структура результатов обучения истории в школе

Методические способы формирования предметных результатов школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории.

В докладе рассматриваются методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах истории. Дается классифицируются типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории на материале демоверсии ОГЭ-2019 и предметной линии учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова, 6 кл, §5. Тема «Становление Древнерусского государства»

Просмотр содержимого документа
«Методические способы формирования предметных результатов школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории.»

Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории и обществознания.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

«Цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Предметные результаты общего исторического образования

Согласно Концепции ФГОС ОО « под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,- знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего

образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

— целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

— базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

— способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

— умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

— умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

— уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.
Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.
Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.
Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.
Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.
Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Читайте также:  рефинансирование кредита во владимире с плохой кредитной историей

Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах отечественной и всеобщей истории в основной и старшей школе

Формирования предметных образовательных результатов из Примерной программы по истории основного общего образования.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы (1998г.)

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

Требования к предметным образовательным результатам

«Читать историческую карту с опорой на легенду»

«Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий»

«Использовать историческую карту как источник информации»

«Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках»

«Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников»

«Проводить поиск информации в исторических источниках»

Приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе»

отношение к наиболее значимым личностям, достижениям отечественной и мировой культуры»

«Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям»

Проанализировав требования из нормативных документов предыдущих лет, формулировка сравниваемых положений осталась прежней- это формирование предметных умений и навыков.

Предметные результаты изучения истории формируются на основе соответствующего учебного содержания, которое определено в ФГОС, и использование средств и приемов для изучения данной темы: рассказ, описание, информационное сообщение, характеристика, объяснение, проблемное изложение и т.д.

В перечне предметных результатов изучения истории в основной и средней школе есть новые положения, которые касаются знаний о разных видах исторических источников, приемов работы с ними и итоговых «продуктов» исследователей (арагументы, версии, оценки, реконструкция, концепция и т.д.).

Согласно системно-деятельностному подходу, в предметных результатах изучения истории познавательным умениям отведено больше места, чем знаниям. Познавательные умения используются в способах предъявления обучающимися учебной информации: в учебных текстах, хронологических и синхронистических таблицах, легендах исторических карт, анализе первоисточника. В овладении предметными умениями значимы соответствующие познавательные задания.

Типы и виды познавательных заданий, направленных на реализацию требований ФГОС ОО к предметным результатам изучения истории

Существует несколько научно-методических подходов к класификации познавательных заданий по истории:

1) по уровням познавательной деятельности школьников: репродуктивные, преобразующие, творческие, проблемные;

2) по характеру выполнения: закрытые и открытые;

3) по особенностям содержания и ведущим приемам деятельности: хронологические, картографичиеские, образные, логические, поисковые и т.д.

Возможности предметных заданий просматриваются в проверке и оценке знаний обучающихся. Идеально подходят закрытые задания (тесты).

Тесты- это краткие стандартизированные задания, направленные на выявление и дихотомическую оценку (есть-нет) достижения учеником заданного ГОС уровня предметной подготовки. В курсах истории используются разнообразные виды тестов, которые помогают формировать, корректировать, проверять и оценивать предметные знания и умения школьников. Например:

1. 1. Задания базового уровня. 10кл.: Что из названного относилось к политике военного коммунизма?

А) осуществление всеобщего избирательного права; Б) введение всеобщей трудовой повинности; В) замена продразверстки продналогом; Г) свобода рыночной торговли.

1.2. 6кл.: В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжили наступление на другие страны Европы.

1222–1223 гг.; 2) 1237–1238 гг.; 3) 1240–1241 гг.; 4)1279–1280 гг.

Дидактические и диагностические возможности у открытых познавательных заданий больше, чем у тестов.

Открытые задания— задания, направленные на формирование, диагностику и проверку неформализованных компонентов предметной подготовки. Открытые задания не носят стандартизированный характер, поэтому формы предъявления их различны; ценится оригинальный способ подготовки ответа ( содержание, логика, аргументы, форма, стиль и т. д.) Поэтому эталона ответа не существует, а только предъявляются рамочные критерии. Следовательно, существует видовое множество открытых познавательных заданий по истории: образные, творческие, логические ( с условием и без него), проблемные, поисково-информативные, проектные и др.

Критерии диагностики, проверки и оценки предметных результатов изучения истории

Функции контроля, проверки и оценки ответов учащихся разработаны и теоретически, и практически. А диагностика их учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС ОО к многоуровневым результатам общего образования остается «вещью в себе».

Диагностичность — возможность воспроизведения измерения и оценки определенного качества и выявления уровня готовности к определенному виду деятельности.

Задания диагностического типа имеют «прозрачную структуру» условия задания, нацелены на конкретные пердметные, метапредметные и личностные результаты образования; задания способствуют фиксировать динамику развития индивидуальных способностей школьников, а также способствуют саморазвитию и самообразованию.

Таким образом, предметные результаты- это первый лежащий на поверхности слой знаний и умений, который скрывает под собой метапредметные и личностные результаты образования.

(№3)-Задание № 4 (Демо-1): Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.

«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев- Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».

1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Фёдор Иванович; 4) Борис Годунов.

(№ 3)-Задание № 6 (Демо-2): Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь. «Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дела именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком.

Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. «Временщик» не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».

1) Василий Шуйский; 2) Борис Годунов; 3) Фёдор Мстиславский; 4) Михаил Романов.

( №3)- Задание № 20 (Демо-1-2) проверяет умение работать с картой:

Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту,

Читайте также:  как называлось пиво на руси

952304 1

Е.П. Хабаров; 2) И.Ф. Крузенштерн; 3) В.Д. Поярков; 4) С.И. Дежнёв

Таким образом, выполняя данные задания, испытуемый должен продемонстрировать знания, а не умения.

В требованиях к предметным образовательным результатам ( №6) «Работа с версиями, оценками» можно рассмотреть по алгоритму:

Оценка исторического события

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность всобытии определенных классов и общественных групп.

3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).

4. Установите связь с другими подобными событиями.

5. Определите значение:

А) для участников события; Б) для последующего исторического события.

Открытое познавательное логическое задание: сравните положение трех сословий в европейском средневеком обществе ( 6 кл-Всеобщая история) и заполните таблицу:

Источник

Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности требований ФГОС к результатам освоения учебных программ по истории.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Каковы требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории?

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

·способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Читайте также:  марджори маккул биография 1705

5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии :

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динам

ика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс « История России » сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В курсе « Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для

понимания и уважения ими других людей и культур.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector