строительные технологии древней руси

Как строили на Руси? Строительные традиции древнерусских зодчих на сайте Недвио

author

Немногие страны в мире могут похвастать своим собственным стилем архитектуры и традициями строительства. Русские строители и зодчие прославились на весь мир великолепной обработкой древесины, изразными купеческими избами, уникальными декоративными росписями и орнаментами, массивными русскими печами и многим другим.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие традиции русского строительства появились первыми в мире, однако остались в прошлом, а какие — прошли сквозь века и используются до сих пор.

1. Мастера обработки камня и дерева

Русская земля уже в IX-X столетиях славилась многочисленными городскими поселениями, в строительстве которых активно использовался камень и дерево.

n01 6

Эти древние города, упоминаемые в русских летописях, скандинавских сагах и отмеченные древними арабскими писателями, превосходили современные или западноевропейские городские поселения не только по количеству и качеству своих построек, но и по городскому благоустройству.

n02 6

Летописные источники, рассказывающие, что новгородские улицы мостились булыжниками и обработанными камнями с древних времен, подтверждаются раскопками. В 1932 году в Новгороде, в 86 метрах от Волхова, была вскрыта древняя улица с мостовой, отделенной стоячим тыном в виде изгороди от жилых построек, располагавшихся по ее краям. Улица имела ширину в 3,5 м и соответствовала характеру средневекового Новгорода, густо заселенного в те времена.

n03 6

Мостовые в городах строили на Руси не только из камня, но и из дерева. Восемнадцать деревянных мостовых настилов, состоявших из широких сосновых плах, уложенных на лаги, накопилось в земле в результате регулярных починок уличного покрытия.

Самый древний настил относится к концу XI века. На его глубокую древность указывает современный уровень воды в реке Волхов, находящийся выше уровня самого древнейшего новгородского мостового полотна. Древние мостовые были обнаружены и в других частях старого города.

n04 6

2. Мастера инженерных систем

Древнерусские строители и зодчие также славились как искусные мастера в строительстве инженерных систем. В центральной части того же Новгорода — на Ярославом дворище — были обнаружены цилиндрические трубы деревянного водопровода, относящегося к концу XI века.

На площади древнего торга, наряду с деревянными мостовыми и водопроводом, питавшимся ключевой водой, были обнаружены и водоотводные, долбленные из дерева трубы, обмотанные берестой в местах стыков.

n05 5

По своему устройству древнерусские водоотводные, дренажные трубы несколько отличались от труб водопроводных. Однако подобных сооружений в то время не было ни в Германии, ни в Англии.

3. Мастера мостостроения

Летописные упоминания о древнерусских мостах содержат упоминания не только о развитой технологии мощения улиц, но и строительстве мостов через реки и овраги. Плавучие и свайные мосты сооружались в древней Руси чуть-ли не с самых первых ее дней, наряду с уличными мостовыми и городскими постройками.

n06 6

Некоторые мосты снабжены опорой в виде кряжей, наполненных землей и камнем. Пролеты между кряжами перекрывались бревнами. Плавучие или «живые» мосты состояли из бревен, которые связывались в плоты.

n07 6

Русские плотники, в совершенстве владевшие топором, создавали сооружения прекрасного качества. Они использовали все свойства дерева, как основного строительного материала того времени, и применяли в мостостроении разнообразные деревянные конструкции.

О высоком уровне технической мысли древних русских мастеров и о вводимых ими новшествах свидетельствуют материалы раскопок в Выдубицком монастыре, построенном в IX веке киевским князем Всеволодом. Здесь киевский зодчий Петр Милонег, для предотвращения обвала подмытого водой берега Днепра и предохранения от разрушения стоящего на нем каменного собора возвел каменную подпорную стенку.

n08 4

Русский народ в XI-XIII столетиях имел уже много ценных строительных традиций. Среди них была и традиция своеобразных скоростных методов строительства.

4. Мастера быстровозводимого строительства

В древние времена наиболее крупными и наиболее сложными общественными постройками были церкви. Их возведение требовало большого количества навыков и знаний. Однако, несмотря на сложность строительства церквей, летописи того времени пестрят известиями о сооружении большого количества деревянных церквей во всех уголках русской земли.

n09 5

Строились церкви специальными артелями плотников. Обладая большими знаниями и строительным опытом, артели зачастую сооружали обетные церкви за 1-2 дня!

n10 3

Вообще однодневное строительство на Руси, было делом обычным и не вызывало в то время какого-либо удивления. Деревянные постройки русские плотники умели возводить и более в короткие сроки. Летописи свидетельствуют, что уже в XII веке на Руси существовали определенные кадры церковных строителей.

Русские мастера проводили каменное строительство в течение одного года. Но и этот срок считался долгим. Большей частью русские каменщики начинали и заканчивали постройку в одно лето.

n11 3

Выдающийся памятник расцвета владимиро-суздальского зодчества — церковь Покрова на реке Нерли была построена за один строительный сезон в 1165 году. В один летний период были построены в Московском кремле церкви Ивана Лествичника и Архангела Михаила.

n12 3

Прочность и надежность древнерусских строений

Способы и методы, с помощью которых осуществлялось строительство небольших построек, применялись русскими строителями и при возведении больших зданий. Эти методы были применены в 1532 году при сооружении церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Читайте также:  история алкоголя в россии

n13 3

Современные исследователи приходят в изумление от точности практического расчета древних строителей, которые сумели избежать лишних запасов прочности при огромной высоте храма. То, насколько тонкие, и при том прочные, получились его стены.

n14 3

Продуманность всех этапов строительства, точность и слаженность в работе строителей давали русским зодчим возможность добиваться создания крепких построек в сжатые сроки.

Красота и функциональность древнерусских домов

n16 2

Создаваемые многочисленные произведения русской строительной культуры обогащали мировую архитектуру новыми композиционными и конструктивными приемами, типами, формами.

n15 2

В создании великолепного монумента в честь победы над Казанью — собора Покрова (храм Василия Блаженного), построенном русскими зодчими Бармой и Постником, использовалось минимальное количество материалов. Несмотря на это, зодчие сумели придать своему творению должную величественность и монументальность.

n17 2

Девять отдельных церквей объединили они в одно целое, создав изумительную архитектурную гармонию. Гениальные новаторы середины XVI века не только прекрасно скомпоновали отдельные части здания, допустив лишь необходимую толщину стен и перекрытий, но и блестяще сочетали художественные и конструктивные формы. Они впервые применили систему плоского перекрытия, где кирпичная кладка держится диагональными прокладками полосового железа.

Крепость русских построек

Благодаря исключительному мастерству, таланту и изобретательности русских мастеров, нерушимо стоят до сих пор во всех уголках страны древние величественные храмы и монументальные оборонительные сооружения.

n18 2

Своеобразные скоростные методы русский народ применял и в практике каменного фортификационного строительства. Менее чем в год были построены белокаменные стены Москвы.

n19 1

С возведением русской пограничной крепости Ивангород, получившей в плане правильную квадратную форму, была положена основа первой в мире технология строительства боевых форпостов.

n20 1

За основу планов русских крепостей XV-XVII столетий принимали правильные геометрические фигуры, что диктовалось стратегическими сооружениями. Такое начертание приобрели крепости Туровля, Суша, Козьян, Ситна, Сокол. Правильные геометрические формы получали и оборонительные ограды русских монастырей — Донского, Александровского.

Развитие рынка деревянного домостроения на Руси

Русские зодчие использовали приемы, которые мы можем сегодня назвать древней формой сборности и стандартизации строительства. Так, например, зимой 1551 года в районе Углича была осуществлена заготовка стандартных деталей крепостных стен, башен, церквей и других построек для целого деревянного города — крепости Свияжска.

n21 1

Тщательно пронумерованные после пробной сборки, элементы свияжских сооружений были сплавлены на плотах по Волге и устью Свияги. Здесь, за 1000 с лишним километров от Углича, на расчищенной площадке в 150 гектаров, в намеченные сроки была осуществлена сборка свияжских укреплений и внутрикрепостных построек.

Сборность заранее заготовленных построек широко применялась и в русском быту. После пожаров на участках выгоревших районов Москвы быстро монтировались готовые дома, которые приобретались москвичами на городских рынках. Продажа готовых срубов деревянных домов и небольших церквей происходила у стен Белого города.

n22 1

Эта стандартизация и сборность, а также применение своеобразных скоростных методов, были уже в XVI веке традиционными в отечественном строительстве.

Гениальные русские мастера заложили основы тех способов и методов строительства, которые в XVIII-XIX столетиях дали возможность быстро осуществлять застройку Петербурга и перепланировку многих городов России.

sushka nov 300

sushka nov 720

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник

Технологии в Древней Руси

Времена Древней Руси датируются 9-13 веком нашей эры. Тогда это было крупнейшее европейское государство с развитой инфраструктурой благодаря удачному расположению на пересечении торговых путей. Именно в этот период, особенно во времена правления Великих князей русских Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого, Древняя Русь достигла максимального расцвета.

Строительные технологии Древней Руси

Архитектура Древней Руси была особенной, кардинально отличающейся от других европейских государств. Все города имели скорее оборонительную позицию, но не торговую. В центре каждого поселения имелся так называемый кремль – особо укрепленное высокими стенами место, куда в случае опасности могли собираться мирные жители. Чаще всего он располагался на возвышении в целях более успешного противостояния противнику. Именно после завоевания этой последней цитадели недруг мог считать, что город сдался.

%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9 %D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C

Не только методом планировки поселений, но и материалом, из которого строили дома, отличалась Русь. Они были созданы не из камня или глины, а срублены из дерева. Именно от русичей пошло название «рубить» дом. Бревна для зданий рубились топором, так как пила создавала неровный срез, в который могла попадать вода. Из-за этой же воды не использовались гвозди, со временем ржавеющие и портящие древесину. Вместо них по необходимости применяли деревянные костыли. Из более дорогого камня строили церкви, являющиеся обязательным атрибутом в любом поселении, да замки князей.

%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9 %D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8

Ремесленные технологии

Среди ремесленников Древней Руси выделялись ювелиры, кузнецы, умельцы по изготовлению тканей и посуды, мастера по обработке кожи и дерева, иконописцы. Лидирующее место занимало кузнечное мастерство. Не зря в легендах, сказках и преданиях именно кузнец оказывался главным героем, отличающимся силой, смелостью и справедливостью. Это было одновременно очень престижное и сложное занятие.

%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86

Железо добывали в межсезонье из болотной руды, переплавляли в металл. Металл использовали для изготовления всего – от плугов и частей земледельческого инвентаря до кольчуг и наконечников стрел. Не отказывались кузнецы и от мелкой творческой работы, создавая небольшие украшения. Постепенно мастера перешли на более ценный металл, начав историю ювелирного искусства. Ювелиры придумывали все новые и новые методы создания украшений, удивляя современников красотой и точностью своей филигранной работы:

Читайте также:  в чем готовили на руси

Зернь – узор на плоской поверхности из маленьких металлических шариков.

%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8C

Скань – рисунок создавался тонкой проволокой на поверхности металлической пластины, промежутки заливались цветной краской.

%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C

Чернь – узор из серебряных пластинок на черном фоне.

%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8C

Информационные технологии

Сегодня, в эру развития информационных технологий, сложно представить, что когда-то единственным источником информации были устные рассказы. Да, люди пытались писать на кусках березовой коры, бересте. Но труд этот был сложным, текста помещалось немного и чаще всего это были указы да грамоты.

%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0

Только в 11 веке в Древней Руси начали появляться рукописные книги. На их написание уходили иногда годы и были они очень дорогим имуществом, доступным разве что князьям да церковникам.

Материалом для листов служил пергамент (кожа особой вычинки). Тексты всегда нарядно оформлялись, заглавная буква на каждой странице была выделена размером и орнаментом. Орнамент обрамлял и сам текст или его начало.

%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

Писали книги чаще всего монахи да послушники в монастырях. Их инструментом были гусиные перья, кончики которых срезались особым образом. Лебедиными или павлиньими перьями мог пользоваться только великий князь. Писались книги так называемыми железистыми чернилами. Чернила создавались из наростов на дубовых листьях и старого железа (гвозди например), имели коричневатый оттенок. Для густоты и блеска в них добавлялись патока и вишневый клей.

%D0%BD%D0%B0 %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F %D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%9E %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B4%D1%88%D0%B8%D1%85 %D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85

На фото картина Андрея Шишкина «О прошедших летах»

Чтобы книга лучше сохранилась, не потрепалась, ее «одевали» в обтянутый кожей или бархатом деревянный переплет, украшенный драгоценным металлом и камнями. Кожа для переплета имела цену, равную стоимости трех скакунов. Иногда книгу помещали в оклад – золотой или серебряный футляр. Древняя книга была довольно тяжелой, поэтому при чтении ее не держали в руках, а клали на стол или специальную подставку.

Археологические исследования подтвердили, что уже к началу десятого века Древняя Русь по разнообразию и развитию технологических операций была вполне конкурентоспособной ведущим европейским странам.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Процесс строительства в Древней Руси

Древнерусские письменные источники не дают практически никаких сведений о том, как был организован процесс строительства. В качестве аналогий иногда удается привлекать более поздние русские, а также западноевропейские письменные источники и изображения. Известны и византийские миниатюрные изображения процесса строительства. (Например, в Хлудовской псалтыри (Греция, XI в.) ( см.: Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. М., 1977. С. 96 ) Однако эти материалы следует использовать очень осторожно, поскольку они могут отвечать совершенно иной строительной практике. Поэтому реконструировать процесс строительства в Древней Руси можно в основном лишь по тем данным, которые удается получить при изучении самих сооружений и при археологических исследованиях.

Даже в тех случаях, когда отверстия от пальцев лесов были не сквозными, ряды их на наружных и внутренних поверхностях стен размещались на одной высоте. Это свидетельствует, что леса были двусторонними, обеспечивающими одновременную кладку обеих лицевых поверхностей. А значит, процесс кладки следует представлять в виде синхронной работы пар каменщиков. Кладка столбов, сводов, барабана, очевидно, должна была иметь свою автономную систему лесов.

По горизонтали отверстия, как правило, расположены по два в каждом прясле стены, а при широких пряслах — по три. Таким образом, они обычно отстоят одно от другого на 2—3 м, изредка — на 3.5 м. (По нормам XIX в., чтобы доски настилов не прогибались, пальцы лесов по горизонтали размещали на расстоянии не более 2.5 аршина (т.е. менее 2 м)

r konstr 64
Рис. 64. Церковь Пантелеймона в Галиче. Фрагмент западного фасада

При кирпичном строительстве пальцы лесов закрепляли, зажимая их со всех сторон кирпичами. Однако иногда квадратные отверстия для пальцев лесов специально оставляли при кладке, что позволяло по мере возведения стен здания переставлять балки лесов с нижних ярусов на верхние. При кладке из тесаных белокаменных блоков (галицкое и владимиро-суздальское зодчество) высота каждого блока была больше, чем толщина бревна, которое требовалось закрепить в стене. Поэтому, отверстия для пальцев приходилось вырубать в каменных блоках. Их делали, как правило, в нижней части блока, большей частью в его углу. Однако в церкви Пантелеймона в Галиче есть камни, в которых отверстия вырублены не в углу, а отступя от вертикального края. В той же церкви отверстия в третьем снизу ярусе на западном фасаде имеют необычную форму: их ширина 10—12 см, высота около 30 см (рис. 64).

Завершив работу на своей захватке, бригада переходила на другой участок. Законченную кладку при этом нужно было чем-то прикрыть сверху для защиты от дождя. Очень вероятно, что кладку закрывали переносной кровлей, тканью или другим способом. Одним из способов было также покрытие законченной кладки слоем раствора. Когда через некоторое время бригада возвращалась на данный участок и начинала вести кладку выше, поверх защитного слоя раствора она укладывала новый, а на него — кирпичи. Так получался двойной шов. (Возможно, что с такими швами связывались какие-то священнодействия. В «Сказании о Софии Цареградской» рассказывается, что «егда ж создаваху 12 рядовь (кладки), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» ( Виленский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе // Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности. 1903. Т. 8, кн. 3. С. 36 ) Двойные швы хорошо прослеживаются в ряде новгородских памятников (Николо-Дворищенский собор, собор Юрьева монастыря, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и др.) и в двух памятниках Смоленска, возведенных одной строительной артелью (собор на Протоке, церковь на Окопном кладбище).

Читайте также:  персонажи мультика головоломка с названиями

Двойные швы обычно толще остальных в 1.5—2 раза, причем верхний слой раствора в них тоньше, чем нижний, а между ними иногда заметна тонкая гумусная прослойка, образовавшаяся в промежуток времени между окончанием ведения нижней кладки и началом верхней. Эти швы, отмечающие периодичность работы строителей, как правило, совпадают с уровнем конструктивных элементов здания — пола, дна аркосолиев, пят арок и др. На участках стены, где нет таких элементов, двойные швы отстоят друг от друга: в Смоленске от 6—7 до 18—19 рядов кладки; в новгородской церкви Спаса-Нередицы расстояние между двойными швами большей частью 80—100 см.

Таким образом, выяснилось, что один каменщик за один рабочий день выкладывал участок длиной в 1 сажень и высотой около 0.6 м (т.е. семь рядов кладки). При этом каменщик укладывал лишь половину толщины стены, что подтверждается наличием гнезд от пальцев лесов на обеих ее поверхностях (как снаружи, так и изнутри) на одной высоте. Толщина стен собора на Протоке 1.4 м; следовательно, каменщик вел кладку на ширину 0.7 м. В итоге этих наблюдений оказалось, что за один рабочий день каменщик выкладывал около 0.88 м3 кирпичной кладки. Если сравнить данную производительность с нормами XIX в., выяснится, что производительность древних каменщиков была примерно в 1.5 раза ниже, чем более поздних мастеров.

Большая точность вертикальных линий и поверхностей в памятниках древнерусского зодчества дает основание утверждать, что строители пользовались отвесом. Следует отметить, что изображения работы каменщиков с отвесом имеются на многих западноевропейских миниатюрах.

При выкладке полукруглых завершений стен также использовали шнур, закрепленный одним концов в кладке с.помощью деревянного колышка. Другим концом этого шнура, как циркулем, очерчивали дугу закомары. Отверстия от центров таких кривых, большей частью в виде небольшого деревянного бруска, вставленного в стену или отверстия в самой кладке, находили во многих памятниках различных архитектурных школ Руси. ( Штендер Г.М. 1) Разметка архитектурных форм древними зодчими // Памятники культуры. М., 1959. Т. 1. С. 66; 2) Архитектура домонгольского периода // Новгород: К 1100-летию города. М., 1964. С. 207. Учитывая этнографические параллели, Г.М.Штендер выдвинул предположение, что подобный веревочный циркуль назывался в Древней Руси кружалом (см.: Штендер Г.М. Восстановление Нередицы // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1961. Вып. 10. С. 176 ). Однако, по данным источникам XV— XVII вв., кружалом именовали деревянные лекала для арок (Рорре A. Materialy do slownika terminow budownictwa staroruskiego X—XV ww. Wroclaw, 1962. S. 33). Позднее Штендер стал употреблять другой этнографический термин — «вороба» (см.: Штендер Г.М. Древняя строительная техника как метод изучения русского зодчества. С. 15 ) Оказалось, что разметка с помощью подобного циркуля (веревочного) выполнялась не только при полукруглых очертаниях арок, но и при построении более сложных, трехцентровых кривых (например, в черниговской Пятницкой церкви).

После окончания работ по возведению кладки леса, вероятно, сохранялись еще в течение года, пока здание не просыхало. Тогда этими же лесами могли пользоваться художники, расписывавшие интерьер храма. Если фасады здания затирали снаружи раствором, это, очевидно, делали, используя те же леса, одновременно с росписью. На памятниках Новгорода и Смоленска удалось отметить, что наружная обмазка (или ее следы) есть только на тех зданиях, которые имели фресковую роспись. В зданиях без росписи наружной обмазки также не отмечено. ( По отношению к памятникам Новгорода это отметил Г.М. Штендер. В византийской архитектуре, как и на Руси, фасады иногда затирали раствором, но чаще оставляли открытыми, без обмазки (Mango С. Byzantine architecture. New York, 1976. P. 22 ) Очевидно, что это были взаимосвязанные операции.

По мере исполнения росписи леса постепенно разбирали, что определяло последовательность завершающих строительных работ. Так, когда художники расписывали сферу купола и барабан, строители должны были «побить» главу свинцом и поставить крест. (Разметка и нумерация кровельных листов, по-видимому, выполнялись заранее, еще на земле. Об этом можно судить по меткам на листах медной кровли владимирского Успенского собора ( см.: Рыбаков Б.А. Мерило новгородского зодчества XIII в. С. 217 ) Последним актом строительства в интерьере была настилка полов, которую, очевидно, делали после снятия всех стоек лесов и, следовательно, даже после завершения росписи. Естественно, что в тех случаях, когда роспись храма производили не сразу после окончания строительства, а значительно позже, леса, вероятно, снимали, а перед началом росписи сооружали какие-то внутренние, возможно, более легкие помосты.

После снятия внешних лесов можно было начинать сооружение галерей и приделов. Поэтому эти части здания примыкают к уже полностью отделанной, а иногда даже затертой раствором поверхности фасадов. В галицком и владимиро-суздальском зодчестве, где никакой затирки фасадов не производили, наружные леса, вероятно, снимали сразу же по окончании строительства, оставляя внутренние для выполнения росписи.

П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector