как назывались 1 строители в древней России?
Количество и состав строительных организаций.
В ДРЕВНЕРУССКИХ письменных источниках нет никаких упоминаний о строительных организациях, поэтому все сведения о существовании, структуре и социальном облике таких организаций приходится извлекать из архитектурно-археологического изучения следов их деятельности, т. е. из изучения памятников.
В литературе, посвященной истории древнерусского ЗОДЧЕСТВА, как правило, почти не уделяют места роли архитектора.
Объясняется это прежде всего скудостью письменных данных о ЗОДЧИХ и строителях. В древнерусских летописях имеются многочисленные сведения о постройке церквей.
При этом летописец довольно часто упоминал, какой князь заказывал церковь и какой епископ ее освящал. Сведения же о подлинных СТРОИТЕЛЯХ мало интересовали летописца и поэтому встречаются чрезвычайно редко.
Основная ячейка строительного производства Древней Руси- называлась ДРУЖИНОЙ. В XIV-XV вв. такой ТЕРМИН по отношению к строительным организациям уже, применялся, а в Новгородском и Псковском говорах даже в XIX в. это название соответствовало производственной ячейке.
Однако некоторая расплывчатость термина и отсутствие уверенности в правильности его применения заставляют нас условно называть строительные организации Древней Руси.
Руси АРТЕЛЯМИ, используя более позднее определение, не встречающееся в древнерусских письменных источниках.
Во главе ее стоял ЗОДЧИЙ. Письменные источники Древней Руси для его обозначения используют несколько терминов. Чаще всего употребляется термин «МАСТЕР»
Позднее, в XIV-XV вв. мастерами обычно называли ЗОДЧИХ, но были известны и «мастера всякие, спроста реци плотници и горнчары». Таким образом, термин «МАСТЕР» обозначал не только зодчего, но и всякого квалифицированного ремесленника.
Как строили на Руси? Строительные традиции древнерусских зодчих на сайте Недвио
Немногие страны в мире могут похвастать своим собственным стилем архитектуры и традициями строительства. Русские строители и зодчие прославились на весь мир великолепной обработкой древесины, изразными купеческими избами, уникальными декоративными росписями и орнаментами, массивными русскими печами и многим другим.
В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие традиции русского строительства появились первыми в мире, однако остались в прошлом, а какие — прошли сквозь века и используются до сих пор.
1. Мастера обработки камня и дерева
Русская земля уже в IX-X столетиях славилась многочисленными городскими поселениями, в строительстве которых активно использовался камень и дерево.
Эти древние города, упоминаемые в русских летописях, скандинавских сагах и отмеченные древними арабскими писателями, превосходили современные или западноевропейские городские поселения не только по количеству и качеству своих построек, но и по городскому благоустройству.
Летописные источники, рассказывающие, что новгородские улицы мостились булыжниками и обработанными камнями с древних времен, подтверждаются раскопками. В 1932 году в Новгороде, в 86 метрах от Волхова, была вскрыта древняя улица с мостовой, отделенной стоячим тыном в виде изгороди от жилых построек, располагавшихся по ее краям. Улица имела ширину в 3,5 м и соответствовала характеру средневекового Новгорода, густо заселенного в те времена.
Мостовые в городах строили на Руси не только из камня, но и из дерева. Восемнадцать деревянных мостовых настилов, состоявших из широких сосновых плах, уложенных на лаги, накопилось в земле в результате регулярных починок уличного покрытия.
Самый древний настил относится к концу XI века. На его глубокую древность указывает современный уровень воды в реке Волхов, находящийся выше уровня самого древнейшего новгородского мостового полотна. Древние мостовые были обнаружены и в других частях старого города.
2. Мастера инженерных систем
Древнерусские строители и зодчие также славились как искусные мастера в строительстве инженерных систем. В центральной части того же Новгорода — на Ярославом дворище — были обнаружены цилиндрические трубы деревянного водопровода, относящегося к концу XI века.
На площади древнего торга, наряду с деревянными мостовыми и водопроводом, питавшимся ключевой водой, были обнаружены и водоотводные, долбленные из дерева трубы, обмотанные берестой в местах стыков.
По своему устройству древнерусские водоотводные, дренажные трубы несколько отличались от труб водопроводных. Однако подобных сооружений в то время не было ни в Германии, ни в Англии.
3. Мастера мостостроения
Летописные упоминания о древнерусских мостах содержат упоминания не только о развитой технологии мощения улиц, но и строительстве мостов через реки и овраги. Плавучие и свайные мосты сооружались в древней Руси чуть-ли не с самых первых ее дней, наряду с уличными мостовыми и городскими постройками.
Некоторые мосты снабжены опорой в виде кряжей, наполненных землей и камнем. Пролеты между кряжами перекрывались бревнами. Плавучие или «живые» мосты состояли из бревен, которые связывались в плоты.
Русские плотники, в совершенстве владевшие топором, создавали сооружения прекрасного качества. Они использовали все свойства дерева, как основного строительного материала того времени, и применяли в мостостроении разнообразные деревянные конструкции.
О высоком уровне технической мысли древних русских мастеров и о вводимых ими новшествах свидетельствуют материалы раскопок в Выдубицком монастыре, построенном в IX веке киевским князем Всеволодом. Здесь киевский зодчий Петр Милонег, для предотвращения обвала подмытого водой берега Днепра и предохранения от разрушения стоящего на нем каменного собора возвел каменную подпорную стенку.
Русский народ в XI-XIII столетиях имел уже много ценных строительных традиций. Среди них была и традиция своеобразных скоростных методов строительства.
4. Мастера быстровозводимого строительства
В древние времена наиболее крупными и наиболее сложными общественными постройками были церкви. Их возведение требовало большого количества навыков и знаний. Однако, несмотря на сложность строительства церквей, летописи того времени пестрят известиями о сооружении большого количества деревянных церквей во всех уголках русской земли.
Строились церкви специальными артелями плотников. Обладая большими знаниями и строительным опытом, артели зачастую сооружали обетные церкви за 1-2 дня!
Вообще однодневное строительство на Руси, было делом обычным и не вызывало в то время какого-либо удивления. Деревянные постройки русские плотники умели возводить и более в короткие сроки. Летописи свидетельствуют, что уже в XII веке на Руси существовали определенные кадры церковных строителей.
Русские мастера проводили каменное строительство в течение одного года. Но и этот срок считался долгим. Большей частью русские каменщики начинали и заканчивали постройку в одно лето.
Выдающийся памятник расцвета владимиро-суздальского зодчества — церковь Покрова на реке Нерли была построена за один строительный сезон в 1165 году. В один летний период были построены в Московском кремле церкви Ивана Лествичника и Архангела Михаила.
Прочность и надежность древнерусских строений
Способы и методы, с помощью которых осуществлялось строительство небольших построек, применялись русскими строителями и при возведении больших зданий. Эти методы были применены в 1532 году при сооружении церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Современные исследователи приходят в изумление от точности практического расчета древних строителей, которые сумели избежать лишних запасов прочности при огромной высоте храма. То, насколько тонкие, и при том прочные, получились его стены.
Продуманность всех этапов строительства, точность и слаженность в работе строителей давали русским зодчим возможность добиваться создания крепких построек в сжатые сроки.
Красота и функциональность древнерусских домов
Создаваемые многочисленные произведения русской строительной культуры обогащали мировую архитектуру новыми композиционными и конструктивными приемами, типами, формами.
В создании великолепного монумента в честь победы над Казанью — собора Покрова (храм Василия Блаженного), построенном русскими зодчими Бармой и Постником, использовалось минимальное количество материалов. Несмотря на это, зодчие сумели придать своему творению должную величественность и монументальность.
Девять отдельных церквей объединили они в одно целое, создав изумительную архитектурную гармонию. Гениальные новаторы середины XVI века не только прекрасно скомпоновали отдельные части здания, допустив лишь необходимую толщину стен и перекрытий, но и блестяще сочетали художественные и конструктивные формы. Они впервые применили систему плоского перекрытия, где кирпичная кладка держится диагональными прокладками полосового железа.
Крепость русских построек
Благодаря исключительному мастерству, таланту и изобретательности русских мастеров, нерушимо стоят до сих пор во всех уголках страны древние величественные храмы и монументальные оборонительные сооружения.
Своеобразные скоростные методы русский народ применял и в практике каменного фортификационного строительства. Менее чем в год были построены белокаменные стены Москвы.
С возведением русской пограничной крепости Ивангород, получившей в плане правильную квадратную форму, была положена основа первой в мире технология строительства боевых форпостов.
За основу планов русских крепостей XV-XVII столетий принимали правильные геометрические фигуры, что диктовалось стратегическими сооружениями. Такое начертание приобрели крепости Туровля, Суша, Козьян, Ситна, Сокол. Правильные геометрические формы получали и оборонительные ограды русских монастырей — Донского, Александровского.
Развитие рынка деревянного домостроения на Руси
Русские зодчие использовали приемы, которые мы можем сегодня назвать древней формой сборности и стандартизации строительства. Так, например, зимой 1551 года в районе Углича была осуществлена заготовка стандартных деталей крепостных стен, башен, церквей и других построек для целого деревянного города — крепости Свияжска.
Тщательно пронумерованные после пробной сборки, элементы свияжских сооружений были сплавлены на плотах по Волге и устью Свияги. Здесь, за 1000 с лишним километров от Углича, на расчищенной площадке в 150 гектаров, в намеченные сроки была осуществлена сборка свияжских укреплений и внутрикрепостных построек.
Сборность заранее заготовленных построек широко применялась и в русском быту. После пожаров на участках выгоревших районов Москвы быстро монтировались готовые дома, которые приобретались москвичами на городских рынках. Продажа готовых срубов деревянных домов и небольших церквей происходила у стен Белого города.
Эта стандартизация и сборность, а также применение своеобразных скоростных методов, были уже в XVI веке традиционными в отечественном строительстве.
Гениальные русские мастера заложили основы тех способов и методов строительства, которые в XVIII-XIX столетиях дали возможность быстро осуществлять застройку Петербурга и перепланировку многих городов России.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Архитектурная математика древнерусских зодчих
Постройки древнерусских зодчих до сих пор восхищают продуманной соразмерностью, удивительной гармонией своих частей, строгой логикой архитектурного замысла.
Методы архитектурных расчётов XI—XIII веков нам почти неизвестны. Подходя к их раскрытию с нашей современной меркой, рассматривая древнюю архитектуру с точки зрения эвклидовой геометрии, мы можем открыть и математически обосновать заключенные в ней пропорциональные соотношения. Интересная и ценная работа в этом направлении проделана К. Н. Афанасьевым.
Однако у нас нет никакой уверенности в том, что и древнерусские зодчие шли в своих расчётах тем же путём, отправляясь от теоретически безукоризненных положений великого греческого геометра.
Наоборот, свидетельства средневековых математиков говорят о применении их современниками приближенных, практически удобных, но теоретически не обоснованных расчётов.
Так, например, знаменитый персидский математик Абуль-Вафа, современник древнейших русских церковных построек, переводчик Эвклида и Диофанта, писал в предисловии к сборнику составленных им геометрических задач: «В настоящей книге мы займемся разложением фигур. Вопрос этот необходим многим практикам и составляет предмет особенных их разысканий… Ввиду этого мы дадим основные (теоретические) начала, которые относятся к данным вопросам, так как все методы, применяемые рабочими, не основанные на каких либо началах, не заслуживают доверия и весьма ошибочны; между тем на основании таких методов они производят различные действия».
К сожалению, эти «методы, применяемые рабочими» в архитектуре и ремесле остались нам неизвестны.
Тайна расчётов и рецептов была характерна для всех средневековых мастеров; даже передавая наследие учителей и свой опыт ученикам, они старались зашифровать свои советы, скрывая, например, под именем «желтой ящерицы» золото. Вероятно, и математические расчеты, осужденные Абуль-Вафой, составляли также секрет зодчих.
В русской средневековой литературе есть несколько интересных записей, освещающих отдельные детали расчётно-строительного процесса. В общеизвестном рассказе Киево-Печерского Патерика о постройке в 1073 г. Успенской церкви обычно обращалось внимание лишь на то, как размеряли церковь златым поясом: «20 в ширину и 30 в длину, а 30 в высоту; стены с връхом 50».
Но следует отметить, что кроме этих ценных данных, в рассказе Патерика дано почти полное описание процесса подготовки строительной площадки: выбор сухого возвышенного места, где не ложится утренняя роса, выравнивание площадки («долины») для обозначения на ней рвов («якоже ръвом подобно»), изготовление деревянного эталона в меру златого пояса («…древо бяше существом»), разметка сначала ширины, а затем и длины здания в определенных мерах, рытье рвов, и, наконец, «водружение корения», т. е. закладка каменного фундамента.
Историки архитектуры никогда не обращали внимания на интереснейшие сведения о расчётной работе зодчего, содержащиеся в славянском «Сказании о Соломоне и Китоврасе», являющемся сказочной переработкой повествований о построении соломонова храма (XII века).
Царю Соломону для начертания плана задуманного им храма понадобился мудрый кентавр — Китоврас.
Изображение мудрого кентавра с пальцем у лба (жест размышления) на створке серебряного браслета XII—XIII вв. из так называемого Тверского клада 1906 года. Мудрый Китоврас изображен здесь в окружении трех стихий (воды, земли и воздуха) и представителей двух царств природы — животного (зверь) и растительного (плодоносящее древо) (рис. 1).
«Сказание о Соломоне и Китоврасе» сохранило нам древнерусское наименование архитектурного плана — «очертание»; Соломон говорит Китоврасу: «не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертанию святая святых».
Самым важным в этом эпизоде является то, что Китоврас, зная заранее, что он призван царём для изготовления плана будущего храма, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер: «Он же (Китоврас) умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонися и поверже пруты пред царем молча…»
Здесь для нас особенно интересно то, что главными инструментами архитектора, необходимыми ему для создания «очертания», являются деревянные мерила (описанные во множественном числе) по 4 локтя в каждом. Обращение к древнерусской метрологии показывает полную достоверность сообщений «Сказания»: во-первых, в древней Руси применялось одновременно несколько видов саженей, а во-вторых, каждая сажень подразделялась именно на 4 локтя; такое деление просуществовало до XVI века.
Очевидно, волшебный архитектор Китоврас был наделен автором сказания реальными принадлежностями русского зодчего в виде изготовленных из дерева саженей, подразделенных на 4 локтя.
Эти два упоминания в литературе XII—XIII вв. о начальной стадии постройки зданий — в Патерике и в «Сказании о Соломоне и Китоврасе» — одинаково говорят о значении установленных мер, их портативных эталонов и самого процесса размеривания «очертания» храма на выровненной «долине».
Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к вопросу о древнерусских мерах длины и их применению в архитектуре; это поможет раскрыть методы работы древних архитекторов. Некоторых зодчих мы знаем по именам, сохраненным летописями.
Единственное изображение, которое предположительно связывают с русским архитектором Петром, известным по летописи, обнаружено в башне Антоньева монастыря в Новгороде.
В 1949 г. мною была сделана попытка пересмотра русской средневековой метрологии в целях использования мер длины при анализе архитектурных сооружений.
Основные выводы таковы:
1. В древней Руси с XI по XVII в. существовало семь видов саженей и локтей, бытовавших одновременно.
Наблюдения над русской метрологией показали, что очень мелких и дробных делений в древней Руси не применяли, а использовали многообразие мер, применяя, скажем, «локти» и «пяди» разных систем.
Древнерусские меры длины могут быть сведены в следующую таблицу:
2. Известен ряд случаев, когда одно и то же лицо производило измерение одного и того же объекта одновременно разными видами саженей.
Так, при ремонте Софийского собора в Новгороде в XVII веке измерения велись двумя видами саженей: «А внутри главы кругом где окна — 12 сажен (по 152 см), а от Спасова образа ото лбу до моста церковного — 15 сажен мерных (по 176 см)»,
При постройке засечной черты в 1638 г. «валили вал в ширину 25 сажен косых а простых — 40 сажен».
Анализ архитектурных памятников XI—XV вв. позволил утверждать, что древнерусские зодчие широко применяли одновременное пользование двумя или даже тремя видами саженей
3. Непонятное для нас одновременное пользование разными мерами длины объясняется заложенными в этих мерах при их создании строгими геометрическими соотношениями (рис. 3).
Геометрическая сопряженность древнерусских саженей особенно ясна в наименовании «прямой» и «косой» сажени. Оказалось, что прямая сажень есть сторона квадрата, а косая — его диагональ (216 = 152,7). Такое же соотношение существует между «мерной» и «великой» (косой) саженями: 249,4 = 176,4.
«Сажень без чети» оказалась искусственно созданной мерой, являвшейся диагональю половины квадрата, сторона которого равна мерной сажени.
4. Графическим выражением этих двух систем мер длины (одной, основанной на «простой» сажени, и другой, основанной на «мерной» сажени) являются хорошо известные по древним изображениям «вавилоны», представляющие собой систему вписанных квадратов. Наименование «вавилоны» взято из русских источников XVII века. (см. рис. 3).
Новые археологические находки загадочных чертежей — «вавилонов» — на Таманском городище (древней Тмутаракани) и Старо-Рязанском городище, относящиеся к IX—XII вв., позволяют значительно углубить анализ этих чертежей и установить их тесную связь с процессом архитектурного расчёта.
Б. А. Рыбаков. Архитектурная математика древнерусских зодчих
6 отечественных архитекторов, которыми мы гордимся
Современный архитектурно-художественный облик российских городов формировался веками. Со временем деревянные здания были вытеснены каменным строительством, а дореволюционные доходные дома преобразовались в комфортабельные апарт-отели и гостиницы. Трансформировалась мода на архитектурные стили и формы, менялись методы строительства и вектор госзаказа, в рамках которого работали зодчие. При этом архитектура всегда была отражением своего времени, жизненного уклада и идеологии общества.
Внешний вид городов формировался и под влиянием крупных исторических событий. Многие памятники архитектуры были уничтожены пожарами и войнами, какие-то изменились до неузнаваемости во время перестройки, третьи просто забросили или снесли. Все это время талантливые зодчие не только создавали новые творения, но и скрупулезно восстанавливали историческую застройку. Рассказываем о шести выдающихся отечественных архитекторах, работы которых украшают российские города.
Василий Баженов: «бумажный архитектор»
Баженов считается одним из основоположников русского классицизма и неоготики. За рубежом работы архитектора встречали с восторгом, а вот в России большинство проектов так и не было реализовано. За это его даже называли «бумажным архитектором». Среди немногочисленных работ Василия Баженова — дом Пашкова на Воздвиженке, проект реконструкции Кремля, Большой и Фигурный мосты в Царицыно, павильоны на Ходынском поле, дом Юшкова на Мясницкой улице, Михайловский замок в Петербурге. По поводу авторства некоторых сооружений до сих пор ведутся споры.
Впервые внимание на увлеченного юношу обратил известный русский зодчий Дмитрий Ухтомский. Он принял Баженова в свою архитектурную школу — на тот момент первую в стране. Позднее талантливого архитектора избрали членом Академии святого Луки в Риме, а также членом Болонской и Флорентийской академий. А вот Екатерина II невзлюбила зодчего за самолюбивый характер и связь с масонством. Она отстранила его от крупных государственных проектов. Возводимый Баженовым в течение десяти лет Царицынский ансамбль императрица приказала снести и перестроить.
Матвей Казаков: творец допожарной Москвы
Авторству этого выдающегося архитектора принадлежат Сенатский дворец, Московский университет на Моховой, Большой Царицынский дворец, Вознесенская церковь, Пречистенский дворец, Петровский путевой дворец и многие другие здания в исторической части столицы. По его проектам строились больницы, жилые особняки и большие доходные дома. В своих вкусовых предпочтениях Казаков тяготел к строгой симметрии и традициям «чистого» классицизма. Именно его работы во многом определили облик российской столицы до 1812 года.
Осип Бове: реконструктор столичных фасадов
Осип Бове, воспитанник Матвея Казакова, родился в Петербурге в семье итальянского художника. Войну он встретил в рядах ополчения, а после вместе с младшими братьями и другими архитекторами стал восстанавливать испепеленные центральные районы Москвы. Он создавал проекты жилых домов, торговых лавок, казенных и общественных зданий. По проекту Бове были снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан идущий вдоль стены ров. При его участии реконструирована Красная площадь, создан Александровский сад, Большой театр, Театральная площадь с гротом.
Получив должность главного архитектора по «фасаднической части», Бове обновил облик древней столицы и привел его к единому стилю. Не отказывался он и от частных заказов: строил богатые особняки для дворянских семей, чиновников и купцов. В числе его инноваций — купеческий доходный дом двойного назначения. Здание этого типа выполняло сразу несколько функций и подходило как для жизни, так и для торговли. Среди других ярких работ — Манеж, Торговые ряды у Кремля, Триумфальные ворота у Тверской Заставы, Первая градская больница.
Федор Шехтель: оформитель спектаклей и книг
Русский архитектор немецкого происхождения начинал карьеру в мастерской Александра Каминского. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества Федора Шехтеля отчислили за плохую посещаемость, а у своего наставника он совсем скоро стал получать первые заказы. Около десяти лет молодой человек совмещал работу архитектора, иллюстратора и театрального художника. Именно Шехтель оформил обложку первого сборника Антона Чехова «Пестрые рассказы» и тургеневские «Записки охотника».
Искусный зодчий возводил банки, гостиницы, кинотеатры, церкви, памятники, загородные усадьбы и частные дома. Чего стоят одни только его особняки, построенные для Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, для Рябушинского на Малой Никитской или для Дерожинской в Кропоткинском переулке. Всего благодаря проектам Шехтеля в Москве появилось более 200 зданий. Венцом архитектурного творчества Шехтеля считается Ярославский вокзал. В дизайне этого здания, напоминавшего собой сказочный терем, мастер объединил элементы древнерусского зодчества и декор в стиле модерн.
Алексей Щусев: медалист, создавший Мавзолей
Куда более ответственно к своему образованию относился Алексей Щусев. Сначала он с отличием окончил Петербургскую академию художеств, а позже продолжил изучать архитектурные стили в Австрии, Италии, Франции, Англии и Бельгии. В своей работе этот мастер не придерживался определенного направления. Он с успехом воплощал проекты в традициях различных архитектурных эпох и умел быстро откликаться на любые запросы современности. Алексей Щусев смог адаптироваться к жизни в молодом советском государстве и остался одним из самых востребованных градостроителей.
Архитектор вел десятки проектов в России и за рубежом. В его портфолио — Казанский вокзал, гостиница «Москва», Мавзолей Ленина, Покровский собор Марфо-Мариинской обители, станция «Комсомольская» Кольцевой линии, Театр оперы и балета в Ташкенте. Выдающийся зодчий увлеченно работал над планом восстановления разрушенных войной Истры, Великого Новгорода, Туапсе и Кишинева. Кроме того, он смог расширить Тверскую улицу, не утратив при этом старые дома, спроектировал Большой Москворецкий мост и разработал концепцию застройки набережной у Киевского вокзала.
Иван Жолтовский: архитектор-переводчик
Иван Жолтовский известен как мастер неоренессанса и неоклассицизма. Его творческая манера сформировалась под влиянием работ архитектора Андреа Палладио. Так, при создании известного особняка Тарасова на Спиридоновке русский мастер повторил многие элементы палаццо Тьене — дворца, построенного итальянцем. Позднее Жолтовский даже переведет на русский язык труд Палладио «Четыре книги об архитектуре», изданный в 1937 году. Особое внимание Иван Жолтовский уделял преподаванию и градостроительному проектированию.
Первой крупной его работой стал Дом скакового общества на Беговой. Зодчий эффектно соединил русский ампир с итальянским ренессансом и совместил разные по назначению помещения: трибуны, конюшни, рестораны. Его авторству принадлежит дом на Моховой улице, Центробанк на Неглинке, жилые дома на Ленинском проспекте и Смоленской площади. За почти 56 лет карьеры он возвел множество дворянских усадеб, промышленных и общественных сооружений, крупнопанельных домов и был удостоен нескольких престижных наград и званий.