стрижки на руси мужские

Славянские причёски мужские

Национальный славянский стиль в мужских причёсках очень выражен. Обычно при первом взгляде на фотографию вы можете определить национальный стиль причёски. Восточные и западные традиции гармонично смешаны в славянской стилистике стрижек. Многие славянские причёски мужские имеют среднюю длину. Если волосы короче, их сложно уложить. А за более длинными волосами сложнее ухаживать.

slavyanskie pricheski muzhskie28

История славянского стиля причёсок

На Руси издавна носили длинные волосы, закрывающие затылок и падающие на плечи. Если такая длина начинала мешать, пряди подстригали полукругом. Отличительная черта такой стрижки — одинаковая длина всех волос, считая от макушки. Кроме того, славяне носили и бороду с усами.

В каждую эпоху внешний вид русичей менялся. Если мужские славянские причёски древних времен были только практичны, то скоро ситуация поменялась. Во время распространения моды на все французское эстетика вышла на первый план. Волосы стали стричь короче, а от бород полностью избавлялись. Кроме того, усы стали аккуратнее.

После введения христианства мужчины начали стричься «под горшок». Бороды стали носить окладистыми, в виде лопат.

slavyanskie pricheski muzhskie31

Длина волос

При внимательном изучении истории вопроса видно, что причёски славян выполнялись на волосах средней длины. За волосами ухаживали, однако, в распущенном виде их носили только дома. При выходе за ворота в хвост собирались все пряди или только теменные.

Считалось, что очень длинные волосы — это женский удел. Поэтому длинных волос мужчины не отпускали.

Древнерусские причёски мужские зависели и от рода занятий. Воины носили ту же длину, что и крестьяне. Однако они собирали пряди в низкий хвост. Это делалось для того, чтобы шлем хорошо сидел.

Сами волосы имели в то время сакральное значение. Поэтому короткие стрижки не были распространены. Длинная шевелюра олицетворяла собой силу человека и его красоту. А короткие волосы говорили об отсутствии душевных качеств.

Украшения причёски

Для украшения волос славяне использовали амулеты и обереги. Делались они из кожи, полосок ткани и ниток. К ним могли крепиться металлические детали. Помимо эстетической функции, такие обереги закрепляли волосы. Они не лезли в глаза во время работы, что было очень удобно.

Современная мода

Если волосы имеют среднюю длину и у владельца есть борода, это можно назвать славянским стилем. Стрижка «горшок» также весьма популярна.

Если волосы русого цвета и перевязаны кожаным жгутом, форма их очень узнаваема.

Интерпретации старинной причёски могут включать в себя такие элементы:

slavyanskie pricheski muzhskie40

slavyanskie pricheski muzhskie39

Кроме того, современная укладка значительно улучшает вид стрижки. Окрашивание допускается, но оно не должно быть чересчур ярким. Оптимальным будет цвет на тон светлее вашего.

Славяне были уверены, что в волосах кроется мужская сила. Поэтому их не стригли коротко, предпочитая среднюю длину. Чересчур длинные волосы считались женственными, однако, длина до плеч была оптимальной.

Современные стрижки, имитирующие славянский стиль, могут иметь разную длину. Однако самой выразительной по-прежнему остается длина не ниже плеч.

Если вы хотите выразить свое уважение предкам, выбирайте древнерусскую мужскую причёску. Ее форма очень узнаваема, она подходит к большинству стилей в одежде. Особенно это относится к спортивному и повседневному стилю. Строгий дресс-код может не допускать удлиненных прядей.

Источник

«Под горшок»: как стриглись мужики на Руси

1784644 800

Мужские прически на Руси были красивыми, простыми. На старинных картинах можно увидеть мужчин с длинными волосами. Например, в книге «Изборник Святослава» князь Святослав изображен с прядями волос, которые свисают только с одной стороны. Длинные волосы косвенно подтверждали то, что их владелец не утруждает себя тяжелой работой.

Прически «под горшок»
Такие мужские стрижки пользовались большой популярностью. Исконно русская стрижка «под горшок» в немного измененном варианте встречается и сегодня. Эта прическа имеет свою историю: горшок нужного размера надевали на голову, а пряди состригали по линии края.

Мужские прически до XVII века не отличались оригинальностью. Жители Рязани, Новгорода и Владимира носили прически «под горшок» и бороду. Наличие бороды было обусловлено суровыми зимами.

Другие русские прически
На старых миниатюрах можно увидеть мужские стрижки с элисообразным подстриганием волос. Длинные пряди волос завивались наружу, что придавало мужчинам особенного стиля.

Эпоха романтизма ознаменовалась появлением мужского каре. Большой популярностью подобные прически пользовались среди литераторов, музыкантов, художников. Модники, которые насмотрелись на римлян, стригли волосы под длинное «каре».
Многие русские князья брили голову наголо, оставляя часть волос на темени.

Подтверждением этому можно назвать очерки историка и писателя Льва Диакона, который описывал внешность известного князя Святослава. Л. Диакон пишет, что голова у князя была полностью голая, но с одной стороны свисала прядь волос. Стрижка «наголо» получила большое распространение к концу 30-х годов ХХ века.

Популярной считалась мужская прическа на прямой пробор волос. Крестьяне украшали эту прическу тесьмами, повязанными среди лба. Мужчины носили волосы длиной до плеч. После принятия христианства мужчины начали коротко стричь волосы.
Колдуны и ведьмаки носили косы, а миряне ходили с распущенными волосами. Позже появляются модные прически «под скобку», стрижки «в кружок».

Для русских мужчин ношение головного убора было обязательным условием. Можно точно сказать, что исконно русскими считаются стрижки «под горшок», «под скобку», «наголо» и «в кружок».

Источник

Славянские мужские стрижки: история и фото

Славянский стиль в прическах является сильновыраженным. Они значительно отличается от национальных стрижек других народов и основан на смешении восточных и западных культурных традиций.

Славянские мужские прически делаются на волосы средней длины (не ниже плеч) и существуют определенные правила по их созданию и ношению, о которых и поговорим сегодня. Лишком короткая стрижка говорила о том, что мужчина находится в рабстве.

Читайте также:  реальная история брестской крепости

Foto 1 55

Славянский стиль

Издавна славяне носили удлиненные волосы, которые должны закрывать затылок. По надобности подстригали шевелюру полукругом. При этом прическа укладывалась в виде шапки, когда волосы распределялись равномерно на все стороны от макушки.

Также обязательно мужчины отращивали бороду и усы, причем с молодых лет. Густая борода с усами не только говорили о половой зрелости, но и о том, что с мужчиной уже можновести дела.

Foto 2 54

Над мальчиками в годовалом возрасте или немного старше проводили обряд пострига. Для этого его садили рядом с объектом, который ассоциировался с мужской силой (саблей, топором, конем) и придавали волосам необходимую форму, после чего его облачали в мужскую одежду и начинали обучать необходимому ремеслу. До проведения данного ритуала ребенок читался бесполым. Чтобы добиться ровных линий в стрижке «под горшок» ребенку на голову одевали этот предмет, а все выглядывающие из-под краев горшка волосы убирались.

Если женщины заплетали свои длинные волосы, то мужчины собирали шевелюру в тугой хвост. Отправляясь на войну, некоторые мужчины брали несколько тонких прядей и заплетали косу, которая свободно спадала на плечо сбоку около уха. Такое решение неслоособое значение, коса символизировала оберег и защищала воина от вражеского негатива. Важно отметить расположение тонкой косы, которая не должна нависать на лоб и глаза, чтобы не мешать в бою.

История

Прически славян обновлялись с каждой эпохой. Ели в древние времена стиль мужских причесок был продиктован практичностью, то во времена влияния французской моды на первый план выдвигалась уже эстетические моменты.

В древние времена каждый мужчина носил волосы по плечи и густую бороду. В период норманнского влияния мужские стрижки стали короче, а бороды полностью сбривались, оставляя на лице только усы.

Foto 3 56

Во времена введения христианства появилась новая мода на бороды-лопаты и стрижки «под горшок». При этом данная стрижка использовалась и для детей и для взрослых мужчин и пожилых людей.

Во времена правления Ивана Грозного даже был издан закон, запрещающий мужчинам брить бороды и головы. А реформы Петра І распространили моду на длинные мужские локоны с пробором посредине.

Длина волос

Если хорошо изучить историю, то становится понятно, что все славянские мужские стрижки основаны на волосах средней длины. При этом только дома мужчины позволяли себе носить волосы в распущенном виде. При выходе из дома все волосы собирались в хвост или их основная часть, оставляя некоторые пряди в затылочной зоне свободными. Слишком длинные волосы славянские мужчины не носили никогда. Длинные косы – это удел женщин.

Foto 4 52

Длина волос воина мало отличалась от прически обычного земледельца. Одно отличие заключалось в том, что воины собирали волосы в низкий хвост около шеи, чтобы удобнее было носить шлем. Поэтому в глубокой древности прически у всех мужчин были с удлиненными локонами до плеч и мало отличались друг от друга разве только по структуре волоса. Шевелюра у славян имела особое сакральное значение, поэтому было греховно сильно ее укорачивать. Длинные волосы были символом силы и красоты, а короткая прическа говорила о безбожной «низкой» натуре человека и поэтому такое решение осуждалось.

Присутствуют ли такие стрижки до сих пор?

Сегодня все современные прически удлиненной формы,без использования особых парикмахерских изысканных техник,можно отнести к славянским стрижкам. Важным штрихом в данном стиле является наличие у мужчины густой бороды.

Foto 5 53

Также сегодня модники часто пользуются формой «горшок», которую также часто применяли славяне. Современные интерпретации данной стрижки немного изменены, но в целом форма остается узнаваемой. Она может дополняться удлиненной челкой или профилированными прядями. От укладки так же зависит конечная форма прически.

Почему все длинные стрижки считаются славянскими?

Славяне считали, что в волосах заключена богатырская сила мужчины, поэтому никогда не состригали их выше плеч. Тогда же, как слишком длинные пряди говорили о небрежности и неопрятности представителя сильного пола, поэтому важно было придерживаться установленных правил. Мужчина являлся силой и опорой у женщины, генератором энергии и защитником. Длинноволосый образ богатыря был описан во многих сказках и рассказах.

Из-за особого отношения к длине волос у славян и осталось мнение, что стрижки с удлиненной формой берут свои корни из истории этого народа.

Фотогалерея

Foto 7 48 Foto 8 47 Foto 9 39

Мужские славянские стрижки были стандартными, а тех, кто отходил от этих стандартов не жаловали во времена древней Руси и даже могли наказать. Опираясь на базовые правила и знания относительно мужских причесок славян можно сказать, что уважение к волосам было обязательным условием. Для человека, который почитает своих предков и свои корни этого правила должно быть достаточно, чтобы коротко не подстригаться!

Источник

«Скоба, калитка, гуменцо, кружок» и другие мужские прически староверов

Мы продолжаем разговор о традиционной одежде и внешности староверов в разные исторические эпохи. На этот раз речь пойдет о мужских прическах, характерных для разных групп староверов. Не секрет, что староверие во все времена большое значение придавало внешнему виду, поскольку считалось, что внешний облик выражает внутреннее состояние.

Не обошло это представление и тему стрижек. Естественно, образцами были стрижки, восходящие к «благочестивой старине». Основа староверческих причесок — это «кружок». То, что нам привычнее называть «под горшок». Но совершенно разные виды «христианских стрижек» существовали в разных согласиях.

%D0%91%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD. %D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80М. И Боткин. Старовер. 1877 год

Федосеевцы носят стрижку «в скобу» или «калиточкой». Волосы отращиваются так, чтобы равномерно закрывали уши и затылок. Спереди же выстригалась челка. Иногда центральная часть челки выстригалась, образуя «калитку» на теменной части головы, выстригались волосы под корень, а иногда выстригалось так называемое «гуменце» (от старорусского «гумно» — ровное место). Последнее было обязательным к носке у тех, кто входит в «собор», то есть является признаком служителя, человека входящего в причт.

Читайте также:  самые сильные персонажи драгон бол

У многих купцов XIX века, выходцев из федосеевской среды, «скоба» продолжала быть основным видом причесок.

%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9 %D0%98%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 %D0%9F%D0%A0%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2Василий Иванович Прохоров %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B0 %D0%93%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0.Портрет купца Гучкова

Аналогичным был вид мужчин в Усть-Цильме (по сообщениям РГО): «Не бреют бороды, волосы обстригают в скобку, у некоторых выстрижена макушка». Н. И. Попов так описывал собрание федосеевцев близ Саратова: «Все мужчины были одеты в длинный халат или поддевку, маковка на голове выстрижена, на лбу спущены волоса».

%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B0Портрет купца

У брачных поморцев более распространена была стрижка «в кружок». Это также считалось признаком конфессионального различия. Воспоминания одного федосеевца: «Когда я впервые остригся в кружок, ко мне подошли старики и сказали: «В кружок у нас стригутся либо брачные, либо Иванушки-дурачки», и больше я так не стригся». Однако, по словам многих поморцев, линия «кружка» должна быть по уровню края ушей или чуть заходить на уши, тогда как «у хохлов» стрижка была выше ушей. Связан этот обычай с указаниями стричь «по слух», то есть до уровня ушей, само собой уровень «кружка» варьировался от обычая. В начале XX века в поморской среде возникает обычай расчесывать волосы на прямой пробор.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 1. %D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D1%81 %D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D1%8B%D0%BC %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC.Наставник с прямым пробором

Корреспонденты РГО сообщают о выстригании волос на макушке по Владимирской области (спасово согласие), Казанской и Калужской губерниях (поморское согласие). У спасовцев это означало «степенность, голову выстригали только женатым… со стриженой маковицей имеют уже голос на мирских сходах, в делах обществ», объяснялся также этот обычай тем, что по завершении крещения священник стриг волосы. Аналогично сообщается и о поморцах: «они более стараются носить одежду старинного покроя и выстригают на голове на самой макушке немного волос в ознаменование крещения… Это у них называется гуменцо».

О серьезности отношении к стрижкам, говорит тот факт, что на соборе спасовцев в д. Кизатовке в 1926 году был установлен запрет на прием ко крещению детей, родители которых «бреют бороду, стригут не по обычаю христианскому головы и курят табак». На соборе поморцев в г. Тюмени 1805 и 1810 годов, наряду с требованиями к благочестивому облику, упоминается и запрет на необычные прически с уточнением: «Власов мужем не растити и никаким образом не украшати».

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 2. %D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F %D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0. %D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8C%D1%8FФотография Дмитриева. Наставник Нижегородья

В соборных постановлениях часовенных староверов содержатся указания «мужам главы сверху постригати, понеже вера истинна гонима есть» (Ирюмский собор 1724 года); «главы своея не украшати, но очищати, сверху остригати» (Тюменский собор 1840 года); «волосы постригать… под кружок» (Приангарское уложение 1956 года). Однако, несмотря на уложения, по фотографиям начала XX века, что далеко не все соблюдали эти предписания.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 3. %D0%A7%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BD%D0%B0 %D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%85 %D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85 1927 %D0%B3%D0%BE%D0%B4Часовенные на Веселых горах, 1927 год

Но в Сибири такая прическа сохраняется до сих пор.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 4. %D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B1%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8B %D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE 20 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0Часовенные Бухтармы, начало XX века %D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 5. %D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%8D%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B8 90%D0%B5 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8BЧасовенные-эвенки, 90-е годы

Таким образом, мы видим, что во многих старообрядческих обществах были распространены похожие стрижки. Особенно удивляет «гуменцо». Давайте попробуем обратиться к более ранним эпохам, чтобы понять, откуда происходит такой обычай.

Обычай стричь волосы на голове — один из древнейших, он существовал у всех народов древности и у каждого народа со своим особым значением. По словам св. Афанасия Александрийского, эллины имели обычай стричь у детей верхнюю часть головы, посвящая волосы своим богам. Римляне побежденным народам стригли волосы, в знак победы над ними. Евреи стригли волосы по окончании обета Богу или в знак глубокой печали. Христиане с самых первых веков христианства стригли себе волосы то в знамение чистоты, то ради посвящения и всецелого пожертвования самим себя на служение Богу. Священники выстригали такую прическу в память тернового венца, покрывавшего главу Христа, волосы на главах своих сверху выстригали, а снизу подстригали, делая таким образом из них нечто похожее на венец. По другой версии — в подражание апостолу Петру, который был в насмешку острижен язычниками.

В западной традиции такая стрижка получила название «тонзура» (от латинского tonsura — стрижка). В русских источниках она получила название «гуменцо», что на христианском востоке, по словам патриарха Софрония, также символизировал терновый венец. Изначально это прическа священнослужителей, в русских реалиях носившая название «поповская плеш», а скуфья, соответственно — «наплешник».

Неизвестно то, как долго практиковалось выстрижение гуменца. И «Скрижаль», изданная при патриархе Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо, как и раньше, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того, как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос». Между тем, это с трудом согласуется с постановлением Московского собора: «протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».

По мнению церковного историка Е. Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось… никак не менее, как до начала XVIII в.». По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствует воспоминания митрополита синодальной церкви Филарета (Дроздова), лично встречавшего священников «с плешью».

Читайте также:  когда появилась гармонь на руси в каком году

О поповском гуменце также сообщал иностранный наблюдатель, Адам Олеарий, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII века:
«Новопоставленный облекается в священническое верхнее платье, которое немногим отличается от мирского. На макушке головы остригаются волосы и полагается на нее суконная шапочка, называемая скуфьею, точно как наша ермолка, плотно обнимающая голову; прочее на голове волосы длинные, как у женщин, отпускаются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они никогда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову».

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 6.1. %D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D1%8B %D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8FФрагмент гравюры Олеария

Сигизмунд Герберштейн, бывший в Москве в XVI веке, пишет, как очевидец, следующее: «Одеяние у них (священников) почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами».

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 6. %D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0 %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8 %D1%81 %D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B0%D0%BC%D0%B8Фрагмент Лицевого Свода «Священники и служители с гуменцами»

По всей видимости, такой обычай пришел на Русь из Византии, поскольку, согласно источникам, он существовал начиная c IV века. Блаженный Иероним упоминает, что священнослужители волосы на голове подстригают в круг, а на темени несколько выстригают по древнему обычаю. А на мозаике VI же века в церкви Козмы и Дамиана в Риме, западные епископы изображены и обстриженными и с гуменцами.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 7. %D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE %D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0Гуменцо. Мозаика

В VII веке обычай клира стричь волосы был общеизвестным и общепринятым. 21-е правило 6-го Вселенского собора говорит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях противных правилам и за cиe подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от него совершенно устраняют себя, — да стригутся по образу клира». А как именно состоящие в клире стригли себе волосы, из правила собора не видно. Но многие визуальные источники указывают на то, что это были разные виды стрижки в куржок и гуменцо.

Совершенно очевидно, что к началу второго тысячелетия кружок с гуменцом становится прической не только священников, но и всего церковного причта. Неслучайно она получила большое распространение у староверов-беспоповцев, поскольку многие оказались в причте моленных.

Остается выяснить, были ли такие прически повсеместно распространены в разные периоды на древнерусских землях? Обратимся к описанию внешности новгородцев в XIV — XV веках из иностранных источников.

В 1413 г. Великий Новгород посетил путешественник Жильбер де Ланнуа, который оставил следующее описание новгородцев: «дамы имеют две косы из своих волос, свисающие за спиной и мужчины одну косу».

Помимо описаний, существует и несколько визуальных источников. В интерьере штральзундской церкви святого Николая, расположенной на Севере Германии, находится уникальный предмет — резная деревянная скамья, изготовленная в 1360-1370-е гг. в Риге. На четырех резных панелях задней стенки скамьи вырезаны сцены из жизни новгородцев той поры, на этих изображениях они охотятся на белок, добывают мед в лесах и занимаются торговлей. Удивителен облик изображенных новгородцев: волосы у них заплетены в две косы, кроме того и борода у них заплетена также в две косы.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 8. %D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1%81 %D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%86%D0%B5%D0%B2 %D0%B8%D0%B7 %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8 %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F %D0%B2 %D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5. 1360 1370 %D0%B5 %D0%B3%D0%B3. %D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82Резная панель с изображением новгородцев из церкви святого Николая в Штральзунде. 1360-1370-е гг. (фрагмент)

Серединой XV в. датируется вырезанное на деревянной панели изображение новгородского купца (в руке он держит шкурку пушного зверя), которая находилась в церкви Девы Марии города Любека. Борода новгородца заплетена в четыре косы, а волосы минимум в две.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 9. %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%86 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86 %D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%BC. %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%B8%D0%B7 %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8 %D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8B %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8 %D0%B3. %D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D0%BA %D1%81%D0%B5%D1%80. XV %D0%B2.Новгородский купец-торговец мехом. Деревянная панель из церкви Девы Марии, г. Любек (сер. XV в.)

Еще одно изображение новгородца мы можем видеть на главном алтаре Мариацкого костела города Кракова. Алтарь создан в 1477-1489 гг. Прическа новгородца здесь скрыта шапкой, в две косы заплетена не борода, а усы.

%D0%A4%D0%9E%D1%82%D0%BE 10. %D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86 %D1%81 %D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8F %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%91%D0%BB%D0%B0 %D0%B3. %D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2 1477 1489 %D0%B3%D0%B3.Новгородец с алтаря Мариацкого костела, г. Краков (1477-1489 гг.)

В любекской церкви Девы Марии есть вырезанная из дерева фигура русского купца, датируемая 1496 г.

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE 11. %D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%86. %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 %D0%B8%D0%B7 %D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8 %D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8B %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8 %D0%B3. %D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D0%BA 1496 %D0%B3.Русский купец. Деревянная скульптура из церкви Девы Марии, г. Любек (1496 г.)

Там новгородец изображается уже как человек среднерусской внешности, то есть имеет бороду без кос и волосы средней длины. Возможно, это отражение политики Ивана III по переселению в Новгород московских бояр. А возможно, считая новгородцев чем-то вроде викингов, иностранцы романтически изображали их.

Что же до жителей Великого княжества московского, то уже упомянутый Герберштейн свидетельствует о распространенной моде среди знати брить головы на татарский манер, прикрывая ее шапочкой-тафьей. О простолюдинах упоминает очень смутно.

Мы не будем углубляться в споры о правдоподобии западных источников, отметим лишь то, что они сходятся в одном — «кружок с гуменцем» не был массовой прической в зрелом и позднем средневековье (чего не скажешь о простом кружке), а был прической церковного причта.
В старообрядческой среде происходит массовый ренессанс этой прически и распространение ее по всем мужчинам общин. Иногда это не просто знак принадлежности к причту, но и просто знак полноправного члена общины (как в случае со спасовцами Владимирщины). Таким образом она приобретает новое значение. Кроме того, в среде феодосиан рождается новый вариант — скоба, когда уши закрыты волосами. Стоит также отметить, что среди некоторых русских старожилов Сибири бытовал обычай опускать волосы на уши после женитьбы.

В настоящее время староверы носят самые разнообразные прически, кто-то стрижется в модных барбершопах, а кто-то посещает обычные парикмахерские, соблюдая одно лишь правило — «выглядеть прилично». Есть и те, кто продолжают носить исторически староверские прически. Стричь или не стричь? В конце концов — выбор за вами!

Источники:

1. «Косы новгородцев»;
2. группа «Злой Московит»;
2. С. Руднев «Нечто о поповских гуменцах».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector