стригольники это в древней руси

Стригольники

230px Kazn strigolnikov

magnify clip

Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) — религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой симонии, отвергали таинства.

Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основными идеологами стригольников считались новгородские дьяконы Никита и Карп.

Содержание

История

Представители Русской Церкви в своих посланиях связывали идеологию еретиков либо с иудеями, либо с происками латинян. Духовенство называло новую ересь «прямой затеей сатаны», её участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». В Никоновской летописи повествуется о зверствах, творимых православной церковью по отношению к борцам со стяжательством и мздоимством в среде церковных служек, а именно о том, как в 1375 г. православные священники потопили в Волхове стригольников-еретиков, в числе которых были представители духовенства, развращавшие своими проповедями простолюдинов (дьякон Карп был сброшен вместе со своим приверженцем Никитой с Великого моста в реку Волхов). Будучи разгромлено в Новгороде, стригольничество нашло себе почву в начале XV века в городе Пскове.

После казни руководителей ереси движение стригольников не прекратило своего существования. Для решения вопроса был созван собор в Новгороде, на котором против еретиков выступал митрополит Киприан, а также представители Константинопольского патриархата.

Вслед за решением Собора светские власти расправились с остатками еретиков. Однако в Пскове стригольники продолжали существовать и в начале XV века.

Вероучение

Происхождение названия

Академик Б. А. Рыбаков, опираясь на сочинение пермского епископа Стефана «Мерило праведное», доказывает, что духовный лидер стригольников диакон Карп после отлучения стал расстригой или стригольником. Отсюда его последователей стали называть «стригольниковыми учениками». Есть версия, что это название было дано сообразно с ремеслом («стригаль сукна» — суконщик) одного из основателей секты

Источник

Стригольники: ересь в ответ на ересь

Ереси бывают разные. Наша родная русская земля тоже отнюдь не была оазисом, свободным от разномыслия. Но все-таки первые самобытные достаточно массовые течения, получившие название ереси, появились на Руси относительно поздно — только в XIV веке. Сегодня речь пойдет о так называемой ереси стригольников — первом крупном еретическом движении на Руси.

265698

По всей видимости, центром ереси был Псков, откуда она быстро переметнулась и в Новгород. Знаменитая Никоновская летопись, памятник XVI века, сообщает о том, что в 1375 году новгородцы расправились с тремя возмутителями спокойствия, в том числе диаконами Карпом и Никитой. Несчастные были сброшены с моста в реку Волхов. Еще за двадцать лет до этих событий с ересью боролся, хоть и безуспешно, архиепископ Моисей. Да и казнь идейных вдохновителей отнюдь не подорвала силы нового течения — даже много лет спустя, в начале XVI века, преподобный Иосиф Волоцкий сталкивался среди монахов с людьми, придерживающихся стригольничьих взглядов.

Точное происхождение названия ереси стригольников установить достаточно сложно. Распространено мнение, что приверженцы этого учения выстригали себе на голове то ли крест, то ли что-то вроде латинской тонзуры. Но по столь заметному внешнему признаку сектантов можно было бы легко вычислить и переловить, а ересь существовала достаточно долго и весьма успешно скрывалась. Скорее всего, название происходит от профессии одного из первых вождей ереси — Карпа, который и был собственно стригольником. Это слово переводится на современный русский то ли как суконщик, то ли как парикмахер. Конечно, сами «парикмахеры» себя так не называли никогда — кличка «стригольники» была налеплена их оппонентами.

История ереси стригольников — это печальная история. Это яркий пример того, что к ереси зачастую приходят хорошие и честные люди, которые могли бы обогатить духовную жизнь той традиции, против которой восстали. Стригольники были бесконечно далеки от древних гностиков, для которых вера Христова была не более чем материалом для собственных странных теорий. Стригольники, хотя их зачастую и ставят в один ряд с другой русской ересью — «жидовствующими», были бесконечно далеки от их лицемерного циничного «гуруизма», от их жажды власти и презрения к простым людям.

Но все же именно древний гностицизм вполне узнаваемо звучит в проповеди самых радикальных вождей нового учения, и именно с более поздней ересью жидовствующих сомкнутся выжившие остатки стригольников.

И лучшие умы Русской Церкви того периода сочли необходимым возвысить свой голос против нового течения, видя в нем огромную угрозу православию. Что же такое проповедовали стригольники, против чего они восставали?

Можно сказать, что стригольников породило очень печальное явление церковной жизни, которое они сами заклеймили как ересь — симония. Проще говоря, повсеместная практика получения церковных должностей за определенную плату. Строго говоря, эта практика была узаконена при императоре Юстиниане Великом еще в VI веке. Все чиновники Византийской империи должны были вносить взнос в государственную казну за свое вступление в должность, а епископы Церкви на тот момент уже были чиновниками Империи. Вопиющее противоречие с древними канонами Церкви, повелевающими лишать сана тех, кто получил его за плату, обходили с присущим Востоку изяществом. Плата-де не за сам священный сан, а лишь за церковную должность, за место, так сказать. Кроме того, это скорее не плата, а благочестивая традиция делать богатые подношения по случаю вступления в должность.

Но честных людей, конечно, тошнило от такой «благочестивой традиции»и столь изящной аргументации. Собственно, протесты против симонии не смолкали в Церкви никогда. Но важно было то, что эти протесты раздавались именно внутри церковного сообщества, люди пытались исправить ситуацию в Церкви, оставаясь в ее лоне. Русскому же христианству всегда был свойственен радикализм и религиозная честность, доходящая до крайности. Как тут не вспомнить святого князя Владимира, крестителя Руси! Он очень перепугал византийских епископов, когда взял да и отменил в своем государстве смертную казнь. Заповедь «не убий» он понял буквально (как, собственно, ее и следует понимать), сказав озадаченным византийцам: Бога боюсь.

Читайте также:  песня это история нашей любви где так любили друг друга мы

Столь же буквально поняли каноны древней Церкви, восходящие еще к апостолам, русские «протестанты»-стригольники. Для них продолжали оставаться актуальными слова, сказанные Христом апостолам: даром получили — даром давайте, не ожидая в ответ ничего. Да и история с Симоном Магом (от имени которого и идет термин «симония»), предлагавшего апостолам деньги за дар Святого Духа и сурово осужденного Петром, заставляла о многом задуматься.

Если епископ получил свой сан, заплатив за него деньги, его рукоположение признается недействительным. Об этом в канонах черным по белому написано. Соответственно, все таинства, которые он совершает — недействительны. Священники, которых он поставил — никакие не священники. «Попы по мзде (то есть за плату — Ред.) поставлены, а митрополит и владыка по мзде же ставлены» — именно так уже даже в конце XV века обосновывали некоторые монахи тот факт, что много лет не приступали к Причастию. Раз нет священника, имеющего право служить литургию — значит, нет и Причастия. Что же это за епископы, учителя благочестия, если они «ядят и пьют с пьяницами и взимают от них злато и сребро и порты (дерут) от живых и мертвых»?… Более того. Вселенские Соборы получивших сан за деньги «везде прокляли и отвергли, а если поставляешься и взимаешь за это, то ты уже извержен, а поставляемый от изверженного никакой пользы не имеет от поставления. И приобщающийся пречистых Таин от него, ведая (т.е. зная, какого он поставления), с ним осудится».

Эти выводы привели стригольников к весьма драматическим последствиям. Русские правдоискатели оказались в плачевном мире, где Церковь, основанная Иисусом Христом и апостолами, уже давным-давно не существует. Епископы, преемники апостолов, отнюдь не являются хранителями Предания Церкви. Очень характерны нападки стригольников на монашество, столь уважаемый на Руси церковный институт. По их мнению, тот ангел, который дал Пахомию Великому первый монашеский устав, был не ангелом, а бесом, потому и явился черным (цвет монашества), а не белым, как подобает ангелу.

Столь радикальной ревизии подверглось все Предание, а в некоторых случаях — и Писание. Митрополит Фотий даже сравнивал стригольников с библейскими саддукеями, поскольку и те, и другие отрицали бессмертие души и воскресение тела. Если это не полемический прием, чего нельзя исключать, то речь, конечно, идет далеко не обо всех стригольниках, а только о самых радикальных.

Читайте также: Ересь «жидовствующих» — элита на прицеле

Как далеко могло завести такое мировоззрение? Ведь весь привычный мир переворачивался с ног на голову! Нет ничего удивительного в том, что к движению стригольничества потянулись силы, издревле враждебные Церкви. О том, что это были за силы и что стало в дальнейшем с ересью стригольников, мы расскажем в следующих статьях рубрики «ересь».

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Ересь стригольников: эхо гностицизма на Руси

Ересь стригольников стала первым крупным отечественным еретическим движением. Средневековая Русь отнюдь не была центром мировых еретических учений, но если уж у нас чем-то увлекаются — так всерьез и с размахом. Все направления религиозной мысли, появлявшиеся на Руси, имели свою неповторимую специфику, и ересь стригольников — яркий тому пример.

266251

Изначально стригольники (это слово, скорее всего, происходит от названия ремесла одного из основателей секты — суконщика или парикмахера Карпа) не восставали против догматов православной веры. Их возмущала симония, то есть практика торговли священными санами, де факто узаконенная в повседневной жизни как Греции, так и Руси. Но выводы делались радикальные: раз все рукоположения совершаются за плату, значит, они не законны и священства как такого нет. Из этой точки начинался бурный полет фантазии некоторых наиболее увлеченных «ересиархов». Впрочем, в наше время очень сложно отделить реальное учение стригольников от тех обвинений, которые возводили на него православные оппоненты.

Важно понимать, что стригольники не были законспирированной сектой, как, например, «жидовствующие» — другая ересь, появившаяся чуть позже в том же регионе в Северной Руси. Скорее это было направление, объединенное непризнанием существующей иерархии и видимой Церкви. Но его участники делали из этой общей посылки самые разнообразные выводы.

Были такие стригольники, которые все же осознавали свою причастность к Церкви, посещали церковные службы. К ним также относились крайне настороженно — как ко внутренним врагам. Были стригольники, очень похожие на появившихся позже протестантов — они признавали лишь авторитет Писания, отвергали церковные обряды и ритуалы, проводили собственные собрания. Но для превращения в полноценное протестантское движение, которое могло бы опередить протестантизм европейский, не хватало, по всей видимости, образования и серьезного знания мировой христианской традиции. Опять же, снова сказался свойственный русской религиозности радикализм — если уж ломать, то «до основанья». Очень скоро дошла очередь и до ревизии Писания.

Так, в числе стригольников были и такие, которые пошли на полный отрыв, отрицали все таинства и каялись не перед Богом, а матери-сырой земле. Как справедливо замечает церковный историк Карташев, тут проявилось скорее не скрытое язычество, а «дьячковское начетничество в богослужебных книгах. В тексте древнерусских молитв на Троицкой вечерне, например, читаем: И тебе, земля-мати согрешил есми душою и телом».

Читайте также:  биография аваз охун тугилган йили

Именно с крайними, наиболее радикальными вариантами стригольничества, совсем далеко зашедшими в отрицании церковной традиции, смыкается не мнимая, а настоящая древняя ересь, веками таившаяся в лоне Церкви, особенно в среде монашества. Дело в том, что еще со времен князя Владимира на Русь стали проникать богумилы, преследуемые в Византии и на Балканах. Русские не были искушены в ересиологии и с благодарностью принимали всех, кто был образован, начитан и говорил им о Боге.

Сведения об изобличении еретиков явно богумильского толка не раз появляются в русских летописях; но все же это были единичные еретики. Богумильство, о котором мы уже писали, восходило к армянскому павликианству, через него — к персидскому манихейству и в конечном итоге к древним гностикам, первым еретикам, с которыми столкнулась Церковь. Их основная идея, причудливо преломляясь, неизменно сводилась к пониманию видимого мира как несовершенного, не Божьего, а то и прямо дьявольского, творения. Как правило, ересям этой группы был свойственен дуализм, то есть противопоставление «доброго» Бога, создателя мира духовного, и злого божества (или же несовершенного существа-неудачника), создателя всего материального. Злое божество еще с времен гностиков, как правило, отождествлялось с Богом Ветхого Завета, а зачастую — и с тем Богом, которому возносит свои молитвы официальная христианская Церковь.

Остается только поражаться тому, как быстро последователи древних гностиков адаптировались на Руси. Таинственным образом они умудрились сомкнуться с язычниками-волхвами, привить им свою странную религиозность. Вот яркое тому свидетельство. После подавления восстания в Ростовской земле в 1071 году, то есть спустя почти 100 лет с момента крещения Руси были пойманы и допрошены волхвы, вожди сопротивления. Удивительно, но они вещают отнюдь не о «вере предков», поруганной «чуждой христианской верой». Они выдают не языческую, а чисто манихейскую, даже гностическую, только переиначенную на русский лад, картину происхождения мира: «Бог после бани вытер свой пот ветошью и бросил ее с неба на землю. Сатана из этого материала сотворил человека, но не мог закончить творения, и сам Бог вложил в немощную плоть душу».

То, что богумилы не исчезли на русской земле, а затаились и передавали свое тайное знание ученикам из поколения в поколение, видно из того, что в проповеди некоторых стригольников отчетливо зазвучали манихейские нотки. Они учили о дуализме, а также о том, что в храмах официальной Церкви не просто нет благодати, а обитает само зло. Этот момент очень важен, так как тут уже звучит никакой не протестантизм, а богумильский миф о Сатанаиле, изгнанном Христом из Соломонова Храма в Иерусалиме и позже вселившемся в Храм Святой Софии, построенный «новым Соломоном», императором Юстинианом Великим.

Впрочем, к чести стригольников надо сказать, что подобных «экстремистов» среди них было сравнительно немного. Основную массу участников движения стригольничества продажность церковной иерархии волновала куда больше вопросов дуализма.

Преследования со стороны властей стригольники переносили, явно вдохновляясь образом первых христианских мучеников. Сообщается, что они во время допросов возводили глаза на небо и говорили, что видят Бога — по примеру первомученика диакона Стефана.

История ереси стригольников очень поучительна. Пугает скорость, с которой средневековые правдолюбцы перешли от требований соблюдать букву церковных канонов к полному отрыву от христианской традиции. Что и говорить — на эти же грабли на протяжении всей истории Церкви, в том числе и Русской Церкви, наступали не раз!

Как оформленное движение ересь стригольников прекратила свое существование к началу XVI века во время гонений на «жидовствующих». Но уже за много лет до этих событий о стригольниках было практически не слышно. Однако те проблемы, которые вызвали стригольничество к жизни, к сожалению, отнюдь не решены в церковной практике и по сей день. Уход из Церкви, пораженной грехами — на первый взгляд самый простой и правильный путь. Но на деле он оборачивается лишь умножением «церквей» — а грехи никуда не деваются.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Стригольники: что нужно знать о «протестантах» Средневековой Руси

4840f541 5545 4734 b894 284db4c3a8e4 large 1 2

В XIV столетии на Руси властвовала безнравственность представителей духовенства. Такое положение дел не устраивало ни прихожан, ни некоторых рядовых служителей церкви. Их недовольство возрастало и со временем превратилось в полноценное движение – стригольничество.

Греховные служители церкви

В XIII столетии в рядах священнослужителей русской православной церкви начал наблюдаться раздор. Ситуация возникла из-за того, что одна половина духовенства злоупотребляла собственным положением. Остальные же оказались крайне недовольны подобным отношением, и считали, что их «братья» поддаются греху. Самым главным среди грехов на тот момент считалась симония – торговля церковными должностями. В связи с этим Владимирский собор, который был в то время высшим религиозным органом иерархического управления, даже распорядился об установлении фиксированной цены. В итоге, симония так и не была отменена, а новоиспеченные священники и дьяконы обязывались выплачивать некую сумму при вступлении в свои обязанности.

Протоиерей из Новгорода Вавила был одним из тех, кто был против оплаты сана. В результате он в 1311 году вдохновил местного епископа Тверскиго Андрея на активные действия. Тот при поддержке небольшого количества мирян и честного духовенства обвинил митрополита из Киева Петра в грехопадении. Эта небольшая группа людей обратилась и к Константинопольскому Патриарху с соответствующей жалобой.

Свидетель тех событий, Василий Татищев, описывал свои впечатления от уведенного: «Вавила, будучи еретиком и протопопом появился в городе. К нему примкнул простой люд и церковный причт, а помогал ему епископ Андрей. И слышались возгласы «рай на земле исчез». Монашеский чин поддавался порицанию и назывался сатанинским учением».

Читайте также:  соловецкие острова страницы истории rtg

Со временем действия архиереев начали критиковать и светские личности. Сам князь Дмитрий Иванович звал их «продажными греками». Подобная ситуация наибольшим образом повлияла на низшие сословия духовенства. Именно оттуда и начался раскол, который повлек за собой образование стригольников. Проповедники движения развернули изначально свою деятельность в Новгороде, где на тот момент пребывал архиепископ Моисей, котрый все свои силы и средства отправлял на борьбу с еретиками.

Первые писания о стригольниках датированы серединой XIV столетия. Священнослужитель Иосиф Волоцкий в своей работе «Просветитель» утверждал, что они появились в городе Псков: «Был мужчина, наполненный гнусными помыслами. Называли его Карп. Владел мастерством стригольника. Этот окаянный муж стал прародителем мерзкой и прескверной ереси».

Еретики-парикмахеры

Термин «стригольник» по сей день вызывает бурные споры среди историков. Существует несколько версий его происхождения. Первая гипотеза утверждает, что название непосредственно связанно со стрижкой, которую имели представители движения. Предполагается, что она была схожа с католической тонзурой. Вторая – говорит, что некоторые участники были мастерами стрижки овец.

Также есть версия, что «стригольник» — понятие, которое имеет еврейские корни и означает «скрывать» или «быть изгнанным». Некоторые полагают, что слово связанно с процессом пострига в низший духовный сан (причетники). Рыбаков, изучающий данный вопрос говорит, что Карп, прежде чем стать одним из родоначальников движения, был расстрижен. Иными словами, его превратили в расстригу или стригольника.

Самая правдоподобная теория принадлежит профессору истории Евгению Голубинскому. Он выяснил, что стригольник – это тот самый цирюльник. Только стриг он исключительно волосы на голове. На Киевской Руси брить бороду запрещалось аж до времен правления Пера І.

Суть существования движения

Исследователи стригольнического движения несколько скептически относятся к их деятельности. Они утверждают, что их учение не имело четкой направленности. А действия, в большинстве случаев, основывались на критике церковных порядков. Стригольники утверждали, что все священнослужители были автоматически лишены своей благодати из-за того, что симония была одобрена их верхушкой.

Представители стригольничества активно обвиняли всех представителей церкви в «духопродавчестве». По их мнению, существовал лишь единственный способ очистится от греха – отречься от сана и церкви. Карп говорил, что если местный священнослужитель не подготовлен, то его обязанности может взять на себя любой из мирян, обученный грамоте и нравственности. А таких людей в городах Новгород и Псков было немало судя по большому количеству найденных грамот.

Философия движения опиралась на острые писания некого монаха с Твери Акиндина. В своих трудах тот эмоционально описывал необходимость симонии. В многочисленных цитатах говорил о роковых последствиях ее исчезновения. Стефан Пермский (епископ), который был противником стригольников, заявлял, что среди участников не было ни единого священника или епископа. Ни один из них никогда не проводил евхаристию и поэтому не может знать всю суть тяжелой работы Церкви.

Активное подавление движения

В царь-книге Иона Грозного под названием «Лицевой свод» присутствует изображение, которое описывает события 1375 года. Рисунки показывают группу людей, сбрасывающую в воду двух связанных жертв. Неподалеку от них стоят еще пятеро, ожидающих своей участи. Под изображением есть пояснение, которое говорит о том, что миниатюра показывает процесс казни родоначальников стригольников.

Борис Рыбаков на этот счет поделился собственным мнением. Он утверждал, что казнь не состоялась бы без разрешения главы Церкви. На время казни им был служитель из киевского Софийского собора – ключарь Алексей.

Последнее дыхание движения

Несмотря на свою живучесть и наличие последователей религиозное движение не было сильно распространено среди верующего народа. Основной причиной этому были строгие нравственные критерии к каждому.

После информации о смерти Карпа его последователи исчезают из летописей, и только в 16 году XV столетия появляется информация о них. Митрополит из Киева Фотий вскользь упомянул в своем послании к псковским служителям о стригольниках. Он призывал простой народ бороться с местными сектантами с таким же усердием, которым обладали стригольники. Диаконов, которые рассматривали еретические взгляды, Фотий хотел отдавать в руки народного правосудия. Однако, под конец своих писаний он несколько пересмотрел взгляды. Митрополит осознал, что смертная казнь часто оказывается безрезультатной. А на сознание больше действует длительное заточение.

О стригольниках после 1492 года вовсе нет упоминаний ни в документации церквей, ни в летописях. С 30-ых по 50-ые года XV столетия все больше были заняты обсуждением событий, которые повлекла за собой Флорентийская уния. Она, как известно, сильно повлияла на жизнь православия. После XV века И. Волоцкий и его «Просветитель» говорит о том, что ересь была уничтожена только после полного истребления стригольников.

Анализ деятельности стригольников

Некоторые исследователи полагают, что движение имело дуалистическое мировоззрение. А этот факт приближает их с участниками антиклерикального религиозного движения, действовавшего в средние века в Европе. Но в отличие от европейцев они так и не сумели разработать собственную систему работы.

Федор Успенский – профессор и академик, специализирующийся на византийской истории и культуре – писал, что они, как богомилы пренебрегали всеми институтами Церкви. Мало того, считали ее сословие ненужным. Отвергали полностью культ иконы и молитву, не признавали необходимость в причастии. Не считали нужным посещать церковь, считая ее обителью зла.

Евгений Голубинский в свою очередь защищает движение, утверждая, что его участники боролись с главными пороками священнослужителей. Марина Каретникова в книге под названием «Русское богоискательство» сообщает о том, что после освобождения Руси от навалы Золотой орды сменилась и религия. На смену русскому православию пришло православие Москвы, обладающее большим количеством недостатков. Стригольники в связи с этим стремились вернуть простоту русской религии.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
KINOBAZA24.RU - информационный портал об известных людях
Adblock
detector