структура таможен московской руси

Содержание

Деятельность таможенных органов в Московском государстве

Таможенные органы и их структура в Московском государстве. Таможенные целовальники, их персональный состав, права и обязанности, полномочия. Взаимосвязь участников данного процесса (подьячих и руководителей) с воеводами, правовые основы их работы.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 16,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Таможенные органы и их структура в Московском государстве

таможенный целовальник подьячий право

Развивается государство, укрепляются таможенные органы. Основная задача таможенных органов заключается в сборе пошлин и пополнении государственной казны. Практически в XVII в. таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торгах и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

2. Таможенные целовальники

3. Таможенный голова

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Организация, система и структура таможенных органов. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция. Прохождение службы в таможенных органах. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

Источник

Структура таможенных органов в XVI-первой половине XVII вв. Принципы их комплектования

По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялись таможни, таможенные заставы, основной задачей которых являлись сбор пошлин и пополнение государственной казны. В XVIIв. таможни были открыты в городах и ряде других населенных пунктов, через которые перемещались товары. В больших городах таможен было несколько. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, в которой взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров и скота.

Таможенные пошлины собирались также и на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

В конце XVI — начале XVII вв. России сложилось два способа укомплектования таможен и соответственно сбора пошлин.

Первый— так называемый «верный», когда к выполнению таможенных обязанностей привлекались лица, знакомые с торговлей, посадские люди и уездные крестьяне. Они,по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру»,в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу. Таможенный голова избирался на один год из числа торговых людей или зажиточных крестьян. На больших таможнях назначались товарищи, т. е. заместители головы. Крупные таможни возглавляли представители купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Исходя из результатов работы таможни по итогам года, если пошлины значительно превышали ранее намеченную сумму, таможенный голова поощрялся. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя.

В 1636 г. Казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 руб., Астраханская — на 4462 руб. Таможенные головы П. Клипшн и Д. Протопопов получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атласа, по одной штуке камки-куфтыря и по 40 соболей стоимостью 60 руб.

Примером значительных таможенных сборов может служить также ра- бота Московской Большой таможни. В 1640 г. ее прибыль составила 8314 руб. Наград были удостоены не только таможенные головы, но и некоторые целовальники.

Второй способ укомплектования таможен и сбора пошлин — отдача таможен на «откуп». Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

В начале XVII в. многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани и др. На «вере» были таможни, расположенные в Перми Великой, Вятке, Твери. В Калуге и Торжке до 1614г. таможни были на откупе, а в последующем на «вере», в Михайлове и Зарайске до 1613г. таможни работали на «вере», ас 1614г. перешли на откуп. Откупы сохранялись не только в XVII, но и XVIII в. Их отменили высочайшим указом лишь в 1807 г.(при Александре I)

В XVII в. право взимания сбора таможенных пошлин было предоставлено некоторым монастырям. Но эта привилегия духовным лицам часто отменялась.

Организационная структура таможен отличалась простотой. Основу таможни составляли целовальники. Их численность колебалась от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне. Целовальников, так же как и таможенных голов, выбирали посадские люди и уездные крестьяне. При этом практиковалось избрание в таможни другой губернии. Затем составлялся документ — «Выбор», который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая их выдвинула. Целовальники, так же как и головы, принимали присягу, но в присутствии воеводы, который, получив соответствующую грамоту из Москвы, отдавал приказ об очередных выборах в таможню. Воевода должен был предупредить посадских людей, чтобы те выбирали на таможню людей «добрых и прожиточных», «а не воров и бражников».

image002В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный целовальник выполнял функции казначея. Имелись «ходячие» и «караульные» целовальники. Первые, как правило, направлялись для сбора пошлин в торговые места, а вторые охраняли таможенную избу. Целовальники менялись ежегодно.

Кроме целовальников на таможне были подьячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные документы. image004В штаты таможни входили также истопники, сторожа, рассыльные и др.

В России в XVII в. еще не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия. Управление таможнями распределялось между Приказами (органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, третями, четвертями).

Эти органы в соответствии с существующим законодательством издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В соответствующие приказы поступали таможенные сборы и отчеты о работе таможен.

В управлении таможнями участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и, главное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. До середины XVII в. таможенные головы отчитывались перед воеводой. Управляя таможнями, воеводы подчас создавали свою «воеводскую приказную избу».

Процесс совершенствования таможенного дела в Московском государстве шел медленно, в рассматриваемый период едва наметились тенденции к более рациональной службе. Механизм регулирования внешней торговли в силу экономической отсталости страны, слабо развитой внешней торговли, несовершенства денежной системы практически не работал. Существовал обычный налоговый сбор с едва заметными элементами таможенного дела.

Соборное уложение 1649 г.

От существовавшей к середине XVII века таможенной системы, допускавшей произвол и злоупотребления со стороны откупщиков и целовальников при взимании проезжих пошлин, в особенности в монастырских владениях и боярских вотчинах, страдали не только купцы, но также дворяне и служилые люди, которые выполняли различные казенные поручения, связанные с дальними разъездами.

По окончании Смутного времени (период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом), правительство новой династии — Романовых приступает к активной законотворческой деятельности.

Статейный список 23 июля 1641 г. (издан при царе Михаиле Федоровиче Романове 1613-1645 гг.) содержал указ о запрещении взимать проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с сопровождавших их лиц и провозимых ими припасов. Одновременно запрещалось взимать проезжие пошлины с торговых людей сверх уставных грамот. Эти и некоторые другие установления, направленные на ограничение произвола феодалов и откупщиков в таможенном деле, вошли затем в Уложение 1649 г.

В основании Соборного уложения лежал двоякий интерес: государственный, связанный с необходимостью облегчить передвижение по дорогам служилых людей и гонцов, и торговый, продиктованный стремлением оградить интересы торговли.

Читайте также:  как добавить вторую историю в вконтакте

В главе IX «О мытах, и о перевозех, и о мостах» были регламентированы сбор проезжих пошлин и правовое обеспечение сохранности и благоустройства дорог. Законодательно было закреплено освобождение дворян и служилых людей, выполнявших поручения царя, от уплаты проезжих пошлин за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Для служителей таможни, не выполняющих эти требования, предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил, обязаны были возвратить взятое в тройном размере, а также подвергались телесным наказаниям.

Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами и пытался провозить товары на продажу или товары других людей, и кто пытался прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары.

Законными оставались только те таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты. Учреждение новых таможенных пунктов запрещалось под угрозой изъятия их в пользу государя. В зимнее время торговые люди имели право объезжать мытные заставы на мостах, и перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытникам же запрещалось откалывать лед по берегам.

Ряд пунктов главы «О мытах, и о перевозах, и о мостах» был посвящен ответственности вотчинников за соблюдение исправного состояния дорог, мостов и переправ. Кроме того, помещикам и вотчинникам запрещалось создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно для торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась особо: если она могла привести к порче указанных дорог, мостов и переправ, то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также запрещалось вводить дополнительно к установленному ранее, мыт и другие пошлины.

Таким образом, можно констатировать, что IX глава Соборного Уложения 1649 года «О мытах, и о перевозах, и о мостах» явилась важным документом:

-закрепившим права господствующего класса на таможенные привилегии,

-обозначившим обязанности феодалов по поддержанию в исправности дорог, мостов и переправ,

-способствующим перемещению товаров,

— способствующим развитию торговли,

— способствующим созданию всероссийского рынка.

Источник

Таможенные органы и их структура в Московском государстве

Таможенные органы и их структура в Московском государстве

Развивается государство, укрепляются таможенные органы. Основная задача таможенных органов заключается в сборе пошлин и пополнении государственной казны. Практически в XVII в. таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Целовальникам строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. Однако, если служба приводила к уменьшению суммы таможенных сборов против прежних лет (по причине неумелого или нерачительного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом.

По окончании года наступало самое важное время, когда требовалось подсчитать собранные деньги и привести в порядок отчетность для отправки ее в Москву. Как следует из документов, эта ответственная процедура была весьма хлопотной и занимала достаточно много времени.

Собирая таможенные пошлины и отчитываясь за это перед центральным приказом, таможенные головы могли также выдавать торговцам своего рода платежные свидетельства, подтверждающие факт уплаты пошлинных денег.

По Новоторговому уставу голова был вправе чинить «всякую полную расправу в торговых делах». До 1681 г. должность таможенного головы обычно занимали выходцы из посадских людей. Избранный голова приводился к присяге. Вступив в должность, таможенный голова обязан был принять от своего преемника «таможенные уставные грамоты, все таможенные дела и всякий таможенный завод, как-то месячныя печати, печатные трубки и молотки, весчие контари, терези, пудовые гири и фунты и проч. Удостовериться в верности различных мер». Несмотря на то что новый таможенный голова вступал в должность после 1 сентября, расчеты с прежним головою производились именно на этот срок. С этой целью предшественник оформлял «особенную отпись» с указанием суммы денег, собранных за установленный срок. При голове обычно состояло несколько помощников – целовальников. Таможенной голове строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. Однако если служба приводила к уменьшению суммы таможенных сборов против прежних лет (по причине неумелого или нерачительного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом. Освобождение от должности головы «почиталось за особенную милость».

Должность подьячего, человека грамотного, умеющего составлять документы и вести делопроизводство, была всегда востребованной в государственных учреждениях.

Воеводы следили также за тем, чтобы таможенные головы своевременно отчитывались перед московским приказом и отправляли в столицу ежегодную выручку. Наряду с этим воеводы обязаны были выявлять и пресекать злоупотребления самих таможенных властей при сборе пошлин, проводя при необходимости расследование.

Мы рассматривали «верный» способ укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин, когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

Смысл откупного способа состоял в том, что заинтересованное лицо (или группа лиц) вносило в казну авансом или в рассрочку определенную сумму денег, исчисляемую из среднего таможенного дохода в данной местности за прошлые годы, как бы «откупаясь» таким образом от государства, и собирало затем пошлины в свою пользу, не изменяя, однако, по своему произволу их размер и порядок взимания. Таким образом, при откупной системе государство как бы сдавало сбор таможенных доходов в аренду на определенный срок, получая вперед гарантированную сумму откупа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Таможенные органы

§ 1. Таможенные органы Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы

Общее развитие таможенного дела в Московском государстве

Общее развитие таможенного дела в Московском государстве В Московском государстве возникает таможенное законодательство при Ярославе Мудром, которое нашло свое воплощение в «Русской правде» (который является древнейшим сводом русского феодального права), а также в

Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеэкономические связи в Московском государстве

Восстановление государственности на Руси и ее влияние на внешнеэкономические связи в Московском государстве Перспективы внешнеторговых отношений, которые сложились в этот исторический период времени, опирались на глубокие исторические торговые корни. Например, в XIII

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Глава

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации 1. Законодательные и

§ 8.4. Законодательные органы в современном государстве

§ 8.4. Законодательные органы в современном государстве Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 1. Таможенные органы Статья 401. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.2. Органы

2. Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика

2. Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика Понятие термина «таможенное дело» в его современном смысле представляет собой достаточно сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства во внешней и

Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации 1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 29.06.2004

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 29.06.2004

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 29.06.2004

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 29.06.2004

Читайте также:  мультфильм крещение руси князем владимиром

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве

Общая характеристика и движение уголовного права в московском государстве В Московском государстве русское уголовное право вступает в период устрашающих кар: преступление окончательно понято как деяние противогосударственное; значение лица (потерпевшего) и общины в

2. Право наследства в Московском государстве

2. Право наследства в Московском государстве Московское право долго держалось тех же начал, которые, вытекая из оснований, данных Русской Правдой, развиты в Новгороде и Пскове.Преимущественное наименование завещаний в московских памятниках есть духовная грамота или

Источник

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Таможенная служба в России как государственная повинность (XVI−XVII вв.)

Автор: В.Г. Балковая
Журнал: Вестник Пермского университета. Юридические науки 2012

Одним из важных признаков государственной службы в современном понимании является ее осуществление на профессиональной основе. Эта мысль справедлива и для таможенной службы, однако так было не всегда. Таможенное дело России должно было пройти длительный путь своего развития, прежде чем оформилась таможенная служба как особое направление государственно-властной деятельности.

Таможенная система – важная составляющая государственного механизма любого современного государства, призванная осуществлять фискальные, регулятивные и правоохранительные функции в сфере регулирования внешней торговли. Она оформляется и развивается вместе государственным механизмом, факторы, влияющие на его развитие, в той или иной мере отражаются и на таможенной системе. Для эффективного функционирования механизма государства важными проблемами являются кадровое укомплектование государственных структур, а также организация прохождения службы.

Реформирование таможенной службы современной России делает актуальными научные исследования, посвященные истории организационного оформления таможенной системы российского государства. Именно изучение ранних этапов истории таможенной службы позволяет выявить сущностные характеристики этого направления государственного управления, определить место таможенной службы в системе государственного механизма, а также ее роль в правовом регулировании России.

Таможенное дело на Руси возникло вместе с древнерусским государством еще на рубеже 1Х-Х вв. Именно в тот период оформилась древнейшая из таможенных пошлин – мыто, а также появились лица, ее собирающие – мытчики (мытники). Задачи, стоявшие перед таможенным делом той эпохи, значительно отличались от современных, фактически таможенное дело было способом организации косвенного налогообложения в древнерусском государстве. В рамках него осуществлялось пошлинное обложение внутренних сделок купли-продажи, сбор проезжих пошлин при пересечении таможенных барьеров и взыскание штрафных пошлин за нарушение указанных правил.

Так как уже на том этапе осуществление таможенного дела было сопряжено с возможностью применения принуждения, можно утверждать, что это была деятельность управленческая по своей сути, фискальная по целям осуществления и налоговая по форме своей реализации. Становление таможенного дела Руси было важной составляющей процесса оформления системы ее государственного финансового управления.

Передача таможен на откуп, активно практиковавшаяся на первом этапе формирования централизованного государства, не вполне отвечала идее централизации управления, ведь вопросы их внутренней организации и функционирования оказывались неподконтрольны государству. Исключение составляло лишь одно направление их деятельности – сдача откупных сумм. Поэтому, несмотря на многие выгоды, которые имела для государства передача таможен на откуп, во второй половине XVI в. велась работа по созданию принципиально новой модели таможни, которая была бы подчинена центральной власти по всем направлениям деятельности. Именно такую модель позволяло создать введение института «верной службы».

Политическая централизация Руси и создание в конце XV в. Московского государства поставили перед таможенным делом новые важные задачи: необходимость выработать единые в пределах крупного территориального образования подходы к таможенному оформлению и обложению, произвести унификацию таможенных процедур. Логически обоснованным в свете этого явилось первое в российской истории комплексное реформирование таможенной системы – так называемая таможенная реформа Ивана Грозного [8, с. 130-131]. Ее важнейшими мероприятиями стали формирование нового типа таможенного учреждения – таможенной избы, а также выработка подходов к его кадровому укомплектованию.

Таможенная реформа Ивана Грозного была одной из составляющих комплексной системы преобразований в местном управлении – земской реформы, в ходе которой была создана новая административнотерриториальная единица – уезд [6]. Тогда впервые была сформирована система органов местного управления, получивших статус изб. В каждом уезде были организованы: земская изба – орган, осуществлявший административное управление и прямое налогообложение; губная изба, реализовывавшая правоохранительную деятельность и суд; таможенная изба, ведавшая сбором таможенных пошлин с местных торгов [5, с. 24, 37]. Необходимо учитывать, что и в Московском государстве таможенное дело было ориентировано на обложение внутренней торговли, поэтому фактически таможенные избы организовывали всю систему косвенного налогообложения в уезде: в XVII в. на них была возложена обязанность осуществления банного сбора, сбора со свадеб (новоженных убрусов и выводных куниц), а нередко и питейных денег с государевых кабаков.

Важной проблемой, с которой столкнулось Московское централизованное государство, был хронический дефицит бюджетных средств – политическая централизация российских земель на сто пятьдесят лет обогнала экономическую. Поэтому при разработке концепции службы на уровне уезда была поставлена задача создать систему эффективного местного управления без увеличения объемов финансирования на содержание присутственных мест. Способом решения этой задачи было введение «верной службы».

Верная служба – это способ замещения государственных должностей в порядке государственной повинности местного населения, практиковавшийся в Московском централизованном государстве. При этом лица, рекрутированные для исполнения государственных должностей, безвозмездно осуществляли свои полномочия в течение определенного срока (одного года).

Откупное содержание таможен и верная служба долгое время не противостояли, а органично дополняли друг друга. Существовало достаточно много переходных вариантов, особенно на первом этапе проведения земской реформы, в период с 1551 по 1555 г. Таким переходным вариантом, в частности, являлась практика принудительных откупов. Например, А.Л. Хорошкевич в процессе изучения сословного состава служителей Турчасовской таможни по состоянию на середину 1550-х годов отмечал наличие 49 откупщиков из числа местного посадского населения [14, с. 230]. Похожую картину можно наблюдать и в Двинской таможенной грамоте 1560 г., где упоминалась группа «двинян» из 48 человек [13, с. 335]. Наличие такого значительного количества откупщиков из местных жителей означало, что обязанность сбора таможенных пошлин была фактически возложена на посад. Практика принудительных откупов не ограничивалась XVI в., в особых случаях она применялась и в более позднее время. В.Н. Захаров приводит пример перевода на принудительный откуп Пскова в 1634/35 гг. [7, с. 51].

Одно из наиболее ранних упоминаний о «верных таможенниках» относится к 1551 г. В принятой в указанном году Белозерской таможенной грамоте говорится о передаче наиболее важных таможенных пошлин для сбора группе лиц, состоящей из 2 «москвичей» и 20 «белозерцев». Эти лица не являлись откупщиками, а были назначены для сбора пошлин центральной властью, при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест [1, т. 1, с. 230].

Из этого видно, что в первоначальной модели верной службы должностных лиц местной администрации назначали представители центральной власти [9, с. 144]. Однако в более поздней модели вместо назначения представителями центральной администрации постепенно утвердился выборный порядок занятия должностей, когда таможенников избирало посадское население. Как писал Г.К. Котошихин, «во всех городах посадские люди устроены слободами и бывают погодно выбираны в царские службы в верные головы и целовальники» [10, с. 164].

А.А. Зимин в одной из своих работ отмечал, что «передав сбор пошлин в руки выборных от общин, правительство возложило на них обязанность уплачивать в казну те суммы, которые ему ранее гарантировали откупщики. В случае же недобора им предписывалось “разведчи по себе, те деньги полнити от себя”» [8, с. 130]. А так как большинство рядовых таможенных целовальников были не богатые купцы, а простые горожане, недостающую сумму возмещала вся община.

Контроль за проведением выборов таможенников осуществлял в XVI в. земский староста, а в XVII в. – воевода. Результаты выборов сообщались в Москву: «а как верного (за присягой) голову и целовальников к государеву крестному целованию приведешь, и таможенные пошлины и кабацкие деньги учнут сбирать на государя – и ты б о том отписал и выбор за руками и кабацкому всякому заводу роспись прислал в Москву в приказ» [2, с. 125].

К личным качествам кандидатов предъявлялись высокие требования. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича воеводе Углича предписывалось «выбрать одного человека, самого лучшего и правдивого, зажиточного, которому б были всякие торги и промыслы, и таможенные, и кабацкие сборы за обычай» [15, с. 189].

Вступление в должность верных таможенников сопровождалось определенной процедурой, на первом этапе которой они в присутствии избирателей приносили присягу в том, что будут старательно и бескорыстно собирать таможенную и кабацкую прибыль, не ссужать никому таможенные и кабацкие доходы, не давать «воеводам и приказным людям в почесть и в посул денег из кабака, вина и меду и от медвяных ставок воску и иного ничего» [4, с. 246].

На втором этапе вступления в должность верные таможенники знакомились с содержанием уставной таможенной грамоты своей таможни, о чем делалась соответствующая ежегодная приписка к ее тексту.

На третьем этапе новые верные таможенники принимали у смененных имущество таможни. Из доношения воеводы в курирующий приказ можно узнать, как это происходило: «…велел новому голове и целовальникам о сборе нашей великого государя таможенной казны отдать уставную грамоту и с нового торгового устава список, и иные указные памяти, и терези, и гири, и весчий контарь, и пятенные трубки, и хлебные меры, и таможенную избу со всяким заводом – все налицо, и в том им меж себя велел расписаться» [15, с. 190].

При осуществлении своих служебных полномочий верные служители таможен имели определенный объем прав, обязанностей и ответственности, что свидетельствовало о качественно новом уровне организации управления в указанный период. Эти три статусные характеристики имели формальное закрепление в нормативных актах, принимавшихся в сфере таможенного дела, прежде всего в уставных таможенных грамотах.

Общий срок исполнения обязанностей таможенных служителей при верном способе укомплектования таможен составлял один год, причем в XVI в. дата вступления верных таможенников в должность могла варьироваться [3, с. 28-34], но постепенно к XVII в. повсеместно утвердился срок с 1 сентября одного года по 1 сентября следующего (т. е. один календарный год по сентябрьскому стилю). В особом режиме функционировали таможни ярмарок, особенно ярмарок сезонного характера. Такой ярмаркой, в частности, была Архангельская, в единственном морском порту России конца XVI – XVII вв. Таможня здесь функционировала лишь несколько месяцев в году в период навигации – с мая по сентябрь.

Читайте также:  дом убийца американская история ужасов где находится

Постепенно сложилась практика присылки на важнейшие торги таможенных голов из других мест, что должно было предотвратить злоупотребления, в частности, сговоры целовальников с местным купечеством. Так, в 1623 г. в Псков в качестве таможенных голов таможни и кабацкого двора от Новгородской чети были направлены «муромцы посадские люди Макарий Веневетинов да Савва Дубенский». Так как новые таможенные головы в Пскове были иногородними, местной администрации предписывалось «дворы таможенному и кабацкому головам дати добрые, близко таможни, гостиного и денежного дворов и кабаков, чтоб им, будучи в стоянье у нашего дела, в дворовом стояньи нужи не было» [1, т. 3. с. 203, 205].

Таможенные головы контролировали деятельность целовальников, однако могли быть привлечены к ответственности за недобор пошлин наравне с ними.

Наиболее важные таможни возглавляли не простые купцы, а представители элиты купеческого сословия – гости. В отличие от других торговцев гости заключали крупные оптовые сделки, лишь они имели право вести торговые операции с иностранцами. Гости отличались от остального посадского населения не только объемами торговли, но и образом жизни. По сведениям

В.Б. Перхавко, в Московском государстве существовала практика приглашения гостей на парадные обеды к патриарху и царю (в частности, в период правления царя Михаила Романова и патриарха Филарета) [11, с. 190].

Именно поэтому, если таможню возглавлял представитель корпорации гостей, в официальных документах он фигурировал как гость, а не таможенный голова. Статья 1 Новоторгового устава (1667 г.) прямо закрепляла правило назначения гостей на высшие должности таможенных служителей в верных таможнях – «на Двине у Архангельского города в таможне быти на яр-манке гостю со товарищи», причем, как следует из контекста ст. 8, гость являлся представителем московского купечества [12, т. I, №408, с. 679]. Большую таможню в Москве также традиционно возглавлял гость.

Б.Н. Флоря, изучая социальную принадлежность служителей таможен, делает вывод, что большинство таможенных голов-иногородцев было представителями привилегированных купеческих корпораций Москвы – гостей, гостиной сотни, сурожан: «Нельзя считать случайным, что, вероятно, довольно значительная группа таможенных голов принадлежала к верхушке столичного купечества. Это были представители того же социального слоя, которые в первой половине XVI в. сотрудничали с правительством при взятии откупов. Предоставленные гостям и членам других купеческих организаций особые права и привилегии, выделявшие их из остального посадского населения страны, были связаны с необходимостью нести определенную “службы” в пользу государства, причем едва ли не главной из них была как раз служба в финансовом аппарате» [13 с. 344].

Вместе с тем на менее значимых торгах таможенными головами становились представители местного купечества, а иногда служилые и даже простые посадские люди. В.Н. Глазьев отмечает, что в Воронежской таможне в 1640-1670-е гг. таможенными головами были «сыны боярские», что, по его мнению, объяснялось слабостью местного посада [4, с. 246]. Можно утверждать, что социальная принадлежность голов и целовальников зависела от многих факторов – объема товарооборота, близости к традиционным торговым центрам, времени основания конкретного населенного пункта, социального состава населения города и близлежащих территорий и т.п.

Верная служба в таможнях была серьезным испытанием не только потому, что таможенники осуществляли свои обязанности безвозмездно, не ведя в период службы свой собственный промысел, но и потому, что верные таможенники были материально ответственны за сбор пошлин. Уже в одной из первых таможенных грамот, датированной 1571 г., говорится, что «недобор таможенных пошлин, что у них перед прежними годы в недоборе будет, велит государь на них же взять вдвое» [3, с. 27]. Грамота, выданная спустя сто лет после цитированной, проводит похожую мысль: «А таможенным головам и целовальникам впредь таможенные пошлины велеть сбирать перед настоящими годами с прибылью, чтоб в таможенных сборах великого государя казне было многое пополнение. А дворы их и животы и промыслы взяты будут в платеж недобранных таможенных денег» [12, т. II, №679, с. 92]. В случае отсутствия у верных таможенников необходимых средств к ним применялась болезненная процедура правежа, известная со времен монголо-татар: поставленного на правеж несостоятельного должника в течение одного месяца ежедневно били палкой по икрам ног. Такая перспектива, безусловно, пугала верных таможенников, почему постоянной практикой было негласное завышение таможенных платежей. Фактически само государство своей жесткой репрессивной политикой толкало их на злоупотребления.

По мнению И.Д. Беляева, исследователя традиций самоуправления в российской общественной жизни, «выборные только ждали себе разорения, царской опалы и отнятия имущества на государя в случае недоборов; а посему не столько заботились о выгодах избравшего их общества, сколько о том, чтобы самим не попасть в беду и не лишиться собственного имущества» [2, с. 126].

В правление царя Алексея Михайловича была сделана попытка создать и позитивный стимул к добросовестному исполнению обязанностей – отличившихся таможенных служителей начали жаловать царскими подарками. Г.К. Котошихин писал: «А который человек гость и торговый человек, будучи в головстве в таможне и у иных сборов в котором году год перед годом казны соберет больше, и им за ту службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье, по кубку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а товарищам их целовальникам по ковшу же серебряному, да по сукну и по тафте, смотря по прибыли и человеку» [10, с. 164].

А.И. Шемякин приводит текст памяти постельничему Г.И. Головкину о пожаловании ярославского таможенного головы Степана Куимова «за прибор таможенных пошлин» в 1689 г. «государского жалованья камки кармазину десять аршин» [15, с. 201].

Некоторые из царских подарков можно увидеть и сегодня. Например, в Оружейной палате Московского Кремля хранятся серебряные ковши, пожалованные гостю Ивану Гурьеву за службу в Московской таможне в 1676 г., члену Гостиной сотни Филату Хлебникову за прибыль при сборе кабацких и таможенных денег в Перми, Соликамске и Чердыни в 1698 г. На этих ковшах выгравированы соответствующие надписи [11, с. 188-189]. Но само нахождение этих дорогих подарков в государственном хранилище дает основание предполагать, что пожалование носило прижизненный характер, после смерти награжденного подарок возвращался в казну. Поэтому если это награждение и стоит рассматривать в качестве поощрения, то скорее как моральное, нежели материальное. Вообще же, говоря о средствах стимулирования добросовестной службы в верных таможнях, нужно отметить, что репрессивные методы явно преобладали. В одной из царских грамот XVII в. было записано: «А головам и целовальникам за их воровство быть в смертной казни без всякой пощады, а кто таких воров к тому делу выберут, тем выборным людям учинено будет наказание по розысканию» [15, с. 191].

Таким образом, в Московском централизованном государстве во второй половине XVI в. впервые появилась таможенная служба как особый вид государственной деятельности. В тот период она осуществлялась на безвозмездной основе как одна из повинностей посадского населения. К ее практическому осуществлению привлекалось не все посадское население, а прежде всего его верхушка, так как к кандидатам предъявлялись достаточно жесткие требования. Изначально формулировались определенные требования – кандидаты на занятие должностей верных таможенников должны были быть «добронравны», «не склонны к питию», честны. Помимо этого, они должны были обладать определенным имущественным состоянием, которое дало бы им возможность целый год служить на безвозмездной основе, а, в случае недобора платежей, возместить этим имуществом недоимку. Поэтому при отборе кандидатов приоритет отдавался представителям купечества, в отдельных случаях исключительно представителям корпорации гостей. Первоначально на должности могли назначаться как грамотные, так и неграмотные жители посадов, но по мере роста делопроизводства требование грамотности в крупных таможнях становится обязательным.

Введение верного способа укомплектования таможен позволило государству создать альтернативу откупным таможням, которые функционировали без прямого государственного контроля. Это дает основание говорить о зарождении в Московском централизованном государстве таможенной службы как службы государственной. Верные таможенники по своему положению фактически уже являлись чиновниками низшего звена финансового управления.

1. Акты Археографической экспедиции. (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук): В 4 т. СПб., 1836-1838. Т. 1: 1294-1598. 1838.

2. Беляев И.Д. Судьба земщины и имперского начала на Руси. М., 2008. 168 с.

3. Великий Новгород во второй половине XVI в.: сб. док. / сост. К.В. Баранов. СПб.: Дм. Буланин, 2001. 275 с.

4. Глазьев В.Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа в XVII в. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 243-248.

5. Голомбиевский А.А., Ардашев Н.Н. Приказные, земские, таможенные, губные, судовые избы Московского государства Вып. 1. М., 1909. 86 с.

6. Градовский А.Д. История местного управления в России. Т. 1. Уезд Московского государства. СПб.: Печатня В. Головина, 1868. 384 с.

7. Захаров В.Н. Таможенные учреждения в России в XVII в. // Гос. учреждения России XVII-XVIII вв. / под ред. Н.Б. Голиковой. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 49-76.

8. Зимин А.А. К изучению таможенной реформы сер. XVI в. // Истор. архив. М., 1961. Вып. 6. С. 130-143.

9. Копанев А.И. Новгородские таможенные целовальники 70-80 гг. XVI в. // Тр. Ле-нингр. отд-ния Ин-та истории СССР АН СССР. Л.: Изд-во АН СССР, 1971. Вып. 12. С. 142-151.

10. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича М.: РОС-СПЭН, 2000. 272 с. (Русская историческая библиотека).

11. Перхавко В.Б. История русского купечества. М.: Вече, 2008. С. 190.

12. Полное собрание законов Российской Империи: в 48 т. СПб., Т. I: 1649-1675; Т. II: 1676-1688. 1830.

13. Флоря Б.Н. Сбор торговых пошлин и посадское население в русском государстве (к. XV – нач. XVII вв.) // Исторические записки. М.: Наука, 1990. Вып. 118. С. 330-350.

14. Хорошкевич А.Л. Персонал и доходы таможен по реформе середины XVI в. //Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв. СПб., 2001. С. 230-232.

15. Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль: Александр Рутман, 2000. 254 с.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector