знаний является экзамен, назначаемый на конец учебного года.
После урока проверки знаний проводится специальный урок, на котором анализируются и разбираются ошибки, допущенные учениками, выявляются недостатки в знаниях, умениях и навыках, в познавательной деятельности учащихся. Эти пробелы, как правило, учитель с классом стремятся преодолеть на нескольких последующих уроках.
Методическая подструктура уроков контроля и коррекции знаний учащихся состоит из трех уровней.
1. Вступительный. Учитель проводит инструктаж и психологическую подготовку учащихся к выполнению предстоящей работы.
2. Основной. Учащиеся проводят самостоятельную работу, а учитель осуществляет оперативный контроль и консультацию, чтобы поддержать учеников, вселить в них спокойствие и уверенность в своих силах.
3. Заключительный. Учитель ориентирует учащихся на предстоящее изучение нового материала.
Но количество этих уровней может быть и больше. Так, урок этого типа может также включать в себя не только организационную часть, но и объяснение домашней работы, ответы на вопросы учеников, выполнение ими заданий, сдачу сделанного, окончание урока. Иногда домашняя работа не задается, потому что весь урок посвящается контрольной работе и новый материал не проходят.
Кроме вышеперечисленных типов уроков, могут существовать также и другие. Например, в настоящее время многими дидактами выдвигается так называемый проблемный урок. Надо помнить и о том, что перечисленные типы уроков редко существуют в чистом виде. Чаще всего бывает, что один урок может содержать в себе элементы разных их типов. Основным же остается то, что все равно существуют элементы, которые будут превалировать над другими. Вот почему классификация уроков до сих пор остается одной из самых актуальных тем в дидактике.