стремянная 20 история дома

Стремянная, 20: Сказка Германа Гримма

1

Дом с башенкой и причудливой архитектурой на Стремянной, 20, построил человек по имени Герман Гримм. И хоть к знаменитым сказочникам он не имел никакого отношения, здание, возведенное по его проекту, почему-то получилось похожим на замок из немецкой сказки. Возможно, это случайное совпадение и академику архитектуры просто нравилась кирпичная готика, а, может, фамилия все-таки сделала свое дело.

Дом с башенкой и причудливой архитектурой на Стремянной, 20, построил человек по имени Герман Гримм. И хоть к знаменитым сказочникам он не имел никакого отношения, здание, возведенное по его проекту, почему-то получилось похожим на замок из немецкой сказки. Возможно, это случайное совпадение и академику архитектуры просто нравилась кирпичная готика, а, может, фамилия все-таки сделала свое дело.

Дом из золотого кирпича

Этот дом появился на пересечении улиц Марата и Стремянной в 1902 году — напротив храма Пресвятой Троицы, который чуть раньше был построен на деньги Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православия. Оно в свою очередь было создано на средства петербургских купцов — выходцев из Ярославля.

Такими изобразил российских купцов художник Борис Кустодиев

Они же позаботились и о том, чтобы на другой стороне улице — на Стремянной, 20, возвести здание приходской школы, бесплатной библиотеки и книжного склада для продажи по низкой цене книг религиозно-нравственного содержания. Представители самого богатого и влиятельного землячества в Петербурге в большинстве своем вели родословную от крепостных крестьян, и пробиваться к финансовым вершинам им приходилось вопреки своей необразованности. Поэтому ценность образования они хорошо понимали, считали свои долгом активно просвещать народ и помогать бедным и выполняли эту миссию вплоть до Октябрьской революции.

Строили они много — в основном церкви и богоугодные заведения, и почти во все свои проекты приглашали популярного в то время петербургского архитектора Германа Гримма. Он был известен как представитель неорусского стиля и модерна, и лишь в некоторых своих проектах использовал готические мотивы.

Известный петербургский архитектор Герман Гримм — почитатель неорусского стиля и модерна

А вот дом на Стремянной Гримм практически полностью сделал как классический образец кирпичной северогерманской готики. Гладкий рельеф фасада не обременен украшениями, но при этом архитектор широко использовал возможности орнаментальной кладки и применил популярный для этого стиля прием структуризации плоскостей фасада за счет чередования разных отделочных материалов — в данном случае, серого камня и кирпича необычного золотого цвета.

Рецепт «золотых кирпичей» на фасаде дома 20 по улице Стремянная, к сожалению, утерян

Да-да, это не опечатка. Большая часть фасада дома действительно отделана золотистым кирпичом, благодаря чему в солнечные дни от здания исходит характерное свечение. Еще ярче светятся выложенные мозаикой на уровне второго этажа золоченые буквы «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения». Надпись изготовлена из сусального золота, а вот какой именно компонент был добавлен в состав кирпича для того, чтобы он приобрел золотой оттенок, узнать не удалось.

Надпись на уровне второго этажа выполнена в технике мозаики

В северогерманской готической архитектуре такой кирпич никогда не применяли, равно как и площадку перед входом в здание ни при каких обстоятельствах не делали в виде крыльца. Золото и пузатые резные колонны характерны для неорусского течения в архитектуре, которое Герман Гримм очень любил — причем до такой степени, что не смог удержаться, и даже в этот проект ввел его элементы. Но, как это ни странно, казалось бы абсолютно не пересекающиеся стили совсем не спорят друг с другом и смотрятся абсолютно гармонично.

На солнечной стороне улицы

Со времени постройки дома прошло более века. За это время на улице Стремянной очень многое изменилось. Сначала исчезла церковь Пресвятой Троицы, на месте которой в семидесятые были построены знаменитые Невские Бани. Но и им, несмотря на всеобщую любовь петербуржцев, не суждено было стоять вечно на этом месте — в году здесь возвели многофункциональный центр. А вот удивительный дом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, стоящий на другой, солнечной, стороне улицы, не просто сохранился, но даже не изменил своего функционального назначения.

На месте церкви в годы появились знаменитые Невские Бани

Как и в начале XX века, здесь по-прежнему располагается библиотека. Это, конечно, не та бесплатная читальня, которая была основана силами Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Современная библиотека «На Стремянной» возникла в 1928 году как передвижной фонд, состоявший из книг, подаренных жителями Центрального района. В помещение на Стремянной, 20, фонд был переведен в 1951 году по решению Куйбышевского райисполкома.

Большинство квартир в «доме с башенкой» — по-прежнему «коммуналки»

На верхних же этажах дома находятся жилые квартиры. По преимуществу — коммунальные, комнаты в которых активно продаются и сдаются. Диапазон цен, которые запрашиваются хозяевами, на удивление велик. Есть вполне адекватные — по 63 тыс. рублей за кв. м, а есть и такие, которые у потенциальных покупателей ничего кроме недоумения вызвать не могут. Так, комната площадью 22 кв. м в трехкомнатной квартире предлагается за 2,3 млн рублей. То есть, квадратный метр оценивается в 105 тыс. рублей. В этом районе за такие деньги, как правило, предлагаются полноценные отдельные квартиры в хорошем состоянии. Впрочем, владельцы коммунальных комнат в центре Петербурга никогда не отличались реалистичным подходом в вопросах продажи собственной недвижимости.

Читайте также:  плюсы и минусы крещения руси

Татьяна Елекоева, санкт-петербургский обозреватель портала ГдеЭтотДом.РУ

Источник

thumb0 21 21690

Доходный дом Самойловых

Мемориальный музей-квартира актеров Самойловых

Дом соединен сквозной галереей с домом на Невском пр., 57

Дом связан с жизнью актерской династии Самойловых. В 1860-х гг. Самойлов приобрел дом у коллежского асессора Богданова.

Василий Михайлович Самойлов (1782-1839) вопреки желанию отца оставил церковный хор в Москве и пешком пришел в Петербург, где поступил певцом на сцену Большого театра. Его жена Софья Васильевна Черникова была оперной актрисой, а дети – Василий, Вера, Надежда, Мария и Петр стали драматическими артистами. Особенно известен был Василий Васильевич (1812-1887). Внуку родоначальника династии Павлу Васильевичу (1866-1931) в советское время было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а внучка (по дочери Вере) Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова (1866-1948) стала народной артисткой СССР. Вся сценическая жизнь этой семьи была связана с Александринским театром – театром драмы им. А. С. Пушкина.

В советское время располагалось Центральное правление научно-технического общества электротехнической промышленности.

(из статьи В. Васильева «Стремянная улица» в «Блокноте агитатора»)

thumb 21 21691

(ВП Отд. IV на 1894 г. стб.364, на 1896 стб.298, на 1899 г. стб. 384, на 1901 г. стб.368, на 1905 г. стб. 378,

на 1908 г. стб.418, на 1913 г. стб.372, на 1916 г. стб. 383, на 1917 г. стб. 378) (добавил: Наталия )

Актерская звезда Надежды Васильевны Самойловой (1818-1899) была неотделима от популярнейшего в николаевское время жанра музыкального водевиля. Именно здесь с неподражаемым блеском проявлялись индивидуальные свойства таланта актрисы: ее прекрасный голос, позволявший с успехом выступать в некоторых оперных постановках, и исключительная способность к имитации. В расчете на эти возможности специально для Надежды Самойловой создавались целые пьесы. Двадцать лет имя г-жи Самойловой не сходило с афиш Александринского театра. Эта замечательная водевильная актриса практически не знала в своем амплуа конкуренции, кроме знаменитой, но рано ушедшей из жизни В. Н. Асенковой.

Вера Васильевна Самойлова (1824-1880) наделенная от природы изящной одухотворенностью и сдержанным самоуглубленным темпераментом, стала, в отличии от сестры, актрисой драматической, прекрасной исполнительницей тонких психологических ролей высокой комедии. Простота и естественность, искренность и психологическая глубина были присущи ее исполнению. Среди пьес, принесших актрисе особый успех – «Горе от ума» А. Грибоедова и две одноактные комедии И. Тургенева, написанные специально для Веры Самойловой «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвется».

Интересно отметить, что с именами сестер Самойловых, истинных любимиц публики, связано рождение такого театрального ритуала, как поднесение актерам после спектакля, при открытом занавесе, подарков, собранных по подписке.

Василий Васильевич Самойлов (1812-1887) ставший из всей династии наиболее знаменитым, в юности не стремился к актерской профессии; напротив, получив образование в Петербургском Горном корпусе, он успешно начинал карьеру чиновника Морского министерства. Согласно воспоминаниям Самойлова, его оперный дебют в 1834 г. состоялся благодаря настойчивому пожеланию самого Николая I. После нескольких выступлений в опере актер был определен в драматическую труппу и его дальнейшая судьба неразрывно связана с Александринской сценой. Более 40 лет жизни актера было отдано этому театру. Василий Васильевич наряду с М. М. Щепкиным, А. Е. Мартыновым, стал одним из зачинателей нового, реалистического направления в русском сценическом искусстве. Его талант ярче всего проявлялся в создании характерных типических образов, в удивительных сценических перевоплощениях (не случайно Самойлова называли «актером-оборотнем», «Протеем»). Талант актера был многогранен: от прекрасно пел, сочинял музыку к романсам, увлекался живописью.

(Из аннотации музея; добавил: Наталия)

(ВПб на 1910. O. III. C. 142, на 1911. С. 147, на 1912. С. 146) (добавил Val 39 )

В 1871-1878 г. жил хирург Николай Васильевич Склифосовский

После Октябрского переворота 1917 г. в доме располагалось издательство П. П. Сойкина, которое в 1930 г. влилось в Леноблиздат.

Насколько известно, и типография, и издательство П. П. Сойкина «после Октября 1917» были секвестированы: типография постан. СНХ Сев. р-на от 4 апр. 1918 г.

16 ноября 1930 г. изд-во влилось в Ленинградское областное издательство, котрое продолжило выпуск журнала «Вестник знания» и ряда книг, подготовленных к печати Сойкиным.

thumb 68 70434

thumb 68 70433

Мемориальный музей-квартира
актеров Самойловых.

thumb 68 70436

thumb 211 216751

3 зала посвящены
театральной семье
Самойловых.

thumb 211 216752

thumb 211 216753

Портретный зал.
Посвящен артистам
Александринского театра.

thumb 211 216754

thumb 211 216755

thumb 211 216756

thumb 211 216757

Личные вещи Савиной.

thumb 211 216758

Мемориальная гостиная.
Зал посвящен династии
семьи Самойловых.

thumb 211 216759

thumb 211 216760

thumb 211 216761

thumb 211 216762

thumb 211 216763

Генеалогическое
древо рода
Самойловых
(копия художника
А.Бенуа. 1923 г.)

thumb 211 216764

thumb 211 216765

Портрет
П. В. Самойлов
в детстве
1870-е гг.

thumb 211 216766

thumb 211 216767

thumb 211 216779

Печь в «Кабинете
Василия Самойлова».

thumb 211 216768

thumb 211 216769

thumb 211 216770

thumb 211 216771

thumb 211 216776

thumb 211 216782

Выставка, посвященная
театральной династии
Фрейндлих.

thumb 211 216775

thumb 211 216774

thumb 338 346665

thumb 338 346666

thumb 338 346667

thumb 338 346668

thumb 338 346669

thumb 338 346678

thumb 338 346680

thumb 338 346679

Гримировальный
ящик
В. В. Самойлова

thumb 338 346670

Выставка «Звезды
русского балета»

thumb 338 346671

thumb 338 346672

thumb 338 346673

thumb 338 346674

thumb 338 346675

thumb 338 346676

thumb 338 346677

* На камине адрес (композиция А. и И. Шарлеманей), приподнесенный к 30-летнему юбилею сценической деятельности В. В. Самойлова

Мемориальный музей-квартира актеров Самойловых

Выдающийся артист драмы Василий Васильевич Самойлов жил и умер в 1887 г. в доме № 8 по Стремянной ул. Мемориальная доска Самойлову В. В.
«В этом доме жил и 28 марта 1887 г. скончался драматический артист Василий Васильевич Самойлов». 1950. Мрамор.

Дом, где с 1869 г. жил и в 1887 г. умер актер Самойлов Василий Васильевич. Памятник истории местного значения (З-н Спб №174-27)

Источник

Стремянная улица

Не удивляйтесь, что текст этой передачи больше напоминает конспект. Так случилось…

Читайте также:  изучение истории экономических учений позволяет выявить что экономической науке присуще

1730-е годы – служащие Дворцового ведомства. Кузнечный, Поварской, Хлебный (Дмитровский), Свечной, Стремянная (с 1730 по 1783 годы носила и второе название – Ведерная).

1881 год – убийство Александра II. 4 июня 1881 года молебен перед Казанской иконой Божией Матери в Казанском соборе, было основано Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви. Цель: распространение во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии, посредством бесед, чтений и издания литературы. Беседы – после службы в храмах и среди рабочих.

1891 год – «ознаменовать 10-летнюю годовщину постройкой храма и зала для духовных бесед». Угол Стремянной и Николаевской. Участок для церкви пожертвовал купец Евграф Балясов + 150 тыс. руб. на строительство. Каменный храм заложен в Троицын день 16 июня 1891 года. Архитектор Н. Никонов. Стиль московских церквей XVII века. Церковь отделана желтым глазурованным кирпичом, на фасаде – 39 изразцовых икон. В 1894 году освятили. В 1895 открылся и примыкающий к церкви зал для бесед. Освятил его о. Иоанн Кронштадтский.

1900–1901 годы – Стремянная ул., 20, здание для размещения приходской школы, библиотеки, книжного склада и магазина духовно-просветительской литературы. Архитекторы Густав фон Голи и Герман Гримм. (Они же – авторы проекта церкви Вознесения Христова на Обводном, рядом с Варшавским вокзалом.)

Наша церковь – костромская, так как Евграф Балясов был выходцем из Костромы. На ежегодный молебен 14 февраля собирались костромичи, жившие в столице.

После революции. Расстрелян служивший в церкви протоиерей Дмитрий Федорович Гидаспов. (на заре перестройки был такой политический деятель Борис Гидаспов, первый секретарь обкома что ли, уже не помню. Это внук – протоиерея). Храм закрыт в 1936 году, снесен в 1964–1968 годах. В 1970-х – уродливые «Невские бани». (Колокольная ул., 11 – дом, также облицованный глазурованным кирпичом, с цветными вставками. Доходный дом арх. Н. Никонова – автора Троицкой церкви. Похожи.)

Стремянная ул., 11. Алексей Бубырь и Николай Васильев. 1906–1907 годы. (Дома на Бассейной у Мальцевского рынка, дом у Египетского моста напротив гостиницы «Советская». Похожи. «Северный модерн».) Потом дом купил Бубырь (его квартира на 6-ом этаже, окна на Стремянную), а с 1917 года жил и Васильев. Северный модерн – романтичный стиль, связанный со Швецией и Финляндией. Север – ассоциации – суровый, спокойный, величественный. Дом – красный финляндский гранит под необработанный камень, вытянутые в длину окна, почти бойницы, северные животные и птицы, как бы из скандинавских саг. Два ворона у входа – вороны Одина. Они летают по свету и рассказывают богу обо всем. Удобные квартиры по 3 на площадке в 7, 5 и 3 комнаты.

Стремянная ул., 12. Во дворе – типография Траншеля – 1873 год – архитектор Василий фон Геккер. В 1892 году типографию и дом при ней покупает Петр Петрович Сойкин и перестраивает дом № 12. Архитектор Александр Миняев.

Петр Петрович Сойкин (1862–1938). Начал свою деловую карьеру с должности управляющего железнодорожно-банковской типографией. В 1885 году приобрел небольшую типографию на Вознесенском пр., 51, в 1889 году вступил в купцы 2-й гильдии и начал издавать журнал «Природа и люди». Колоссальная популярность книг Сойкина из серии «Библиотека романов. Приключения на суше и на море» – Майн Рид, Конан-Дойль, Жюль Верн, Дюма, Герберт Уэллс и др. В 1892 году покупает дом и типографию на Стремянной и расширяет дело. Научно-популярные книги – «Полезная библиотека», «Народный университет», журнал «Научное обозрение» и т. д. (Прообразы нашей «Науки и жизни», сборников «На суше и на море».) Жил на Стремянной, 12. Шестеро детей. В 1918 году типография и издательство были национализированы, НЭП – пытался продолжать, арендовал типографию, но все скоро закончилось.

Вопросы: судьба Сойкина (1938?). Его дети – Петр (1886–?), Георгий (1895–?), Лев (1898–?), Леонид (1903–?), дочери Екатерина, Августа и Ирина…

Я готовила эту передачу в марте 2006 года. Мы с Виктором Михайловичем договорились, что запишем ее сразу после 8 марта. Но утром 4 марта мне позвонили…

Светлая память Вам, Виктор Михайлович!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Улица

Улица Эти женщины ничего не боятся. Профессионально обученные похоти, они бросаются на всякого, кто кажется им легкой добычей, расхваливают себя, ведут похабные разговоры, так что потенциальный клиент просто захлебывается в развратных мыслях. Девушки хотят его, хотят его

Улица

Улица Улица имела весьма оживленный и живописный вид, о каком мы в своих больших городах не имеем ни малейшего представления. На улице в буквальном смысле жили, на улице работали, на улице обсуждали деловые и политические вопросы, на улице проводили большую часть дня — с

Глава 7 Офицерская (декабристов) улица. Юсуповский дворец. Фонарный переулок. Конногвардейский бульвар. Большая Морская улица

Глава 7 Офицерская (декабристов) улица. Юсуповский дворец. Фонарный переулок. Конногвардейский бульвар. Большая Морская улица «Козлиная песнь» и Костя Ротиков. — Граффити в питерских туалетах. — Дворец великого князя Александра Михайловича. — «Демидрон». — Адреса А. А.

Глава 16 Аничков мост. Троицкая (Рубинштейна) улица. Николаевская (Марата) улица. Владимирский проспект. Фонтанный дом

Глава 16 Аничков мост. Троицкая (Рубинштейна) улица. Николаевская (Марата) улица. Владимирский проспект. Фонтанный дом Идеал конской красоты в эпоху Николая I. — Великий князь Николай Александрович и князь В. П. Мещерский. — Родственные связи князя А. М.

Глава 18 Михайловский замок. Пантелеймоновская (Пестеля) улица. Моховая улица. Сергиевская (Чайковского) улица

Глава 18 Михайловский замок. Пантелеймоновская (Пестеля) улица. Моховая улица. Сергиевская (Чайковского) улица Путешествующие статуи. — Хлыстовские радения. — Скопец Кондратий Селиванов. — Святой епископ Игнатий и схимомонах Михаил. — Рассуждения В. В. Розанова. — Где

Читайте также:  когда началось новейшее время в истории

Глава 19 Соляной переулок. Рыночная (Гангутская) улица. Бассейная (Некрасова) улица. Литейный проспект

Глава 19 Соляной переулок. Рыночная (Гангутская) улица. Бассейная (Некрасова) улица. Литейный проспект Встреча в Булонском лесу. — В. А. Верещагин и П. П. Вейнер. — Услуги В. А. Ратькова-Рожнова И. Ф. Громову. — «Лицея день заветный» как пункт обвинения. — «Старые годы». —

Глава 2 «Улица, улица… Тени беззвучно спешащих…»

Глава 2 «Улица, улица… Тени беззвучно спешащих…» Среди участков и кварталов, сохранивших своеобразный колорит Коломны, особо выделяется Офицерская улица – ровесница нашего города, вобравшая в себя многовековую историю Петербурга.Расположенная до 1917 года в

Источник

Утраченная Троицкая церковь в Петербурге на Стремянной — история

Троицкая церковь на Стремянной улице была одной из старейших в Петербурге.

Здание было выполнено по проекту архитектора Никонова Николая Никитича в период 1890-1893 г. и снесено в 1964 г.

Впоследствии на месте Троицкой церкви были построены Невские бани, а затем и их снесли для постройки нового здания, которое сейчас и находится на этой территории.

11 24Фото: «Citywalls»

Изначально между улицей Марата и Владимирским проспектом некогда находились Дворцовые слободы, где жили низшие придворные служащие, а затем на участке располагался трактир и постоялый двор. В середине XIX в. здесь стоял четырехэтажный дом, принадлежавший купцу Гусеву.

Знаменитый русский писатель, поэт, публицист и драматург И. С. Тургенев жил в этом доме с декабря 1842 г. по май 1846 г. Именно здесь он написал поэму «Параша», вышедшую отдельной книжкой в апреле 1843 г. за подписью «Т.Л.» (Тургенев-Лутовинов).

Сам Тургенев впоследствии писал: «около пасхи 1843 года в Петербурге произошло событие и само по себе крайне незначительные и давным-давно поглощенное всеобщим забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т. Л., под названием «Параша». Этот Т. Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще».

Вернемся к истории возникновения непосредственно церкви. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви «с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии» было организовано 4 апреля 1881 г.

Приближающийся десятилетний юбилей Общество решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках.

14 23Фото: «Citywalls» Новый храм Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в СПБ. Гравюра Вейермана

Покупку участка и строительство будущей Троицкой церкви профинансировал Евграф Федорович Балясов. На строительство церкви он пожертвовал 150 тыс. руб.

Таким образом, 9 июня 1891 была освящена часовня, а полгода спустя, 18 ноября — временный деревянный храм, украшенный пожертвованными иконами.

16 июня 1891 г., за неделю до Троицы, был заложен каменный храм на 1500 человек. Епископ Нарвский Никон прошёл с крестным ходом с чудотворной иконой из Казанского собора.

Храм сооружался в неорусском стиле XVII в. по проекту Н. Н. Никонова.

16 29Фото: «Citywalls» Стремянная ул., 21/Марата ул., 5 22 29Фото: «Citywalls»

Через два года, 8 ноября 1893, митрополит Палладий освятил главный его придел, 5 декабря — придел иконы «Утоли моя печали». Последний придел — Всех Святых — 12 июня 1894.

Внешняя отделка здания желтым глазурованным кирпичом и установка на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо продолжались и после.

Далее деревянная церковь была перенесена к Варшавскому вокзалу — церковь Воскресения Христова. На ее месте был построен примыкавший к церкви зал для бесед. Выстраивали его под руководством С. П. Кондратьева, в 1894–1895, по измененному проекту Никонова.

Он открылся 14 ноября 1895 беседой о. Иоанна Кронштадтского и получил имя скончавшегося протоиерея М. И. Соколова, одного из основателей Общества.

В 1900–1901 по проекту Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримма на Стремянной ул., 20, был возведен дом Общества, где разместились приходская школа, библиотека, книжный склад и магазин.

17 29Фото: «Citywalls» 18 32Фото: «Citywalls»

Вначале постоянный иконостас из дуба стоял только в главном приделе, но в следующие пять лет такие же иконостасы установили и в боковых приделах. В 1906–1907 иконописцы мастерской Ф. Е. Егорова под руководством проф. Н. В. Покровского расписали интерьер на деньги, пожертвованные старостой Д. Л. Парфеновым (см. ул. Марата, 7).

Еще раньше, в 1903 году, из золоченой бронзы была сделана гробница для плащаницы, украшенная серебряными рельефами.

В 1902 году в данном храме на базе народного хора, в котором насчитывалось до 150 человек, по инициативе известного регента и композитора А. А. Архангельского возникло Церковно-певческое общество, много содействовавшее развитию храмового пения в столице.

Ежегодно, 14 февраля, в церкви собирались и служили молебен жившие в столице костромичи. В начале XX в. здесь начались новогодние молебны.

19 29Фото: «Citywalls» 21 31Фото: «Citywalls» 1937. Церковь Троицы Живоначальной.

С самого освящения и до революции настоятелем этого главного храма Общества был протоиерей Павел Николаевич Лахостский, редактор «Санкт-Петербургского духовного вестника» и «Православно-русского слова», который после всенощной всегда вел в храме назидательные беседы.

После революции храм сделан приходским. В 1920-1921 службы временно совершались в доме Общества.

20 29Фото: «Citywalls»

23 31Фото: «Citywalls» Вид церкви в 1950-х — 1960-х 24 25Фото: «Citywalls» Кадр из кинохроники взято из фильма «Блокада» (2005) 25 24Фото: «Citywalls» Незадолго до сноса 26 20Фото: «Citywalls» 27 21Фото: «Citywalls» 28 25Фото: «Citywalls»

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector