структура и содержание кабинета истории в школе

Кабинет истории

kabinet istorii

Хорошо оборудованный кабинет истории создается годами, совершенствуется и дополняется учебными пособиями, аппаратурой, дидактическими материалами в зависимости от методических приемов и педагогических предпочтений преподавателя.
Для рассмотрения различных тем из курсов истории и обществознания требуются абсолютно разные подходы, используются разнообразные средства обучения.
Во многих образовательных учреждениях (ОУ) работают этнографические или исторические музеи, универсальные или посвященные определенным периодам.
Возможность прикоснуться к предметам пережившим века, увидеть своими глазами грубую обработку металлических или каменных изделий, оказывает огромное воспитательное влияние и стимулирует возникновение интереса к предмету у учащихся, наглядно демонстрируя уровень развития технологий другого времени и образ жизни предыдущих поколений.

Оформление кабинета истории

oformlenie kabineta istorii

Внутренний вид учебного помещения регламентирован:

· Санитарными нормами. Это – условия освещенности, возможная заполняемость помещения, правила уборки и проветривания, а также ряд требований к используемой мебели.
· Образовательным стандартом. Вид кабинета истории должен способствовать достижению нужного качества образования.
· Внутри школьными нормативными актами. Это может быть Положение об учебном кабинете, приказ директора или другие документы.
· Правилами эстетики. Привлекательный и спокойный дизайн необходим для создания благоприятной психологической и рабочей обстановки.

Внутреннее убранство зависит от желаний педагога и отражает его мнение о наиболее важных методических моментах преподавания, внеклассной работы с учащимися.
Не рекомендуется использование слишком большого числа экспозиций. Лучше использовать меньшее их количество, но хорошо продумать дизайн элементов в виде текста, диаграмм, таблиц, иллюстраций или использовать частично или полностью сменные экспозиции в зависимости от изучаемых тем, чтобы добиться емкости, системности и логичности в подаче информации. Таким образом удастся добиться лучшей запоминаемости материала учащимися.

Оснащение кабинета истории.

osnashchenie kabineta istorii

Оснащенность помещения имеет несколько аспектов:

· Инженерно-технический. Это наличие необходимых архитектурных и инженерных приспособлений для обеспечения образовательного процесса – количество розеток, светильников, сантехники, отопления, окон и средств их затемнения, покрытие стен, пола, потолка.
· Дизайн помещения. К нему относится расположение мебели, организация рабочих мест учащихся и учителя. Так, стоит рассчитывать необходимое количество глухих и открытых шкафов для систематизированного хранения пособий, закрытых витрин и открытых стеллажей в школьных исторических и этнографических музеях, столики и кронштейны для технических средств и многое другое. Рабочие места должны быть удобными, безопасными, содействующими наиболее продуктивному течению образовательного процесса.
· Методический. Этот аспект полностью зависит от преподавателя. Вопросы использования определенных средств обучения, дополнительных материалов, пособий и организация учебного процесса зависят от педагогических приемов, общей эрудиции, увлеченности и таланта преподавателя. По его выбору и с учетом финансовых возможностей ОУ решаются вопросы приобретения необходимого оборудования, печатных материалов и пособий.

Оборудование для кабинета истории.

oborudovanie dlya kabineta istorii

Согласно действующему приказу Мин образования РФ от 27-12-93 529 и письму, содержащему рекомендованный перечень оборудования для учебных кабинетов от 01.04.2005 № 03417 кабинет истории должен быть оборудован в соответствии с требованиями ФГОС, а именно:
· Предоставлять возможности совершения универсальных учебных действий учащимися. То есть – иметь интернет для поиска нужной информации, программное обеспечение для творческой деятельности, контроля знаний – например, софт для работы с лентой времени, построения генеалогических древ, диаграмм, создания тестов преподавателем.
· Быть интегрированным в образовательную среду ОУ. Иметь свой сайт на сервере школы или страничку на ее сайте. Осуществлять связь родителей и учеников с преподавателем во внеурочное время.
· Иметь необходимую аппаратную и программную базу для организации процесса обучения – акустическую систему, проекторы, экраны, интерактивную доску, оргтехнику, средства для записи и воспроизведения мультимедиа.

Материалы в кабинет истории

materialy v kabinet istorii

Информационная среда кабинета истории должна содержать в себе следующие компоненты:
· Демонстрационные печатные материалы для постоянного экспонирования и использования во время уроков. Это таблицы, карты, схемы, иллюстрации, портреты историков.
· Методические пособия. Это литература для учителя, дидактические раздаточные материалы, комплекты контрольно-измерительных материалов для диагностики уровня знаний.
· Библиотека. Допускается наличие ее на цифровых носителях, если имеется аппаратура для считывания информации. Это небольшая классная библиотека, содержащая словари, справочники, учебники, хрестоматии, Конституцию РФ и другую литературу.
· Результаты творческой деятельности учащихся. Эссе, рефераты, отчеты о походах и экспедициях, итоги научных изысканий.
· Иллюстративный материал на цифровых носителях. Это фильмы, презентации, аудио и видео ролики, слайды.
· Наглядные пособия. К ним относятся экспонаты школьных музеев.

ФГОС кабинета истории

fgos kabineta istorii

Образовательный стандарт определяет цели и результаты изучения курса исторических наук в среднем образовании, как:
· Формирование культурной, этнической, гражданской и социальной самоидентификации личности.
· Развитие чувства патриотизма, социальной ответственности, гражданственности.
· Формирование общей картины развития человеческого общества от древности до наших дней, понимания роли общества и личности в цепи исторических событий, закономерностей развития социума.
· Овладение знаниями и опытом цивилизационного подхода к оценке событий, умением мирно сосуществовать в современном мультикультурном, много конфессиональном, интернациональном мире.
· Обучение навыкам поиска, анализа, оценки и сопоставления информации и ее источников.
Для достижения этих целей необходимо материально-техническое оснащение, способное обеспечить:
· Творческую деятельность школьников, участие их в исторических исследованиях.
· Доступ к информации для ее изучения, анализа, переработки.
· Самостоятельный опыт универсальных учебных действий
· Размещение результатов своей практической деятельности в информационной среде образовательного учреждения.

Стенды в кабинет истории

stendy v kabinet istorii

Временные или постоянные настенные экспозиции в кабинете истории должны:

· Быть видны и читабельны с любого рабочего места в помещении.
· Содержать нужную информацию по изучаемой теме – данные для запоминания, даты, портреты исторических личностей.
· Быть информационно емкими.

Существует много их разновидностей:
· Постоянной экспозиции с несменяемой информацией. Выполняются в виде плакатов, лент, напечатанных на жесткой или полужесткой основе.
· Сменные. На пластиковой основе крепятся прозрачные карманы, в которые вставляются листы бумаги или фотографии стандартного размера.
· В настоящее время разработаны и уже выпускаются промышленностью электрифицированные интерактивные стенды, выводящие на подсвеченной поверхности данные в зависимости от выбранного варианта запроса. Подобные устройства могут быть оснащены пультом дистанционного управления, программным обеспечением, обеспечивающим такие режимы работы как «демонстрация» или «виртуальный докладчик», а также системой блокировки и автоматического распознавания, позволяющей ограничивать доступ к управлению.

Паспорт кабинета истории

Паспортизация учебных помещений производится ежегодно с целью проверки готовности к образовательному процессу, планирования нагрузки, имущественного учёта, определения ответственных за поддержание функциональности помещения.
Документ должен содержать исчерпывающую информацию об учебном помещении:
· Имена ответственных. Заведующим назначается преподаватель, также за ним закрепляется один из классов.
· Инженерно-техническую. Сведения о площади, объеме, освещенности, архитектурных особенностях, электропроводке, сантехнике, возможности вентиляции.
· Имущественную. Документ отражает количество, вид и расположение мебели, стационарного оборудования, наличие кронштейнов, подсветки доски или дополнительного освещения. В виде списков оформляются данные о переносном оборудовании, настенных объектах, дополнительных экспозициях.
· Методическую. Списки учебных пособий, литературы, плакатов, карт, схем, раздаточных и дидактических материалов.

Качество образования зависит от таланта педагога, умеющего использовать в работе огромное количество дополнительного материала, преподносить его в доступном виде, в том числе, в качестве элементов дизайна учебного помещения, мотивируя интерес учащихся к самостоятельным внеурочным занятиям.

И в окончание, предлагаем посмотреть видео ролик про кабинет истории и варианты его оснащения:

Источник

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ИСТОРИИ

на 20___/20___ учебный год

Основное назначение кабинета :

— обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.

— создание современных условий для организации процесса обучения предметам общественно-научного цикла в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

— оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями (требования перечней минимального оснащения кабинетов Министерства образования и науки РФ.

— совершенствование научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета;

— обеспечение условий реализации базового уровня обучения учащихся 5-11-х классов;

— развитие творческих способностей обучающихся;

Основное содержание деятельности кабинета истории:

— совершенствование форм и методов преподавания предметов общественно-научного цикла;

— освоение и введение в программу преподавания общественных дисциплин новых педагогических технологий;

— систематизация материалов по применению активных форм и методов преподавания истории в основной и средней школе;

— организация работы по накоплению и систематизации дидактического материала;

— применение информационных технологий на уроках истории,

— организация работы по созданию мультимедийных проектов.

Источник

Предметно-пространственная среда кабинета истории

Введение

Настоящее методическое пособие предлагается в качестве практических материалов учителям истории, студентам исторических факультетов по созданию предметно-пространственной среды кабинета истории.

Автор методического пособия: Вышинская Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания Государственного общеобразовательного казенного учреждения “Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания”, высшей квалификационной категории.

Ограничить рамками применение данных методических рекомендаций сложно. Предложенные варианты по оформлению кабинета истории будут полезны как начинающему педагогу, так и педагогу со стажем.

Оснащение предметных кабинетов техническими, наглядными средствами обучения и информационно-методическая поддержка педагогов важны были в разные периоды развития образования, но особенно актуальны стали в связи с введением новых Стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. В данном пособии предлагается рассмотреть варианты реализации одного из требований – создание предметно-пространственной среды кабинета истории.

Читайте также:  камень ножницы бумага история возникновения

По оформлению и оборудованию предметного кабинета написано много методических пособий и рекомендаций. Но обобщение данного опыта может быть интересным и полезным как реализованного.

Создание предметно-пространственной среды кабинета истории для формирования целостного и системного восприятия курсов обществоведческих наук – цель, которую ставит перед собой автор методических рекомендаций.

Форма написания: вопрос – ответ, что дает основание для продолжения диалога по данной теме.

I. Для чего нужен кабинет истории в школе?

II. Когда и с чего начать создание кабинета истории?

Каждый учитель, начиная свою трудовую деятельность, нарабатывает так называемую “педагогическую копилку”.

В процессе подготовки уроков учитель “переворачивает гору” художественной, методической литературы, периодической печати, энциклопедий, справочников и накапливает много учебного материала.

Создавать кабинет надо с первых дней своей педагогической деятельности, привлекая коллег, родителей и обучающихся.

III. Какую классификацию материала выбрать?

Многообразие учебного материала, наглядных пособий в кабинете истории вызывает необходимость их классификации. Отсутствие такой классификации приведет к путанице, потери времени на поиски материала.

Каждый учитель выбирает свой способ классификации.

Автор предлагает распределять по разделам:

2. Наглядные пособия.

По содержанию различают изобразительные и условные наглядные пособия.

К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников, памятники письменности, живописные миниатюры, портреты исторических деятелей, карикатуры.

Изображения исторических памятников являются убедительными наглядными пособиями в силу того, что памятники непосредственные свидетели отдаленных эпох.

По форме (по технике выполнения) есть печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.

Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. К ним относятся учебные, научные и художественные исторические фильмы.

6. Учебно-методический комплекс.

УМК по теме: “Отечественная война 1812 года” класс 8, 10

III. Роль УМК в учебном процессе.

Учебно-методический комплект (УМК) позволяет на более высоком уровне активизировать познавательную деятельность обучающихся через:

УМК позволяет осуществлять тематический контроль за ЗУН обучающихся. Распределение тестов, рабочих листов, разноуровневых заданий с поэтапной дифференцированной оценкой по основным темам, блокам, позволяют обучающимся и учителю планировать результаты учебной деятельности.

Значимость УМК переоценить сложно. При различной классификации имеющегося материала есть возможность быстро найти и применить нужный материал по изучаемой теме.

IV. Стенды, их оформление и использование в учебной деятельности.

Синхроническая таблица “Галерея истории человечества”.

Таблица-бордюр по периметру классной комнаты (0,5 х 30 м.).

В основу таблицы положены факты и события, происходящие одновременно в различных частях света, регионах и странах.

Синхроническая таблица важна при цивилизационном подходе к изучению истории, с целью понимания исторических закономерностей мировых цивилизаций.

Синхроническая таблица может быть дополнена приложением в виде набора папок – хроник по определенным периодам.

Например: Фрагмент синхронической таблицы отражает отрезок времени с 1345 года по 1365 год, следовательно, в папке-хронике собирается соответствующее описание фактов, событий, персоналий этого периода.

Стенд “Период в истории”

Материал используется как предвещающий изучение новой темы, так и закрепляющий ее этап.

Календарь с днями именин, народными приметами, историческими событиями, которые произошли в различное время, но именно в этот день. Хронограф помогает учителю и обучающимся прослеживать событийность, выделять закономерности исторического процесса.

Стенд “Экран результативности”

Раскрывает потемный, итоговый контроль за знаниями обучающихся.

Стенд “Победные дни России”

Перечислены дни воинской славы России. Приближающаяся памятная дата по календарю представлена в виде красочно оформленного коллажа с описанием события, исторической обстановкой, портретами участников тех великих битв и наградами.

Стенд “Панорама культуры”

Представляет шедевры искусства, архитектуры, живописи и др., позволяет понять и осознать значимость культурного наследия той или иной эпохи

Стенд “Мудрые мысли

Настраивает обучающихся на философское осмысление бытия, является основой для беседы, диспута.

Стенд “Рекомендации для обучающихся”

Здесь даны алгоритмы, необходимые для организации учебной деятельности (памятка докладчика, требование к написанию реферата, подготовка к семинару и др.).

Стенд “Исторический портрет”

Это стенд с краеведческим материалом об истории Дальнего Востока (путешественники, исследователи, первооткрыватели, история нашей области, края и села).

Стенд “Статистические данные”

Позволяет обучающимся самостоятельно анализировать, сравнивать те или иные факты, цифры и показатели экономического, политического и социального развития общества.

Стенд “Словарь исторических терминов”

Материалы стенда способствуют лучшему запоминанию исторических понятий и терминов, развитию зрительной памяти.

Стенд “Хроника человечества”

Информационный стенд из приложения к “Хронологической ленте”, где отражены события изучаемой темы. Материалы данного стенда используются для написания рефератов и сообщений.

Если создать предметно-пространственную среду кабинета истории соответствующую современным требованиям, обучающиеся целостно, системно будут воспринимать исторический процесс.

V. Передняя стена кабинета, ее функциональная нагрузка.

Передняя стена кабинета всегда находится перед взором обучающихся, и перегружать ее оформлением, информацией, высказываниями, портретами нельзя.

В то же время дизайн стены должен носить смысловой сюжет. Данная стена оформлена в виде участка крепостной стены с летописными стендами для информации, используемой на уроке (карта, опорный конспект, схема, древо русских князей и др.).

VI. Как использовать портреты для оформления кабинета?

Портреты исторических деятелей, историков, путешественников, героев войн в кабинете необходимы.

Но интерес к ним теряется, если они висят в одну линию и довольно продолжительное время.

Давайте начнем с содержания портретов: желательно, чтобы они не только имели изображение того или иного исторического деятеля, но и чтобы их одежда, украшения, окружение (интерьер, природа) соответствовали той эпохи.

И в зависимости от темы эти портреты были бы представлены обучающимся.

Для того чтобы они вписались в интерьер кабинета, обратите внимание на рамку(она может быть оформлена под бронзу, золото, серебро, изготовленной из потолочной плитки или плинтусов к ней).

А представленные образцы подсказывают еще один вариант – портреты окаймляют рамки из необработанной древесины березы и тополя.

VII. Необходима ли в кабинете истории Музейная комната (уголок, музей)?

Занимаясь вплотную краеведением, приходишь к мысли, что рано или поздно, эту комнату создать надо.

Материалы, собранные в музейной комнате помогают проводить уроки по краеведению, олимпиады, викторины, декады и другие внеклассные мероприятия.

VIII. Как размещать и хранить учебные материалы в кабинете истории?

Для поддержания учебного материала в рабочем состоянии, учета и своевременного использования на уроках, необходимо организовать его рациональное размещение и правильное хранение.

Каждый предмет (папка, пособие и др.) должен иметь свое постоянное место (можно исходить из способов классификации материала).

Шкафы-стенды очень удобны в эксплуатации. В закрытом виде они являются информационными стендами, а внутри них можно хранить учебный материал. В моем кабинете шкафы отделяют музей от класса.

Столик под телевизор, компьютер лучше сделать легким, удобным для передвижения (на колесиках).

Тумбы на колесиках предназначены для хранения таблиц, опорных конспектов и др. материала.

IX. Как сделать шторы затемнения для кабинета истории?

Источник

Кабинет истории в школе

Документация на функционирование предметного кабинета в учебных заведениях. Оборудование и оформление кабинета истории. Комплектация кабинета учебно-методической литературой, наглядными пособиями, компьютерными и аудиовизуальными средствами обучения.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2018
Размер файла 32,0 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»

по дисциплине: Теория и методика обучения истории

Тема: Кабинет истории в школе

студент 3 курса ОЗО А. Шутикова

к.п.н, доцент Д.В. Кузнецов

Благовещенск 2017 год

1. Документация на функционирование учебного кабинета

2. Оборудование кабинета

3. Оформление кабинета истории

4. Средства обучения

4.1 Учебная и учебно-методическая литература

4.2 Учебно-наглядные пособия

4.3 Компьютерные средства обучения

4.4 Аудиовизуальные средства обучения

5. Творческая лаборатория учителя

В отечественной образовательной практике накоплен значительный опыт создания и использования предметных, в том числе исторических и обществоведческих кабинетов. Эти вопросы в свое время были освещены А. С. Завадье (Кабинет истории и обществоведения. М., 1975), Н. И. Аппарович, Д. И. Полторак (Кабинет истории и обществоведения в средней школе. М., 1982). Формированию этого опыта способствовали ежегодно проводимые отделами образования смотры-конкурсы кабинетов. В настоящее время речь идет о модернизации кабинетов истории и обществознания в контексте Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Решая вопрос о том, каким быть современному кабинету истории и обществознания, следует учитывать традиционно сложившиеся к нему требования. Под ними понимаются наличие соответствующей документации, оборудования, средств обучения (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, аудиовизуальные средства обучения и т.п.), соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, предметная определенность, следование эстетическим требованиям к оформлению учебного кабинета, творческая лаборатория учителя.

1. Документация на функционирование учебного кабинета

Состав такой документации довольно многообразен.

— приказ об открытии учебного кабинета, его функционировании и назначении заведующего кабинетом;

— правила пользования учебным кабинетом учащимися;

— план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

— журнал регистрации выполнения плана работы за учебный год.

Одним из необходимых условий организации учебно-воспитательной работы является наличие оборудования, включающего в себя специализированную мебель и современные технические средства. Не останавливаясь подробно на их характеристике, отметим следующее:

Читайте также:  побег братьев белобородовых история реальные пацаны

— рабочие места учащихся и учителя должны быть оснащены современными столами и стульями в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

— оптимально, когда в кабинете есть специальная лаборатория или шкафы, где размещаются учебно-дидактические материалы. В классах с небольшой наполняемостью учащихся многие учителя оборудуют лабораторный уголок непосредственно в аудитории, отгородив часть помещения;

— важную роль в работе учителя играет классная доска, а также различные экспозиционные устройства. Современные кабинеты оснащаются интерактивными досками. При их отсутствии наиболее приемлемым вариантом являются трехстворчатая, а также раздвижная доски, позволяющие представлять необходимую информацию в нужный момент. Хорошим дополнением служит магнитная доска, которая может использоваться для демонстрации различных таблиц, картин, рисунков, аппликаций;

— для организации учебного процесса на современном уровне в кабинете должны быть установлены компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, сканер и другое компьютерное оборудование.

3. Оформление кабинета истории и обществознания

Существенным моментом в оснащении и оформлении кабинета является оптимальная организация образовательного пространства (место педагога, ученические места, размещение оборудования и средств обучения).

Традиционно в оформлении кабинета отражается его предметная направленность. В практике работы учителей наглядное оформление представлено следующим образом:

1. Цитаты-высказывания о роли или значении истории как науки в жизни общества с указанием автора.

2. Портрет историка, сопровождаемый его высказыванием об истории.

3. Лента времени с разметкой хронологических периодов в истории человечества.

4. Стенды, посвященные наиболее значимым историческим событиям, отражающим основные вехи в истории Родины.

5. Стенды по краеведению.

Стремление к большому количеству наглядного материала ведет к перегрузке кабинета и не оправдано функционально. Целесообразнее в этом случае вместо стационарных стендов использовать переносные планшеты или сменные стенды. Наглядный материал в оформлении оправдан в том случае, если он используется в учебно-воспитательном процессе. В этом плане удобны стенды «К уроку», на которых учитель размещает наглядные и дидактические материалы к занятиям.

4.1 Учебная и учебно-методическая литература

Основополагающие нормативно-правовые документы (Конституция РФ, Конституция РТ, Закон РФ «Об образовании», Закон РТ «Об образовании» и др.), Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, образовательные программы по предметам);

* учебники и учебные пособия;

* методическая литература для учителя;

* справочные и энциклопедические издания;

* научно-популярная и художественная литература по истории и обществознанию.

4.2 Учебно-наглядные пособия

В современных кабинетах истории и обществознания, оснащенных новейшими техническими средствами обучения, используются условно-графические пособия: политические, исторические карты; картосхемы; схемы, диаграммы, планы (местности).

Кроме демонстрационных картин, многие учителя используют иллюстративный материал (репродукции произведений живописи и графики, фотоматериалы), который оформлен в кабинетах в виде тематических подбо-рок; аппликации, альбомы по истории и культуре; макеты, модели, представляющие объемные наглядные пособия. Они могут быть как фабричного изготовления, так и самодельные, например, макет средневекового замка, модель мельницы и т. д.

4.3 Компьютерные средства обучения

— обучающие и контролирующие программы по истории;

— электронные учебники и пособия;

— интерактивная доска и др.

4.4 Аудиовизуальные средства обучения

Технологические реалии современной жизни, информатизация учебно-воспитательного процесса диктуют необходимость активного использования информационных технологий в процессе преподавания истории. Подключение школ к всемирной сети Internet позволяет учащимся быстро находить нужную информацию, повышает эффективность познавательной деятельности, в том числе самообразовательной. Поэтому в современном кабинете истории должны быть представлены медиаресурсы по предметам. Наличие интерактивной доски, медиаресурсов во многом снимает проблему наглядности на уроках[3,с22].

Таким образом, кабинет истории должен быть в достаточной степени укомплектован:

1) учебно-методическими комплексами, комплектом средств обучения, необходимыми для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по истории и обществоведческим дисциплинам;

2) средствами обучения для обеспечения личностно ориентированного подхода, организации вариативной образовательной деятельности по предметам цикла;

3) дидактическими материалами для диагностики качества обучения и образовательного процесса (типовые задания, тесты, тематика проектов, эссе, рефератов, исторических сочинений и т. п.);

4) техническими средствами для использования мультимедиа средств обучения и формирования информационно-коммуникационных компетенций учащихся.

5. Творческая лаборатория учителя

Основные направления работы по ее формированию

Залогом успешной деятельности учителя является создание творческой лаборатории, где формируются его идеи, рождается и накапливается собственный опыт, создаются предпосылки для перехода к инновационной деятельности. На основе анализа и переосмысления своего опыта, изучения имеющейся научной и методической информации он создает свою систему преподавания, творчески адаптируя имеющиеся наработки к конкретным обстоятельствам.

К основным направлениям работы по формированию творческой лаборатории следует отнести:

* анализ учебно-методических пособий по истории с целью отбора оптимальных вариантов;

* подготовка дидактических материалов для организации разноуровневой (в том числе индивидуальной) работы с учащимися и проведения мониторинга качества обучения;

* самоанализ своей профессиональной деятельности;

* изучение имеющегося опыта по инновационным направлениям;

* самообразовательная деятельность (работа над методической темой);

* участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня;

* организация поисково-исследовательской и проектной деятельности с учащимися.

С учетом этого в творческой лаборатории учителя могут быть представлены:

* тематические подборки с материалами для организации самостоятельной работы учащихся по истории и обществознанию;

* тематические подборки заданий для работы с одаренными учащимися (для подготовки к олимпиадам, конкурсам);

* подборка типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т. п. для диагностики выполнения учащимися требований базового и профильного уровней образовательного стандарта;

— памятки к изучению и освещению исторических явлений,

* творческие работы учащихся: проекты, рефераты, эссе, макеты и др. на исторические или обществоведческие темы;

* авторские программы (элективные курсы, адаптированные программы по основным курсам, программы кружковой деятельности и др.); * методические разработки учителя (развернутое тематическое планирование отдельных тем, тематические подборки уроков, разработки мероприятий и др.);

* материалы презентации опыта учителя (выступления, мультимедиа-презентации, обобщающие материалы);

* материалы научно-практических конференций с участием учителя или его учащихся. Творческая лаборатория учителя может быть представлена как на бумажных носителях, так и в электронной версии[6,с43].

Историческое образование является основой гуманитарного образования. В этом контексте особое значение в педагогической практике учителя истории приобретает реализация междисциплинарных связей. Опыт проведения междисциплинарных мероприятий (исследовательские проекты, ученические конференции, экспедиции и др.) представляет особый интерес в содержании лаборатории учителя как одно из перспективных направлений[5,с7].

1. Памятка для изучения состояния преподавания учебного предмета

* нормативно-правовая база изучаемого предмета;

— календарно-тематическое и поурочное планирование;

* материалы внеурочной деятельности по предмету;

* аналитические материалы (анализ посещенных уроков, самоанализ урока, педагогической деятельности учителя в целом);

* учебно-материальная база преподаваемого предмета.

2. Памятка для обобщения опыта

1. Тема опыта (формулируется тема и коротко излагается ее содержание).

2. Условия формирования и функционирования опыта. Тип учебного заведения; особенности контингента учащихся; краткая характеристика учителя. Влияние личностного фактора на формирование и функционирование опыта. Отношение к опыту учителя коллег и администрации.

3. Период, в течение которого формировался и наблюдался опыт.

4. Инновационные особенности опыта. Характеристика степени новизны и представительности опыта: адаптивный или новаторский опыт; связан с решением педагогических задач в конкретных ситуациях или с решением системных задач (система уроков, тема, распределение учебного материала курса, методическое сопровождение).

5. Педагогическая сущность опыта. Актуальность опыта, его рациональное зерно, задачи, успешно решаемые в ходе опыта. Характеристика педагогических средств, используемых в опыте: формы организации деятельности учащихся, формы занятий, характер отношений между учителем и учащимися, между самими учащимися.

6. Главное отличие опыта от массовой практики, рациональное в опыте, его «изюминка».

7. Результативность. Анализ результатов педагогической деятельности на основе диагностики.

8. Адресная направленность опыта. Возможности использования опыта. кабинет документация учебный компьютерный

9. Освещение опыта. Какими обобщающими материалами представлен опыт, на каком уровне, кто обобщал.

10. Адресные данные описываемого опыта.

11. Сведения об авторе обобщения.

3. Перечень стендового материала обучающего характера

В целях обеспечения условий для успешного выполнения учащимися требований образовательного стандарта на базе учебного кабинета могут использоваться различные стенды сменного характера. Этот материал также может быть представлен и иным способом, например, как тематическая папка (в электронном или бумажном варианте) или раздаточный материал.

Материалы стендов могут содержать:

* требования к уровню подготовки учащихся по предмету (из Федерального государственного образовательного стандарта общего образования);

* образцы измерителей выполнения требований образовательного стандарта;

* образцы выполненных работ контрольного или проектно-исследовательского характера, олимпиадных заданий; анализ типичных ошибок;

* рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по формированию учебных и поисково-исследовательских компетенций;

* рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам занятий (семинар, лабораторная работа, практикум, тестирование, зачет, экзамен и т. д.);

* образцы индивидуальных учебных планов учащихся, анализа их выполнения и результатов[3,с18].

4. Памятки в работе учителя

В настоящее время учащиеся, как правило не испытывают дефицита в инфор-мации по истории и обществоведческим предметам: достаточно учебной, научной и научно-популярной литературы, сайтов в Интернете. Возникает другая проблема: ученик должен обладать определенными компетенциями по работе с информацией. В этих целях многие учителя используют различные памятки. Выступая в качестве определенного алгоритма, памятка определяет мыслительные операции, способы деятельности, формируя навыки исторического анализа и синтеза. Памятка представляет собой перечень вопросов или заданий, расчленяющих сложный учебный процесс на более простые операции, помогая в определенной последовательности воссоздать исторический факт (событие, явление) или раскрыть его внутренние существенные стороны.

Памятки могут быть использованы также при организации разноуровневой познавательной деятельности учащихся, что содействует реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения. Объединенные в папку «Учись учиться», памятки помогают учащимся также в самообразовательной деятельности[3,с48].

Читайте также:  список важнейших событий процессов явлений истории зарубежных стран

Использование памяток возможно на различных этапах обучения: при знакомстве с новым материалом, закреплении, проверке знаний. Впоследствии, когда у учащихся сформированы стереотипы выполнения заданий, необходимость в использовании памяток отпадает, мыслительные действия выполняются в «свернутом виде» или автоматически.

Ниже предлагаю примерные образцы различных памяток, которые могут быть модифицированы учителем для конкретных педагогических условий. Памятка к описанию исторического памятника (5кл.) 1. Как называется памятник? 2. Кто его создал (кто автор)? 3. Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид). 4. С какими событиями связано его создание? Памятка к изучению войн (5-7 кл.) 1. Причины войны, ее хронологические рамки.

2. Участники противоборствующих сторон.

3. Соотношение сил воюющих сторон. 4. Повод к войне. 5. Ход военных действий.

6. Военные и политические итоги войны. Памятка к составлению плана текста

1. Внимательно прочитайте текст. 2. Разделите текст по смыслу на логически законченные части. 3. Выделите в каждой части главную мысль.

— выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись.

Памятка используется в тех случаях, когда основания для сравнения и задание к выводу определены учителем.

Памятка для сравнения (предполагает более высокий уровень познавательной деятельности). 1. Выделите наиболее важные признаки сравниваемых событий (явлений, памятников). 2. Определите общие признаки, характерные для сравниваемых явлений. 3. Подумайте, в каком порядке расположить основания для сравнения.

4. Найдите общее в сравниваемом материале. 5. Найдите различия.

6. Подумайте, чем объясняются или о чем свидетельствуют сходство и различия рассматриваемых явлений. Сделай выводы. Памятка к составлению синхронистической таблицы

1. Начертите (наберите на компьютере) таблицу, включив графы по горизонтали в соответствии с числом рассматриваемых стран и по вертикали в соответствии с анализируемой периодизацией.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия рассматриваемых стран.

3. В 1-й колонке по вертикали в хронологическом порядке расположите даты анализируемого периода.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в рассматриваемое время в указанных странах.

4. Впишите их в соответствующие каждой стране графы таблицы, соотнося с хронологией. Помните, на одном горизонтальном уровне представляются события, совпадающие по времени.

Памятка к рецензированию ответа 1. Насколько правильно изложен материал? Были ли допущены ошибки? Если «да», то какие? 2. Насколько полно изложен материал? Какие существенные факты и события пропущены? 3. Насколько последовательно и логично изложен материал? 4. Использовались ли в ответе исторические термины и даты? 5. Были ли допущены речевые ошибки и неточности? 6. Выражено ли в ответе личное отношение к описываемым историческим событиям или деятелям?

7. Оценка ответа в целом.

Включение в рецензию замечаний и дополнений к ответу поможет избежать схематизма, будет способствовать выработке навыков аргументации при анализе исторического материала.

Памятка для анализа исторического события или явления 1. Вспомните исторические факты, имеющие отношение к рассматриваемому событию (явлению) и определите причину рассматриваемого события.

2. Охарактеризуйте основные черты данного события (явления), его особенности в рассматриваемых исторических обстоятельствах. Какие политические силы или социальные группы были заинтересованы в развитии событий? 3. Подумайте, как изучаемое событие (явление) связано с другими, оказавшими на него влияние, как оно повлияло на дальнейшее развитие событий. 4. Подумайте, какое историческое событие (явление) аналогичного характера вы изучали. Сравните их. 5. Определите значение данного события (явления). Памятка к характеристике исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их разрешения

-потребности, интересы сторон, общественных сил, их заинтересованность в

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Результат и его причины в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития Памятка к характеристике исторического деятеля 1. Когда и в какой стране жил этот человек?

2. К какой социальной группе принадлежал? В какой сфере он трудился? 3. Каковы были исторические условия в то время? 4. Какие цели преследовал в своей деятельности? Чьи интересы (или интересы ка-ких групп) отстаивал (защищал)? 5. Какими средствами добивался своих целей? 6. Какие личные качества данного исторического деятеля способствовали достижению поставленных целей, а какие мешали? 7. Каковы основные результаты его деятельности? 8. Какое значение имела его деятельность и какова его роль в развитии событий? 9. Как вы оцениваете эту личность? Памятка к характеристике политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глава государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-соотношение полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Права граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои,положение в политической системе).

7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.

Памятка для комментирования газетных сообщений 1. Какова тема сообщения (жанр, главная идея)? 2. Что известно об упоминаемых в сообщении политических организациях, деятелях? Охарактеризуйте их. 3. В какой политической, социально-экономической обстановке происходит данное событие? Какова его связь с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие?

4. Какие закономерности или существенные черты современного развития проявились в событии? Охарактеризуйте его сущность. 5. Известны ли вам другие аналогичные события, происходившие в данной стране за последнее время, или оно является исключительным? Общие черты подобных событий. 6. Интересам каких сил отвечает данное событие? 7. Каковы тенденции развития этого события (явления)? Каковы могут быть его последствия? 8. Значение данного события.

Памятка к решению познавательных задач по истории

1. Ознакомьтесь с условием задачи. Выясните непонятные термины. 2. Определите, какую информацию представляет условие задачи, какие знания необходимы для решения задачи. 3. Подумайте, к каким источникам следует обратиться при решении. 4. Напишите (продумайте) план ответа в соответствии с поставленной задачей. 5. Выделите аргументы, подкрепляющие ваш ответ. 6. Проверьте, полностью ли выполнено задание (на все ли вопросы даны ответы), нет ли в ответах противоречия. 7. Подумайте, нет ли другого способа решения. Памятка к выполнению практического задания 1. Уясните суть задания. Определите, какие задачи надо решать в ходе его выполнения. 2. Определите, какие знания необходимы для выполнения задания. 3. Продумайте, как собрать необходимую информацию:

5. После выполнения задания проверьте, полностью ли оно выполнено:

— достаточно ли информации для выполнения поставленных задач;

— насколько достоверна собранная информация;

— сформулируйте выводы по работе, убедитесь в их доказательности;

— проверьте полноту выполнения задания.

6. Продумайте, в какой форме лучше обобщить материалы. Оформите работу[3,с16].

Правила конспектирования 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. На заключительном этапе перечитайте ранее отмеченные места и их кратко зафиксируйте в записи.

5. При конспектировании надо стремиться выразить авторскую мысль своими словами. Абзац авторского текста может быть представлен одним-двумя предложениями.

6. Перечитайте конспект. Проверьте: сохранена ли основная идея текста и ее важнейшие положения[5,с12].

Памятка по написанию и оформлению реферата

Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности во многом зависит от культурного потенциала образовательной среды. Учебный кабинет как творческая мастерская учителя, как образовательное пространство, в котором учащиеся берегут традиции своей культуры, позволяет реализовать тот потенциал педагога, который представит его как человека, охраняющего своё жилище, свой храм. Творить в таком храме одно удовольствие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Организация работы кабинета в советское время. Экспозиция, систематизация и хранение учебно-наглядных пособий. Цифровые образовательные ресурсы. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. Кабинет истории нового поколения.

курсовая работа [115,8 K], добавлен 22.05.2015

Оборудование и интерьер кабинета иностранного языка, его гигиеническая оценка. Размещение и способы хранения средств обучения. Роль изучаемого кабинета в создании языковой среды, реализации индивидуально-личностного подхода, повышении мотивации учащихся.

дипломная работа [57,0 K], добавлен 29.06.2012

Функциональное назначение кабинета биологии, требования к нему. Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителя. Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации. Описание кабинета биологии.

курсовая работа [17,6 M], добавлен 13.08.2012

Оборудование и планировка кабинета иностранного языка. Классная доска, оборудование рабочего места учащегося. Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий, экспозиция. Использование современных информационных технологий в обучении иностранных языков.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 07.09.2011

Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

отчет по практике [45,2 K], добавлен 16.01.2014

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector