строительство волгодонского канала история

История строительства Волго‑Донского канала

60 лет назад, 27 июля 1952 года, был открыт судоходный Волго-Донской канал.

Волго‑Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.

Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном. Но уже через месяц турки отступили.

Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго‑Донского соединения. В 1697 году началось строительство шлюзованного канала между притоками Дона и Волги.

К концу 1701 года канал был частично построен, но из‑за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.

До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.

14 мая 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров Волго‑Донской водный путь был причислен к первоочередным объектам капитального строительства на водных путях.

В июле 1918 года в районе Волго‑Донского водораздела начались изыскания, а в октябре 1918 года было создано «Управление по составлению проекта и сооружению Волго‑Донского канала». Однако из‑за отсутствия финансирования и идущей в стране гражданской войны работы были отложены.

В 1920 году в связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу создания канала.

В феврале 1927 года Совнаркомом РСФСР был утвержден Комитет по сооружению Волго‑Донской водной магистрали. Одновременно в Ростове‑на‑Дону при Северо‑Кавказском краевом исполнительном комитете было создано Управление Волго‑Донского строительства.

В 1927‑1928 годах Управлением был составлен проект Волго‑Донского водного пути. Но принят он не был, и в января 1930 года решением Экономического Совета РСФСР Комитет по сооружению Волго‑Донской магистрали, а также Управление Волго‑Донского строительства были ликвидированы.

В дальнейшем разработка проекта Волго‑Донского водного пути поручалась различным ведомствам (Наркомату путей сообщения, Наркомводу). Но не один их предложенных вариантов строительства канала не был одобрен.

В 1940 году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой).

Развернувшиеся проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941‑1945 годов, но в 1943 году были вновь возобновлены. В 1948 году схема Волго‑Донского комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР.

В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта.

Воды Волги и Дона слились между 1‑м и 2‑м шлюзами 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут.

10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго‑Донского судоходного канала», Волго‑Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Одновременно с началом регулярного движения пассажирских и грузовых судов началась эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений.

Общая протяженность канала ‑ 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина ‑ не менее 3,5 м. Трасса канала насчитывает 13 судоходных шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 метров, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 метров на волжском склоне до 20 километров на донском склоне. Канал пересекает три водохранилища ‑ Береславское, Варваровское, Карповское. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.

Читайте также:  андреев актер муж селезневой биография личная жизнь

Сам канал питается водой из Дона, которая перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Помимо этого, в комплекс Волго‑Донского канала входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны.

Волго‑Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Так, у выхода из шлюза N 13 установлен 16‑метровый монумент «Соединение фронтов» скульптора Евгения Вучетича. Он обозначает место, где 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго‑Западного фронтов, завершив окружение немецко‑фашистских войск под Сталинградом.

У первого шлюза Волго‑Донского судоходного канала установлен памятник Владимиру Ленину. Изначально на этом постаменте находился монумент Иосифу Сталину, но он был демонтирован в 1961 году в рамках проходившего в СССР процесса десталинизации. Остался пустой железобетонный постамент, на котором 22 апреля 1973 года было установлено 27‑метровое изваяние Ленина.

Средняя продолжительность навигации на Волго‑Донском канале составляет 237 суток. Проход за это время ‑ до 6000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн.

В 2009 году были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго‑Донского судоходного канала. Работы проводятся в два этапа и включают в себя разработку проектной документации и реконструкцию гидроузлов, насосных станций, создание единой автоматизированной информационно‑управляющей системы диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений, оснащение инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и другие. Завершение всего комплекса работ запланировано на 2018‑2019 годы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище (64 фото)

8318995bf8c817e7da8c2fad7b8edc11

a06cbb775786d398442c70388ec0d073

Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.

История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

Читайте также:  биография бородина композитора краткое содержание

Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.

6471f9fa81ef82dee3b8e9c1130fb3fe

Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.

095b43f205ba1fe79f73e07f64d8d2b1

Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.

81d9696efe7c48e9575a0522faa53f1c

Разделительный буй волжского и донского судового хода

43716f22b5034639a5041bba6563a9f5

Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.

6c05d6725340fd10a6f32e0f53d4d5cc

Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.

8909ad3300896a287aa8cc5b401e83fa

4472850266cc9769fe741a31ae3b0fab

8b35b0e65e838846ad7203561c309e30

bf12505a7626b7c8ef7dc79bfea430d6

40da2861a7f1b34d59dfde1c442750c0

Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.

6c66136e6736d0b1706ffe2255d79966

Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).

0ae9b3b64c1f9fece7b002c7b7618aa5

Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.

aed38582362bbcb291dac919291b52fd

83defff21b5bf52644ac97ac8fed4a2c

74c47b6360ed59b9195d00a296b25561

Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.

9e4cab0c2c09b57881f700d0a9de2b52

169bf37246fbed1669e0d3270644ac4a

Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.

2384364c9faae2fa3102cb1cc04e2a83

Между шлюзами N4 и N5.

882df970cfaf07a1fb1103ee7895acec

Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.

54a0cf89ad1c8731244d9d10e648d03b

Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.

e0cebe9785530431048fc1393c092f94

f5ca3e12a93c0a994117d85c400a1478

347a405abc6d76237de7df66a1d45530

Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.

622e583abcb67211217911069bb8af24

С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.

c8967eff7f35a576daf582abafcfbb99

f225f6aafbb2af94eb44e1f530aab8e6

Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.

Источник

userinfo v8uritsk

Страница путешественника

7121174 original

Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.

История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.

7142690 original

2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.

Читайте также:  клуб романтики секрет небес персонажи ангелы

7130337 original

3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.

7142950 original

4. Разделительный буй волжского и донского судового хода

7143627 original

5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.

7129868 original

6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.

7129700 original

7129495 original

7129226 original

7128997 original

7128616 original

11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.

7128433 original

12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).

7128277 original

13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.

7128036 original

7127799 original

7127456 original

16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.

7127233 original

7126884 original

18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.

7126592 original

19. Между шлюзами N4 и N5.

7126343 original

20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.

7126161 original

21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.

7125924 original

22. Покидаем шлюз N6.

7125758 original

7125277 original

24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.

7125155 original

25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.

7124792 original

7124513 original

27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.

7124415 original

28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.

7124067 original

7123936 original

7123522 original

7123299 original

32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.

7123113 original

33. Навигационные знаки.

7122779 original

7122532 original

35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа «река-море».

7122223 original

36. Судоходная трасса среди степей.

7121930 original

37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).

7121740 original

38. Гидроузел Карповского водохранилища.

7121613 original

39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.

7121174 original

7121021 original

7120805 original

42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.

7120553 original

43. До Дона остаётся несколько километров канала.

7120294 original

44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.

7120081 original

45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.

7119732 original

46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.

7119428 original

7119343 original

7119045 original

7118721 original

7144876 original

51. Грузовой состав на мосту.

7144461 original

52. Старый мост 1950 года.

7144445 original

7143936 original

54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.

7118212 original

7117869 original

7117768 original

57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.

7117380 original

7117291 original

59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго установлены фигуры донских казаков. Пройдя два этих шлюза, судно попадает в коренное русло Дона.

7116812 original

7116634 original

7116330 original

7116063 original

7115814 original

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector