Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
коррекционно-развивающая программа
для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Цели программы: Помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Содержание программы
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение
Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам.Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.
Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Занятие 1. «Знакомство».
Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.
Цель:. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».
Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают
-Тебе нравиться твоё имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Игра «Угадай, кого не стало?»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.
Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
Игра «Голос тебе знаком?»
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Участники занимают удобное положение, удобную позу.
Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.
Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упражнения подростки встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.
Ритуал завершения занятия
Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».
Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.
Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока подростки не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.
Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.
Игра «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Игра «Прогулка»
Цель: Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды». Давайте поплескаемся!
В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).
Рисование самого себя.
Цель: Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Психолог предлагает подросткам нарисовать самого себя в трёх зеркалах:
Игра «Пойми меня и передай»
Цель: Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».
Ритуал завершения занятия
Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».
Занятие 3. «Настроение»
Этюд «Бархатные ручки»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.
Участники сидят по кругу.Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.
Ведущий говорит с подростками об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему «Моё настроение»
Цель: Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.
Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.
Упражнение «Тренируем эмоции».
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает подросткам:
а)нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный человек;
б) позлиться,как: два барана на мосту; при ссоре с другом;
в) испугаться,как: в милиции; птенец, упавший из гнезда; при встрече с злой собакой;
г) улыбнуться,как: кот на солнышке; само солнце; будто ты увидел чудо.
Игра «Передай улыбку другому»
Ритуал завершения занятия
Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Занятие 4. «Настроение» (Продолжение)
Ведущий называет какую-либо эмоцию иди чувство, участники по кругу называют ассоциации вызванные этой эмоцией или чувством.
Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый кинофильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркало, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение.
Беседа по теме «Самый добрый рассказ».
Развивать понимание эмоционального состояния и поступков другого человека, умения выразить своё.
Подростки по очереди рассказывают ситуацию из понравившейся повести, рассказа одновременно изображая действия персонажей.
Рисование самого запомнившегося эпизода рассказа.
Цель: Рефлексия с опорой на художественное изображение.
Под звучание спокойной мелодии участники рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.
Игра «Настроение и походка»
Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение.
Например: встреча с близким другом, которого давно не видел (обнимем его, поцелуем, приподнимем и т. п.)
Игра «Передай настроение»
Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой своё настроение.
Ритуал завершения занятия
Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».
Занятие 5. «Наши страхи»
Сценка по к/ф «Пятница 13».
Цель: Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.
Ведущий предлагает подросткам изобразить сценки ужаса,используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т. д.По окончанию инсценировок ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».
Упражнение «Расскажи свои страхи»
Цель: Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким как вы, то.» Затем задаёт вопрос: «А у вас такое бывало?».
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»
Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов.
Звучит тихая музыка. Подростки рисуют свои страхи, выбирая материал сами. Затем ведущий просит подростковпо желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь,а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.
Комплекс «Музыкальная мозаика»
Цель: Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
Звучит заранее подобранная музыка с переходящим ритмом.Например: вальс, рок-н-рол, танго, джаз и т. д.
Ритуал завершения занятия
Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».
Список использованных источников:
2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб. : Питер, 2007. – 176 с.
3. Лэндрет Г. Л.Игровая терапия: Искусство отношений. – М. : Международная пед. акад., 1994. – 365с.
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М. :»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
Консультация «Особенности общения подростков» А часто ли мы взрослые знаем с кем и о чем общаются наши дети вне стен дома и школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения.
Бизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рук По методу известного педагога Марии Монтессори. с целью стимулировать у особенных детей развития внимания., памяти, мышления, речи, навыков.
Картотека игр, формирующих у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Картотека игр, формирующие у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель:.
Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.
Консультация «Развитие нравственно-эмоциональных чувств, навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью УО Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталостиЦель.
Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная задача пальчиковых.
Программа «Развитие навыков связной речи и общения детей через театрализованно-игровую деятельность детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №60 «Солнышко» комбинированного вида» ПРОГРАММА.
Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?» Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?» Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы;.
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста Ключевые слова: театр, деятельность, речь, речевое общение. Аннотация: В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная.
Рабочая программа педагога-психолога «Уроки общения» (развитие коммуникативных навыков у подростков)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова»
123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2, стр.1 факс 8 (499) 256-81-29
Рассмотрено на заседании ППк
Заместитель директора по воспитанию и социализации учащихся, дополнительного образования и безопасности
Бармина Л.А. _____________
И.о. директора школы _________________Гаршин А.И.
Приказ № от __________________________
Рабочая программа педагога-психолога
(развитие коммуникативных навыков у подростков)
Уровень образования: ООО, СОО
Составители: педагог –психолог А.С. Руденко
педагог –психолог Е.А. Котова
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Содержание программы
4. Условия реализации программы
5. Список литературы
I. Пояснительная записка
Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.
Данная программа направлена на повышение коммуникативных навыков подростков в виду их незрелости личности и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими. Необходимо обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием у подростков интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Эта ситуация ставит актуальный вопрос о разработке программы, которая способствовала бы развитию коммуникативных способностей подростков.
Первостепенную роль играют:
1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рабочая программа составлена на основе программы тренинга по развитию коммуникативных навыков для подростков 11-15 лет, разработанной практическим психологом Т. М. Макартычевой.
Цель реализации программы: Повышение уровня коммуникативных компетенций подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.
1. Развитие навыков эффективного общения.
2. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения на примере игровых ситуаций.
3. Выявление наиболее эффективных способов начала общения, поиск путей и тренировка навыков поддержания контакта.
4. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
5. Тренировка конструктивных способов выхода из конфликтного взаимодействия.
6. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Методы и приемы работы:
— психологические упражнения и игры;
— мини-лекции и беседы;
— групповые дискуссии и мозговой штурм;
— обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
— рефлексия различных состояний;
— самодиагностика и диагностика;
— конструирование позитивных моделей поведения и т.д.
— усиление личностных ресурсов;
— формирование адекватной самооценки;
— наличие навыков конструктивного поведения;
— наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
Критерии определения уровня достижения планируемых результатов:
1. Развитие основных коммуникативных навыков.
2. Владение приемами самопрезентации в группе, с другими людьми.
3. Расширение и углубление самопознания.
4. Умение моделировать саморазвитие.
5. Умение принимать конструктивные решения в сложных и проблемных ситуациях общения.
6. Владение навыками саморегуляции.
7. Рефлексивные умения.
8. Сформированность представлений о возможных последствиях своего поведения и поведения других людей, знание этикета, сформированность умений анализировать и оценивать ситуацию.
Инструменты оценки эффективности программы: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, диагностические методики.
II. Календарно-тематическое планирование
Правила групповой работы и техники безопасности. Диагностика. Создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.
Формирование адекватной самооценки.
Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.
Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.
Итоговое занятие. Актуализация знаний, приобретённых на занятиях.
II I . Содержание программы
Содержание программы: программой предусмотрено 5 занятий.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап работы состоит в проведении первичной диагностики, выявлении показаний у ребенка для оказания психологической помощи.
На основном этапе идет работа в соответствии с учебно-тематическим планом, которая направлена на реализацию поставленных целей и задач.
Заключительный этап включает проведение выходной диагностики, подведение итогов, анализ эффективности программы.
При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) может использоваться следующий психодиагностический инструментарий:
1. Тест школьной тревожности Филлипса.
2. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).
5. Тест коммуникативных умений Михельсона.
6. Фигурный тест Е. Торренса.
Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.
Необходимые материалы: большой лист ватмана или бумага, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.
1.Принятие правил групповой работы
Цель: выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.
Содержание. Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.
Ведущий озвучивает основные пункты правил, к которым участники делают дополнения:
1.То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.
2.Нельзя унижать и оскорблять.
3.Нельзя употреблять нецензурные выражения.
4.Обращаться друг к другу только по имени.
6.Указания тренеров не обсуждаются.
7.Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров и т.д.
Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки тяжело переживают, что им не разрешают высказать своё мнение, и этот фактор позволяет поддержать дисциплину в группе.
Заметки для ведущего. Необходимо чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».
2.Упражнение – активатор «Представь свое имя»
Цель: осуществление эмоционального разогрева.
Содержание. Ведущий предлагает участникам представиться как актёру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только своё имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.
3.Упражнение «Объявление об объявлении»
Цель: умение заявлять о себе.
Содержание. Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своём стремлении помогать другим, главное – он о себе заявляет.
Заметки для ведущего. Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.
4.Упражнение «Сколько ты весишь»
Цель: обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.
Содержание. Участникам предлагается походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь, погрузится в соответствующее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускаю гулять. После этого обсуждается внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью – он с трудом передвигает ноги, руки не подымаются, голова не держится, всё тело наливается свинцом. Радость, влюблённость, счастье дают ощущение полёта, невесомости. Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятия могут говорить о своём самочувствии в килограммах или тоннах.
Заметки для ведущего. Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.
5. Упражнение «Остров»
Цель: развитие ответственности.
Содержание. На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники стают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается ещё часть газет, «остров» становиться совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», на сколько это возможно. Наконец прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк – рассаживаются на стульях. В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно чаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.
Цель: повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.
Содержание. На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое, нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяин, все ребята благодарят друг друга. Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.
Заметки для ведущего. Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.
Цель: получение обратной связи.
Содержание. Участники по кругу высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понравилось, что нет. Можно предложить свой «вес».
Цель: формирование адекватной самооценки.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Цель: эмоциональный разогрев, создание предпосылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
Содержание. Ведущих просит каждого участника представить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники должны их выразить той частью тела, которую выбрали. После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывается, что человек в основном показывает свои эмоции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диалоге мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выполнить это задание либо это оказалось забавным, и это нормально.
Заметки для ведущего. У ребят могут возникнуть трудности в выражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно необычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.
2.Упражнение «Если бы я был…»
Цель: формирование навыков самораскрытия.
Содержание. Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т.д.) и погружается в её мир, воображает себя этой вещью, ощущает её «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О её заботах, её прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведёт к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
Заметки для ведущего. Следует ребятам напомнить о правилах: должны быть выбраны только те предметы, которые не шокируют остальных. Застенчивым, и в этом упражнении может потребоваться помощь.
3.Упражнение «Мой сосед слева»
Цель : развитие умения находить положительные качества в других людях.
Содержание. Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений.
Заметки для ведущего. Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.
4.Упражнение «Мои сильные и слабые качества»
Цель: формирование навыков адекватной самооценки.
Заметки для ведущего. Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.
5.Упражнение «Хромая обезьянка»
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Содержание. Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, её ужимки, походку. Затем ведущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут. И засекает время. Засмеявшиеся участники выходят в середину круга. В конце концов, все участники оказываются там и в месте весело смеются.
Цель: получение обратной связи.
Содержание. В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет. Сколько весит каждый участник.
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях. Необходимые материалы: видео, мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идёт в гости».
1.Упражнение-активатор «Разожми кулак»
Цель: эмоциональный разогрев.
Содержание. Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнёры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение. Кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, лёгкими поглаживаниями. Можно рассказать притчу: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шёл путник, и ветер сказал: «Кто сумеет с путника снять плащ, тот сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ». Ведущий задаёт вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?»
Заметки для ведущего. Следует предупредить ребят, что не надо ломать пальцы партнёра, разжимать кулак надо, не причиняя боли.
2.Упражнение «Представление героев»
Цель: развитие умения понимать себя и других людей.
Содержание. Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске. Пятачок – зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию. Кролик – активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает всё, требует подчинения. Ослик Иа – не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.
Заметки для ведущего. Может оказаться, что ребята не читали сказку и не видели мультфильм про Винни-Пуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением продемонстрировать им фрагменты мультфильма «Винни-Пух идёт в гости» и «День рождения Иа».
3.Упражнение «Проблемы героев»
Цель: развитие навыка справляться с проблемами поведения.
Содержание. Участникам предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. С участниками обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизни.
Заметки для ведущего. Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуацию.
Цель: развитие способности сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
Заметки для ведущего. Ребята разбиваются на пары по собственному желанию, если кто-то оказался без пары, его партнёром становится ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с изгоем, его партнёром также должен быть ведущий.
5.Упражнение «Посидите так, как сидит…»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Содержание. Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидел бы: король, курица на насесте, начальник полиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.
Заметки для ведущего. Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.
Цель: получение обратной связи.
Содержание. Обсуждается занятие и «измеряется вес».
Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.
1.Упражнение-активатор «Это Я»
Цель: эмоциональный разогрев.
Цель: осознание ощущений, возникающих в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения.
Содержание. Участники разбиваются на пары, один произносит слово «да», другой – «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача – убедить партнёра. Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнёра, не крича при этом и не изменяя позы? Какая была поза, помогла ли она? Как её воспринимал ваш партнёр? Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чём это проявляется? А можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения?
Заметки для ведущего. Лучше если участники распределятся на пары с соседом. Партнёром «лишнего» участника должен стать ведущий.
3.Упражнение «Скажи «нет»
Цель: формирование навыков достойного отказа.
Содержание. Вызываются добровольцы: один будет требовать что-то им задуманное, а второй попытается ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки даётся 5 минут. Затем следует обсуждение. Когда было легко добиться своего, отказывая или требуя? Помогли ли достичь цели помощники? Нужно ли в реальной жизни, отстаивая свою позицию, привлекать кого-то на помощь?
Заметки ведущему. Надо предупредить добровольцев, что должны выбираться такие ситуации, в которых трудно отказать. Можно оказать помощь в выборе ситуации.
4.Упражнение «Нож и масло»
Цель: развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.
Заметки для ведущего. Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опускать руку. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй, выводится из шеренги.
Цель: получение обратной связи.
Содержание. Обсуждается занятие.
Цель: актуализация знаний, приобретённых на занятиях.
Необходимые материалы : бумага, ручки.
Цель: эмоциональный разогрев.
Содержание. Участники с закрытыми глазами передвигаются по комнате и, сталкиваясь, пытаются разрешить конфликт.
Заметки для ведущего. Необходимо предупредить ребят, что специально толкаться запрещается.
2.Упражнение «Ситуация в автобусе»
Цель: развитие умения анализировать ситуации.
Содержание. Участникам предлагается вспомнить ситуации конфликта любого человека с кондуктором автобуса и проанализировать её.
Заметки для ведущего. Ребятам проще анализировать ситуации, когда они являются не её участниками, а лишь наблюдателями.
Цель: обучение способам избегания конфликтных ситуаций.
Содержание. Участникам предлагается вспомнить неприятную ситуацию и рассказать о ней. Затем нужно подробно обсудить эту ситуацию, восстанавливая ход событий от конца до начала и найти ответы на вопросы: где находится узел конфликта? Как можно было его избежать? Далее ситуация разыгрывается по другому сценарию с исправлениями. Нужно спросить у подростков: если бы они заранее планировали своё поведение, изменилось ли что-либо в их жизни? Избегание конфликтов – это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.
Заметки для ведущего. Если занятия ведутся классным руководителем, то очень хорошо разобрать ситуацию конфликта в классе.
4.Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: формирование умения принимать оценку себя со стороны.
Заметки для ведущего. В группе могут оказаться ребята, которых не выбрал никто, в этом случае на «необитаемый остров» с ними отправляется ведущий, объясняя свой выбор.
Цель: закрепление полученных навыков, осознание их ценности. Содержание. Ведущий объявляет, что первый блок занятий подошёл к концу. На занятиях участники приобрели определённые навыки, опыт. Им предлагается собрать для себя «чемодан» того, что они приобрели на занятиях и что хотели бы реализовать в жизни. Все предложения записываются на бумаге, зачитываются и передаются ведущему.
Заметки для ведущего. Записки ребят используют для оценки результативности блока занятий.
6.Рефлексия и прощание
Цель: актуализация знаний, приобретённых на занятиях.
Содержание. Ведущий прощается с группой, высказывая пожелание, чтобы всё, что они приобрели на занятиях, пригодилось им в жизни.
IV . Условия реализации программы.
1. Материально-технические условия реализации программы.
Реализация программы осуществляется в кабинете групповых занятий, оснащенной следующим оборудованием:
1). Столы и стулья для детей
2). Рабочее место для специалиста
3). Книжные шкафы для специальной литературы, методических, стимульных диагностических и профилактических материалов, детских работ. Необходимые материалы: бумага, ручки, несколько старых газет, лист ватмана, маркер.
4) Наличие мультимедийного оборудования и качественного интернета.
Программу реализует педагог-психолог с привлечением классного руководителя и при необходимости социального педагога.
V . Список литературы.
1. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения СПб.: Речь,2006.
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Изд. 4-е – Ростов н./Дону: Феникс, 2010.
4. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты.-Ростов н/Д : Феникс, 2008.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2008.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-3-е изд.- СПб.: Речь,2014.
7. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 2001.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.