строительство и убранство церквей в древней руси термины

Как устроен древнерусский храм

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Читайте также:  осокин история альбигойцев и их времени

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Источник

Краткий словарь архитектурных терминов

Краткий словарь архитектурных терминов

Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма. В православной церкви отделена от общего помещения иконостасом.

Ампир – художественный стиль, ориентированный на римскую античность, копирование образцов древнеримского и древнеегипетского декора.

Анфилада – ряд помещений, последовательно соединенных дверными проемами, расположенными на одной оси.

Апсида – алтарный выступ с восточной стороны в христианских церковных зданиях, полукруглый или многоугольный.

Арка – архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием верхней части.

Аркада – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура – украшение стены в виде декоративных арочек.

База – основание колонны или пилястры.

Барабан – столб, несущий, купол или главу.

Барельеф – скульптурное изображение или орнамент на плоскости, выступающие над поверхностью фона не более чем на половину своего объема.

Барокко – художественный стиль, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью и эмоциональной экспрессивностью.

Витражи – композиции из цветного стекла в оправе.

Волюта – завиток в виде спирали, архитектурная деталь.

Восьмерик – восьмигранный объем.

Галерея – длинное крытое светлое помещение, соединяющее части здания.

Глава – купол с барабаном, венчающий здание христианского храма. Церкви бывают одноглавые, трехглавые, пятиглавые, многоглавые.

Граффити – древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий.

Гульбище – галере, опоясывающая здание с двух или трех сторон.

Декор – совокупность элементов украшений.

Детинец – внутренняя часть крепости, где во время осады укрывалось мирное население.

Закомара – полукруглая верхняя часть наружных стен здания.

Звонница – верхняя часть колокольни, в которой подвешивают колокола. В древнерусской архитектуре еще и ранняя форма колокольни – стена с проемами для колоколов (XII – XVI века).

Изразцы – облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые, как правило, глазурью.

Иконостас – украшенная иконами стенка, отделяющая алтарь от средней части храма.

Интерьер – внутреннее пространство здания или отдельного помещения.

Капитель – верхняя, обычно декоративная, часть колонны или пилястры.

Карниз – выступающий горизонтальный пояс на стене. Бывает венчающим стену и промежуточным, имеющим декоративное значение.

Классицизм – художественный стиль, ориентированный на античное искусство как норму и идеальный образец. Отличается стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию.

Колонна – вертикальный опорных элемент, оформленный в соответствии с определенным архитектурным стилем.

Колоннада – ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием.

Кокошник – декоративное украшение в виде полукружия с повышением в центре.

Купол – сводчатое перекрытие.

Лопатка – вертикальный плоский выступ на стене.

Локарн – чердачное окно.

Мезонин – надстройка над средней частью дома.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из цветных камней.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Неф – вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ниша – углубление в стене, пригодное для установки в нем скульптуры, иконы, вазы или других предметов.

Ордер – порядок в расположении несущих и несомых частей, решающий и конструктивные, и художественные задачи.

Пейзажный парк – территория, где искусственно создается среда, подобно естественной, природной, но с учетом появления привлекательных картин.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий все части и пропорции колонны того или иного ордера.

Подклет – нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

Портал – декоративно обработанный дверной проем здания.

Портик – галерея с колоннами или столбами.

Придел – пристроенные к основному храму небольшие церкви, имеющие дополнительный алтарь для богослужения. Чаще всего соединяются с притворами галереями.

Притвор – дополнительная пристройка, обычно перед главным и боковыми входами в храм, предназначающаяся для лиц, не имеющих права присутствовать на богослужении.

Прясло – отрезок крепостной стены между двумя башнями.

Рака – гробница, в которой хранятся мощи святых.

Регулярный парк – территория, на которой деревья, кустарники и цветы посажены по строго геометричным рисункам.

Ризалит – выступ стены со всеми частями.

Рококо – художественный стиль, характеризующийся деструктивностью, изысканностью, граничащей с манерностью. Другое название – стиль Людовика XV.

Ротонда – круглое в плане здание перекрытое куполом.

Рустовка (рустика) – рельефная кладка или облицовка здания камнями с выпуклой поверхностью.

Свод – перекрытие из кирпича или камня. В русской архитектуре наибольшее распространение получили типы сводов: цилиндрический, коробовый, крестовый, сомкнутый, крещатый, купольный, ступенчатый.

Стилобат – каменные плиты под колоннами, трехступенчатое подножие храма.

Трапезная – тип монастырского сооружения, включающего зал для собраний и трапез. Пристройка с западной стороны церкви.

Фреска – живопись по сырой штукатурке. Краски при этом разводятся чистой или известковой водой.

Фриз – орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная в верхней части стены внутри или снаружи помещения.

Фронтон – треугольное поле, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны могут украшать двери и окна в здании.

Хоры – балкон в верхней части церковного здания.

Цоколь – нижняя часть стены, стоящая непосредственно на фундаменте.

Четверик – четырехугольный объем.

Шатер – пирамидальное четырех-, шести, – восьмигранное покрытие башни, колокольни, крыльца или церковного здания. Применялось в русском деревянном и каменном зодчестве.

Читайте также:  основание царскосельского лицея при каком царе

Шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания.

Ярус – горизонтальное членение фасада, соответствующее этажу здания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ АБОРДАЖ — подход враждебных судов вплотную для рукопашного боя.АХТЕРДЕК — задняя (кормовая) часть палубы, обычно с надстройкой.БАК — носовая часть палубы корабля от форштевня до фок-мачты. БАКБОРТ — здесь: левый борт.БАКШТАГ — курс

Краткий словарь индейских терминов

Краткий словарь индейских терминов Атлатль — древняя копьеметалка.Бастл — танцевальное украшение из перьев, прикрепляющееся сзади на поясе.Вампум — пояс, сплетенный из цилиндрических бусин, выточенных из раковин.Вигвам — жилище восточных индейцев — куполообразный

Словарь терминов

Словарь терминов Автаркия можно перевести как «самообеспеченность», «самодостаточность».Аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников.Альбигойцы – объединенное название последователей учения катаров и вальденсов, признанное еретическим

Словарь терминов

Словарь терминов Анимизм – одушевление природыАскетизм – крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствийВедизм – верования древних арийских племен. Отличительная особенность – многобожиеДемократия – в буквальном переводе с греческого «власть

Краткий словарь военных терминов

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анона — военные закупки, освобожденные от налогообложения.Апотека — государственное хранилище различных товаров и материалов.Архонты — обладатели имперских титулов; провинциальная элита.Банда (бандон) — первоначально знамя или вымпел; позже

Краткий словарь архитектурных терминов

Краткий словарь архитектурных терминов Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма. В православной церкви отделена от общего помещения иконостасом.Ампир – художественный стиль, ориентированный на римскую античность, копирование образцов древнеримского

Краткий словарь морских терминов

Краткий словарь морских терминов Абордаж — способ ведения боя на море в эпоху гребного и парусного флотов, заключавшийся в том, что корабли, сближаясь вплотную; сцеплялись друг с другом. Исход боя решался рукопашной схваткой с применением холодного, позднее

Краткий словарь военных и специальных терминов

Краткий словарь военных и специальных терминов Абордаж — способ ведения боя гребными и парусными судами, применявшийся для захвата корабля противника.Апроши (аппроши) — зигзагообразные земляные рвы, которые устраивались атакующими для скрытого приближения к

Словарь терминов

Словарь терминов • Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.• Автаркия – политика хозяйственного обособления страны, добровольная или вынужденная изоляция от мирового рынка.• Аннексия – насильственное присоединение территории

Словарь терминов

Словарь терминов Авасэ китан — изготовление металлических изделий по способу «сочетания пластинок»агата — округагата-мияцуко — управитель округаагата-нусн — владыка округааеата-нуси-удзи — группа свойственников агата-нусиадзиро — плетенкаасон — одно из клановых

Источник

Строительство и убранство церквей в древней руси термины

remont kvartir

архитектурных и других старорусских терминов.

Апартаменты — парадные комнаты.

Аттиковый этаж — этаж расположенный выше венчающего здание карниза.

Барельеф — выпуклое изображение, при котором скульптура или орнамент немного выступают над плоскостью стены.

Батардо — плотина в крепостном рве с водяными воротами для впуска в него воды, поверху плотины идет решетка.

Бельведер — надстройка над домом, откуда открывается вид на окружающее пространство.

Бивак — привал, расположение войск вне населенного пункта.

Боскет — замкнутый участок с насаждениями правильной геометрической формы, ограниченный деревьями и кустарниками в виде живой изгороди.

Генерал-адъютант — адъютант в генеральском звании при императоре или фельдмаршале, с начала XIX века почетное звание, присваиваемое полным генералам и генерал-лейтенантам в свите императора.

Генерал-губернатор — высшая должность местной администрации, обладал военной и гражданской властью.

Генерал от кавалерии — официальное звание лиц высшего командного состава, по табели о рангах относится ко 2-му классу, главный начальник по кавалерии.

Генерал-поручик — звание, введенное в середине XVIII века, соответствующее званию генерал-лейтенанта.

Действительный камергер — высшее придворное звание, придворный чин I разряда соответствовал II классу табели о рангах.

Действительный статский советник — гражданский чин 4-го класса.

Действительный тайный советник — гражданский чин 2-го класса.

Заархитектор — для получения звания архитектора необходимо было последовательно пройти ступени помощника гезеля и заархитектора, по новым правилам после 1764 года звания гезеля и заархитектора упразднены; звание заархитектора давало право на ведение самостоятельных работ.

Кандидат прав — юрист.

Кантонисты — солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения в военном ведомстве.

Кондиции — условия договора.

Обер-егермейстер — придворный чин 3-го класса, организатор царской охоты.

Обер-кухмистер — придворный повар.

Обер-форштмейстер — главный лесничий.

Омшанник — зимовник, помещение для содержания пчелиных семей в период осенне-зимнего покоя.

Партер — декоративная открытая композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, характеризуется строгостью линий и форм.

Портик – колоннада, выступающая на фоне фасада, завершенная фронтоном или аттиком.

Преображенский приказ — центральное учреждение в России, созданное в 1689 году, ведало делами о политических преступниках, упразднено в 1729 году.

Пьедестал — художественно оформленное основание памятника, то же, что постамент.

Источник

Как строили храмы в древней Руси. часть 1

С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.

Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.

Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Таким образом,основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

Закладка и разбивка здания

Прежде всего, по-видимому, подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII в.[2] Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе.[3]

Высказывались предположения, что день закладки храма должен был соответствовать дню его патрона. [4] Проверка дней закладки, выполненная на основании азимутов существующих памятников, данных предположений не подтвердила.[5] С днем патрона храма обычно совпадал не день закладки, а день освящения, что специально оговаривалось в церковных уставах.[6] День же закладки лишь изредка совпадал с днем патрона храма. Торжественная церемония закладки церкви происходила уже после освящения.

В русских летописях эта процедура засвидетельствована лишь для более позднего времени. Так, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. летописец.сообщал: «. преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором. поидоша на основание церкви. Прииде же тако и. великий князь Иван Васильевич. И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию».[7]

Читайте также:  интересные опросы для инстаграма в истории

Разметку контура будущего храма выполняли при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. С помощью шнура лроизводили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде, величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.[10]

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.[11]
Ближе всех подошли к решению задачи К.Н. Афанасьев и Е.Ф. Желоховцева.[12] Важнейший вывод Афанасьева сводится к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или, позже, сторона подкупольного квадрата.[13] Значение диаметра купола для построения всех основных размеров в зданиях центральнокупольного типа не подлежит сомнению.[14] Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, т.е. к размерам разреза здания.

Кстати, именно так, согласно легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов (локтей), а в длину и высоту по 30. [15] Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла, т.е. общие габариты плана. Очевидно, что размеры здесь определялись по наружным стенам здания, а не по его интерьеру.[16]

Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания. Все последующие построения, т.е. разбивка членений плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот, относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что последний использовал при этом какие-то принятые на Руси единицы измерений.[17]
Относительно того, каковы были эти единицы, существуют различные точки зрения. Так, К.Н. Афанасьев пришел к выводу, что величина «пояса Шимона», которым определяли размеры Успенского собора Киево-Печерского монастыря, равнялась 1.18 м, т.е. 4 римским футам (29.5 см); в то же время подкупольные квадраты большинства древнерусских храмов, по его мнению, кратны не римскому, а греческому футу (30.8 см).[18]

Такому выводу противоречит тот факт, что в русских письменных источниках все измерения, как правило, указаны не в футах, а в саженях и локтях. Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаков определяли тот же «пояс Шимона» равным 1.08 м, т.е. 0.5 косой сажени. [19] Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные единицы мер, хотя, конечно, лишь одну меру в каждой постройке.[20]>

При этом вовсе не обязательно, чтобы принятая мера в разных зданиях совпадала с большой точностью, поскольку эталонов не существовало. Приводимые обычно сведения о наличии эталона длины, о котором упоминается в «Уставе» князя Всеволода, свидетельствуют как раз об обратном: если имелся специальный «иваньский локоть», значит, могли существовать и другие варианты локтя. 21) В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой.[22]

Поэтому зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства. Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут, т.е. своего рода масштабную линейку. Об этом можно судить хотя бы по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих. [23] То, что так же обстояло дело и на Руси, подтверждает, например, древняя легенда о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас «умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем. «.[24]

Следует отметить, что, не зная статических расчетов, древние зодчие должны были эмпирически учитывать также и конструктивную сторону здания: соотношение толщины стен и столбов с размерами пролетов и пр. Очевидно, что традиционная система построения плановых и высотных размеров храма, которую древнерусский зодчий использовал в качестве своего рабочего метода, должна была обеспечивать еще и прочность сооружения.[25]

Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. [26] Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени.[27] Высказалось предположение, что в качестве чертежа могли использовать модели. Но такое предположение абсолютно ничем не подтверждается. Наоборот, все сведения о моделях, встречающиеся в поздних источниках, говорят о том, что их изготовляли не в качестве проектного чертежа, а лишь как средство продемонстрировать заказчику облик будущего здания.[28]

Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания как в плане, так и по высоте. Система эта должна была быть гибкой, поскольку различия в пропорциональных построениях разных памятников домонгольского зодчества очень велики, что свидетельствует о широких возможностях мастера разнообразить принимаемые им решения.

В то же время система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть, и романское. Очень важно будет в дальнейшем выяснить и то, насколько специфично применялся данный метод на Руси, что внесли в него древнерусские мастера.

Сроки возведения зданий

Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод «заложи церковь», а потом «почата же бысть здати месяца августа в 22-й день». Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.

О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце.[32] Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов.[33]

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector