СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина этого бесшлюзового канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.
Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.
Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.
Первые каналы на Суэцком перешейке.
Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.
Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие.
Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии – Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка. Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.
Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798– 1801 годов), не были осуществлены.
При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.
В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств.
Наполеон Бонапарт, находясь в Египте с военной миссией, заодно побывал на месте былого величественного сооружения. Пылкая натура корсиканца загорелась идеей возродить столь грандиозный объект, но инженер его армии Жак Лепер охладил пыл полководца своими расчетами — мол уровень Красного моря выше на 9.9 метров Средиземного и если их соединить, то затопит всю дельту Нила с Александрией, Венецию и Геную. Построить канал со шлюзами в то время было не реально. Идею сочли не реализуемой. К тому же вскоре изменилась политическая обстановка и Наполеону стало не до строительства канала в песках Египта. Как позже выяснилось французский инженер был не верен в своих расчетах.
Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав – Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.
Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.
Во второй половине 19 века другой француз Фердинанд де Лессепс смог организовать строительство Суэцкого канала. В успехе этой затеи лежали личные связи, неуемная энергия, авантюризм французского дипломата и предпринимателя. В 1833 году, работая французским консулом в Египте, Лессепс знакомиться с Бартолеми Анфантеном, который заразил его идеей строительства Суэцкого канала. Однако тогдашний египетский правитель Мухаммед Али прохладно отнесся к грандиозной затее. Лессепс продолжает свою карьеру в Египте и становится наставником сына правителя. Между Али Саидом (так звали сына египетского паши) и наставником завязались дружеские и доверительные отношения, которые в будущем сыграют первостепенную роль в осуществлении грандиозного замысла.
Эпидемия чумы заставила французского дипломата на время покинуть Египет и перебраться в Европу, где он продолжает работать на дипломатической ниве, а в 1837 году женится. В 1849 году в возрасте 44 лет Лессепс уходит в отставку, разочаровавшись в политике и дипломатической карьере, поселяется жить в своем поместье в Шене. Через 4 года в жизни француза происходят два трагических события — умирает один из его сыновей и жена. Пребывание в своем поместье становиться невыносимой мукой для Лессепса. И вдруг судьба дает ему еще один шанс вернуться к активной деятельности. В 1854 году хедивом Египта становится его старый приятель Али Саид, который зовет Фердинанда к себе. Все мысли и устремления француза теперь заняты только каналом. Саид-паша без особых проволочек дает добро на сооружение канала и обещает помочь с дешевой рабочей силой. Остается только найти деньги на финансирование строительства, составить проект и решить кое-какие дипломатические проволочки с номинальным властителем Египта — турецким султаном.
Вернувшись на родину, Фердинанд Лессепс выходит на своего старого знакомого Анфонтена, который все эти долгие годы со своими единомышленниками прорабатывал проект и смету Суэцкого канала. Бывшему дипломату удается убедить их передать свои наработки, пообещав в будущем включить Анфонтена со товарищами в число основателей канала. Свое обещание Фердинанд так и не выполнил.
Проект канала в кармане и Фердинанд Лессепс устремляется на поиски денег – первым делом посещает Англию. Но на Туманном Альбионе прохладно отнеслись к этой затее — владычица морей и без того получала огромную прибыль от торговли с Индией и конкуренты в этом деле ей были не нужны. США и другие европейские страны также не поддержали французскую авантюру. И тогда Фердинанд Лессепс идет на рискованный шаг — начинает свободную продажу акций компании Суэцкого канала по 500 франков за одну ценную бумагу. В Европе проводится широкая рекламная кампания, ее организатор также пытается играть на патриотизме французов, призывая обставить Англию. Но финансовые воротилы не рискнули ввязаться в столь сомнительное мероприятие. В Англии, Пруссии и Австрии вообще был введен запрет на продажу акций компании. Великобритания проводит антипиар французского авантюрного проекта, называя его мыльным пузырем.
Неожиданно в успех этого рискованного предприятия поверил французский средний класс — адвокаты, чиновники, учителя, офицеры, торговцы и ростовщики. Акции стали продаваться как горячие пирожки. Всего было продано 400 тысяч акций, из которых 52 % купили во Франции, а 44 % приобрел старый друг Саид-паша. Итого акционерный капитал компании составил 200 миллионов франков или в пересчете 3 миллиарда современных долларов. Компания Суэцкого канала получила огромные льготы – право строительства и эксплуатации канала на протяжении 99 лет, освобождение от уплаты налогов на 10 лет, 75 % от будущей прибыли. Остальные 15 % прибыли получал Египет, 10 % доставались учредителям.
В 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс(Ferdinand Marie vicomte de Lesseps), пользуясь усилением влияния Франции в Египте и личными связями, получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez).
Компания начала финансирование строительства канала. Лишь британцы, которые как раз больше всех выигрывали от скорейшего пути в Индию, не купили ни одной акции, хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 км. Британское правительство сделало все, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый, слишком дорогой и нерентабельный, полагая, что воду сразу впитают в себя раскаленные пески пустыни, а в расчетах Лессепса — грубая геодезическая ошибка, ибо уровень Красного моря на 9 метров выше уровня Средиземного, и цивилизация Европы погибнет под водою. Потом это мнение сменилось на то, что канал превратится в зловонную лужу. Между тем англичане быстро-быстро укладывали рельсы железнодорожной магистрали как раз неподалеку от будущего канала.
Англичане дотянули рельсы от Каира до Суэца в 1859 г.
Рукотворные каналы в разных частях мира изменили международные перевозки, сократив маршруты доставки и уменьшив эксплуатационные расходы. В настоящее время основные искусственные каналы по всему миру, такие как Панамский канал, Волго-Донской канал, Коринфский канал, Большой канал и Суэцкий канал, обеспечивают альтернативные транспортные маршруты через основные морские сети по всему миру, способствуя эффективным перевозкам.
Суэцкий канал: общая информация
Хотя Суэцкий канал формально не был завершен до 1869 года, существует длинная история замечаний по соединению реки Нил в Египте и Средиземного моря с Красным морем. История Суэцкого канала насчитывает около 40 веков. Идея связать Красное море со Средиземным морем возникла в период фараонов Древнего Египта. Концепция канала, соединяющего эти моря и реку Нил, просуществовала до строительства первого канала в этом районе, связывающего оба моря через реку Нил под властью Сенаусрета III, фараона Египта (1887-1849 гг. До н.э.). Тем не менее, канал часто был заброшен в течение многих лет после строительства.
В то же время, канал был открыт несколько раз для навигации под властью различных правителей, включая Сети I (1310 до н.э.), Нехо II (610 до н.э.), персидский царь Дарий (522 до н.э.), император Траян (117 н.э.) и Амро Ибн Эласс (640 г. н.э.), среди других. Исторические документы предполагают, что канал был расширен, а также, было предпринято несколько других попыток построить новые каналы в течение этих периодов. Первая современная попытка построить канал была предпринята в конце 1700-х годов во время египетской экспедиции Наполеона Бонапарта. Он полагал, что строительство канала, контролируемого Францией, на Суэцком перешейке вызовет торговые проблемы у британцев, поскольку им придется либо платить пошлину Франции, либо продолжать отправлять товары по суше или вокруг южной части Африки. Исследования для плана канала Наполеона начались в 1799 году,
С ростом новой Европы и развитием промышленности и морской торговли предприниматели начали задумываться о строительстве каналов. Один из таких планов был направлен на прямое соединение Красного моря со Средиземным океаном, что позволило сэкономить время на плавание вокруг Африки или перегрузку грузов или пассажиров через Суэцкий полуостров. Следующая попытка построить канал в этом районе была предпринята в середине 1800-х годов, когда французский дипломат и инженер Фердинанд де Лессепс убедил египетского вице-короля Саида-пашу поддержать строительство канала. В 1858 году была образована компания Суэцкий Судовой Канал (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez), которой было дано право начать строительство канала и эксплуатировать его в течение 99 лет, после чего правительство Египта возьмет под свой контроль канал.
Строительство Суэцкого канала
Первоначально строительство канала осуществлялось принудительными работниками. Говорят, что тысячи людей были насильственно отправлены на рытье канала с помощью кирок и лопат, пока Паша не запретил использование принудительного труда в 1863 году. Это вынудило компанию Суэцкого канала привезти на заказ лопатки и земснаряды на паровом и угольном топливе для строительства канал. С помощью этих машин проект получил необходимое ускорение и позволил водам Средиземного моря течь в Красное море через канал 17 ноября 1869 года. Когда он открылся для навигации, Суэцкий канал был длиной 161 км, шириной от 120 до 150 метров на поверхности, от 45 до 60 метров по дну и глубиной около 13 метров, которая со временем была увеличена до 20 метров, а длина до 193 км. На момент завершения общая стоимость проекта была более чем вдвое выше первоначальной сметы.
Канал открылся под французским контролем. Открытие было выполнено Хедивом Исмаилом Пашей. По приглашению Исмаила французская императрица Евгения на императорской яхте L’Aigle, пилотируемой Наполеоном Костом, стала его первопроходцем. Хотя L’Aigle был официально первым судном через канал, капитан Джордж Нарес на королевском судне HMS Newport, прошел через него первым. В ночь перед открытием канала капитан Нарес проводил свое судно в полной темноте и без света сквозь массу ожидающих кораблей, пока они не оказались перед Эглом. Когда наступил рассвет, французы пришли в ужас, обнаружив, что Королевский флот был первым. Нарес получил как официальный выговор, так и неофициальную благодарность от Адмиралтейства за его действия по продвижению британских интересов и за демонстрацию такого превосходного мореплавания.
Суэцкий канал и политические кризисы
Великобритания усилила свой контроль над Египтом в 1875 году, когда последний обанкротился, позволив европейским банкам взять на себя финансовое управление страной. Поскольку французы и англичане продолжали контролировать страну, в стране начались возмущения среди египтян. Это заставило Бриттанию вторгнуться в Египет в 1882 году. Хотя Египет оставался практически независимым из-за англо-египетского договора 1936 года, Британия полностью захватила Суэцкий канал. Во время Первой мировой войны Великобритания объявила Египет протекторатом и направила силы для защиты канала, и это продолжалось до 1922 года, когда Великобритания предоставила номинальную независимость Египту. Хотя в англо-египетском договоре Египет был объявлен суверенным государством в 1936 году, Великобритания согласилась вывести свои войска из Египта только в 1956 году.
Основные политические волнения, связанные с Суэцким каналом, известные как Суэцкий кризис, начались в июле 1956 года, когда тогдашний президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал и закрыл Тиранский пролив. Это решение привело к вторжению в Египет Великобритании, Франции и Израиля. Только после вмешательства Организации Объединенных Наций три силы были выведены из Египта, что позволило стране вновь открыть канал для коммерческого судоходства. Политические волнения, однако, продолжались долгое время, и египетские власти закрыли канал в 1967 году во время шестидневной войны между Израилем и Египтом. Закрытие канала также привело к стоянке 15 мореходных судов в середине канала у Большого Горького озера. Эти суда, известные как Желтый флот.
Последствия Суэцкого кризиса
После завершения войны в Суэцком канале произошло много переворотов. Например, британское превосходство в мире впервые подверглось сомнению в истории страны, в то время как роль Соединенных Штатов в мировой политике оказалась в гораздо более ярком свете. Усилия Канады, направленные на то, чтобы подтолкнуть Организацию Объединенных Наций к вмешательству в Суэцкий кризис путем формирования миротворческих сил ООН, получили высокую оценку. Тогдашний канадский министр иностранных дел Лестер Пирсон получил Нобелевскую премию мира в 1957 году за свою кампанию по поддержанию мира во всем мире.
Двумя целями Гаммаля Насера были завоевание Египта и Суэцкого канала. Обе эти цели были более чем успешно достигнуты египетским политиком, в то время как Энтони Иден был вынужден уйти в отставку со своего поста премьер-министра из-за ненужной военной экспедиции. Известная и ведущая британская газета утверждала, что Энтони Иден был непоколебимым сторонником британского превосходства, в то время как практичность развалилась перед Британской империей. Напротив, мотивы и методологии, использованные египетским тактиком Гаммалом Насером, получили широкое признание во всем мире. Это дало миру еще один взгляд на устойчивость малых стран к достижению их желаемых целей.
С тех пор канал остается важным транспортным сообщением между Средиземным и Красным морями, что позволяет международным судам избежать трудного рейса вокруг южной оконечности Африки. По данным Управления Суэцкого канала, самый длинный в мире канал без шлюза рассчитывает поднять среднесуточное количество путешествующих до 97 судов с доходом 13,226 млрд. долларов к 2023 году.
Суэцкий канал: временная шкала событий
Навигация по Суэцкому каналу
Канал не имеет шлюзов из-за равнинной местности, а небольшая разница в уровне моря между каждым концом не имеет значения для судоходства. Однако следует отметить, что так как канал не имеет морских шлюзов, порты на концах могут быть подвержены внезапному воздействию цунами в Средиземном и Красном морях, согласно статье за 2012 год в журнале «Исследование прибрежных районов».
Недалеко от Эль-Кантара и у Большого Горького озера, есть одна полоса для переправы. В обычный день три конвоя проходят через канал, два на юг и один на север. Проезд занимает от 11 до 16 часов со скоростью около 8 узлов (15 км/ч; 9 миль в час). Низкая скорость помогает предотвратить размывание берегов от прохода судов.
Новые правила судоходства вступили в силу 1 января 2008 года, принятые советом директоров Администрации Суэцкого канала (SCA) для организации транзита судов. Наиболее важные поправки включают разрешение проходить судам с осадкой 62 фута (19 м), увеличение допустимой ширины с 32 метров (105 футов) до 40 метров (130 футов) (после операций по улучшению) и наложение штрафа на суда, использующих водолазов внутри границ канала без разрешения. Поправки разрешают проходить судам, нагруженным опасным грузом (таким как радиоактивные или легковоспламеняющиеся материалы), если они соответствуют последним поправкам, предусмотренным международными конвенциями.
Администрации Суэцкого канала имеет право определять количество буксиров, необходимое для оказания помощи военным кораблям, пересекающим канал, для достижения максимальной степени безопасности во время транзита.
17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства. История самого большого рукотворного канала в мире в фотографиях. На первой фото момент прохождения тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения «Петр Великий» Суэцкого канала
Суэцкий канал, условная граница между африканским и евразийским континентами, соединяет между собой Средиземное и Красное моря.
Томас Керр Линч, «Визит на Суэцкий канал»
Строительство Суэцкого канала началось в 1858-м, когда французский дипломат Фердинанд де Лессепс, близкий к вице-королю Египта Мухаммеду Саид-паше, получил от него концессию на сооружение. Для строительства была учреждена Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (Всеобщая компания Суэцкого морского канала), в которой контрольный пакет принадлежал Франции, а миноритарный — Египту Первые суда через Суэцкий канал.
Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен с первых же дней и оказался очень успешным коммерчески. Его открытие повысило интерес европейцев к Ближнему Востоку
Первые попытки обустройства канала предпринимались еще до нашей эры, но строительство то и дело забрасывалось. В VIII веке халиф Мансур приказал уничтожить канал, чтобы сосредоточить торговые пути на территории халифата
Строительство Суэцкого канала шло более десяти лет. Рабочим, египтянам из бедных слоев населения, приходилось принудительно трудиться под палящим солнцем, в пустыне, не имея в достатке пресной воды. Много времени ушло на строительство только лишь пресноводного канала из Нила, который должен был снабжать рабочих водой. Канал строили по 60 тыс. египтян в месяц, многие из них гибли из-за невыносимых условий работы и эпидемий
Великобритания противилась строительству Суэцкого канала — она контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды и боялась конкуренции
Однако скоро деньги, выделенные на строительство Суэца, закончились. Исмаил-паша, сменивший Саид-пашу, продал свою долю Великобритании, и Египет утратил контроль над каналом, лишившись и будущей прибыли.«Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французской
В 1869 году канал был открыт для судоходства. Радостное событие в Египте праздновали неделю. Итальянский композитор Джузеппе Верди специально к открытию должен был написать оперу «Аида», но не успел ее закончить
В 1956 году канал был частично разрушен в ходе Суэцкого кризиса, который начался после того, как египетские власти решили национализировать Суэц. Великобритания, Франция и Израиль вместе вели войну против Египта. Судоходство было остановлено почти на год, пока в конфликт не вмешалась ООН
Конфликт между Египтом и Израилем обострился ранее, после того как последний присвоил себе палестинские территории, предназначавшиеся для арабских поселений. Совбез ООН требовал от Египта открыть канал для судоходства, но тот отказался
В результате совместных военных действий трех стран под контролем Израиля оказался почти весь Синайский полуостров и сектор Газа. Премьер-министр Израиля Бен-Гурион даже намекал на аннексию Синая
Под давлением международного сообщества Великобритания и Франция вывели свои войска из Египта в декабре 1956 года, Израиль покинул египетские территории в марте 1957 года
Следующий арабо-израильский конфликт начался в 1973 году с нападения египетских и сирийских войск на Израиль. Военное вторжение началось во время самого важного иудейского праздника Йом-Кипур. Благодаря внезапности удара первое время преимущество было на стороне нападавших, но вскоре перевес оказался на стороне Израиля, а затем последовала резолюция ООН о прекращении огня
Суэцкий канал был открыт для использования только в 1975 году, после того как был разминирован силами США
Согласно Константинопольской конвенции 1888 года, канал должен быть «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», несмотря на то, военное время или мирное. Египетское правительство в декларации от 24 апреля 1957 года заявило, что будет «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года» и что «вытекающие из нее права и обязательства остаются неизменными», однако Египет несколько раз отказывал кораблям разных стран в проходе по каналу
Знаменитую статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде, городе у окончания Суэцкого канала, и назвать ее Свет Азии, но власти Египта решили, что ее транспортировка из Франции обойдется слишком дорого
28 августа 2009 года в Красном море недалеко от входа в Суэцкий канал, расколовшись пополам, затонул панамский нефтяной танкер. Судно следовало на ремонтные работы и было пустым. В море попали только 60 т топлива, никто из моряков не пострадал.
Суэцкий канал — одна из основных статей дохода египетского бюджета. Страна зарабатывает на транзитных пошлинах
Длина Суэцкого канала составляет около 190 км, его ширина в самом глубоком месте — 200 м. Чтобы полностью пройти через канал, судну потребуется около 14 часов. В день по нему проходит около 50 судов. Примерно 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий, самый большой в мире рукотворный канал
С 1981 года под Суэцем есть автомобильный тоннель. В 2005 году города Порт-Саид и Исмаилия соединил мост, который назвали в честь действующего президента Хосни Мубарака. После свержения главы государства он больше не носит такое название.